Отпевание на дому. Кого не отпевают в церкви

Для большинства людей, смерть близкого человека - это всегда стресс. Предстоит сделать множество дел для погребения новопреставившегося, соблюсти многие сложившиеся обычаи. Необходимо позаботиться и о душе усопшего, ведь нет среди людей - безгрешных, а следовательно, нам необходимо приложить все свои усилия, что бы помочь своему близкому тем, чем мы, пока еще, можем помочь.

Очень важно провести чин отпевания, и не абы как, а так, что бы с того была ожидаемая польза усопшему. Сейчас отпевание предлагают «провести» не только в церквях, но допустимо ли это? Правильно ли вы поступите, согласившись отпевать в каком то «специально обустроенном помещении», даже если вам это будет более удобно? Что бы ответить на этот и другие вопросы - необходимо понять что такое чин отпевания, чем он может быть полезен усопшему близкому, и в каком случае он будет бесполезен. Давайте разберемся, что к чему и как это сделать!
А для этого необходимо узнать (а кому то - вспомнить) следующее:

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Очень важно! Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида - это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды. На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

В тексте использованы материалы из статьи Архимандрита Августина (Пиданова).

Православная церковь не признает смерть - человек усыпает, но не умирает сразу. Усопшим становится тело, а душа еще сорок дней бьется между землей и небом. Священник совершает обряд отпевания усопших, чтобы молитвами облегчить душе определение ее дальнейшего пути.

Погребение и отпевание покойника назначается на третьи сутки, считая день кончины. Через песнопения и молитвословия происходит обращение к Богу с призывом спасти человеческую душу и отправить ее в загробную жизнь.

При отпевании в храме крышка гроба остается в притворе, а тело покойного под погребальный колокольный звон вносят внутрь и размещают ногами к алтарю. Возле гроба расставляют зажженные свечи в подсвечниках, живые цветы и венки. На отдельный столик приносят поминальную кутью.

Но отпевание умершего не возбраняется и в иных местах. Если родственники по каким-либо причинам отказываются везти гроб с телом в церковь, то батюшка приезжает к просителю домой. Так же, вохможно проихвести данный ритуал и в других местах:

  • отпевание на кладбище;
  • отпевание в морге;
  • отпевание в доме престарелых, больнице и т.д.

Отпевание избавляет усопшего от бремени прегрешений, в которых он каялся. Прощается и то, что на исповеди человек случайно мог не вспомнить. Великий смысл православного отпевания состоит в примирении уходящей души с Богом и родными. Во время обряда родственники и близкие люди стоят у гроба со свечами. Все они горячо молятся, вторя священнику.

После того как отпевание человека завершается, провожающие гасят свечи, обходят вокруг гроба, прощаются с покойником и прикладываются поцелуем ко лбу. Тело закрывают покрывалом, и священник крестообразно сыплет на него землю. Крышку, которая вскоре будет надета на гроб, больше не положено открывать: усопший готов к погребению.

Пусть вас не смущает, что отпевание в церкви священники проводят в праздничных белых одеждах. Не допускайте и вы отчаяния и безутешной скорби, воспринимайте событие, на котором присутствуете, как переход души в вечность. Ищите опору в вере и надежде, в проявлении светлой любви к усопшему и искренней молитве за него.

Сколько стоит отпевание?

Вас, конечно, интересует, сколько стоит отпевание в церкви и как его можно заказать? На предстоящие финансовые расходы повлияет несколько факторов:

  • выбор храма и его статус;
  • месторасположение;
  • заказ обряда через ритуальное агентство или непосредственный контакт с батюшкой.

Если следовать канонам совести, то у священнослужителей не должно быть строгих тарифов на отпевание усопшего, цена - это своеобразное пожертвование, т.е. заплатить нужно столько, сколько считаете возможным и нужным. К сожалению, во многих храмах при входе на стене висит прейскурант, согласно которому прихожане пользуются услугами.

Но не жалейте денег на отпевание - стоимость услуги пойдет на благотворительность при условии, что вы не шептались с батюшкой о скидке и не клали ему тайно в карман купюры. В Москве отпевание усопшего обойдется от 1 тысячи до 7 тысяч рублей. Обряд совершается после 11 часов. Старайтесь заказать отпевание накануне или хотя бы до утренней службы.

