Отметить страну входящую в нафта. Североамериканское соглашение о свободной торговле (нафта)

В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения твоаров и услуг между странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты. Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА. Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА. Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

список стран входящих в НАФТА

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, NAFTA, North American Free Trade Agreement) соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза) . Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

    Первым шагом стал план Эббота, принятый в 1947 г. , целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

    Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.

    В сентябре 1988 после нелгких трхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.

    Подписание соглашенияВ свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

    Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г. , сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

    Ведущую роль в организации играет США, которое использует данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

    Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

    Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

    В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

    Цели НАФТА:

    снятие таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
    создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
    привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
    обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
    создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
    создание базы для будущей трхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
    создание единого континентального рынка.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА - это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.

НАФТА поддерживает ориентацию на модель в аспекте Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.

Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.



Похожие статьи