Пореформенная эпоха донбасса 19 век. Развитие донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА Крестьянская рефор-

ма 1861 г. стала выдаю­щейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России. Отмена крепостного права создала условия для утверждения капитализма как в го­роде, так и в деревне.

Условия освобождения выходящих из крепостной за­висимости крестьян были изложены в Положениях 19 февраля 1861 г. Бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, провоз­глашался юридически свободным.

Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью поме­щика, в том числе и та, которая находилась в распоря­жении крестьян. Они должны были выкупить свою усадебную и надельную землю. До выкупа своих наделов крестьяне назывались «временнообязанными», т.е. дол­жны были продолжать нести повинности в виде барщи­ны или оброка.

Нормы крестьянских наделов, как правило, были ниже старых, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать «лишние земли» у своих бывших крестьян.

Согласно Положению территория Донбасса относилась к тому району, где душевной надел составлял от 3 до 6,5 десятин (Екатеринославская губерния) и от 3 до 4,5 деся-

тин (Харьковская губерния). Однако большинство крес­тьян получили в пределах 3-4 десятин на мужскую душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. По подсчетам экономистов, для обеспечения минималь­ных потребностей крестьянского хозяйства (его воспроиз­водства и уплаты многочисленных податей) требовалось от 5 до 8 десятин на душу (в зависимости от региона).

Таким образом, большинство бывших помещичьих крестьян не получили этой необходимой нормы. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики имели пра- I во переселить крестьян на заведомо негодные земли. По­мещичье землевладение в крае сохранилось. Так, в Славянском уезде 25,5%, в Бахмутском - 57,1% от об­щего количества земли осталось в собственности помещи­ков. Значительная часть помещичьих крестьян (в Бахмутском уезде до 25%) получила так называемые дар­ственные наделы - по одной десятине на ревизскую душу.

Получив дарственный надел и ликвидировав всякие от­ношения с помещиками, некоторые крестьяне сумели приобрести по дешевым ценам землю и оказались в луч­шем положении, чем те, кто перешел на выкуп. Количе­ство купленной земли в Екатеринославскои губернии превышало надельную в два с лишним раза и составляло 214% . При этом в среднем на один двор при покупке при­ходилось от 6,2 до 16,1 десятин.

В 1865-1866 гг. была проведена реформа некрепостных крестьян - военных поселян, казаков, колонистов. При­надлежавшие им земли были за выкуп переданы в соб­ственность общин, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этой категории кресть­ян составлял от 9 до 15 десятин на ревизскую душу.

В большинстве своем крестьянская семья имела недо- статочно земли для ведения товарного рентабельного хо­зяйства. Часть крестьян, чтобы поддержать свое хозяйство, прибегали к аренде земли не только у помещи-

ков, но и у более зажиточных односельчан, к отходничеству или к другим формам найма рабочих рук. Появление этой прослойки способствовало развитию капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Для управления крестьянами были созданы новые органы крестьянского управления. За основу была взята двухъярусная система управления, введенная ранее для государственных крестьян: нижнее звено - сельское об­щество во главе со старостой, верхнее - волость во главе с волостным старшиной. Волости составили низшее зве­но административного устройства.

И ГОРОДСКИЕ ДУМЫ империи вводилась новая система

государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Зем­ские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четко зафик­сированную в законе структуру: распорядительные орга­ны - губернские и уездные земские собрания, и исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. Те и другие избирались на трехлетний срок. Чле­ны земских собраний назывались гласными, т.е. имевши­ми право голоса.

При земских управах по мере усложнения хозяйствен­ных функций, вызванных активным проникновением бур­жуазных форм хозяйствования в местный уклад, появлялись, помимо канцелярий, специальные подразде­ления: экономические, агрономические, по образованию, страховые, кредитно-паевые, ломбардные и т.д.

Выборы гласных производились на трех избиратель­ных съездах по куриям. В первую курию - уездных зем­левладельцев - входили собственники не менее 200 тыс. десятин земли независимо от их сословной принадлеж-

ности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из представителей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не со­здавало каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вна­чале сельские общества посылали представителей на во­лостные сходы, которые выдвигали «выборщиков», а те, в свою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное чис­ло гласных. В результате помещики получили большин­ство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избира- лись на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий перевес.

Земства вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России. В Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уезд­ное земство. Мариупольское уездное земство выделилось из Александровского в 1873 г.

Деятельность земств с самого начала была строго огра­ничена узкими рамками чисто хозяйственных «польз и нужд» данной местности: устройством и содержанием ме­стных путей сообщения, земских школ, больниц, богаде­лен и приходов; попечением о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы, взаимного страхования, местного продовольственного обес­печения; строительством местных дорог и мостов; содержа­нием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не

имели права заниматься политической деятельностью. На­рушение рамок компетенции каралось законом.

Земства сыграли большую роль в разных областях хо­зяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад В распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было со­здано 108 земских школ, которые по праву считались луч­шими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к нача­лу XX в. «вся площадь Бахмутского уезда была разделе­на на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечеб­ницах... Дело лечебной помощи велось при помощи 11 врачей, 41 фельдшера и 8 фельдшериц-акушерок». В Ма­риупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих во­лостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуще­ствлялись бесплатно.

Земства оказывали содействие распространению агро­номических знаний в деревне. Например, при Бахмутс-кой земской управе «состояли землемер, агроном, инструктор-садовод». В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный ма­териал. С целью улучшения ведения земледельческих ра­бот создавались показательные поля (участки).

Земства сыграли выдающуюся роль и в формировании гражданского общества на селе, появлении «третьего эле­мента», как стали называть земских врачей, учителей, аг­рономов, статистиков.

Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. 16 июля 1870 г. был утвержден проект нового Городового положе-

ния. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4 года. На заседании Думы избирался исполнительный орган об­щественного управления - управа и городской голова, ко­торый являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного органов.

Компетенция городского самоуправления, как и зем­ского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленнос­ти, о здравоохранении и образовании, принятие противо­пожарных и санитарных мер. В частности, городская Дума Бахмута в 1899 г. состояла из головы В. Першина и 25 «гласных». В этом году члены Думы собирались на шесть сессий, где рассмотрели 83 вопроса, кроме того, со­зывалось 52 коллегии, на повестку дня которых было по­ставлено 359 вопросов.

Голова Бахмута Василий Першин принадлежал к од­ному из самых старых купеческих родов. Его предок был одним из зачинателей салотопильного производства в го­роде. В. Першин посвятил себя общественной деятельно­сти. Миллионов он не нажил и даже не входил в число богатых домовладельцев. В 1912 г. он был избран Почет­ным жителем города, что было большой честью для куп­ца в России.