Отпевание и панихида - в чем разница? Отпевание - молитва для напутствия и проводов людей в иной мир единожды. Как проходит отпевание, для чего оно нужно?

Смерть и отпевание умершего… Вопросы священнику о смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой!


Смерть родителей и родственников, друзей и близких - трагедия, через которую рано или поздно приходится походить каждому. Важно пережить период горевания, впустив печаль в свое сердце, но не дав отчаянию поглотить себя. В этом человеку помогает вера в Бога и вечную жизнь после смерти. Господь сделает вашу печаль по незабвенным близким светлой, когда вы обратитесь к Нему в домашней молитве или заказав молебен за умершего в храме. Вы можете молиться о прощении грехов усопшего, о помощи ему и за гробом.



Отпевание и панихида - в чем разница

Отпевание - это молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в иной мир. «Отпевание» по сути – разговорное, народное название, данное потому, что большая часть молитв над гробом поется (для этого приглашается церковный хор). По церковному Уставу название отпевания – «последование мертвенное».


Проведение отпевания совершается над тем человеком, который принадлежал Православной Церкви. Его значение в том, чтобы родные и близкие люди собрались для проводов его «в путь всея земли».


Панихида - заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная.



Зачем отпевать человека

Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Затем Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


Все это время вы своей молитвой и милостыней за усопшего можете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен - тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.



Виды церковных заупокойных богослужений

Отпевание совершается над новопреставленным до погребения, сразу после него служится панихида. Она совершается затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины.


Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам - Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы - это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году.


Завершающая часть панихиды - лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.


Литию как усердную молитву можно служить трижды в день похорон:


  • при выносе тела из дома;

  • на кладбище во время похорон;

  • перед поминками;

  • а также в любое время на кладбище и дома перед иконами.

    Текст и чин заупокойной литии, которую может совершить самостоятельно каждый верующий мирянин дома и на кладбище, можно читать самому на русском языке.


Гражданская панихида - официальная церемония, не связанная с Церковью. Можно сопоставить ее с гражданским браком в ЗАГСе и венчанием. Такую панихиду проводят для известных людей, чиновников и общественных деятелей, артистов и музыкантов, писателей и прочих.


Она может включать почётный караул, публичные речи, митинги, возложение венков и букетов ко гробу и в гроб, даже салют.


Иногда гражданская и церковная панихида совмещаются, то есть сначала идет часть гражданская, затем отпевание, потом возложение цветов и речи.



Отпевание на кладбище

Отпевание может быть совершено священником и над могилой умершего.


Могила и памятник умершего - долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста - пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.


Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.



Все традиционно принятые в обществе вещи: достойный гроб, хорошее место на кладбище, поминки по всем правилам, дорогой памятник - материальны. Они призваны, скорее, отдать дань уважения усопшему и избавить его родных и близких от чувства вины, в той или иной мере остающегося у живых. Всегда кажется, что при жизни мы недодали человеку внимания и любви, так хотя бы после смерти отдадим долг памяти.


Все это необходимо. Но нужно не забывать и о долге духовном. Это молитвы за усопшего, которые вы читаете дома сами и заказываете в храме.



Значение отпевания для души умершего

Ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»


Боритесь с горечью потери молитвой. Нужно пережить период горя, однако молиться о человеке лучше сразу по его уходе в небесные обители. Конечно, нужно выплакаться, слезы немного облегчат боль, но не тоните в жалости к себе и одиночестве. Действуйте: сейчас нужна ваша помощь душе усопшего.


Дома можно молиться и за самоубийц - увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).


Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.


Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы - это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе - это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться.



Как заказать очное и заочное отпевание

Нужно подойти в церковную лавку и попросить заказать отпевание. Имя усопшего запишет сам сотрудник лавки.


Отметим, что отпевание, молебен за упокой души и панихида - разные богослужения. Уточните, что вы хотите именно отпевание.


Также скажите, очное или заочное отпевание вы просите заказать: заочно отпевают не над гробом.


Также можно подать записку на Литургию - на проскомидию или на Евхаристию. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене - ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия - приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии - Таинстве Причастия - заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Причащайтесь сами и подавайте записку о вашем дорогом умершем на Литургию.



Можно ли отпевать на сороковины

Поминальную молитву на сороковины проводят потому, что, по преданию, душа усопшего в этот день получает свое постоянное место пребывания по смерти - в райских обителях или в аду.


