Правовое положение банков и иных кредитных организаций. Правовое положение банка россии Коммерческие банки как звено банковской системы государства

760руб.

Введение

Правовое положение банков.

Фрагмент работы для ознакомления

1.2. Функции банков
Основное назначение банка – это посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банкиот финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций.
Таким образом, современный монополистический банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультативные и многочисленные околобанковские операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсифицированной деятельности многоотраслевых концернов1. Указанное обусловливает публично-правовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов2.
В юридической литературе господствует «классическое» понимание функ­ций банка. Так, например, Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Экономические функ­ции банков состоят в том, что они 1) ссужают деньгами, 2) перемещают капита­лы оттуда, где есть излишек, туда, где ощущается недостаток, 3) выполняют обязанности кассиров, принимая и совершая платежи. Основная задача банков сводится к посредничеству в кредите. ... Банки и превращают деньги в капита­лы. ... Концентрация денег в банках делает эти последние такими торговыми предприятиями, где может быть найден в высшей степени ценный товар – капи­тал»1.
По мнению В.В. Витрянского «суть банковской деятельности состоит во взаимосвязанных операциях по привлечению денежных средств граждан и орга­низаций (во вклады и на счета) и последующему распоряжению соответствую­щими денежными средствами»2. А.М. Розенберг, отмечая экономическую природу банков как финансовых посредников, выделяет только две их функции: посредничество в кредите и рас­четах»3.
Банки осуществляют посреднические операции между различными «игроками» на финансовом поле, они призваны способствовать оптимизации размещения денежных средств, успешному кредитованию бизнеса, активному использованию вкладов юридических и физических лиц, т.е. банки – это основной, главный финансовый институт, изначально ориентированный на комплексное осуществление банковской деятельности, объективно стремящийся к универсализации. Движение денежных средств проходит через счета кредитных организаций. Таким образом, происходит «кругооборот» денежных средств, денежное обращение, в стабильном функционировании которого заинтересовано государство.
Безналичные расчеты согласно ст. 861 ГК РФ производятся с участием кредитных организаций. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П «О Правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»4 кредитные организации обязаны контролировать своих клиентов в части соблюдения ими порядка ведения кассовых операций, установления лимита остатка кассы, соблюдения порядка и сроков инкассации наличных денежных средств и т.д. Банкам доступны информация практически о всех денежных потоках (как в наличной, так и безналичной форме) и сведения об их владельцах. Это создает техническую возможность осуществления банками контроля за денежными потоками на предмет соответствия определенных операций законодательству.
Для понимания природы банков и банковской деятельности необходимо учитывать то, что банки помимо посредничества в кредите и плате­жах выполняют еще одну важнейшую функцию: банковская система «произво­дит» безналичные деньги. Сумма безналичных денег, отраженная на счетах в банках, всегда больше суммы наличных денег, эмитированных Центральным банком. Этот процесс получил название «денежный мультипликатор», «муль­типликатор депозитов».
Следует отметить, что банки занимают важное место не только в рыночных взаимодействиях, но также в бюджетной и налоговой системе. Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.
Банки проводят платежи, исполняют поручения налоговых органов о списании недоимок и пени. Необходимо также отметить роль банков как организаций, контролирующих постановку на учет в налоговых органах юридических и физических лиц. Наконец, банки представляют соответствующим налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов, исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, исполняют распоряжения налоговых органов о бесспорном списании соответствующих сумм, а также о приостановлении операций по счетам.
Банки могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполнять указанные выше функции ЦБ РФ в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
1.3. Классификация банков
С точки зрения экономиста логичной представляет классификация банка по видам и объему осуществляемых ими операций. Так, например, Э. Роде по­ложил в основу классификации коммерческих банков характер выполняемых ими банковских операций. В соответствии с этим он разделяет коммерческие банки на две большие группы - универсальные и специальные. Первые осуще­ствляют все банковские операции или большинство из них, вторые ограничива­ются лишь несколькими видами или даже одним видом операций ив зависимо­сти от специализации подразделяются на инвестиционные, ипотечные, отрасле­вые, банки потребительского кредита, кредитные институты со специальными функциями1.
