Постановление 255 фз фсс. Новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Необходимость оформления больничного листа

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд.

7. Средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности) застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в размере 0 процентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выделяются данным организациям и индивидуальным предпринимателям территориальными органами страховщика в порядке, установленном частями 3 - 6 настоящей статьи, по месту их регистрации в качестве страхователей.

Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. регламентирует условия и порядок выплат по временной нетрудоспособности (по больничному листу), а также выплат при рождении ребенка. Новая редакция 255-фз утверждена 27 декабря 2018 года и вступила в действие с 8 января 2019 года.

Статья 14 закона описывает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, декретных и по уходу за ребенком. По статистике 14 статья 255-фз пользуется наибольшей популярностью, поэтому она опубликована в конце этой статьи. Полную версию закона вы можете скачать ниже.

Предлагаем вам ознакомиться с обзорной информацией о выплатах, которые регламентирует федеральный закон № 255-ФЗ, а именно:

  • Пособие по беременности и родам (декретные выплаты) + калькулятор;

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)

1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ)

2. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной в этом календарном году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

(часть 2.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ (ред. 29.12.2012))

3.2. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются территориальными органами страховщика по месту регистрации нескольких страхователей в соответствии с частями 2 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий по каждому из этих страхователей.

(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

Примечание.
При определении среднего дневного заработка для исчисления пособий количество календарных дней расчетного периода определяется с учетом особенности високосного года и может составлять 730, 731 или 732 календарных дня (Информация ФСС РФ).

3.3. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

(часть 3.3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

5.1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

5.2. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11.2 настоящего Федерального закона. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

255-ФЗ от 29.12.2006 регламентирует отношения в сфере материального обеспечения женщин в послеродовой период и других нуждающихся лиц, находящихся на больничном. В нормативном акте установлен круг граждан, обладающие правом на денежные выплаты. Рассмотрим основные положения документа.

Специфика действия

Закон 255-ФЗ определяет:

  1. Виды материального обеспечения.
  2. Обязанности и юридические возможности субъектов права.
  3. Размеры, порядок, условия предоставления материального обеспечения.

Нормативный акт " не распространяется на отношения, касающиеся денежных перечислений гражданам, не имеющим возможности выполнять профессиональные задачи вследствие производственных травм или профзаболеваний. Из данного правила есть ряд исключений. Они определяются положениями статей 12-15 рассматриваемого акта в части, не противоречащей ФЗ №125.

Предмет регулирования

Нормативный акт "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определяет ситуации, в которых субъекты могут рассчитывать на материальное обеспечение. В документе дается в первую очередь определение риска. Им называется временная потеря заработка либо другого дохода, вознаграждения гражданином вследствие наступления страхового случая. К рискам приравниваются также затраты, которые несет субъект или его родственники при невозможности выполнять свои профессиональные задачи в соответствии с должностной инструкцией.

Когда полагается материальное обеспечение?

По временной нетрудоспособности производится при:

  1. Невозможности осуществлять рабочую деятельность вследствие травмы или болезни. Исключение составляют получение или профзаболевания, а также иные обстоятельства, определенные 5 статьей рассматриваемого нормативного акта.
  2. Беременности и родах.
  3. Уходе за малолетним до 1,5 лет.
  4. Рождении детей (ребенка).
  5. Гибели субъекта или несовершеннолетнего члена семьи.

Виды обеспечения

К ним относят выплаты:


Размеры, условия, порядок предоставления обеспечения устанавливают нормативные акты №81 от 19 мая 1995 г., №8 от 12 янв. 1996 г., а также Федеральный Закон 255-ФЗ.