Однако отпевание усопшего, то есть его проводы в иной мир, совершается только один раз. Вы можете отпеть человека заочно, но также только один раз. Если же не отпевали ранее - можно отпеть на сороковой день, но лучше не затягивать это. Также в сороковины вы можете совершить панихиду, литию, подать записку на Литургию в храм об усопшем.


Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.


Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение - где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.


Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.


Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.



Молитва дома об умершем

Заказать отпевание умершего в храме - не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней после смерти человека и в дни его памяти читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:


«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их - лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».


Или ту же краткую молитву:


«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»



«О Господь и Бог наш, не забудь скончавшегося в вере и надежде на жизнь вечную раба (рабу) Твоего (Твою) (имя). Ты Господь Благой и Любящий всех людей, ты прощаешь грехи и разрушаешь ложь, прости и забудь все его грехи и ошибки, случайные и умыслом сделанные, избавь от мук вечных и адского пламени, подай ему причастие и радость Твоих вечных радостей, приготовленных для всех, любящих Тебя. Если он (она) и грешил - не отступал от Тебя, верил без сомнений в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Святую, Тебя, Господа во Святой Троице Единого и прославляемого, и до своего последнего вздоха исповедовал (а) православно Троицу Святую.
Будь милостив к нему (ней), вознагради хотя бы за веру вместо дел, со всеми святыми Твоими, как Щедрый Бог, упокой: ведь нет человека, прожившего жизнь и не согрешившего. Ты, Господи, он Безгрешен, правда Твоя - Истина во все века, только Ты - Бог милости и щедрости, Тебе все мы, живые и усопшие, да воздадим вечную славу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».


Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву.


Помочь усопшему и за гробом вы можете


    Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.


    Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.


Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим - тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, - а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.


    Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном - это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм - это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина - кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.


    Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


    Сорокоуст об упокоении - это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Можно заказать поминовение на полгода или год.


    Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.


    Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву. Даже врачи доказывают: это лучшее психологическое средство от горевания. Молитва - не просто беседа с психологом или аффирмация; это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку - преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью - то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.



Отпевание и поминки - до или после

Стоит, в первую очередь, отдать долг молитвенной памяти усопшему, а затем озаботиться верным проведением поминального мероприятия. Поминают после погребения, а отпевания лучше совершить перед погребением - очное или заочное.


Лучше, если организовать все поминальные мероприятия по следующему расписанию:


  • Отпевание сразу после того, как сотрудники ритуального агентства выдали гроб;

  • Похороны - на кладбище можно также совершить самостоятельное чтение литии и возложить венки и цветы на могилу, живые или искусственные;

  • Также можно на могиле зажечь лампаду - свечу в стеклянном фонаре, которые продаются на кладбищах и в храмах;

  • Дома можно собрать желающих помянуть близкого человека на застолье, но без большого количества спиртного;

  • Можно поставить неподалеку от стола фотографию умершего в траурной рамке и положить перед ней два цветка;

  • Во время застолья завершением традиционных тостов могут стать слова «Вечная память» и «Царствие Небесное ему/ей», пьют при этом, не чокаясь.


Календарь памяти усопших в Церкви

В особо установленные Церковью дни стараются поминать усопших молитвой.


    Вселенские родительские субботы: Троицкую (за неделю до праздника Святой Троицы) и Мясопустную (за неделю до начала Великого поста) - Церковь поминает в этот день всех крещеных христиан от начала времен, даже забытых наших предков и родных. В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены для поминовения дорогих нашему сердцу людей.


    Поминальные субботы Великого поста.


    Годовщины смерти.


Если вы не можете посетить кладбище - обязательно посетите храм.


    Также есть праздник Радоницы. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели - второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.


    А еще единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату, и установлен Церковью недавно - 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.



Греховные обычаи, связанные с похоронами и погребением

Отпевание и панихида - не заговор об изменении жизни. Это молитва Церкви, через которую Господь подает вам благодатную помощь, указывает истинный путь.


    Нет особого смысла в том, чтобы непременно заказать богослужения - панихиду, например - в трех церквях. Отпевание заказывают только единожды. А панихиду в поминальные дни лучше заказывать в ближайшем храме и чаще посещать утренние Литургии, когда будут поминать вас или вашего близкого человека, причащаться.


