Показывает источники денежных средств бюджета. Что такое государственный бюджет

Введение.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

    Структура государственного бюджета, его сущность и функции.

    вмешательство в экономику;

    оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему 1 .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

Бюджетная система зависит от формы государственного и административного устройства страны. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух основных звеньев – государственного и местных бюджетов, в федеративных – из трех – федерального бюджета, бюджетов субъектов (частей) федерации и местных бюджетов. Иногда местные бюджеты в свою очередь подразделяются на отдельные уровни. Такое деление существует, например, в США.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Функции государственного бюджета :

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели.

Доходы государственного бюджета - завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета - исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 28).

Рис. 28. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Внутренее финансирование:

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование:

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств

Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

    Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

    Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

    В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

    Порядок разработки и принятия государственного бюджета

Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении:

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении:

утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении:

Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении:

Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета.

Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль за исполнением бюджета.

Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Заключение.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

    вмешательство в экономику;

    поддержание государственного аппарата управления;

    правоохранительные органы и судоустройство;

    медицина, здравоохранение и образование;

    оборона страны.

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны - ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Список использованной литературы

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст, действующая редакция. М., «Экзамен», 2004

    Финансы. Учебник для вузов. – Под ред. Г.Д.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003

    Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций. М., «Дело и Сервис», 2002

1 Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, с. 75

Бюджета бюджет Республики Казахстан (1)Реферат >> Финансы

Предельные размеры дефицитов бюдже­тов .1 Состав и структура государственного бюджета РК I. ДОХОДЫ... услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей... многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако...

Хорошо ли вы знаете, что такое бюджет? Это слово сегодня не сходит с экранов телевизоров, со страниц новостных сайтов и газет.

Наибольший интерес вызывает обсуждение бюджета России, а также других ведущих стран мира. И, конечно, семейный бюджет и правила его ведения не оставляют никого равнодушным.

Бюджет – это основное экономическое понятие, без которого не обойтись ни профессору, ни обычной домохозяйке. Это слово происходит от старонорманнского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек, предназначенный для денег.

В современном понимании бюджетом называют определенную схему и расходов любого экономического объекта, от одного человека или семьи до государства. Бюджет может быть дневным, недельным, месячным, годовым, квартальным – в общем, охватывающим любой разумный период времени. Это понятие является основным как для микро-, так и для макроэкономики.

Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Эта истина верна для объектов любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства.

Поэтому нужно строго соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Известно ведь, что поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.

Бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени. Для семьи наиболее распространенным сроком планирования является месяц. Супруги получают зарплаты или пенсии, после чего рассчитывают, сколько денег и на какие цели может быть истрачено: на питание и транспорт, на обновки, на коммунальные платежи и т.д.


Если превысить сумму расходов, то к концу месяца всей семье придется питаться дошираком или занимать деньги у знакомых. Причем нужно помнить: заняв какую-то сумму, вы автоматически вычеркиваете ее из бюджета следующего месяца.

Вот на таких принципах строится бюджет любого масштаба. Оптимальным является превышение доходов над расходами, т.е. создание запаса и постепенное накопление средств, которые впоследствии послужат «подушкой» либо будут истрачены на какой-то крупный проект.

Главное преимущество бюджета перед ситуативным экономическим поведением – его предсказуемость. Возможность планирования своих доходов и расходов позволяет при любом уровне доходов более уверенно смотреть в будущее, чем при хаотичном потреблении без оглядки на перспективу.

На уровне семьи бюджет позволяет контролировать траты, планировать крупные покупки, копить на обучение детей, покупку автомобиля или недвижимости и т.д. На уровне компании бюджет вводит бизнес в предсказуемое русло, гарантирует выполнение обязательных платежей и повышает надежность предприятия в глазах партнеров и контрагентов.


На уровне государства бюджет и его неукоснительное выполнение дают возможность регулировать экономику, поддерживать социальную сферу, инвестировать в развитие и удерживаться от внешних заимствований.

Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

Доходная часть – это те средства, которыми в рассматриваемом бюджетном периоде мы можем располагать. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для компании доходы – это прибыль, которую она получает со своей деятельности. Для государства доходы состоят из налогов, которые выплачивают граждане и предприятия, из доходов от государственных предприятий, таможенных сборов, прочих сборов и отчислений.

Расходная часть – это предполагаемые траты, которые, в свою очередь состоят из двух частей: обязательных и необязательных трат. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, выплаты по кредитам (если есть), оплата детсада, школы или вуза – в общем, те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых вы можете сэкономить при необходимости. Аналогичным образом распределяются расходы и на более высоких уровнях бюджетирования – на предприятиях, в организациях, в пределах регионов и всего государства.