Субъекты права

Закон 255-ФЗ распространяется на:


Изменения

Рассмотрим некоторые положения Корректировки в нормативный акт вносились несколько раз. Изменения, в частности, коснулись порядка расчета величины выплат по уходу за малолетним, БиР, а также по временной нетрудоспособности. Правила устанавливает статья 14 рассматриваемого нормативного акта. В 2016 г. действуют поправки, внесенные ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. В указанной статье определяется, что в расчете сумм используется средний заработок гражданина. Он, в свою очередь, устанавливается за 2 года (календарных), которые предшествовали периоду нетрудоспособности, отпуска, связанного с дородовым и родовым периодами, а также уходом за малолетним. В срок включаются все периоды осуществления профессиональной деятельности, даже если она велась на иных предприятиях.

Комментарий

ФЗ 255 предусматривает указанные правила только для ситуаций, в которых субъект права, работавший в разных организациях в течение двух предыдущих лет, получает обеспечение на одном предприятии. Если ему начисляются суммы в каждом учреждении, в котором он состоит в штате, средний заработок в расчет не принимается. Если в обоих или в одном из двух календарных годов гражданин пребывал в отпуске по уходу за малолетним или беременности/родам, соответствующие периоды могут быть заменены для расчета при условии, что данная операция приведет к увеличению суммы обеспечения. Для этого заинтересованное лицо пишет письменное заявление.

Расчет средней зарплаты

255-ФЗ в новой редакции 2016 г. устанавливает, что в заработок включаются все суммы, перечисленные в пользу гражданина. При этом с них должны отчисляться взносы в ФСС, ФФОМС, ПФР. В расчет принимаются суммы, направленные в указанные фонды до 31 дек. 2016 г. При определении среднего заработка могут также учитываться отчисления, установленные НК. Последнее положение вводится в действие с 1 янв. 2017 г. Схема расчета заработка определена следующая. Сумма начисленной з/п за установленный в части первой 14 статьи разделяется на количество календарных дней в нем. Из расчета при этом исключаются дни, которые относятся к периодам:

Калькулятор пособия по беременности и родам

Следует в первую очередь сказать, что до 2013 г. использовалось 2 способа расчета. В настоящее время определение суммы осуществляется одним способом. В калькулятор пособия по беременности и родам вводятся следующие данные:

  1. Срок отпуска. Он зависит от количества детей и наличия/отсутствия осложнений. 140 дней устанавливается для одноплодной, беспроблемной беременности, 156 - для проблемной и 194 - для многоплодной.
  2. Заработок за 2 года. Как выше было сказано, этот период составляют года, предшествующие периоду выхода в отпуск. При этом значение имеет дата больничного, а не родов. В расчет можно взять только полный год - с 1 января до 31 декабря. Сумма заработка берется полная, без вычета НДФЛ.
  3. Расчетные дни. Их количество 730 или 731 (в зависимости от того, попадает в период високосный год или нет). Из количества дней следует вычесть: срок болезни, отпуска по БиР или уходу за малолетним, а также период освобождения от выполнения профессиональных обязанностей с сохранением з/п и без отчисления взносов в фонды.

Здесь следует отметить один нюанс. Никакие иные периоды не могут уменьшать количество расчетных дней. Так, если женщина в течение 2 лет работала непосредственно только 1 год, а все остальное время была безработной, при определении суммы будет использоваться число 730 (731).

Формулы расчета

Устанавливает следующие правила исчисления. Для определения размера дневного обеспечения при утрате возможности выполнять профессиональные обязанности, БиР средний заработок умножается на коэффициент, установленный ст. 7 и 11.2. Для расчета ежемесячной суммы используется следующая формула. При ее определении необходимо вычислить среднюю величину заработка. Она рассчитывается умножением дневной выплаты на 30.4. Она, в свою очередь, определяется по правилам 14 статьи (ч. 3.1 и 3.2). Величина ежемесячной выплаты по уходу за малолетним рассчитывается умножением среднего заработка на коэффициент, в соответствии со ст. 11.2.

