Отличие объекта капитального строительства от некапитального. Что такое объект капитального строительства

"Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2012, N 10

При строительстве объектов необходимо соблюдать требования действующего гражданского и градостроительного законодательства РФ, в частности получить разрешение на строительство. Однако такое разрешение не является обязательным в случае возведения объекта некапитального строительства. В связи с этим возникает вопрос, как оценить, является ли конкретный строящийся объект объектом капитального строительства, нужно ли в этом случае получать разрешение на строительство и проводить государственную экспертизу проектной документации в соответствии со ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ.

Рассмотрим подход, основанный на судебной практике применения норм об объектах недвижимости (объектах капитального строительства), который может быть использован и при отнесении объекта к капитальным.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. В силу п. 3 ст. 49 Кодекса экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Указанный перечень носит открытый характер, а значит, по каждому объекту вопрос, является ли он объектом капитального строительства, следует решать отдельно.

На основании норм действующего законодательства можно сделать вывод, что объекты капитального строительства всегда представляют собой объекты недвижимого имущества.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, и гражданским законодательством не установлен конкретный перечень объектов, относящихся к объектам недвижимости (объектам капитального строительства).

Строительные нормы и правила также не дают четкого определения, какие объекты являются капитальными, а какие нельзя отнести к объектам капитального строительства.

В частности, при определении капитальности построек могут быть применены ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения" и Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1). В соответствии с указанными документами постройки контейнерного типа состоят из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемого на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части. Постройки сборно-разборного типа состоят из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.

Кроме того, СНИП 12-01-2004 "Организация строительства" устанавливает, что временные постройки - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадет необходимость в их использовании.

В отсутствие единой нормативной базы, позволяющей отнести те или иные объекты к временным или капитальным сооружениям, судебной практикой сформированы критерии, которые используются при определении того, является ли объект недвижимостью (объектом капитального строительства), а именно:

  1. характеристики фундамента, на котором размещается объект:
  • монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте может свидетельствовать о капитальности строения (Постановление ФАС Уральского округа от 15 января 2008 г. N Ф09-4441/07-С6);
  • характер работ по привязке фундамента к местности влияет на отнесение объекта к капитальным (Постановление ФАС Уральского округа N Ф09-4441/07-С6);
  • установка на облегченном фундаменте может являться подтверждением некапитального характера строения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2006 г. N А11-6035/2005-К2-27/225);
  • фундамент из отдельно стоящих монолитных бетонных плит глубиной заложения до 1 м (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 декабря 2006 г. по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  1. наличие подведенных коммуникаций:
  • подведение к объекту стационарных коммуникаций может свидетельствовать о принадлежности к капитальным строениям (Постановления ФАС Уральского округа N Ф09-4441/07-С6; ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367; ФАС Волго-Вятского округа N А11-6035/2005-К2-27/225);
  1. конструктивные характеристики:
  • если объект состоит из разборных сооружений и оборудования (прогонов, балок, ригелей, металлических панелей), это может подтверждать принадлежность объекта к некапитальным строениям (Постановление ФАС Волго-Вятского округа N А11-6035/2005-К2-27/225);
  • здание каркасного типа, построенное из металлических конструкций, с наружными стенами из сэндвич-панелей расценивается как объект движимого имущества (Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  • возможность разбора объекта без нарушения его целостности и функционального назначения позволяет отнести объект к движимым вещам (Постановления ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367; ФАС Московского округа от 13 февраля 2008 г. N КГ-А41/159-08);
  1. создание и проектирование объекта на временный срок (Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  2. предварительное получение документов для строительства:
  • согласование с уполномоченными органами возведения объекта некапитального строительства (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 сентября 2009 г. N Ф03-4475/2009);
  • оформление документов, подтверждающих строительство, в отношении объекта некапитального строительства (Постановление ФАС Поволжского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А12-5740/2009).

В судебной практике наличие указанных признаков позволяет оценить, насколько прочно объект связан с землей и возможно ли его перемещение без несоразмерного ущерба. Данный вывод является существенным при отнесении того или иного объекта к недвижимости (объектам капитального строительства).

Однако следует отметить, что наличия одного из перечисленных критериев недостаточно для признания строения объектом капитального строительства. На это прямо указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф08-1203/08, определив, что только возведение монолитного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального сооружения, поскольку такой фундамент может быть использован и при возведении временных сооружений.

Также необходимо иметь в виду, что в наиболее сложных ситуациях для определения капитальности строения суды назначают проведение экспертизы, не оценивая самостоятельно те или иные критерии, позволяющие отнести объект к капитальным. В такой ситуации выводы эксперта не только основываются на анализе документации и явных признаков объекта, но и подкрепляются наличием (отсутствием) скрытых технических особенностей объекта и техническими расчетами.

Таким образом, выявленные в судебной практике критерии необходимо учитывать в совокупности применительно к конкретным характеристикам объекта.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию со строительством модульного дата-центра со следующими характеристиками.

Модульный дата-центр представляет собой комплекс по предоставлению услуг IT и телекоммуникаций и включает в себя административно-бытовой корпус, площадку для установки оборудования (технологический блок), которое представляет собой контейнерные модули, объединенные в технологические ячейки, дизельные установки бесперебойного питания, БКРТП, вспомогательные сооружения и два КПП.

Дата-центр имеет проектную документацию на первый этап строительства, а именно строительство технологического блока комплекса по предоставлению услуг IT и телекоммуникаций.

Из проектной документации следует, что технологический блок проектируется как объект некапитального строительства, предназначенный для размещения связных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей ЭВМ и многопультовых систем подготовки данных. Следовательно, уже на стадии проектирования объект формируется как некапитальный, а для проектирования используются конструкции, позволяющие без значительного ущерба разобрать указанный объект. Данный факт также может свидетельствовать о временном характере размещения данного блока.

Кроме того, проектная документация на строительство технологического блока содержит указание на то, что ограждающие конструкции и межэтажные перекрытия (межуровневые в технологической части) предусмотрены из стеновых и кровельных сэндвич-панелей, а стеновым ограждением наружного контура чердака является профилированный лист. Такие характеристики также могут свидетельствовать о некапитальном характере объекта.

Следует принимать во внимание, что в проектируемом технологическом блоке не предусмотрено постоянных рабочих мест, в связи с чем водоснабжение и санузлы проектом не предусматриваются. Для работы основного технологического оборудования воды не требуется. Для поддержания уровня влажности воздуха предусмотрены увлажнители.

Проектируемая технологическая часть модульного объекта не требует отопления. В связи с этим проектной документацией не предусмотрено подведение стационарной системы отопления.

Таким образом, в рассматриваемом примере технологический блок комплекса по предоставлению услуг IT и коммуникаций может быть признан объектом некапитального строительства, о чем свидетельствуют его характеристики. Отсутствие стационарных коммуникаций, подведенных к объекту, по мнению автора, также позволяет отнести данный объект к некапитальным.

Вместе с тем следует иметь в виду, что на стадии проектирования устанавливаются конструктивные характеристики предполагаемого к строительству объекта. Основными признаками, подлежащими установлению при отнесении объекта к недвижимости, являются прочная связь с землей и возможность его перенесения без несоразмерного ущерба. А значит, большое значение будут иметь дополнительная проектная документация по дальнейшим этапам строительства и особенности монтажа и сборки непосредственно при проведении строительства.

