Отпускной резерв: правила создания и отражения в учете. Резерв отпусков - бухгалтерский и налоговый учет

Уже более трёх лет действует Положение по бухгалтерскому учёту «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утв. приказом Минфина России от 13.12.10 № 167н). В случае одновременного соблюдения следующих условий:

  • наличия обязанности у организации, явившейся следствием прошлых событий её хозяйственной жизни, исполнения которой она не может избежать;
  • уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена, -

организациям согласно пункту 5 ПБУ 8/2010 надлежит признавать в бухгалтерском учёте оценочное обязательство. В случае когда у организации возникают сомнения в наличии указанной обязанности, она признаёт оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует. Величина же оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов её хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также (при необходимости) мнений экспертов.

Работодатель в силу статьи 114 ТК РФ обязан предоставить работникам ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В общем случае ежегодный оплачиваемый отпуск работника составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска относится к гарантиям (ст. 164, 165 ТК РФ). В то же время оплата отпуска рассматривается как заработная плата (ст. 136, 129 ТК РФ). Поэтому отпускные следует признать оплатой труда работника, то есть вознаграждением за труд.

Размер отпускных определяется как произведение величины среднего дневного заработка за последние 12 календарных месяцев (расчётный период), предшествующих наступившему событию, и количества дней отпуска. Средний дневной заработок же, в свою очередь, находится как частное от деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчётный период на произведение 12 и среднемесячного числа календарных дней (29,4) (ст. 139 ТК РФ, п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922).

Расчётный период является скользящим, поскольку отсчитывать всё те же требуемые 12 календарных месяцев надлежит лишь после наступления события. Исходя из этого сумма отпускных, относящихся к определённому отработанному месяцу, не является твёрдой.

Организация может по итогам каждого месяца вести учёт количества отпускных дней, причитающихся работнику. За каждый отработанный у работодателя месяц (включая период указанного отпуска) сотруднику полагается 2,33 дня отпуска (28 дн. : 12 мес. × 1 мес.). Отсчёт месяцев здесь ведётся не с 1 января отчётного года, а с начала рабочего года сотрудника. Первый же такой год открывается датой начала трудовой деятельности работника в организации. Особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, установлены статьёй 121 ТК РФ.

Затраты на оплату труда в большинстве своём являются расходами по обычным видам деятельности (п. 3, 8 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). Необходимое условие признания расхода в бухгалтерском учёте - возможность определить его сумму (п. 16 ПБУ 10/99). Сумма же отпускных за конкретный отработанный месяц не может быть исчислена ранее месяца фактического предоставления отпуска. Поэтому отпускные и начисляют единовременно - непосредственно перед отпуском.

Таким образом, отпускные обязательства существуют и накапливаются. Хотя они считаются вознаграждением за труд, но это по сути отложенное обязательство по оплате труда. Учёт же обязательств с неопределённой величиной и (или) сроком исполнения как раз и регламентирует упомянутое ПБУ 8/2010 (п. 4 ПБУ 8/2010).

При выплате отпускных, как видим, наблюдаются указанные выше три условия для оценочных обязательств:

  • у каждой организации в соответствии с положениями трудового законодательства РФ существует обязанность по предоставлению всем работникам ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка;
  • выплата отпускных влечёт уменьшение экономических выгод организации;
  • расчёт отпускных производится как произведение среднего дневного заработка для оплаты отпусков на количество дней отпуска. Средний дневной заработок же, в свою очередь, определяется в соответствии со статьёй 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, то есть присутствует возможность обоснованной оценки.

Финансисты с начала действия ПБУ 8/2010 считали, что обязательства по предстоящей оплате отпусков являются оценочными (письмо Минфина России от 14.06.11 № 07-02-06/107), хотя из дословного прочтения первоначальной редакции подпункта «а» пункта 2 ПБУ 8/2010 этого не следовало. Согласно указанной норме ПБУ 8/2010 не применялось в отношении договоров, по которым по состоянию на отчётную дату хотя бы одна сторона договора не выполнила полностью свои обязательства, за исключением заведомо убыточных договоров. Трудовые договоры являются длящимися. Обязательства по договору будут полностью выполнены лишь на дату его прекращения, на отчётную дату такового не наблюдается. Внесённое же приказом Минфина России от 14.02.12 № 23н уточнение в подпункт «а» пункта 2 (отнесение трудовых договоров к исключению) расставило всё по местам. Действие новой редакции при этом было распространено и на годовую бухгалтерскую отчётность за 2011 год (п. 3 приказа № 23н).

И это означало, что у большинства организаций с 2011 года возникла обязанность создания резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учёте. Ведь ПБУ/2010 вправе не применять лишь (п. 3 ПБУ 8/2010):

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением тех из них, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, и
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

Вслед за внесёнными изменениями финансисты ещё раз напомнили, что создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учёте - обязанность, вытекающая из ПБУ 8/2010 (письмо Минфина России от 19.04.12 № 07-02-06/110).

Даты начисления

По состоянию на каждую отчётную дату организация согласно пункту 15 ПБУ 8/2010 должна отразить в бухгалтерской отчётности резерв в той сумме, которая позволит ей полностью рассчитаться с работниками по причитающимся им отпускным. То есть величина резерва на отчётную дату должна представлять собой сумму, которую работники организации вправе истребовать в этот момент, за заработанные ими дни отпуска.

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность за отчётный год. Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (п. 2, 3 ст. 13, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»).

Отчётным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является период с 1 января по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность, включительно. Такая отчётность составляется экономическим субъектом за отчётный период менее отчётного года в случаях, когда:

  • законодательством РФ;
  • нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта;
  • договорами с партнёрами по бизнесу;
  • учредительными документами экономического субъекта;
  • решениями собственника экономического субъекта, -

установлена обязанность её представления (п. 4 ст. 15, п. 4, 5 ст. 13 закона № 402-ФЗ).

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность (отчётной датой), является последний календарный день отчётного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица (п. 6 закона № 402-ФЗ).

Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н) предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчётного года (п. 48).

Следование указанным нормам ПБУ 8/2010 и ПБУ 4/99 обязывает организацию производить отчисления в резерв ежемесячно (ежеквартально).

Как видим, резерв на оплату отпусков можно создавать:

Первый вариант близок к идеальному, но требует наибольших трудозатрат. Третий вариант могут применять лишь те организации, которые представляют участникам только годовую отчётность.

Возможные варианты определения

В ПБУ 8/2010 методика определения сумм отчислений в резерв на оплату отпусков не прописана. Не появилась она и по прошествии трёх лет действия данного ПБУ. Поэтому организация сама разрабатывает такую методику расчёта и утверждает её в учётной политике для целей бухгалтерского учёта. И принятый вариант должен приводить к величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчётов по обязательству по оплате отпусков. Наиболее достоверная оценка расходов же представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчётную дату (п. 15 ПБУ 8/2010).

Величина резерва должна покрывать не только непосредственно совокупность отпускных выплат работникам, но и суммы страховых взносов, начисляемые на них в государственные внебюджетные фонды согласно федеральным законам:

  • от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Напомним, что в текущем году предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.13 № 1101). С дохода, превышающего данную величину, страховые взносы в общем случае (п. 4 ст. 8, п. 1 ст. 58.2 закона № 212-ФЗ):

  • на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхования не начисляются;
  • на обязательное пенсионное страхование исчисляются по тарифу 10 %.

При выборе варианта расчёта резерва на оплату отпусков за исходное можно взять средний дневной заработок или фонд оплаты труда. Хотя организация вполне может воспользоваться и величиной начисленных отпускных за прошедший год, увеличив (уменьшив) её на значение отношения планируемого фонда оплаты труда на отчётный год к фонду оплаты труда за предшествующий год.

