Постановка ведения налогового учета в организации. Особенности организации и ведения налогового учета. Какая основная цель

Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цель налогового учета:

Это обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами, т.е. формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Порядок и организация ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, в которой должны быть оговорены следующие моменты:

Выбранные организацией способы формирования налоговой базы (по каждому виду налога указывается конкретный способ формирования налоговой базы);

Схема ведения налогового учета;

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения;

Порядок определения даты реализации в целях начисления отдельных видов налогов;

Вариант определения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

Способ ведения раздельного учета затрат для целей возмещения НДС;

Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат (в части НДС);

Базы распределения общехозяйственных и других косвенных налогов по видам деятельности.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Возможны два варианта ведения налогового учёта.

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья НК РФ устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта.

Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4. Определить объекты раздельного налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Итак, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

Определение налоговой базы по налогу на прибыль;

Формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

Оценка имущества;

Распределение убытков между налоговыми периодами.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета:

Порядок организации налогового учета;

Принципы и порядок налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации;

Способы ведения налогового учета.

К учетной политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен содержать следующие реквизиты: наименование, период составления, измерители операции, наименование операции, подпись лица, ответственного за составление регистра. Принятая учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Способы ведения налогового учета, выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

Изменения законодательства о налоге на прибыль;

Изменения применяемых способов налогового учета.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Итак, первичные документы являются основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

На исследуемом субъекте создана автономная система налогового учета, не связанная с бухгалтерским учетом.

Учетная политика ООО «Строй Сфера» для целей налогового учета устанавливает организацию, форму и способы ведения налогового учета на основании действующих нормативных документов:

  • - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
  • - Законы о налогах и сборах Оренбургской области, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ООО «Строй Сфера» ответственность за ведение налогового учета возложена на бухгалтера - «Специалиста по налоговому учету». В соответствии с должностной инструкцией бухгалтера, бухгалтер обязан:

  • - осуществлять налоговый учет предприятия;
  • - формировать в соответствии с действующими законодательными нормами учетную политику предприятия, для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • - обеспечивать правильное и своевременное исчисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней;
  • - участвовать в разработке и внедрении на предприятии прогрессивных методов налогового учета;
  • - оказывать консультационную и методическую помощь сотрудникам предприятия, по вопросам налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью.

При ведении налогового учета применятся компьютерная технология обработки учетной информации с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие 8.2». Налоговый учет ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые декларации представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в сроки установленные налоговым законодательством Российской Федерации.

В разделе 1 Учетной политики для целей налогового учета описывается методика учета налога на добавленную стоимость:

  • - для налогового учета налога на добавленную стоимость используются данные бухгалтерского учета;
  • - нумерация счетов-фактур осуществляется в соответствии с датами подписания актов выполненных работ (товарных накладных) и может иметь нарушенный порядок, внутри года не допускается иметь пропущенные номера;
  • - счета-фактуры, полученные от поставщиков товаров (работ, услуг), регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • - ответственность за ведение книги продаж, книги покупок и за своевременное и правильное осуществление налоговых расчетов возложены на бухгалтера;
  • - моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость считается день отгрузки товаров.

Раздел 2 Учетной политики для целей налогового учета описывает методику учета налога на прибыль:

  • - для целей налога на прибыль используется метод начисления;
  • - при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) используется метод оценки по средней стоимости;
  • - при реализации покупных товарно-материальных ценностей стоимость приобретения данных ценностей списывается на расходы по средней стоимости;
  • - основные средства, стоимость которых не превышает 40 000 рублей, отражаются в налоговом учете в составе материально-производственных запасов и списываются на расходы единовременно;
  • - признается амортизируемым имуществом, имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей;
  • - начисление амортизации по амортизируемому имуществу производится линейным методом в порядке, установленном статьей 259 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • - при определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, устанавливается срок полезного использования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками;
  • - срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии со статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации от 1 января 2002г. №1;
  • - увеличение срока полезного использования основных средств после даты ввода его в эксплуатацию осуществляется в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство;
  • - амортизационная премия не применяется;
  • - резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и обслуживанию, предстоящих расходов на ремонт основным средств, предстоящих расходов на оплату отпусков не создаются;
  • - уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

К прямым расходам относятся:

  • - материальные расходы, за исключением общехозяйственного назначения;
  • - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • - взносы на обязательное страхование, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
  • - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг), за исключением общехозяйственного назначения;
  • - иные расходы (аренда основных средств, транспортные расходы и т.п.) за исключением общехозяйственного назначения.

