Порядок ведения налогового учета организациями. Налоговый учет. Доходы и затраты

  • Особые правила
  • § 2. Метод начисления. Признание расходов Общие правила
  • Длительный цикл производства
  • Распределение расходов
  • Особые правила
  • Расход в отсутствие дохода
  • § 3. Кассовый метод
  • § 4. Методы оценки сырья, материалов и товаров
  • § 5. Амортизация
  • Инвестиционная премия
  • Методы начисления амортизации
  • Специальные коэффициенты амортизации
  • Повышающие коэффициенты
  • Понижающие коэффициенты
  • Глава 3. Формирование резервов
  • § 1. Резерв по сомнительным долгам
  • § 2. Резерв на гарантийный ремонт
  • § 3. Резерв на ремонт основных средств
  • Резерв на текущий ремонт
  • Резерв на особо дорогостоящий и сложный ремонт
  • § 4. Резерв на предстоящую оплату отпусков
  • § 5. Резерв предстоящих расходов на выплатуежегодных вознаграждений за выслугу лет
  • § 6. Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год
  • Глава 4. Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг
  • Глава 5. Метод признания расходов в виде процентовпо кредитам и займам
  • Глава 6. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Глава 7. Распределение прибыли между обособленными подразделениями
  • Глава 8. Учет расходов на приобретение прав на земельные участки
  • Раздел III. Учетная политика по ндс
  • Определяем выручку
  • Что предъявить в налоговую инспекцию?
  • Что дальше?
  • Как продлить право на освобождение?
  • Еще один случай уплаты налога
  • Самое неприятное
  • Глава 2. Операции, не подлежащие налогообложению
  • Глава 3. Порядок ведения раздельного учета § 1. Облагаемые и необлагаемые операции
  • § 2. Когда раздельный учет не нужен?
  • § 3. Специальные налоговые режимы
  • § 4. Выдача займов
  • § 5. Операции с векселями
  • Является ли вексель товаром?
  • Продажа векселя и начисление ндс
  • Расходы на реализацию векселей
  • Распределение общехозяйственных расходов
  • § 6. Разные налоговые ставки ндс и экспорт
  • Раздел IV. Учетная политика для "упрощенцев"
  • Глава 26.2 нк рф не содержит требования о составлении учетной политики для целей налогообложения. Однако, по мнению автора, при определенных условиях она необходима.
  • Раздел V. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  • Глава 1. Основы учетной политики Понятие учетной политики
  • Задачи учетной политики
  • Разработка учетной политики
  • Выбор вариантов
  • Сроки разработки
  • Изменение учетной политики
  • Учетная политика для организаций на усн и енвд
  • Глава 2. Учетная политика и бухгалтерская отчетность
  • Раздел VI. Учетная политика для материально-производственных запасов Глава 1. Материально-производственные запасы
  • Глава 2. Товары
  • Раздел VII. Учетная политика для основных средств Глава 1. Амортизация
  • Глава 2. Переоценка
  • Глава 3. Первичная документация
  • Раздел VIII. Учетная политика для нематериальных активов
  • Раздел IX. Учетная политика и образование резервов
  • Раздел X. Учетная политика и признание доходов Доходы и прочие поступления
  • Длительный цикл изготовления
  • Глава 1. Незавершенное производство
  • Глава 2. Выпуск готовой продукции
  • Раздел XI. Учетная политика и косвенные расходы
  • Раздел XII. Учетная политика в отношении специальных инструментов,приспособлений, оборудования и спецодежды
  • Раздел XIII. Учетная политика и расходы будущих периодов
  • Раздел XIV. Учетная политика и некоммерческая деятельность
  • Раздел XV. Учетная политика и финансовые вложения
  • Раздел XVI. Учетная политика и расходы на ниокр
  • Раздел XVII. Учетная политика в отношении кредитов и займов
  • ПриказN ____ от "__" ______ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целей налогообложенияв 2008 г."
  • I. Налог на добавленную стоимость
  • II. Налог на прибыль
  • Приложение
  • ПриказN ____ от "__" ________ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целейбухгалтерского учета в 2008 г. "
  • 5.1. Учет основных средств
  • 5.2. Учет нематериальных активов
  • 5.3. Учет материально-производственных запасов
  • 5.4. Оценка незавершенного производства
  • 5.5. Порядок списания финансовых вложений
  • 5.6. Порядок создания резервов
  • 5.7. Учет расходов будущих периодов
  • 5.8. Учет кредитов и займов
  • Глава 1. Порядок ведения налогового учета

