Особенности валютных операций между резидентами и нерезидентами рф. Правовое регулирование валютных операций между резидентами и нерезидентами Валютные операции между резидентами запрещены в случае

Активные действия Российской Федерации по созданию в сжатые сроки всеобъемлющей системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, были соответственно оценены мировым сообществом. 11 октября 2002 г. Россию вычеркнули из "черного списка" стран, плохо борющихся с отмыванием денег, полученных преступным путем, где РФ находилась с 2000 г. А на пленарном заседании Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями, состоявшемся 18 - 20 июня 2003 г. в Берлине, было принято решение о принятии Российской Федерации в члены ФАТФ . Одновременно на июльском заседании ФАТФ в Берлине была принята новая редакция 40 рекомендаций, которая значительно конкретизирует ранее действующие стандарты и вводит новые более жесткие требования по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. ФАТФ призвала своих членов, в числе которых сейчас и Россия, незамедлительно начать работу по реализации пересмотренных 40 рекомендаций, устанавливающих новые международные правила в этой области.

В соответствии с новыми требованиями система ПОД/ФТ в Российской Федерации постоянно совершенствуется. Так, с 15 января 2008 г. в Закон было введено дополнение о том, что безналичные расчеты и переводы без открытия счета, совершаемые на территории РФ и из РФ, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. В случае отсутствия вышеуказанной информации кредитная организация обязана отказать в совершении перевода.

26.5. Регулирование расчетно-платежных отношений

с зарубежными странами

Расчетно-платежные отношения между странами регулируются двусторонними межправительственными соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве либо межбанковскими соглашениями. И те, и другие соглашения составляют правовую основу расчетно-платежных отношений России с зарубежными странами.

В зависимости от характера сложившихся расчетно-платежных отношений России с иностранными государствами их можно разделить на две группы:

Расчетно-платежные отношения со странами дальнего зарубежья;

Расчетно-платежные отношения со странами ближнего зарубежья (к ним относятся бывшие союзные республики, кроме стран Балтии).

С большинством стран дальнего зарубежья международные расчетно-платежные отношения Российской Федерации осуществляются в свободно конвертируемых валютах .

В качестве валюты расчетов используются доллар США, евро, фунт стерлингов и другие свободно конвертируемые валюты. Выбор конкретной свободно конвертируемой валюты определяется договоренностью сторон.

Расчетно-платежные отношения России с некоторыми странами регулируются межправительственными соглашениями о торговле и платежах, заключенными с ними бывшим СССР. Их действие сохраняется до сих пор. В этих соглашениях предусматриваются расчеты в свободно конвертируемых валютах в соответствии с валютным режимом договаривающихся стран. На таких же условиях были заключены соглашения о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве с некоторыми государствами дальнего зарубежья уже Российской Федерацией.

Например, в Торговом соглашении с Правительством Демократической Республики Эфиопия (от 26 ноября 1999 г.) предусмотрены расчеты в свободно конвертируемой валюте "в соответствии с законодательством и правилами, действующими в их государствах".

По Соглашению между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики о торговом и экономическом сотрудничестве (от 31 марта 1995 г.) все платежи торгового и неторгового характера будут осуществляться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с действующими в каждой из стран правилами валютного контроля, если иное не будет согласовано между сторонами отдельных сделок и не противоречит законам и правилам, действующим в каждой из стран.

Соглашением между Правительствами РФ и Исламской Республики Иран о торговом и экономическом сотрудничестве (от 14 апреля 1997 г.) предусмотрено, что все платежи между странами будут производиться в свободно конвертируемой валюте в соответствии с законодательством, действующим в каждой из стран. Но в отдельных случаях стороны - юридические и физические лица могут согласовывать иные способы платежей в соответствии с международно признанными нормами и правилами, не противоречащими валютному законодательству каждой из стран.

В соответствии с межправительственным Соглашением о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве между Россией и Сирией (подписано в 1993 г.) платежи между странами должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, а в отдельных случаях юридические и физические лица могут согласовывать иные валюты и способы платежей в соответствии с законами и правилами, действующими в обеих странах.

Расчеты между Россией и Индией производятся в основном в американских долларах и английских фунтах стерлингов. Однако по договоренности, достигнутой в 1997 г., расчеты по государственным кредитам, полученным Индией от бывшего СССР, могут осуществляться в индийских рупиях.

Приведенные выше формулировки свидетельствуют о том, что российские организации при заключении контрактов должны хорошо знать валютное законодательство своих партнеров, чтобы защитить себя от риска неоплаты по экспортным контрактам и риска непоставки импортных товаров.

Платежные соглашения клирингового типа достались России от бывшего СССР как его правопреемнице. При переходе на расчеты с этими странами в свободно конвертируемых валютах клиринговые счета не были полностью закрыты. Поэтому часть операций проходит по этим счетам.

Клиринг - это особый способ безналичных международных расчетов, устанавливаемый государствами по соглашению друг с другом и заключающийся в централизованном зачете встречных платежей этих стран. Клиринговый способ расчетов позволяет беспрепятственно производить взаимный зачет платежей без переводов валюты и золота. Тем самым облегчается регулирование расчетов в условиях валютных ограничений и достигается сокращение издержек обращения при расчетах.

Клиринговые соглашения заключаются вместе с соглашениями о товарообороте, устанавливающими контингенты поставляемых друг другу товаров. Государства берут на себя обязательства содействовать осуществлению поставок товаров, предусмотренных в контингентах.

При заключении соглашений товарные списки составляются таким образом, чтобы обеспечивалось равенство стоимости товарных поставок и, соответственно, равенство взаимных платежей с обеих сторон.

Но фактически это равенство не всегда соблюдается: причиной отклонения может быть расхождение во времени между поставкой товара и отражением суммы платежа на клиринговом счете (что зависит от формы расчетов между внешнеторговыми организациями страны-продавца и страны-покупателя).