Установлено, что нормируемые расходы включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, по максимальным нормативам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в той части, которая составляет до 4% включительно от расходов организации на оплату труда.

Расходы на рекламу полностью включаются в затраты - в части ненормируемых сумм. Нормируемые расходы на рекламу включаются в затраты в той части, которая составляет до 1% включительно выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Списание ГСМ производится по нормативам, утвержденным в организации в соответствии с Приказом руководителя.

Проценты по долговым обязательствам признаются исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитываются данные расходы в составе внереализационных расходов в том налоговом периоде, когда возникает обязанность по их уплате согласно условиям договора.

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Налогообложение - это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов - сразу же сказываются на «самочувствии» государства. А через это - на «самочувствии» общества и населения.

С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Причем, связаны они с налогами весьма жестким и чувствительным образом - налоги опустошают их карманы.

Изъятие посредством налогов доходов предпринимателей лишает их стимулов к продолжению деятельности, подрывает финансовую базу производства и сокращает его инвестиционные возможности, повышает себестоимость товаров и в конечном счете их цену. Это, создавая трудности с реализацией, отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров на рынке, заставляя предпринимателей либо уходить в теневую экономику, либо вообще уходить из бизнеса.

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности населения. А это ухудшает общую экономическую ситуацию в стране - товары не находят спроса, заставляя производителей сворачивать производство. Экономика впадает в состояние стагнации.

В итоге налоги, по крайней мере в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, приводящей экономику страны к краху, а ее население к обнищанию. В этой ситуации государство, вместо того, чтобы быть субъектом, обслуживающим общество и оказывающим ему помощь в его существовании и развитии, превращается в силу, враждебную обществу и приносящую ему вред.

Вред, причиненный экономике и обществу непродуманной налоговой политикой государства, может быть несравним с вредом, причиненным войной или вражеским нашествием.

Налогообложение всегда представляет собой тесное переплетение и взаимодействие экономических и юридических начал, неотделимых друг от друга. Исследования теоретических проблем, проводимые с позиций лишь одной науки (экономической или юридической), что имеет место по большей части, всегда однобоки и поэтому всегда неточны.

Налоги - весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно и конечно же, на научной основе.

Задачи исследования:

– рассмотреть особенности организации налогового учета в организациях, выполняющих работы и оказывающих услуги;

– охарактеризовать порядок ведения налогового учета в организациях, выполняющих работы и оказывающих услуги;

Теоретической базой являются работы таких авторов как Воронин А.В., Грисимова Е.Н., Грузина Д.К., Дуканич Л.В., Ивченов Л.С., Евстигнеева Е.Н., Калинина Е.М., Медведев А.Н., Мошков Ю.Л., Осетрова Н.И., Пархачева М.А., перминова Е., Сомоев Р.Г. и др.

Согласно ст.313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета можно использовать в качестве налоговых регистров.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации. При организации системы налогового учета должна быть обеспечена возможность осуществления контроля за правильностью формирования показателей, учитываемых при расчете налоговой базы, то есть «прозрачность» формирования показателей от первичного документа до налоговой декларации. Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст.313 НК РФ).

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета. Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет. При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — бухгалтерский План счетов), но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

Однако согласно ст.13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности. Следует также заметить, что среднегодовая стоимость имущества, которая является базой для расчета налога на имущество, рассчитывается на основании остатков по счетам бухгалтерского учета. Если вместо бухгалтерского ведется налоговый учет, эти остатки будут искажены, и налог на имущество будет рассчитан неправильно со всеми вытекающими последствиями для налогоплательщика.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета. Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном Плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете считается, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения. Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и до 2002 года. Свою позицию они мотивируют следующим. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст.313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст.314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра — регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Такой порядок не нарушает требований Налогового кодекса. Регистр корректировки — это не что иное, как справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