Средний дневной заработок

- по организации

Для определения среднего дневного заработка для оплаты отпусков по организации можно воспользоваться порядком, который применяется при определении среднего заработка для начисления отпускных. Общая сумма выплат, включаемых в расчёт и начисленных в пользу всех работников за расчётный период, в этом случае делится на количество месяцев в периоде и на среднее число дней в месяце - 29,4.

Величина отпускных по предприятию (Сотп. пр.) определяется по формуле:

Сотп. пр. = Сдз. пр. × Дпр.,

где Сдз. пр. - средний дневной заработок по предприятию, руб.; Дпр. - количество дней отпуска, заработанных работниками предприятия на отчётную дату.

Данная величина в совокупности с исчисленными с неё страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды и на травматизм составит отчисления в резерв (Ор):

Ор = Сотп. пр. + Сотп. пр. × (Твн. ф + Ттр.),

где Твн. ф - тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; Ттр. - тариф страховых взносов на травматизм.

Маловероятно, что полученная таким образом величина отчисления в резерв совпадёт с суммой, которая потребовалась бы организации для выплаты отпускных всем работникам предприятия за все заработанные ими дни отпуска на отчётную дату.

- работников

В отчётности, как было сказано выше, необходимо отразить наиболее достоверную оценку предстоящих расходов организации. Такую оценку можно обеспечить в случае, если величина отпускной выплаты будет рассчитываться по каждому работнику. Для её нахождения можно воспользоваться следующей формулой:

Сотп. i = Сдз i × Дi,

где Сотп. i - величина отпускных i-го работника, руб.; Сдз i - средний дневной заработок i-го работника, руб.; Дi - количество дней отпуска, заработанных i-м работником на отчётную дату.

За время фактической работы сотрудника подлежащие предоставлению и оплате работодателем дни отпуска накапливаются постепенно. Поэтому при выборе даты начисления резерва логично признавать резерв по накапливаемым отпускам для максимальной достоверности данных ежемесячно, по мере возникновения у сотрудников права на дни отпуска.

При ежемесячном начислении резерва показатель Дi (количество дней) будет возрастать на 2,33 дня, если работником в этом месяце не будет оформлен очередной отпуск. Если же выбран поквартальный способ формирования резерва, то этот показатель - 7 дней ((28 дн. / 12 мес. × 3 мес.) = (2,33 дн. /мес. × 3 мес.)).

Маловероятно, что на отчётную дату количество «рабочих» месяцев сотрудника, исходя из которых определяется количество дней отпуска, заработанных им, будет равняться целому числу. Если остаток составляет менее половины месяца, то он исключается из подсчёта, а остаток более 15 дней округляется до полного месяца (п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках (утв. НКТ СССР 30.04.30 № 169), письмо Роструда от 26.07.06 № 1133-6).

Некоторым категориям сотрудников положен удлинённый ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней. Так, работникам в возрасте до 18 лет в силу статьи 267 ТК РФ ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 31 день, инвалидам согласно статье 23 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - не менее 30 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам (ст. 116–119 ТК РФ):

  • занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • имеющим особый характер работы;
  • при работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;
  • при ненормированном рабочем дне.

Если работникам полагается удлинённый основной отпуск либо дополнительный оплачиваемый отпуск, то показатель Дi рассчитывается путём деления общего количества дней ежегодного отпуска:

  • на 12 месяцев при ежемесячном начислении оценочного обязательства или
  • на 4, если отчисления в резерв делаются ежеквартально.

Повторимся, общая сумма отчислений в резерв определяется как совокупность вознаграждений за заработанные каждым работником дни отпуска и начисляемых на них страховых взносов.

Пример 1

Организация, использующая общую систему налогообложения и занимающаяся производством пластмассовых изделий, создаёт резерв на оплату отпусков отдельно по каждому работнику.

Исходные данные на 31 мая (числитель) и 30 июня (знаменатель) 2014 года приведены в таблице 1. Данные о количестве дней неиспользованного отпуска (Н/О) на конец указанных месяцев для расчёта резерва предоставляются кадровой службой. Букур и Чорлука в июне пошли в отпуск на 28 и 14 календарных дней. Этим вызвано уменьшение количества дней заработанного ими отпуска.

Резерв рассчитывается на конец последнего дня мая и июня. Расчётным периодом при определении среднего заработка в первом случае является период с июня 2013 года по май 2014 года, во втором - с июля 2013 года по июнь 2014 года. Этим объясняется различие в величинах среднего дневного заработка, используемых при расчёте оценочного резерва по указанным месяцам.

Совокупный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для организации при доходах работников, исчисленных нарастающим итогом с начала календарного года в пределах 624 000 руб., составляет 30 %.

Деятельность организации относится к четвёртому классу профессионального риска (абз. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22 закона № 125-ФЗ, п. 3 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.05 № 713, Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утв. приказом Минтруда России от 25.12.12 № 625н). Следовательно, тариф взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,5 % (ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», ст. 1 Федерального закона от 22.12.05 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

На сумму вознаграждения Безлихотне А. Н., включаемую в резерв в мае, 24 769,92 руб. (1548,12 руб/дн. × 16 дн.) надлежит начислить страховые взносы во внебюджетные фонды и на травматизм 7554,83 руб. (24 769,92 руб. × (30 % + 0,5 %)). Всего же в резерв на оплату отпуска Безлихотне необходимо начислить в мае 32 324,75 руб. (24 769,92 + 7554,83).

При расчёте оценочного резерва на 30 июня составляющая по оплате отпуска, заработанного Безлихотне, возрастает до 38 859,47 руб. ((1567,23 руб/дн. × 19 дн.) × (100 % + 30,5 %)), где 1567,23 - средний дневной заработок Безлихотне для исчисления отпускных, рассчитанный за период с июля 2013 года по июнь 2014 года, 19 - количество заработанных им дней отпуска на 30 июня.

Аналогичные расчёты осуществляются и по всем остальным работникам. Числовые данные этих расчётов приведены в графах 5, 6 и 7 таблицы 1.

Всего же в резерв на оплату отпусков работникам организации:

на 31 мая начислено 261 381,86 руб. (32 324,75 + 43 972,11 + 24 536,64 + 30 431,61 + 60 618,32 + 31 509,33 + 10 620,29 + 27 368,83);

30 июня - 165 287,06 руб. (38 859,11 + 7166,93 + 27 476,80 + 34 818,60 + 0,00 + 38 345,26 + 14 613,81 + 4006,19).

Главное преимущество такого варианта начисления резерва - высокая точность определения величины отпускного оценочного обязательства, основной же недостаток - его трудоёмкость, поскольку приходится ежемесячно:

заново рассчитывать среднюю дневную зарплату работника, исходя из нового расчётного периода, и

вновь определять количество дней отпуска, которые заработаны каждым работником.

Из примера 1 видно, что даже в двух месяцах, следующих друг за другом, величины оценочных резервов могут разниться на значительные суммы. Этому способствуют изменение величины среднего дневного заработка по месяцам и оформление работниками очередного отпуска, что сразу уменьшает количество заработанных ими дней отпуска.

Как было сказано выше, отдельные экономические субъекты могут не составлять промежуточную отчётность, оформляя лишь годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность. Для составления годовой бухгалтерской отчётности не имеет значения, создавался ли резерв в течение года. Чтобы обеспечить достоверность её показателей, достаточно сформировать резерв в конце отчётного года. А для этого понадобятся данные по среднему дневному заработку каждого работника, рассчитанные за отчётный год, и количество заработанных ими дней отпуска на 31 декабря.

Использование общего тарифа страховых взносов при расчёте относимых в резерв сумм может несколько увеличить его размер. Ведь при превышении доходов застрахованных лиц установленной предельной величины базы на 2014 год 624 000 руб. происходит значительное уменьшение величины тарифа страховых взносов с 30 до 10 %. Превысить же указанную сумму 624 000 руб. отпускные могут:

  • при относительно средней величине среднего дневного заработка работника и большом количестве заработанных им дней отпуска;
  • значительной величине среднего дневного заработка и количества заработанных дней отпуска, превышающих 2/3 его обычной продолжительности.

