Подтверждение возможности применения усн. Контрагент требует справку из налоговой о применении усн

При оплате счета поставщика, работающего на УСНО, мы всегда просим подтвердить возможность применения УСНО. Раньше нам всегда присылали уведомление из налоговой, теперь говорят, что таких уведомлений не выдают. Вопрос: какой документ подтвердит возможность применения УСНО у поставщика?

Возможность применения УСН подтвердит документ- Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Как начать применять упрощенку

Организации (в т. ч. автономные учреждения) могут:

  • применять упрощенку с начала своей деятельности (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ);
  • перейти на упрощенку с других режимов налогообложения ( , абз. 2 п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Условия для применения УСН

Чтобы начать применение упрощенки, организация должна соответствовать определенным критериям (ст. и НК РФ). Например, у организаций, которые в 2016 году планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, доходы, полученные за девять месяцев 2015 года, с учетом коэффициента-дефлятора не должны превышать 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147). Это следует из положений статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Момент перехода на УСН

Вновь созданные организации могут применять упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции. Организации, возникшие в результате реорганизации, тоже считаются вновь созданными. Поэтому на них распространяется такой же порядок (письмо Минфина России от 13 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/6553). Например, ООО, возникшее в результате преобразования ЗАО, вправе применять упрощенку с даты, указанной в свидетельстве о постановке ООО на налоговый учет. Для этого в инспекцию следует подать соответствующее уведомление . Уведомить инспекцию нужно даже в том случае, если правопредшественник организации тоже применял этот спецрежим.

Организации, применяющие общую систему налогообложения или ЕСХН, могут перейти на упрощенку только с начала следующего календарного года.

Организации, применяющие ЕНВД, могут перейти на упрощенку:

  • по собственной инициативе – только с начала следующего календарного года;
  • при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, – с начала месяца, в котором они перестали быть плательщиками ЕНВД;
  • при превышении средней численности работающих (100 человек) или при нарушении структуры уставного капитала (доля участия других организаций более 25 процентов) – только с начала следующего календарного года при условии, что к этому моменту нарушения будут устранены.

Такой порядок следует из положений и пункта 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку ().

Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

Такой порядок предусмотрен абзацами пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе ().

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@

Приказ 90

Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения

1.2. Рекомендуемую форму № 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 2 к настоящему приказу .

1.3. Рекомендуемую форму № 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 3 к настоящему приказу .

1.4. Форму № 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения" согласно приложению № 4 к настоящему приказу .

1.5. Форму № 26.2-5 "Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения" согласно приложению № 5 к настоящему приказу .

1.6. Рекомендуемую форму № 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения" согласноприложению № 6 к настоящему приказу .

1.7. Форму № 26.2-7 "Информационное письмо" согласно приложению № 7 к настоящему приказу .

Здравствуйте, Антон! Нет налоговый орган какой-либо документ при уведомлении о переходе (применении) на УСН не выдает. Но если Вам нужен документ подтверждающий применение УСН, Вы вправе направить в налоговый орган письменное обращение, в ответ на который налоговый орган выдает налогоплательщику Информационное письмо, в котором указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял УСН.

Вот разъяснения ФНС РФ на данную тему.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 июля 2011 г. N ЕД-4-3/10690@
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ООО о предоставлении уведомления о переводе ООО на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и сообщает следующее. В соответствии с п. 4 Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (далее - Приказ ФНС России N ММВ-7-3/182@) признан утратившим силу Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

В этой связи Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-2) налоговыми органами не используется . Порядок применения (перехода на) УСН, установленный гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривает, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о применении (переходе на) УСН . Заявление о применении налогоплательщиком УСН носит уведомительный характер , и положениями гл. 26.2 Кодекса не предусмотрено принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению . В связи с чем у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН . Приказом ФНС России N ММВ-7-3/182@ утверждены формы документов для применения УСН, в том числе рекомендуемые формы (п. п. 1.1 - 1.3 и п. 1.6 Приказа), которые предназначены для налогоплательщиков. Формы документов для применения УСН, утвержденные вышеуказанным Приказом ФНС России и предназначенные для налоговых органов, обязательны к применению налоговыми органами в порядке, установленном соответствующим правовым актом ФНС России, регламентирующим действия налоговых органов по учету документов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения. К указанным документам относится форма N 26.2-7 «Информационное письмо».

Таким образом, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговый орган выдает налогоплательщику Информационное письмо (форма N 26.2-7 - Приложение N 7 к Приказу ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@), в котором указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых налогоплательщик применял УСН.