Такой способ может применяться только небольшими организациями, в которых различия между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны. Применение этого способа более крупными организациями весьма проблематично: в первом квартале они, возможно, смогут успешно применять этот способ, но во втором, третьем и четвертом кварталах это будет делать все сложнее. Необходимо учитывать корректировки всевозможных показателей не только в течение квартала, но и по входящим остаткам, то есть поправлять корректировки, сделанные ранее. При таком объеме корректировочной работы можно легко запутаться и допустить ошибки, выявить которые будет очень трудно, в отличие от бухгалтерского баланса, в котором актив должен равняться пассиву.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов. Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст.313 НК РФ. Это удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному. По тому же пути пошли разработчики большинства бухгалтерских компьютерных программ.

Такой способ является оптимальным для небольших и средних предприятий, на которых и бухгалтерский, и налоговый учет ведется силами бухгалтерии без привлечения дополнительных специалистов.

2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ РАБОТЫ И УСЛУГИ

2.1. Формирование расходов

Налоговый учет доходов фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги ведут в обычном порядке. Доходы от продажи готовой продукции они учитывают в составе выручки от реализации.

Расходы фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги, делят:

— на прямые;

— на косвенные.

К прямым относят расходы (п. 1 ст. 318 НК РФ):

— на приобретение сырья и материалов, которые используют в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);

— на оплату труда основного производственного персонала, ЕСН и платежи по обязательному пенсионному страхованию, начисленные с их заработной платы;

— связанные с начислением амортизации по основным средствам производственного назначения.

Остальные расходы (кроме внереализационных) считают косвенными.

Облагаемую прибыль фирмы уменьшают только те прямые расходы, которые относят к реализованной продукции. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью. Относятся они к проданной продукции или нет — неважно.

С 1 января 2006 г. Налоговый кодекс разрешает воспользоваться фирмам правом на амортизационную премию в налоговом учете. То есть единовременно учесть в расходах затраты на капитальные вложения в размере не более десяти процентов от первоначальной стоимости основных средств (п. 1.1 ст. 259 НК РФ).

Амортизационную премию включают в расходы того периода, в котором начали амортизировать основное средство (п. 3 ст. 272 НК РФ). Использование этой льготы — право, а не обязанность.

Поэтому применение амортизационной премии нужно закрепить в учетной политике фирмы.

Амортизационная премия в полном объеме подлежит учету в составе косвенных расходов. Распределять ее на остатки незавершенного производства не нужно, так как организация имеет право включить сумму премии в состав расходов отчетного (налогового) периода (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Именно так считают в Минфине России (Письмо от 28 сентября 2006 г. № 03-03- 02/230).

Расходы на прямые и косвенные распределяют только организации, использующие метод начисления. Фирмы, работающие по кассовому методу, такого деления не производят. Ведь у них налогооблагаемую прибыль уменьшают все оплаченные расходы.

Фирма имеет право самостоятельно определять состав прямых расходов, связанных с производством (ст. 318 НК РФ). Это значит, что организация вправе расширить или сократить перечень прямых расходов, установленных НК РФ. Данная норма ст. 318 Налогового кодекса направлена на сближение бухгалтерского и налогового учета фирмы. Поэтому определять состав прямых расходов в налоговом учете следует по аналогии с порядком, применяемым организацией в целях бухучета (Письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/1/176). В том же Письме сказано, что организациям с длительным производственным циклом (например, в области строительства) при определении состава прямых расходов нужно руководствоваться перечнем, приведенным в п. 1 ст. 318 Налогового кодекса.

Расширение перечня дает возможность сделать списки прямых расходов одинаковыми как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. И, как следствие, избежать разниц между учетами.

Однако расходы, переквалифицированные из косвенных в прямые, уже не уменьшат налогооблагаемую прибыль сразу. Их нужно будет списывать частями.

Обычно организации расширяют перечень прямых расходов за счет затрат:

— на услуги сторонних организаций, непосредственно связанные с производством продукции (например, расходы на переработку сырья на давальческой основе, на субподрядные работы и т.д.);

— на аренду и коммунальные платежи по производственным помещениям;

— на страхование производственного оборудования и помещений;

— на тару и упаковку готовой продукции и др.

