Планы по обществознанию (С8). Подготовка к ЕГЭ по обществознанию онлайн. План подготовки к егэ по обществознанию

Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .

Этапы подготовки

  1. Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
  2. Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
  3. Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
  4. Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
  5. Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
  6. При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.

Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.

Редакция "сайт"

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Организм как природная основа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);

б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);

в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;

б) интересы;

в) волевые качества;

г) самосознание;

д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;

б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

Ответ: None

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.

2. Исторические виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) теологическое (религиозное);

в) философское. 

3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:

а) преобладание произвольных связей;

б) фрагментарность взглядов на мир;

в) отсутствие целостности.

4. Основные черты научного мировоззрения:

а) логическая стройность;

б) систематичность;

в) универсальность;

г) критичность;

д) обоснованность.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.

3) Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?

4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:

а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б) безработица;

в) массовые миграции;

г) проблемы ассимиляции приезжих.

5) Пути преодоления социально-демографических проблем:

а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека - одна из глобальных проблем человечества:

а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры;

б) материальное потребительство;

в) массовая культура и антикультура;

г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;

д) информация и человек.

2) Пути преодоления проблемы:

а) свободный доступ человека к культурным ценностям;

б) возможность получения образования и его совершенствования;

в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.

3) Постиндустриальное общество и духовное

развитие человека.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и интеграция;

б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;

в) современные коммуникации (Интернет и др.).

2) Противоречивые последствия глобализации:

а) стандарты глобализации в экономике, культуре;

б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.

3) Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:

а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):

а) имитация (дети копируют поведение взрослых);

б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

4. Агенты (институты) социализации:

а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);

б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.

5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и «золотое правило» нравственности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.

2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:

в) принципы и нормы морали.

3) Существует ли прогресс морали?

а) нравственный долг и проблема выбора;

б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1.Система как совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.

2.Общество как совокупность людей, связанных совместной деятельностью по достижению общих для них целей.

3.Элементы общества как системы:

а) сферы жизни общества;

б) социальные институты общества.

4.Характеристики общества как системы:

а) многообразные иерархически выстроенные отношения, составляющие структуру общества;

б) целостность общества как системы (ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов);

в) открытость общества как системы (состояние непрерывного обмена с окружающей его природной средой);

г) динамичность общества (изменения в различных сферах жизни, их противоречивый характер).

5.Степень удовлетворения потребностей людей - доказательство эффективности функционирования общества как системы.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?

2) Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталось стран «третьего мира») и их взаимосвязь.

3) Проявления и последствия глобальных проблем современности:

а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;

б) рост народонаселения мира за счет развивающихся стран;

в) потребительское отношение к природе.

4) Пути решения глобальных проблем:

а) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) регулирование рождаемости в экономически отсталых странах;

г) международное сотрудничество в решении глобальных пробем современности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Свобода в деятельности человека:

а) свобода личности - важнейшая ценность цивилизации;

б) «свобода есть осознанная необходимость»;

2) Ответственность - важнейший регулятор деятельности человека:

а) сознательное следование установленным нормам;

б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;

в) принципы и убеждения.

3) Свобода и ответственность в свободном обществе.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Цель и смысл жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Полнота от­ра­же­ния основного со­дер­жа­ния в плане;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа. Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) Поиск смыс­ла жизни - от­ли­чи­тель­ное свойство человека.

2) Подходы к про­бле­ме смысла че­ло­ве­че­ской жизни в ми­ро­вой философии:

а) античная философия;

б) философия Возрождения;

в) классическая не­мец­кая философия;

г) русская фи­ло­со­фия (С. Франк, Н. Тру­бец­кой и др.).

3) Роль ми­ро­воз­зре­ния в де­я­тель­но­сти человека, в по­ис­ке им целей и смыс­ла жизни:

а) житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жиз­нен­ный опыт;

б) религиозное ми­ро­воз­зре­ние и пред­на­зна­че­ние человека;

в) научное мировоззрение: по­ни­ма­ние человеком мира и тен­ден­ций его развития, а также сво­е­го места в этом мире.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как духовное существо». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Полнота отражения основного содержания в плане;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.

2) Мораль, ценности, идеалы человека:

а) «золотое правило» нравственности;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3) Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современная наука и ответственность ученых». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.

2)Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологический потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда

г) возможность изучения микро- и макромиров.