Порой контрагенты выдают документы с надписью «без НДС». Тем самым говоря, что у них упрощенный спецрежим. Но как убедиться в правдивости этого утверждения и выпросить подтверждение применения специальных налоговых условий? Расскажем, каким образом контрагенты могут доказать обоснованное отсутствие НДС в своих операциях и приведем образец письма о применении УСН для контрагента .

Просить или требовать?

На сегодня налоговое законодательство РФ не предусматривает, что компании и ИП на упрощенной системе налогообложения обязаны показывать своему контрагенту любого вида документы о применении УСН. Таким образом, нет законного правила требовать подобное с упрощенцев.

Понимание этого ставит в ступор неподготовленного к юридическим нюансам налогоплательщика. Тем не менее, можно выразить свою нужду в виде просьбы в письме о применении упрощенной системы налогообложения (образец см. ниже).

Во избежание напряженности в отношениях c применяющими УСН, когда им отправляют пакет документов по сделке одновременно прикладывают туда запрос о разрешении применять упрощенку при подсчете налоговой обязанности. Это лучше, чем ссориться с партнерами.

Какой документ подтверждает право на спецрежим

Уведомление

Если фирма либо ИП переходят на УСН, то им следует отправить в свою ИФНС уведомление о состоявшемся переходе на упрощенку. Это форма № 26.2-1 (утв. приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829).

Согласно положению п. 1 ст. 346.13 НК РФ, это следует сделать до начала января, чтобы с этого момента на законных основаниях иметь статус плательщика налога по УСН.

Однако следует знать, что налоговики не обязаны никак дополнительно документально подтверждать переход на упрощенку. Ситуация кажется безвыходной. Ведь инспекция налоговой службы имеет право не присылать контрагенту каких-либо разрешающих или уведомляющих писем. И где тогда взять ответ на письмо о применении упрощенной системы налогообложения ?

Инфописьмо

Приказом налоговой службы России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829 утверждена еще одна интересующая нас форма – № 26.2-7. Это информационное письмо. Причем не просто письмо, а очень нужный документ, посредством которого налоговики подтверждают:

  • получение от фирмы или ИП уведомления об изменении своего налогового статуса и переход на упрощенку (в бланке письма его именуют заявлением);
  • получение отчетности по упрощенной системе налогообложения. Хотя информацию про сданные декларации можно не увидеть, если не наступил день их подачи, а информационное письмо уже готово.

Бланк этого письма выглядит так:

Для получения такого письма упрощенцу следует сделать запрос на подтверждение факта о применении УСН. И именно этот документ (его заверенный вариант) станет тем доказательством, которое подтвердит статус упрощенца.

Декларация

В конце концов, статус вашего контрагента как упрощенца может подтвердить и титульный лист свежей декларации по УСН. На это, помимо информационного письма из ИФНС, обращает внимание письмо Минфина от 16 мая 2011 года № 03-11-06/2/75.

Пример письма

С целью более весомого доказательства своего статуса на УСН упрощенец может сопроводить копию всего информационного письма либо титульного листа декларации простым письмом о применении УСН. Для контрагента образец может выглядеть так.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ (НК РФ);
  • Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
  • Приказ ФНС России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.

Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.

В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.

Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».

Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.

Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.

В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.

Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

Справка об общей системе налогообложения - образец ее, а также письма о применяемом режиме для представления контрагенту прикреплены к настоящей статье в виде файлов для скачивания. Рассмотрим ситуации, когда требуются подобные документы, и реквизиты, которые нужно в них отразить, а также другие возможности, риски и спорные моменты, связанные с этим.

Информационное письмо или уведомление о применении общей системы налогообложения (ОСНО) и образец его заполнения

Представленное контрагентом оформленное по предложенному ниже образцу письмо об общей системе налогообложения— простой способ удостовериться в том, что он уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогоплательщику на ОСНО (некоторые подробности об этом режиме можно узнать из статьи по ссылке: Налогообложение при ОСНО - виды налогов) для получения вычета по НДС необходим счет-фактура (ст. 169 Налогового кодекса РФ). Этот документ может быть выставлен:

  • Контрагентом, который уплачивает НДС, применяя ОСНО. В этой ситуации иногда прибегают к такому способу подтверждения, как получение справки (письма, уведомления) от контрагента о том, что он действительно применяет ОСНО.
  • Лицом, применяющим спецрежим налогообложения (единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенную систему налогообложения (УСН) и др.) и не являющимся плательщиком НДС. Такие налогоплательщики в отдельных случаях обязаны, а по общему правилу не ограничены в возможности начисления НДС при условии соблюдения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 175 НК РФ). В этом случае, кроме четкого выделения НДС в договоре, актах, счетах-фактурах, желательно получение письменного подтверждения того, что контрагентом действительно начислен и уплачен НДС по нужным операциям.