Сокращение перечня прямых расходов поможет сэкономить на налоге на прибыль, так как косвенные расходы, в отличие от прямых, можно сразу списывать в уменьшение облагаемой прибыли. В этом случае разниц между учетами, скорее всего, избежать не удастся.

При любом варианте необходимо учитывать, что налоговый учет должен быть достоверным (ст. 313 НК РФ). Поэтому менять перечень прямых расходов необоснованно нельзя. При принятии решения нужно оценить, насколько эти расходы влияют на хозяйственную деятельность. И в первую очередь опираться на отраслевую принадлежность организации.

Конкретный перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Многие предприятия (как производственные, так и выполняющие работы или оказывающие услуги) могут без особых усилий превратить прямые расходы в косвенные. Сделать это позволяет пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса. Он относит к косвенным материальные расходы на выполнение работ и оказание услуг производственного характера для фирмы ее структурными подразделениями. При этом речь идет о любых подразделениях (цехах, отделах и т.п.), а не только об обособленных.

Любой производственный процесс, точно так же как и процесс выполнения работ, при необходимости можно разбить на отдельные операции, работы и услуги. При этом каждую из них можно поручить конкретному подразделению (отделу, цеху и т.п.) фирмы. Например, когда фирма получает заказ на выполнение каких-то работ, она направляет его в свое первое подразделение. Оно выполняет первый этап работ и передает полученный результат второму подразделению. Второе выполняет свою часть работ и результат передает третьему.

Третье подразделение, если оно последнее в цепочке, работы заканчивает и сдает готовый результат.

У каждого из подразделений есть расходы, которые ст. 318 Налогового кодекса относит к прямым. Это суммы амортизации оборудования, использованные материалы, зарплата участвующих в выполнении работ сотрудников, начисленные на нее ЕСН и пенсионные взносы.

Однако в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса каждое подразделение выполнило для фирмы работы либо услуги производственного характера. А значит, все его затраты на выполнение своей части работы можно отнести еще и к косвенным расходам.

В таких случаях п. 4 ст. 252 Налогового кодекса оставляет выбор группы расходов за фирмой. Это значит, что вполне возможно включить эти затраты в состав косвенных расходов.

Главное — закрепить свой выбор в учетной политике. И не забывать оформлять выполнение работ и оказание услуг производственного характера внутренними актами приема-передачи. Ведь именно момент подписания такого акта п. 2 ст. 272 Налогового кодекса называет датой списания данных расходов.

Однако здесь есть одно ограничение. Этот способ неприменим для подразделений, создающих полуфабрикаты, которые другие отделы потом используют для производства готовой продукции, так как произведенный одним из отделов (цехов) полуфабрикат нельзя считать результатом выполненных им для другого отдела работ, так как в этом случае между отделами передается результат производства. А в пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса говорится об отдельных операциях по производству.

Очевидно, что этот способ не подходит и фирмам с подразделениями, каждое из которых производит уже законченный продукт, продаваемый потом на сторону.

Фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца.

Уменьшать облагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов — это право, а не обязанность таких компаний.

В то же время, те фирмам, оказывающим услуги, можно все свои расходы списывать сразу и вообще делить на прямые и косвенные. Ведь если, к примеру, у такой организации в каком-либо периоде не будет доходов от реализации, то списать в этом периоде она сможет лишь сумму своих косвенных расходов. Поэтому учет прямых расходов все равно необходим фирмам, оказывающим услуги.

Состав таких расходов нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения.

В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, фирмы, выполняющие работы и услуги, включают только прямые расходы, которые относятся к выполненным работам. Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть работам, которые начаты, но не выполнены), налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на «незавершенку» и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Для расчета стоимости «незавершенки» используют тот или иной экономически обоснованный показатель. Фирмы, занимающиеся выполнением работ, стоимость «незавершенки» на конец месяца обычно определяют на основании данных о договорной стоимости работ.

Рассмотрим следующий пример. ООО «Пассив» выполняет монтажные работы. На конец прошлого года не были выполнены работы по одному договору (заказчик не подписал акт выполненных работ). По данным налогового учета, стоимость «незавершенки» на 1 января отчетного года составила 150 000 руб. В январе отчетного года было заключено 12 договоров. Работы начали выполнять только по 9 из них.

