Понятие общества. Сферы общественной жизни. Сферы жизни общества и их взаимосвязь

Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.

Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система - это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Общество как социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения , которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение.

В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду - свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще - «сферы») его жизнедеятельности - экономический, социальный, политический и духовный.

Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общества, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Экономическая сфера - это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т. п.

В экономической жизни общества прямо участвует 50–60% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг, созданных непосредственными участниками экономического процесса. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети не вошли в него еще. Они не создают материальных ценностей, но их потребляют.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии. Основными элементами политической системы современного российского общества являются президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), их аппарат, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба. Все вместе они составляют государство.

В политическую сферу входят и политические партии, не входящие в государство. Основная задача государства - обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например между рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т. д. Основная функция политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Задача партий - выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная сфера понимается в двух смыслах - широком и узком - и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

К духовной сфере относятся мораль, религия, наука, образование, культура. Ее составными частями являются школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры и национальные художественные сокровища, церковь.

Общество состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые находятся в постоянном взаимодействии . Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду.

Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков, и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, - в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется «Русская Правда», предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?

Направление развития , для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом . Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека.

Выделяют следующие критерии общественного прогресса:

1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;

2) ослабление конфронтации между людьми;

3) утверждение демократии;

4) рост нравственности и духовности общества;

5) совершенствование человеческих отношений;

6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития - регрессе.

Регресс - развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему . Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.

Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма и все эти процессы, и виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс технический - от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом.

Кроме направлений выделяют также формы развития общества .

Самой распространенной формой общественного развития является эволюция - постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Характер эволюции - постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники.

При определенных условиях, общественные изменения происходят в форме революции - это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долго или кратковременные, в одном или нескольких государствах, в одной сфере. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества - экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной. Такие революции вызывают сильные эмоции и массовую активность людей. Примером может служить российская революция 1917 г.

Общественные изменения происходят и в форме реформы - это комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. Например, экономическая реформа, реформа образования.

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения представляют собой наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда. Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей. Степень удовлетворения этих потребностей – материальных, социальных, духовных – выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв., когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

Осуществление в обществе следующих типов деятельности определяет основные его элементы, или сферы общественной жизни – устойчивые области человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера:

экономическая деятельность , выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

социальная деятельность , проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

организационно-управленческая деятельность , представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

духовная деятельность , заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.



Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:

производительные силы , или экономические факторы производства;

производственные отношения , основа которых – отношения собственности.

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей. Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в результате их совместной деятельности.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы. Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка. В нормально функционирующей экономической системе государство влияет на экономику, но не подменяет собой рыночные механизмы.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления».

Социальная сфера общества это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности. Традиционно выделяют три основных типа общностей:

естественно-исторические – раса, поколение, пол;

этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах. В нее входят быт, услуги, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг, то есть все, что направленно на обслуживание жизненных потребностей человека.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д. Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления . Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи , то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов , чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

Политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д. Первичным моментом политики являются отношения между социальными группами по поводу власти: в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание , или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей; и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии. Правосознание является выражением господствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии.

Духовная сфера – это подсистема общества, обеспечивающая производство, распределение и хранение ценностей общества, способных удовлетворять духовные потребности человека, воспроизводить его духовный мир. Духовная сфера имеет сложную структуру, представляющую совокупность элементов, находящихся в диалектическом единстве: философия, наука, искусство, религия, право, мораль.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной: с одной стороны – идеология, с другой – философия, искусство. Особое положение занимает религия, которая может занимать ту или иную сторону. В этом дуализме заключена духовная движущая сила общественного развития, поскольку раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Стержнем духовной сферы является общественное сознание, представляющее собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном историческом этапе его развития.

Духовная сфера общественной жизни тесно связана с экономической: ее структура также включает потребности, интересы и производство ценностей, однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, например, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее воспроизводить, слушать. Духовное производство также отличается от материального: в духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить большое количество потребителей, в то время как в материальном производстве, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Таким образом, в материальное производство ограничен доступ потребителей, в духовное – производителей; в материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное – самодостаточно.

С понятием общества тесно связано понятие социальной действительности как общественной жизни во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества разнообразных аспектов деятельности людей и результатов их деятельности и качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека. Человеческая деятельность качественно отлична от поведения животных тем, что:

– человеку присуща сознательная постановка цели, у него есть свободное целеполагание, чего нет у животных;

– человек создает и совершенствует средства деятельности, в то время как животные пользуются данными от природы средствами (зубы, когти и др.) или же изредка – взятыми из окружающей среды предметами.

Социальная действительность состоит из социальных субъектов – людей, социальных групп, общественных учреждений, созданных людьми техники, предметов быта и др. Принципиальное отличие социальных объектов от материальных состоит в том, что социальные объекты представляют собой совокупность объективного и субъективного; в социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей.

Общество представляет собой самодостаточную систему, не нуждающуюся ни в каких внешних толчках или силах. Источники изменения и функционирования находятся внутри самого общества. Будучи саморазвивающейся системой, общество имеет три основных источника саморазвития, не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий объективно, то есть независимо от воли и сознания человека, подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктами человеческой деятельности, и прежде всего труда. И в-третьих, это человеческая субъективность, духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Таким образом, общество – это целостная система, все элементы которой находятся в тесной связи друг с другом и существуют в единстве. Нарушения в функционировании одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Более того в обществе действуют общие закономерности, реализующиеся во всех сферах общества и определяющие их характер. Вместе с тем, каждую сферу жизни общества следует рассматривать как целостную, образованную множеством взаимодействующих элементов.