В рассматриваемом случае отнесение объектов к объектам капитального строительства имеет значение для ответа на вопрос, нужно ли получать разрешение на строительство такого объекта в соответствии с законодательством РФ.

Для получения разрешения на строительство необходимо согласование проектной документации с уполномоченными органами, в том числе в области архитектуры. При наличии спорной и неявной ситуации подобное согласование проекта на строительство именно некапитального объекта (либо отказ в выдаче разрешения по мотивам некапитальности строения) будет являться дополнительным аргументом в подтверждение вывода об отнесении проектируемого строения к объектам некапитального строительства.

Н.Н.Леженникова

Юрисконсульт

"ФБК-Право"

В.А.Балабуркин

Старший инженер

по техническому надзору

департамента оценки

компании "ФБК"

Е.В.Шумских

Условия признания строений и сооружений объектами недвижимости

Недвижимое имущество представляет большую материальную ценность как для граждан, так и для юридических лиц, является одной из экономических основ предпринимательской деятельности, а сам институт недвижимого имущества имеет огромное значение для гражданского оборота. Статус имущества как объекта недвижимости порождает свои особенности в налоговых правоотношениях. Этим обусловлена необходимость всестороннего регулирования отношений, связанных с недвижимым имуществом. Так, на регулирование данных отношений нацелены земельная и градостроительная отрасли права. Однако основы правового регулирования режима недвижимого имущества заложены в гражданском законодательстве, имея своей целью обеспечение стабильности гражданского оборота и защиту его участников от возможных злоупотреблений. Эти цели достигаются в том числе и через институт обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Итак, любые вещные права на объекты недвижимости подлежат обязательной государственной регистрации и возникают только с момента её проведения. Порядок проведения государственной регистрации предусмотрен ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и многочисленными подзаконными нормативными актами, главные критерии отнесения имущества к недвижимости определены в ст.130 ГК РФ. И вроде бы с определением того, является ли имущество недвижимым или нет, все просто и понятно: оно должно быть прочно связано с землей и переместить его без несоразмерного ущерба назначению должно быть невозможно. Однако на практике нередко возникают проблемы: указанные критерии оказываются оценочными, а грань между движимым и недвижимым имуществом - расплывчатой. Как результат - нередки случаи отказов в регистрации права или требований муниципальных органов о признании записи о праве собственности на зарегистрированное имущество недействительной, возможны и другие неблагоприятные последствия: налоговая служба может потребовать зарегистрировать право собственности на вроде бы движимое имущество как на объект недвижимости или муниципалитет потребовать снесения возведенной постройки как самовольной. Отказ может последовать и при проведении кадастрового или технического учета недвижимого имущества. Когда же могут возникнуть такие ситуации и как их избежать? Попробуем ответить на эти вопросы.

Прежде всего необходимо разобраться, какое законодательство может применяться в данных ситуациях. Как уже говорилось, это ст.130 и 131 ГК РФ, где определяется, что же есть недвижимость, что к ней относится, какие критерии отнесения имущества к недвижимости и общие положение о государственной регистрации, ст.222 ГК РФ, в которой говорится, что лицо не может приобрести право собственности на постройку, если она не возведена в порядке, предусмотренном законом. Из этих статей мы может вычленить наиболее важные для нас критерии: прочную связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению, создание объекта на земле, специально отведенной для этого в предусмотренном законом или иными правовыми актами порядке, с получение всех необходимых на то разрешений без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. Среди норм, содержащихся в Градостроительном кодексе РФ для нас имеет значение только п.10 ст.1: в данной статье дается определение объекта капитального строительства и что им не является. Так, не являются капитальными временные постройки, киоски, навесы и другие подобные сооружения. Как мы увидим дальше, капитальность строения является одним из важнейших критериев отнесения его к недвижимости.

Более подробных норм, разграничивающих движимое и недвижимое имущество, чем ст.130 и ст.222 ГК РФ, российское законодательство не содержит, поэтому при рассмотрении этого вопроса необходимо обратить наше внимание к судебной практике. Именно в судах окончательно решается вопрос о причислении имущества к разряду недвижимого при решении возникающих в связи с этим споров. За последние годы был вынесено множество решений по этому вопросу, и у нас есть все основания полагать, что судебная практика наиболее полно отражает сложившуюся в этой сфере ситуацию. Итак, какие выводы мы можем сделать из судебной практики?

Одним из наиболее ярких примеров оценки судом недвижимого характера имущества является Постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008г. №Ф09-4441/07-С6. Согласно материалам данного дела индивидуальный предприниматель получил в долгосрочную аренду земельный участок для размещения автомобильной автостоянки. На территории данного земельного участка предпринимателем было возведено здание поста охраны. Полагая, что указанный объект является самовольной постройкой, Министерство по управлению государственным имуществом субъекта обратилось в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки на основании п. 2 ст. 222 ГК РФ. После рассмотрения дела несколькими инстанциями иск Министерства был удовлетворен, и предприниматель подал кассационную жалобу в ФАС Уральского округа, который оставил решение предыдущего суда без изменения, отказав в удовлетворении жалобы предпринимателя. Чем же мотивировал свое постановление данный арбитражный суд?

Вот мотивировка данного постановления:
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. Выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 8 названного Кодекса). В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой. При этом по смыслу указанной нормы права самовольной постройкой могут быть признаны только объекты недвижимого имущества. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Техническими критериями отнесения имущества к недвижимому являются монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте, подведение к нему стационарных коммуникаций, принадлежность строения к капитальным, характер работ по привязке фундамента к местности. В результате анализа предоставленных доказательств суд пришел к выводу, что пост охраны полностью соответствует всем указанным в ст.130 ГК РФ критериям недвижимости. Установив, что разрешение на строительство спорного объекта ответчиком в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не оформлялось, суды обоснованно признали пост охраны самовольной постройкой. Согласно п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Прежде чем сделать выводы из данного постановления, хотелось бы отметить еще несколько постановлений:
Согласно Постановлению ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2008г. №Ф08-1203/08 Комитет по управлению государственным имуществом обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности на торговый киоск путем аннулирования соответствующей записи регистрации в ЕГРП. мотивировано требование было тем, что право собственности на киоск не подлежало государственной регистрации в связи с отсутствием признаков капитального строения и является недвижимым имуществом. Решением суда иск был удовлетворен, постановлением апелляционной инстанции решение суда было оставлено без изменений. Судебные акты были мотивированы тем, что у предпринимателя возникло право собственности на павильон только как на движимое имущество, поскольку материалами дела не подтвержден факт возведения в установленном законом порядке спорного объекта как недвижимого имущества. как следует из материалов дела, регистрация права на данное строение как на объект недвижимости была произведена на основании договора купли-продажи недвижимого имущества. Данное строение находилось на земельном участке, находящемся в бессрочном пользовании ООО «Центральный рынок» на основании государственного акта.

Суд кассационной инстанции в данном деле установил следующее: в силу ст.130 ГК РФ основным критерием отнесения вещи к недвижимости является её прочная связь с землей, при которой перемещение данной вещи без несоразмерного ущерба её назначению невозможно. В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 Кодекса указано, что выдачи разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). В случае возведения объекта недвижимости обязательно получение разрешения органа местного самоуправления на строительство и последующий ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 и 55 Кодекса). Указанный порядок возведения объектов недвижимости применялся и до введения в действие Градостроительного кодекса.