    Панихида не «очистит энергетику». Молитва - обращение к Богу здесь и сейчас. Церковь будет молиться о помощи Божией вам, о том, чтобы воля Божией действовала в вашей жизни. Ведь дьявол действует без нашего согласия, просто приходя к людям, не защищенным молитвой и церковными Таинствами.


    Заказ отпевания не обязательно держать в тайне. Наоборот, можете рассказать близким об этом и вместе прийти в храм помолиться.


    Правда в том, что зачастую на людей, твердо решивших креститься или крещеных, но решивших начать духовную жизнь, нападают бесы. Это выражается в плохом настроении и раздражительности, внезапной раздражительности у близких, поломках транспорта. Это реальные действия темных духов. Не бойтесь ни в коем случае: вы на верном пути, а они лишь пытаются помешать вам прийти под охрану Господа. Церковь издревле советует в подобных случаях читать псалом «Живый в помощи» (то есть «Живущий с помощью Божией»), где приводится диалог человека и спасающего его Бога.


    Не стоит придавать значения обычаям вроде закрывание зеркал, постановка рюмки водки с хлебом «на помин души», запрещению садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливанию водки на могилу и так далее. Таким ритуалам нельзя следовать, в них верить. Главное - молиться дома и в храм о человеке.


    На могильном кресте не нужно помещать фотографию усопшего, но можно поставить ее к подножию креста, например, или прикрепить внизу.


    Кремировать умершего, по мнению Церкви, можно если нет другого выхода: некуда захоронить, тяжелое материальное положение родственников, далеко везти тело.


Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!


02.11.2013

Сейчас в Церкви обсуждается проект соборного документа «О христианском погребении усопших». Заочное отпевание - одна из церковных практик, которая вызывает дискуссии. Мы попросили высказать свое мнение об этом виде отпевания священников из Москвы, Киева, Тобольска и Лиссабона.

Протоиерей Владимир Диваков, секретарь Московской епархии, настоятель храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, Москва:

− Практика заочного отпевания совершенно необходима, потому что не всегда у родных есть возможность организовать обычное отпевание.

Если человек утонул, погиб при пожаре, во время каких-то стихийных бедствий или умер в отдалении, за рубежом, у родственников нет возможности предать его земле так, как они бы того хотели и как бы это подобало сделать. Но если они знают, что он был православный христианин и сами хотят вознести о нем молитвы, возможностьсовершения заочного отпевания исключать никак нельзя.

Другое дело, нельзя допускать, чтобы заочные отпевания были поставлены «на поток», когда их заказывают, например, только из-за того, что дорого и проблематично везти тело усопшего в храм. Это совсем другая ситуация.

Но есть и худшее явление: когда при моргах случайные лица, которые запрещены в служении или которые никогда не были в сане, предлагают совершить отпевание, чтобы родные не тратились на дорогу до храма. Русский народ доверчивый, видя человека в облачении, люди думают, что перед ними священник, и соглашаются, а в итоге над усопшим совершается не отпевание, а какое-то невнятное бормотание. И это явление намного хуже,чем практика заочных отпеваний.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва:

− В обсуждаемом документе сказано о практике заочного отпевания абсолютно правильно, но слишком абстрактно. Действительно, это наследие советского прошлого, когда люди боялись открытого исповедания, боялись, что узнают о том, что усопший и его родственники – «тайные» верующие и т.д. В исключительных случаях это вполне правомерно. У меня, как и у многих священников, был опыт заочного отпевания. Например, один из прихожан нашего храма был летчиком-испытателем, который сгорел вместе с самолетом на испытании. Родственники заказали отпевание, и у меня не было аргументов, чтобы им отказать.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора в Елохове, Москва:

− Документ о христианском погребении усопших мы обсуждали со священниками нашего благочиния, и у нас оказалось много вопросов по поводу возможности категорического запрета совершать заочные отпевания.

Безусловно, такой запрет не может иметь места, потому что у нас до сих пор имеют место случаи, когда человек гибнет в море, при пожаре или во время альпинистского восхождения. Есть люди, которые пропали без вести и о которых понятно, что они не вернутся домой живыми. Если у нас не будет заочного отпевания, как мы сможем их отпеть?