Итак, при получении запроса контрагент может представить от собственного имени справку-письмо о системе налогообложения ОСНО по образцу, который в заполненном виде можно скачать по ссылке: Образец заполнения информационного письма-уведомления о применении ОСНО .

Справка о применении общей системы налогообложения и ее образец для контрагента

Для того чтобы письмо или справка действительно выполняли функцию подтверждения применения ОСНО и (или) других систем налогообложения, как показывает практика, необходимо выполнение ряда требований:

  1. Возможность точно установить, от кого исходит информация. В этом помогут фирменный бланк с реквизитами, скрепление подписей печатью при ее наличии (подробнее о том, каким образом могут выглядеть бланк и печать фирмы, можно узнать из нашей статьи по ссылке: Фирменный бланк и печать организации - образцы для ООО).
  2. Указание на применение одного из универсальных режимов — общего или УСН. Желательно указать, с какого времени применяется система налогообложения (это особенно важно, если переход осуществлен недавно), при возможности приложить копии документов, которые могут подтвердить указанную информацию (например, копии налоговых деклараций по НДС, налогу на прибыль).
  3. Указание на применение специальных режимов — при их совмещении с ОСНО или УСН.

Справка — более формализованный документ по сравнению с письмом. Нередко справка составляется на бланке путем рукописного или печатного заполнения реквизитов. Целесообразно изготовление типового бланка такого рода при наличии большого числа контрагентов.

Примерный бланк подобной справки можно скачать по ссылке: Образец справки о применяемой системе налогообложения ОСНО .

Получение справки о применяемой системе ОСНО из налогового органа

На практике встречаются ситуации, когда при совершении операции на крупную сумму или вступлении в длительные отношения покупатель просит поставщика предъявить справку о применении ОСНО из налогового органа.

Запросы налогоплательщиков о предоставлении информации подпадают под несколько видов норм:

  • закон «О порядке рассмотрения обращений…» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее — закон № 59-ФЗ);
  • закон «Об обеспечении доступа…» от 09.02.2009 № 8-ФЗ;
  • подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В общем плане рассмотрение обращений урегулировано законом № 59-ФЗ. В соответствии со ст. 7 закона № 59-ФЗ в подобном документе должны в обязательном порядке содержаться:

  1. Наименование органа-адресата.
  2. Наименование (Ф. И. О.) лица, обращающегося с запросом.
  3. Адрес для направления ответа.

Обращение, содержащее просьбу о предоставлении сведений о том, что организация, от которой исходит запрос, применяет ОСНО, должно быть подписано. В противном случае невозможно установить, от кого оно исходит. Скреплять подпись должностного лица печатью, в том числе при ее наличии, необязательно, т. к. это не влияет на возможность установления заявителя.

Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 закона № 59-ФЗ).

Может ли такое письмо быть заменено копией уведомления налогового органа о том, что налогоплательщик прекратил применять спецрежим? Рассмотрим этот вариант подробнее.

Подтверждение перехода со специального режима на ОСНО

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не исчисляют и не уплачивают НДС, за исключением некоторых специально оговоренных в НК РФ случаев (ввоз товаров в РФ и др.). При этом нужно принимать во внимание, что по всем направлениям работы не применяют ОСНО только организации на УСН, а пользователи ЕНВД, ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога), ПСН (патентной системы налогообложения) вправе совмещать свою деятельность с ОСНО.

Если контрагент, применявший спецрежим, перешел на ОСНО, то оформление отказа от спецрежима производится следующим образом:

  • Путем направления уведомления, сообщения в налоговый орган — при УСН (пп. 5, 6 ст. 346.13 НК РФ), ЕСХН (пп. 5, 6 ст. 346.3 НК РФ). В этом случае налоговый орган не выдает документ, подтверждающий переход.
  • Путем снятия с регистрационного учета — при ПСН, ЕНВД. При этом при прекращении патента согласно п. 4 ст. 346.45 НК РФ уведомление налоговым органом не выдается. При отказе от ЕНВД налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 346.28 НК РФ обязан выдать уведомление о снятии с учета. Форма такого документа под номером 1-5-Учет утверждена приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Отметим, что при представлении копии уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД невозможно сделать вывод о переходе на ОСНО. В случае если режим ЕНВД применялся наряду с УСН, при отказе от ЕНВД происходит возврат на УСН.

ВАЖНО! Бланк уведомления по форме 1-5-Учет не содержит указания, на какой режим налогообложения переходит лицо, заявившее о снятии с учета по ЕНВД.