К сведению: величина среднего дневного заработка работника при расчёте отпуска, если ему в расчётном периоде начислено 624 000 руб. и при этом данный период им был отработан полностью, равна 1768,71 руб/дн. (624 000 руб. / (29,4 дн/мес. × 12 мес.)).

- по группам работников

В промежутке между двумя вышеприведёнными способами лежит вариант расчёта в среднем по категориям персонала, например по основным подразделениям, управленческому составу и обслуживающим подразделениям.

Организация создаёт резерв на оплату отпусков по категориям персонала. Исходные данные для расчёта резерва за май 2014 года приведены в графах 3 и 4 таблицы 2.

Средний дневной заработок работников основного производства равен 1222,56 руб/дн. (2 659 800,00 руб. : 74 / 29,4 дн.). Сумма вознаграждения за 1202 дня неиспользованного отпуска по этой группе - 1 469 516,27 руб. (1202,46 руб/дн. × 1202 дн.), величина же начисленных на данное вознаграждение страховых взносов - 448 202,46 руб. (1 469 516,27 руб. × (30 % + 0,5 %)). Следовательно, в резерв на оплату отпусков по подразделениям основного производства по итогам мая включается 1 917 718,73 руб. (1 469 516,27 + 448 202,46).

Аналогичные расчёты осуществляются по обслуживающим и управленческим подразделениям. Полученные данные в разрезе подразделений приведены в графах 5, 7, 8 и 9 по соответствующим строкам.

Для расчёта общей суммы резерва суммируются показатели по категориям работников. Исходя из этого всего в резерв на оплату отпусков в последний день мая начислено 2 369 882,43 руб. (1 917 719,73 + 203 330,75 + 248 832,95).

Несколько уменьшит трудоёмкость расчёта оценочного обязательства использование вместо среднего дневного заработка работника или группы работников планового среднего дневного заработка по указанным категориям.

Фонд оплаты труда

- нормативный метод

При расчёте оценочного обязательства можно воспользоваться так называемым нормативным методом. Норматив (процент отчислений в резерв) определяется как доля расходов на отпускные выплаты в общем фонде оплаты труда по организации. Оба показателя берутся по фактическим расходам за прошлый год. При этом возможно использование для расчёта сведений о фактически начисленном за месяц (квартал) фонде оплаты труда организации.

Для начисления оценочного обязательства по предстоящей оплате отпусков резерв организацией начисляется нормативным методом. Норматив (процент) отчислений в резерв рассчитывается как доля фактических расходов на отпускные выплаты в общем фонде оплаты труда по организации за прошлый год, и он равен 9,43 %.

Суммы оплаты труда, начисленные по месяцам первого полугодия 2014 года, приведены в графе 2 таблицы 3.

В январе организацией начислено на оплату труда 1 648 700,00 руб. Исходя из этого сумма вознаграждения, включаемая в резерв на оплату отпусков, за этот месяц равна 155 472,41 руб. (1 648 700,00 руб. × 9,43 %). С данной величины исчислены страховые взносы 47 419,09 руб. (155 472,41 × (30 % + 0,5 %)). Итого в резерв в этом месяце включается 202 891,50 руб. (155 472,41 + 47 419,09).

Аналогичные расчёты производятся в каждом месяце. Полученные данные приведены в графах 3, 4 и 5 таблицы 3.

Всего же в первом полугодии в резерв на оплату отпусков начислено 678 487,27 руб. (202 891,50 + 88 653,50 + 90 474,81 + 117 622,18 + 89 084,22 + 89 761,06).

Ещё один вариант создания резерва - использование данных по начислениям на оплату труда и страховых взносов за месяц (квартал) и показателя в виде отношения начисляемого количества дней отпуска за период и общего количества дней в этом периоде (метод отношения дней). В этом случае размер отчислений в резерв за месяц (квартал) будет определяться:

Ор = (СФОТ + ССВ) : К × (2,33 (7)),

где: СФОТ - общий фонд оплаты труда за месяц (квартал); ССВ - сумма страховых взносов за месяц (квартал); К - количество календарных дней в месяце (квартале).

Используем данные примеров 1 и 3 при условии создания резерва на оплату отпусков по методу отношения дней.

С начисленного фонда оплаты труда за январь, 1 648 700,00 руб., было исчислено страховых взносов 502 853,50 руб. (1 648 700,00 руб. × (30 % + 0,5 %)). С совокупности данных величин, 2 151 553,50 руб. (1 648 700 + 502 853,50), определяется сумма резерва на оплату отпусков, 161 713,54 руб. (2 151 553,50 руб. × 2,33 дн. : 31 дн.), где 31 - количество календарных дней в январе.

Аналогичные расчёты осуществляются в каждом месяце полугодия. Полученные данные приведены в графах 3, 4 и 6 таблицы 4.

Всего же за первое полугодие в резерв на оплату отпусков включено 553 865,10 руб. (161 713,54 + 78 231,58 + 72 112,45 + 96 875,11 + 71 004,08 + 73 928,34).

Глава 25 НК РФ (ст. 324.1) позволяет налогоплательщику в налоговом учёте создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. У большинства налогоплательщиков возникает желание использовать одни и те же данные в бухгалтерском и налоговом учёте. И, казалось бы, можно и в рассматриваемом случае попытаться это осуществить. К сожалению, в части резерва на отпуска сделать это не получится. Дело в том, что правила создания резерва на отпуска в целях налогообложения прибыли кардинально отличаются от требований ПБУ 8/2010.

Механизм создания резерва, установленный статьёй 324.1 НК РФ, для целей бухгалтерского учёта неприменим. Основной идеей создания резерва в налоговом учёте является равномерное распределение расходов на отпуска в течение года. Резерв в налоговом учёте создаётся исключительно под отпуска отчётного года и может иметь переходящий на следующий год остаток только в том случае, если кто-то из работников не использовал своё право на отпуск в отчётном году.

Целью же бухгалтерского учёта является признание возникающих у организации обязательств по оплате отпусков вообще (а не отпусков отчётного года). Поэтому в бухгалтерском учёте остаток резерва на конец года никак не может быть равен нулю, даже если все работники своевременно были в отпуске. Ведь, вернувшись из отпуска, сотрудники на 31 декабря уже успели заработать определённое количество дней своего последующего очередного ежегодного оплачиваемого отпуска. Из этого следует, что величина резерва, начисленного по правилам налогового законодательства, будет далека от суммы реальных обязательств организации по оплате отпусков.

Как видим, независимо от того, предусмотрено учётной политикой для целей налогообложения формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков или нет, суммы, учитываемые при определении прибыли по бухгалтерскому учёту и облагаемой базы в налоговом, всё равно будут различаться.

Организация, исходя из принципа «разрешено то, что не запрещено», вправе выбрать любой из перечисленных выше вариантов либо использовать свой способ определения размера оценочного обязательства по оплате отпусков, закрепив его в своей учётной политике. Предпочтение при этом, конечно же, желательно отдать тому варианту, который даёт возможность оценить это обязательство максимально точно. Вместе с тем не следует забывать о принципе рациональности учётной политики (п. 6 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утв. приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н)): не следует выбирать труднореализуемый на практике вариант.

Отражение операций

Оценочные обязательства отражаются на счёте учёта резервов предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010). Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм используется счёт 96 «Резервы предстоящих расходов». В частности, на этом счёте могут быть отражены суммы предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации. Для этого желательно открыть отдельный субсчёт «Резерв на оплату отпусков», к которому можно открыть субсчета второго порядка «Вознаграждения» и «Страховые взносы».