Ставки

Закон 255-ФЗ устанавливает коэффициенты в ст. 7 и 11.2. Расчет сумм при потере возможности выполнять профессиональные задачи вследствие травмы или заболевания осуществляется с применением процентных ставок от среднего заработка. Они устанавливаются в зависимости от длительности страхового стажа:

  1. 8 лет и более - 100 %.
  2. 5-8 лет - 80 %.
  3. До 5 лет - 60 %.

Исключение составляют ситуации, когда травма или заболевание наступили в течение месяца с даты прекращения трудовых отношений. В этих случаях используется ставка в 60% от средней з/п.

Уход за больным малолетним

В случае амбулаторного лечения в течение первых 10 дней (календарных) сумма рассчитывается в соответствии со ставками, указанными в 7 статье (ч. 1), в размере 50% - в последующие дни. При нахождении ребенка на стационаре используется порядок части первой 7 статьи. Аналогичные правила действуют в отношении случаев необходимости осуществлять уход за больным родственником, кроме детей до 15 лет, при амбулаторном лечении.

Ежемесячное обеспечение

Пособие по уходу за малолетним начисляется в размере 40% от средней величины заработка. При этом размер получившейся суммы не должен быть ниже установленного нормативными актами для лиц, имеющих детей. При уходе за двумя и более малолетними, достигшими 1.5 лет, размер обеспечения суммируется. При этом его величина не может составлять больше 100% от среднего заработка гражданина, установленного в соответствии со ст. 14. При расчете ежемесячных сумм на второго и последующих детей, учитываются предыдущие малолетние, в том числе усыновленные. Исключение составляют случаи, когда в отношении последних мать лишена родительских прав.

1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и настоящей статьи.

2. При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортной организации, расположенной на территории Российской Федерации, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортной организации, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Пособия на случай временной нетрудоспособности можно получить в соответствие с законом 255 ФЗ (который вступил в силу 29 декабря 2006г ). Разберемся подробнее с важнейшими частями этого нормативного правового акта.

Основные положения и структура 255 ФЗ

Как было упомянуто выше, Федеральный закон об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности был принят в 2006 году в декабре. Он состоит из преамбулы, пяти глав и девятнадцати статей. Каждая статья в свою очередь состоит из пунктов.

Данный федеральный закон регулирует важнейшие положения в сфере социального страхования граждан российской федерации на тот случай, когда они считаются временно нетрудоспособными под влиянием различных жизненных обстоятельств. К таковым относятся:

  1. Материнство.
  2. Беременность.
  3. Рождение ребенка и др.

Регулированием данных правоотношений помимо вышеуказанного закона занимается Конституция РФ, иные федеральные законы, а также постановления Правительства РФ.

Последние в большинстве своем определяют размеры назначаемых социальных выплат и порядок их предоставления.

Страхователями в данной ситуации признаются работодатели – юридические лица, с которыми у застрахованного лица заключены трудовые договоры, ИП и физические лица.

Основным распределителем финансовых средств и одновременно страховщиком является фонд обязательного социального страхования (ФСС).

ОСС распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Нормы данного федерального закона относятся и к гражданам, которые не имеют работы. В этом случае деньги будут заимствованы напрямую из фонда обязательного социального страхования. Единственной разницей является то, что размер пособия в данной ситуации будет меньше.

Статья 2 ФЗ 255

В данной статье указан круг лиц, которые имеют право относиться к застрахованным на территории российской федерации.

Стоит отметить, что нормы данного федерального закона в определенной части распространяются и на лиц, которые гражданами российской федерации не являются, а также на тех, которые вовсе не имеют гражданства.

Перечень лиц такой:

  1. Работники по трудовым договорам.
  2. Служащие государственных или муниципальных учреждений.
  3. Священнослужители.
  4. Осужденные.
  5. Адвокаты.
  6. Индивидуальные предприниматели и др.

Нормы данного федерального закона могут дополняться региональными постановлениями и указами, в которых может быть прописано, что конкретной категории граждан предоставляется дополнительное материальное обеспечение.