Можно ли получить справку из налоговой инспекции, минуя контрагента

Случается, что справка о применении ОСНО контрагентом необходима, а ответ на соответствующий запрос от него не поступает. Вместе с тем потребность в таком документе может быть острой, например, у бюджетных организаций, которые подконтрольны вышестоящим и контролирующим органам. Как поступить в таком случае? Можно ли получить информацию из налогового органа? Такими вопросами задаются налогоплательщики.

Позиция ФНС РФ

Существует вариант обращения в налоговый орган с целью выяснить, исполняет ли третье лицо обязанности налогоплательщика на ОСНО. ФНС РФ его не поддерживает, опасаясь массовой практики обращений.

При этом главный фискальный орган страны аргументирует свою позицию ссылкой на подп. 3 п. 17 административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н: сотрудники налоговых органов не вправе давать правовую оценку каких-либо обстоятельств и событий. Таким образом, возможность прямой формулировки вопроса о том, надлежащим ли образом выполняются обязанности по уплате налогов, исключается. Тем не менее существуют варианты запросов, на которые налоговые органы обязаны дать ответ.

Нормы НК РФ о налоговой тайне

Вероятность получения ответа по существу поставленных вопросов зависит от того, является ли соответствующая информация налоговой тайной. К этой категории относятся любые сведения, за некоторым исключением. В ст. 102 НК РФ в перечень изъятий включаются данные:

  • о нарушениях налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
  • применяемых налогоплательщиком специальных режимах (подп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Таким образом, об этих 2 параметрах деятельности контрагента налоговый орган обязан сообщить в силу закона. По ответу на вопрос о спецрежимах можно будет сделать вывод о том, применяет ли контрагент ОСНО. При этом нужно учитывать, что только применение УСН полностью исключает возможность применения ОСНО.

Запрос необходимо оформить по тем же правилам, что указаны выше, четко изложив в нем вопросы. Кроме того, при его составлении следует учесть позицию Минфина РФ, который является вышестоящим органом по отношению к ФНС РФ.

Позиция Минфина РФ

Минфин РФ в своем письме от 20.08.2013 № 03-02-08/33970 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 указал, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, поэтому запрос о применении ОСНО также не должен быть оставлен налоговым органом без ответа. При этом особо было отмечено, что подобного рода обращения заслуживают внимания, если они продиктованы осмотрительностью при определении контрагента.

Таким образом, по мнению ВАС РФ и Минфина РФ, запрос в налоговый орган можно направить по всем 3 параметрам:

  • о применении контрагентом ОСНО;
  • привлечении контрагента к налоговой ответственности;
  • применении спецрежимов.

Существует судебная практика и позиция Минфина РФ, подтверждающие правомерность подобного запроса и обязанность налоговых органов отвечать по существу поставленных запросов.

Итак, письмо или справка получены. Независимо от того, кем представлена справка — контрагентом или налоговым органом, неизбежно возникает вопрос: достаточно ли такого документа для того, чтобы полностью обезопасить себя от претензий со стороны проверяющих?

Достаточно ли справки о применении ОСНО для подтверждения правомерности вычета

Формально для предоставления вычета по НДС достаточно документов, подтверждающих проведение хозяйственной операции, и счета-фактуры. На практике при налоговой проверке этих документов, а также справки о применении ОСНО может быть недостаточно. Если налогоплательщик предъявляет к вычету НДС, который не уплачен его контрагентом в бюджет, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с необходимостью подтверждения правомерности вычета, для чего потребуется доказывание 2 аспектов:

  • выполнения проверочных мероприятий по контрагенту;
  • реальности проведенной хозяйственной операции, ее соответствия деловой цели.

Получение справки о применении ОСНО является только одним из элементов первой группы действий. При этом в письмах ФНС РФ, посвященных данной проблематике, например от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, такой документ не упоминается. Главный фискальный орган страны предписывает налогоплательщикам в первую очередь проведение проверки реальности существования контрагента.

ВАЖНО! Непроведение проверки контрагента само по себе не повлечет доначисление налогов. Как отмечается в письме ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, налоговые органы должны отходить от формального подхода и обращать внимание на порядок выбора контрагента, признаки согласованности действий и т. п. Неуплата поставщиком налогов в бюджет сама по себе не влечет налоговой ответственности для покупателя, предъявившего НДС к вычету.

Итак, справка о применении ОСНО — документ, форма и обязанность представления которого не регламентированы законодательством. Такого рода письмо может быть представлено как налогоплательщиком, так и налоговым органом по запросу. Кроме такого письма, осмотрительному налогоплательщику может понадобиться большое количество других документов для проверки благонадежности контрагента и подтверждения собственной добросовестности.



Похожие статьи