Г.Ф. Шершеневич предлагает классификацию банков «по субъекту» (типу соб­ственности - государственный, общественные и частные), «по организации субъекта» (организационно-правовой форме - акционерные и банкирские кон­торы, принадлежащие единоличным предпринимателям и товариществам, про­стому или на вере (банкирские дома)), по назначению оказываемого кредита: кредитующие собственников недвижимости (ипотечные и мелиоративные бан­ки) и торгово-промышленные банки, по сроку предоставления кредита: банки долгосрочного (сельскохозяйственного) кредита и банки краткосрочного (тор­гового) кредита2.
Алексеева Д.Г. и Хоменко Е.Г. выделяют банки: 1) эмиссионные и коммерческие; 2) универсальные и специализированные; 3) местные, нацио­нальные и международные; 4) бесфилиальные и многофилиальные, 5) многоот­раслевые и отраслевые; 7) национальные банки, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки (по порядку формирования уставного капитала); 8) государственные и частные; 9) в зависимости от организационно-правовой формы - общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнитель­ной ответственностью, открытые или закрытые акционерные общества; 10) круп­ные, средние и малые1.
В банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также филиалы и представительства в РФ тех организаций, которые зарегистрированы по законодательству иностранных государств (банки-нерезиденты) и включены в их банковские системы. Причем к банкам-нерезидентам относятся и банки, созданные на средства РФ за рубежом (например, Московский народный банк в Лондоне, Евробанк, Данау банк и т.п.).
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями, включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. все кредитные организации. Что же касается филиалов и представительств иностранных банков, то они по законодательству России (ст. 55 ГК РФ) не признаются организациями, поскольку таковыми являются соответствующие иностранные банки. В то же время филиалы иностранных банков, конечно же, являются коммерческими, а представительства иностранных банков - некоммерческими институтами. К некоммерческим организациям, образующим банковскую систему, относится и ЦБ РФ, не имеющий цели получения прибыли.
Банки могут быть универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой. По размерам денежных средств, количеству обслуживаемых клиентов и объему привлеченных денежных средств можно выделить крупные, средние и мелкие банки1.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие банковскую систему, на группы, является форма собственности. По этому признаку кредитные организации классифицируются на частные, государственные и муниципальные, а также кредитные организации со смешанной формой собственности. При этом ЦБ РФ является полностью государственной организацией, поскольку его уставный капитал и иное имущество - федеральная собственность.
В качестве критерия для классификации и объективной оценки кредитных организаций применяется такой критерий, как их финансовое состояние. Например, в указании Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» 2 было установлено, что в целях организации банковского надзора территориальные учреждения ЦБ РФ с точки зрения финансового состояния относят все кредитные организации к одной из двух категорий: первая категория – это «финансово стабильные кредитные организации» и вторая категория – «проблемные кредитные организации». При этом к первой категории кредитных организаций были отнесены: 1) кредитные организации без недостатков в деятельности; 2) кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности. К кредитным организациям второй категории были отнесены: 1) кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности; 2) кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении. Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями ЦБ РФ на основании мотивированного суждения, в соответствии с порядком, на основании критериев и подходов, определенных указанием ЦБ РФ от 31 марта 2000 г. N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».
Кредитные организации могут быть классифицированы и по принадлежности капитала, используемого при их создании, российским инвесторам или инвесторам иностранным. По этому критерию в банковской системе России можно выделить кредитные организации с российскими или с иностранными инвестициями. По данным официальной банковской статистики на 1 июля 2002 г., из 129 зарегистрированных в России кредитных организаций с иностранными инвестициями 31% имел долю иностранного капитала в уставном капитале в размере до 1%; 27,9% - от 1 до 20%; 12,4% - от 20 до 50%; 8,5% - от 50 до 100%; 20,2% - 100%1.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ
2.1. Правовой статус банка
Банк как юридическое лицо (ст. 48 ГК РФ) имеет определенные особеннос­ти, обусловленные его экономической природой как финансового посредника. Во-первых, предпринимательская деятельность банка осуществляется почти исключительно не за счет его собственного имущества, а за счет привлеченных средств. Во-вторых, капитал банка служит не только обособлению юридического лица и удовлетворению требований кредиторов, но и регулятором объема деловой активности банка через нормативы, устанавливаемые Банком России. В-третьих, удовлетворение требований кредиторов при ликвидации происходит не только за счет собственных средств, но и за счет средств клиентов (фонд обязательного резервирования)1.