Стоимость работ по всем договорам, которые выполняли в январе (в том числе по договору, заключенному в прошлом году), — 1 300 000 руб. (без НДС).

В январе были выполнены монтажные работы по 7 договорам. Работы по 3 договорам на конец января реализованы не были. Стоимость работ по договорам, не завершенным на конец января, — 600 000 руб. (без НДС).

Сумма прямых расходов за январь — 800 000 руб.

Стоимость «незавершенки» на конец января будет равна:

(150 000 руб. + 800 000 руб.) x (600 000 руб. : 1 300 000 руб.) = 438 425 руб.

Сумма прямых расходов, которая уменьшает прибыль, составит:

800 000 + 150 000 — 438 425 = 511 575 руб.

2.2. Оценка незавершенного производства для организаций, оказывающих услуги

Если организация работает по методу начисления, то расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, необходимо распределять, ведь часть этих расходов будет уменьшать прибыль текущего периода, а часть уменьшит прибыль в будущем.

Внереализационные и косвенные расходы относятся в состав расходов и уменьшают налог на прибыль в том месяце, в котором они были произведены.

Прямые расходы же требуют распределения, так как налог на прибыль текущего месяца можно уменьшить только на часть таких расходов, нераспределенная часть прямых расходов остается в составе незавершенного производства (НЗП).

Незавершенное производство переходящий остаток затрат основного производства, определяемый как остаток по дебету счета 20 «Основное производство».

Порядок оценки НЗП в налоговом учете установлен пунктом 1 статьи 319 НК РФ: «1. Под незавершенным производством (далее — НЗП) в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков незавершенного производства на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей статьей».

Таким образом, в соответствии со статьей 319 НК РФ, независимо от вида осуществляемой деятельности организация может выбрать любой метод расчета НЗП, и закрепить указанный порядок в учетной политике. А это означает, что при желании организации смогут оценивать остатки НЗП на конец месяца по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете.

Абзацем четвертым пункта 1 статьи 319 НК РФ определено, что порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Заметим, что из текста статьи совершенно неясно, откуда следует отсчитывать эти два налоговых периода (примеры периодов: 2004-2005, 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008), соответственно применяйте то множество налоговых периодов подряд, которое необходимо.

В случае, когда невозможно отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции, налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Организации, оказывающие услуги, имеют право относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от оказания услуг данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП.

Если организация не использует это право, то распределять сумму прямых затрат на НЗП организация может пропорционально доле незавершенных заказов. Отметим, что этот метод оценки НЗП используется и налогоплательщиками, основным видом деятельности которых является выполнение работ. Для того чтобы показать, как это сделать на практике, необходимо воспользоваться следующими показателями:

НЗП КОН = (ПР + НЗП НАЧ) Х ЗАК НЗП: ЗАК МЕС

НЗП НАЧ – сумма входящего остатка НЗП;

ПР – общая сумма прямых расходов расчетного месяца;

ЗАК НЗП – незавершенные (или завершенные, но не принятые) на конец расчетного месяца заказы на выполнение работ, оказание услуг;

ЗАК НЗП – общий объем выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);

НЗП КОН – оценка остатка НЗП на конец расчетного месяца.

Сумма НЗП на конец текущего месяца начало месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца. При окончании налогового периода сумма остатков НЗП на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода.

Прямые расходы и НЗП НАЧ учитываются в рублях, а единица измерения незавершенных (или завершенных, но не принятых) на конец расчетного месяца заказов на оказание услуг (выполнение работ) (ЗАК НЗП) и общего объема выполняемых в течение месяца заказов на оказание услуг (выполнение работ) (ЗАК МЕС) может быть различной. Организации в качестве единицы измерения заказа могут использовать как стоимостные (по продажным ценам, либо по нормативной себестоимости), так и натуральные показатели (количество заказов и тому подобное).

При применении данного метода оценки НЗП организация самостоятельно устанавливает в своей налоговой учетной политике, что они будут считать заказом для конкретного вида услуг (работ), и в чем они эти заказы будут измерять.

Например, организациям, которые оказывают транспортные услуги по перевозке различных грузов на различные расстояния, для расчета можно использовать договорную оценку перевозок. Если перевозки однотипные (одно расстояние, один тоннаж и так далее), то можно измерять их в штуках.