К сожалению, сегодня практика заочного отпевания принимает порой неблагочестивые формы и превращается в некий «обряд с заговоренной землей».Как известно, после совершения обычного отпевания покойного предают земле, а после заочного родственникам отдают немного земли, над которой священник произнес молитвы. И часто можно услышать такой диалог: «Можно заказать у вас заочное отпевание?» − Можно». – «А когда прийти за землей?». Человеку неинтересно присутствовать на отпевании, участвовать в нем, его цель – получить эту «заговоренную землю», чтобы, как говорят люди, «запечатать гроб», обставить правильно некий обряд. В связи с этим чин заочного отпевания обрастает массой суеверий, словно это какое-то магическое действо, а ведь цель отпевания – собрать любящих людей, друзей, родственников у гроба усопшего, чтобы они могли услышать как бы последнее обращенное к ним слово покойного (ведь часть погребальных песнопений говорится от лица усопшего), вместе помолиться, примириться с человеком за то, что не уделяли ему должного внимания, долго не видели, позволяли вмешиваться в отношения с ним ошибкам, обидам и ссорам… Это в какой-то степени чин прощения, которое испрашивают у усопшего у его гроба.

А сегодня родственники в очень редких случаях собираются, чтобы помолиться на заочном отпевании.

И так как отпевание приходится совершать священнику одному в пустом храме, возникает порочная практика, когда он копит заочные отпевания, чтобы совершить их одним списком, а бывает, ждет реального «очного» покойного, чтобы к его отпеванию присовокупить имена заочных.Все это совершенно убивает смысл отпевания, а ведь когда-то монашеская братия именовала отпевание Таинством.

Бывает, человек заказывает заочное отпевание, потому что покойный стал ему сниться. И когда спрашиваешь, в чем цель, оказывается, что ему хочется просто чтобы покойный от него отстал, перестал являться и мучить. То есть человек стремится облегчить существование не покойному, а себе.

Отдельная группа проблем, о которых также должно быть сказано в документе, касается отпеваний в моргах. Недавно ко мне обратилась женщина, которая заказала отпевание мамы при морге, и пришла в ужас, потому что отпевание совершалось молниеносно быстро, так что, когда оно началось, стало ясно, что это совсем не отпевание. Отпевания при моргах часто превращаются в своеобразный марафон: непонятно кто отпевает покойных за 10-12 минут. Женщина, которая пришла ко мне, была в совершенно расстроенных чувствах, и, выслушав ее, я надел епитрахиль, взял кадило и совершил заочное отпевание ее усопшей мамы.

Игумен Арсений (Соколов), настоятель храма Всех святых, Лиссабон:

− Хорошо известно, что это новая традиция, не соответствующая общему церковному преданию. Ее начало восходит к послевоенному времени, когда родственники погибших отчаялись ждать пропавших без вести солдат. Думаю, заочное отпевание допустимо только в тех случаях, когда невозможно очное, когда неизвестно, где находится тело покойного христианина. Я уже много лет живу на берегу океана. Очень часто сообщается о погибших в водной стихии, и не всегда спасательные службы находят их тела. Что делать, если родственники попросят отпеть утонувшего и не найденного? Это тот случай, когда заочное отпевание допустимо. Заочное отпевание − крайнее исключение, оно не должно быть нормой.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев), старший помощник ректора Киевской духовной академии по учебно-методической работе, клирик академического храма Рождества Богородицы, Киев:

− Появление проекта документа, который посвящен христианскому погребению усопших, очень своевременно, ведь общеизвестно, сколько недопустимых искажений понимания этого действия имеет место не только среди мирян, но даже среди духовенства.

В проекте документа указываются две практики, требующие внимательного рассуждения, − так называемое «заочное отпевание» и кремация.

Сразу следует уточнить, что в идеале ни того, ни иного быть не должно, но реалии жизни вносят свои коррективы, и задача священнослужителей состоит в том, чтобы свести к минимуму всевозможные неверные мнения и практики, касающиеся погребения.

Когда речь идет о заочном отпевании, считаю важным разъяснить верующим, что отпевание не носит магический характер: отпел – душа упокоилась, не отпели – душа мучается. При таком подходе, кроме неверного понимания сути обряда, само отпевание понимается как обязательное, но все-таки частное дело родственников умершего. От этого теряется осознание того, что у верующего, члена Церкви, не может быть частного дела, ибо все, что происходит в Церкви, – общее дело, объединяющее, а не разделяющее.