Правоспособность банка определяется, во-первых, путем перечисления в
законе операций, относящихся к банковским и установления исключительного
характера банковской деятельности, во-вторых, путем выдачи лицензии на осуществление банковских операций конкретному банку.
Г. Тосунян и А. Викулин считают, что применительно к банковской, стра­ховой и биржевой деятельности «возникает необходимость введения в научный оборот и теоретического обоснования принципа исключительной правоспособ­ности»2. Признавая, что по своему смыслу и содержанию исключительная правоспособность напоминает правоспособность специальную, авторы выделяет следующие отличия принципа исключительной правоспособности: 1) необходимость лицензирования, 2) прямое указание в законе на запрещенные виды деятельнос­ти (производственная, страховая и торговая деятельность для банков, напри­мер), 3) юридические последствия несоблюдения принципа исключительной правоспособности заключаются в привлечении к административной или уго­ловной ответственности (сделка в нарушение принципа специальной правоспо­собности является ничтожной), 4) принцип исключительной правоспособнос­ти запрещает заниматься соответствующими видами деятельности другим юри­дическим лицам, 5) целью установления специальной правоспособности явля­ется установление предела правоспособности либо в силу закона, либо по жела­нию учредителей, целью исключительной правоспособности – соблюдение ин­тересов общества1.
В отношении банков Г.Тосунян и А. Викулин говорят об одновременном действии принципа исключительной (банковские сделки в узком смысле слова), специальной (иные не запрещенные сделки, ч. 2 ст. 5 Закона о банках) и общей правоспособности (иные хозяйственные сделки).
Согласно ГК РФ, объем правоспособности может быть ограничен учреди­тельными документами или законом. Закон о банках устанавливает, что воз­можность осуществления банковских сделок в узком смысле слова неразрывно связана с запретом на осуществление производственной, торговой или страхо­вой деятельности. Осуществление иных видов сделок на финансовом рынке получения лицензии на осуществление банковской деятельности не требует. Оформление специальной правоспособности банка осуществляется одним документом - лицензией. С учетом неразрывной связи указанных дозволений и запретов выделение еще одного вида правоспособности, на мой взгляд, представляется нео­боснованным.
Ключевым элементом в определении понятий банка является предусмотренный Законом о банках перечень банковских операций, которые могут осуществляться кредитной организацией на основе лицензии ЦБ РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о банках к банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии с той же ст. 5 (ч. ч. 2, 3 и 5) Закона о банках и банковской деятельности помимо перечисленных банковских операций кредитная организация (включая банки) вправе осуществлять следующие сделки: 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с федеральным законодательством; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с федеральным законодательством, но ей в любом случае запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян полагают, что «действующий Закон о банках подразделяет сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации, на три группы: 1) банковские операции (ч. 1 ст. 5); 2) сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций (ч. 2 ст. 5); 3) иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5)». Названные авторы полагают, что в качестве критерия разделения сделок, совершаемых кредитными организациями, на три группы выступает принцип соответствующей правоспособности кредитной организации: а) иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5), разрешено ей проводить в соответствии с принципом общей правоспособности... б) сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций (ч. 2 ст. 5), разрешено проводить в соответствии с принципом специальной правоспособности... в) банковские операции (ч. 1 ст. 5), которые кредитные организации проводят в соответствии с принципом исключительной правоспособности, что следует из предусмотренной в действующем ГК РФ допустимости и иных случаев ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип общей или специальной правоспособности. В данном случае имеется в виду, что ограничивается правоспособность юридических лиц, которым запрещено осуществлять банковские операции... В соответствии с российским законодательством занятие отдельными видами деятельности разрешено только строго определенным юридическим лицам и, следовательно, должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота1.
Кредитные организации в силу своего особого положения в экономике России и особого правового статуса имеют определенные преимущества, гарантии со стороны государственных регулирующих органов, прежде всего ЦБ РФ, по сравнению с другими финансовыми посредниками:
- для кредитных организаций создается система рефинансирования со стороны Центрального банка РФ, которую он выполняет в соответствии с возложенной на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» функции кредитора в последней инстанции;