Другие причины расхождений между расчетами и движением товаров - сезонный характер поставок, длительные сроки изготовления некоторых товаров.

Поэтому соглашениями допускается определенный взаимный кредит в расчетных целях; его называют техническим кредитом по клирингу.

В соглашении устанавливается валюта клиринга - это расчетная единица, в которой ведутся клиринговые счета. Клиринговые счета могут вестись в валюте одной из стран-партнеров, в валютах обеих стран или в валюте третьей страны.

Платежи с клиринговых счетов и на эти счета всегда производятся в каждой стране только в ее валюте. Поэтому необходимым условием нормального функционирования валютного клиринга является установление экономически обоснованного валютного курса по клирингу между валютой клиринга и валютами стран-контрагентов: завышенный клиринговый курс валюты одной страны (по сравнению с ее покупательной способностью) способствует импорту в эту страну из страны-партнера и препятствует экспорту в нее.

Техника ведения клиринговых счетов, порядок отражения на них сумм поступлений и платежей регулируются межбанковскими соглашениями. Сальдо клирингового счета представляет собой сумму обязательств одной из стран-партнеров, которые на данный момент не могут быть зачтены. Регулярно в согласованные сроки производится текущее выравнивание сальдо по клирингу.

В зависимости от способа погашения сальдо (сверх технического кредита) клиринги подразделяются на:

Клиринги без права конверсии - сальдо погашается только поставками товаров, услуг стороной, у которой образовалось отрицательное сальдо; другая сторона временно приостанавливает поставки до выравнивания сальдо;

Клиринги со свободной конверсией - сторона, у которой образовалось отрицательное сальдо (в любом объеме сверх технического кредита), обязана погасить его свободно конвертируемой валютой;

Клиринги с ограниченной конверсией - отрицательное сальдо (сверх технического кредита) погашается свободно конвертируемой валютой, если оно превысило определенную сторонами сумму.

Окончательное урегулирование сальдо может достигаться путем применения различных способов - дополнительными поставками товаров (услуг), погашением в свободно конвертируемой валюте, переносом его на клиринговый счет третьей стороны при ее согласии.

Валютным законодательством Российской Федерации открытие клиринговых счетов резидентами и нерезидентами не предусмотрено.

Свои особенности имеют международные расчеты Российской Федерации со странами Восточной Европы, Китаем и Монголией . С этими странами также заключены межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Но на их содержании сказалась политика России по развитию прямых связей регионов и хозяйствующих субъектов Российской Федерации с соответствующими субъектами других стран. Поэтому в этих соглашениях отмечается, что стороны внешнеторговых контрактов несут полную ответственность за их реализацию, а компетентные органы соответствующих стран контролируют их выполнение. Расчетно-платежные отношения осуществляются в свободно конвертируемых валютах или в национальных валютах этих стран в соответствии с их валютным законодательством через уполномоченные банки или через коммерческие банки, уполномоченные сторонами.

Особенностью платежно-расчетных отношений со странами Восточной Европы и другими странами бывшего СЭВ является то, что вследствие несбалансированности торговых связей с ними бывшего СССР у России образовалась большая задолженность перед этими странами, которая будет погашаться на основе договоренностей товарными поставками. Расчеты по этим поставкам осуществляются в следующем порядке:

Контракты на поставку заключают сами предприятия-изготовители либо внешнеторговые объединения, привлеченные к этой работе;

Расчеты рублевых затрат предприятий-изготовителей производятся с учетом отпускных цен промышленности, контрактных цен и изменений курса российского рубля к доллару;

Финансирование затрат, связанных с реализацией этих контрактов, осуществляет Минфин России;

Внешэкономбанк на основе подписанных с банками этих стран межбанковских соглашений осуществляет учет и расчеты по погашению долга.

Платежно-расчетные отношения со странами ближнего зарубежья с середины 90-х гг. осуществляются через уполномоченные коммерческие банки этих стран в свободно конвертируемых валютах, российских рублях, значительно реже - в национальных валютах соответствующих государств.

Курсы между валютой Российской Федерации и национальными валютами стран-партнеров определяются коммерческими банками самостоятельно, но их величина близка к валютным курсам, которые складываются на валютных биржах, где они котируются.

Важная роль в процессе совершенствования платежно-расчетных отношений между Россией и странами ближнего зарубежья отводится формированию единого экономического пространства, в рамках которого должны быть созданы условия для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах.

1. Валютная политика является одним из инструментов регулирования валютных отношений страны. Она должна обеспечивать устойчивость экономического развития государства, сбалансированность его внешнеэкономических связей, равновесие платежного баланса.

2. Конкретные задачи валютной политики на разных этапах исторического развития и формы ее осуществления определяются валютно-экономическим положением страны, процессами, происходящими в системе мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

3. Валютная политика государства реализуется через валютное регулирование, представляющее собой комплекс осуществляемых государством мер экономического и административного характера, направленных на установление порядка проведения валютных операций. Осуществляется органами валютного регулирования.

4. Задача валютного регулирования - с помощью установленного порядка проведения валютных операций управлять внешними и внутренними потоками в целях воздействия в нужном направлении на финансовый рынок страны и ее экономику в целом.

5. Неотъемлемой частью валютного регулирования является валютный контроль за проведением валютных операций, который осуществляется органами и агентами валютного контроля.

6. Правовой базой валютного регулирования и валютного контроля является валютное законодательство. Его анализ позволяет сделать вывод о том, что система валютного регулирования в Российской Федерации в целом развивается в направлении либерализации. Это соответствует требованиям времени: перед страной поставлена задача вхождения в мировое хозяйство. Но либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и увеличению объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.

7. Платежно-расчетные отношения России со странами СНГ требуют совершенствования. В этом направлении важная роль отводится формированию единого экономического пространства и Платежного союза, конечная цель которого - создание многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.