Принцип единения пронизывает всю жизнь Церкви. В последованиях многих Таинств, особенно Крещения, видно, что соборный разум Церкви мыслит совершаемое не как частное событие, но как дело всей общины, всей Церкви. Такое понимание распространяется и на отпевание умершего. Достаточно вчитаться в текст чина погребения, чтобы понять насколько этот текст не согласуется с заочным отпеванием! Призыв посмотреть на умершего, понять значение человека, осознать человеческую слабость, которая появилась в силу грехопадения, и засвидетельствовать веру в Бога, который воскресит всех в судный день – вот смысл этих строк. При заочном отпевании слова звучат как бы в пустоту. Они становятся беспредметными.

Нередко бывает вопиющие неблагоговение: люди просят совершить заочное отпевание кого-то из своих родственников, но сами при этом не остаются!

«Заочное отпевание» должно быть исключением. Это вынужденная практика, которая должна совершаться только в тех случаях, которые очень верно указаны в проекте документа.

Протоиерей Андрей Дудченко, клирик Спасо-Преображенского собора, Киев :

− На мой взгляд, практика заочного отпевания допустима исключительно в тех случаях, когда не было возможности совершить чин отпевания над телом покойного. В обсуждаемом документе эти моменты как раз оговорены. Кроме того, в современной практике заочное отпевание порой благословляется совершать в отношении лиц, самовольно ушедших из жизни, если архиерей сочтет это возможным, − как правило, это касается тех случаев, когда руки на себя накладывает душевнобольной или человек в состоянии тяжелого аффекта. Хотелось бы, чтобы в документе была дана оценка и этой практике.

Из пастырских соображений мне видится правильным акцент документа на важности собирания родственников и близких покойного за заочное отпевание. Это отпевание называется заочным по причине отсутствия тела покойного, но не родственников! Учитывая обстоятельства нашей действительности, когда большинство населения крайне редко посещает храм и еще реже слышит проповедь священника, каждое отпевание является во многом уникальной возможностью для священника донести евангельское слово до круга родственников и близких покойного. Следует прилагать все усилия, чтобы проповедь на отпевании звучала не формально, но чтобы священник искал слова, которые помогут «достучаться» до сердец собравшихся людей.

Протоиерей Михаил Денисов, преподаватель Тобольской духовной семинарии, настоятель храма Семи отроков Эфесских, Тобольск:

− В настоящее время полностью отказаться от практики заочного отпевания невозможно, потому что у нас пока нет храмов в каждом населенном пункте, и у православных не всегда есть возможность пригласить священника на отпевание. Присутствие родственников, конечно, желательно, но не всегда возможно. Бывают случаи, когда человек одинок, родственников нет, его похоронили, а отпеть просят сердобольные соседи. Или, например, человек умер в доме престарелых…

Заочное отпевание также оправдано, когда воцерковившийся человек просит отпеть своих давно умерших родственников, погребенных без отпевания. В Сибири это часто бывает, потому что храмов при советской власти здесь было крайне мало, а во многих районах вообще не было.

Подготовила Ольга Богданова

Как помочь умирающему?

Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.

Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди , Причастия и Соборования .

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Первые дни после смерти

Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.

Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.


Сорокоуст о упокоении

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.

Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).

Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.

Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Когда и где совершается отпевание?

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Что означает «венчик» на лбу

Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи.

О чем молятся при отпевании

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным

После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Панихида

Панихида начинается обычным возгласом: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Затем читается Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся...псалом 90-й: "Живый в помощи Вышняго...". В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: "Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его". Верная душа говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю".

Что «гарантирует» отпевание

Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.

Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Как отпевают младенцев?

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14) .

Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.

Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.

В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Свеча о упокоении

В православном храме свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу),зажечь свечу можно от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку.
При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Напротив, те, кто сознательно ставит заупокойные свечи «на смерть» живущим, навлекают на себя гнев Господень, потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте. Кто творит подобные волхвования и кто в них верит - живут не по духу, а по плоти. О таких апостол Павел сказал: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:5 - 7).

Что происходит с душой после смерти?

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Как правильно поминать усопших?

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.

Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?

Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.

Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.



Похожие статьи