3)Основные направления научно-технического прогресса:

а) исследование космического пространства;

б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);

в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;

г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.

4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2) Цели познания:

а) постижение истины;

б) практическая польза.

3) Структура процесса познания:

б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).

4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

5) Знание как результат познания.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Кор­рект­ность формулировок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Со­от­вет­ствие структуры пред­ло­жен­но­го ответа плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы

1.Понятие от­кры­той системы как системы, ко­то­рая связана с внеш­ним миром («обменивается с ним ве­ще­ством и энергией»).

2.Общество как от­кры­тая система в кон­тек­сте социологических ис­сле­до­ва­ний характеризуется:

б)высокой мо­биль­но­стью (члены об­ще­ства могут ме­нять свой ста­тус относительно легко);

в)способностью к инновациям;

3.Открытость общества: вли­я­ние природы на общество:

а)природные усло­вия оказывают зна­чи­тель­ное воздействие на об­ще­ствен­ное разделение труда;

б)природные фак­то­ры играют важ­ную роль в жизни людей (географический детерминизм);

в)природа об­ра­зу­ет естественную среду оби­та­ния человека.

4.Состояние не­пре­рыв­но­го обмена с окру­жа­ю­щей природной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские проблемы современности:

а)парниковый эффект;

б)кислотные дожди;

г)загрязнение атмосферы;

д)загрязнения почвы;

Возможны дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природы на человека и общество». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Общество и природа – органические части материального мира.

2. Человек - элемент биосферы.

3.1. Влияние природных факторов на процесс антропогенеза:

а) выделение человека из мира животных;

б) формирование рас;

в) формирование языков;

г) особенности ментальности и характера;

3.2 Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;

в) природные катаклизмы и их социальные последствия.

4. Этапы взаимодействия природы и общества:

а) присвоение готовых продуктов;

б) рост производодительных сил;

в) переход от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов;

5. Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;

в) источник вдохновения и красоты.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Деятельность как способ существования людей.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

г) методы и средства

д) процесс

е) результат

3. Потребности деятельности:

а) биологические

б) социальные

в) идеальные

4. Виды деятельности

б) общение

в) учение

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие культуры.

2. Материальная и духовная культура.

3. Функции культуры:

а)адаптивная

б) нормативная

в) социализации

г) информационная

д) творческая

е) коммуникативная

ж) релаксационная и др.

4. Основания для классификации культуры:

а) связь с религией

б) территориальная принадлежность

в) этнические особенности

г) хозяйственный уклад

д) принадлежность к историческому типу общества

5. Основные формы культуры:

а) элитарная

б) народная

в) массовая

6. Разновидности культуры:

а) субкультура

б) контркультура

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.

2. Особенности научного познания:

а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);

б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;

в) особые процедуры проверки результатов.

3. Уровни научного знания:

а) эмпирическое знание;

б) теоретическое знание.

4. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент;

д) мысленный эксперимент;

е) выдвижение гипотез;

ж) научное моделирование.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?

2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами

3. Чем вызван экологический кризис?

а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.

б) Потребительское отношение к природе.

4. Проявления и последствия экологического кризиса.

5. Пути преодоления экологического кризиса:

а) изменение отношения людей к природе;

б) наука на службе экологии;

в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.

2. Цели познания:

а) постижение истины

б) практическая польза

3. Структура процесса познания:

а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);

б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);

4. Виды знаний:

а) научные

б) житейские (обыденные);

в) мифологическое;

г) эстетическое и т.д.

5 Знание как результат познания.

Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество и природа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа. Фор­му­ли­ров­ки пунктов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие специфику темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

1. Общество и при­ро­да - ор­га­ни­че­ские части ма­те­ри­аль­но­го мира.

2. Влияние при­ро­ды (окружающей среды) на об­ще­ствен­ные процессы:

а) темпы и ка­че­ство социальной динамики;

б) размещение про­из­во­ди­тель­ных сил и хо­зяй­ствен­ная специализация;

в) особенности ментальности, ми­ро­ощу­ще­ния и ха­рак­те­ра людей;

г) природные ка­та­клиз­мы и их со­ци­аль­ные последствия.