Статья 3

Здесь закреплены основы финансового обеспечения процесса страхования. Здесь основным является бюджет фонда обязательного социального страхования. В исключительных ситуациях могут быть реализованы денежные средства, принадлежащие различным внебюджетным фондам, действующим на территории Российской Федерации.

Деньги полагаются:

  1. Застрахованным лицам, за которых взносы делает работодатель.
  2. Застрахованным лицам, которые самостоятельно за себя платят необходимые взносы.

Стоит отметить, что полагающиеся денежные средства должны быть выплачены с первого дня когда наступил тот или иной социальный риск, повлекший за собой временную нетрудоспособность.

Статья 5

В данной правовой норме описываются случаи, когда необходимо выплачивать пособие гражданам. К таковым относятся:

  1. Уход за больным родственником (в том числе супругом, ребенком, родителями).
  2. Лечение на курорте или в стационаре и тому подобные ситуации.

Считается, что такие случаи временно лишают вас трудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта.

Статья 6

В данной статье более конкретно рассматриваются особенности выплаты пособия. Денежные средства должны быть выплачены за весь период, когда гражданин являлся нетрудоспособным, вплоть до его полнейшего восстановления. Если гражданин инвалид, то пособие ему может выплачиваться в период до полугода.

Особое внимание стоит уделить пособию, выплачиваемому в случае необходимости лечения в санатории. Здесь компенсируется не только сама временная нетрудоспособность, но и проезд до места лечения и обратно.

Пособие может выплачиваться и в ситуациях, когда трудоспособному гражданину необходимо ухаживать за больным членом семьи. Если это ребенок, то период нахождения на больничном зависит непосредственно от его возраста.

Статья 7

Эта норма права определяет размер пособия. Он напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент наступления болезни или другой причины временной нетрудоспособности обладал гражданин.
Например, если стаж у него восемь лет, то ему полагается сто процентов от среднего заработка. Если стаж от пяти лет, то полагается выплачивать восемьдесят процентов заработка, а если менее пяти лет, то 60 процентов.

Иные нормы установлены для пособия по уходу за больным ребенком, что прямо указано приказом Минздрава РФ. Но это уже совсем другая тема — про декретный отпуск.
А что делать, когда трудовой стаж на момент приобретения временной нетрудоспособности не превышает полугода? Здесь гражданин так же имеет право на получение пособия, но размер его не будет превышать минимального размера оплаты труда, выплачиваемого за месяц.

Статья 10

Здесь рассматривается продолжительность выплаты пособия, полагающегося при беременности и родах. Государственное обеспечение и оплата производится в течение 70 дней перед родами и в течение 70 дней после родов.

Пособие полагается и тем лицам, которые усыновили ребенка. Деньги им выплачиваются со дня регистрации усыновления и в течение 70 дней после этого.

Статья 12

Здесь рассматриваются сроки обращения за пособиями.

Заняться оформлением необходимой документации для получения причитающихся денежных средств нужно не позднее чем до полугода после того, как трудоспособность была полностью восстановлена. Для пособия по беременности и родам также принимается полугодичный срок, однако он начинает течь с того момента, как окончился отпуск, связанный с материнством.

Ст. 12 предусматривает и разрешение конфликтов, возникших в ситуации, когда шестимесячный срок был пропущен. В этой ситуации пособие может быть выплачено только по усмотрению уполномоченного должностного лица, занимающегося аккумулированием денежных средств.

Статья 13

Все вышеописанные выплаты назначаются по месту работы гражданина. Если до момента наступления временной нетрудоспособности у гражданина было несколько мест, где он осуществлял трудовую деятельность, то он может по своему выбору для получения пособия определить то или иное место работы.

Нужно отметить, что если трудовая деятельность была завершена, а заболевание наступила не позднее чем через месяц, то работодатель также будет обязан выплачивать такому лицу пособие. Причем, он выплачивает его в первые три дня. Весь остальной период деньги человеку будет выплачивать федеральный фонд обязательного социального страхования.