При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива. Таким образом, начисление отпускного оценочного обязательства в общей сумме с учётом страховых взносов будет отражаться проводками:

Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96-1-1 субсчёт «Резерв на оплату отпусков в части вознаграждения»

Начислен резерв на оплату отпусков в виде вознаграждения;

Дебет 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96-1-2 субсчёт «Резерв на оплату отпусков в части страховых взносов»

Не исключено, что у некоторых из работников организации имеются дни неиспользованного отпуска не только за 2014 год, но и за предшествующие годы. В этом случае сумму обязательств по отпускам за годовые отчётные периоды, предшествующие отчётному, желательно рассчитать отдельно. Начисление отпускного резерва в данном случае отражается проводками:

Дебет 84 Кредит 96-1-1 субсчёт «Резерв на оплату отпусков в части
вознаграждения»

Начислен резерв на оплату отпусков в виде вознаграждения за дни неиспользованного отпуска, приходящиеся на период до 1 января 2014 года;

Дебет 84 Кредит 96-1-2 субсчёт «Резерв на оплату отпусков в части страховых взносов»

Начислен резерв на оплату отпусков в виде страховых взносов.

Начисленные работникам суммы отпускных, а также компенсаций за неиспользованный отпуск (в случае увольнения) и соответствующие им страховые взносы списываются не на затратные счета, а за счёт созданного резерва. Причём этот порядок применяется и в отношении тех отпускных дней, которые были заработаны в прошлые годы, поскольку при формировании резерва были учтены все причитающиеся работникам дни отпуска. При этом за счёт резерва списывается вся начисленная работнику в отчётном месяце сумма, даже если часть отпуска приходится на следующий месяц. С учётом этого в бухгалтерском учёте при начислении отпускных сумм производятся следующие записи:

Дебет 96-1-1 Кредит 70

Начислены отпускные в сумме среднего заработка (компенсация за неиспользованный отпуск);

Дебет 96-1-2 Кредит 69 субсчета «Расчёты с ПФР» («Расчёты с ФСС России (взносы на нетрудоспособность, взносы
на травматизм)», «Расчёты с ФФОМС»)

Начислены страховые взносы с отпускных.

В примерах 3 и 4 для расчёта резерва использовалась одна и та же база (суммы фактического фонда оплаты труда за месяц), но различные показатели. И это приводило к различиям в суммах отчислений в резерв. Какой из приводимых вариантов расчёта наиболее точный, можно определить, лишь сравнив их с величиной резерва, исчисленного по каждому работнику исходя из количества дней неиспользованного отпуска на конец отчётного периода и среднего дневного его заработка. В то же время представленные в примерах алгоритмы довольно просты.

Поэтому вполне возможен следующий вариант расчёта резерва. На даты составления промежуточной бухгалтерской отчётности (по состоянию на конец месяца или квартала) используется более простой метод начисления резерва. А на 31 декабря оценка отпускных обязательств производится по каждому работнику. Это позволит в годовой отчётности отразить сумму обязательств по предстоящей оплате отпусков наиболее полно.

Остаток резерва по состоянию на 31 декабря 2014 года составляет 529 523,33 руб., в том числе по вознаграждениям за отпуск - 405 765,00 руб., по страховым взносам - 123 758,33 руб. Рассчитанный на основании справки кадровой службы размер предстоящих расходов по оплате отпускных по состоянию на последний день года равен 438 952,00 руб.

Страховые взносы с суммы вознаграждений за неиспользованные дни отпуска на последний день года - 133 880,36 руб. (438 952,00 × (30 % + 0,5 %)). Соответственно общая сумма резерва должна составлять 572 832,36 руб. (438 952 + 133 880,36).

Общая сумма, на которую необходимо увеличить в бухгалтерском учёте кредитовый остаток по субсчёту 96-1, равна 43 309,04 руб. (572 832,36 – 529 523,33). По отпускным выплатам увеличение составит 33 187 руб. (438 952,00 – 405 765,00), по страховым взносам - 10 122,04 руб. (133 880,36 – 123 758,33).

Разница в сумме вознаграждения, 33 187 руб., в свою очередь, получена как увеличение отпускных выплат работникам основного производства на 17 283,00 руб., работникам вспомогательного производства - на 8653,00 руб., работникам управления - на 7251,00 руб.

Дебет 20 Кредит 96-1-1

17 283,00 руб. - увеличен резерв на сумму вознаграждений работникам основного производства;

Дебет 25 Кредит 96-1-1

8653,00 руб. - увеличен резерв на сумму вознаграждений работникам вспомогательного производства;

Дебет 26 Кредит 96-1-1

7251,00 руб. - увеличен резерв на сумму вознаграждений работникам управления;

Дебет 20 Кредит 96-1-2

5271,32 руб. (17 283,00 руб. × (30 % + 0,5 %)) - увеличен резерв на сумму страховых взносов, начисленных на вознаграждения работникам основного производства;

Дебет 25 Кредит 96-1-2

2639,16 руб. (8653,00 руб. × (30 % + 0,5 %)) - увеличен резерв на сумму страховых взносов, начисленных на вознаграждения работникам вспомогательного производства;

Дебет 26 Кредит 96-1-2

2211,56 руб. (7251,00 руб. × (30 % + 0,5 %)) - увеличен резерв на сумму страховых взносов, начисленных на вознаграждения работникам управления.

Общая сумма увеличения страховых взносов, 10 122,04 руб. (5271,32 + 2639,16 + 2211,56), равна изначально полученной 10 122,04 руб.

Если же по итогам расчёта резерва на 31 декабря требуется корректировка в сторону уменьшения ранее признанного обязательства, то в этот день осуществляются сторнировочные проводки:

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 96-1-1

Сторнированы ранее учтённые расходы на оплату отпусков;

Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 96-1-2

Сторнирована сумма страховых взносов, ранее учтённая в расходах.

Выше приводилось, что независимо от того, формируется ли организацией в налоговом учёте резерв предстоящих расходов на оплату отпусков или нет, у неё возникают разницы в данных, учитываемые при определении прибыли по бухгалтерскому учёту и облагаемой базы в налоговом. А это ведёт к необходимости применения норм Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Такие разницы относятся к временн€ым. В зависимости от соотношения признаваемых в учётах сумм они могут быть как вычитаемыми, так и налогооблагаемыми, что обяжет организацию начислить отложенный налоговый актив или отложенное налоговое обязательство.

Маловероятно, что на конец какого-то отчётного (налогового) периода произойдёт полное погашение возникшей разницы. Следуя упомянутому принципу рациональности ведения бухгалтерского учёта, возникающие разницы, на наш взгляд, логичнее относить к постоянным. В этом случае по окончании очередного отчётного (налогового) периода налогоплательщиком будет начисляться постоянное налоговое обязательство или постоянный налоговый актив и отпадёт необходимость отслеживания уменьшения или увеличения ранее возникшей временн€ой разницы.

Если в организации в соответствии с коллективным договором или иным локальным нормативным актом предусмотрены выплаты ежегодных вознаграждений за выслугу лет, по итогам года, то экономическому субъекту надлежит создавать резерв и по таким выплатам, поскольку они подпадают под оценочное обязательство.

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Сумма отпускных, относящихся к определённому отработанному месяцу, не является твёрдой.

Отпускные обязательства существуют и накапливаются. Хотя они считаются вознаграждением за труд, но это по сути отложенное обязательство по оплате труда. Учёт же обязательств с неопределённой величиной и (или) сроком исполнения как раз и регламентирует упомянутое ПБУ 8/2010.

Резерв на оплату отпусков можно создавать:

  • на последнее число каждого месяца (каждую отчётную дату);
  • на последнее число каждого квартала;
  • только на 31 декабря каждого года.

Наиболее простой способ расчёта оценочного обязательства - использование среднего дневного заработка по организации. Его величина в этом случае умножается на совокупность количества дней неиспользованного отпуска работниками на отчётную дату. Сведения о количестве искомых дней предоставляются кадровой службой.