Составление государственного бюджета – важнейший аспект управления государством. От того, насколько грамотно рассчитаны доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Бюджет государства может способствовать росту экономики или тормозить его, делать граждан богаче или беднее.


Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. В предвоенные и военные годы возрастает доля расходов на армию и вооружения.

Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны, а может пустить основные расходы на популистские, зрелищные, но бесполезные проекты. Все зависит от приоритетов правительства и тех целей, которые оно реализует, пребывая у власти.

Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?

Что такое государственный бюджет

Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?

Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).

Структура доходов

В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.

Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.

Структура расходов

Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.

Бюджет и государственный долг

Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.

В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.

Почему бюджет может быть дефицитным

Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

Факторы профицита бюджета

Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.

Как утверждается российский бюджет

Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.

Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.

Динамика расходов бюджета России

Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.

Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.

Исполнение бюджета России

После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.

Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).

Бюджетная политика России на ближайшие годы

В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.

Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.

Бюджет - категория финансов. Финансы представляют собой совокупность
стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных
ресурсов. Финансовую систему можно определить как совокупность всех взаи-
мосвязанных финансовых структурных элементов:

Совокупность бюджетов всех уровней;

Внебюджетные фонды;

Валютные резервы государства;

Денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других эле-
ментов:

Государственные финансы;

Финансы хозяйственных субъектов;

Финансы населения.

Государственные финансы состоят из государственного бюджета и вне-
бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значи-
тельная часть валового внутреннего продукта (ВВП) различных стран: от 1/3 до
1/2 Больше всего в Швеции - около 2/3. В России этот показатель составляет
примерно 1/2 ВВП.

Государственный бюджет - основное звено государственных финансов,
включает в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В го-
сударственном бюджете обосабливается часть национального дохода, используе-
мого в общественных целях, в первую очередь для расширенного воспроиз-
водства.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства), которые
создаются и используются для вполне определенных нужд: выплаты пенсий, ме-
дицинского страхования и т.п. Эти фонды расширяют возможности вмешательст-
ва государства в экономику.


Формирование и использование бюджетов образуют бюджетные отноше-
ния
между различными хозяйствующими субъектами. Они создают финансовые
связи между секторами, сферами и отраслями хозяйства, территориями страны,
центральными и местными органами государства и т.д. Вокруг бюджетных ресур-
сов в обществе разворачивается политическая борьба между различными соци-
альными группами и партиями. В итоге складывается компромисс между интере-
сами этих групп и партий.

Структура государственного бюджета. Государственный бюджет пред-
ставляет собой финансовый план образования и использования централизованно-
го фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления.
Бюджет содержит в себе расходы и доходы, образующие баланс.

Бюджетные расходы. В экономической теории под государственными
расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и
услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Государственные расходы могут быть разделены на четыре категории.
1. Потребление в государственном секторе, включающее в себя зарплату работ-
никам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего по-
требления. 2. Государственные инвестиции, т.е. разнообразные капитальные
расходы (затраты на строительство дорог, портов и т.д.). 3. Трансферты частно-
му сектору: пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. 4. Про-
центы
по государственным долгам.


Финансовые расходы делятся иногда только на две группы: текущие рас-
ходы
(платежи по зарплате и закупки товаров и услуг, оплата процентов и транс-
ферты) и капиталовложения, или инвестиции,

В странах с рыночной экономикой подавляющая доля приходится на теку-
щие расходы (85-95%), в то время как инвестиции составляют небольшую часть
расходов (15-10, а в высокоразвитых странах - около 5%).

В текущих расходах на зарплату приходится в среднем 15-18%, на покупку
товаров и услуг - 16-20%, субсидии и трансферты составляют в развитых странах
50-65%, обслуживание долга - 5-15% в развитых странах и 30-50% в разви-
вающихся.

В XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем ми-
ре увеличивались. Во многих промышленно развитых странах по сравнению с
1938 г. произошло удвоение доли государственных расходов в ВВП. В США эта
доля равна 34%, в России - около 30%.

Увеличение доли государственных расходов в ВВП получило название
"закона Вагнера". Объяснением его является то, что государственные услуги ста-
ли "высококачественным благом", т.е. эластичность спроса на государственные
расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы Другими слова-
ми, каждый процент увеличения в домашних хозяйствах ведет к большему, чем
1%, увеличению спроса домашних хозяйств на G. Поэтому при увеличении дохо-
да на душу населения доля G в Y также имеет тенденцию к росту.

Бюджетные доходы. Под государственными доходами нужно понимать
текущие денежные и имущественные переводы (трансферт) от частного сектора
государству.


Существуют следующие источники государственных доходов:

Частные домашние хозяйства и предприятия;

Административно-территориальные единицы (территориальные корпо-
рации);

Прочие общественные институты;

Заграничные источники.