3. Воздействие об­ще­ства на при­род­ную среду:

а) изменение ланд­шаф­тов под вли­я­ни­ем деятельности человека;

б) использование не­воз­об­нов­ля­е­мых и воз­об­нов­ля­е­мых природных ресурсов;

в) использование флоры и фауны;

г) создание пре­об­ра­зо­ван­ной человеком при­род­ной среды.

4. Значение при­ро­ды для че­ло­ве­ка и общества:

а) кладовая ресурсов;

б) естественная среда обитания;

в) источник вдох­но­ве­ния и красоты.

5. Специфика вза­и­мо­дей­ствия природы и об­ще­ства на со­вре­мен­ном этапе об­ще­ствен­но­го развития.

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в называеой, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе ответа учитываются:

Наличие пунк­тов плана, обя­за­тель­ных для рас­кры­тия предложенной темы;

Корректность фор­му­ли­ро­вок пунктов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме;

Соответствие струк­ту­ры предложенного от­ве­та плану слож­но­го типа.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие специфики темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы.

1. Угрозы и вы­зо­вы современного человечества.

2. Международный тер­ро­ризм как угро­за мировому сообществу.

3. Причины воз­ник­но­ве­ния международного терроризма:

а) разрыв в уров­нях экономического и со­ци­аль­но­го развития между стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми мира;

б) агрессивное внед­ре­ние ценностей и норм за­пад­но­го общества в не­за­пад­ный мир, при­тес­не­ние незападных куль­тур и ценностей;

в) политическое до­ми­ни­ро­ва­ние западных стран в гло­баль­ном мире.

4. Особенности тер­ро­риз­ма на со­вре­мен­ном этапе:

а) наднациональный характер;

б) использование со­вре­мен­ных сетевых тех­но­ло­гий и ресурсов;

в) наличие зна­чи­тель­ных финансовых, интеллектуальных, люд­ских ресурсов;

г) использование ре­ли­ги­оз­ных и со­ци­о­куль­тур­ных программных установок.

5. Основные на­прав­ле­ния деятельности меж­ду­на­род­ных террористов:

а) организация пси­хо­ло­ги­че­ских атак с ис­поль­зо­ва­ни­ем медиа-технологий;

б) подготовка и про­ве­де­ние террористических актов;

в) организация атак в Ин­тер­не­те на круп­ные финансовые центры, банки.

6. Пути и спо­со­бы борьбы ми­ро­во­го сообщества с террористами.

7. Роль РФ в про­ти­во­дей­ствии террористической угрозе. Воз­мож­ны другое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунк­тов плана в дан­ной или близ­кой по смыс­лу формулировке не поз­во­лит раскрыть со­дер­жа­ние этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1.Понятие

2. Спе­ци­фи­ка объ­ек­тов и субъ­ек­тов ду­хов­ной дде­я­тель­но­сти

3. Ос­нов­ные цели:

а) фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го сознания,

б) фор­ми­ро­ва­ние ценностей,

в) удо­вле­тво­ре­ние иде­аль­ных по­треб­но­стей общества,

г) про­из­вод­ство ду­хов­ных благ.

4. Формы ду­хов­ной деятельности:

а) прогностическая,

б) познавательная,

в) ценностно-ориентировочная

5. Роль в со­вре­мен­ном мире

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе в от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

1. Про­бле­ма по­зна­ва­е­мо­сти мира

а) Что такое агностицизм

б) Тео­рии Юма и Канта

в) Раз­но­вид­но­сти агностицизма

2. Субъ­ект и объ­ект по­зна­ния

3. Чув­ствен­ное и ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние

4. Сен­су­а­лизм и рационализм.

5. три ос­нов­ные тенденции:

а) гно­сео­ло­ги­че­ский оптимизм,

б) скеп­ти­цизм

в) агностицизм.

6. От­но­си­тель­ная и аб­со­лют­ная истина.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

Со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы

1.Понятие об­ще­ства как системы, ко­то­рая свя­за­на с внеш­ним миром («обменивается с ним ве­ще­ством и энергией»).

2.Общество как от­кры­тая си­сте­ма в кон­тек­сте со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний характеризуется:

а)динамичной со­ци­аль­ной структурой;

б)высокой мо­биль­но­стью (члены об­ще­ства могут ме­нять свой ста­тус от­но­си­тель­но легко);

в)способностью к инновациям;

г)демократической плю­ра­ли­сти­че­ской идеологией.