В отчётности, как было сказано выше, необходимо отразить наиболее достоверную оценку предстоящих расходов организации. Такую оценку можно обеспечить в случае, если величина отпускной выплаты будет рассчитываться по каждому работнику.

При расчёте резерва по группе работников принимается количество дней оплачиваемого отпуска, на которые имеет право каждый сотрудник по состоянию на отчётную дату, и средний дневной заработок не отдельно взятого работника, а в целом по принимаемой в расчёт группе. Для упрощения расчёта базой для определения среднего дневного заработка может являться среднемесячная заработная плата по выбранной группе.

При расчёте оценочного обязательства можно воспользоваться так называемым нормативным методом. Норматив (процент отчислений в резерв) определяется как доля расходов на отпускные выплаты в общем фонде оплаты труда по организации. Оба показателя берутся по фактическим расходам за прошлый год.

Глава 25 НК РФ (ст. 324.1) позволяет налогоплательщику в налоговом учёте создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Независимо от того, предусмотрено учётной политикой для целей налогообложения формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков или нет, суммы, учитываемые при определении прибыли по бухгалтерскому учёту и облагаемой базы в налоговом, всё равно будут различаться.

Начисленные работникам суммы отпускных, а также компенсаций за неиспользованный отпуск (в случае увольнения) и соответствующие им страховые взносы списываются не на затратные счета, а за счёт созданного резерва.

Оценочные обязательства по ненакапливаемым отпускам (например, учебным) не создаются, расходы по ним единовременно списываются в состав расходов при их начислении.

Независимо от того, формируется ли организацией в налоговом учёте резерв предстоящих расходов на оплату отпусков или нет, у неё возникают разницы в данных, учитываемые при определении прибыли по бухгалтерскому учёту и облагаемой базы в налоговом.

Резервирование денег на отпуска необходимо для равномерного распределения расходов на оплату времени отдыха сотрудников. Создание таких «запасов» является правом налогоплательщика, а не его обязанностью.

Вопрос о том, формировать резервы в налоговом учете или нет, компания решает самостоятельно (Письма Минфина от 19.10.2012 г. № 03-03-06/4/104, от 17.12.2009 г. № 03-03-06/2/234). Денежный «мешок» нужен тогда, когда расходы запланированы на конец года. Ежемесячно организация может уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в создаваемые запасы.

Расходы в виде переводов средств в резерв на предстоящую оплату отпусков осуществляются в соответствии со . Они включаются в расходы на оплату труда на основании

Согласно пункту 1 статьи 324.1 НК РФ, компания, решившая вести равномерный учет для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков, обязана отразить в учетной политике принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент переводов в указанный резерв.

Для этих целей организация обязана составить специальный расчет, в котором будет прописан расчет размера ежемесячных отчислений, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме затрат на оплату отпусков, включая сумму с этих расходов. При этом процент отчислений определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру затрат на заработную плату.

Размер ежемесячных отчислений в отпускную «копилку» будет определяться как произведение полученного процента отчислений и суммы расходов на оплату труда за текущий месяц. На основании пункта 24 статьи 255 НК РФ отчисления в «отпускной» резерв включаются в состав расходов на оплату труда.

Важные моменты

Пункт 4 статьи 324.1 НК РФ предусматривает, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы трат на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов. Алгоритм создания данного «запаса» предполагает, что в течение года компания учитывает в составе расходов не фактические суммы отпускных, а лишь предполагаемые. Следовательно, на последнее число налогового периода следует провести инвентаризацию резерва.

Если по итогам проверки сумма «запасов» в части неиспользованного отпуска превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумму превышения нужно включить в состав расходов на оплату труда.

Размер ежемесячных отчислений в отпускную «копилку» будет определяться как произведение полученного процента отчислений и суммы расходов на оплату труда за текущий месяц. На основании отчисления в «отпускной» резерв включаются в состав расходов на оплату труда.

Если же инвентаризация покажет, что размер резерва в части неиспользованного отпуска окажется меньше фактического остатка «запасов», то отрицательную разницу необходимо включать в состав внереализационных доходов ().

Законодательство позволяет компании переносить остаток неиспользованного отпускного резерва на следующий год. Однако делать это можно только в том случае, если такой резерв создается вновь. То есть, если фирма намерена в новом году резервировать суммы на оплату отпусков, то это необходимо отметить в налоговой политике и произвести расчет остатка «запасов». При определении неиспользованного резерва организация подсчитывает, какое количество дней запланированных отпусков не использовано персоналом, определяет среднедневную сумму расходов на оплату труда сотрудников, не использовавших отпуск, и устанавливает сумму отпускных по «не отгулянным» дням, которая и является остатком резерва.

Если фирма формирует резерв на предстоящую оплату отпусков, то отказаться от создания резерва в течение налогового периода она уже не может. Также компания не вправе создавать отпускные «запасы» только в отдельных .

На примерах

На основании пункта 2 статьи 324.1 НК расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Зарезервированные суммы необходимо отражать по кредиту счета 96, на отдельном субсчете «Резерв на оплату отпусков»:

Дебет 20   Кредит 96«Резерв на оплату отпусков» -начислен резерв на оплату отпусков работникам основного производства;

Дебет 25   Кредит 96«Резерв на оплату отпусков»
-начислен резерв на оплату отпусков работникам, занятым в процессе обслуживания производства;

Дебет 26   Кредит 96«Резерв на оплату отпусков»
начислен резерв на оплату отпусков управленческому персоналу.

В бухгалтерском учете суммы отпускных, начисленных сверх резерва, необходимо отразить следующими проводками:

Дебет 20   Кредит 70
- отражена сумма отпускных, начисленных сверх резерва;

Дебет 20 (25, 26)   Кредит 69
- отражена сумма обязательных страховых взносов на отпускные, начисленные сверх резерва.

В бухгалтерском учете сумму резерва на оплату отпусков необходимо регулярно (ежеквартально или ежемесячно) уточнять следующими проводками:

Дебет 20 (25, 26…)   Кредит 96
-увеличена сумма резерва на оплату отпусков;

Дебет 96   Кредит 91.1
- уменьшена сумма резерва на оплату отпусков (уменьшена величина оценочного обязательства в виде резерва на оплату отпусков).

Начисление отпускных за счет резерва, созданного на счете 96, отражается в учете следующими проводками:

Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналитический счет)   Кредит 70
-начислены отпускные за счет резерва;

Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналитический счет)   Кредит 69
- начислены за счет резерва обязательные страховые взносы с отпускных.


Организация в текущем году создала резерв на предстоящую оплату отпусков в сумме 200 000 руб. В течение года фирма принимала новых работников, которым предоставлялись оплачиваемые отпуска, поэтому фактическая сумма отпускных превысила размер резерва. Возникшую разницу в сумме 20 000 руб. (220 000 руб. - 200 000 руб.) организация обязана включить в расходы 31 декабря текущего года.

Сумма расходов на оплату неиспользованных отпусков рассчитывается путем умножения количества дней, которые не отгуляли сотрудники, на среднюю дневную сумму расходов на оплату труда работников, не использовавших отпуск. К полученному результату нужно прибавить страховые взносы, начисленные на соответствующую величину.

Сумма начисленного в текущем году резерва, соответствующая сумме расходов на оплату неиспользованных отпусков, это и есть остаток резерва, который бухгалтер может перенести на следующий год.


Организация в 2013 году создала резерв на оплату отпусков в размере 200 000 руб.

Работник организации Иванов И.И. в текущем году находился в отпуске 14 дней. Предположим, что сумма выплаченных ему отпускных, исчисленная исходя из средней заработной платы, составила 20 000 руб.

Остальные работники организации отгуляли свои отпуска полностью, общая сумма начисленных отпускных (с учетом сумм страховых взносов) составила 160 000 руб.

Организацией принято решение и в следующем году формировать резерв.