Рассмотрим в качестве примера расчет суммы НЗП у организации, оказывающей транспортные услуги:

Организация оказывает услуги по перевозке грузов на дальние расстояния.

В соответствии с учетной налоговой политикой организации под заказом понимается договорная стоимость одного рейса.

ЗАК МЕС (январь) – 1 800 000 рублей (общая договорная стоимость перевозок в январе 2006 года, включая те перевозки, которые числились как НЗП на начало января).

ЗАК НЗП – 400 000 рублей (сумма неподписанных актов приемки транспортных услуг на договорную стоимость на конец января).

ПР – 1 000 000 рублей (прямые расходы за январь).

НЗП КОН = (ПР + НЗП НАЧ) Х ЗАК НЗП / ЗАК МЕС = (1 000 000 рублей + 200 000 рублей) х (400 000 рублей / 1 800 000 рублей) = 264 000 рублей.

Теперь рассчитаем прямые расходы, учитываемые в январе при расчете налогообложения прибыли:

ПР + НЗП НАЧ на 1 января 2008 года – НЗП КОН = 1 000 000 рублей + 200 000 рублей – 264 000 рублей = 936 000 рублей.

В заключение раздела, отметим, что, наиболее выгодный для организаций критерий оценки заказов – это договорная стоимость каждого заказа. Выбор остается за организациями, но его необходимо предусмотреть в приказе по учетной политике. Не стоит забывать, что все сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

3. РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам доходов и расходов. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Однако на основании ст. 313 НК РФ к формам аналитических регистров налогового учета существует ряд требований. Так, формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.

Данные налогового учета - это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Практика применения налогового законодательства выработала различные системы аналитических регистров налогового учета. Рассмотрим наиболее интересные с практической точки зрения системы аналитических регистров налогового учета.

Налоговые органы разработали и предложили свою систему аналитических регистров налогового учета, которые группируются следующим образом:

1) группа регистров промежуточных расчетов, которые предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой НК РФ. При этом под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. К ним относятся:

– регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;

– регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов;

– регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр-расчет стоимости сырья и материалов, списанных в отчетном периоде;

– регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;

– регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

– регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;

– регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;

– регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;

2) группа регистров учета состояния единицы налогового учета. Эти регистры являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К ним относятся:

– регистр информации об объекте основных средств;

– регистр информации об объекте нематериальных активов;

– регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);

– регистр учета расходов будущих периодов;

– регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;

– регистр учета операций по движению кредиторской; задолженности;

– регистр учета расчетов с бюджетом;

– регистр учета расчетов по штрафным санкциям;

– другие аналитические регистры налогового учета;

3) группа регистров учета хозяйственных операций. Эти регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. Сюда включаются:

– регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав);

– регистр учета поступлений денежных средств;

– регистр учета расхода денежных средств;

– регистр учета сумм начисленных штрафных санкций;

– регистр учета расходов на оплату труда;

– регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов;

4) группа регистров формирования отчетных данных. Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов. К ним относятся:

– регистр-расчет учета амортизации основных средств;

– регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде;

– регистр учета прочих расходов текущего периода;

– регистр-расчет финансовый результат от реализации амортизируемого имущества;

– регистр-расчет учета остатка транспортных расходов;

– регистр учета внереализационных расходов;

– регистр учета доходов текущего периода;

– другие аналитические регистры налогового учета;

5) группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями. Эти регистры используются только некоммерческими организациями для отражения операций по поступлению и использованию целевых средств. Они состоят из:

– регистра учета поступлений целевых средств;

– регистра учета использования целевых поступлений;

– регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для предприятий, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Кроме того, она не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях.

Реальный практический интерес представляет следующая система аналитических налоговых регистров. Она избавлена от двух главных недостатков ранее рассмотренной системы: громоздкости и сложности определения доходов и расходов по кассовому методу. Данная система предусматривает только два аналитических регистра - регистр доходов и регистр расходов:

1. Регистр доходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид дохода;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– документ передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

– сумма (без НДС).