3.Открытость общества: вли­я­ние при­ро­ды на общество:

а)природные усло­вия ока­зы­ва­ют зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на об­ще­ствен­ное раз­де­ле­ние труда;

б)природные фак­то­ры иг­ра­ют важ­ную роль в жизни людей (географический детерминизм);

в)природа об­ра­зу­ет есте­ствен­ную среду оби­та­ния человека.

4.Состояние не­пре­рыв­но­го об­ме­на с окру­жа­ю­щей при­род­ной сре­дой и эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы современности:

а)парниковый эффект;

б)кислотные дожди;

в)загрязнение морей и океанов;

г)загрязнение атмосферы;

д)загрязнения почвы;

е)сокращение ко­ли­че­ства воды, при­год­ной для питья.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы и разновидности культуры». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

Кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме и чет­ко­сти вы­ра­же­ния мысли;

От­ра­же­ние в плане ос­нов­ных ас­пек­тов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1.Понятие культура

2. Формы культуры:

а) элитарная

б)народная

в) массовая

г) экранная

3.Многообразие культур:

а)субкультуры

б)контркультуры

4. Роль куль­ту­ры в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го общества.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы

а) прогресс;

б) регресс.

2. Теории об­ще­ствен­но­го развития:

а) теории про­грес­сив­но­го развития;

б) теории цик­ли­че­ско­го развития;

в) идеи конца истории.

3. Противоречивость прогресса:

а) неодинаковость про­грес­са в раз­лич­ных сферах;

б) прогресс в одних сфе­рах со­про­вож­да­ет­ся ре­грес­сом в других.

4. Критерии об­ще­ствен­но­го прогресса:

а) развитие науки и техники;

б) рост лич­ност­ной сво­бо­ды человека;

в) развитие че­ло­ве­че­ско­го разума.

5. Цена прогресса.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы

1. По­ня­тия «культура» и «духовная жизнь».

2. Формы культуры:

а) элитарная;

б) народная;

в) массовая.

3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния мас­со­вой культуры.

4. От­ли­чи­тель­ные черты мас­со­вой культуры:

а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние прибыли;

б) тиражируемость;

в) за­ни­ма­тель­ная форма;

г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зрителя.

5. По­зи­тив­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь общества:

а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы общества;

в) от­ли­ча­ет­ся демократичностью;

г) от­ве­ча­ет за­про­сам в отдыхе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

6. Не­га­тив­ное вли­я­ние на жизнь общества:

а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции культуры;

в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное потребление;

г) на­саж­да­ет мифы в со­зна­нии людей;

д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы

1. Со­ци­аль­ный контроль. Определение.

2. Эле­мен­ты со­ци­аль­но­го контроля:

Социальные нормы.

Социальные санкции.

3. Виды со­ци­аль­ных норм:

Моральные.

Правовые.

Корпоративные.

Религиозные и др.

4. Виды со­ци­аль­ных санкций:

Формальные.

Неформальные.

5. Фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

6. Не­фор­маль­ные со­ци­аль­ные санкции:

Позитивные.

Негативные.

7. Формы со­ци­аль­но­го контроля:

Внутренний (совесть).

Внешний (формальный и неформальный).

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие «малой группы».

2. Осо­бен­но­сти малых групп:

а) по­ве­ден­че­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская общ­ность чле­нов группы;

б) на­ли­чие общих ин­те­ре­сов и ценностей;

в) общие груп­по­вые нормы.

3. Виды малых групп:

а) формальные;

б) неформальные.

4. При­ме­ры малых групп:

б) ком­па­ния друзей;

в) тру­до­вой коллектив.

5. Функ­ции малых групп:

а) социализирующая;

б) поддерживающая;

в) психологическая;

г) деятельностная.

6. Меж­лич­ност­ные от­но­ше­ния в малой группе.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из воз­мож­ных планов.

1. По­ня­тие деятельности.

2. Мо­ти­вы деятельности

а. потребности

б. интересы

в. влечения

3. Клас­си­фи­ка­ция потребностей.

а. биологические

б. социальные

в. идеальные

4. Клас­си­фи­ка­ция потребностей А. Маслоу

а. физиологичекие

б. экзистенциальные

в. социальные

г. престижные

д. духовные

5. Связь по­треб­но­стей с ви­да­ми деятельности

а. творческая

б. трудовая

в. иг­ро­вая (досуговая)

г. образовательная

6. По­треб­ность как ос­нов­ной мотив де­я­тель­но­сти человека.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие «мировоззрения».