Рассчитаем сумму «запасов», которую можно перенести на следующий год, Сначала определим по состоянию на 31 декабря 2013 года количество неиспользованных дней отпуска из числа запланированных: (28 дней - 14 дней). Их получилось 14. Далее рассчитаем сумму расходов на оплату неиспользованных дней отпуска, исчисленную исходя из среднего дневного заработка работника (с учетом страховых взносов):

14 дней * (20 000 руб. / 28 дней) = 10 000 руб.

Следовательно, 10 000 руб. - это остаток резерва, который можно перенести на следующий год.

Далее, необходимо определить сумму неиспользованного в 2013 году резерва: 200 000 руб. - (160 000 руб. + 10 000 руб. + 10 000 руб.) = 20 000 руб. То есть 20 000 рублей - это и есть та часть резерва, которую организация должна включить в доходы 2013 года.

Екатерина Никиташина , для журнала «Расчет»

С точки зрения налогового и бухгалтерского учета методика создания резерва на оплату отпусков различна и в настоящее время привести ее к общему знаменателю вряд ли удастся. Поэтому далее мы будем параллельно рассматривать порядок создания и списания резервов в бухгалтерском и налоговом учетах.

Методика резервирования отпускных выплат

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организации вправе создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, далее - Положения по ведению бухгалтерского учета). Отметим, что в Положении по ведению бухгалтерского учета совершенно не прописан порядок резервирования сумм. Поэтому обратимся к Положению по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденному приказом Минфина от 28.11.2001 г. № 96н (далее - ПБУ 8/01). Сразу скажем, что ПБУ 8/01 вправе не применять субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов ценных бумаг (п. 2 ПБУ 8/01). Тем не менее мы считаем, что при расчете резерва все равно надо опираться на ПБУ 8/01, так как это единственный нормативный акт в бухгалтерском учете, где хоть как-то описана процедура создания резерва.

Итак, организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, при одновременном наличии следующих условий (п. 8 ПБУ 8/01):

  • существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;
  • величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.

Исходя из этого получается, что резерв на отпуска должен включать не только сумму расходов на заработную плату, но и «зарплатные» налоги (ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Создание резерва в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы (п. 9 ПБУ 8/01).

Для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов» (см. Таблицу 1).

Налоговый учет

В налоговом учете методике расчета расходов на формирование резерва на оплату отпусков посвящена статья 324.1 Налогового кодекса. При этом организации вправе в налоговой политике самостоятельно определять порядок формирования резерва на оплату отпусков с учетом положений статьи 324.1 Налогового кодекса, а также в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в виде отчислений в указанный резерв (письмо Минфина от 26.10.2007 г. № 03-03-06/2/193).

Вначале надо определиться со способом резервирования, предельной суммой отчислений и ежемесячным процентом отчислений в резерв. Именно для этого и составляется специальный расчет (см. Пример 1). В смете отражают расчет размера ежемесячных отчислений в резерв. Исходят при этом из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. Имейте в виду, что предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков определяется с учетом затрат на дополнительные отпуска (письмо УМНС России по г. Москве от 17.06.2003 г. № 26-12/32465).

Процент отчислений в указанный резерв определяют следующим образом:

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что предполагаемые годовые суммы расходов на оплату отпусков и на оплату труда учитывают и ЕСН с этих расходов. По мнению чиновников, сумму единого социального налога следует рассматривать без учета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Минфина от 18.07.2007 г. № 03-03-06/1/500). Объясняют они это тем, что взносы в Пенсионный фонд не отвечают понятию налога, установленному пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса.

Расходы на формирование резерва на оплату отпусков относят на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

Пример 2

Свернуть Показать

Сравним, что же получится в бухгалтерском и налоговом учете при отчислении сумм в резервный фонд при одинаковых исходных данных.

Предположим, что тариф взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответствует I классу профессионального риска - 0,2 процента.

Налоги в целях налогового учета - ЕСН (12%).

Налоги в целях бухгалтерского учета - ЕСН (12%), сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (14%) и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%).

Также воспользуемся Сметой расходов на оплату отпусков и заработной платы в целях налогового учета для расчета предельной суммы и ежемесячного процента отчислений в резерв на 2008 год (см. Пример 1).


Как видите, сумма отчислений в резерв в целях налогового (444 817,86 руб.) и бухгалтерского учетов (501 214,41 руб.) при одних и тех же исходных данных не совпадает.

Ежегодная инвентаризация резерва

Бухгалтерский учет

В конце каждого года необходимо производить инвентаризацию резерва, которая позволяет проверить правильность расчета и обоснованность зарезервированных сумм (п. 10 ПБУ 8/01).

По результатам инвентаризации сумма резерва может быть:

  • увеличена - производится уточнение величины резерва за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв;
  • уменьшена - производится уточнение величины резерва с отнесением суммы корректировки на прочие доходы организации;
  • остаться без изменения;
  • списана полностью на прочие доходы организации.

Согласно пункту 11 ПБУ 8/01 в случае недостаточности зарезервированных сумм не перекрытые резервом расходы отражают в бухгалтерском учете организации в обычном порядке. В случае же избыточности зарезервированных сумм неиспользованная сумма резерва признается прочим доходом организации (см. Таблицу 2).

Налоговый учет

В налоговом учете на конец года также проводится инвентаризация резерва на оплату отпусков. В данном случае недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. В свою очередь при недостаточности средств фактически начисленного резерва налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических затрат на оплату отпусков (с учетом ЕСН), по которым ранее не создавался указанный резерв.

Пример 3

Свернуть Показать


Расчет суммы недоиспользованного резерва (его недостаточности):


По результатам инвентаризации резерва в бухгалтерском учете сумма в 19 130,41 руб. была признана прочим доходами, а в налоговом учете 16 977,86 руб. вошли в состав внереализационных доходов.


Резерв на оплату отпусков: создание и использование

До завершения года остается всего два месяца, и бухгалтерам предстоит немало работы. Нужно проверить наличие всех документов за 2015 год, свериться с контрагентами, провести инвентаризацию и сформировать резервы на будущий год. Одним из необходимых резервов является резерв на оплату отпусков. О нем и пойдет речь в данной статье.

Отпускные резервы создаются для того, чтобы оценить объем планируемых выплат работникам и внебюджетным фондам. В налоговом учете резервы помогают распределять расходы равномерно в течение года. Отражение резервов в бухгалтерском и налоговом учете имеет отличительные особенности. Рассмотрим основные нюансы.

Бухгалтерский учет

До 2011 года создание резерва было добровольным. Организации для равномерного списания затрат могли формировать отпускные резервы. Данная норма содержалась в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Но с января 2011 года п. 72 утратил силу, и понятие резерва на предстоящую оплату отпусков стало неактуальным. На смену данному резерву пришли оценочные обязательства (ПБУ 8/2010).

Следует отметить, что указанное Положение не содержит определенного перечня расходов, которые можно отнести к оценочным обязательствам. Однако в п. 5 ПБУ 8/2010 сказано, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении трех условий:

  • у организации существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности. Компания не может избежать исполнения этой обязанности или вероятность возникновения обязанности очень велика;
  • при исполнении обязательства снизятся экономические выгоды;
  • величину оценочного обязательства можно обоснованно оценить.

Оценочное обязательство по выплате отпускных соответствует всем перечисленным признакам. А это значит, что все организации обязаны отражать в бухучете данный вид обязательства. Исключение предусмотрено лишь для субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 3 ПБУ 8/2010).

В законодательных актах нет пошаговой инструкции по расчету величины отпускных резервов. Поэтому порядок расчета нужно разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. Чаще всего сумма резерва определяется исходя из размера отпускных, которые будут перечислены работникам, и величины страховых взносов с отпускных. Нередко отпуска носят сезонный характер (например, у большинства фирм летом в отпуска уходит значительная часть сотрудников), поэтому в идеале рассчитывать резервы нужно ежемесячно. Но при большой численности процесс расчета будет слишком трудоемким. Компании вправе создавать резервы на конец каждого квартала или отчетного года.