Новые органы городского самоуправления сыграли не­малую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В пореформенный пе-

риод в Украине завер­шился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономичес­ком развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были чер­ная металлургия и угледобывающая промышленность.

В связи с быстрым развитием промышленности и рос­том городов, а также более интенсивной работой транспор­та заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза.

Характерной чертой развития угольной промышлен­ности бассейна в рассматриваемый период было расшире­ние и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

В конце XIX в. набирает размах акционерное предпри­нимательство на базе уже действующих рудников, кото­рые принадлежали индивидуальным собственникам. О пысоком удельном весе акционерных предприятий сви­детельствует тот факт, что в 1900 г. на их долю приходи­лось 75% всего добытого в бассейне угля. Одновременно с развитием промышленности зарождается черная мета-лургия.

В 1866 г. на очень выгодных условиях получил кон­ цессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего и конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение - в 24 тыс. фунтов стерлингов) англий- скому заводчику Джону Юзу,

который начал Юзовка. Коксовые печи завода

переговоры с пра- Новороссийского общества.

вительством о постройке в Донецком крае завода чугу­ноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.

По условиям договора с царским правительством Джон Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс - в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 г. после продолжительного ремонта был проведен первый выпуск чугуна.

С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. С середины 70-х гг. он превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происхо­дило в большинстве своем за счет иностранных инвести­ций - американских, английских, французских, бельгийских и германских.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на вто­рой план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее ме­сто в металлургии Юга, производя 70% всего южного чу­гуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По про­изводству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных райо­нов сталепроволочного и рельсового производства.

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горя­чего доменного дутья. Новая техника и технология - бес­семеровские и томасовские конверторы, мартеновские

печи - нашли с самого начала свое применение в сталелитейном произ-подстве. И в дальнейшем продолжа­лась механизация и совершенство­вание металлургического производ­ства, в котором участвовали вы­дающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимай-ло, М. К. Курако и др.

Памятник М. Курако г. Енакиево.

Рост каменноугольной и метал­лургической промышленности спо­собствовал развитию металлообра­батывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприя­тий Донбасса хорошо оборудованны­ми были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константинов-ке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксо­вое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроитель­ных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х родах немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена со­довыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Пер-венцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо обо­рудованный содовый завод, построенный в 90-е годы об­ществом «Любимов, Сольве и Ко» в селе Третья Рота близ Лисичанска. Донбасс давал стране также поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахму-та и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянс-кс и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное

в России предприятие А. А. Ауэрбаха по производству рту­ти из добывавшейся здесь же руды (киновари).

Одновременно существовало множество мелких полу­кустарных предприятий по переработке сельскохозяй­ственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т.д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разно­го рода предприятий и заведений металлообрабатываю­щей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

Донбасс стал одним из основных центров тяжелой про­мышленности царской России, в котором к началу XX века переплетаются и мирно сосуществуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностран­ных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших развитию экономики региона, созданию первых в России монопольных объе­динений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ Бурное железнодорожное стро-

СТРОИТЕЛЬСТВО ительство оказало большое влия-

ние на развитие всех отраслей промышленности, перемещение рабочей силы, рост внут­реннего рынка и городов и появление рабочих поселков.

Линии железных дорог в России за 40 пореформенных лет выросли в 20 раз (к 1900 г. их протяженность соста­вила 50 тыс. км).

В 1857 г: было учреждено Главное общество железных дорог и разработана широкая программа железнодорож­ного строительства. 60-70-е гг. XIX в. вошли в историю как время «железнодорожной горячки». Тогда не было более заманчивой возможности обогащения, чем участие в железнодорожных делах. Так, С. С. Поляков, содержа-

Железнодорожная станция Хариызск

тель небольшой почтовой станции, занявшись железнодо­рожными концессиями, нажил огромный капитал, а за­тем стал во главе ряда банков и промышленных предприятий России. Он являлся владельцем построен­ных в 60-е годы Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог, пересекающих Донбасс с севера на юг, центральную и восточную часть Донбасса. В эти же годы началось движение на Констан-тиновской и Донецкой каменноугольной дорогах.

В 1884 г. на казенные средства подрядным способом была построена Екатерининская железная дорога, соединяющая важные сырьевые районы Украины - До­нецкий каменноугольный и Криворожский железноруд-ный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога. Эксплуатационная дли­на всех линий и ветвей магистрали составила 2723 версты*,

* Верста -1,0668 км

за это же время густой сетью рельсовых путей покрылась и донецкая степь. В районе экономического влияния же­лезной дороги, который включал в себя территорию общей площадью 131,6 тыс. кв. верст, находилась большая часть южного горнопромышленного района с Донецким камен­ноугольным, Криворожским железнорудным и Никополь­ским марганцеворудным бассейнами. По своей длине она занимала 4 место, а по количеству перевозимых грузов - первое место среди российских железных дорог.

Параллельно с развитием донецкой рельсовой сети шла постройка ветвей местного пользования, строящихся на деньги предпринимателей. К началу века насчитывалось 102 ветви общей протяженностью 310 верст. Наличие широкой сети подъездных путей значительно уменьшило потери на транспортировку минерального топлива и прак­тически полностью ликвидировало зависимость предпри­нимателя от погодных условий.

Однако строились железные дороги почти без приме­нения механизации. Нищая деревня обеспечивала стройки дешевой рабочей силой. Основные земляные ра­боты выполняли грабари - рабочие с собственной подво­дой и лошадью.

К началу XX в. юг Украины по густоте железнодорож­ной сети стал на первое место в России. Так, например, в Екатеринославской губернии на 1000 кв. км. простран­ства приходилось в 1904 г. 37,9 км. железнодорожной сети при 9,9 км. в среднем по России. Однако и эта наи­более высокая оснащенность Юга железнодорожными пу­тями была значительно ниже средней оснащенности железных дорог промышленно развитых стран Западной Европы. Несмотря на это железные дороги сыграли ре­шающую роль в развитии Донбасса и всей промышлен­ности Юга Украины.

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ Природные богатства края,

прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабо­чая сила привлекали предпринимателей из Англии, Фран-ции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки.

Иностранные капиталисты, опекаемые царским пра вительством, на льготных условиях строили металлурги­ческие и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг.) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Приме чательно, что прибыль иностранных промышленником, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввози-мые иностранные товары, русская промышленность на-ходилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Это состояние дел привело к тому, что, нацелившись на Россию, иностран­цы предпочли быть там не купцами, а банкирами.

Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство Рос-сии значительно оздоровилось. Финансовая реформа С Ю. Витте позво­лила установить твердое денежное обращение, что из­бавляло иностран­цев от риска потери на колеб­лющейся нетвер­дой валюте. Во ввозе иностранного капитала были за- Юзовка. Завод Новороссийского общества

интересованы и сами отечественные капиталисты, кото­рые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.

В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные пред­приниматели предпочитали помещать средства преиму­щественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодо­рожные линии. В руках иностранцев была сосредоточе­на половина акционерного и три четверти облигационного капитала русских железных дорог. С 80-х гг. правитель­ство стало выкупать частные железные дороги и к нача­лу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства.

Затем иностранный капитал устремился в промышлен­ность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционер­ное общество с иностранными капиталами - «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлурги­ческих заводов, 11 из которых были построены в большин­стве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донец-ко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Про-виданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.

Донбасс также был основным промышленным райо­ном приложения иностранных капиталов в каменно­угольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г.), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество - «Общество Южно-Русской каменноугольной

промышленности», в создании которого был заинтересо­ван французский капитал. К 1900 году происходит кон­центрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий, т. к. более мелкие и слабые были поглощены более сильными и крупными. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт остается 84. Акцио­нерных обществ было 44, 25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вло­живших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для дру­гих целей, нежели обеспечение производства. И если вок­руг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Прибыльность каменноугольных и металлургических предприятий колебалась от 14% до 20%, иногда до 40% с дивидендных бумаг.

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрас-ли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т.д. В этот пери­од возникли стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «До­нецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огне­упорной и керамической продукции», машинострои­тельный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.

Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные распо­лагались в основном в Санкт-Петербурге. Основная масса предприятий, в которых в той или иной мере участвовали иностранцы, действовала на основании русских уставов (например, из 11 металлургических заводов всего 5 дей-

ствовало по иностранным уставам). Акции основной части обществ котировались (были приняты) на иностранных биржах. Финансовыми операциями по вложению капита­лов в южную промышленность занимались главным обра­зом римские, брюссельские и немецкие банки. Однако, ввод иностранных капиталов имел и отрицательные по­следствия, так как нужно было обеспечить «услуги за ус­луги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые уступки в торговом договоре с Рос­сией 16 сентября 1905 г. В определенную зависимость по­падали отдельные банки и предприятия. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за грани­цу, а не шли на развитие российской промышленности.

ФОРМИРОВАНИЕ Основной причи-

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭЛИТЫ ной, вызвавшей появ­ление буржуазии как социальной группы в Донбассе, было капиталистическое развитие России с уничтожением крепостного права и последующими реформами, ставшее основной тенденцией социально-экономического переустройства страны.

По степени концентрации производства и капитала буржуазию Донбасса можно разделить на крупную, сред­нюю и мелкую. Так же условно ее можно разделить на промышленную и торговую.

Развитие угольной промышленности в 60-х гг. XIX в. привело к расширению состава предпринимателей. Значи­тельно возрастает количество углепромышленников из местных помещиков, большинство которых проводили разработку угля на собственных землях. Это и И. Г. Ило­вайский, В. П. Рутченко, П. А. Карпов и др. Однако мно­гие предприниматели из местных помещиков не смогли справиться с различными трудностями, разорились и были вынуждены продавать или сдавать в аренду свои земли.

С конца 60-х гг. начинается приток купеческих капи­талов в угольную промышленность Донбасса. В основном преобладало мелкое и среднее купечество. Среди них мож­но назвать И. Л. Уманского, Самуила Полякова (одного из основателей клана банкиров и промышленников Поля­ковых), А. К. Алчевского и др. В восточной части Донбас­са, расположенной на территории Войска Донского, значительно увеличивалось количество промышленников из казаков, что являлось особенностью этой части регио­на. Наиболее заметный вклад оставили торговые казаки Байдалановы, С. Н. Корнеев, И. С. Кошкин, семья Пере-селенковых и др. Лишь немногим крестьянам и казакам удавалось со временем стать крупными предпринимате­лями. К их числу принадлежал Я. Древицкий.

Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Дон­басса комплектовалась преимущественно за счет помещи­ков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет при­тока таких социальных слоев, как купечество, интелли­генция и предприниматели-иностранцы.

Среди немецких предпринимателей кроме зятя «сталь­ного короля» Гартмана известен был так же директор Дрез­денского банка Д. С. Шершевский, входивший в правление различных компаний, Фарке - создатель нескольких предприятий в Бахмуте. Бельгийцы концентрировались в основном в металлургической и машиностроительной от­раслях: инженер А. А. Нев,Боссе и др. Но наиболее много­численной и влиятельной группой были французы. Например, Дарен был предпринимателем правления «До-нецко-Юрьевского металлургического завода», куда вхо­дили и финансисты из Лиона Боннардель и А. А. Фредерикс.

Одной из особенностей развития тяжелой индустрии Юга было то, что создавалась она на акционерных основах. Поэтому значительное влияние приобретает верхушка уп-

равляющих акционерными предприятиями, которая со­стояла из директоров и членов правления и советов акцио­нерных товариществ, директоров промышленных предприятий и др. Значительную часть этого слоя горно­промышленной буржуазии составляли представители вто­рого поколения собственников шахт и заводов, которые получили техническое образование. Как правило, они получали по наследству места в правлениях и советах: Д. А. Алчевский, М. Л. Успенсий, Д. И. Иловайский и др. Значительный процент среди высших управляющих составляли представители технической интеллигенции, главным образом горные инженеры, которые со временем становились достаточно влиятельными фигурами в про­мышленном свете. К ним принадлежат Н. С. Авдаков, А. М. Завадский, А. В. Миненков, А. А. Ауэрбах, Ф. Е. Енакиев, А. Н. Горлов и др.

В 90-х гг. XIX в. начинается сращивание банков с про­мышленностью. Это привело к установлению тесных свя­зей донецких капиталистов со столичной промышленной финансовой буржуазией, и, соответственно, к расшире­нию состава буржуазии Донбасса. Здесь встречаются

такие имена как А. Ю. Рот-штейн, А. Ф. Кох, А. И. Му-раний и др.