Согласно данным технического паспорта, принадлежащего обществу, торговые киоски состояли из металлического каркаса, имеют бетонное основание (т. 1, л. д. 57 - 71). Отвод земельного участка под строительство объектов недвижимости (капитальных строений) не производился, разрешения на строительство объектов недвижимости не выдавались, киоски не принимались в эксплуатацию как объекты недвижимости. Таким образом, в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о создании капитального сооружения (недвижимости) в установленном законом порядке, из чего суды сделали вывод, что установка киоска на капитальном фундаменте не влечет отнесения самого киоска к объектам недвижимости; возведение монолитного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент используется и для возведения временных сооружений. Постановлением ФАС СКО решения судов предыдущих инстанций были оставлены без изменения.

Другим интересным постановлением является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. №А11-6035/2005-К2-27/225. Данным постановлением «модуль металлический» не был признан недвижимостью на том основании, что данный модуль предназначен для хранения сыпучих материалов, используемых для изготовления асфальтобетона, состоит из разборных сооружений и оборудования, установлен на облегченном бетонном фундаменте и не имеет системы отопления и иных коммуникаций. По утверждению предприятия, данное разборное сооружение предназначалось для неоднократного монтажа. В этом случае оспаривался не отказ в регистрации объекта в качестве недвижимого, а решение Инспекции ФНС о начислении налога и пеней за несвоевременную уплату на основании признания вышеупомянутого строения недвижимостью сотрудниками Инспекции, однако необходимо отметить технические критерии, на основании которых суд удовлетворил заявление о признании решения Инспекции недействительным: это легкий фундамент, отсутствие стационарных коммуникаций, разборный характер сооружения. Похожая мотивировка у отказа в признании строения объектом недвижимости в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2006г. №А43-1798/2006-12-24: объектом являлся арочный склад со стенами в виде металлического профиля на железобетонном ленточном фундаменте и асфальтированной площадкой для складирования, не имеющее стационарных коммуникаций, что и послужило основанием для отказа.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05 декабря 2006г. №Ф03-А51/06-1/4367: в соответствии с материалами дела арбитражный апелляционный суд установил, что склад-магазин изначально проектировался как временное сооружение из легких конструкций, фактически также было возведено некапитальное строение, вследствие чего это сооружение не было признано недвижимостью. Это обосновывалось в том числе и тем, что в материалах дела имелось экспертное заключение, в соответствии с которым спорное строение представляло собой здание каркасного типа, построенное из легких металлических конструкций, с фундаментом из отдельно стоящих монолитных бетонных плит глубиной заложения до 1,0 метра, выполненном на щебеночной подготовке с наружными стенами из панелей «сэндвич». По технологии производства работ конструкцию здания можно разбирать без нарушения его целостности и функционального назначения, что предусмотрено самой конструктивной схемой. Соответственно, объект может быть отнесен к мобильным зданиям-сооружениям и не может быть отнесен к объектам недвижимости.

Постановление ФАС Московского округа от 13 февраля 2008г. №КГ-А41/159-08: в признании сооружений объектами недвижимости было отказано и, следовательно, обязанности регистрационных органов зарегистрировать данное право, было отказано на том основании, что созданные объекты представляют собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, что свидетельствует об отсутствии прочной связи объектов с землей и возможности их перемещения без существенного ущерба их назначению, в связи с чем данные объекты не являются капитальными и не могут быть отнесены к объектам недвижимости. Особенностью данного дела является проведение технического учета и инвентаризации в отношении данных объектов и, соответственно наличие технического паспорта на созданные объекты. Отсюда можно сделать вывод, что проведение технического учета и инвентаризации вещей как объектов недвижимости не является основанием для регистрации данного имущества как недвижимости.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2006г. №А43-19271/2005-12-644: по иску о признании права собственности на самовольную постройку в признании объекта недвижимостью было отказано на том основании, что: спорные объекты фактически были возведены из легких металлических конструкций, и не могут быть признаны недвижимостью. При этом было указано, что ссылка на наличие углубленного фундамента не имеет в данном случае определяющего значения, так как доказательств необходимости сооружения такого фундамента для возведения каркасных строений нет. Другим положением данного постановления, которое следует рассмотреть в рамках нашей темы, является указание на то, что вопрос об отнесении имущества к недвижимости должен разрешаться с учетом всех имеющихся в деле документов.

Из вышеперечисленной судебной практики можно выделить следующие технические критерии отнесения строений и сооружений к недвижимости, нашедшие свое отражение в Постановлениях арбитражных судов: капитальный характер строения, монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте, характер работ по привязке фундамента к местности, подведение к нему стационарных коммуникаций. Наличие одного из этих признаков не является бесспорным основанием для признания вещи недвижимой (как можно видеть из уже упомянутого Постановления ФАС СКО от 18.03.2008г.), также наличие данного признака должно быть объективно обусловлено. Определяющим признаком не является и проведение технического учета и инвентаризации строения. Оценка того, является ли объект недвижимым или нет производится судами на основании всех представленных документов и исходя из совокупности всех признаков. Основными доказательствами по таким спорам о соответствии объекта критериям недвижимости являются технические паспорта, технические отчеты, заключения экспертизы. На заключения экспертизы следует обратить особое внимание: она производится экспертами в данной области, способными наиболее точно оценить технические параметры постройки и то, является она недвижимой или нет, и может оказать определяющее влияние на решение суда, являясь наиболее действенным способам защиты своих интересов.

Другим важным фактором, отмеченным в Постановлении ФАС УО от 15.01.2008г., является наличие разрешения на строительство капитального объекта и соблюдение строительных и градостроительных норм и правил. Часты ситуации, когда с технической точки зрения построенный объект обладает всеми признаками недвижимости, однако суд все равно отказывает в регистрации права на такое строение либо аннулирует запись регистрации о праве собственности именно на основании отсутствия разрешения на строительства либо факта предоставления земельного участка для возведения временных сооружений (что обычно бывает при аренде земельных участков). Таким образом, под прочной связью с землей понимается не только физическая связь, но и юридическая. Недвижимым может быть только то сооружение, которое и построено как недвижимое, т.е. с наличием всех требуемых Градостроительным кодексом документов, с соблюдением строительных, градостроительных норм, на земельном участке, отведенном для строительства капитальных строений, с приемкой объекта в эксплуатацию. Для подтверждения этой позиции приведем несколько примеров из судебной практики:

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2008г. №13АП-1972/2007: государственная регистрация права собственности на объект «инструментально-раздаточная мастерская» была признана неправомерной на том основании, что данный объект числился среди временных сооружений и был принят в эксплуатацию как временное сооружение. При этом было прямо отмечено, что «для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы данный объект был создан в установленном законом порядке как недвижимость с получением всей необходимой разрешительной документации. и с соблюдением градостроительных норм и правил».