1. Регистр расходов включает в себя следующие показатели:

– дата операции;

– хозяйственная операция;

– вид расходов;

– дата оплаты;

– документ оплаты;

– дата начисления расхода: для сырья, материалов - дата списания в производство; для прочих расходов (материальных, на оплату труда, процентов, услуг, на уплату налогов и сборов) - дата погашения задолженности; для амортизации - дата начисления;

– документ начисления расхода: для сырья, материалов - акт списания в производство, для расходов на оплату труда - расчетная ведомость и т. д.;

–сумма.

В практической работе по исчислению налога на прибыль нужны также документы расчета учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на оплату услуг нотариусов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты. Однако это должны быть именно документы, а не аналитические регистры налогового учета. Так, например, расчет налога на прибыль при такой системе налогового учета гораздо сложнее, чем предусмотрено в регистре, предложенном налоговыми органами. В этой точке зрения прослеживается аналогия с бухгалтерским учетом, где расчеты проводятся в бухгалтерских справках, а уже проводки с готовыми суммами заносятся в регистры учета. Практическая ценность такого решения проблем для ведения налогового учета достаточно высока, что доказано нормальной работой такой системы налогового учета на предприятиях машиностроения, медицинской иммунобиологической промышленности, торговли и предприятиях, оказывающих рекламные услуги.

Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, составляющих второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения налогом на прибыль организаций, полученных из первичных учетных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ. Система налогового учета может быть построена как на основе данных регистров бухгалтерского учета с их последующей перегруппировкой по правилам налогообложения, так и на основе самостоятельно формируемых регистров налогового учета, не имеющих отношения к бухгалтерскому оформлению этих финансово-хозяйственных операций. Налоговый учет как самостоятельная учетная система должен обеспечить: а) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций; б) получение информации для внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога; в) получение информации в разрезе отчетных (налоговых) периодов. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. В тоже время необходимо учитывать ряд общих требований. 1) Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения; 2) Учетная политика для целей налогообложения представляет собой организационно-распорядительный документ, который должен быть утвержден соответствующим приказом (распоряжением) руководителя; 3) Нормы и правила налогового учета должны отвечать принципу последовательности, то есть применяться последовательно от одного налогового периода к другому; 4) Изменение системы налогового учета, зафиксированной в качестве приложения к учетной политике возможно в случае изменения законодательства (1 основание), применяемых методов учета (2 основание), осуществлением новых или исключением прежних видов деятельности (3 основание); 5) Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться: по 1 основанию — с даты вступления в силу изменений норм законодательства о налогах и сборах, по 2 основанию — с начала нового налогового периода, по 3 основанию — с даты осуществления новых или исключения прежних видов деятельности в соответствии с распорядительными документами; 6) в отличие от изменений принципов и порядка формирования системы налогового учета форма регистров может быть изменена в любой момент с обязательным соблюдением общей методологии группировки данных. Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Налоговый учет доходов фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги ведут в обычном порядке. Доходы от продажи готовой продукции они учитывают в составе выручки от реализации. Фирмы, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет (п. 2 ст. 318 НК РФ). У фирм, которые выполняют работы, такой льготы нет. Они должны рассчитывать стоимость «незавершенки» на конец каждого месяца. Фирмы самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на «незавершенку» и на выполненные работы. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике фирмы. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 1993. 25 дек.
    Кожинов В.Я. Налоговый учет. – М. Финансы, 2005. Методы оценки налогового потенциала региона на основе показателей формирования налоговых доходов

Требования к системе налогового учета и составлению отчетности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учета определяют:

Объекты учета;

Правила группировки доходов и расходов;

Порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

Методы налогового учета;

Требования к составлению регистров налогового учета.

Основные правила составления отчетности определяют:

Налоговый и отчетный период;

Ставки налога;

Алгоритм расчета налоговой базы.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.

1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). 2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям. 3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.

Элементы налогового учета. Требования, предъявляемые к ним.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета;

2) объекты налогового учета;

3) основания налогового учета;

4) место постановки на налоговый учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Принципы ведения налогового учета и требования к элементам налогового учета.

Первый способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета.

Второй путь сближения бухгалтерского и налогового учета, наоборот, позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.

Требованиями являются соблюдение нормативно-правовых актов, своевременность исполнения. Налоговые элементы должны соответствовать современным реалиям.



Похожие статьи