Список литературы

"1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Россий-ская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
3.Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.03.2008) «О бан-ках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
4.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
5.Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.03.2007) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.
6.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О го-сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей» // СЗ РФ. 2001. Ст. 33 (часть1). Ст. 3431.
7.Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Бан-ком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России. 2004. № 15.
8.Указание ЦБ РФ от 31.03.2000 N 766-У (ред. от 21.12.2000) «О крите-риях определенности финансового состояния кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2000. №19.
9.Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. Банковское право: Вопросы и ответы. М.: Юриспруден¬ция, 2002.
10.Балабанов И.Т., Гончарук О.В., Савинская Н.А. Деньги и финансо-вые институты. Краткий курс. Спб: Питер, 2002.
11.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на созда-ние коллективных образований. Книга 5. В 2-х томах. Том I. М.: Статут, 2006.
12.Братко А.Г. Банковское право России. М.: Юрид. лит., 2007.
13.Вишневский А.А. Банковское право Европейского Союза: Учебное пособие. М.: «Статут», 2000.
14.Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
15.Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта, 2003.
16.Ерпылева Н.Ю., Штибляр Ф. правовое регулирование банковской деятельности в России и Словении: сравнительный анализ // Банковское пра-во. 2002. №2.
17.Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М.: Инфра-М, 2007.
18.Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2006.
19.Вострикова Л.Г. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
20.Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
21.Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999.
22.Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М.: Фи-нансы и статисти¬ка, 1986
23.Розенберг А.М. Правовые основы банковской системы в России // Российская академия юридических наук. Научные труды, 1 (том 1).
24.Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловливающие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных орга-низаций // Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных ста-тей. Саратов, 2003.
25.Сатарова Н.А. Роль и место коммерческих банков в системе финан-сово-правовой ответственности // Банковское право. 2005. N 4.
26.Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
27.Тосунян Г., Викулин А. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. 1999. № 5.
28.Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Рос-сийской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топор-нина. М., 2007.
29.Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. М., 2005.
30.Щербак Н.В. Гражданско-правовое положение кредитных организа-ции //Банковское право. 2001. № 2.
31.Эриашвили Н.Д. Банковское право. М., 2002.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках). Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В настоящее время в составе банковской системы РФ имеются следующие виды кредитных организаций: расчетные (клиринговые) НКО и депозитно – кредитные НКО. При этом 95 % кредитных организаций в РФ – банки.

Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Согласно закону, могут создаваться союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и банковские холдинги.

Союзы и ассоциации – некоммерческие организации, создаваемые для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций. Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций (ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Банковская группа - не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Головная кредитная организация обязана уведомить Банк России в установленном порядке об образовании банковской группы.

Банковский холдинг - не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием в целях Закона о банках понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Головная кредитная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковского холдинга.

Коммерческая организация, которая в соответствии с Законом о банках может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с Законом о банках возлагаются на головную организацию банковского холдинга.

Управляющей компанией банковского холдинга в целях Закона о банках признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая в соответствии с Законом о банках может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Правовое положение кредитных организаций

Правовое положение (правовой статус) кредитных организаций представляет собой конгломерат (т.е. внутренне устойчивую совокупность свойств), включающий в себя следующие элементы: порядок создания (учреждение, государственная регистрация и лицензирование), порядок реорганизации, банкротства и ликвидации, фирменное наименование и местонахождение, учредительные документы, уставный капитал, органы управления, порядок ведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита, правовой режим банковской тайны. Все эти моменты регулируются Законом о банках, другими федеральными законами и актами Банка России.