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2009г. №А05-4509/2008: также была признана недействительной регистрация права собственности на павильон. Предпринимателю был предоставлен земельный участок в аренду для установки торгового павильона в результате торгов. После установки павильона предпринимателем было зарегистрировано право собственности на данный павильон. Муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, впоследствии уточненном на признание зарегистрированного права собственности на постройку недействительным. Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен, суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения на том основании, что постройка возведена без разрешения на строительство капитального здания на земельном участке, не отведенном для целей строительства объекта недвижимости, и, следовательно, право собственности на неё является недействительным. Суд кассационной инстанции данный вывод поддержал и отметил, что «возведенный объект, исходя из правовых оснований его создания, является временным сооружением и, следовательно, по своим правовым характеристикам не является объектом недвижимости».

Необходимо отметить Постановление ФАС Московского округа, которым было оставлено в силе решение о признании недействительной государственной регистрации 40 зданий-павильонов. Суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором располагались все павильоны, был предоставлен в краткосрочную аренду для эксплуатации мелкооптовой ярмарки, на данном земельном участке и были расположены торговые павильоны с характеристиками временных строений. Поскольку доказательств принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ответчику земельного участка для возведения на нем капитальных строений, оснований для государственной регистрации права собственности на павильоны не имелось. Ссылка ответчика на относимость объектов к недвижимости на основании данных экспертно-технической экспертизы судом не была принята, поскольку у проводившей её организации не имелось полномочий на проведение судебно-технических экспертиз. В данном постановлении было указано, что понятие «недвижимости» является правовой категорией, а потому признание объекта недвижимым, как объекта гражданских прав, устанавливается не только фактом его создания в установленном законами и иными правовыми актами порядке с получением всей необходимой документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, но и другими юридическими фактами, такими как наличие воли собственника земельного участка или уполномоченного органа на создание недвижимого имущества, наличие права пользования земельным участком для создания данной недвижимости. Данные павильоны не являлись недвижимостью и по тем основаниям, что представляли собой легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения, не имели фундамента, что свидетельствовало об отсутствии прочной связи с землей и возможности их перемещения без ущерба их назначению. Таким образом, в данном случае отсутствовала как прочная физическая, так и юридическая связь строений с земельным участком.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что юридическая связь построенного объекта с земельным участком является необходимым, даже определяющим, фактором отнесения сооружений к недвижимости. При отсутствии юридической связи строения с земельным участком данное строение, если является некапитальным и, как следствие, временным, государственной регистрации не подлежит и должен быть снесен после окончания срока аренды. Если же по своим техническим параметрам строение капитальное, то оно, как правило, сносится на основании ч.1 ст.222 ГК РФ. Немаловажным критерием является и физическая связь с землей: даже если получены разрешения на возведение капитального строения и земельный участок имеет соответствующее назначение, сарай или прочее подобное сооружение никто недвижимостью признавать конечно же не будет.

Для признания строения недвижимым являются необходимыми следующие условия: предназначение земельного участка для строительства капитального строения, наличие разрешения на строительство капитального объекта, соблюдение градостроительных норм и правил, наличие права пользования данным земельным участком для создания данной недвижимости, воля собственника земельного участка или уполномоченного государственного органа на постройку капитального строения, приемка строения в эксплуатацию как объекта недвижимости. Отсутствие каких-либо из перечисленных юридических актов может осложнить регистрацию права собственности на объект или даже сделать её невозможной. В особенности последнее касается предназначения земельного участка для капитального строительства - одного из самых частых оснований для отказов в регистрации права собственности. Каждый земельный участок предоставляется для определенных целей, и объект недвижимости может быть построен только на предназначенном для капитального строительства участке. На этот момент суды в первую очередь обращают внимание, и игнорирование его при постройке здания, скорее всего, обернётся сносом здания и соответствующими финансовыми потерями для владельца. Наличие же прочной физической связи с землей оценивается судами по таким параметрам, как возведение строения на специально подготовленном фундаменте, подготовка местности к созданию фундамента, наличие стационарных сооружений и отнесение объекта к капительным строениям. Наличие только одного из этих параметров не дает права говорить о наличии объекта недвижимости перед нами, так же как и или отсутствие одного из этих параметров не может служить основанием для однозначного отказа суда в регистрации права собственности на него.

Судами оценивается вся совокупность доказательств, предоставленных при рассмотрении дела. Большое значение при этом может иметь квалификация юриста, представляющего организацию в суде. Однако стоит отметить, что отказы в регистрации права собственности именно по техническому критерию крайне редки. Непризнание объекта недвижимостью не означает утраты права собственности на него, организация продолжит владеть им как движимым имуществом. Необходимо отметить, что регистрация права собственности на объект не гарантирует, что в дальнейшем данное право не будет обжаловано в суде и признано недействительным. Как видно из судебной практики, такое случается весьма часто. В отдельных случаях приходится доказывать не обоснованность признания объекта недвижимым, а совсем наоборот, то, что имущество является движимым. Подобные вопросы обычно разрешаются судом по иску налогового органа о взыскании доначисленных налогов и пени в связи с признанием объекта сотрудниками налоговой службы недвижимым.

Капитальное строительство - возведение любых объектов, для которых необходимо проведение не только строительно-монтажных работ, но и земляных по устройству так называемых заглубленных фундаментов, а так же работы по возведению ограждающих и несущих конструкций, подводке всех необходимых инженерных коммуникаций. Так же капитальное строительство представляет собой деятельность по возведению новых и модернизации старых производственных и непроизводственных строений.

Объекты капитального строительства: классификация

Разнообразные строения, сооружения и здания принято относить к объектам капитального строительства. В этот же список включаются и незавершенные строительные объекты, если они изначально возводились как капитальные.

Термин объекта капитального строительства появился в законодательстве РФ только в 2005 году, сменив применяемые до сих пор понятия объекта градостроительной деятельности и объекта недвижимости в градостроительстве. Объект капитального строительства принято подразделять на виды: здания и сооружения.

Здания предназначаются для проживания людей, содержания животных, хранения продуктов производства либо размещения самого производства. Здание представляет собой сбалансированную систему и сети инженерно-технического обеспечения, обслуживающие наземную и подземную часть результата строительства. Здания принято подразделять на:

  • жилые;
  • и нежилые.

Жилые дома или здания представляют собой несколько комнат, предназначенных для проживания, оснащенных дополнительными помещениями для бытовых нужд. Примером жилых зданий являются общежития, интернаты, детские дома, приюты. По этому же принципу возводятся специальные дома для престарелых граждан, инвалидов, ветеранов.

Индивидуальный жилой дом в первую очередь отличается тем, что предназначен для проживания только одной семьи. Этот объект капитального строительства располагается независимо от других зданий и не может иметь более трех этажей. В случае с индивидуальными жилыми домами коттеджного типа, в собственность входит и земельный участок, высотность строения ограничивается двумя этажами.

Жилой дом, созданный для проживания двух и более семей, имеющий для этого соответствующие требованиям жилищного законодательства квартиры с отдельными выходами, относят к многоквартирным домам.

Нежилые здания призваны обеспечить хранение материальных ценностей, создать условия для труда и отдыха, социального или культурного развития человека. К нежилым зданиям относят здания коммерческого, учебного, промышленного, административного, сельскохозяйственного и медицинского назначения.

Виды капитального строительства включают в себя и сооружения. Сооружением принято называть результат строительства, объединяющий в себе несколько разнородных элементов подобно автомобильной дороге, плотине, стадионам, линии электропередачи, трубопроводы и прочее. Сооружения предназначены для организации производственного процесса, перемещения людей или материальных ценностей, временного пребывания. Сооружение представляет собой сложную строительную систему, расположенную над землей или над землей и под землей, имеющею несущие, ограждающие и отдельные конструкции.