8. Проблема борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма приобрела в последние годы особый размах и стала рассматриваться как первостепенная.

9. В Российской Федерации система ПОД/ФТ начала создаваться с 2001 г., когда был принят соответствующий Федеральный закон и создан специальный государственный орган - Федеральная служба по финансовому мониторингу.

10. Федеральным законом установлен перечень подозрительных операций и список организаций, которые обязаны информировать о них ФСФМ.

11. Наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации, которые должны разрабатывать внутренние правила контроля на основе принципа "знай своего клиента" и привлекать в систему противодействия всех сотрудников банков.

Основные понятия

Валютная политика государства

Валютное регулирование

Девизная политика

Дисконтная политика

Валютная интервенция

Валютные ценности

Валютные операции

Валютные ограничения

Внешние ценные бумаги

Внутренние ценные бумаги

Внутренний валютный рынок

Паспорт сделки

Резидент

Нерезидент

Валютный контроль

Органы валютного контроля

Агенты валютного контроля

Репатриация экспортной выручки

Легализация (отмывание) преступных доходов (money laundering)

Этапы отмывания преступных доходов

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи валютной политики государства и в каких формах она осуществляется?

2. Что такое валютное регулирование? С какой целью оно осуществляется?

3. Что является правовой базой валютного регулирования?

4. Каковы методы валютного контроля за совершением валютных операций?

5. Что относится к валютным ценностям?

6. Какие операции признаются валютными?

7. Какие органы осуществляют валютное регулирование?

8. Какие органы являются агентами валютного контроля?

9. Когда и почему проблема противодействия легализации преступных доходов стала особенно актуальна во всем мире?

10. В чем состоит механизм отмывания преступных доходов?

11. Когда в Российской Федерации началось создание системы ПОД/ФТ и какой специальный орган был образован?

12. Какие операции подлежат специальному обязательному контролю и какие организации обязаны информировать ФСФМ об этих подозрительных операциях?

13. Почему наиболее активными участниками системы ПОД/ФТ в РФ стали кредитные организации и какие действия они должны предпринимать для реализации Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем?

14. Когда Российская Федерация стала членом ФАТФ и какие обязанности это накладывает на нашу страну?

Глава 27. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ

И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Международные финансовые институты призваны решать следующие задачи:

Объединять усилия всего мирового сообщества для достижения стабилизации международных финансов и мировой экономики;

Разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики;

Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование.

В данной главе рассматриваются предпосылки для возникновения международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций, составляющих институциональную основу мировой финансовой системы. Анализируется их деятельность с позиции целей и задач, стоящих перед ними, а также их роль в решении финансовых проблем, связанных с проведением рыночных реформ в развивающихся странах и государствах на постсоциалистическом пространстве.

27.1. Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд (МВФ) учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Является институциональной основой мировой валютной системы.

Официально заявленные цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере и развитию международной торговли;

Регулирование валютно-кредитных отношений государств - членов Фонда;

Оказание финансовой помощи своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, путем предоставления им краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте;

Содействие в создании и функционировании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Предоставление странам-членам консультационной и технической помощи по валютным и финансовым вопросам.

Роль устава выполняют принятые на конференции Статьи Соглашения о МВФ, которые вступили в силу с 27 декабря 1945 г. Позднее в них несколько раз вносились поправки, что связано с эволюцией мировой валютной системы и трансформацией деятельности Фонда. Первая серия поправок внесена в 1968 - 1969 гг. (вступили в силу с 28 июля 1969 г.). Эти поправки связаны с введением СДР - специальных прав заимствования. Вторая серия поправок внесена в 1976 - 1978 гг. (вступили в силу с 1 апреля 1978 г.) и связана с заменой Бреттон-Вудской валютной системы новой - Ямайской валютной системой. В 1990 - 1992 гг. внесена третья поправка, касающаяся санкций в отношении стран-членов: за невыполнение обязательств перед Фондом предусматривалась приостановка права участвовать в голосовании.

Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г., имея в составе 99 стран-членов. К валютным операциям приступил с 1 марта 1947 г.

В начале 90-х гг. в Фонд вступили бывшие социалистические страны (за исключением КНДР и Республики Куба) и бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии - с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан - в апреле 1993 г.

Постоянным местопребыванием руководящих органов является Вашингтон (США). Отделения Фонда находятся в Париже, Женеве, Токио, Брюсселе и Нью-Йорке (при ООН).

Внешним руководящим органом МВФ является Совет управляющих. В нем каждая страна - член Фонда представлена управляющим и его заместителем. Они назначаются правительствами соответствующих государств сроком на пять лет. Как правило, это министры или руководители центральных банков.

Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов, входящих в его ведение:

Внесение изменений в Статьи Соглашения (Устав);

Выборы исполнительных директоров;

Прием и исключение членов;

Определение и пересмотр их долей в капитале;

Другие принципиальные вопросы.

Принцип голосования в Совете управляющих: решения принимаются простым большинством голосов (не менее половины), а по наиболее важным вопросам - специальным большинством (85% голосов по вопросам стратегического характера и 70% голосов по оперативным вопросам).

Таким образом, возможность стран влиять на результаты голосования фактически определяется их долей в капитале Фонда. Такой порядок обеспечивает получение решающего большинства голосов ведущими странами, так как они имеют наибольшее количество квот. Тем самым с помощью голосования эти страны направляют деятельность Фонда в своих интересах.

Совет управляющих имеет два рабочих органа - комитеты, которые готовят для него необходимые материалы.

Международный валютный и финансовый комитет (его предшественником был временный комитет) Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы занимается выработкой стратегических решений по функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, а также представляет Совету управляющих предложения о внесении изменений в Статьи Соглашения (Устав) МВФ. Но полномочий на принятие директивных решений он не имеет. Состоит из 24 управляющих, собирается два раза в год. В числе управляющих этого Совета представлена и Россия.