Порядок создания кредитной организации.. Кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО). Учредителями могут быть лица, которым это не запрещено законом. Учредители не имеют права выходить из состава учредителей в течение первых 3-х лет с момента регистрации. Юридическое лицо – учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал к.о., действовать не менее 3-х лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние 3 года. Кредитная организация – учредитель должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 мес., предшествующих дате подачи документов на государственную регистрацию и лицензирование.

Этапы создания:

        Предварительный – согласование с ЦБ РФ названия будущей к.о.;

        Подготовка и подписание учредительных документов – учредительного договора и (или) устава.

        Государственная регистрация к.о. – не позднее чем через 1 мес. После подписания учредительного договора учредители направляют в ТУ ЦБ РФ документы, указанные в Инструкции ЦБ РФ от 14.01.04. № 109-И.

        Получение лицензии на осуществление банковской деятельности.

Порядок реорганизации, банкротства и ликвидации. Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных федеральным законом «О банках» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (далее - заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации), за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией по управлению кредитной организацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Фирменное наименование и местонахождение. Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Местонахождение и почтовые адреса органов управления и обособленных подразделений в обязательном порядке указывается в уставе кредитной организации. В случае изменения:

    местонахождения (почтового адреса) к.о.;

    названия населенного пункта, названия улицы, номера дома;

    местонахождения филиала –

Необходима специальная регистрация изменений в устав. Кроме того, в случае, когда изменение адреса местонахождения (почтового адреса) связано с изменением населенного пункта (названия населенного пункта), требуется также замена лицензии к.о. и регистрируется в Банке России. В остальных случаях замена лицензии не требуется, а регистрацию изменений производит ТУ ЦБ РФ.

Кредитная организация в течение 1 мес. после получения от ЦБ РФ зарегистрированных изменений в устав должна:

    заменить печать, указав в ней новое местонахождение к.о.;

    письменно уведомить всех известных кредиторов;

Информация о новом местонахождении (почтовом адресе) публикуется в «Вестнике Банка России».

Учредительные документы. Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке.

Уставный капитал. Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тысяч евро.

Банк России устанавливает предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, которые не могут превышать 20 % уставного капитала кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.

Органы управления. Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

Порядок ведения бухучета, отчетности и аудита. Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом международной банковской практики. В настоящее время действует Положение ЦБ РФ от 05.12.02. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ».

Отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке, организацией, имеющей лицензию на данную деятельность. Для организаций – аудиторов банковских холдингов и групп установлено дополнительное требование – аудиторская деятельность в течение не менее чем 2-х лет.

Банковская тайна . Соблюдение режима конфиденциальности банковской информации – один из главных принципов деятельности к.о. во всем мире. Правовой режим банковской тайны установлен ст. 857 ГК РФ, Законом о ЦБ, Законом о банках. Режим банковской тайны должен соблюдаться бессрочно.

Кредитные организации гарантируют неразглашение третьим лицам следующей информации:

    сведений о банковском счете и банковском вкладе;

    сведений об операциях по счету;

    сведений о клиентах банка, банках – корреспондентах и т.д.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения предоставляются исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

В случае неправомерного разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, может требовать от банка возмещения причиненных убытков.

Первым и головным звеном банковской системы России является Банк России, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ от 15 июля 2002 г. N 28. ст. 2790. и иными законодательными актами.

Согласно Закону о Банке России он имеет сложную правовую природу деятельности.

Противоречивость Закона о Банке России 2002 г. при отсутствии устава затрудняет характеристику организационно-правового положения главного банка страны, что не позволяет определить правовой статус имущества Банка России. Положение усугубляется тем, что в российском законодательстве нет понятия «юридические лица публичного права»Кредитные организации в России: правовой аспект (отв. ред. Е.А. Павлодский). - "Волтерс Клувер", 2006 г. С. 83..