2. Структура:

а) знания;

б) принципы;

в) убеждения;

г) ду­хов­ные ценности.

3. Пути фор­ми­ро­ва­ния мировоззрения:

а) стихийное

б) осознанное

4. Ос­нов­ные виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) философское;

г) научное.

5. Роль ми­ро­воз­зре­ния в жизни человека.

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление – основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Со­ци­аль­ный кон­фликт – столк­но­ве­ние ин­те­ре­сов лич­но­стей и групп.

2. Ос­нов­ные при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния конфликтов:

а) не­бла­го­при­ят­ные усло­вия работы;

б) неудовлетворённость опла­той труда;

в) пси­хо­ло­ги­че­ская не­сов­ме­сти­мость людей;

г) раз­ли­чие су­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов и принципов;

д) пе­ре­рас­пре­де­ле­ние вли­я­ния в груп­пе или между группами;

е) идео­ло­ги­че­ские раз­но­гла­сия (политические и религиозные);

ж) не­спра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние цен­но­стей (доходов, знаний,

информации, благ).

3. Виды со­ци­аль­ных конфликтов:

а) внутриличностный;

б) межличностный;

в) межгрупповой;

г) кон­фликт принадлежности;

д) кон­фликт с внеш­ней средой.

4. Ста­дии раз­ви­тия меж­груп­по­во­го конфликта.

5. Кон­струк­тив­ные и де­струк­тив­ные спо­со­бы раз­ре­ше­ния конфликтов.

6. По­вы­ше­ние со­ци­аль­ной культуры, го­тов­ность к переговорному

процессу и ком­про­мис­су – ве­ду­щие спо­со­бы раз­ре­ше­ния кон­флик­тов в со­вре­мен­ном мире. Воз­мож­ны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Со­ци­а­ли­за­ция - про­цесс вхож­де­ния че­ло­ве­ка в мир со­ци­аль­ных свя­зей и взаимодействий.

2. Функ­ции социализации:

а) осво­е­ние си­сте­мы зна­ний о мире, человеке, че­ло­ве­че­ском обществе;

б) при­об­ре­те­ние опыта вза­и­мо­дей­ствия че­ло­ве­ка с обществом;

в) усво­е­ние мо­раль­ных цен­но­стей и идеалов;

г) осво­е­ние прак­ти­че­ских уме­ний и навыков.

3. Этапы социализации:

а) пер­вич­ная социализация;

б) вто­рич­ная социализация

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ли­ти­че­ское уча­стие - вли­я­ние граж­дан на принятие, ре­а­ли­за­цию го­су­дар­ствен­ных ре­ше­ний и выбор пред­ста­ви­те­лей в ин­сти­ту­ты власти.

2. Виды по­ли­ти­че­ско­го участия:

а) опо­сре­до­ван­ное (представительное);

б) не­по­сред­ствен­ное (прямое).

3. Формы пря­мо­го по­ли­ти­че­ско­го участия:

а) уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских партий, организаций, движений;

б) уча­стие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;

в) об­ра­ще­ние в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной власти;

г) уча­стие в вы­бо­рах и референдумах;

д) де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских лидеров.

4. Клас­си­фи­ка­ции по­ли­ти­че­ско­го участия:

а) по ко­ли­че­ству участ­ни­ков (индивидуальное, групповое, массовое);

Пояснение.

План по теме: «Ценообразование в усло­ви­ях рынка».

1. Ценообразование- фор­ми­ро­ва­ние цен на то­ва­ры и услуги. Рынок - механизм, ко­то­рый свя­зы­ва­ет по­ку­па­те­ля и продавца.

2. Це­но­об­ра­зо­ва­ние в за­ви­си­мо­сти от типа эко­но­ми­че­ской системы:

а) командно - ад­ми­ни­стра­тив­ная эко­номическая система: ди­рек­тив­ное ценообразование.

б) рыночная - це­но­об­ра­зо­ва­ние за­ви­сит от спро­са и предложения. (от про­дав­ца и потребителя)

в) традиционная - от­сут­ствие товарно-денежных отношений

г) смешанная - ча­стич­ный кон­тро­ля за це­но­об­ра­зо­ва­ни­ем со сто­ро­ны государства.