    Разработка порядка ведения налогового учета целиком и полностью ложится на плечи организаций. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусмотрен прямой запрет на установление налоговыми и иными органами обязательных форм регистров налогового учета. Это подтверждается и судебными решениями (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2003 N А43-1400/03-31-57 и постановлением ФАС Уральского округа от 21.04.2004 N Ф09-1522/04-АК).

    Порядок ведения налогового учета фиксируется в налоговой учетной политике, к которой прилагаются и формы налоговых регистров, используемые предприятием.

    Обязательными элементами этих форм в соответствии со ст. 313 НК РФ должны быть:

    наименование;

    период (дата) составления;

    измерители операции в натуральном и денежном выражении;

    наименование хозяйственной операции;

    подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление налогового регистра.

    Все остальное - на усмотрение организации.

    Формирование регистров налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую-либо автоматизированную бухгалтерскую программу. В зависимости от фирмы - разработчика программы построение налогового учета в ней будет различаться. Но поскольку порядок ведения налоговых регистров в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем предприятии налоговый учет.

    Значительно сложнее вести бухгалтерский учет вручную или с частичной автоматизацией. В этом случае разрабатывать налоговые регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой учетной политике.

    Конечно, можно воспользоваться и наработками налоговых органов, которые появились на сайте МНС России еще в декабре 2001 г. Там была дана система налоговых регистров, которая, по мнению налоговиков, полностью обеспечивает ведение налогового учета в организации. Однако эти регистры официально утверждены не были, поэтому могут применяться налогоплательщиками на свой страх и риск.

    Обратите внимание! Данная система была взята за основу для разработки блока ведения налогового учета в программе "1С:Бухгалтерия".

    Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций:

    регистры промежуточных расчетов;

    регистры учета состояния единицы учета;

    регистры учета хозяйственных операций;

    регистры формирования отчетных данных.

    Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

    Основная задача регистров первой группы - помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

    В состав этой большой группы регистров входят:

    1. Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    2. Регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов.

    3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и(или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр-расчет стоимости сырья (материалов), списанных в отчетном периоде.

    6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

    8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

    10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

    11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

    12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

    13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

    14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

    15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

    16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

    Например, чтобы сформировать стоимость основного средства, которая, как известно, будет складываться из многих видов затрат, налогоплательщику понадобится заполнить Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    Основная задача регистров второй группы - накопление сведений об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

    К этим документам относятся:

    1. Регистр информации об объекте основных средств.

    2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

    3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

    6. Регистр информации о движении приобретенного сырья (материалов), учитываемого по методу средней себестоимости.

    7. Регистр учета расходов будущих периодов.

    8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

    9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

    10. Регистр учета расчетов с бюджетом.

    11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

    12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

    13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

    В частности, в регистре информации об объекте основных средств будут содержаться данные:

    первоначальная стоимость;

    назначение объекта;

    способ начисления амортизации;

    срок начисления амортизации;

    применение понижающих или повышающих коэффициентов;

    информация об изменении первоначальной стоимости;

    дата снятия объекта с учета и основания для этого.

    Регистры третьей группы будут содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Они заполняются на основании первичных учетных документов организации.

    К этим регистрам относятся:

    1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

    2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

    3. Регистр учета поступлений денежных средств.

    4. Регистр учета расхода денежных средств.

    5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

    6. Регистр учета расходов на оплату труда.