Управление капитального строительства не рассматривает в качестве самостоятельной категории строения и объекты незавершенного строительства. Однако, на практике их выделяют в некую условную категорию. Строения обычно объединяет понятие здания и сооружения. Возможен вариант определения в качестве строения объекта, имеющего второстепенное значение. Это может быть дачный домик, гараж. Строения не включаются в единый государственный реестр недвижимого имущества и объектов капитального строительства.

Объекты незавершенного строительства представляют собой здания и сооружения, строительство которых оказалось временно приостановленным из-за отсутствия технической, материальной или финансовой базы. Каждый из этих объектов числится в государственном реестре, но использоваться по назначению не может до завершения процесса строительства. Также необходимо пройти процедуру ввода в эксплуатацию. Незавершенное строительство - временное явление. Управление капитального строительства государственными органами направлено на максимальное освоение территорий, для чего завершается возведение всех подобных объектов.

Объекты, которые не входят в категорию капитальных строений

В первую очередь исключаются временные постройки. Они возводятся для обеспечения условий, необходимых для выполнения определенных работ (хранение инвентаря, материальных ценностей, краткосрочного проживания). После выполнения основных работ временные постройки подлежат демонтажу. Технически нет ограничений для возведения временной постройки. С одинаковым успехом она может быть контейнерного типа или иметь железобетонные перекрытия на кирпичных стенах, стоящих на фундаменте.

Эксплуатация объектов капитального строительства является основным критерием разделения объектов на временные или постоянные. Временная постройка возводится на период, ограничивающийся пятью годами, тогда как объект капитального строительства не имеет ограничений по продолжительности эксплуатации (согласно техническому разрешению). Существуют некоторые исключения из правил, в результате которых продолжительность эксплуатации временных построек увеличивается до пятнадцати лет либо постройка приобретает статус постоянного строения. Ярким примером такого явления стали рабочие поселки и городки, построенные на пятнадцать лет в 80-е годы. Смена эпохи, правительства, сознания превратила временные строения в постоянные жилые территории.

К области капитального строительства не имеют отношения нестационарные некапитальные сооружения. Для их возведения используются легкие конструкции без устройства фундамента. Основные представители таких строений - туалетные кабины, гаражные боксы, остановки, уличные точки быстрого питания и бытового обслуживания.

Главным критерием этих построек является их мобильность, простота сбора и разбора. Их представляют не только киоски и навесы, но и малые архитектурные формы, детские и спортивные площадки, фонтаны и прочее.

На лесных участках могут возводиться временные постройки в виде изгородей, пасек, навесов, сушилок и прочего для возможности заготовки лесных ресурсов, не связанных с вырубкой деревьев, например, для сбора пищевых продуктов, лекарственных растений.

Взаимосвязь объектов недвижимости с объектами капитального строительства

Объект недвижимости неизменно связан с землей. Переместить сооружение, не причинив ему огромного ущерба, невозможно. Недвижимые объекты включают в себя здания и сооружения, незавершенные объекты строительства. При этом объекту капитального строительства вовсе не нужно быть зеркальным соответствием понятию объекта недвижимости. В тоже время, для приобретения статуса недвижимости недостаточно одной надежной связи с землей. Необходимо дополнительно соответствовать определенным техническим и юридическим нормативам и требованиям.

При организации капитального строительства необходимо соответствие всем правовым актам и законодательным документам, подтверждающим разрешение возведения конструкции, и подтверждающим соответствие нового объекта всем градостроительным правилам. В противном случае возникает опасность нарушения гражданских прав собственника. Для признания имущества недвижимым, при соблюдении всех юридических предпосылок, необходимо дополнительное согласие собственника земельного участка либо соответствующего государственного органа на образование недвижимого имущества.

В области капитального строительства для возможности отнесения здания к разряду недвижимого имущества применяется и принцип соответствия техническим характеристикам. Согласно ему имущество обязано возводится на специально смонтированном фундаменте с подведением стационарных коммуникаций. Результат строительных работ должен являться объектом капитального строительства.

Арбитражными судами были приняты решения, определяющие недостаточность технических характеристик в качестве определяющих. Например:

  • заглубленный фундамент не является обязательны условием возведения каркасного сооружения;
  • отсутствие подведенных коммуникаций не определяет прочность связи с землей, как и возможность перемещения без нанесения серьезного ущерба;
  • монолитный фундамент используют не только разные виды капитального строительства, но и временные постройки, что исключает наличие монолитного фундамента как доказательства, что объект является капитальным строением;
  • при организации капитального строительства необходимо соответствующее документационное сопровождение для получения права собственности на это недвижимое имущества. Придать физические характеристики недвижимости можно и временной постройки, что не изменит ее статуса без соответствующих заключений.

Вспомогательное использование объектов капитального строительства

Эксплуатация объектов капитального строительства предусматривает обязательное соответствие правилам застройки и землепользования, установленные для городов и поселений.

Обращение к вспомогательным видам разрешенного использования может носить исключительно дополняющий характер к основной деятельности. Правообладатели объекта капитального строительства и земельного участка имеют право самостоятельного выбора вспомогательного и основного вида разрешенного использования своей собственности. Такой возможности лишены органы государственной власти, местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения. Им необходимо пройти предварительную процедуру согласования и получения разрешения.

Сооружения и строения вспомогательного характера не требуют получения разрешения на строительство. В отсутствие установленных для данного участка правил застройки и землепользования необходимо доказывать, что объект капитального строительства носит исключительно вспомогательный характер.

Вспомогательные постройки становятся неотъемлемой частью основного строения, обеспечивая комфорт или безопасность объекта капитального строительства. Например, стадион, являясь строением объекта физической культуры и спорта, не может эффективно функционировать без административных зданий, туалета, раздевалок, водопроводной будки. Без самого стадиона необходимость в них полностью отпадает, тогда как основное использование строения без них невозможно согласно современным требованиям организаций мест для занятия спортом.

При проведении инвентаризации строений выявляют основной объект с указанием вида его деятельности и с присвоением инверторного номера, а также перечисляются входящие в его состав вспомогательные объекты.

Признание объекта капитального строительства самовольной постройкой

Самовольной постройкой могут быть признаны объекты незавершенного строительства, здания, сооружения и строения. Признаки самовольной постройки возникают в случае, когда акт капитального строительства со всей необходимой технической документацией для оформления недвижимого имущества сопровождается нарушением юридических предписаний, критериев.

Основными признаки самовольного строительства являются:

  • использование для строительства земельного участка, не соответствующего данным целям в обходе или с игнорированием правовых документов;
  • безопасность объекта капитального строительства не может быть гарантирована в виду отсутствия необходимых разрешений (за исключением разрешения на использование участка) либо при строительстве были проигнорированы строительные нормы и правила.

При выявлении самовольной постройки, использующейся как объект капитального строительства, ее строитель обязан немедленно ее разобрать (в случаях подозрения в угрозе жизни или здоровью окружающим людям) или установить право собственности на нее в судебном порядке.

Суд не признает права собственности на недвижимое имущество, созданное с нарушением строительных норм, также влияет и проигнорированный акт капитального строительства, соответствующий градостроительным нормам. В этом случае создается угроза здоровью и жизни людей, что не позволяет считать постройку законной и сохранить ее.