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Понятие общества. Сферы общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Рыночные отношения в современной экономике.

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Государство, его признаки.

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).
Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от
других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:
1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
3) монополия на легальное применение насилия.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Правовое государство.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Образование и его роль в развитии общества.

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образова ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования. В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Наука и общество

Речь идёт об экономической, социальной, политической, правовой, духовной сферах общественной жизни.

1) Экономическая сфера жизни общества

Она включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. Эта сфера функционирования промышленного и с/х произ-ва, товарного обращения, банковской деятельности, реализации всех совокупных экономических отношений между людьми. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, на котором организуется хоз-ная жизнь страны, взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное, эконом. сотрудничество. Она предстает как сфера функционирования способа произ-ва материальных благ, которая оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества. Речь идет не только об производстве пищи, одежды, жилища, средств передвижения и связи, без которых не мыслима жизнь общества, но и материального обеспечения существования социальной сферы (здравоохранения, народного образования, быта, отдыха), а также полит. и духовной сфер жизни общества.

Материальное произ-во лежит в основе развития социальной структуры общества, т.е. определяет существование классов и других социальных слоев общества и групп. Материальное произ-во оказывает существенное влияние на развитие духовной жизни общества, не только в плане ее материального обеспечения, но и в том плане, что экономич. отношения воздействуют в определенном образе на развитие морали, искусства, науки. Так рыночная экономика порождает рыночное сознание – эконом., полит., моральное и т.д.

Вывод: Способ произ-ва материальных благ (прямо или косвенно) воздействует на все стороны жизни общества. Исходя из этого можно сказать, что значение эконом. сферы для развития общества является основополагающей.

2) Социальная сфера жизни общества

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющих в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежь, лиц пожилого возраста), а также национ. общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности. Эта сфера воспроизводства общественной жизни и каждого человека. Речь идет: а) о создании здоровых условий произ-ной дея-ти людей; б) об обеспечении уровня жизни всех слоев населения; в) о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения; г) о соблюдении соц. справедливости при реализации каждого человека своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; д) о распределении противоречий вытекающих из соц. расслоения общества; е) о соц. защите соответствующих слоев населения.


Имеется ввиду регулирования всего комплекса соц-классовых и национальных отношений, касающихся труда, образования, быта и уровня жизни людей.

Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования соц. сферы на это должна быть направлена социальная политика государства.

3) Политическая сфера жизни общества

Политическая сфера есть пространство полит. деятельности классов, других соц. групп, национ. общностей, политич. партий и движений, разного рода обществ. организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся полит. отношениях и направлены на реализацию их полит. интересов. Эти их интересы касаются прежде всего полит. власти, а также реализации их полит. прав и свободы. В интересах одних субъектов упрочнение существ. власти, другие пытаются ее устранить, третьи стремятся к тому, что бы разделить пол. власть с другими субъектами. В итоге все желают в той или иной форме оказать влияние на полит. события в собств. интересах.

Политическая дея-ть людей и в целом полит. жизнь общества осуществляются в рамках сформировавшихся в ней полит. системы . Наиболее важные элементы системы это институты полит. власти (дума, правительство), права и идеологии. Ведущим звеном полит. жизни общества является государство. Ведь главное в полит. отношениях людей – вопрос о власти прежде всего государства. Органы гос-ва могут воздействовать на все звенья полит. системы общества. Гос-во выступает прежде всего как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою дея-ть в интересах господствующих в обществе соц- классовых сил. Стоит задача демократизировать, т.е. подчинить интересы народа деятельности гос-ва.

4) Правовая сфера жизни общества

Правовая сфера – это сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и гос-вом, регулированных действующим правом.

Право представляет собой систему правовых норм и правил поведения людей запрещающих или разрешающих им определенную деят-ть. В одних случаях следует запретительных причин: «Запрещено всё, что не разрешено». В других случаях в основу правовых норм положено разрешительный принцип: «Разрешено всё, что не запрещено». Данный принцип в большей степени обеспечить свободу личности, хотя может привести к проявлениям своеволия и произвола. Важно во время законодательно закрепить то, что наносит вред интересам людей и общества.

Право выступает как мера свободы личности в пределах того, что разрешено правом и законом личности и защищены гос-вом. За этим пределом она обязана следовать запретам установленные законом. Право выражает интересы общества различных соц. групп, прежде всего классов. Правовые нормы устанавливается гос-во, которое обеспечивает их выполнение. Сами они направлены на поддержание в обществе формального юридического равенства или равенства всех людей перед законом, а также свободы и справедливости. В этом заключается роль и значение права. Особое значение имеет права людей на жизнь, свободу мысли и дея-ти на собственность, а также на свободу перемещения, свободу слова, печати, вероисповедания. Гос-во, в котором обеспечивается верховенство закона называется правовым.

5) Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей и их создания, распространения и усвоения разных слоями общества. Под духовными ценностями подразумевается: а) предметы живописи, музыки, литературные произведения; б) знания людей, наука; в) моральные нормы поведения; г) религиозные сознания и т.д. Словом всё то, что составляет духовное содержание обществ. жизни или духовной общность. Важнейшее значение имеет духовное общение людей.

Большое значение в развитии духовной жизни общества имеет: а) дея-ть учреждений, выполняющих функции образоват. воспитания от начальной школы до института; б) атмосфера семейного воспитания человека; в) круг его друзей.

Одна из фундаментальных проблем развития соврем. общества заключается в том, чтобы сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подленным духовным ценностям и отвратить от ложного, разрушающее челов. душу и общество.



Похожие статьи