    7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

    При этом под выбытием имущества подразумевается его реализация. Таким образом, в этих документах указывается информация о том, кому и как было продано имущество, или от кого и как оно было получено. Если по этим операциям возникла задолженность, то необходимо отразить ее сумму в регистрах дебиторской или кредиторской задолженности.

    Налоговые регистры четвертой группы предназначены для непосредственного переноса данных из них в налоговую декларацию.

    Их довольно много:

    1. Регистр-расчет учета амортизации основных средств.

    2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

    3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

    4. Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества.

    5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

    6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

    7. Регистр учета внереализационных расходов.

    8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг.

    9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

    10. Регистр учета доходов текущего периода.

    11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

    12. Регистр-расчет финансового результата от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

    Как видим, система учета громоздка, требует больших временных затрат, поэтому организации потребуется несколько дополнительных учетных работников, чтобы вести налоговый учет по предложенной системе.

    Однако предложив налогоплательщикам 51 форму регистров, МНС России в своем сообщении подчеркнуло, что их перечень не является полным. А предложенные формы можно (и нужно) расширять, дополнять, разделять или иным способом преобразовывать их с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Поэтому в данной ситуации, по мнению автора, проще разработать систему налоговых регистров самостоятельно.

    "

    «Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

    А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

    И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

    Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

    Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.


    Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

    В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

    Основными задачами системы организации налогового учета являются:

    определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

    создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

    Такими документами могут являться:

    Положения о налоговых и учетных службах;

    учетная политика в целях налогообложения;

    различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

    Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

    Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

    Структура учетной политики в целях налогообложения

    Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

    В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

    Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

    1) организационные моменты налогового учета в организации;

    2) методы и способы налогообложения;

    3) налоговые учетные регистры.

    Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

    Организационные моменты налогового учета

    Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

    Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

    Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

    Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

    Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

    Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

    Правила и способы налогообложения

    В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

    Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

    Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

    Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

    1.1 Исходные данные

    1.1 Выписка из Устава организации

    1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

    2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

    3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

    Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

    4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

    – строительно-ремонтные работы;

    – торговля строительными материалами;

    – предоставление консалтинговых услуг по строительству;

    – маркетинг рынка недвижимости;

    – внешеэкономическая деятельность и пр.

    1.2 Выписка из учетной политики организации

    1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

    2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

    3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

    4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

    5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

    6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

    1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

    1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

    Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

    Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

    Цели ведения налогового учета:

    • - формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
    • - обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы .

    Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

    Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

    Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому .

    Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст. ст. 313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

    Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

    Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

    • 1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
    • 2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
    • 3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

    Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

    Данные налогового учета должны отражать:

    • - порядок формирования суммы доходов и расходов ;
    • - порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
    • - сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    • - порядок формирования сумм создаваемых резервов;
    • - сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    • 1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
    • 2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета .
    • 3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

    Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

    В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

    Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

    В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129_ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

    Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

    Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы .

    Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

    • - наименование регистра;
    • - период (дату) составления;
    • - измерители операции в натуральном и денежном выражении;
    • - наименование хозяйственных операций;
    • - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

    Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

    Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

    Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

    При составлении регистров должно быть обеспечено достижение целей:

    • - минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
    • - возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
    • - возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

    Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл. 25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

    • 1. Период, за который определяется налоговая база .
    • 2. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
    • 3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
    • 4. Прибыль (убыток) от реализации.
    • 5. Сумму внереализационных доходов.
    • 6. Сумму внереализационных расходов

    Как совместить бухгалтерский иљ налоговый учет

    Педченко И.В.
    эксперт журнала Российский налоговый курьер
    Опубликовано: Российский налоговый курьер. - 2002 N 8
    www.rnk.ru

    Налоговый учет, введенный главой 25 НК РФ, вызывает множество вопросов у бухгалтеров: как его вести, можно ли совместить с бухгалтерским учетом, можно ли вести налоговый учет вместо бухгалтерского, можно ли корректировать бухгалтерскую прибыль для целей налогообложения, как в прошлом году? В предлагаемой статье автор попытался ответить на эти вопросы.