В положении о самовольной постройке есть раздел, касающийся реконструкции недвижимого имущества. Вопрос выносится на судебное разбирательство в ситуациях, связанных с полным изменением вида объекта в результате реконструкции. Если восстановить первоначальное состояние невозможно, то суд чаще всего принимает решение о сносе нового объекта. Данные положения не распространяются на самовольное возведение объектов, не претендующих на звание недвижимого имущества.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Капитальное строительство — это процесс возведения несущих конструкций, а также реконструкция и реставрация которое требует выполнения не только строительных работ, но и обязательных земельных работ.

Законодательством определено, что объектами капитального строительства могут быть как вновь возводимые здания, так и объекты, требующие реконструкции.

Классификация зданий и сооружений капитального строительства

Объекты капитального строительства определяют по ряду признаков, которые позволяют проводить дальнейшие работы:

  • Объект строительства не должен нести в себе временный характер работ.
  • Все постройки должны быть привязаны к капитальному фундаменту.
  • Объект строительства должен иметь государственную регистрацию, в том числе через кадастровую палату Росреестра.

Терминология капитального строительства предполагает выполнение поэтапных работ, которые включают в себя следующее:

  • Проектные работы.
  • Изыскательские.
  • Монтажные процессы.
  • Запуск объекта в строительтво.

Согласно действующему законодательству, к объектам капитального строительства не имеют право быть отнесены объекты малых архитектурных форм в виде киосков, палаток, навесов. Так для киосков предполагается наличие одного рабочего места для продавца, при этом отсутствует торговый зал. Под навесом понимается объект с полузакрытой формой, где отсутствует часть стеновых элементов.

Отличие временного строительства от капитального варианта

В строительной сфере существует временный вариант для построек, которые имеют ряд отличительных характеристик. В числе таких характерностей является не только экономическая сторона субъекта, но и правовая, юридическая оценка временного характера строительства.

  1. Объект с временными характеристиками не может документацию на собственность, и по окончании действия срока эксплуатации подлежит сносу или разбору.
  2. Капитальный объект строительства имеет фактор собственности, проходит государственную регистрацию и привязан к капитальному фундаменту. В последующем объект не подлежит сносу, переносу или разбору, за исключением случаев, предусмотренные в законодательстве.

На объект капитальной недвижимости разрабатывается проектная документация, которая подтверждает определённый тип строительного субъекта.

Капитальность или временный характер — разбираем нюансы

Как такового понятия «капитальное строительство» вы не встретите в действующем ГОСТ России, при этом регламентом предусмотрено определение категорий зданий.

  • Категория I — этот тип зданий должны иметь ресурс эксплуатации свыше 100 лет.
  • Категория II — данная категория объектов имеет ресурс эксплуатации 50-100лет.
  • Категория III — этот тип объекта должен иметь ресурс эксплуатации периодом 25-50лет.
  • Категория IV — срок эксплуатации объекта 5-25 лет.

Для последнего класса объекта существует негласное правило понятия временного характера, при этом этот тип зданий должен быть построен на основе облегчённых конструкционных материалов — деревянные конструкции или другие типы.

Технические отличия объектов строительства

Временные постройки и капитальный вариант строительства имеют внешние схожие черты, при этом, согласно Градостроительного Кодекса России определены технические отличия объектов:

  1. Объект капитальной характеристики строительства привязан к постоянному фундаменту, при этом обязательно присутствует привязка к земельному участку. Временная постройка может не иметь фундаментной основы.
  2. Капитальный объект предполагает сбор разрешительных документов для эксплуатации в полном объёме, в то время как временная постройка имеет минимальный набор документов для разрешения эксплуатации.
  3. Минимальный срок эксплуатации для объекта категории КС (капстроительства) составляет 25 лет, и может быть выше 100лет. Временные постройки должны эксплуатироваться не более 25 лет, с обязательным условием по сносу.
  4. Капитальный объект не может быть снесён, перенесён на другое место, за исключением ряд положений градостроительного кодекса.
  5. Объект завершённых работ по строительству предполагает использование права собственности с регистрацией в Росреестре, для временных построек предъявляются ограничительные разрешительные функции права собственности.

Категории и виды объектов капитального строительства

Градостроительный кодекс России, а также ряд иных регламентных положений разработали категории и виды объектов капитального строительства, которые имеют свои отличительные характеристики.

  • Строительство нового объекта (новостройка). Объект возводится «с нуля», при этом используются первичные факторы ведения строительства, начиная от разработки земельного вопроса. По окончании строительства объект становится самостоятельной единицей с балансовой стоимостью.
  • Реставрация. Процесс ремонта, реконструкции и расширения действующих конструкционных элементов.
  • Реконструкция. Модернизация объекта недвижимости, при этом не допускается расширение площади.
  • Расширение объекта — значительное увеличение площади, путём пристройки отдельного объекта, с выводом нового типа помещения или здания на отдельную балансовую стоимость.

Какие объекты относятся к капитальному строительству

Объектами капитального характера для строительства могут быть как жилые здания, так и нежилого предназначения. Данные понятия чётко описаны в действующем Градостроительном Кодексе России. В любом случае, независимо от характера объекта, все они должны иметь минимальные характеристики комфортного использования здания. В данном случае необходимо использовать инженерные коммуникации, здание должно быть оборудовано входом, выходом, пандусами, подъездами и т.д.

  • Жилое здание. Высокие требования обустройство объекта, главной целью которого является постоянное проживание людей, может иметь надземную и подземную часть. Обязательное наличие инженерных коммуникаций, входных групп. Здание может быть предназначено как для проживания людей и животных, так и для производственных целей.
  • Нежилые объекты. К этой категории относятся сооружения, не предназначенные для постоянного нахождения и проживания людей, например ЛЭП, стадионы, мостовые сооружения.
  • Незавершённые объекты строительства. Объект имеет строительство, которое было приостановлено по ряду причин, при этом в дальнейшем допускается возобновление строительства или приостановка эксплуатации объекта недвижимости.

Особенности законодательства для капитального строительства

В России ряд подзаконодательных актов предполагают применение терминов к капитальному строительству, на основании которых проводится юридическая оценка действий, всех заинтересованных лиц.

Кадастровый закон России подразумевает следующие типы объектов:

  1. Сооружения, постройки и здания, которые относятся к объектам социальной или инженерной коммуникации — ЛЭП, трубопроводная система, скважины.
  2. Объекты неоконченного по ряду причин строительства.
  3. Кроме этого, согласно Постановлению Правительства РФ, который имеет порядковый номер №87, все объекты капитального действующего строительства классифицируются на:
  • Промышленные (типовые производственные) субъекты.
  • Объекты сектора оборонительного предназначения для обеспечения безопасности страны.
  • Объекты с непроизводственными характеристиками (здания социального назначения, жилые объекты, помещения бытового использования и т.д.)

К данной категории объектов относятся трубопроводы, магистральные линии электропередач, дороги, туннели. Для этих объектов необходимы особенные условия разрешения ввод в эксплуатацию, которые предусматривают рассмотрение технической документации прямо на месте, с использованием специального оборудования, предназначенное для межевания объектов. После оформления соответствующей документации, разрешается строительство объекта и ввод его в эксплуатацию.


