Отношение долга к ввп по странам. Кому должны страны мира? Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Относительно пресловутого «госдолга США» работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн . Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше — $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык — это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. — огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП — доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП: Таблица

Примечание Владимира Зыкова. Кому не хочется смотреть большую таблицу, скажу: Украина - 22 место, 92,31% ВВП; Беларусь - 48 место, 68,89%; Польша - 86 место, 52,85%; Россия - 175 место, 19,43%.






















По данным МВФ. Обновлено 14.08.2018
Россия имеет относительно небольшой госдолг. По данным ЦБ чуть более $254 млрд. Однако вместе с долгами предприятий (они в качестве гос.долга не учитывается, хотя предприятия в основном государственные) сумма уже существенна — $513 млрд. Это уже 40% от номинального ВВП.

Максим Котов, «Школа Инвестора».

Совокупная задолженность в мире в первом квартале 2018 года выросла на $8 трлн - максимальный прирост за два года. Показатель обновил рекорд и достиг $247 трлн, или 318% глобального ВВП, сообщил Институт международных финансов

Фото: Stefan Wermuth / Reuters

Размер глобального долга в первом квартале 2018 года обновил исторический максимум и составил $247,2 трлн, следует из обзора Global Debt Monitor (есть у РБК), подготовленного Институтом международных финансов (Institute of International Finance, IIF). Данные IIF охватывают около 70 стран и территорий. Основная часть мирового долга ($178,3 трлн) приходится на развитые экономики, оставшиеся $68,9 трлн — на развивающиеся рынки.

Совокупный показатель увеличился на $8 трлн с конца 2017 года, что является самым быстрым приростом за два года, отмечает IIF. Долг $247 трлн эквивалентен 318% мирового ВВП — это соотношение увеличилось впервые за год. За период с четвертого квартала 2016 года мировой долг вырос на $30 трлн, отмечают аналитики.

Совокупный долг, который рассчитывается и ежеквартально обновляется экономистами IIF, включает долги правительств, банков, нефинансовых корпораций и домохозяйств.

Номинированный в иностранной валюте долг развивающихся стран (исключая обязательства банков) тоже достиг рекорда в первом квартале ($5,5 трлн). Большая часть (78%) в его структуре приходится на корпорации. Самые уязвимые страны в силу их зависимости от валютных долгов — Аргентина, Венгрия, Турция, Польша и Чили, утверждает IIF. Валютный долг банковского сектора развивающихся стран удвоился с 2010 года, достигнув $3 трлн. Наибольший прирост показал Китай, где банковский долг вырос с $110 млрд в первом квартале 2010 года до $785 млрд в первом квартале 2018 года. Данный тренд указывает на растущую уязвимость финансового сектора КНР перед колебаниями юаня, полагают аналитики.

Российские долги

Совокупный долг России IIF оценивает в 89,4% ВВП на конец первого квартала 2018 года (годом ранее было 92,6% ВВП). В том числе долг домохозяйств составляет 15,6% ВВП (увеличился с 15,2% годом ранее), долг корпораций — 47,5% ВВП (уменьшился с 49,8% годом ранее), финансового сектора — 10,5% ВВП и госдолг — 15,8% ВВП.

Российские власти и Росстат не рассчитывают совокупные долговые показатели, аналогичные данным IIF. По данным Sberbank CIB, общая долговая нагрузка экономики составляла около 100% ВВП на конец 2016 года, и , что ее можно безопасно нарастить до 150% ВВП в процессе стимулирования экономики. Расчет такого показателя может сильно зависеть от методологии: так, Международный валютный фонд в своей базе данных по глобальным долгам оценил (*.xlsx) совокупный «долг частного сектора» в России в 197% ВВП на конец 2015 года «по всем инструментам» (включая долг нефинансовых корпораций в 181% ВВП). Представитель IIF Дилан Риддл сказал РБК, что расхождение данных института с данными МВФ может быть обусловлено разницей в наборе долговых инструментов, которые учитываются.