    Организация системы налогового учета

    Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет -- это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

    Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации . При этом в Методических рекомендациях по применению главы 25 "налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98 (далее -- Методические рекомендации), разЪяснено, что в некоторых случаях данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета. Это возможно, если порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета. При этом организация должна заявить, какие из регистров бухгалтерского учета являются источником данных налогового учета.

    Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации. Согласно Методическим рекомендациям при организации системы налогового учета должна быть обеспечена возможность осуществления контроля за правильностью формирования показателей, учитываемых при расчете налоговой базы, то есть "прозрачность" формирования показателей от первичного документа до налоговой декларации.

    Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

    Аналитические регистры налогового учета -- это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ:

    Наименование регистра;

    Период (дату) составления;

    Измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражениях;

    Наименование хозяйственных операций;

    Подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

    МНС России облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета,љ рекомендуемую для исчисления прибыли .

    Следует отметить, чтољ регистры налогового учета, разработанные МНС России, устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей налоговых регистров. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или преобразованы другим образом с учетом специфики деятельности конкретной организации. Кроме того, организации имеют право разработать свои собственные налоговые регистры без использования регистров, рекомендуемых МНС России.

    Различные подходы к ведению налогового учета

    Известно, что подавляющее большинство бухгалтеров и руководителей предприятий относятся к введению налогового учета резко отрицательно. Тем не менее, поскольку глава 25 НК РФ вступила в действие, то есть приобрела силу закона, ее положения, в том числе и по налоговому учету, необходимо выполнять. Дебаты из плоскости "зачем это нужно?" следует перевести в плоскость "как это сделать с минимальными трудозатратами?"

    На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

    1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета .

    Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

    При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собойљ регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

    2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.

    Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее -- бухгалтерский План счетов), но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

    Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

    3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета .

    Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете автор считает, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

    4.љ Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения.

    Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра -- регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

    Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки -- это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

    Применение этого способа более крупными организациями весьма проблематично. Дело в том, что в первом квартале такие организации, возможно, смогут успешно применять этот способ, но во втором, третьем и четвертом кварталах это будет делать все сложнее. Необходимо будет учитывать корректировки всевозможных показателей не только в течение квартала, но и по входящим остаткам, то есть поправлять корректировки, сделанные ранее. При таком обЪеме корректировочной работы можно легко запутаться и допустить ошибки, выявить которые будет очень трудно, так какљ ведь это не бухгалтерский баланс, в котором актив должен равняться пассиву.

    5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.

    Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся "налоговые" счета, на которыхљ доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов.

    Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

    Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ.

    Это удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

    Следует отметить, что по тому же пути пошли разработчики большинства бухгалтерских компьютерных программ. Правда, сейчас любые компьютерные программы по ведению налогового учета пока еще далеки от совершенства, но в этом виноваты не разработчики. Дело в том, что пока неясности и противоречия, содержащиеся в главе 25 НК РФ, не будут устранены на законодательном уровне, разработчики компьютерных программ не смогут реализовать на практике ее отдельные положения .

    По мнению автора, такой способ является оптимальным для небольших и средних предприятий, на которых и бухгалтерский, и налоговый учет ведется силами бухгалтерии без привлечения дополнительных специалистов. Далее он рассматривается более подробно.

    Счета налогового учета

    Записи по счетам налогового учета предлагается делать по аналогии с забалансовыми счетами бухгалтерского Плана счетов, то есть по дебету счетов отражать увеличение показателей, а по кредиту -- их уменьшение. Номера налоговых счетов в основном аналогичны номерам соответствующих счетов бухгалтерского учета, но начинаются с буквы "Н". В налоговых счетах не применяется принцип двойной записи, так же как и на забалансовых счетах в бухгалтерском учете. При открытии субсчетов к налоговым счетам за основу взят принцип, по которому заполняется налоговая декларация. По каждому налоговому счету (субсчету) ведется аналитический регистр с соблюдением требований ст. 313 НК РФ. При необходимости можно и нужно вести дополнительные аналитические регистры.