Объекты без наличия разрешительной документации

Согласно положению законов, любой объект строительства должен иметь разрешительную документацию, на основании которого начинается капитальное строительство объекта. Без наличия такого документа, возможны применения штрафных санкций к собственнику и к лицам, задействованные в строительстве.

Все документы на разрешение ведения строительства необходимо получить в местном архитектурном департаменте при муниципалитете. В то же самое время ст.51 действующего Градостроительного Кодекса предполагает отсутствие разрешительной исполнительной документации в ряде случаев:

  1. Объект будет в будущем возводиться или реконструироваться на земельном участке, который принадлежит застройщику на законных обоснованиях и правах собственности.
  2. Объект в дальнейшем будет иметь временные характеристики эксплуатации.
  3. На объекте будут возведены вспомогательные сооружения, которые не относятся к категории капитального характера и не затронут основные функции прочих объектов жилого и нежилого предназначения.

Законные основания для капитального строительства

В последние годы формулировка «капитальное строительство» начинает приобретать юридическую окраску в ряде подзаконодательных документах. В частности, в 2005 году в Градостроительном Кодексе РФ появилось впервые понятие капитальное строительство. Чуть позже появились основания кардинально изменить гражданско-правовое обоснование капитальности в ряде законодательных положений.

Следствием большой работы стало внедрение понятия капитального строительства в лесном и водном кодексе России. Важное значение внесла статья 130 Градостроительного Кодекса России, где чётко дано пояснение термина капитальности, который обозначает непосредственную связь объекта с поверхностью участка, который имеет фундаментную основу соответствующего типа.

В настоящее время вносятся соответствующие изменения в ряд законов, которые позволят поставить спор между понятиями временной постройки и капитального субъективного объектного строительства в отношении построек типа МАФ (малой архитектурной формы), которые наделали немало шума в ряде регионов страны. Государственная Дума предполагает поставить окончательный спор между этими объектами, после детальной экспертизы всех нововведений в иные законные акты России.

Видеоматериалы по теме

Видео-семинар: ввод в эксплуатация объектов капитального строительства

Управление жизненным циклом объекта капитального строительства

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее - ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права. В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям. Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е. объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные. В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота. На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений. Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует. Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет. В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство - это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций . Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство - сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п . Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений. Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным. Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. («Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики», утв. Минэкономразвития РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 13-6-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 02.12.2002);

Сооружения – инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что под сооружениями принято понимать различного рода объекты, имеющие обеспечительную функцию и являющиеся дополнительными, не имеющими самостоятельного значения при рассмотрении их вне взаимосвязи с объектом основным. Это вполне логично применительно к подземным коммуникациям различного рода, учитывая к тому же тот факт, что линейные объекты также относятся к ОКС. Сооружения также могут быть представлены в виде определенного обособленного пространства, не предназначенного для длительного пребывания в них людей, и имеющего также второстепенную обеспечительную функцию (например, для размещения оборудования).

Только термин «сооружения» законодатель рассматривает в привязке к определению «подземное». Таких категорий как «подземное здание» или «подземное строение» законодательство не содержит.

С одной стороны это вполне логично:

1) здания представляют собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359);

2) строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации»).

Подземные объекты не подпадают под указанные категории исходя из их (категорий) видовых характеристик, а также своего рода «физических», «материальных» особенностей. Подземному объекту в силу своей природы не могут быть присущи структурные части здания или сооружения. Что же касается функциональных признаков, то исходя только из этих соображений существование подземных зданий и сооружений, как бы это удивительно не звучало, вполне возможно и существует на практике: метрополитен, подземные автостоянки, практикуемая в крупных мегаполисах практика размещения под землей наряду с обычными пешеходными переходами различного рода объектов общественного питания в виде отдельных кафе и ресторанов, а также объектов розничной торговли в виде отдельных магазинов. В качестве примера можно также привести и объекты военного и режимного значения: бункеры, бомбоубежища и т.д. Не стоит также забывать и о структурных частях здания (к примеру, подвальные помещения), которые не являются ОКС в полном смысле этого слова, так как рассматриваются только в привязке к основному объекту, но, несмотря на это, ему присущи все функции основного объекта, то есть здания. Такого рода помещения нередко используются для размещения спортивных клубов, магазинов, объектов общественного питания и т.д.

Все вышесказанное говорит о существовании в законодательстве РФ пробелов и коллизий в отношении регулирования вопросов, связанных с подземными сооружениями: юридически они не могут выполнять функции, присущие зданиям и строениям, так как не обладают должными признаками, присущими последним, но фактически они их выполняют, хотя в рамках их своеобразного правового статуса (сооружение) это просто невозможно.

Кроме того, подземному сооружению, как и любому объекту материального мира, свойственен износ. Дальнейшая эксплуатация такого рода объектов может привести к реальной угрозе жизни и здоровью человека, а также собственности. Возможно ли применение по отношению к категории «подземные сооружении» термина «ветхость», присущей изначально именно зданиям и сооружениям (ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004»)

На данный момент особо острых ситуаций, связанных с регулированием данного вопроса, не возникало. Связанно это, на мой взгляд, с их достаточной редкостью. Строительство сетей метрополитена осуществляется и контролируется федеральными органами, подземные гаражи и автостоянки, а также иного рода подземные объекты встречались на практике как правило лишь на территориях городов федерального значения (Москва, Санкт – Петербург), а это все-таки несколько иной уровень регулирования. Однако, в последнее время такого рода объекты стали появляться и в других городах РФ, что в свою очередь ведет к необходимости более четкого правового регулирования данной сферы.

Одной из основных проблем законодательного регулирования ОКС является отсутствие должной классификации ОКС на ОКС федерального значения, регионального и местного. В ст. 10,14 и 19, 23 ГрК РФ содержится перечисления ОКС федерального, регионального и местного значения соответственно. Данные положения являются лишь перечислением соответствующих объектов, а это, в свою очередь, нельзя назвать классификацией, так как отсутствует должное основание, по которому она была проведена. Кроме того все эти нормы содержат следующую фразу: «... и иных объектов, размещение которых необходимо, для осуществления полномочий...», то есть перечень является открытым. Думаю, на основании всего вышеизложенного, предложенная законодателем классификация нуждается в доработке, по крайней мере, необходимо обозначить ее основание.

Прежде всего, следует определиться с тем, что же все-таки имеет в виду наш законодатель, говоря об ОКС федерального, регионального или местного значения.

Логически мы можем предположить, что ОКС федерального, регионального или местного значения, так или иначе связаны с решением вопросов федерального, регионального и местного значения соответственно.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ (то есть ФЗ № 131-ФЗ) осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Если абстрагироваться от официального толкования категории «вопросы местного значения», данного в законодательстве, и обратиться к толкованию лексическому, то смысл будет следующий: вопросы местного значения - это обстоятельства общественной жизни, имеющие значение для населения муниципального образования, регламентация которых зависит (осуществляется) от органов местного самоуправления. Суть заключается именно в этом.

Определений вопросов федерального и регионального значения законодательство не дает, но их можно вывести по аналогии. Таким образом, под вопросами федерального значения стоит понимать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения РФ, решение которых осуществляется федеральными органами государственной власти. Вопросами регионального значения, соответственно, являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения субъекта РФ, решение которых осуществляется органами государственной власти субъекта.