3. Це­но­об­ра­зо­ва­ние в за­ви­си­мо­сти от спро­са и предложения:

а) закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.

б) закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Кон­цеп­ции лидерства:

а) вы­да­ю­щи­е­ся ка­че­ства от­дель­ных личностей;

б) за­ви­си­мость ли­дер­ства от сло­жив­шей­ся со­ци­аль­ной ситуации;

в) пси­хо­ана­ли­ти­че­ские кон­цеп­ции ли­дер­ства и др.

2. Функ­ции по­ли­ти­че­ско­го лидера:

а) ин­те­гра­ция груп­пы на ос­но­ве общих интересов, ценностей;

б) вы­ра­бот­ка по­ли­ти­че­ско­го курса;

в) мо­би­ли­за­ция груп­пы на до­сти­же­ние по­став­лен­ных целей;

г) со­ци­аль­ный ар­бит­раж и др.

3. Типы лидеров:

а) пра­вя­щие и оп­по­зи­ци­он­ные лидеры;

б) демократические, ав­то­ри­тар­ные и ли­бе­раль­ные лидеры;

в) традиционные, рационально-легальные и ха­риз­ма­ти­че­ские ли­де­ры и др.

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть

из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

− корректность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана. Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие семьи.

2. Типы семьи по составу:

А) рас­ши­рен­ная (многопоколенная); Б) нуклеарная.

3. Типы семьи по ха­рак­те­ру се­мей­ных обязанностей: А) Тра­ди­ци­он­ная (патриархальная);

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

− соответствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

− наличие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

− корректность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана. Фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно- фор­маль­ный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Понятие по­треб­но­стей человека.

2. Классификация по­треб­но­стей человека:

A) биологические по­треб­но­сти человека; Б) со­ци­аль­ные потребности;

B) идеальные потребности.

3. Структура де­я­тель­но­сти человека:

A) потребности и мотивы;

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Меж­ду­на­род­ные эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния в эпоху глобализации:

а) меж­ду­на­род­ная торговля;

б) ми­гра­ция ра­бо­чей силы;

в) меж­ду­на­род­ное дви­же­ние капиталов;

г) эко­но­ми­че­ская интеграция;

д) валютно-финансовые и кре­дит­ные отношения.

2. Фак­то­ры меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния труда:

а) научно-технический прогресс;

б) струк­ту­ра на­ци­о­наль­но­го производства;

в) спрос на ми­ро­вом рынке.

3. Го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка в об­ла­сти меж­ду­на­род­ной торговли:

а) протекционизм;

б) фритредерство.

4. Меж­ду­на­род­ное раз­де­ле­ние труда – ос­но­ва раз­ви­тия ми­ро­во­го хозяйства.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Функ­ции СМИ в по­ли­ти­че­ской жизни общества:

а) выбор и ком­мен­ти­ро­ва­ние информации;

б) по­ли­ти­че­ская социализация;

в) фор­ми­ро­ва­ние об­ще­ствен­но­го мнения.

2. Роль СМИ в пред­вы­бор­ных кампаниях:

а) пред­вы­бор­ная агитация;

б) ин­фор­ми­ро­ва­ние о по­ли­ти­че­ских про­грам­мах пар­тий и канди-

в) пси­хо­ло­ги­че­ское воз­дей­ствие на избирателя.

3. Виды СМИ:

б) Чи­стая монополия

в) Мо­но­по­ли­сти­че­ская конкуренция

г) Олигополия

5. Го­су­дар­ствен­ное регулирование экономики

6. последствия:

а) сни­же­ние цен

б) по­вы­ше­ние качества

в) рас­ши­ре­ние ассортимента то­ва­ров и услуг

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Задание типа С8 в ЕГЭ по обществознанию требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;


При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.


Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые нижеперечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия... (сущности...) . Например:
- Тео рии происхождения…
- Взгляды мыслителей на…

Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире) .

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Максимальный балл, который можно можно получить при выполнении задания С8 - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.

2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.

1 балл

Примеры задания С 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

ОТВЕТЫ:
Тема 1

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

Тема 2

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

Тема 3

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция



Похожие статьи