Комитет по развитию занимается консультированием и информированием Совета управляющих по вопросам, находящимся в ведении данного комитета.

Значительную часть своих полномочий Совет управляющих делегировал Исполнительному совету (директорату). Круг его полномочий широк: это политические, оперативные, административные вопросы; предоставление кредитов странам-членам, осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. На исполнительном комитете лежит ответственность за ведение дел МВФ.

Исполнительный совет работает на постоянной основе, проводит заседания три раза в неделю. Место его работы находится в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне. Состоит из 24 исполнительных директоров. Из них 5 назначаются в соответствии с Уставом США, Великобританией, Германией, Францией и Японией, имеющими наибольшие квоты в капитале. Россия, Китай и Саудовская Аравия представлены тремя директорами - по одному от каждой страны, 16 избираются от всех остальных стран-членов по принципу географической принадлежности. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года.

Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя на пятилетний срок. Он возглавляет административный штат и занимается текущими делами Фонда. Директор-распорядитель должен быть представлен одной из европейских стран. В Исполнительном совете решения в большинстве случаев принимаются путем достижения консенсуса.

Капитал МВФ складывается по образцу акционерного общества - из взносов государств, являющихся членами этой организации. Для каждой страны устанавливается квота в СДР. Ее величина определяется в зависимости от места страны в мировой экономике и внешней торговле: учитываются показатели ВВП, объем текущих операций платежного баланса и официальные золотовалютные резервы.

Размер квоты определяет сумму подписки на капитал, получаемую страной - членом Фонда сумму СДР при очередном распределении ресурсов и количество голосов страны в Фонде.

До 1978 г. 25% квоты страны оплачивали золотом, а 75% - национальной валютой. С 1978 г. вместо золота оплата производится резервными активами - СДР и конвертируемыми валютами, остальная часть квоты по-прежнему вносится национальной валютой.

Не реже одного раза в пять лет производится пересмотр квот, что связано с изменением роли государств в мировой экономике.

Денежные ресурсы Фонда складываются из собственного капитала и привлеченных заемных средств. При создании Фонда его капитал составлял 7,7 млрд долл. США. В дальнейшем он каждые пять лет увеличивался в связи с приемом в члены Фонда новых стран и возрастанием потребностей в денежных средствах для оказания помощи нуждающимся странам. В 1998 г. капитал Фонда составлял 199 млрд долл. В связи с расширением деятельности было принято решение о его дальнейшем увеличении до 288 млрд долл.

Для пополнения денежных ресурсов Фонд привлекает заемные средства. С этой целью в 1962 г. между Фондом и 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией и др.) заключены генеральные соглашения о займах. Согласно им страны - участницы соглашений или их центральные банки открывают Фонду кредитную линию на постоянно возобновляемой основе. Первоначально соглашения были заключены на четыре года, но потом они продлевались каждые пять лет. Лимит кредита первоначально был установлен в 6,5 млрд СДР (8,8 млрд долл.), а с декабря 1983 г. увеличен до 17 млрд СДР (около 24 млрд долл.).

По этим соглашениям средства предоставляются Фонду при необходимости предотвратить или устранить расстройства в мировой валютной системе. По полученным займам МВФ платит проценты и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.

В 1997 - 1998 гг. для противодействия кризисным явлениям в финансовой сфере были расширены возможности Фонда по привлечению займов. МВФ заключил новые соглашения о займах уже с 25 странами. В соответствии с этими соглашениями МВФ может получать от государств-участников при необходимости займы на общую сумму до 34 млрд СДР (около 47 млрд долл.). Это максимальная сумма средств, которую может заимствовать Фонд в рамках обоих видов соглашений. Причем в случае привлечения займов первым в порядке очередности источником должны быть генеральные соглашения. Они же должны быть и главным по объему источником заимствований.

Для пополнения кредитных ресурсов МВФ может получать займы и на двусторонней основе, что он и делал в 80-е гг. Им были получены займы у министерств финансов и центральных банков Бельгии, Швейцарии, Японии, Саудовской Аравии и других стран.

Устав позволяет Фонду привлекать займы и от частных банков, но этой возможностью он не пользовался.

Основным направлением деятельности МВФ является предоставление кредитов странам-членам, нуждающимся в иностранной валюте. При этом Фонд имеет дело только с официальными органами стран-заемщиков: с министерствами финансов, казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Кредиты в иностранной валюте предоставляются на следующие цели:

Для покрытия дефицитов платежных балансов, что фактически означает пополнение валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков;

Для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, т.е. для покрытия расходов правительств.

Валютные средства могут предоставляться как за счет собственных денежных ресурсов, так и за счет заемных средств. Механизм предоставления кредитов заключается в следующем.

В соответствии с терминологией, используемой в Уставе Фонда, предоставление кредитов из собственных средств называется сделкой, а за счет заемных средств - посреднической операцией. Страна, нуждающаяся в получении кредита в иностранной валюте или СДР, осуществляет их покупку в обмен на эквивалентную сумму своей национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При наступлении срока погашения кредита эта страна обязана вернуть Фонду полученную иностранную валюту или СДР в обмен на свою национальную валюту, т.е. фактически выкупить ее. Такие операции не являются кредитными в чистом виде. По своей сути это сделки купли-продажи валюты, если заемные средства предоставляются за счет собственных ресурсов Фонда. Если же они выделяются заемщику за счет привлеченных ресурсов, то фактически Фонд выступает в роли посредника: он оказывает заемщику посредническую финансовую услугу.

При разработке механизма кредитования предполагалось, что на все валюты будет предъявляться равномерный спрос странами - членами Фонда, в результате чего национальные валюты, находящиеся у МВФ, будут переходить от одной страны к другой. А если национальная валюта страны-должника, находящаяся у МВФ, покупается другой страной, то эта сумма засчитывается в погашение задолженности Фонду. Но на практике сложилось иначе. С просьбами о предоставлении кредитов в Фонд обращаются, как правило, страны, национальные валюты которых являются неконвертируемыми или не используются в международных расчетах. Из-за отсутствия спроса на них они остаются в Фонде до тех пор, пока их не выкупят страны-должники. Фактически это означает предоставление таким странам валютных средств в кредит под залог национальных валют.

Центральный Банк РФ с 1 января 2018г. установил новые правила валютного контроля. Первое и главное изменение — известные участникам внешнеэкономических сделок паспорта сделок с 1 января 2018 больше применяться не будут.

Паспорта сделок по контрактам (кредитным договорам), которые на дату вступления в силу новой инструкции ЦБ не закрыты и находятся в досье валютного контроля, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля.

Таковы требования новой Инструкции ЦБ от 16.08.2017г. №181-И «О представлении резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций …» .

Какие договоры подлежат валютному контролю в 2018

Согласно новой инструкции ЦБ ее правила распространяются на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами:

1. Проекты договоров , направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент).

2. Договоры , в том числе агентские договоры , договоры комиссии , договоры поручения , предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров , за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме.

3. Договоры , предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением), на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.

4. Договоры , в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности , в том числе исключительных прав на них.

5. Договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее указанные в настоящем подпункте, а также в подпунктах 4.1.1 — 4.1.3 настоящего пункта договоры — экспортные контракты, импортные контракты, при совместном упоминании — контракты).

6. Договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации займом или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).

С какой суммы сделки начинается валютный контроль

Теперь порог валютного контроля зависит от вида сделки

Валютному контролю подлежат договоры, сумма обязательств по которым равна или превышать эквивалент:

для импортных контрактов или кредитных договоров 3 000 000 рублей ;

для экспортных контрактов 6 000 000 рублей .

Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), указанным выше, определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.

Как в 2018 происходит валютный контроль по внешнеэкономическим операциям

Вместо оформления Паспорта сделки Резидент РФ, являющийся стороной по экспортному контракту (далее — резидент-экспортер), по импортному контракту (далее — резидент-импортер) либо по кредитному договору, осуществляет постановку на учет этих договоров в уполномоченном банке в порядке, установленном новой инструкцией ЦБ.

Расчеты по этим договорам Резидент проводит только через свои счета, открытые в уполномоченном банке (головном офисе уполномоченного банка или филиале уполномоченного банка), принявшем на учет контракт (кредитный договор).

Либо, если Резидент проводит расчеты через свои зарубежные счета, договоры принимает на обслуживание уполномоченный банк.

В случае если банком УК является филиал уполномоченного банка либо банком УК является головной офис уполномоченного банка, то расчеты по контракту (кредитному договору) могут проводиться через счета резидента, открытые как в филиале уполномоченного банка, так и в головном офисе уполномоченного банка при условии обеспечения уполномоченным банком соблюдения порядка учета и отчетности по операциям, предусмотренным новой инструкцией.

Какие документы представляет резидент в уполномоченный банк для валютного контроля в 2018

Валютный контроль при Экспорте

Резидент-экспортер, являющийся стороной по экспортному контракту, планирующий исполнение своих обязательств по такому экспортному контракту, должен представить в банк УК с учетом сроков постановки экспортного контракта на учет, установленному новой инструкцией ЦБ:

— сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет (далее — сведения), в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК;

— либо экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет экспортного контракта и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом-экспортером требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля.

Экспортный контракт должен быть представлен резидентом-экспортером в банк УК не позднее пятнадцати рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком УК в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, указанные в абзаце втором настоящего пункта.

Для постановки экспортного контракта на учет, в указанном выше случае, резидентом-экспортером должны быть представлены следующие сведения:

общие сведения об экспортном контракте:

вид экспортного контракта, определяемый в соответствии с приложением № 4 к Инструкции,

дата,

номер (при наличии),

валюта экспортного контракта (наименование),

сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,

дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;

— реквизиты нерезидента (нерезидентов), являющегося (являющихся) стороной (сторонами) по экспортному контракту:

наименование, страна.

Если сведения, представленные резидентом-экспортером в банк, не соответствуют сведениям, содержащимся в экспортном контракте, представленном резидентом-экспортером, банк УК обязан внести соответствующие изменения в раздел I ведомости банковского контроля.

Банк учитывающий контракт обязан принять на учет экспортный контракт и присвоить экспортному контракту уникальный номер.

Одновременно с присвоением уникального номера экспортному контракту банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля в порядке формирования и ведения ведомости валютного контроля.

Банк УК направляет резиденту-экспортеру информацию об уникальном номере принятого на учет экспортного контракта не позднее одного рабочего дня после даты постановки экспортного контракта на учет.

Валютный контроль при импорте

Резидент-импортер или резидент, являющийся стороной по кредитному договору, для постановки на учет такого контракта, кредитного договора, представляет в банк учета контракта (банк УК) импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), содержащие информацию, необходимую банку УК для постановки на учет такого контракта (кредитного договора) и осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела I ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет.

Сроки постановки контракта на учет в банке УК импортером

Резидент-экспортер, резидент-импортер, резидент, являющийся стороной по кредитному договору, должен осуществить постановку на учет контракта (кредитного договора) в следующие сроки.

При операциях по счетам резидентов в уполномоченных банках:

При оплате резидентом (списании) , открытого в банке УК, — не позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств .

При зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации , открытый в банке УК, — не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет резидента, открытый в банке УК.

При операциях резидентов в зарубежных банках:

При списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пользу нерезидента со счета резидента , открытого в банке-нерезиденте, или при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента , открытый в банке-нерезиденте, — не позднее тридцати рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена указанная операция.

Если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:

при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке УК или в банке-нерезиденте, а также при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке УК или в банке-нерезиденте, — не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, при проведении той операции, в результате которой сумма расчетов по импортному контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей, а по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — таможенное законодательство таможенного союза) — не позднее даты подачи той декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара), в результате подачи которых стоимость товара по импортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 3 млн. рублей (по экспортному контракту будет равна или превысит в эквиваленте 6 млн. рублей). Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы;

при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способами, отличными от указанных в абзацах втором — третьем настоящего подпункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах в связи с исполнением обязательств по контракту (кредитному договору) на сумму, равную или превышающую в эквиваленте 3 млн. рублей по импортному контракту (кредитному договору) или равную или превышающую в эквиваленте 6 млн. рублей по экспортному контракту. Указанная в настоящем абзаце сумма рассчитывается по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такое изменение суммы.

5.7.5. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее даты подачи декларации на товары, документа, используемого в качестве декларации на товары в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).

5.7.6. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза на территорию Российской Федерации (вывоза с территории Российской Федерации) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.7. При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

5.7.8. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта, — не позднее срока, установленного подпунктом 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции для представления резидентом справки о подтверждающих документах, либо в иные сроки, установленные настоящей Инструкцией в отношении представления информации об исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 5.7.1 — 5.7.7 настоящего пункта.

5.8. Банк УК должен принять на учет импортный контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления резидентом документов, указанных в пункте 5.6 настоящей Инструкции, и присвоить импортному контракту (кредитному договору) уникальный номер в порядке, установленном в приложениях 4 и 5 к настоящей Инструкции (далее — постановка на учет импортного контракта (кредитного договора).

Одновременно с присвоением уникального номера импортному контракту (кредитному договору) банк УК должен сформировать в электронном виде ведомость банковского контроля и заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке формирования и ведения ведомости банковского контроля, который установлен главой 9 настоящей Инструкции.

Банк УК должен направить резиденту-импортеру, резиденту, являющемуся стороной по кредитному договору, информацию об уникальном номере принятого на учет импортного контракта (кредитного договора) в порядке, установленном банком УК, не позднее одного рабочего дня после даты постановки на учет импортного контракта (кредитного договора).

5.9. Каждому экспортному контракту, импортному контракту, кредитному договору, указанным в главе 4 настоящей Инструкции, присваивается банком УК один уникальный номер, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 10.1 и пункта 10.2 настоящей Инструкции.

5.10. В случае если для постановки на учет контракта (кредитного договора) резидентом в банк УК представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) должен представить его в банк УК.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в сведения о контракте (кредитном договоре), отраженные банком УК в разделе I ведомости банковского контроля, банк УК должен внести изменения в ведомость банковского контроля в соответствии с главой 7 настоящей Инструкции.

5.11. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах и информации уполномоченному банку недостаточно сведений для заполнения банком УК раздела I ведомости банковского контроля в порядке, установленном главой 9 настоящей Инструкции, банк УК должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие банку УК на их основании заполнить раздел I ведомости банковского контроля, в порядке и сроки, установленные банком УК.

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе ­ раций . Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валютеподразделяются на:
текущие валютные операции;
и валютные операции, связанные с движением капитала . Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений . В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке , определяемом Правитель ­ ством РФ и ЦБ РФ . Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляютсябез ограничений , за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях .
предотвращения сокращения золотовалютных резервов;
резких колебаний курса валюты РФ;
поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентамиЦБ РФ может устанавли ­ вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва ­ лютных операций
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; ,

операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;
операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентамизапрещены , за исклю ­ чением :
операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках;
операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
операций по договорам транспортной экспедиции , перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­

» го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов;
операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях;
операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные :
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам;
внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов);
банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам;
с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения;
иными валютными операциями, отнесенными к банковским

операциям. 5« Нерезиденты вправе :
без ограничений осуществлять между собойпереводы иностран ­ ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
осуществлять между собойвалютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

Между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. «Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между резидентами и уполномоченными банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

· получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов и штрафных санкций по этим договорам;

· внесение денежных средств резидентов на банковские счета и получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут быть как до востребования, так и на определенный срок;

· купля-продажа физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту;

· обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств);

· прием для направления на в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

· уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

· операции по договорам с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

· операции с векселями выпущенными уполномоченными банками;

· иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с Федеральным Законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам – резидентам разрешены для проведения в форме наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

· передача иностранной валюты или внешних ценных бумаг в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

· дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

· завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;

· приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

· перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США.

· покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку наличной иностранной валюты;

· прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Применить это положения Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в безналичной, например, с использование карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет представленный на рассмотрение в Государственную Думу Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается разрешить осуществлять расчеты без открытия счета между физическими лицами – резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами разрешены следующие операции:

· между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

· по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

· с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «выпущенными от имени Российской Федерации». Тем самым будут разрешены валютные операции между резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

· операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений в Закон 173-ФЗ предполагается исключить слова «юридических лиц». Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам – резидентам.

· операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет.

Все остальные валютные операции между резидентами должны осуществлять между собой только в рублях.

Обратите внимание, что действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств и передача их сотруднику, например на за пределами РФ. В настоящее время организация – резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в уполномоченном банке или как вариант, использовать корпоративную пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами следующие валютные операции:

· операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;

· операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

· операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

· переводов физическими лицами - резидентами из Российской Федерации в пользу физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.

Предлагаемые в Законопроекте поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют о положительной тенденции к совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.

На сегодняшний день валютные сделки стали достаточно распространены в Российской Федерации. Однако данная тема содержит в себе достаточно нюансов и подводных камней, которые могу не только сорвать важную сделку, но и повлечь предусмотренную законом ответственность.

Кто такие валютные резиденты?

Валютными резидентами можно назвать круг лиц, которые на протяжении года хотя бы один раз посещали территорию РФ после длительного пребывания за границей. К последним можно отнести:

  • подданных РФ;
  • лиц, имеющих ВНЖ в России, а также граждане другой страны или лица, не имеющие подданства;
  • организованные согласно законам РФ юридические лица;
  • обособленные подразделения вышеуказанных юридических лиц, которые находятся в других странах;
  • посольство, консульства, а также иные представительские органы Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах.

Особенности и права валютных резидентов

Валютные резиденты, имеют право совершать вклады в иностранной валюте на свои банковские счета. В случае, если резидент имеет отношение к рынку ценных бумаг и является его участником, то последний может открыть специальный счет – брокерский.

Физическое лицо-резидент имеет право производить перевод денежных средств во время проведения сделок, связанных с иностранной валютой, путем безналичного расчета через российские банковские учреждения. Исключением являются следующие случаи:

  • дарение ценностей в валюте иностранных государств близким родственникам;
  • получение наследства в виде иностранной валюты или путем передачи их через завещание;
  • получение и перевод через российские банковские учреждения ограниченной законом денежной суммы;
  • обмен иностранной валюты через российские банки;
  • внесение платы за покупку товаров, необлагаемых пошлиной, а также перевозок международного характера;
  • перевод и получение через нерезидента ограниченного количества денежных средств в валютном эквиваленте на российскую территорию.

Отдельно стоит выделить права юридических лиц-резидентов, которым разрешено:

  • получение и перевод иностранной валюты со своих банковских вкладов в установленном законодательством порядке;
  • те же действия, связанные с переводом валюты из банков, расположенных на территории другой страны;
  • проведение взаиморасчетов с физическими лицами-нерезидентами РФ в наличной форме за оказание услуг, связанных с транспортировкой на территории РФ, а также вследствие сделок, предполагающих розничную торговлю.

Кто такие валютные нерезиденты

Законодательство РФ характеризует валютного нерезидента следующими признаками:

  • российские подданные, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации более года, в том числе на основании выданного зарубежными странами ВНЖ;
  • подданные РФ, которые находятся на территории другой страны более 365 дней и имеющие рабочую или учебную визу, срок которых составляет минимум 1 год;
  • учреждения, не являющиеся юридичекими лицами и организованные согласно законам других стран;
  • международные организации, включая их филиалы в РФ;
  • другие лица, которых российское законодательство не относит к резидентам.

Важно! Контролирующими органами принято считать валютными нерезидентами лиц, которые более года находились в другой стране, а потом, посетив Россию, автоматически статовятся резидентами.

Особенности и права валютных нерезидентов

Валютным нерезидентом считается лицо, которое не находилось на территории РФ на протяжении 365 дней подряд. Данные лица имеют следующие права:

  • открывать счета в российских банках, как в валюте других стран, так и в национальной валюте России;
  • производить перечисления в банковские учреждения РФ со своих иностранных счетов, как в инвалюте, так и в российских рублях;
  • совершать перечисления средств с зарубежных банковских счетов в банки Российской Федерации.

Что такое валютный контроль?

В связи с тем, что операции с валютой несут в себе достаточно емкий свод инструкций и правил, он подлежит тщательному контролю со стороны соответствующих органов.

Полномочиями осуществления контроля за правомерностью проведения валютных операций наделены следующие органы Российской Федерации:

  • Центральный банк РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти РФ, уполномоченные осуществлять указанный контроль;
  • Агенты валютного контроля. В свою очередь последние могут выступать, как специально уполномоченные на проведения контролирующей деятельности банки РФ, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Корпорация государственного значения «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Указанные органы осуществляют следующую деятельность, направленную на соблюдение норм действующего валютного законодательства РФ:

  • осуществление правовой оценки деятельности кредитных и некредитных организаций;
  • осуществления надзора за правомерностью деятельности резидентов и нерезидентов в рамках проведения последними валютных операций;
  • координационная деятельность и обеспечения взаимодействия между собой подведомственных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за исполнением валютного законодательства;
  • мониторинг, анализ и передача необходимой информации вышестоящим федеральным органам.

В рамках законодательства указанные выше органы имеют право проводить следующие действия:

  • проводить проверки законности действий резидентов и нерезидентов в части соблюдения валютного законодательства, а также полноты предоставленных последними учетных данных;
  • истребовать документы, связанные с осуществлением валютных операций, а также ведомостей относительно открытия и ведения банковских вкладов;
  • выносить предписания, в которых отражается суть выявленных нарушений и требования по их устранению;
  • применять меры, в частности привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, совершивших выявленные в ходе проверки нарушений.

Операции между резидентами

Российским законодательством предусмотрены ряд операций, которые могут проводить между собой валютные резиденты. А именно операции:

  • проводимые с торговыми точками беспошлинной торговли, а также связанные с торговой деятельностью с пассажирами транспортных средств в процессе следования последними международными рейсами;
  • связанные с заключением и исполнением договоров, заключённых с нерезидентами, о передаче товаров и информации, в том числе на правах интеллектуальной собственности, выполнении работ между комиссионерами и комитентами;
  • относительно заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции , перевозки и фрахтовочных услуг, связанных с ввозом и вывозом из России груза;
  • связанные с внешними ценными бумагами (на данные документы должны иметься права в депозитариях);
  • к которым относится оплата командировочных выплат, а также возмещение аванса, который не был израсходован в ходе командировки за пределы Российской Федерации;
  • связанных с исполнением бюджетов РФ, в части переводов и расчетов валюты других стран;
  • относительно обоюдных переводов физических лиц-резидентов денежных средств в валюте иностранного государства из РФ, при условии, если сумма указанной операции не превышает пяти тысяч долларов США за один операционный день через один банк;
  • связанные с обоюдным переводом физических лиц-резидентов зарубежной валюты на территорию России через иностранные банки;
  • связанные с оплатой расходов во время поездок за пределы России лицам, работа которых связана с разъездами или реализуется во время прохождения определенного маршрута;
  • которые имеют отношение к денежным расчетам между компаниями, занимающимися транспортными перевозками и их клиентами – физическими лицами, находящимися за пределами РФ;
  • связанные с денежными переводами иностранной валюты между физическими лицами-резидентами, которые находятся между собой в родственных связях;
  • предполагающие расчеты и другие действия с валютой иностранного государства, связанные с оплатой труда сотрудников дипломатических и консульских учреждений РФ, международных компаний и ее филиалов, а также других представительств, исполнительных органов РФ, находящиеся в других странах;
  • имеющие отношение к клиринговым расчетам;
  • предполагающие оплату труда физическим лицам-резидентам, осуществляющим свою трудовую деятельность на основании трудового договора с предприятием, располагающимся на территории иностранного государства.

Операции между резидентами и нерезидентами

Российские законы довольно лояльно относятся к валютным операциям, проводимым между резидентами и нерезидентами, и практически их не ограничивают. Единственным исключением являются операции, проведение которых может повлечь за собой уменьшение валютного запаса РФ.

До 2007 года ограничений по указанному вопросу существовало значительно больше, однако на сегодняшний день все запреты сводятся лишь к ст. 11 Закона.

Статьей предусмотрено, что покупка или продажа валюты иностранного государства, а также чеков, может производиться только через специально уполномоченные банковские учреждения РФ.

Кроме того, ЦБ РФ установлено достаточно большое количество требований к кредитным организациям, при проведении операций, связанных с куплей или продажей валюты иностранных государств и чеков.

Важно! Не допускается идентификация личности физических лиц при покупке или продаже последними валюты другой страны или чеки с иностранным номиналом. Данная процедура возможна только по личному желанию указанного физического лица.

Операции между нерезидентами

Действующее законодательство разрешает нерезидентам осуществлять между собой следующие операции:

  • переводы денежных средств в иностранной и российской валюте из российских банков в банковских учреждений, находящихся на территории других государств;
  • денежные валютные переводы, проходящие через иностранные банки в банки, находящиеся в России. По такому же принципу проводятся операции связанные с российской валютой;
  • переводы валюты других стран и РФ на территории России, при этом, не открывая счета в банке. Данные денежные переводы нерезиденты могут, как отправлять, так и получать;
  • связанные с реализацией ценных бумаг в России, только в случае соответствия сделки нормам российского антимонопольного законодательства.

Что такое репатриация и ее особенности?

В широком смысле репатриацию можно понимать, как комплекс мер государственного регулирования, направленных на минимизирование оттока финансовых средств из страны и предусматривает два варианта:

  • Резиденты, являющиеся участниками сделок международного характера, осуществляя экспортную деятельность, должны обеспечить и проконтролировать получение на свои счета денежных средств, уплаченных зарубежными партнерами по указанным сделкам. Прибыль от международных контрактов может быть, как в российской валюте, так и в иностранной.
  • Резиденты, которые являются участниками контрактов международного уровня, осуществляя импортную деятельность, должны проконтролировать соответствие внесенных средств за полученный товар его стоимости. Если оплата за товар будет превышать фактическую стоимость продукции – лишнюю часть суммы необходимо будет вернуть в бюджет России.

В каких случаях запрещены валютные операции между резидентами?

Действующее российское законодательство в целом запрещает резидентам проводить операции с иностранной валютой. Данная позиция регламентируется 9 статьей Закона. Единственной возможностью совершать какие-либо действия, связанные с иностранной валютой, является свод исключений, установленных этой же статьей закона.

Есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?

Нормами действующего законодательства РФ не предусмотрены ограничения, которые касаются взаимодействия банковских учреждений и валютных резидентов за исключением некоторых случаев, таких как:

  • отношения, связанные с банковскими кредитами;
  • операции, связанные с внесением или снятием денег в банковских учреждениях;
  • приобретение у банка векселей, а также получение выплат по ним;
  • покупка или продажа валюты других государств и чеков с иностранным номиналом;
  • оплата банковской комиссии;
  • получение гарантий от банковского учреждения.

Резиденты не ограничиваются видом валюты, которой они рассчитываются, при помощи счетов, ранее открытых в банковских учреждениях. Также законом предусмотрена возможность конверсионных операций согласно курсу, ранее оговоренному с банком.

Возможен ли валютный заем между резидентами?

При заключении сделки валютного займа одна сторона обязуется предоставить другой стороне оговоренное количество денежных средств в валюте другого государства при условии возврата указанной суммы в фиксированный срок. Данные займы могут предоставляться, как «под проценты», так и безвозмездно.

Законом запрещено предоставление валютных займов резидентам РФ. Но все же есть и исключения. Например, валютный резидент может получить указанный заем только в том случае, если он будет выдан соответствующим финансовым учреждением в виде кредита путем заключения необходимого соглашения. Таким образом, заем взятый у банковского учреждения, не будет противоречить законодательству.

Заключение

Российское законодательство достаточно скрупулёзно подошло к вопросу регулирования взаимоотношений, связанных с валютными операциями. Но вместе с этим, при должном соблюдении всех указанных норм и правил, резиденты и нерезиденты могут не опасаться за безопасность и правомерность проводимых ими действий с иностранной валютой.

Из этого видео вы узнаете, как нерезиденту стать налоговым резидентом РФ:

Внимание!

В связи с изменениями в законодательстве РФ, информация в статье могла устареть! Наш юрист готов бесплатно Вас проконсультовать - напишите вопрос в форме ниже:



Похожие статьи