Основанием для выплаты денежных средств является больничный лист. При его отсутствии отказывают в соц.выплате. Больничный лист можно получить в участковой поликлинике гражданина. Существует два вида листков – бумажный и электронный.

Статья 14

Рассчитываются пособия исходя из среднего заработка гражданина. При этом, во внимание берется заработок за последние два года. Для того чтобы рассчитать средний заработок, необходимо сложить доходы за два года и разделить их на 720.

Для каждого пособия предусмотрена своя формула, устанавливаемая федеральным законодательством. В том случае, если доходов за два года у гражданина не было, в расчет берется минимальный размер оплаты труда.

Каждая конкретная формула разрабатывается и утверждается постановлениями Правительства РФ.

Статья 15

Любое из вышеуказанных пособий должно быть назначено не позднее десяти календарных дней с момента принятия решения о назначении выплаты. В том случае, если пособие было назначено, но по каким то причинам выплачено не было, то гражданин может обратиться за его получением не позднее трехгодичного срока.

По истечение данного срока такое право им утрачивается.

Пособие по беременности и родам ФЗ 255

Как отмечалось выше, такое пособие выплачивается исходя из среднемесячного заработка за последние два года. Остальные расчеты происходят в зависимости от того, какое количество времени мама находится в отпуске.

Существуют максимальные пределы пособия, выше которых они уплачены быть не могут. Так, это 71198 при сложной беременности и 51380 при обычной.

Размеры пособий периодически увеличиваются, связано это с ежегодной индексацией.


ФЗ о пособиях по временной нетрудоспособности

Регулирование этого правоотношения также происходит при помощи ФЗ 255. Пособие по временной нетрудоспособности напрямую зависит от того, каким трудовым стажем на момент приобретения временной нетрудоспособности обладал гражданин.

Например, если стаж у него восемь лет, то ему полагается сто процентов от среднего заработка. Если стаж от пяти лет, то полагается выплачивать восемьдесят процентов заработка, а если менее пяти лет, то 60 процентов.

Размер пособия может быть и снижен. Это может быть связано со следующими обстоятельствами:

  1. Несоблюдение рекомендаций врача.
  2. Неявки на врачебные осмотры и терапии.
  3. Если нетрудоспособность стала следствием аморального поведения гражданина, в том числе алкоголизма, наркомании и др.

Снижен размер пособия может на любую сумму. Однако нужно помнить, что размер пособия не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Условия начисления пособий по 255 ФЗ

Условия наступления необходимости выплаты пособия напрямую зависят от того, вследствие чего возникла нетрудоспособность. К таковым относятся:

  1. Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием.
  2. Уход за больным родственником.
  3. Лечение на курорте или в стационаре и др.
  4. Материнство.
  5. Роды.

Эти случаи относятся к обстоятельствам временной нетрудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта. Если работы у гражданина не имеется, то выплатами занимается фонд обязательного социального страхования.

Виды и сроки получения пособий

Можно выделить такие виды:

  1. Временная нетрудоспособность.
  2. По беременности и родам.
  3. При рождении детей.
  4. По уходу за ребенком.
  5. На погребение и др.

Для каждого отдельного пособия предусмотрены свои сроки выплат. Однако, существует общее для всех правило, обратиться за начисленными но не выплаченными пособиями необходимо не позднее полугода до окончания причин, по которым возникла временная нетрудоспособность.

Что говорит федеральный закон 255 о выплате больничных листов

Больничные листы являются основаниями для получения выплат. Лист может быть выражен в двух формах – бумажной и электронной. Выбор конкретного вида листка принадлежит гражданину. Получить выплаты можно только по достоверному больничному листу, который необходимо получить в государственной поликлинике или в частном медицинском учреждении, имеющем лицензию.

Необходимость оформления больничного листа

Такая необходимость прямо указана законом. Связана он с тем, что больничный лист является единственным основанием и доказательственной базой того, что действительно имела место временная нетрудоспособность.



Похожие статьи