Кроме крупной буржуа­ зии, существенную роль играла средняя буржуазия. Это горнопромышленники, владельцы промышленных предприятий, банкирских контор, купцы, служащие банков. Они часто избира­ лись гласными земских уп­ рав и городских дум, А. Н. Горлов городскими головами, вкла-

дывали свои средства в развитие образования, строитель­ство храмов и церквей. Например, семейный клан бра­тьев Французовых, Д. П. Хараджаев, Д. Н. Иванов и др. Таким образом, в результате кардинальных изменений индустриальная буржуазия Донбасса постепенно пре­вращалась в класс капиталистического общества, который консолидировал в себе разнородные социальные элементы.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ Перестройка экономики на

ИЛОВАЙСКИЕ капиталистический лад открыла

широкую дорогу инициативным и талантливым людям. Такими предпринимателями в Донбассе была семья помещиков Иловайских. Иван Гри­горьевич Иловайский - есаул Войска Донского - при­ступил к разработке угля на своих землях еще в дореформенный период. Он во время железнодорожной лихорадки 60-70-х гг. расширяет масштабы производства и улучшает механизацию рудника. Техническая реконст­рукция рудника наряду с жестокой эксплуатацией рабо-чих позволили предпринимателю не только увеличить добычу угля, но и расширить его ассортимент: на шахтах стали добывать коксующийся уголь. В отличие от других помещиков, которые не хотели расставаться со своими землями, Иловайский продает свои земельные владения (из 60 тыс. десятин остается 173 десятины земли), что позволило провести реконструкцию рудника.

В результате уже в начале 80-х гг. И. Г. Иловайский становится одним из известных горнопромышленников Донбасса, на руднике которого действуют 5 шахт (назван­ные именами его детей), оснащенных паровыми маши­нами, а между рудником и станцией Харцызск на его деньги была проложена железнодорожная ветка протя­женностью 14,5 верст.

В середине 80-х годов XIX в. он построил в Макеевке

трубный завод, затем основал химический завод, стал пай­щиком французского акционерного общества «Унион».

В конце 70-х годов И. Г. Иловайский оказался в числе пяти инициаторов совещания, на котором родилась идея созыва съезда горнопромышленников Юга России.

Активную и успешную предпринимательскую деятель­ность И. Г. Иловайского продолжил его сын Дмитрий. Он получил техническое образование (инженер) и реоргани­зовал свое предприятие на акционерной основе. В 1895 г. он выступил инициатором образования «Российского До­нецкого товарищества каменноугольной и заводской про­мышленности», которому продал за 3,5 млн. рублей свои рудники. Купив большой пакет акций этого предприятия, Д. И. Иловайский позднее принимал активное участие в деятельности компании, занимая должность или дирек­тора, или члена правления. Затем в 1897 г. он, действуя от имени Русско-Донецкого товарищества, принял актив­ное участие в образовании большого металлургического общества - Генерального общества чугунолитейных, же­лезных и сталелитейных заводов России. Его конт­рольный пакет акций был приобретен Русско-Донецким обществом, а Иловайский купил еще 500 акций из 4000, которые были в обороте. Все это позволило ему, исполь­зуя акционерную форму, в значительной мере направить в своих интересах деятельность двух крупных горнопро­мышленных обществ Юга. Дмитрий Иловайский продол­жал работу отца, участвуя в съездах горнопромыш­ленников Юга России.

ДЖОН ДЖЕЙМС ЮЗ Д. Юз является основателем

(1814-1889) Юзовского завода (сейчас Донец-

кий металлургический завод). Он родился в 1914 году в Мертир Тидвиле (Южный Уэльс). Сын инженера Джон Юз, благодаря своему талан-

ту, знаниям и предприимчи­вости сумел сделать блестя­щую карьеру. Уже в 28 лет он имел собственную судострои­тельную верфь, проявил себя как новатор-технолог. В 1852 году Д. Юз приобрел завод «Уксайд» в Ньюпорте. В1860 г. он получает место в совете директоров ассоциации ко­раблестроителей-предприни­мателей «Миллуолл Энджи-ниринг и Шипбилдинг Ком-пани», а позже становится директором компании. Ин­женерный талант Юза в 1854 г. приобретает международ­ное признание и авторитет.

В 1867г. в Лондоне Юз основал «Новороссийское об­щество каменноугольного, железного и рельсового произ­водства» с капиталом в 300 тыс. фунтов стерлингов. С этим обществом правительство России заключило кон­тракт, получивший 18 апреля 1869 г. Высочайшую санк­цию. В Лондоне существовал совет директоров компании, но фактически ею руководили директора-распорядители: в Лондоне - Джон Гуч, в России - Джон Юз.

В 1869 г. Юз приехал в Донбасс и поселился на хуторе помещицы Смоляниновой. Здесь он построил кузницу и стал планировать строительство металлургического заво­да. 24 января 1872 г. начала работать первая домна. Вме­сте с Юзом приехала его семья и около 100 англичан, которые принялись за активное строительство завода. Юз впервые в России запустил 8 коксовых печей, открыл так­же ряд шахт, построил железнодорожную ветку.

В 1879 году входят в строй сталеплавильные мартенов­ские печи и завод по производству огнеупорного кирпи-

ча. Полученную прибыль Юз вкладывает в производство, что позволило ему довести выплавку чугуна до 5 млн. пу­дов в год. Вместе с заводом развивается и заводской по­селок Юзовка. Согласно переписи населения 1897 г. здесь проживало свыше 28 тыс. человек. Работали банк, шко­ла, больница. Были построены церкви. Здесь находился дом самого Джона Юза и здание его конторы.

Умер Джон Юз в 1889 году, оставив сыновьям состоя­ние, превышающее 1 млн. рублей золотом и должности директоров-распорядителей «Новороссийского общества».

Таким образом, роль Д. Юза в процессе индустриали­зации и промышленного подъема Донбасса очевидна. И не столько жажда наживы, сколько неиссякаемая энер­гия и его стремление к поиску новых форм стали главны­ми причинами, побудившими Юза превратить глухую степь, удаленную от губернских центров, в один из важ­нейших экономических районов государства.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ Развитие внутренней тор-

говли в пореформенное время было закономерным результатом капиталистических пре­образований. Это развитие было одновременно и услови­ем, и следствием модернизации экономики. Усилившаяся товарность помещичьих и крестьянских хозяйств, рассло­ение крестьянства, промышленный переворот и индуст­риализация, рост городов и поселков - все эти факторы влияли на рост торговли. Кроме того, развитию торгов­ли в регионе способствовало расширение банковской и ак­ционерной систем, рост сети магазинов, складов, усовершенс-твование морского порта, появление новых средств связи - почты и телеграфа.

