Люди работающие не по профессии. Из директоров в клоуны

Кем ты мечтаешь стать после выпуска? Пойдешь работать по специальности? Или «корочка» вряд ли пригодится? Исследователи Высшей школы экономики выяснили, какие должности чаще всего занимают россияне с высшим образованием и насколько их работа соотносится с указанной в дипломе специальностью.

Каждый четвертый выпускник вуза (27%) занимает должность, не требующую высшего образования. Потраченные в вузе 4 года (минимум) оказываются для этих людей совершенно бесполезными. А работа около 30% наших сограждан никак не связана с той профессией, которую они получали в университете.

Процесс сопоставления представляет собой единую систему, в соответствии с которой кандидаты на жительство и программы резидентства одновременно «соответствуют», чтобы заполнить учебные курсы первого и второго курсов последипломного образования, аккредитованные Советом по аккредитации для выпускного медицинского образования. Национальная программа соответствия резидентам ® учреждена и поддерживает систему соответствия.

Как это работает: процесс совпадения на первый взгляд

Матч обеспечивает единый процесс в том, что все этапы процесса завершаются одинаково и в то же время всеми заявителями и участвующими учреждениями. Кандидаты на места жительства в некоторых программах подсекции будут участвовать в других матчах. Согласование с программой резидентства - очень сложный процесс, который длится почти год.

В наиболее благополучной ситуации оказываются врачи: 95% выпускников медицинских вузов утверждают, что работают тем, на кого учились. А вот бывшие студенты аграрных факультетов в основном устраиваются совершенно в другие сферы.

Связь работы с полученной специальностью (в процентах от численности работников соответствующих направлений подготовки)

Кто должен записаться в «Матч»?

Все ученики, ищущие место жительства, должны записаться в «Матч». Однако, если вам предлагается должность учреждения, не участвующего в матче, ваш декан студенческих дел может отозвать вас до крайнего срока для матча. Настало время начать изучение деталей матча, задач, которые вам нужно будет выполнить, и как максимально использовать эту веху в вашей карьере.

Поиск программ проживания Выбор программы проживания Применения к проживанию в резиденции Интервью Начало проживания. Ранжирование желаемых программ выше не будет отрицательно влиять на ваши шансы на сопоставление с менее конкурентоспособными программами ниже в вашем списке. Если вы оцениваете одну программу выше другой, она помещает вас в первую программу, если она может в соответствии с указанным вами приоритетом. Кроме того, в среднем, списки несопоставимых учеников были короче, чем сопоставленные списки учащихся. Решите, лучше ли быть неповторимым, чем соответствовать той программе, которую вы не хотите. В понедельник недели в матче вы узнаете, совпали ли вы и в какую программу.

Конечно, вы слышали о том, что в нашей стране наблюдается переизбыток экономистов и юристов, а «технарей» не хватает. Однако статистика показывает обратное: россияне с техническим образованием работают по профессии гораздо реже тех, кто учил право и экономику . В ближайшие 10-15 лет авторы исследования предсказывают рост дипломированных экономистов и юристов и спад количества представителей технических специальностей.

Если вы не сразу договорились, у вас все еще есть возможность соответствовать программе через Дополнительное предложение и Приёмную программу ®. Не все будут соответствовать позиции, и это неправда, что только «плохие» программы не заполняются. Программа не может заполняться, если ее ранжированный список не соответствует кандидатам, которые оценили его, или если он слишком короткий. Вероятно, будет несколько программ с незаполненными позициями, которые вы найдете желательными. В некоторых случаях это может означать принятие позиции по другой специальности, которую вы рассматривали как второй вариант или рассматривали как подготовку к матчу следующего года.

Почти каждый шестой «высокообразованный» работник занимает руководящую позицию . Обычно это сотрудники с медицинским, экономическим, управленческим или аграрным образованием . Более половины обладателей диплома (56%) работают как специалисты высшего уровня квалификации. Лидерами здесь опять оказываются медики : не зря им приходится учиться на несколько лет дольше, чем другим.