Существуют различные формы и методы аккумуляции государственных
доходов. В самом общем виде их можно разделить на налоговые, дающие основ-
ную часть бюджетных поступлений (до 85%), и неналоговые. Кроме того, разли-
чают обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные) доходы. Во втором
случае речь идет о кредитах, получаемых государством.

С учетом экономических сфер создания доходов различают два вида посту-
пления в бюджет:

1) от частного сектора,

2) от государственного сектора.

Первый вид доходов обусловлен прямым и косвенным участием государст-
ва в рыночных процессах. Прямое участие связано с получением доходов от про-*
дажи услуг, производимых государственными предприятиями (транспортных,
электроэнергетических и др.) или от сдачи в аренду объектов государственной
собственности. Косвенное участие в рыночных процессах государства принесш-
ему доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, штрафов и т.д.

Второй вид доходов делится на средства, получаемые от национального го-
сударства; средства, поступающие из-за рубежа (помощь, кредиты, репарации);
поступления на основе обменных операций (проценты за кредит); доходы от при-
ватизации государственной собственности.

Проблема сбалансированности госбюджета. Идеальное исполнение гос-
бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка
средств, т.е. превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного де-
фицита,
который покрывается государственными займами - внутренними и
внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг,
займов у внебюджетных фондов, получения кредитов у банков.

В критических ситуациях правительство осуществляет покрытие бюджет-
ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Последствия такой эмиссии
весьма опасны для экономики - развивается неконтролируемая инфляция, подры-
ваются стимулы для долгосрочных инвестиций, падают объемы производства и
воспроизводится бюджетный дефицит.

В России в 1992-1994 гг. дефицит федерального бюджета вырос
с 1 трлн руб. до 65 трлн руб., покрывался он преимущественно денежной эмисси-
ей. В 1995-1996 гг он увеличился до 74 трлн руб., но покрывался уже за счет про-
даж государственных обязательств и внешних кредитов, что позволило остано-
вить и снизить инфляцию в стране.

Однако бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о чрезвычай-
ном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необхо-
димостью осуществления крупных государственных вложений в развитие эконо-


мики, что приведет к экономическому росту. Временно возникший бюджетный
дефицит не опасен для хозяйства, но когда он глубок и долговременен, отражает
кризисные явления в экономике, тогда это явление наносит огромный ущерб об-
ществу и необходимо принимать кардинальные меры для устранения дефицита.
Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, то-
гда как дефицит более 20% - критическим В России дефицит бюджета в 1996 г.
составил более 27%.

Задолженность правительства накапливается и превращается в государст-
венный долг.
Его приходится выплачивать с процентами. Это грозит обществу
повышением налогов. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как домохозяйства вместо инвестирования своих сбережений в
экономику посредством покупки акций деловых фирм или кредитования приобре-
тают облигации, финансируя государство. Снижение инвестиций вызовет сниже-
ние уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до I года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный
(свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. Государст-
венные органы стараются превратить краткосрочную и среднесрочную задолжен-
ность в долгосрочные долги, отложив на длительное время выплату основной
суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процента.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на раз-
витие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хо-
зяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений до-
ходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств.
сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным
производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений,
снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного сни-
жения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расхо-
дов.
Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение
расходов на 5, 10, 15% и т.д. Правда, секвестру не подлежат так называемые за-
щищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет. Госбюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов государства.

Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный и местные бюджеты. В государствах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено: бюджеты штатов (США), земель (Германия), республик (Россия).

В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики.

Средства местных бюджетов предназначены для решения задач, отнесенных к компетенции местных органов власти. Значительная доля их, как правило, направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры региона.

Важнейшим принципом построения бюджета является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все государственные расходы и доходы. В последнее время от этого принципа все чаще отказываются, что проявляется в создании государственных внебюджетных фондов, формировании в некоторых случаях внутри госбюджета особого, чрезвычайного бюджета. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении.

Бюджет выполняет следующие функции:

  • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода)
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать)
  • регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику)

Обычно бюджет государства составляется на год. В ряде стран сроки бюджетного года не совпадают с календарными. В Великобритании, Японии, Канаде он начинается с 1 апреля, в США - с 1 октября.

Расходы и доходы бюджета.

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Каждая группа состоит из конкретных видов затрат, которые классифицируются по целевому назначению. Так, первая группа включает затраты на государственные капитальные вложения, дотации и т.д. До недавнего времени расходы на финансирование народного хозяйства были наиболее значимыми. Однако по мере перехода к рыночной экономике их доля уменьшается и на первый план выдвигаются затраты, связанные с финансированием социально-культурных мероприятий. В составе расходов на социально-культурные мероприятия выделяют затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и т.д. Классификация расходов по целевому назначению помогает контролировать использование бюджетных средств. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях - во внебюджетные фонды.

Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов. Размер займов, как и налогов, может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности.



Похожие статьи