Основоположником школы классической политэкономии является. Смотреть что такое "Классическая школа политэкономии" в других словарях. Английская классическая политическая экономия

Бюджетный процесс на уровне субъекта РФ - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность субъекта РФ по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета субъекта РФ, его исполнению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс на уровне субъектов РФ осуществляется по принципам и стадиям, присущим бюджетным процессам других уровней: 1) составление проекта бюджета; 2} рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Детальное регулирование бюджетного процесса на региональном уровне осуществляется нормативными правовыми актами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством. Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ разрабатывает на своей территории порядок и условия представления проекта соответствующего бюджета, рассмотрения проекта бюджета, утверждения бюджета, его уточнения в ходе исполнения. Названный порядок закрепляется в законе о бюджетном процессе соответствующего субъекта РФ, нормы которого не должны противоречить федеральным нормативным финансово-правовым актам (например, Закон Омской области от 08.10.2007 № 952-03 «О бюджетном процессе в Омской области»; Закон Забайкальского края от 07.04.2009 № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» и др.).

1. Составление проекта бюджета. Составлению проекта бюджета субъекта РФ предшествует разработка прогнозов, планов развития и целевых программ соответствующего региона. На основании этих расчетов исполнительный орган государственной власти составляет проект бюджета субъекта РФ и вносит его на рассмотрение соответствующего представительного органа власти согласно п. 1 ст. 185 БК не позднее 1 ноября текущего года. Конкретные сроки внесения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти субъекта РФ самостоятельно. Правительство РФ до начала очередного финансового года доводит до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на следующий год. Минфин России организует работу по доведению до законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год. Федеральные органы власти устанавливают единые для всех территорий нормативы отчислений от регулирующих налогов и объемы финансовой помощи по каждому нуждающемуся субъекту РФ. В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ предоставляют федеральным исполнительным органам государственной власти отчеты об исполнении бюджетов за прошлый финансовый год, а также утвержденные бюджеты на текущий финансовый год. Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом государственной власти показателей. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов РФ исполнительный орган государственной власти предоставляет в федеральный орган исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования размеров финансовой помощи.

Рассмотрение этих предложений первоначально производится в соответствующем исполнительном органе государственной власти. В случае их полного или частичного отклонения федеральный орган исполнительной власти обязан совместно с заинтересованным органом исполнительной власти субъекта РФ составить протокол об имеющихся разногласиях. Для их рассмотрения законодательные (представительные) органы государственной власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии доводятся до сведения законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней. Окончательное решение принимается федеральным законодательным (представительным) органом государственной власти.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ доводят до органов местного самоуправления соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

2. Сгладил рассмотрения и утверждения бюджетов субъектов РФ в каждом регионе осуществляется различно. Единым правилом является постатейное рассмотрение проекта бюджета законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Как правило, предварительное рассмотрение проекта закона о бюджете субъекта РФ проходит в комитетах законодательного (представительного) органа государственной власти региона. Для более тщательного предварительного обсуждения законопроекта о бюджете комитеты могут проводить открытые депутатские слушания. Затем комитет по бюджетным вопросам в установленный региональным бюджетным законодательством срок анализирует и обобщает заключения комитетов и выводы депутатских слушаний и готовит сводное заключение по проекту закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Сводное заключение направляется исполнительному органу государственной власти субъекта РФ в целях доработки указанного законопроекта с учетом предложенных замечаний. Срок его доработки устанавливается бюджетным законодательством субъекта РФ. Уточненный проект закона о бюджете вносится на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, который в установленный срок его рассматривает и принимает постановление о принятии проекта закона о бюджете за основу либо о его отклонении.

Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете в субъектах РФ регламентирована по-разному. Например, ст. 15 Закона Омской области от «О бюджетном процессе в Омской области» допускает рассмотрение проекта закона об областном бюджете в двух чтениях; ст. 20-22 Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» предписывают Законодательному собранию Санкт-Петербурга рассматривать проект бюджета в трех чтениях.