Офис декана готов помочь студентам, которые не соответствуют друг другу. Когда Трэвис Смит был студентом, он затенял врачей в медицинских клиниках в центральноафриканской стране Замбия. Он увидел необходимость, которая не могла быть удовлетворена. Люди выстраивались в очередь в течение нескольких дней, ожидая, чтобы их видели. Медсестры быстро записывали жизненно важные признаки и спрашивали о симптомах. Иногда были доступны антибиотики. В большинстве случаев медсестры могли только утешать семьи и призывать их пить чистую воду, находить чистые источники пищи и ждать.


В целом, количество выпускников вузов постоянно растет. С 2001 по 2014 гг. их доля увеличилась с 24% до 32%. Популярнее всего оказываются специальности экономистов и инженеров, а наименьшая доля работников являются выпускниками аграрных, искусствоведческих, математических и естественнонаучных факультетов.

Теперь Трэвис планирует изучать неотложную медицину. «Вы видите полный спектр людей, потому что каждый может пойти в отделение неотложной помощи, и к ним нужно относиться», - сказал он. «Как врач, вам нужно выяснить, в чем проблема и помочь им». Смит, 25 лет, является одним из 40 студентов четвертого курса в первом выпускном классе Университета Джорджии Риджентс-Университета Джорджии. Как и большинство его одноклассников, Смит подал заявку на специальность, которая проведет его через дополнительное обучение после медицинской школы.

Около 48 миллионов американцев живут в районах, где необходимы больше врачей первичной медико-санитарной помощи, таких как семейные врачи, терапевты и педиатры. Спрос будет расти, поскольку Закон о доступной помощи предоставляет помощь миллионам ранее незастрахованных пациентов.

Большинство дипломированных экономистов, учителей, врачей и специалистов в области гуманитарных наук - представительницы прекрасного пола. Мужчин можно чаще встретить среди инженеров, технологов, юристов и аграриев. Молодые специалисты в основном учились на экономистов, работники за 40 – на инженеров.


Тем временем население Грузии растет быстрее, чем снабжение врачей первичной медико-санитарной помощи. Без «немедленного государственного сотрудничества» в Грузии, перспективы еще хуже, и «у государства больше никогда не будет достаточного количества врачей», согласно докладу Центра исследований трудовых ресурсов Ассоциации. Без изменений «Грузия будет занимать последнее место в Соединенных Штатах у врачей на душу населения».

Несмотря на этот общенациональный спрос на врачей семейной медицины, Смит и студенты-медики по всей стране продолжают заниматься специальностями и предметами для своей карьеры. Снижается число студентов-медиков, изучающих обучение первичной медико-санитарной помощи, включая семейную медицину, общую педиатрию и общую внутреннюю медицину. Но в то же время потребность в таких врачах растет.

Итак, к сожалению, в нашей стране высшее образование используется не полностью: многие работают не по специальности, а некоторые состоят на должностях, для которых диплом просто не нужен. В наиболее благополучной ситуации оказываются медики: они почти всегда работают теми, на кого учились, и занимают руководящие должности. Меньше всего повезло аграриям: они уходят в другие сферы или вообще работают на позициях, не требующих высшего образования. Однако зачастую, если выпускник сельскохозяйственного факультета остается в профессии, впоследствии он становится руководителем.

Смит и его одноклассники говорят об этих тенденциях в классе. Но им явно не нравится понятие взвешивания одной категории врачей против другой. Они говорят, что специальности вносят свой вклад в решение проблем здоровья страны, а также карьеры в семейной медицине.

«Во многих отношениях экстренная медицина является профессией первичной помощи», - сказал Смит. «Так много людей приходят по причинам, по которым они очень легко могли пойти к своему врачу первичной медицинской помощи, но не могли попасть на прием или слишком долго ждали».