Одним из главных объектов торговли были хлеб (зер­но) и уголь, каждого из которых только из Мариуполя в начале 90-х гг. XIX в. вывозилось до 10 млн. пудов. В ре-

гионе был открыт также целый ряд магазинов и складов по продаже угля. Из промышленных товаров предметами торговли выступали кирпич, цемент, известь, металл. В частности, Новороссийское общество выдавало на рынок уголь, кокс, стальные рельсы, железо, оси, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство. Так, в 80-х годах в Бахмутском уезде было два винокуренных завода (в Трудовском и Авдотьино), и один - в Мариупольском уезде (в Майорском).

Важным объектом торговли становится соль.

Рост городов, появление новых промышленных посел­ков способствовали развитию стационарной торговли. Только Бахмутская торговая сеть в начале XX в. состоя­ла из 13 мануфактурных лавок, 52 галантерейных, 61 по­судных, 4 колбасных, 4 мясных, 10 хлебных, 1 соляной, 7 кожевенных, 2 писчебумажных, 2 лавок восковых све­чей, 18 винных лавок и 4 пивных.



Расширяется география торговых отношений. Так, ма­риупольскую муку отправляли в Ейск, Бердянск, Керчь, Феодосию. Земледельческие орудия труда Мариупольско-

го завода Нарова шли в Донецкий регион и Таврическую губернию. Из Мариуполя вывозились внутрь России рыба, фрукты и огородная зелень. Рыбы отправлялось на 200 тыс. рублей, а фруктов из местных садов - до 100 тыс. рублей. Сырье в регион поставлялось из различных угол­ков Украины и России. В частности, кожа и сало для мы­ловаренных заводов из Кубанской области, Черноморского округа, Донской области, воск - из Рос­това, хмель - из Варшавы и Волынской губернии, чугун на тонкую и прочную работу - из уральских заводов.

К концу XX в. особое место в Донбассе приобретает яр­марочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Только в Бахмуте еже­годно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами сельских ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гри­шине, Калиновка, Верхнее. По разряду они относились к средним розничным и проводились в сроки до 7 дней. Го­довой оборот Бахмутских ярмарок составлял 200-400 тыс. рублей. В Мариуполе ежегодно проводилось 4 ярмарки. Обороты мариупольских ярмарок иногда были несколько выше, что объясняется особой ролью Мариуполя-порта в торговле. Ярмарки в регионе не играли определяющей роли в общеуездной торговле, но почти полностью обеспе­чивали внутренние потребности этого крупного промыш­ленного региона.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ В 90-х годах происходит

СВЯЗИ расширение рынков сбыта.

Усиливается вывоз мине­рального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным потребителем топлива становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышлен­ностью.

Эти же годы были началом расширения поставок топ-

лива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом. Однако, в основном спрос на продукцию угольной промышленности рос в первую очередь в грани­цах Донецко-Приднепровского комплекса, основного ин­дустриального района Украины.

В начале 90-х годов предприниматели начинают про­являть большую заинтересованность в балканском рынке сбыта. Высокое качество и богатый ассортимент донецко­го угля, территориальная близость Донбасса к Констан­тинополю, завершение строительства Мариупольского порта, развитие парового каботажа на Азовском и Черном морях - все это создавало благоприятные условия для организации сбыта донецкого угля в Турцию и его успеш­ной конкуренции с английским углем.

Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из наиболее крупных акционерных компаний Донбасса - «Горное и промышленное товарищество на юге России» - отправи­ла из Мариуполя в Константинополь партию своей про­дукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой се­бестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.

Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финан­сов С. Ю. Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Ка­бинете министров министр финансов сумел настоять на предоставлении владельцам шахт ряда льгот. Это позво­лило предпринимателям продавать на Константинополь­ском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-1895 гг. неоднократно снижались международные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу.

Заселение и освоение края во второй половине ХVІІІ в.

Изменения в составе населения

С середины 18 века царское правительство с целью упрочения своего влияния поселяет в Причерноморье выходцев из Балканского полуострова и создает здесь военно-земледельческие поселения. В междуречье Бахмута и Лугани поселяются сербы, хорваты; молдаване, румыны, украинцы. Эти земли получили название Славяносербия (центр – г. Бахмут).

Левая сторона речки Бахмут заселялась путем свободной колонизации. Население слобод и хуторов занималось в основном солеварением. На эти земли также помещиками переселялись крепостные крестьяне из центральных районов России. Проживали здесь и государственные крестьяне. После разрушения Запорожской Сечи, часть запорожцев расселилась по зимовникам и хуторам, основывала слободы на территории нашего края.

Земли Новой Сечи и Слобожанщины интенсивно раздавались правительством в собственность офицерам, высокопоставленным чиновникам и другим дворянам.

В 1778 – 1779 гг. на территории Приазовья поселились выведенные из Крыма греки. Первоначально им отводилась территория по реке Волчьей, но затем им отвели земли между Кальмиусом и Ялами.

К концу 18 в. на территории нынешней области насчитывалось около 400 селений, в которых проживали до 200 тыс. человек, представлявших более 30 народностей, большинство составляли украинцы.

С 1765 г. Славяносербия была включена в состав Новороссийской губернии. После ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи территория между Донцом и Днепром составила Азовскую губернию, а с 1783 г. Вошла в состав Екатеринославского наместничества.

Сельское хозяйство

Во второй половине 18 в. Развивалось сельское хозяйство. В земледелии выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречиха, просо, горох; лён, коноплю. Получили распространение огородные культуры: капуста, морковь, свёкла, лук, чеснок, огурцы, арбузы, дыни. Внедрялся картофель. Более рентабельной отраслью было животноводство. Преобладало разведение крупного рогатого скота и овец на мясо. Во второй половине 18 в. Всё большее распространение получает коневодство. Садоводство и огородничество имело местное значение.

Промыслы и ремесла, зарождение промышленности

Среди промыслов ведущее место занимало солеварение, развивались рыбные промыслы.

В течение второй половины 18 в. Наблюдался рост числа мельниц (водяных и ветровых). Развивалось также винокурение, пивоварение и другие мелкие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Многие местные жители ткали полотно, шили одежду, выделывали кожи, шили кожухи и обувь.



К концу 18 в. приобретает промышленное значение добыча угля. В районе с. Верхнего началось строительство чугунолитейного завода.

Торговля и города

Развивалась ярмарочная торговля, в городах и селах были еженедельные базары. На ярмарках торговали в основном скотом и изделиями домашнего ремесла.