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

Ниже приведено соотношение государственного долга каждой из стран к ВВП

Топ-15 стран с самым большим внешним долгом. Фото: penge.dk

Начиная с 1979 года Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF) ежегодно составляет рейтинг стран на основе 12 показателей конкурентоспособности. Один из показателей - это уровень государственного долга, который показывает насколько хорошо та или иная страна способна справиться с долгами без существенного вреда для финансовой системы. Чем ниже соотношение госдолга к ВВП, тем лучше.

Ниже приведены 15 стран мира с самым крупным внешним долгом.

15. Франция

Госдолг: 96,8%.

В связи с низкой производительностью труда и низкими зарплатами в этом году государственный долг Франции по отношению к ВВП существенно вырос.

14. Сингапур

Госдолг: 98,2%.

Несмотря на то, что Сингапур - одна из самых богатых стран мира, ее госдолг по отношению к ВВП составляет 98,2%. И это при том, что показатель удалось снизить с 103,8% в прошлом году.

13. Испания

Госдолг: 99%.

Испания уже несколько лет подряд пытается побороть безработицу, увеличить продуктивность и стимулировать рост экономики после того, как страна получила миллиардные кредиты от ЕС на поддержание экономики.

12. Барбадос

Госдолг: 103%.

Барбадос - самая богатая и развитая страна на востоке Карибского региона. Также она является налоговым убежищем. Тем не менее, страна все никак не может прийти в себя после кредитного кризиса 8-летней давности, а ее жители вынуждены жить в условиях жесткой экономии.

11. США

Госдолг: 105,8%.

США находятся в преддверии президентских выборов, которые состоятся 8 ноября, где американцы выберут нового главу государства, которым станет либо Хиллари Клинтон от демократической партии либо Дональд Трамп - кандидат от республиканцев. Также стоит отметить, что в стране ожидают повышения процентной ставки ФРС уже в конце 2016 года.

10. Бельгия

Госдолг: 106,3%.

Несмотря на статус столицы Европейского Союза, которым обладает столица Бельгии, Брюссель, в стране достаточно высокий государственный долг, а также существуют трудности с трудовым и налоговым законодательством, отмечают в ВЭФ.

9. Кипр

Госдолг: 108,7%.

Несмотря на то, что Кипру удалось сократить госдолг по отношению к ВВП с прошлогоднего значения в 112%, страна до сих пор находится в процессе восстановления от банковского кризиса.

8. Бутан

Госдолг: 115,7%.

Небольшая азиатская страна Бутан серьезно зависит от Индии в том, что касается финансовой помощи и специалистов в строительстве инфраструктуры.

7. Кабо-Верде

Госдолг: 119,3%.

Около 82% продуктов питания в Кабо-Верде - импортированные, что делает экономику страны зависимой от рыночных колебаний.

Госдолг: 124,3%.

Сектор услуг обеспечивает около 80% ВВП Ямайки. Среди самых серьезных проблем в стране можно назвать высокий уровень преступности, коррупции и безработицы.

5. Португалия

Госдолг: 128,8%.

Страна уже несколько раз получала миллиардные кредитные транши на поддержание экономики.

4. Италия

Госдолг: 132,6%.

Государственный долг по отношению к ВВП Италии второй по размеру в еврозоне. К томе же, скоро итальянцы будут решать на референдуме, принимать ли им пакет реформ, предложенный премьер-министром.

3. Ливан

Госдолг: 139,1%.

На стране крайне негативно отразилась война в Сирии. К этому прибавились и внутренние политические противоречия. Совокупность этих негативных факторов негативно отразилась на Ливане, как на туристическом направлении и, как результат, на экономике страны в целом.

2. Греция

Госдолг: 178,4%.

Греции продолжают выделять все новые пакеты помощи, а правительство страны продолжает вгонять население во все более жесткие рамки экономии. Тем не менее, международные кредиты не оказывают положительного эффекта на экономику страны.

1. Япония

Госдолг: 248,1%.

Экономика страны растет настолько медленными темпами, что недавно Центробанк ввел отрицательные процентные ставки.

Государственный долг Украины по отношению к ВВП уже достиг 80%. Эксперты прогнозируют рост показателя до 90%.



Похожие статьи