Когда Бри Берри была ребенком, и взрослые спросили ее, кем она хотела быть, когда она выросла, она сказала «педиатр». После летней стажировки в области педиатрии и ротации педиатрии она подтвердила то, что она уже знала. В начале этого года несколько академических журналов исследовали, как сегодняшние студенты-медики выбирают свои специальности, и какие факторы влияют на их решения. Некоторые говорят, что деньги, некоторые говорят, долг, а другие говорят, что это сводится к личности студентов.

К таким выводам пришли ученые из Высшей школы экономики. А мы от себя добавим: главное, чтобы работа вам приносила удовольствие, а соответствует она указанной в дипломе специальности или нет – не так уж и важно.

P.S.: Подробнее ознакомиться с исследованием НИУ ВШЭ «Где и кем работают высокообразованные россияне» вы можете, перейдя по

«Выбор специальности является сложным и важным для ученика, который имеет серьезные последствия для здравоохранения и здоровья сообщества», - написал в начале этого года профессор медицины Дэвида Мирвиса из Университета Теннесси. Многие решения «отражают потребности и ценности учащихся».

Эти потребности и ценности включают в себя образ жизни, интеллектуальное стимулирование и доход. Другие факторы, такие как часы работы, отношение сообщества и престиж, также участвуют в решении. «Деньги и образ жизни, который с ним связан, играют определенную роль в принятии решений людей», - сказал Берри, - «Студенты могут наслаждаться ролями в семейной практике так же, как кардиология, но если вы посмотрите на долгие часы не так велики возмещение, ученики легко склоняются к специальности».

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70-90 процентов.

Для Клэя Хартли место - самое главное. Он родился и вырос на юго-западе Грузии, он планирует там тренироваться и уже просил о ротации в этом районе. «Это одна из самых серьезных областей с точки зрения нехватки врачей первичной медико-санитарной помощи и врачей в целом», - сказал он. «Я чувствую чувство ответственности, чтобы вернуться и помочь».

24-летний Хартли все еще решает, что это означает с точки зрения специализации, но пока он находится в правильном месте, он будет счастлив. «Это то, что вы собираетесь делать утром и даже посреди ночи», - сказал он. «Если вы не счастливы, это не продлится».

В июле прошлого года сотрудники независимой общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» вместе с Департаментом экономики УрГЭУ-СИНХа опросили новоиспечённых выпускников екатеринбургских вузов. К этому времени на работу успели устроиться 60 процентов опрошенных. Из них лишь 18 процентов нашли себе профессию по специальности. Остальные отложили свои дипломы «до лучших времён» и пошли трудиться туда, где этот документ необязателен.

Если Хартли руководит своей карьерой в области первичной медико-санитарной помощи, он может иметь право на стимулирующие программы, направленные на привлечение большего числа врачей в сельские районы. Американская медицинская ассоциация предлагает некоторые финансовые стимулы, включая процентные ставки по кредитам, а также несколько программ помощи в обучении и прошения кредитов.

Пока некоторые специальности, такие как хирургия или экстренная медицина, помогают семьям в целом, Хартли считает, что их следует рассматривать как часть решения проблемы нехватки первичной помощи. «Эти поля могут не подпадать под определение учебника первичной помощи, но все они касаются ежегодных посещений, артериального давления и холестерина», - сказал он. «Для меня первичная забота должна быть о том, что нужно вашим повседневным людям, и им нужны все виды врачей и хирургов».

По результатам того же исследования оказалось, что найти себе заработок по специальности проще всего удаётся программистам, строителям, международникам, пиарщикам и энергетикам. А вот молодым педагогам, социологам, политологам, управленцам, филологам и психологам везёт в меньшей степени.

Вопросом, почему полученная в вузе специальность не определяет дальнейшего места работы, задаются уже не первый год. Изначальная причина — у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что отсутствует система профориентации.