В зарубежном законодательстве к публичным относятся юридические лица, созданные на основе акта публичной власти и обладающие властными полномочиями. Такие органы государственной власти, как министерства и ведомства, как правило, создаются в форме государственных учреждений.

По разным мнениям о статусе Банка России, нашедшим отражение в юридической литературе, по своей организационно-правовой форме он представляет собой:

  • а) государственное учреждение;
  • б) унитарное предприятие;
  • в) государственную корпорацию.

Закон содержит положения, которые в равной мере дают основания принять и опровергнуть каждое из указанных мнений. Банк России, как отмечают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются учреждениями.

Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом госучреждения. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

Согласно ст. 2 Закона о Банке России собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств. При этом государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами. Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениямГолубев С. А. Правовое положение Банка России // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. № 3. С. 25..

Однако нет оснований полагать, что Закон предусматривает для Банка России организационно-правовую форму, присущую государственным унитарным предприятиям. В пользу этой точки зрения говорит ряд моментов.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Банка России соответствует признакам унитарного предприятия. Данная организационно-правовая форма отвечает указанным нормам Закона. Расходы Банк России осуществляет за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Банк России не имеет устава, он не вправе осуществлять операции с недвижимостью (п. 3 ст. 49 Закона о Банке России), тогда как ГК РФ (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям с согласия собственника совершать сделки с недвижимым имуществом. В отдельных случаях (для собственных нужд) Банк России может распоряжаться своей недвижимостью без получения согласия собственника. Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 Закона о Банке России.

Следует отметить, что трудно совместить реальную - и весьма ощутимую - коммерческую деятельность Банка России с тем, что получение прибыли не является целью деятельности Банка (ст. 3 Закона).

Как видно, вывод о том, что Банк России является унитарным предприятием, небесспорен.

Недавно в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ от 15 января 1996 г. № 3. ст. 145. в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений Закона о Банке России корреспондирует с нормами Закона «О некоммерческих организациях». Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Банк России создан на основе Закона о Банке России; Банк России не имеет членства; Банк в настоящее время не имеет уставных документов, - все это соответствует требованиям ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Ряд правовых предписаний исключает возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставный фонд, а имущество Банка России не является его собственностью.

Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривает закрытый перечень организационно-правовых форм только для коммерческих организаций. Банк России, как отмечалось, в первую очередь решает ряд экономико-финансовых вопросов, коммерческая же его деятельность носит вспомогательный характер. Следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ Банк России вправе иметь любую организационно-правовую форму. Необходимо только, чтобы правомочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом соответствовали положениям ГК РФГражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть 1) // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32. ст. 3301..

Представляется, что организационно-правовая форма Банка России должна учитывать наличие у него на балансе как имущества, переданного Банку как юридическому лицу (например, уставный фонд), так и имущества Российской Федерации, которое должно находиться на отдельном балансе и которым Банк России управляет в интересах государства по поручению Российской Федерации, например золотовалютные резервы страны.

Возможность создания двух правовых режимов имущества не зависит от организационно-правовой формы юридического лица. Однако наличие на отдельном балансе имущества Российской Федерации ближе к государственным учреждениям.

Таким образом, организационно-правовая форма Банка России диктуется наличием наделенных функций и степенью его независимости.

На примере Банка России хорошо видна необходимость регулирования вопросов создания и функционирования публичных юридических лиц, как это имеет место во многих зарубежных странах.

Таким образом, Банк России является государственным органом со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Место Банка России в системе органов власти должно быть более ясно отражено в Конституции РФ в соответствии с его основной функцией, направленной на проведение кредитно-расчетной политики, а Закон о Банке России должен конкретизировать пути и формы взаимодействия Банка России с Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли, другими министерствами и ведомствами.

Одним из важнейших принципов действия Правительства РФ является проведение взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления.

Реализация мер по регулированию вопросов в финансовой сфере требует согласованных действий Правительства РФ, его федеральных министерств (в первую очередь Министерства финансов РФ) с главным банком страны. Согласованность мероприятий при решении тех или иных проблем, возникающих в этой важнейшей области, определяет эффективность управления государством рыночными процессами.