Для учета оценочных обязательств предусмотрен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Чтобы отразить резерв по отпускам, можно открыть специальный субсчет.

Проводки по формированию и использованию резерва:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44 и т. д.) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» — сформирован резерв;

Дебет 96 Кредит 70 — начислены отпускные (компенсации за неиспользованный отпуск) за счет резерва;

Дебет 96 Кредит 69 — начислены страховые взносы с суммы отпускных за счет резерва.

Если резерва не хватит на покрытие всех выплат, то начисление отпускных отражается в общем порядке (п. 21 ПБУ 8/2010) проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44 и т. д.) Кредит 70 — начислены отпускные;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44 и т. д.) Кредит 69 — начислены страховые взносы.

Налоговый учет

В отличие от бухгалтерского, в налоговом учете создание резервов на отпуска — дело добровольное (п. 1 ст. 324.1 НК РФ). Если организация с целью равномерного распределения затрат на отпуска создала налоговый резерв, это решение нужно прописать в учетной политике, отразив в ней способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. Размер ежемесячных отчислений нужно показать в специальном расчете, который является обязательным для всех организаций, создавших налоговый резерв.

Процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые нештатным работникам, не учитываются при расчете, так как этим работникам отпуск не предоставляется. А вот дополнительные отпуска можно учесть при расчете предполагаемой годовой суммы на оплату отпусков (письмо Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-06/2/125).

Размер ежемесячных отчислений равен произведению фактических расходов на оплату труда с учетом страховых взносов в текущем месяце на рассчитанный процент.

Налогоплательщики, которые применяют кассовый метод учета доходов и расходов (п. 3 ст. 273 НК РФ), не могут создавать резерв по отпускам. Это связано с тем, что при кассовом методе расходы списываются только после их оплаты, а резерв создается до момента начисления и выплаты отпускных. Исходя из этого, плательщики УСН не могут создавать резервы в целях налогового учета.

Резерв, созданный для целей налогового учета, позволяет ежемесячно уменьшать налогооблагаемую прибыль. Ежемесячную сумму отчислений в резерв нужно учитывать в составе расходов на оплату труда. Отчисления в отпускной резерв могут быть отнесены как к прямым, так и к косвенным расходам. Это зависит от того, к каким расходам организация относит фактические выплаты отпускных. Порядок распределения расходов должен быть закреплен в учетной политике.

Прямые расходы уменьшают налоговую базу по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены. Отчисления в резерв, которые являются косвенными расходами, можно учесть полностью в момент их начисления. Компании, которые занимаются оказанием услуг, могут признать прямые расходы в полном объеме в момент их начисления.

Списывать отпускные за счет резерва нужно внимательно. Например, компенсацию за неиспользованный отпуск нельзя списать за счет средств резерва (письмо Минфина РФ от 03.05.2012 № 03-03-06/4/29).

Порядок отчислений в резерв в бухгалтерском и налоговом учете различен. Кроме того, налоговый резерв организация может и не создавать. Поэтому при формировании отпускных резервов могут возникнуть временные разницы (ПБУ 18/02). Если налоговый резерв не создается, то в момент отражения суммы резерва в бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет 09 Кредит 68 — отражен отложенный налоговый актив.

Налогоплательщики обязаны проводить инвентаризацию резервов на оплату отпусков. Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ такую проверку необходимо делать по состоянию на 31 декабря.

Если в результате инвентаризации окажется, что начисленный отпускной резерв ниже реальных выплат, полученную разницу нужно включить в расходы на оплату труда.

Неиспользованный остаток резерва подлежит обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. Если налогоплательщик решит не создавать резерв на будущий год, то сумму остатка указанного резерва для целей налогообложения нужно включить в состав внереализационных доходов текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1, письмо Минфина России от 29.10.2012 № 03-03-10/121).

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и страховых взносов. Если по итогам инвентаризации сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, отрицательная разница включается в состав внереализационных доходов.

Ответственность за отсутствие резерва

Если в налоговом учете организация не создает резерв, наказать ее не смогут, так как формирование резерва — это право, а не обязанность. Иначе обстоит дело с резервами в бухгалтерском учете. Если у организации есть обязанность по формированию отпускного резерва, ее нужно исполнять. В противном случае компанию ждут штрафы.

Во-первых, организацию могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Если резерв не был создан лишь в одном налоговом периоде, штраф составит 10 000 рублей. Если нарушение повторяется из года в год, штраф составит 30 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Во-вторых, штраф предусмотрен ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил бухгалтерского учета. Если из-за отсутствия обязательного резерва по оплате отпусков какая-либо строка баланса искажается более чем на 10 %, на должностных лиц компании может быть наложен штраф от 2 000 до 3 000 рублей.

Эксперт сервиса Норматив

Рогачева Е.А.

Остались вопросы? Эксперты Норматива всегда готовы ответить.

Резерв на оплату отпусков в обязательном порядке создается в бухгалтерском учете и редко учитывается при налогообложении. В бухгалтерском учете (БУ) обязанность предусмотрена для предприятий, ведущих полный учет. Субъекты малого предпринимательства, ведущие упрощенный учет, вправе не создавать резервы. Необходимость в планировании средств на отпуск отсутствует у некоммерческих предприятий, финансируемых из бюджетов различных уровней. В данной статье мы разберем как формируется резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете.

Резервирование средств на отпуск в налоговом учете (НУ) является только правом предприятия. Учет резервов четко прописан в законодательстве и применяется при соблюдении условий документооборота.

Потребность в резервировании средств на оплату отпусков

Цель создания резерва заключается в получении информации о потребности в средствах по оплате всех типов отпусков работников. Основные пользователи информации – учредители, директора и иные лица, заинтересованные в равномерном распределении и списании расходов в течение года.

Расчет резерва в БУ и НУ необходимо подтвердить документально. Формы первичного документа разрабатываются самостоятельно и применяются как смета или справка бухгалтера.Используемую форму требуется утвердить в документообороте.

Показатели учетной политики организации

Порядок резервирования средств должен быть утвержден в учетной политике. В разделе, касающемся БУ, представляется методика расчета отчислений, определены даты создания фонда и признания расходов в учете. Законодательно разработанных способов формирования резервного фонда не установлено.

Резервирование в НУ требует исполнения требований, указанных в ст. 324.1 НК РФ. Отсутствие определения условий резервирования может привести к отказу принятия отчислений в расходах при проверке ИФНС. В случае создания резерва в НУ в учетной политике потребуется утвердить ряд условий.

Создание резервного фонда допускается только для предприятий, использующих метод начисления в учете. При отсутствии резерва на отпуска списание расходов для предприятий, практикующих метод начисления, ведется в размере фактических расходов.

Общие потребности резервов в бухгалтерском и налоговом учете имеют одинаковые составляющие: в состав расходов включаются начисленные отпускные выплаты, рассчитанные по среднему заработку и отчисления в фонды – ПФР (в части пенсионного и медицинского страхования) и ФСС.

Законодательная основа создания резервов на отпускные

В БУ резерв на создание отпусков трактуется как оценочное обязательство. Для создания резерва необходимо одновременное соблюдение условий:

  • Отсутствие обязательств прошлых периодов (календарных лет). Использование событий прошлых лет допускается только вследствие изменений законодательства или иных обстоятельств, требующих отражения в учете. Например, в резерв могут быть включены суммы неиспользованных отпусков прошлых лет, возникших по различным обстоятельствам.
  • Вероятность снижения экономических выгод.
  • Возможность оценки суммы необходимого резерва.

На законодательном уровне создание обязательств определяется ПБУ 8/2010. Положение не устанавливает порядок расчета, но указывает на необходимость определения реальной величины затрат.