Вы знаете, что такое резидент?

Кэролайн Крист преподает степень магистра в области медицинской и медицинской журналистики в Университете Джорджии. Резидент-врач является профессионалом, который после получения с большим трудом его медицинской степени решает выполнить специальность медицины, аспирантуру, стипендию и т.д.

Чтобы получать доступ к этой привилегии ежегодно, проводятся соревнования, и в соответствии с результатом меньшинство входит в систему медицинского обслуживания. Медицинская резиденция признана практически во всем мире и на протяжении нескольких десятилетий является лучшей системой медицинского обучения.

Например, в Китае, как только ребёнок идёт в школу, он начинает пробовать различные профессии: его ведут на завод и показывают, как работают станки и так далее. За всё время в школе ему демонстрируют около 50-ти различных профессий

Обычная ситуация для большинства российских школ: заканчивается учебный год, а ученики выпускных классов только начинают задумываться о том, кем же они хотят быть. Изучают сайты учебных заведений, смотрят на проходные баллы, сравнивают со своими, делают выводы. Нередко многие поступают учиться туда, куда идут их лучшие друзья, с которыми они большую часть жизни просидели за одной партой и никуда друг без друга. Или ещё вариант — выбирают специальность по совету родственников. Другими словами, выпускники школ определяют своё будущее неосознанно. С другой стороны, как тут можно что-то осознать, если им никто не объяснил, какие профессии существуют в мире (кроме 10-15, что на слуху у всех), и какие из них самые востребованные на рынке труда.

Эта система в основном состоит из учебной работы, которая получает низкую зарплату в лучших случаях. Есть врачи, которые очень много работают в течение нескольких лет, не ощущая ни единого копейки. Резиденция длится от трех до пяти лет, в зависимости от больницы, где она проводится, и медицинской специальности, в которой врач решил тренироваться.

В среднем они работают от 8 до 15 часов в день, плюс от 4 до 12 месячных стражей. Это означает, что, например, 8 раз в месяц эти врачи не возвращаются домой спать, чтобы оставаться на работе до конца дня следующего дня. Чтобы быть более практичным, профессионал входит в больницу в 7 часов утра одного дня и уходит в 5 часов дня дня, часто не касаясь матраца.

— Такого предмета как ориентация, нет ни в одном школьном расписании, а зря, — объясняет председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин. — Разве можно решить, кем ты хочешь стать, не зная, чем занимается представитель той или иной профессии? Поэтому, после окончания школы многие, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомлённостью о том, кем они станут в будущем, выбрав тот или иной факультет вуза. Я думаю, что отдельный обязательный предмет по профориентации и какое-нибудь специальное учебное пособие нашим старшеклассникам бы не помешали.

В соответствии с законом рабочего дня рабочий день не может превышать 8 часов в день или 48 часов в неделю. Это введение о резидентстве состоит в том, что именно они, врачи-резиденты, эти молодые работники, дешевая рабочая сила, которые сжимаются серьезным голосом, который говорит им продолжать работать, потому что это единственный способ стать великий доктор и другой голос, почти непознаваемый голос пациентов, которым нужен целый врач, бодрствующий, ясный, последовательный.

Любопытно думать, что именно врачи изучают физиологию сна и его связь с другими функциями организма, это те, кто с большей уверенностью знает последствия не спать. Мы все знаем, что если мы не спим или, скорее, не спим, мы выполняем все хуже и хуже, чем если бы мы отдыхали правильно.

Яркий пример непонимания сути профессии — журналистика. Ежегодно на факультеты журналистики один из самых больших конкурсов среди абитуриентов. Однако уже после первой производственной практики многие студенты журфаков разочаровываются в профессии. Что ж, это неизбежно, ведь они судили о профессии по гламурным журналам и таким же ток-шоу. А на деле, вместо богемных вечеринок пришлось ехать в командировку в какой-нибудь богом забытый посёлок и писать или снимать репортаж о проблемах местных жителей.