В случае непринятия закона о бюджете субъекта РФ на следующий год до начала нового финансового года законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает постановление, предоставляющее право исполнительному органу государственной власти осуществлять бюджетное финансирование на определенный срок в размере 1/12 объема расходов предыдущего года,

3. Исполнение бюджета субъекта РФ относится к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Непосредственное исполнение бюджета осуществляется финансовыми органами на основе годовой (с поквартальным распределением) росписи доходов и расходов бюджета, составляемой в соответствии с поквартальным распределением доходов и расходов этого бюджета.

По общему правилу, установленному ст. 215.1 БК, кассовое исполнение региональных бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Вместе с тем абз. 5 названной статьи допускает передачу органами Федерального казначейства полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным органам государственной власти субъекта РФ. Передача названных полномочий осуществляется при условии их финансового обеспечения за счет собственных доходов регионального бюджета и наличия в собственности субъекта РФ имущества, необходимого для осуществления принимаемых функций.

Исполнение бюджета субъекта РФ начинается 1 января и заканчивается 31 декабря года, на который этот бюджет утвержден. Порядок совершения заключительных операций по бюджету устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Федерального казначейства и территориальным органом Банка России.

4. Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ готовит исполнительный орган государственной власти, ответственный за исполнение бюджета. Отчет составляется на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств с обязательным соблюдением требований бюджетной классификации. Как правило, в годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ включаются также определенные документы и справочно-информационные материалы: сведения о займах (ссудах), выданных из бюджета субъекта РФ, о выданных гарантиях и поручительствах по кредитам кредитных организаций; справка об использовании внутренних и внешних заимствований по каждому виду заимствования, условиях заимствования и сроках возврата; реестр внутреннего и внешнего долга субъекта РФ и т.п. Например, ст. 42 Закона г. Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» устанавливает, что одновременно с проектом закона Москвы об исполнении бюджета города в Московскую городскую Думу представляются: сведения об исполнении консолидированного бюджета Москвы за прошедший год; отчет о ходе выполнения городских целевых программ; отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства Москвы; отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Отчет об исполнении бюджета представляется соответствующему законодательному (представительному) органу государственной власти для рассмотрения. В большинстве субъектов РФ действует правило об одновременном представлении отчета и в финансов о-контрольный орган (контрольную, счетную палату и т.п.) региона. По результатам рассмотрения законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение в форме закона об утверждении отчета. Утвержденный отчет об исполнении бюджета субъекта РФ или решение о его отклонении подлежат обязательному опубликованию в соответствующих официальных СМИ.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе государственной власти субъекта РФ может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Минфина России согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и Минфином России.

Законодательный (представительный) орган государственной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа. Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие его исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий законодательный (представительный) орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В этом случае исполнительный орган государственной власти имеет право обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов РФ предусматривает ответственность исполнительного органа государственной власти перед законодательным (представительным) органом государственной власти (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и др.) что последний вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы государственной власти публикуют их в СМИ.

Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства. Формирование классической политической экономии

Классическая политэкономия – экономическое течение конца 18 – начал 19 вв. Выражали интересы и решали проблемы свободного частного предпринимательства. Создали трудовую теорию стоимости.

Предмет исследования – изучение законов производства общественного богатства.

Этапы и основные представители

Меркантилисты

Физиократы

Конец 18 в. Кенэ, Кольбер, Тюрго

Английская классическая школа

У.Петти – у истоков классической школы,

Смит, Рикардо, Мальтус – развитие

Дж.Стюарт Милль - завершение

Французская классическая школа

Буагильбер – родоначальник классической школы во Фр., предшественник физиократов (считал, что нац.богатство создает с/х пр-во)

Вульгарные экономисты: Жан-Батист Сэй

Мелкобуржуазная политэкономия

Сисмонди, Швейцария, родоначальник экономического романтизма (взгляды мелких производителей)

Прудон, Франция, идеолог мелкой буржуазии

Физиократы

Франсуа Кенэ (1694-1774), основатель школы французских экономистов. Придворный врач Людовика 15.