Развитие торговли ускоряло рост городов. К концу 18 в. хозяйственно-административными центрами становятся города Бахмут, Славянск и Мариуполь. В городах росло купеческое сословие.

Борьба против феодально-крепостнического гнета

В 1796 г. Указом царского правительства был запрещён переход помещичьих крестьян, а в 1797 г. Была введена 3-х дневная барщина. Усиление крепостнического гнёта

Вызывало недовольство и протесты местного населения – бегство, убийство помещиков, поджоги имений. В 50-х годах в крае распространилось гайдамацкое движение.

В 1765 г. На Бахмутских соляных заводах произошло выступление солеваров.

С началом крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева на территории края действовали его агитаторы.



Быт и культура

Жилища местного населения начали строиться не только из самана и дерева, но и из камня и кирпича. Дома строились с дымоходами. Разнообразнее и изысканнее стал набор домашней утвари, одежды.

При церквах организовывались церковноприходские школы. В 1772 г в Бахмуте при Покровской церкви была основана духовная семинария.

Донбасс в первой половине ХІХ века

Рост населения

В 1802 г произошли изменения в административном устройстве края. Он вошёл в состав Бахмутского, Славяносербского, части Александровского уездов, Екатеринославской, Старобельского, Изюмского и Купянского уездов Харьковской (до 1835 г. – Слободско-Украинской) губернии, области Войска Запорожского.

Благоприятные условия для жизни человека стимулировали дальнейшее заселение края. Заселение продолжалось помещичьими и государственными крестьянами, иностранными поселенцами.

В 1825 г. ряд сел, в основном бывшие слободы, были преобразованы в военные поселения. На территории нашего края селились и выходцы из Баварии и Пруссии.

В мае 1831 г. в Приазовье был переведен Дунайский полк из задунайских казаков. Из них было создано Азовское казачье войско, которое базировалось на Бердянской пустоши Мариупольского округа. В 1865 г. Азовское козачество было упразднено. Еще раньше часть казаков была переселена на Кубань. Оставшиеся казаки были обращены в гражданское состояние.

Всего к середине 19 века в Донбассе проживало не менее 400 тыс. человек.

Сельское хозяйство

В первой половине 19 в. оно занимало доминирующее положение в экономике.

В хлебопашестве наблюдалось увеличение товарных культур: пшеницы-арнаутки, ячменя, проса как крупяной культуры; лен, табак. Расширились площади под картофель.

Важное место в жизни населения занимало огородничество. В греческих селах разводили тутового шелкопряда.

Животноводство продолжало играть важную роль. Рост поголовья тонкорунных овец, стали больше разводить лошадей.

Дальнейшее развитие получило садоводство, особенно виноградарство.

Промышленность

Первая половине 19 в. характеризуется дальнейшим развитием домашних промыслов, мелких предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Правительство разрешило жителям Бахмута и Тора возобновить соледобычу.

Рост спроса на уголь ускорял развитие угледобычи.

Дальнейшее развитие промышленности стимулировало проведение геолого-разведовательных работ. Их проводил инженерно-технический персонал Луганского чугунолитейного завода. В 1858 г. В г. Енакиево был заложен металлургический завод, названный Петровским.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства, промышленности, содействовали росту товарообмена, внутренней и внешней торговли. Всё больше распространялась стационарная торговля. Важную роль в укреплении внешнеторговых связей имело строительство Мариупольского порта.

Быт и культура

Помещики улучшали свой быт. С 1827 г. началось использование дворянами Славянских соляных озер в лечебных целях.

В 1820 г. произошли массовые выступления крестьян Миусском округе Войска Донского.

В 1808 г. в Бахмуте, в 1812 г. – в Славянске были открыты малые народные училища. В 1861 г. в Бахмутской и Мариупольском уездах имелось 47 светских школ, в том числе 15 частных, в которых обучалось 1365 детей. Фактически в каждом селе функционировала церковноприходская школа.

В первой половине 19 в. возникают первые профессиональные учебные заведения: маркшейдерская школа при Луганском литейном заводе.

Народные праздники и обряды способствовали развитию устного народного творчества, духовному обогащению широких слоев населения.

Донецкая земля является родиной поэта Н.Н.Петренко («Дивлюсь я на небо», «Взяв би я бандуру».)

Наш край в годы Крымской войны

В Керченском проливе, чтобы не допустить захода судов противника в Азовское море, были затоплены негодные для ведения военных действий суда.

Тем не менее, после расчистки Керченского пролива в мае 1856 г. небольшая англо-французская эскадра вошла в Азовское море. Она попыталась нанести удары по Таганрогу и Мариуполю, высадив у этих городов десанты. Местное население отбило попытки противника. Несмотря на неудачи с десантами, эскадре удалось нарушить морскую связь материка с Крымским полуостровом.

Упущения в деятельности III отделения (его противодействие политическому террору в лице “Народной воли” оказалось несостоятельным) предопределили серьезные изменения центрального аппарата министерства внутренних дел.

Император Александр II, обеспокоенный безопасностью собственной персоны и порядком управления государством, 12 февраля 1880 года утверждает в Санкт-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.[ Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М.: «Щит-М», 1998. 32 с.]

Одним из результатов работы деятельности комиссии была убежденность царя в возможности усилений позиций самодержавия, при условии расширения функций и компетенций министерства внутренних дел.

В августе 1880 года III отделение упраздняется, а все дела передаются образованному в составе МВД Департаменту Государственной Полиции.

Одновременно с закрытием Верховной комиссии на министра возлагается заведование Корпусом Жандармов.

Благодаря реформе 1880 года МВД отводилось ведущая роль в структуре государственного управления вплоть до падения самодержавия в 1917 году. А министр являлся ключевой правительственной фигурой с уникальным набором компетенций и полномочий. По совместительству министр МВД являлся председателем Совета министров.

После реформы в составе МВД выделен департамент Полиции, который состоял из семи делопроизводств, двух отделов и агентурной части.

Распорядительное делопроизводство вело кадровую работу.

Законодательное - ведало строительством полицейских органов по всей территории страны, предупреждением антиобщественного поведения обывателей (пьянства, нищенства, “разврата”). Третье - занималось негласным сбором информации о гражданах, желающих поступить на государственную службу, а также о ведущих активную общественную деятельность. Кроме того, на него возлагался контроль за розыском преступников. Четвертое - контролировало проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. Пятое - наблюдало за исполнением решений, принятых в отношении государственных преступников. Шестое - наблюдало за производством и хранением взрывчатых веществ, контролировало соблюдение законов о винной монополии и евреях, регулировало отношения между предпринимателями и рабочими. Седьмое - руководило деятельностью сыскных отделений.[ Иванова Е.А. «Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII - начало XX в.)». Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003. - 120 с.]