    Пример 3

    ООО "Алитар" продало 1 марта 2002 года (через месяц после наступления срока платежа от покупателя)љ свою дебиторскую задолженность за отгруженную продукцию в сумме 10 000 руб. за 8000 руб.

    По налоговым счетам будут сделаны следующие записи.

    Дебет Н90.1.8 "Выручка от реализации права требования после наступления срока платежа" -- 8000 руб. -- дебетовый оборот по счету Н90.1.8 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 090 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации;

    Дебет Н90.2.30 "Стоимость реализованного права требования после наступления срока платежа" -- 10 000 руб. -- дебетовый оборот по счету Н90.2.30 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 220 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации;

    Дебет Н97.2.5 "Убыток по сделкам уступки права требования после наступления срока платежа на основании п. 2 ст. 279 НК РФ" -- 2000 руб. -- определяется как разность между суммами, отраженными на счетах Н90.1.8 и Н90.2.30 по конкретной сделке.Разница между дебетовыми оборотами по счетам Н90.1.8љ и Н90.2.30 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 270 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации;

    -- 1000 руб. -- половина полученного убытка списывается с расходов будущих периодов;

    Дебет Н91.2.2 "Убыток по сделкам уступки права требования после наступления срока платежа на основании п. 2 ст. 279 НК РФ, относящиеся к текущему периоду" -- 1000 руб. -- 50% суммы убытка, относящиеся к I кварталу 2002 года.љ Дебетовый оборот по счету Н91.2.2

    Кредит Н97.2.5 "Убыток по сделкам уступки права требования после наступления срока платежа на основании п. 2 ст. 279 НК РФ" -- 1000 руб. -- 50% суммы полученного убытка списывается с расходов будущих периодов через 45 дней;

    Дебет Н91.2.2 "Убыток по сделкам уступки права требования после наступления срока платежа на основании п. 2 ст. 279 НК РФ, относящийся к текущему периоду" -- 1000 руб. -- 50% суммы убытка, относящиеся ко II кварталу 2002 года. Дебетовый оборот по счету Н91.2.2 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 041 листа 02.

    Подобным образом записи по налоговым счетам делаются и при проведении других хозяйственных операций.

    Убытки от некоторых операций не уменьшают налоговую базу текущего года, а переносятся на будущие налоговые периоды. К ним относятся, например: убытки от реализации ценных бумаг -- как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке (ст. 280 НК РФ); убытки от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке (ст. 304 НК РФ); убытки обслуживающих производств и хозяйств от реализации товаров (работ, услуг) (пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы (п. 2 ст. 283 НК РФ).

    В частности, убытки от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, и с ценными бумагами (как обращающимися, так и не обращающимися на организованном рынке) не уменьшают налоговую базу отчетного (налогового) периода. На их покрытие может быть направлена прибыль от операций с этими же категориями ценных бумаг, полученная в течение следующих десяти лет.

    Убытки по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств на налоговых счетах отражаются следующим образом:

    Дебет Н90.1.9 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг) по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств, включая обЪекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" -- оборот по дебету счета Н90.1.9 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 100 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации;

    Дебет Н90.2.31 "Расходы текущего периода, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг)" -- оборот по дебету счета Н90.2.31 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 230 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации;

    Дебет Н99.1.3љ "Убыток текущего периода по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств" --определяется как разность между дебетовыми оборотами счетовљ Н90.2.31 и Н90.1.9 в разрезе конкретных сделок, если расходы по конкретной сделке больше доходов по ней. В противном случае запись по дебету счета Н99.1.3 не делается. Оборот по дебету счета Н99.1.3 за отчетный (налоговый) период отражается по строкам280 и 290 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации.

    В конце текущего года делается заключительная запись по счетуљ Н99.1.3 и сумма убытка переносится на счет Н99.2.1 :

    Кредит Н99.1.3 "Убыток текущего периода по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств" --на сумму оборота за текущий год по дебету этого счета (закрытие счета Н99.1.3 )

    и одновременно на ту же сумму

    Дебет Н99.2.1 "Убыток прошлых лет по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств".