Особенность взаимоотношений Правительства РФ с Банком России основана на том, что Банк России не подчинен Правительству РФ. Это положение подтверждено новым Законом о Банке России. Однако свою основную функцию по регулированию денежной системы страны он не может выполнять в отрыве от политики Правительства РФ.

Председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ (п. «в» ст. 103 Конституции РФ). Кандидатуру Председателя Банка России в соответствии со ст. 83 Конституции РФ представляет Государственной Думе Президент РФКонституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года..

Вопросы совершенствования банковской системы, банковского регулирования и надзора, основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, осуществление политики валютного регулирования и валютного контроля и многие другие отнесены к компетенции Национального банковского совета (п. 4, 5 и др. ст. 13 Закона о Банке России). Национальный банковский совет является коллегиальным органом, в который направляются: два человека Советом Федерации Федерального Собрания РФ; три - Государственной Думой; три - Президентом РФ и три - Правительством РФ. Банк России представляет в Национальном банковском совете его председатель.

Вместе с тем согласно положению Закона о Банке России в пределах своей компетенции Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 1). В пределах своей компетенции Банк России независим в своей деятельности, а органы государственной власти не вправе вмешиваться в его деятельностьГолубев С. А. Правовое положение Банка России // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. № 3. С. 25..

Закон о Банке России предусматривает, что разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством РФ (п. 1 ст. 4).

Следует отметить, что и в других экономически развитых государствах, в которых центральные банки выступают проводником официальной денежно-кредитной политики, для них (центральных банков) характерен высокий уровень независимости от других государственных структур. Например, согласно Закону о Банке Японии он не является правительственным учреждением. Это необходимо для ограничения возможностей правительства пользоваться средствами Банка Японии. Вместе с тем степень независимости центральных банков неодинакова. Так, например, управляющий и два его заместителя Банка Франции назначаются декретом Совета Министров. Отчет об операциях Банка Франции управляющий представляет Президенту Республики.

Немецкий федеральный банк также не обязан выполнять указания своего правительства.

Действующее российское законодательство запрещает вмешательство государства в деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Ограничения деятельности Банка России вытекают из его правоспособности, которая определяется законом. Банк России как лицо публично-правового образования наделен специальной, а не общей правоспособностью.

Характер взаимоотношений Правительства РФ и Банка России во многом определяется правовым положением последнего. К основным функциям Банка России следует отнести: эмиссию банкнот; оказание разного рода услуг для банков и небанковских кредитных организаций; выполнение функций финансового агента Правительства РФ; хранение золотовалютного запаса; проведение мероприятий денежно-кредитной политикиБратко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. - Система ГАРАНТ, 2006 г..

Наряду с властными полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы России, управлению банками и иными кредитными организациями, выполнению иных функций специальной компетенции Банк России осуществляет непосредственно банковскую деятельность на коммерческой основе. Представляется, что коммерческая деятельность не присуща госорганам. В дальнейшем в соответствии с задачами данной работы будет исследована деятельность Банка России как органа государственной власти, который входит в систему исполнительной власти со своей особой компетенцией и установленным легальным характером взаимоотношений с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Среди функций Банка России можно выделить две группы: те, которые Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством РФ, и функции, выполняемые им монопольно в соответствии со ст. 4 Закона о Банке России.

Взаимодействие Банка России с Правительством РФ хорошо видно на примере осуществления Банком России денежно-кредитной политики. Закон о Банке России предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит в жизнь единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на счетах по учету обязательных резервов, открытых в Банке России. Согласно Закону о Банке России (ст. 21) для реализации возложенных функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФБратко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. - Система ГАРАНТ, 2006 г..

Следует указать три главных инструмента денежно-кредитной политики: изменение учетного процента; изменение норм обязательных резервов банков, операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств), изменение учетного процента. Для реализации взаимодействия Банка России и Правительства РФ в разработке этих и других финансово-экономических вопросов Председатель Банка России (либо его заместитель) участвует в заседаниях Правительства РФ, на которых докладывает точку зрения Банка России на решение рассматриваемых проблем, связанных с осуществлением государственной денежно-кредитной политики.