Чаще всего занятия по профориентации — это частная инициатива отдельных школ.

— Мы регулярно, раз в неделю, проводим с нашими учениками классные часы на тему профориентации, — рассказывает педагог по воспитательной работе екатеринбургской средней школы №36 Гульнара Галиева. — Обычно приглашаем представителей различных профессий, которых подыскиваем среди наших выпускников. Кроме того, иногда для ребят мы организуем экскурсии на различные городские предприятия. Также все наши ученики проходят профориентационные тесты.

По сути, эти тесты помогают определить, какая специальность лучше всего подходит ребёнку — техническая, гуманитарная или творческая. Некоторые даже берут на себя ответственность конкретно указать школьнику, куда ему нужно поступать. Нахожу в Интернете один из таких тестов, отвечаю на восемь вопросов, и компьютерная программа отправляет меня учиться на инженера-технолога. Думаю, не самый подходящий вариант для меня после трёх лет обучения в гуманитарном вузе.

— На самом деле есть авторитетные тесты по профориентации, которые успели зарекомендовать себя. Они подразделяются на возрастные категории, и ребёнку нужно проходить их ежегодно и уже из общего результата делать какие-то выводы, — объясняет Георгий Амусин. — Это полезная практика для школьников, учителя могут её использовать, но под чутким руководством психолога. А непроверенным источникам, например, из Интернета доверять нежелательно.

Общероссийский тренд многих лет: без высшего образования никуда. Руководствуясь этим убеждением, родители готовы запихнуть своего ребёнка в любой вуз, на любой факультет.

Вот и получается, что многие студенты, осознав всю трагедию неверного выбора на втором-третьем курсе учебного заведения, куда они поступили, начинают искать ту сферу деятельности, которая им по-настоящему интересна или просто будет приносить стабильный доход.

Редакция «НЭ» решила узнать у тех ребят, кто решил не искать работу по специальности, с чем связан их выбор?

Камилла ИЛЬЯСОВА, 23 года. Окончила Департамент экономики УрГЭУ-СИНХ:

— По образованию я экономист. Уже в конце первого курса поняла, что это не моё, но чтобы не расстраивать своих родителей, решила не бросать университет и доучиться. Во время учёбы устроилась на должность продавца-консультанта в один из магазинов модной одежды, который принадлежит крупной европейской сети. Мне сразу сказали, если буду хорошо работать, то будет возможность карьерного роста. Старалась. Через полтора года я прошла тренинг на должность визуального декоратора — это человек, который занимается оформлением магазина и витрины. Начала ездить по другим городам, помогать открывать магазины этого бренда. Спустя ещё полтора года меня назначили мерчендайзером — представителем торговой сети. Теперь я, можно сказать, одновременно живу в восьми городах: еженедельно летаю из одного в другой и смотрю, как идут дела в филиалах. Я не сижу на одном месте, мне не бывает скучно. Высшее образование мне, конечно, пригодилось (в мерчендайзеры без него не берут), а вот конкретно экономфак остался приятным воспоминанием о студенческой жизни.

Максим Максимов, 22 года. Не окончил факультет журналистики УрФУ:

— Я честно пытался учиться. Один раз был отчислен, потом снова восстанавливался, сдавал зачёты, но затем всё-таки признался себе, что это не моё и оставил учёбу окончательно. Когда я ещё поступал, то искал какую-нибудь творческую профессию, подумал, что журналистика — то, что надо. Но не так я себе всё представлял. Ещё во время учёбы я купил себе фотоаппарат, стал читать книги по фотографии, практиковаться на знакомых, устраивая им фотосессии. Вскоре понял, что хочу заниматься этим профессионально. Наработал себе клиентскую базу и открыл свою фотостудию. Теперь зарабатываю тем, что мне действительно по душе. Но высшее образование всё-таки получаю. Учусь дистанционно.

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи