Переселение из ветхого и аварийного жилья. Как осуществляется переселение из ветхого и аварийного жилья. Подробная инструкция по порядку переселения и правах переселяемых

Слишком старый дом угрожает безопасности проживающих в нем граждан. Шатающиеся балки, скрипучий пол, трещины в полу и стенах, неисправные коммуникации, отсутствие воды и слишком низкая энергоэффективность – все это делает здание непригодным для спокойного и комфортного проживания.

Собственники квартир, располагающихся в таком строении, имеют право на предоставление государством равноценных жилых помещений.

Происходит только после признания дома ветхим или аварийным. Этим занимается специальная комиссия, которая формируется из представителей различных ведомств местной администрацией.

Основным документом, регулирующим порядок расселения собственников из их квартир, находящихся в ветхом или аварийном доме, является Федеральный закон №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» 2007 года.

Жилищный Кодекс , а конкретно ст. 32, устанавливает определение ветхого жилья, порядок переселения и компенсации гражданам его стоимости. К тому же предусмотрено частичное возмещение убытков из-за сноса жилого помещения: предоставленная площадь может быть меньше утраченной, а разница компенсируется каким-либо другим способом.

В ст. 86 Жилищного кодекса РФ говорится о переселении граждан из ветхого жилья в благоустроенные квартиры аналогичной категории. Перед началом процесса и оформления всех должных документов собственник старого помещения должен дать свое согласие с решением муниципалитета.

Факт непригодности помещения для дальнейшего проживания устанавливается местной администрацией, а она в свою очередь для данной цели собирает специальную межведомственную комиссию, которая оценит текущее состояние жилья.

В ее состав обычно входят представители таких организаций:

Собственники такого жилья имеют право присутствовать на совещании и участвовать в вынесении решения.

Суть и цели данной программы

Некоторых может ввести в заблуждение разница в понятиях «ветхое» и «аварийное» жилье . Разница здесь в степени деформации несущих конструкций, высоком риске обрушения и опасности для находящихся в нем людей. Процент износа в деревянных домах для признания их как ветхими, так и аварийными, должен составлять не менее 65%, а для кирпичных, панельных и других жилых конструкций этот показатель повышается до 70%.

Признание дома не пригодным для проживания автоматически означает возможность переселения в новое жилье . В данную категорию включают и аварийные дома, и ветхие. Жильцы первых, естественно, встают на очередь раньше, за ними следом вторые. Отметка о непригодности для проживания проставляется специальной межведомственной комиссией после всесторонней оценки его состояния. Она же составляет трехлетний план расселения по району, городу или области, где можно проследить порядок, даты и участников программы.

Среди официальных оснований для сноса многоквартирного здания значатся следующие:

Замена разрушающихся жилых помещений

Расселяются только те дома, которые подлежат сносу, то есть аварийные, это первоочередные кандидаты.

Ветхий дом тоже могут определить под снос, но администрация сочтет это решение приемлемым, когда решит, что проводить его реконструкцию нецелесообразно. В общем, если дешевле разрушить, чем отремонтировать. Получается, что аварийные дома гарантированно снесут в ближайшее время, а вот ветхие – не обязательно.

Переселение происходит в несколько этапов:

Итак, общие условия замены жилья таковы:

  • получение равнозначного объекта недвижимости;
  • тот же район проживания;
  • дается возможность выбрать из 3 вариантов;
  • наличие всех необходимых удобств и коммуникаций;
  • соответствие жилья санитарным требованиям.

Собственники вправе, подав соответствующее заявление, отказаться от компенсации выселения натуральным способом. То есть вместо новой квартиры они могут попросить денежную компенсацию, эквивалентную новому жилью.

После постановки жилья в очередь на расселение собственники не имеют права продавать свои жилые помещения. Любая сделка с ветхим или аварийным жильем считается незаконной.

Условия для участия

Новое жилье взамен непригодного могут получить только собственники.

И тот факт, оно или нет, не играет роли. Получается, что наниматели по тоже могут рассчитывать на полноценную замену. А простые квартиранты, которые платят аренду хозяину и живут в этой квартире, сюда никоим образом не относятся.

Для вступления в программу по расселению из ветхого жилья необходимо получить такие документы:

С этими бумагами можно идти в администрацию и требовать постановки здания вместе с жильцами в очередь на расселение.

Порядок оформления

Перечень действий зависит от выбранного жильцами варианта компенсации и их статуса собственника.

Если при расселении из ветхого жилья гражданин отказался от предоставления натурального эквивалента , а предпочел деньги, то порядок действий будет следующим:

  1. Подача заявления о получении денежной компенсации за жилье. К нему необходимо приложить все документы о праве собственности и договоры.
  2. Ожидание решения комиссии, обычно в течение 5 рабочих дней.
  3. Заключение соглашения с муниципалитетом о передаче имущества под снос.
  4. Выселение из квартиры, которое фиксируется соответствующим актом.
  5. Предоставление администрации собственного расчета, включающего расходы по переезду и арендной плате в промежуточный период.
  6. Получение денежной суммы за квартиру на указанный в заявлений банковский счет.

Далее всеми средствами бывший собственник может распоряжаться по своему усмотрению. Однако некоторые обязательства, взятые им ранее, должны быть выполнены. Например, выделение доли ребенку . Тогда придется самостоятельно купить равноценное жилье и прописать там своих детей.

Если основным документом права собственности является договор соцнайма , и по факту квартирой владеет государство, действовать следует в таком порядке:

Пакет необходимых документов :

  • заявление об участии в программе «Ветхое жилье» с указанием текущего адреса проживания, данных о себе и членах своей семьи;
  • паспорт заявителя;
  • справка о лицах, прописанных на территории объекта расселения;
  • справка о составе семьи;
  • бумаги, подтверждающие права собственника на квартиру ( , социального найма, и т.д.);
  • свидетельство о собственности;
  • письменное согласие супруга, органов опеки, кредиторов;
  • программа реабилитации (для инвалидов, которым необходимы особые условия проживания).

Сроки действия

Федеральная программа «Ветхое жилье» начала действовать в 2002 году.

Сейчас ее действие было продлено с 2014 по сентябрь 2017 года. Но чиновники уверены, что расселение продолжится и дальше. Пятнадцатилетняя реализация данной программы хоть и охватила большинство регионов страны, но все равно не все объекты были снесены или реконструированы. Необходимо добраться до каждого ветхого и аварийного дома, чтобы не подвергать граждан опасности.

Поправки к ФЗ №185 много раз продлевали действие программы в целом по стране, но сейчас, после 31 сентября 2017 года, сроки будут увеличивать только для конкретного региона. По Московской и Калининградской области продление ожидается до 2019 года, в Сочи «Ветхое жилье» будет действовать еще год, до конца 2018. Для Иркутской области было решено продолжить расселение вплоть до 2020 года.

Для более точного информирования периодически стоит заглядывать на сетевые ресурсы местной администрации , так как периодически некоторые детали программы меняются.

В 2019 году заработала новая программа по ликвидации аварийного жилья в регионах. При этом для каждого субъекта РФ принять свой нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

О правилах переселения граждан из жилой недвижимости, которая подлежит сносу в связи с ее аварийностью или износом, смотрите в следующем видеосюжете:

Программа расселения ветхого и аварийного жилья была принята правительством в 2002 г . и продлена до 2017 г . Она является вынужденной мерой улучшения жилищных условий граждан и финансируется из федерального бюджета .

Региональные органы самоуправления самостоятельно распределяют очередь на получение нового жилья . Расселение может отличаться и иметь свои субъективные особенности . Основное – метражность квартиры и сроки .

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе , оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» .

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

ФЗ —185

Для создания нормальных и безопасных условий проживания людей , был разработан ФЗ №185, который обеспечивает материальную поддержку по запросам субъектов РФ , за счет жилищного фонда (ЖФ ).

Цели ЖФ указаны в ст . 4 ФЗ —185 :

  • рассмотрение обращений муниципалитета на ремонт жилых домов ;
  • рассмотрение предоставленных документов ;
  • принятие решения на финансовую помощь ;
  • мониторинг региональных программ по предоставлению жилья , в том числе расселение из аварийных или ветхих помещений ().

Закон регулирует не только капитальный ремонт или снос зданий , но и строительство новых площадей . Все кредитные обязательства субъектов РФ , фонд берет на себя .

Необязательно предоставлять региону полную выплату , можно выдать кредит с помощью банков .

Признание дома аварийным

Признание аварийности или годности к эксплуатации дома регламентировано постановлением Правительства от 28 .02 .2006 г . № 47 . Относится к домам , принадлежащим Жилищному фонду РФ .

Частные строения признаются годными /негодными к проживанию на усмотрение региональных властей . С обязательным заключением жилищной комиссии и уведомлением о решении собственника .

Дом признается аварийным :

Нарушение зонированности. Дом должен располагаться на пригодной для проживания территории. Если местные власти решили построить в жилой зоне, строение не отвечающие требованиям, это повод оспорить их решение или расселить дом.
Несущие, ограждающие конструкции, фундамент. Износ – 65% для деревянных и 70%. Наличие деформаций и трещин.
Отсутствие обеспечения помещений инженерными системами. Электричество, теплоснабжение, газ, канализация. Исключение одно или двухэтажные здания. В них может не быть канализации и водопровода.
Нарушение кратности воздухообмена. Указанного нормами (СНиП 2.08.01-89, СНиП 31.01.2003, СНиП 2.09.04-87)
Нарушение норм теплоизоляции и влажности. В зимний период влажность 60%, температура не менее 18 градусов.
Превышение норм шумоизоляции. В дневное время 55 Дб, в ночное 45 Дб.
Нарушение норм вибрации. Установленные санитарными нормами.
Нарушение электромагнитного излучения. Установленного нормами СанПин 2.1.2.2645-10
Изменение окружающей среды. Невозможность эксплуатировать помещение из-за радиационного фона, шума, вибраций, норм СЭС.
Дом находится в опасной зоне. Подверженной: оползню, селю, сходу лавины, затоплению.
Дом находится в зоне ВЕРОЯТНЫХ разрушений. Если невозможно предотвратить аварийность с помощью технологических решений.

Список домов на расселение

Узнать находится дом в списке на расселение или нет можно на сайте администрации субъекта РФ . Информация доступна и находится в открытом доступе .

При расселении квартир «хрущевок » в пятиэтажных домах не учитывается отсутствие лифта и мусоропровода .

Жилищная комиссия


Признанием помещения аварийным занимается жилищная комиссия по заявлению собственников или уполномоченных органов .

Работа комиссии заключается :

  • технический осмотр здания ;
  • проверка пожарных нормативов ;
  • установка требований СЭС ;
  • проверка расположения дома, с точки зрения нарушения зонирования .

Требуемые документы :

  • заявление ;
  • акты органов надзора ;
  • заключения проектно —изыскательной организации .

Участники комиссии :

  • эксперты СЭС ;
  • пожарные ;
  • инженеры ;
  • проектировщики .

Назначаются исходя из требований собственников или видимых повреждений .

Владелец помещения уведомляется о заключении комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента его вынесения .

Понятие ветхости жилья


Государственные программы по расселению жилья и судебные инстанции используют в своих указаниях понятие «ветхости домов », но на законодательном уровне оно не раскрывается .

В отличие от аварийного дома в ветхом помещении можно проживать . Оно не представляет угрозу жизни и здоровью человека , но требует ремонта .

Даже при износе несущих конструкций до норм аварийности , но без деформации и трещин , дом признается пригодным для жилья .

Жильцов могут поставить в списки на расселение , но произойдет оно , ТОЛЬКО после смены статуса ветхого на аварийный .

В спорных ситуациях при признании дома ветхим или аварийным , жильцы могут обратиться в БТИ , которая произведет свою оценку .

Кто может рассчитывать

Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Из-за аварийности здания.
Лица, требующие незамедлительного расселения. В связи с угрозой обрушения конструкций.
Жильцы, зарегистрированные в доме не подлежащим ремонту. Сгоревшие, затопленные, разрушенные строения.
Отчуждение земли и снос здания. При строительстве новых объектов, власти приняли решение расселить дом, а землю использовать для городских нужд. В этом случае ветхие дома также подлежат расселению вне очереди.
Строительство крупных социальных объектов. Здания аэропортов, вокзалов, заводов - нарушающих нормы шума, вибрации, выброса вредных веществ.

Не подлежат расселению

Порядок действий

Система расселения ветхих и аварийных домов подлежит определенной последовательности . Собственник или жильцы должны написать заявление о проведении экспертизы по выявлению нарушений и целостности конструкции .

Рассмотрение обращения и вынесения решения определяется в течение тридцати дней . Если дом признается аварийным и требующим расселения , собственник будет уведомлен в течение одного дня .

При несогласии жильцов или собственника с решением комиссии , дело отправляется в суд с привлечением независимых экспертов .

В случае признания аварийности , собственник обязан расселить жильцов в кратчайшие сроки .

Условия

Расселяемые должны получить равнозначные условия в том же районе или с их согласия в другом. Но с возможностью получения большего метража.
Расчет площади жилища в среднем составляет 18 кв/м, но в ряде субъектов может отличаться. Например, в воронежской области – 13 кв/м.
При расселении ветхих и аварийных домов жильцам обязаны выдать новые квартиры. Расселять в коммуналки нельзя.
Владелец может получить денежную компенсацию. Если жилье не единственное пригодное место жительства.
Все расходы по расселению несет собственник дома. Обычно это муниципальные органы.
Фиктивная сделка. Владельцы квартир не имеют права продавать их после признания дома аварийным.
Договор мены. Жилец и собственник заключают такой договор. После подписания, жилец обязан переехать в течение 1 месяца.

расселения зависят от региональной программы и установлены местными органами самоуправления . На практике аварийное жилье , если оно не угрожает жизни и здоровью людей , расселяется в течение года .

После признания дома аварийным , собственник обязан устранить причины или расселить дом . Жильцы должны быть уведомлены за 6 месяцев .

При полном разрушении здания или невозможности его эксплуатации , жильцов экстренно расселяют во временные квартиры . Затем в течение 3 —6 месяцев обеспечивают новым жильем .

Нехватка денег приводит к невыполнению обязательств со стороны властей . Затягивание сроков приводит к судебному разбирательству или обращению жильцов в прокуратуру .

Обращение в суд

В суд может обратиться физическое , юридическое лицо или муниципальное образование , если их права и интересы причина , которую необходимо исправить или необоснованность иска .

Основания


Основаниями для обращения в суд могут являться :

  • действие /бездействие собственника ;
  • несогласие жильцов с решением жилищной комиссии ;
  • затягивание сроков расселения ;
  • нарушение метражности или территориальности выдаваемого помещения ;
  • несогласие с оценочной стоимостью жилья ;
  • отказ от расселения аварийного дома ;
  • отказ жильца выселяться ;
  • иные спорные ситуации .

Документы

Документы , предъявляемые суду при спорных случаях :

  • копии иска всем участникам ;
  • документы , подтверждающие собственность помещения ;
  • факты /свидетельства , подтверждающие нарушение прав ;
  • заключение и акты жилищной комиссии о признании дома аварийным ;
  • заключения независимых экспертов ;
  • иные документы, требуемые суду .


Принудительное расселение

Решение суда направляется приставам . В соответствии со , возбуждается исполнительное производство .

Жильцу , отказывающемуся на добровольное расселение по причине аварийности дома , устанавливается срок – 10 дней .

В случае неисполнения , квартирант выселяется в принудительном порядке . Составляется опись имущества в присутствии понятых и сотрудников полиции . Все участники подписывают акт выселения .

Последнее обновление Апрель 2018

Принятая в 2002 году программа «Жилье» до сих пор продолжает действовать, поскольку за 15 лет аварийное жилье в РФ так и не было ликвидировано. Однако 31 сентября 2017 действие программы заканчивается. Так ли это на самом деле, кто может получить новое жилье взамен старого, какие условия предлагает программа расселения ветхого и аварийного жилья – читайте в этой статье.

В чем отличия ветхого от аварийного жилья

Из какого именно жилья расселяют: ветхого или аварийного

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья предусматривает возможность предоставления нового, если старое было признано непригодным для проживания. В свою очередь непригодным может быть как аварийное, так и ветхое жилье. Переселение граждан из аварийного жилья, конечно же, происходит в первую очередь, а из ветхого – вслед за ними.
Чтобы его признали таковым, необходимо чтобы межведомственная комиссия произвела оценку жилья. Порядок расселения отображается в трехлетнем плане, который составляется этой же комиссией.

Основания для признания дома непригодным для проживания

Жилые помещения
Износ Каменные, кирпичные, полносборные дома – свыше 70%, деревянные дома – свыше 65%
Изменение параметров микроклимата жилого помещения Процент содержания опасных для человека химических и биологических веществ, качество атмосферного воздуха, уровень радиационного фона, вибрации, электромагнитных полей не соответсвует санэпид требованиям.
Деформация несущих конструкций Повреждение фундамента, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения деревянных конструкций
Расположение на территориях, где превышены санэпид показатели Производственные, инженерные, санитарно-защитные зоны, зоны транспортной инфраструктуры, а также те, где превышен допустимый порог шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучения, концентрации химических и биологических веществ в воздухе и почве
Расположение на территориях, где высоки риски природных катаклизмов Зоны сходов оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также там, где ежегодно происходит затопление паводковыми водами
Расположение в зоне вероятных разрушений из-за техногенных катастроф Имеются ввиду те территории, на которых уже произошла техногенная катастрофа, а также те дома, которым вероятнее всего грозит разрушение
Близкое прилегание к воздушной линии электропередач Если на высоте 1,8 м от земли создается напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.
Форс-мажоры и неблагоприятные геологические явления Взрывы, аварии, пожары, землетрясения, неравномерная просадка грунта,
Комнаты
Выход окон на магистрали Если уровень шума превышает допустимую норму
Квартиры
Близкое расположение устройства для промывки и очистки мусоропровода Расположение над квартирой или смежно с ней

Обратите внимание, что снос пятиэтажек на том лишь основании, что в них нет лифта или мусоропровода, законом не предусмотрен.

Какое жилье является непригодным для проживания инвалида

Детально о том, в каких условиях должен проживать инвалид, рассказано в Постановлении Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

Если комиссия решит, что его квартира, подъезд не соответствуют установленным нормам, должно быть принято решение о реконструкции или капитальном ремонте здания/помещения. Если проводить их нецелесообразно – инвалиду должно быть предоставлено другое жилье.

Какой орган компетентен признавать жилье непригодным

Программа сноса ветхого и аварийного жилья реализуется на местах, контролируется региональной властью и спонсируется из федеральных бюджетов. Поэтому органом, который признает жилье непригодным для жизни, является местный орган исполнительной власти. Он в свою очередь формирует межведомственную комиссию, которая проводит оценку состояния жилья. Только после этой оценки – орган местной власти принимает обоснованное решение.

Что такое межведомственная комиссия

Это специальная комиссия, которая создается местным органом власти (обычно это администрации), в состав которой входят ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

  • этого органа;
  • санэпидем станции;
  • пожарной службы;
  • органов, осуществляющих региональный жилищный надзор;
  • органов, осуществляющих надзор за соблюдением экологической безопасности;
  • органов, осуществляющих надзор за соблюдением промышленной безопасности;
  • органов по защите прав потребителей;
  • аттестованные эксперты, которые имеют право выносить подобные экспертные заключения;
  • органов, занимающихся регистрацией и инвентаризацией недвижимости.

Также всегда привлекаются собственники квартиры. Им предоставляется право совещательного голоса. А если жилье находится в федеральной собственности, то в комиссию включается представитель федерального органа исполнительной власти.

Процедура признания помещения непригодным для проживания

1. Инициатива
Кто может инициировать? Как это сделать? Какие документы предоставить? Способ подачи документов Срок рассмот­рения
  • собственники (граждане);
  • собственники (федеральные органы)
  • наниматели (по договору соцнайма);
  • органы госнадзора;
Обратиться в местную администрацию (жилищный отдел)
  • заявление (органам госнадзора – заключение);
  • копии правоустанавливающих документов;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома;
  • план помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания
30 дней с момента подачи документов
2. Проведение оценки
Как происходит? Какое решение принимается в результате оценки? Последствия
Всесторонне изучаются предоставленные документы, экспертные заключения, комиссией проводится обследование жилья, составляется заключение и акт обследования, после чего администрация принимает решение.
  • Договор аренды/найма расторгаются в суде
  • Договор расторгается в обязательном порядке без привлечения суда
3. Извещение о проведении оценки
Информирование администрации Информирование заявителя Информирование органа госконтроля
После того, как администрация получила заключение от комиссии, решение по оценке должно быть вынесено в течение 30 дней В течение 5 дней с момента вынесения решения оно вместе с заключением направляется заявителю (если есть опасность для жизни и здоровья жителей – в течение 1 дня) Только если дом подлежит сносу и реконструкции – в течение 5 дней (решение + заключение)
4. Оспаривание решения
В судебном порядке

* Если заявление подается онлайн, то заявитель должен заверить документ простой электронной подписью, а прилагаемые к нему электронные документы должны содержать усиленную квалифицированную электронную подпись должностных лиц органов (организаций), выдавших эти документы.

** Обратите внимание, что расселяются только те дома, которые признаны аварийными и подлежат сносу. Сносу может подлежать и ветхий дом, однако только в том случае, если администрация решит, что его ремонт, реконструкция нецелесообразно. То есть все аварийные дома – подлежат сносу и расселению, в то время как ветхие – далеко не всегда.

Этапы переселения граждан

После того, как жилье было признано непригодным или дом – аварийным, начинается процедура переселения.

Этап 1. Дом вносится в реестр непригодного жилья, определяются сроки переселения. Граничный срок – 1 год с момента вынесения решения, при этом расселение домов под снос проводится в «срочном» порядке. Однако на практике «простаивание» в очереди составляет несколько лет. Списки на расселение можно узнать в администрации города – при личном посещении или на ее сайте.

Этап 2. Подбор жилья. На этом этапы должны быть соблюдены правила расселения при сносе дома:

  • площадь должна быть равнозначной (а если граждане стояли в очереди на улучшение жилищных условий – то больше, из расчета 18 кв м на 1 человека);

    Обратите внимание! В предоставляемом жилье должны быть: плита, сантехника, отопление, электроснабжение, водопровод, канализация. Но в то же время – если же в старом доме, где Вы проживаете, всего этого нет – это не является основанием для признания его непригодным для жилья.

  • в качестве нового жилья не могут предоставляться коммуналки;
  • тем, кто жил в коммуналке, предоставляется отдельная квартира;
  • квартира должна предоставляться в том же районе, что и предыдущее жилье (но если такого варианта нет, а собственник/наниматель согласен на другой район – этот вариант также допустим);

Этап 3. Заключение договора между собственником/нанимателем квартиры и владельцем дома.

Этап 4. Переезд. Осуществляется в месячный срок с даты заключения договора. Затраты на транспорт во время переезда берут на себя местные власти, однако только один раз. Если потребуется дополнительная единица транспорта или еще один заезд – придется оплачивать из личных средств.

Условия

Об общих условиях расселения, касающихся каждого жильца, было рассказано выше. Это:

  • равнозначность замены;
  • 3 варианта объектов на выбор;
  • месторасположение – в том же районе;
  • обустроенность необходимыми коммуникациями;
  • соответствие санэпид и гигиеническим требованиям.

Теперь поговорим подробнее о том, как отличаются условия расселения в зависимости от того – находилось ли старое жилье в частной собственности или было предоставлено по договору соцнайма.

Для собственников

  1. Они имеют право претендовать на денежное возмещение стоимости новой квартиры, если не желают получить ее в натуре. Для этого необходимо написать соответствующее заявление и направить его в администрацию.
  2. Расселение собственников из аварийного жилья подразумевает их отказ от продажи недвижимости после вынесения решения администрацией и до момента переселения. Но даже если удастся продать или обменять квартиру, то такая сделка будет незаконной.

Для нанимателей

  1. С ними расторгается договор соцнайма любым законным способом, а если есть споры – через суд. Инициатором расторжения может выступить любая сторона. Новое жилье предоставляется на таких же условиях, то есть заключается новый договор.
  2. Площадь нового жилья определяется в соответствии с числом прописанных лиц

Некоторые недобросовестные наниматели пытаются этим злоупотреблять, прописывая к себе «лишних» людей, рассчитывая, что им достанется более просторная квартира. Если орган исполнительной власти увидит в таких действиях намеренное ухудшение жилищных условий, можно и вовсе лишиться права на предоставление нового жилья.

Кто может получить новое жилье по программе

Претендовать на новое жилье могут только те, у кого было собственное жилье, или те, кто снимал его по договору соцнайма у муниципалитета. Тем же, кто к примеру, просто арендовал у собственника жилье (квартиранты), права на выделение жилищного объекта не предоставляется.

Сроки

Переселение из ветхого и аварийного жилья в 2017 году закончится 31 сентября. Это конечная дата реализации государственной программы, которая была принята ФЗ 185. Ее срок действия уже неоднократно продлевался из-за невыполнения намеченных целей к указанной дате окончания. На этот раз федеральная программа расселения будет продлеваться только на уровне каждого конкретного региона.

Сроки могут корректироваться и в будущем – по мере выполнения плана. Так, в Москве изначально программа была продлена до 2020 г, а потом сокращена на 1 год. Поэтому чтобы узнать актуальную информацию, обращайтесь в местные органы власти или на их официальные интернет-порталы.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

71 комментарий

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Снос ветхого жилья – это сложная процедура, которая включает в себя несколько этапов. Одним из которых является предоставление альтернативного жилья. Из-за большого количества нюансов и обращений в суд, для каждого гражданина, коснувшегося этого, процедура оборачивается большим количеством вопросов.

Действие программы

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обжалование нюансов получения жилья взамен ветхого – это стандартная практика в РФ. Но далеко не каждый вопрос можно обжаловать в судебном порядке.

В некоторых случаях жильцы путают переселение при использовании программы сноса ветхого жилья и действие программы переселения в целях улучшения жилищных условиях. Эти действия отличаются, регулируются различными законодательными актами.

Права жильцов

ЖК РФ устанавливает, что владелец квартиры в доме, который признан и попадает под снос по любой причине, закрепленной законодательством, имеет полное право на получение нового места жительства.

При этом он наделяется и иными правами:

  • посетить будущую квартиру или комнату до момента заселения, что потребуется для получения наглядной информации о состоянии нового жилья;
  • устанавливать выкупную цену для квартиры, в пределах которой будет подобрано альтернативное жилье, при этом необходимо учитывать, что указанная сумма должна находиться в адекватных рамках и быть обоснованной, если она очень высока;
  • выбрать жилье в соответствии с , действует только в том случае, если гражданин проживал на территории на основании договора аренды муниципальной собственности.

Закон

Если в 2019 году необходимо признать жилье ветхим и определить его порядок сноса, то обращаются к законодательным актам Жилищного кодекса РФ.

Признаются дома ветхими в соответствии с пунктом 7 соответствующего положения. Износ строения более 70% должен повлечь за собой действия: снос или полную реконструкцию.

Снос ветхого жилья

Под ветхим жильем подразумевается жилплощадь, которая не пригодна для проживания, что указано в ПП РФ от 28.01.2006 года. Последствия физического износа не позволяют продолжать эксплуатировать здания далее. Ветхим дом признается, если его износ превышает 70%.

При износе в 80% и более дом переходит в .

Условия

Снос жилья возможен только после того, как будет подтверждено аварийное состояние объекта. Для этого соответствующее решение должны вынести представители районной администрации. Также признать жилье аварийным могут независимые компании, если в них обратятся жильцы.

Основания для признания дома аварийным:

  • конструкция была деформирована, что повлекло за собой образование трещин;
  • нет воды, газа или электричества в течение одного месяца без веских причин;
  • наличие неприятного канализационного запаха после предпринятых попыток ремонта вентиляции;
  • чрезвычайная влажность, что влечет за собой возникновение грибка;
  • здание располагается в подвале;
  • отсутствуют окна либо количество получаемого света не соответствует нормам;
  • наличие токсинов с превышающей дозой.

Очередность

Порядок сноса ветхого жилья в соответствии со :

  • Когда жилой дом был признан аварийным и непригодным для проживания, то каждый из жителей дома уведомляется соответствующим государственным органом. Минимальный срок уведомления – 1 месяц.
  • Если же на полученные уведомления жильцы не отреагировали в форму жалобы или прошения, то предпринимаются меры для отчуждения территории дома.
  • На этапе принятия решения по сносу жилого дома администрация должна позаботиться о поиске и подготовке нового жилья для граждан. При этом новые условия жилья не должны быть хуже предыдущих.
  • Здание может начать разбираться еще до момента определения каждого из жителей в свою новую квартиру. Для таких граждан предоставляются площади для временного проживания, например, отели или гостиницы, которые оплачиваются государством.
  • Завершение проекта документами.

Если же после возникнут какие-либо проблемы или вопросы, то каждый из граждан сможет обратиться в администрацию с соответствующим заявлением. Если же на переданную жалобу не поступит ответ либо он не удовлетворит человека, то он сможет обратиться в суд.

Формирование списков

Формирование списков домов на снос происходит примерно за два года до начала самой операции разбора здания.

Это требуется для соответствия имеющимся законодательным нормам:

  • необходимо время для создания жилых площадей на замену снесенных квартир;
  • время дает возможность для самих владельцев недвижимости определить, какую сумму затребовать у государства в качестве «продажной» для сносимой квартиры.

Актуальный план мероприятий по сносу аварийных и ветхих домов должен располагаться на сайте мэрии. Самым частым путем расположения плана является «Жилищные вопросы» > «Планы по расселению домов».

Состав плана будет зависеть от состояния дома. Несмотря на установленный минимальный срок сноса жилья после составления плана (2 года), этот срок может быть нарушен при наличии следующих оснований:

  • степень изношенности превысила 80%;
  • дом перешел в состояние аварийного, что подразумевает под собой потенциальный вред для жителей и угрозу жизни.

Кто ответственный?

Снос здания осуществляется после получения соглашения со стороны местных органов самоуправления. Снос здания – ответственность владельца всего здания, а не его отдельной квартиры. Снос дома производится в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ.

Какая выделяется недвижимость взамен?

Процесс получения жилья взамен снесенного подробно описан в . В соответствии с законодательным актом граждане получают альтернативное жилье в том же районе, где располагалось снесенная недвижимость. Помещения должны быть минимум равноценные старым.

Большинство граждан предпочитают переселение, хотя государство позволяет продать площадь муниципалитету. Но второй вариант намного невыгоднее, так как гражданин получит средства, при этом однозначно в меньшем размере, чем составляет стоимость нового жилья.

Подписание договора – это финальная стадия, которая говорит о том, что гражданин становится полноправным владельцем новой недвижимости.

Возможна ли компенсация?

Каждый собственник имеет право продать свою площадь в ветхом доме, за что он получит денежные средства от государства. Но государственные органы не могут заставить принять определенное решение, собственник вправе сам решать, хочет ли он получить деньги или новое жилье.

Компенсация производится безналичным переводом. Если же гражданин не имеет альтернативного места для проживания, то он будет обязана потратить полученные деньги только на приобретение новой жилой площади. В противном случае траты могут совершаться на любые иные цели, если на то дала добро районная администрация.

Сроки

План разбора здания составляет примерно за 2 года до начала самих работ по реализации проекта. Такой график выбирается по причине необходимости урегулирования иных вопросов, главным из которых является предоставление аналогичного жилья для собственников.

Граждане вправе подать жалобу на снос жилья в течение трех месяцев после получения соответствующего уведомления от муниципалитета. В течение одного года муниципалитет проводит сбор информации о доме, который будет сноситься, а также ищет альтернативные места для проживания.

Судебная практика

Из-за отличия программ по предоставлению жилья по причине сноса и по причине улучшения условий жизни, гражданин получит жилье схожее по комфорту и различным параметрам с предыдущим. В то время как программа улучшения жилищных условий подразумевает выдачу квартиры, которая лучше предыдущей.



Похожие статьи