Итак, с «вопросами» все более-менее ясно. Теперь необходимо связать эти категории с ОКС. На мой взгляд, единственная возможная логическая связь между ними заключается в том, что ОКС являются в некотором роде одним из средств, способов решения вопросов того или иного значения. Но это не непосредственные методы их решения, а косвенные, вспомогательные.

Исходя из всего вышесказанного можно вывести определения ОКС того или иного значения:

  • ОКС федерального значения - это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению РФ, то есть служащие целям реализации полномочий федеральных органов власти и/или подконтрольные им;
  • ОКС регионального значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению субъектов РФ, то есть служащие целям реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и/или подконтрольные им;
  • ОКС местного значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению органов местного самоуправления РФ, то есть служащие целям реализации полномочий ОМС и/или подконтрольные им.

Как я уже говорила, основным вопросом законодательного регулирования ОКС является вопрос относительно основания классификации ОКС на ОКС федерального, регионального и местного значения. По моему мнению, наиболее рациональным решением данного вопроса является использование в качестве основания сфер ведения РФ, субъектов РФ и ОМС соответственно. В принципе, ГрК РФ об этом и говорит, но его положения нуждаются в некоторой доработке.

Cферы ведения РФ обозначены в статье 71 Конституции РФ, ОМС - в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов субъектов РФ можно вывести по остаточному принципу. Кроме того, при определении уровня принадлежности ОКС к ведению того или иного органа необходимо учитывать и территориальный критерий. В частности это относится к лечебно-профилактическим учреждениям, объектам жилищных фондов и т.д.

На основании всего вышеизложенного можно вывести классификацию ОКС соответствующего значения (Приложение).

Интересным и довольно проблемным является также вопрос относительно взаимосвязи и возможной взаимозависимости классификации ОКС по сферам ведения и права собственности тех или иных субъектов на ОКС.

В теории и на практике существует мнение, в соответствии с которым классификация по сферам ведения подразумевает и учет формы собственности на тот или иной ОКС. Кроме того, зачастую классификация по сферам ведения воспринимается именно как классификация по формам собственности, то есть произошло некое смещение понятий.

На мой взгляд, такой подход не совсем верен. Безусловно, форму собственности на ОКС учитывать следует и даже необходимо, ведь, зачастую если ОКС находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, то и сфера ведения будет соответствующая (к примеру, ОКС жилищных фондов). Однако, это возможный, но совсем не обязательный вариант, поэтому не стоит его абсолютизировать.

Необходимо учитывать то, что помимо государственной и муниципальной собственности у нас существует и такая ее форма как собственность частная, в которую входит имущество физических и юридических лиц. После «глобальной» приватизации государственного имущества во времена «перестройки» именно частная собственность стала главенствующей формой, которой остается и по сегодняшний день. Если при этом мы будем использовать в качестве основания классификации ОКС только форму собственности на них, большая часть ОКС просто из данной классификации «выпадет», не будет ими охвачена. Кроме того, зачастую право собственности и значение ОКС могут быть различными, не совпадать и не зависеть друг от друга.

По моему мнению, сфера ведения того ли иного органа власти в отношении какого-либо ОКС означает не наличие у этого органа правомочий собственника на ОКС, а наличие у него полномочий по контролю за владением, пользованием и распоряжением ОКС, полномочий по созданию необходимой базы для должного осуществления собственником своих прав, учитывая при этом значимость и возможную общественную ценность данного объекта. В связи с этим смешение понятий «сфера ведения» и «форма собственности» просто лишает нас адекватной, логичной и практически значимой классификации ОКС.

Еще один момент. В статье 14 ГрК РФ сказано, что схемы территориального планирования субъектов могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения. ОКС федерального значения по смыслу статьи обозначать не надо. Схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов, согласно ст. 19 и 23 соответственно, включают в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС местного значения. ОКС федерального и регионального значения в документах территориального планирования поселения обозначаться не должны, что следует из положений указанных норм ГрК РФ. На практике же документы территориального планирования субъектов содержат не только карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения, но и ОКС федерального значения; документы территориального планирования поселений кроме карт (схем) размещения ОКС местного значения содержат и информацию о размещении ОКС федерального и регионального значения. Логически данное отступление от положений законодательства верно. Документы территориального планирования должны содержать полную и адекватную информацию о планировании развития территории, в том числе о функциональных зонах, о зонах планируемого размещения ОКС, о зонах с особыми условиями использования территорий. Такая информация не может быть полной без соответствующего обозначения в ней данных об ОКС федерального и регионального значения на документах территориального планирования субъектов и муниципальных образований соответственно. К примеру, если на территории городского поселения располагается лечебно-профилактическое учреждение регионального значения, это не значит, что данный ОКС не следует обозначать в генеральном плане поселения, без этой информации генеральный план просто будет неполным. Поэтому в этой части отступления от положений ГрК РФ вполне разумны.

Приложение

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства федерального значения относят:

 объекты федеральных энергетических систем;

 объекты систем ядерной энергетики;

 объекты федеральной транспортной системы;

 объекты путей сообщения;

 объекты информации и связи;

 объекты обороны и безопасности, оборонного производства;

 объекты производства различных ядовитых, наркотических веществ;

 объекты метеорологической службы;

 объекты федерального транспорта;

 объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

 объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы;

 объекты, обеспечивающие деятельность естественных монополий;

 объекты управления федеральной государственной собственностью (и сама собственность в том числе);

 объекты федерального финансового, валютного, кредитного,таможенного регулирования;

 объекты федеральных специализированных медицинских учреждений;

 и иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательном к ведению Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства регионального значения относят:

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие деятельность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

 объекты, обеспечивающие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

 объекты, обеспечивающие содержание, развитие и организацию эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты, обеспечивающие предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие функционирование государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

 объекты системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;

 объекты специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

 объекты, обеспечивающие деятельность государственных нотариальных контор;

 объекты, обеспечивающие организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)

 объекты, обеспечивающие деятельность мировых судей;

 объекты системы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

 объекты, обеспечивающие осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 объекты, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также профессиональную подготовку, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

 иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов. РФ.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства местного значения относят:

 объекты автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами (в отношении районов) / автомобильных дорог общего пользования (в отношении поселений и городских округов), мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района / мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

 объекты, обеспечивающие организацию электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

 объекты системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

 объекты, обеспечивающие жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие население услугами организаций культуры;

 объекты физической культуры и массового спорта, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий местного значения;

 объекты, обеспечивающие обустройство мест массового отдыха населения;

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов местного значения;

 объекты, обеспечивающие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора;

 объекты, объекты, обеспечивающие оказание населению ритуальных услуг;

 объекты гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 объекты, обеспечивающие функционирование аварийно- спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований;

 объекты обеспечения безопасности населения на водных объектах;

 объекты лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения;

 объекты, обеспечивающие организацию и осуществление работы с детьми и молодежью на территории муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие охрану общественного порядка на территории муниципального образования, обеспечивающие функционирование муниципальной милиции;

 объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно- авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

 объекты, обеспечивающие функционирование системы общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления

Тимонина Е.Д., ведущий юрист
Отдела нормативно-правового обеспечения ИТП «Град»



Похожие статьи