В результате реформы 1880 года все дела и функции третьего отделения передавались в Отделение по охранению порядка и общественного спокойствия, которое было основано в 1866 году при градоначальнике Санкт-Петербурга. Позднее данные ведомства учреждаются и в других городах России. Основная функция отделения предупреждение и пресечение государственных преступлений посредством проведения гласных и не гласных розыскных мероприятий.

Основное внимание в работе ведомства уделялось рабочему движению, учебным заведениям, клубам, центрам общественной жизни, собраниям и демонстрациям.

Деятельность карательных органов в течении XIX века усложнялась регулярными изменениями в структуре аппарата и возрастанием народного недовольства с вязи с реформистской деятельностью государственного аппарата.

Малочисленный штат сотрудников, отсутствие четкого законодательного обеспечения, низкий уровень оплаты труда (военная профессия была престижнее) - препятствовали совершенствованию деятельности политической полиции.

Важен тот факт, что в первую половину XIX века больше внимание уделялось не разоблачению и тайному внедрению в кружки заговорщиков, а реакция на уже свершившееся противоправное деяние.

В связи с расширением агентурной сети во второй половине XIX века, преступления стали раскрываться более эффективно, но эффективность деятельности карательного аппарата, несмотря на многочисленные реформы, уступала требованиям той эпохи.

Карательный аппарат не справлялся с возложенными на него функциями.

В итоге 19 февраля 1917 года восставший народ сверг самодержавие, 19 марта был распущен Отдельный корпус жандармов. Это означало прекращение деятельности политической полиции в Российской империи.

Исследование развития карательного аппарата России в XIX веке нельзя будет назвать полным, без рассмотрения изменений произошедших в системе исполнения наказаний, под влиянием развитых стран и внутренних реформ России.

Стоить отметить, что до конца XVIII века целью являлось возмездие, наказание преступника: широко применялась практика проведения публичной смертной казни на эшафоте.

Но с начала XIX века происходит процесс гуманизации пенитенциарной системы, отчасти это происходило под влиянием западных стран, которые под влиянием эпохи инквизиций, повсеместно отказывались от такого вида наказания, как смертная казнь.

Поэтому в третьей части работы мы рассмотрим, каким образом изменились карательные меры, способы исполнения наказаний, условия содержания осужденных в России XIX века.

Вторая половина XIX – начало XX века характеризуются качественными изменениями в экономике страны, бурным развитием промышленности, культуры, социальной сферы общества. В этот период в промышленном отношении начинает занимать одно из ведущих мест в России, и, естественно, в Украине.
Можно утверждать, что на протяжении 40 пореформенных лет в Донецком регионе были заложены необходимые условия для его лидирующего положения в промышленном производстве Украины.
Одним из важнейших заданий правительства после 1861 г. было создание железнодорожной сети. В России к этому времени насчитывалось до 3,5 тыс. верст железных дорог, тогда как во Франции и Германии – по 14 тыс. км., в Англии – 22 тыс., а в США – 56 тыс.
Богатейшие месторождения полезных ископаемых в районе и в Приднепровье практически не эксплуатировались из-за отсутствия потребителей и надежных связей с рынками сбыта.
Именно взрыв железнодорожного строительства послужил стимулирующим толчком для роста промышленности Донбасса. Огромную роль в развитии экономики края сыграли Донецкая железная дорога, Константиновская, Екатерининская, Северо-Донецкая, а также меридианальные магистрали, которые пересекали с севера на юг центральную и восточную части Донбасса и принадлежали одному из выдающихся железнодорожных “королей” пореформенного периода – С.С.Полякову. Большую роль в проектировании и финансировании железных дорог в Донбассе сыграли также С.И.Мамонтов, Д.Юз и О.М.Поль.
Кроме магистральных железных дорог исключительное значение для развития тяжелой индустрии Юга России имели подъездные пути, при наличии которых значительно уменьшились потери на транспортировку минерального топлива на станции и практически полностью ликвидировалась зависимость предпринимателя от погодных условий.
Железные дороги соединили донецкий с криворожской , создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе.
В связи с бурным развитием экономики и ростом городов, а также более интенсивной работой транспорта заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295,6 млн. пудов в 1894 г. до 671,1 млн. в 1900 г., т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд. пудов угля. Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли добывались в Донбассе.
В 90-х годах происходит расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным его потребителем становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью.
Эти же годы были началом расширения поставок топлива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом.
Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из крупных акционерных компаний Донбасса – “Горное и промышленное товарищество на Юге России” – отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.
Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финансов С.Ю.Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Кабинете министров он сумел настоять на предоставлении ряда льгот владельцам шахт.

Это позволило предпринимателям продавать на Константинопольском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-95 гг. неоднократно снижались железнодорожные тарифы для всех станций отправки угля до с целью вывоза его в порты и Черного морей, а также за границу.
С середины 90-х годов начинается постепенное оживление российско-болгарских связей. В конце мая 1896 г. снова открывается болгарская линия Русского товарищества пароходов и торговли с заходом в Бургас и Варну. Основным продуктом экспорта в Болгарию стала донецкая каменная соль. Последние десятилетия XIX века характеризовать попыткой владельцев шахт освоить и румынский рынок. В 1890 г. они отправили туда первую партию минерального топлива -10 тыс. пудов.
Одновременно с развитием угольной промышленности зарождается черная металлургия.
В 1866 г. на очень выгодных условиях получил концессию , намеревавшийся построить на Юге России завод для изготовления рельсов из местного чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже этому сановному предпринимателю не удалось привлечь для строительства завода крупных капиталистов. В результате чего в конце 1868 г. князь уступил свои права (за солидное вознаграждение – в 24 тыс. фунтов стерлингов) английскому заводчику Джону Юзу, который начал переговоры с правительством о постройке в Донецком крае завода чугуноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.
Согласно договору с царским правительством Дж.Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельсов – в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта, и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 года, после продолжительного ремонта, был проведен первый выпуск чугуна.
С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества работал уже по законченному металлургическому циклу, а с середины 70-х годов превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.
Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX века. За это время было основано 17 металлургических доменных заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происходило в большинстве своем за счет иностранных инвестиций – американских, английских, бельгийских, французских и немецких.
Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX века опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работающие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология – бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи – нашли с самого начала свое применение в сталеплавильном производстве. И в дальнейшем продолжалась механизация и совершенствование металлургического производства, в котором участвовали выдающиеся инженеры тех лет М.А.Павлов, В.Е.Грум-Гржимайло, М.А.Курако и др.
Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Константиновке и , развивалось кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом.
Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в и близ . Донбасс давал стране и поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, а также – кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).
Одновременно существовало множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья – мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т.д.
Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.
В 1913 г. число работающих в Донбассе составило примерно 262 тыс. человек, из них 168,4 тыс. шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, 20 тыс. железнодорожников, около 19 тыс. рабочих других отраслей промышленности.
На предприятиях региона трудилось немало квалифицированных рабочих – выходцев из старых промышленных центров России: Москвы, Петербурга, Брянска, Сормова, Тулы и др. Основные же кадры для промышленности Донбасс продолжал черпать из деревень центральных губерний страны (Орловской, Курской, Воронежской, Тульской, Тамбовской, Калужской, Рязанской), ряда украинских – Екатеринославской, Харьковской, Черниговской, а также из области

Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Здесь постепенно накапливался опыт добычи и использования угля для солеварения и кузнечных работ. Местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. Со средины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле. Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной. Поэтому по поручению царского правительства английский инженер Ч. Гаскойн в 1794 г. подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец. Предполагалось использовать силу воды для приведения в действие механизмов завода, сплавлять к нему по Донцу каменный уголь из Лисичанска и доставлять железную руду из окрестных сел - Городища и Петропавловки. 14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».

В 1796 г. началось строительство завода, вокруг которого возникло поселение «Луганский завод». Так было положено начало металлургии Юга и основан первый рабочий поселок металлургов, нынешний Луганск.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796-1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

В 1799 г. наЛисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране. 4 октября 1800 г. на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Супер-интендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «отлитые из Городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые» .



Однако это была лишь опытная плавка. Наладить доменное производство на каменном угле тогда не удалось. Металлургия России, сосредоточенная на Урале, основывалась на древесном угле. Английские же мастера, работавшие на заводе, не смогли использовать уже накопленный в их стране опыт выплавки чугуна на коксе. Кроме того, местные руды имели низкое содержание железа, а лисичанский уголь слабо коксовался. Завод превратился в передельный и с 1807 г. переплавлял уральский чугун и металлический лом, поступавший из южных крепостей и от Черноморского флота. Добыча руды прекратилась еще в 1802 г.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль. За первые пять лет было выпущено около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов.

В 1830-1840 годах опыты плавки местных руд на минеральном топливе продолжались, но промышленного значения они не имели. В эти десятилетия казенные заказы были сокращены, и завод приступил к производству промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В 1850 г. в построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците. Во время Крымской войны этот казенный завод разрушил неприятель. 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавили свыше 30 тысяч пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось.



Накопленный на заводах опыт не пропал. Как справедливо замечал известный русский ученый, инженер И. А. Тиме, «казенная опытная плавка, со всеми ее затруднениями и временными неудачами, дала возможность следующим частным предпринимателям встать на более твердую почву, послужившую к дальнейшему развитию горного дела на юге России».

До начала 40-х гг. XIX в. основным поставщиком угля являлись северная и западная части Донецкого бассейна. Здесь находились крупныйЛисичанский и два других казенных рудника. Действовали и небольшие, кустарного типа помещичьи шахты, на которых уголь добывался только осенью и зимой. Наряду с этим имелись и крупные разработки, к которым принадлежала, например, шахта села Александровка (ныне территория Донецка). В 1905 г. ее производительность вдвое превысила добычу угля наЛисичанском руднике.

В Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии государственные и помещичьи крестьяне добывали уголь в мелких шахтах («дудках»), разрабатывая с помощью простейших инструментов только верхние слои. Ручным воротом в шахту спускали людей и поднимали уголь. В Области Войска Донского таким же способом добычу угля вели казаки.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.- 73% всей добычи в Донбассе.

При всех успехах в освоении природных богатств феодальные порядки и экономическая отсталость страны задерживали создание в Донецком бассейне развитой горной и горнозаводской промышленности. Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь наЛисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы

Исторически Донбасс формировался, как целостный промышленно-хозяйственный комплекс, основанный на замкнутых производственных циклах: от криворожской руды и никопольского марганца, по Константиновской и Донецкой каменноугольным железным дорогам, через рутченковский кокс к юзовскому металлу и далее – в мариупольский порт и горловский (никитовский) и славянско-святогорский транспортный узел. К концу XIX века правления 19 донецких АО находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, но из 11 металлургических заводов всего 5 действовали на основании иностранных уставов. Финансовые потоки промышленного Донбасса рубежа веков проходили, главным образом, через римские, брюссельские и немецкие банки. Но и через учрежденные после 1860 года Государственный, «Азово-Донской», «Северный», «Петербуржский международный» и «Земельный» банки. Деловой Донбасс возник из миротворческой, но твердой внешней политики князя Александра Горчакова, взвешенных экономических реформ графа Сергея фон Витте, колоссальных международных инвестиций (в 1900 г. 74% иностранных капиталов, вложенных в российскую угольную промышленность действовали в Донбассе), жесточайшей эксплуатации трудовых резервов и природных ресурсов Донецкого края и всей России, и интернациональной экономической - промышленной и финансовой - активности англичан (валлийцев), французов, бельгийцев, американцев, германцев, евреев, русских и украинцев (наследников казаков).

С первых дней своего существования промышленный Донецкий бассейн выделялся из других регионов Юга России интернациональным населением (местные славяне, казаки, греки, немцы, молдаване, армяне, румыны, отчасти - татары и евреи и, совсем мало, - цыгане круто перемешались с выходцами из всех пределов Российской империи), его высокой плотностью (в XIX-XX вв. в разные времена на 26,5 тыс. км. Донецкого экономического района проживали от 2,1 до 5,3 млн.чел.), значительной урбанизацией (по переписи 1793 года доля городского населения Донецкого края составляла 1%, а в 1990 году до 95% жителей региона расселились в заводских поселках, развившихся со временем в крупные города) и высокой концентрацией производства (на рубеже XIX-XX вв., в различные периоды - от 200 до 800 промышленных предприятий), жесткими технологическими и организационными требованиями к труду и быту, не самыми благоприятными географическими, а потому – и технологическими (энергетическими) условиями (в Донбассе мало воды и Углегорская, Старобешевская, Кураховская, Славянская, проч. ГРЕС были построены уже в годы советской власти), а также сравнительно молодой (с самого конца XIX века) культурной традицией.



Похожие статьи