Богатство – в производстве, т.к. обмен не может быть источником богатства. Но не всякое производство увеличивает богатство, прирастает лишь там, где работает природа. Пропагандировали тезис об исключительной производительности земледелия. Земля – единственный источник богатства. Промышленность только преобразует вещество, ничего не добавляя. Кенэ сравнивает промышленность с поваром, который может сварить горох, но не увеличить число горошин.

Меркантилисты и физиократы

Предмет политической экономии (сравнение подходов)

Тема. Формирование классической школы политической экономии

    Общая характеристика классической школы. Этапы развития

    Классическая школа до А.Смита. У.Петти как основатель трудовой теории стоимости

Период: вторая половина ХVII – первая половина XIX вв.

Предшественники: У.Петти, Буагильбер

Основоположники: А.Смит, Д.Рикардо

Последователи: Жан-Батист Сэй, Дж. Ст. Милль, Т.Мальтус

Классическая теория – это фундамент и строительные леса науки.

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы , неограниченной свободы конкуренции предпринимателей .

Предпосылки формирования

С начала 18 в. – процессы индустриализации, в Великобритании, «первой в истории индустриальной нацией» или страной «промышленного переворота». В 1640 г. началась буржуазная революция (Кромвель), в 1688 г. – конст.монархия.

Термин «промышленный переворот» широко принят для обозначения периода британской экономической истории, во время которого в основном осуществилась механизация текстильной промышленности, началось использование усовершенствованных паровых машин и «восторжествовал» фабричный способ производства (приблиз. 1760 – 1830гг).

Таким образом, промышленный переворот – скачок в развитии производительных сил, заключающийся в переходе от мануфактурного производства, основанного на использовании ручного труда, к фабричному, основанному на машинной технике. Промышленный переворот – это мировой процесс, который характеризовался общими закономерностями и одновременно имел свои особенности в отдельных странах. Первой страной промышленного переворота является Англия.

Перемены в рассматриваемый период происходили не только в промышленной, но также в социальной, интеллектуальной, коммерческой, финансовой, сельскохозяйственной и политической сферах.

В результате огораживаний возобладала тенденция к укрупнению хозяйств. Коммерциализация сельского хозяйства отражала общий процесс коммерциализации всей нации. Уже в конце 17 в. Англия по объему внешней торговли в пересчете на душу населения опережала все страны кроме Нидерландов.

Развитие финансовой организации. Зарождение английской банковской системы связывают прежде всего с деятельностью ряда лондонских «золотых дел мастеров» (ювелиров), начавших функционировать в качестве банкиров (выписанные ими депозитные квитанции обращались фактически как банкноты) с 1660-х гг. Учреждение Английского банка в 1694г. в качестве утвержденного законом монопольного акционерного банка вынудило частных лондонских банкиров прекратить выпуск банкнот, но они продолжали действовать как депозитные банки.

В конце 17 – начале 18 вв. появление ряда акционерных компаний , часть из которых получала королевские хартии на монополию. Спекулятивный финансовый бум, связанный с надеждами на быстрое обогащение от колониальной торговли, и последовавший скандальный крах некоторых из этих компаний привели, в 1720г., к законодательному запрету на учреждение акционерных обществ иначе, чем с особого разрешения парламента (дававшегося крайне неохотно). Закон действовал до 1825г., и в результате Англия вступила в «промышленный переворот» с законодательным барьером против корпоративной формы организации бизнеса, принимавшего, следовательно, форму товариществ или простого частного предприятия.

Установление контроля парламента над государственными финансами: это значительно удешевило государственные заимствования и, следовательно, высвободило капитал для частных инвестиций.

Социально-экономические последствия промышленного переворота сводятся к следующему:

    полному господству буржуазии в экономике;

    резкому повышению удельного веса городского населения;

    возникновению новых городов и промышленных центров;

    увеличению удельного веса занятых в промышленности;

    росту интенсивности труда;

    широкому привлечению неквалифицированных рабочих и замены труда мужчин более дешёвым трудом женщин и детей;

    низким уровнем заработной платы.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в.

Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У . Петти и П . Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов , получившая распространение во Франции в середине и начале второй половине XVIII в.. Ведущие авторы этой школы Ф . Кенэ и А . Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети ХVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита . Его "экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж . Б . Сэя и Ф . Бастиа , англичан Д . Рикардо , Т . Мальтуса и Н . Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж . С . Милль и К . Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества.

Классическая школа сложилась как единство двух начал:

- Теории производства (богатства), отвергавшей меркантилизм за его переоценку роли торговли. Меркантилисты отмечали только внешние проявления богатства (в торговле и денежном обращении).

- Теории обмена (рынка) развивала идеи рыночного саморегулирования в противовес практике гос. протекционизма.

Сначала (первый этап) – развивались обе теории вместе.

В рамках классической школы – расхождения (линия Сэя и линия Рикардо).

В ходе маржиналистской революции – размежевание (70-е гг. 19 в.).

Характерные признаки классической школы:

1. неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

2. преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

3. выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.

4. опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.

6. деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.

Классическая школа политической экономии

Классическая политическая экономия (также классическая экономика) -- первое из современных направлений экономической мысли. Активно развивалась в конце XVIII века -- 30-х гг. XIX века. Основные авторы: Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус и Джон Стюарт Милль. Вслед за физиократами, базовым принципом пропагандировался экономический либерализм. Были сформулированы основы трудовой теории стоимости.

Классическая школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства. В 16 веке в Англии в недрах феодального строя начинают развиваться новые, капиталистические отношения. Постепенно, с развитием мануфактур, происходит подчинение торгового капитала промышленному. Однако, меркантилизм, изучавший проблемы обращения, уступает место классической школе, перенесших исследования на сферу производства. Великие экономисты-классики А.Смит, Д.Рикардо, Дж.С. Миль заложили фундамент политической экономии и оказали огромное влияние на основные направления дальнейшего развития экономической науки. С трудов классической школы началась политическая экономия как наука. Именно классики предприняли попытку - и не безуспешно - представить все разнообразие экономического мира как единое целое, свести в систему отдельные положения, догадки, наблюдения, выводы, вычленить и согласовать категории и понятия.

История развития

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») -- доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл, Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс, сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. Мак-Куллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят Н. У. Сениора и Г. Мартино. политический экономия трудовой стоимость

Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 -- 1833),Чарльза Холла (1745--1825), Джона Грэя (1799--1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809--1895).

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

Причины появления

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII -- начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это время зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Во времена Древней Греции термин «ойкономия» означал «домохозяйство». В эпоху меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го -- первой трети 19-го века.

Этапы развития

  • · Первый этап. Первый период этого этапа (середина XVII -- начало XVIII века) характеризуется расширением рыночных отношений. Развенчивается теория меркантилизма. Главными представителями этого направления считаются У. Петти и П. Буагильбер.
  • · Второй период этого этапа приходится на середину XVIII века, характеризуется появлением такого направления как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и др.

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом -- разделения труда и роста производительности труда -- классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.

  • · Третий этап -- вся первая половина XIX века. В историческом аспекте соотносится с завершением промышленного переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. У. Сениор, Ж. Б. Сей,Ф. Бастиа и др.
  • · Четвёртый этап -- вторая половина XIX века. Этот этап можно назвать завершающим. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа являются Дж. С. Милль и К. Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории».

Общие сведения

Самыми известными и яркими представителями классической политической экономии были шотландский учёный Адам Смит (1723--1790) и англичанин Давид Рикардо (1772--1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А. Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, -- прибыли, заработной платы и земельной ренты, -- и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов «классики» политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения -- стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом «laissez faire, laissez passer» (примерный перевод на русский язык: «Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом»). Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означаетсвободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade -- свободная торговля).

В соответствии с «классиками» политической экономии экономические законы и конкуренция действуют как «невидимая рука». В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

Завершение эпохи «классиков» политэкономии не означает завершения политической экономии как науки. Напротив, как и в других науках, «классический этап» является лишь «высоким стартом» жизненного цикла науки, открывающим следующие, не менее насыщенные страницы её истории.



Похожие статьи