    В следующие десять лет в случае получения прибыли от обслуживающих производств и хозяйств организация может направить эту прибыль (не более 30% налоговой базы отчетного (налогового) периода) на погашение убытка от деятельности обслуживающих производств и хозяйств. На налоговых счетах будут сделаны следующие записи:

    Кредит Н99.2.1 "Убыток прошлых лет по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств"

    и одновременно на такую же сумму

    Дебет Н90.2.32 "Суммы убытков прошлых лет по обЪектам обслуживающих производств и хозяйств, учитываемые в уменьшение прибыли текущего периода, полученной по указанным видам деятельности" -- оборот по дебету счета Н90.2.32 за отчетный (налоговый) период отражается по строке 300 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации.

    В конце налогового периода (года) все налоговые счета, кроме счетовљ Н01 --Н05 , Н10, Н41, а также Н97 "Расходы будущих периодов" и Н99.2 "Убытки прошлых лет", закрываются.

    љ

    љ

    Мнение специалиста МНС России

    Автор справедливо заметил, что в подавляющем большинстве случаев ведение налогового учета на основе бухгалтерского приведет либо к неправильному исчислению налогооблагаемой прибыли, либо настолько исказит показатели бухгалтерской отчетности, что она перестанет соответствовать своему назначению.

    При этом автор предлагает обобщать информацию налогового учета на "налоговых" счетах, порядок ведения записей на которых аналогичен порядку, используемому для забалансовых счетов Плана счетов бухгалтерского учета, то есть обязательность двойной записи не предусматривается.

    В таком случае фактически речь идетљ о счетах-регистрах, не имеющих прямого отношения к бухгалтерскому учету, а потому их соответствие номерам счетов бухгалтерского учета, по нашему мнению, не несет смысловой нагрузки, а лишь позволяет бухгалтерам легче адаптироваться к новой системе налогового учета.

    Автор не приводит последовательную систему ведения записей в регистрах (при наступлении каких обстоятельств, какие данные и в каком регистре следует отразить по той или иной операции), анализ которой позволил бы сделать вывод о соответствии этой системы целям и задачам налогового учета.

    Следует обратить внимание, что приводимый автором перечень необходимых регистров и показателей уже, чем перечень регистров и показателей, рекомендованных МНС России (например, в регистре учета товара отсутствуют направление использования товара и обЪект учета, необходимые в случае, если товар выбывает по иным причинам, нежели в результате реализации).

    О.Г. Лапина

    Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга


    : Декларация по налогу на прибыль утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542.

    <3>: Расходы, учтенные на субсчетах счета Н90.2, отражаются в соответствующих строках налоговой декларации только в пределах установленных нормативов, а прямые расходы -- за минусом части прямых расходов, распределенныхљ на остаток незавершенного производства, остаток готовой продукции, товаров отгруженных и отгруженной, но нереализованной продукции на отчетную дату. Расчет нормативов и распределение прямых расходов можно оформить справкой бухгалтера или специальным регистром-расчетом.

    ї Российский налоговый курьер
    ї Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97"

    Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

    Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

    Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

    Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

    Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

    Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

    Целями налогового учёта являются:

    1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

    2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

    3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

    При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

    Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

    Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

    Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

    Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

      порядок формирования суммы доходов и расходов;

      порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

      сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

      порядок формирования сумм создаваемых резервов;

      сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Подтверждением данных налогового учета выступают:

      первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

      аналитические регистры налогового учета;

      расчет налоговой базы.

    Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

    Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

    Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

      принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

      принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

      принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

      принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

      принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

      принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

    Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

      налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

      налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

      налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

    • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

    Налоговый учет: подробности для бухгалтера

    • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя

      Тем что в бухгалтерском и налоговом учете организации сумма амортизации отличается (бухгалтерская... и, соответственно, не амортизируются в налоговом учете ни арендодателем, ни арендатором. Вместе... которых они осуществлены. Следовательно, в налоговом учете амортизация по возвращенному (с неотделимыми... арендатором. Для целей бухгалтерского и налогового учета ежемесячная сумма амортизации по зданию... здания (с неотделимыми улучшениями). В налоговом учете в расходы ежемесячно включается амортизация...

    • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендатора

      Улучшения для целей бухгалтерского и налогового учета у арендатора признаются отдельным... улучшений. Итак, порядок бухгалтерского и налогового учета неотделимых улучшений арендованного имущества, осуществленных... Организация применяет метод начисления в налоговом учете. Организация применяет линейный способ начисления... превышать сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете. Поскольку по окончании срока... использования капитальных вложений для целей налогового учета установлен равным 80 месяцу (...

    • Физлицо приобретает у юрлица основное средство по цене меньше остаточной стоимости: бухгалтерский и налоговый учет

      Необходимо сделать в бухгалтерском и налоговом учете? Физическое лицо приобретает у... остаточную стоимость, рассчитанную по данным налогового учета. Убыток от реализации здания... при его приобретении, по данным налогового учета. Убыток от реализации земельного... . Бухгалтерский учет реализации недвижимости. Налоговый учет НДС Согласно пп. 1 п... при его приобретении, по данным налогового учета, в составе расходов (письма... данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете продавца? Какие проводки нужно...

    • Нематериальный актив полностью самортизирован, но продолжает использоваться: как учеть в бухгалтерском и налоговом учете

      В учете не нужно. В налоговом учете организация вправе использовать такие активы... (п. 40 ПБУ 14/2007). Налоговый учет Согласно п. 2 ст. 258 ... отражая факт хозяйственной жизни в налоговом учете (письмо Минфина России от 20 ... по отражению в бухгалтерском и налоговом учете увеличения срока полезного использования актива...

    • Как повлияет маркировка лекарственных препаратов на налоговый учет аптек?

      Дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2). Если уведомление по...

    • Траснспортные расходы при закупке материалов организацией на УСН: бухгалтерский и налоговый учет

      Должны учитываться в бухгалтерском и налоговом учете транспортные расходы в этих двух... должны учитываться в бухгалтерском и налоговом учете транспортные расходы в этих двух... мы придерживаемся следующей позиции: В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные...

    • Возмещение судебных расходов истцу по решению суда: бухгалтерский и налоговый учет

      Данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)? По решению... данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)? Рассмотрев вопрос...

    • Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

      Списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... /244). Налог на прибыль В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если...

    • Возврат магазином поставщику продукции ненадлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

      Продажей этой продукции. Особого порядка налогового учета операций, связанных с возвратом покупателем... на то, как отражать в налоговом учете возврат некачественного товара и как... не будет, поскольку исправление данных налогового учета будет иметь место до представления...

    • Налоговый учет государственных учреждений в «1С» с 2017 г.

      ... ». Затраты в налоговом учете Теперь рассмотрим учет затрат в налоговом учете. В соответствии... 50). Благодаря установленному соответствию счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета (с... с точки зрения налогового учета; учитывать специфические требования налогового учета к определенным видам... идентификации затрат в налоговом учете. Подведем итоги настройки налогового учета в «1С:Бухгалтерии... выбирается метод начисления амортизации в налоговом учете: «линейный» или «нелинейный» Пользователь...

    • Возврат части товара надлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

      В бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Покупатель возвращает... , в бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Рассмотрев вопрос...

    • Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета

      Обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... должно хранить документы бухгалтерского и налогового учета, в том числе по объектам... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого...

    • Налоговый учет при частичной ликвидации основных средств

      Норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... до 20 лет включительно). В налоговом учете амортизация по нему начисляется линейным... основное средство будет числиться в налоговом учете, равна 1 120 000 руб...

    • Договор мены: порядок бухгалтерского и налогового учета

      Содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... в бухгалтерском, так и в налоговом учете отражается на дату получения автомобиля... РФ). Налог на прибыль В налоговом учете организация признает доход в сумме...

    • Списание испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете, когда виновное лицо не установлено

      Испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее... испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее...



    Похожие статьи