В налоговом учете возможность создания резерва определено в ст. 324.1 НК РФ. Статья полностью посвящена требованиям к учетным данным, порядку формирования и корректировке данных на конец года.

Даты создания резерва

В бухучете резерв может быть признан на отчетную дату, выбор которой производится из нескольких вариантов на усмотрение предприятия.Основной критерий определения резерва в БУ – наиболее вероятная величина выплат. Организация должна рассчитывать резерв на каждую отчетную дату.

Резерв может формироваться на одну из выбранных отчетныхдат

Отчетная дата Количество раз формирования резерва Использование в учете
Последний день месяца 12 (двенадцать) Редко применяется, поскольку определить, контролировать и списывать в расходы ежемесячную сумму достаточно сложно. Размер допускается превысить расчетную на 5% – показатель, не учитываемый при реализации признака существенности
День окончания квартального периода 4 (четыре) Является наиболее оптимальной формой резервирования
Последний день года 1 (один) Редко используется в учете

В налоговом учете признание расходов производится равномерно, начиная с первого месяца года. Списание сумм производится только при наличии фактических расходов. В учете начала года осуществляется списание затрат до их фактического осуществления с применением показателя «Отложенный налоговый актив». Вычитаемая временная разница применяется в соответствии с ПБУ 18/02, о чем должно быть указано в учетной политике.

Особенности бухгалтерского учета резерва отпускных

В состав стоимостной оценки резерва БУ входят суммы отпускных выплат и социальных отчислений в фонды. Порядок проведения расчета потребных сумм может производиться разными способами в зависимости от объемности процедуры и штата.Существуют 2 способа подсчета сумм резервирования:

  • Фонд формируется по каждому работнику персонально. Определение величины резервируемых сумм устанавливается из расчета фактического среднего заработка сотрудника и количества дней положенногоотпуска. Расчет трудоемкий, но отвечает требованию обеспечения наиболее вероятной стоимостной оценки.
  • Фонд определяется по усредненному показателю. В качестве отправных показателей принимаются средняя заработная плата всех работников и общее число положенного им дней отдыха.

Суммы, начисленные для оплаты отпускных и отчислений в фонды, выплачиваются в течение года только за счет средств резерва. Операции по учету данных, списанию сумм оформляются проводками.

Пример #1. Бухгалтерский учет резервов на оплату отпусков с проводками

Рассмотрим на примере часть операций резервирования и признания в учете. Компания ООО «Альфа» ведет производственную деятельность с использованием в учете резерва на отпуск. В процессе ведения учета делаются записи:

  • Создан резерв – Дебет 20 Кредит 96;
  • Начислены выплаты на отпуск – Дебет 96 Кредит 70;
  • Начислены отчисления в фонды – Дебет 96 Кредит 69;
  • Начислены выплаты в случае превышения суммы резерва внутри года Дебет 97 Кредит 70, 69;
  • Производится списание сумм резерва за счет ранее осуществленных расходов будущих периодов Дебет 96 Кредит 97;
  • Начислены суммы выплат и отчислений при превышении резерва в конце года – Дебет 20 Кредит 70, 69.

Данные фонда корректируются на каждую отчетную дату с учетом изменений в списочной численности. В процессе ведения деятельности компания может расширяться, реорганизовываться или претерпевать сокращение штата. Любые изменения в численности отражаются на фонде резервирования.

Особенности налогового учета резерва на оплату отпусков

Важным показателем НУ резервов служит определение предельной суммы фонда. Величина лежит в основе показателя нормы ежемесячных отчислений. Общая сумма планируется исходя из максимально возможной потребности в расходах на отпуск.

Основанием для расчета потребной суммы служат данные первичной документации предприятия:

  • Положения о заработной плате и премировании.
  • Штатного расписания.
  • Ведомостейначисления заработной платы предыдущего года.
  • Карточек учета.
  • Расчета среднесписочной численности.

Пример #2. Налоговый учет резервов на отпускные

Рассмотрим пример определения нормативных отчислений. Компания ООО «Альфа» имеет штатную численность 2 человека. Допустим, расчетная величина отпускных выплат составляет 45 000 рублей, отчисления в фонды – 13 590 рублей (30,2%). Общая сумма предельных отчислений в фонд –58 590 рублей. В год на оплату труда предприятие затрачивает 480 000 рублей. Общий годовой ФОТ составляет 480 000+480 000*30,2% = 624 960 рублей.

Рассчитываем годовую норму отчислений в фонд: 58 590 / 624 960 * 100% = 9,38%. Ежемесячные отчисления в резерв составляет 9,38%, исчисляемые от суммы ФОТ.

По аналогии с ведением бухгалтерского учета списание в расход сумм в НУ производится за счет средств резерва.

Порядок выравнивания показателей в налоговом учете

Расчетные и фактические показатели в НУ могут отличаться. В ст. 324.1 НК РФ установлено обязательство проведения инвентаризации. Мероприятие контроля осуществляется в конце календарного года – налогового периода по прибыли или единому налогу. В процессе инвентаризации уточняются данные:

  • Полноты использованных отпусков
  • Сумм, направленных на выплату среднего заработка за время отпусков.
  • Осуществленных отчислений в фонды.
  • Отклонений фактических от расчетных показателей.

По итогам проведенной инвентаризации могут быть выявлены отклонения в одну или другую сторону. Лицо, ответственное за ведение учета принимает меры по выравниванию показателей.

Показатель Причины возникновения Предпринимаемые действия
Выявлены недоиспользованные суммы резерва на отпуск Фактическое использование меньшего числа отпусков, массовое увольнение работников Разница подлежит включению в состав внереализационных расходов
Сумма разницы не включается в расход при планировании создания резерва в будущем периоде
Установлен недостаток средств резерва Фактическое число дней отпуска работников получилось больше расчетного за счет предоставления отпусков вновь принятым работникам Выплаты сверх резерва включаются в расходы в размере фактических затрат

Ответственность при отсутствии резерва

Наказание за нарушение порядка резервирования отпускных в НУ не предусмотрено. Отсутствие резервирования средств может быть определено как грубое нарушение правил ведения БУ. Сумма штрафных санкций за нарушение в течение одного годового периода составляет 10 тысяч рублей, и 30 тысяч рублей при выявлении недостатка учета в течение нескольких периодов. Взыскание производится на основании ст. 120 НК РФ. Дополнительно лицу может быть выписан штраф в соответствии с 15.11 КоАП, что является редким случаем по данному нарушению в связи со спорностью оснований указанной статьи КоАП.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Списываются ли за счет резерва сумма выплат учебного отпуска?

Учебные отпуска относятся к дополнительным видам отпусков и могут быть начислены за счет резервов.

Вопрос №2. Формируется ли резервный фонд на работников, принятых по гражданско-правовым договорам?

Средства на оплату отпусков резервируются только для работников, принятых по трудовым договорам. Форма приема на работу по ГПД трактуется как оказание услуг.

Вопрос №3. Когда формируется резерв на отпуска?

Резерв начинает действовать с 1 января и должен быть утвержден до начала календарного года. Показатели резервирования включаются в учетную политику и утверждаются приказом руководителя.

Вопрос №4. Как можно упростить списание расходов за счет резерва в БУ? Возможно ли установить ежемесячный фиксированный процент?

Равномерное списание затрат на отпуска при наличии резерва в бухучете не производится. Даже если утвердить смету с равномерным отчислением, списание производится в размере фактических затрат в пределах резерва, сумма которого корректируется на отчетную дату.

Вопрос №5 . По каким данным в конце года утверждать резерв, если с нового календарного года планируется изменение тарифов отчислений в фонды, например, в ФСС?

Резервы на отпуск, утверждаемые до начала календарного года, используются в следующем периоде. Сумму фонда необходимо рассчитывать с учетом тарифов, действующих в году использования резерва. При возникновении изменений, внесенных после утверждения фонда, корректировка производится в конце года.



Похожие статьи