В свою очередь, работа главного банка страны также не может осуществляться без непосредственного контакта с соответствующими министерствами и ведомствами.

Согласно ст. 21 Закона о Банке России министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли (либо их заместители) участвуют с совещательным голосом в заседаниях Совета директоров, которому предоставлены широкие полномочия по выработке политики Банка России.

На совет директоров Банка России, в частности, возложена задача во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и обеспечивать выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Взаимодействие Правительства РФ, Федерального Собрания, органов государственной власти с Банком России обеспечивается, как указывалось, также Национальным банковским советом, в задачу которого входит рассмотрение основных направлений единой государственной кредитной политики и др. (ст. 13 Закона о Банке России).

С целью осуществления совместной деятельности с Банком России Правительство РФ также принимает постановления о реализации согласованных мер в сфере денежно-кредитной политики.

В отдельных постановлениях Правительства РФ по экономическим вопросам содержатся предписания Банку России в части выполнения мероприятий, входящих в сферу его деятельностиГолубев С. А. Правовое положение Банка России // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. № 3. С. 25. .

Вместе с тем, основываясь на правовом положении Банка России, полагаем, что в постановлениях Правительства РФ нормы, относящиеся к деятельности Банка России, должны носить лишь рекомендательный характер.

В соответствии с новым Законом о Банке России компетенция Банка России расширена, в том числе и по вопросам, которые он решает монопольно, без согласования с Правительством РФ, иными органами государственного управления. Так, Банк России осуществляет эмиссию наличных денежных знаков, организует обращение денег и изъятие их из обращения, организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, издает нормативные акты в области банковского дела по вопросам, отнесенным к его компетенцииКредитные организации в России: правовой аспект (отв. ред. Е.А. Павлодский). - "Волтерс Клувер", 2006 г. С. 91..

Банк России выдает разрешение на осуществление коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет им ряд обязательных экономических нормативов.

Следует отметить, что в ряде европейских государств контроль за деятельностью банков осуществляют центральные банки совместно с иными государственными органами.

Деятельность Банка России, связанная с повышением эффективности регулирующего воздействия на финансовое состояние банков, ведется по двум направлениям: непосредственно - путем осуществления банковского надзора, и опосредованно - с помощью мер финансовой стабилизации, макроэкономического регулирования экономикиКредитные организации в России: правовой аспект (отв. ред. Е.А. Павлодский). - "Волтерс Клувер", 2006 г. С. 91..

Представляет интерес тот факт, что, проводя свою политику по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России, как правило, сотрудничает с Минфином России, Федеральной налоговой службой РФ, другими органами.

Важнейшей прерогативой Банка России является право запрашивать у коммерческих банков информацию об их деятельности. Данная информация позволяет контролировать деятельность кредитных организаций, ее соответствие действующему законодательству. Однако Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Банк России вправе запрашивать не любую информацию, а в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров Банка России, в который, как отмечалось, входят представители Минфина России и Министерства экономического развития и торговли РФ.

Взаимодействие Банка России с Правительством РФ в решении финансовых вопросов не ущемляет его независимость. В настоящее время значительно возросла роль Банка России по регулированию денежно-кредитной системы страны.

Банк России осуществляет важную функцию влияния на денежный рынок страны путем купли-продажи ценных бумаг. Статья 39 Закона о Банке России предоставляет Банку России право покупать и продавать государственные ценные бумаги (казначейские векселя, государственные облигации и др.). Вместе с тем в соответствии с концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации Банк России совместно с Правительством РФ активно осуществляет практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг с целью регулирования ликвидности коммерческих банков.

Однако Закон о Банке России предусматривает прерогативу Банка России по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации.

В реализации своих полномочий Банк России взаимодействует не только и не столько с Правительством РФ, сколько с министерствами и ведомствами. Сотрудничество этих органов основано на близости решаемых задач.

Если задачами Банка России являются разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 41 Закона о банках), то Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики.

Близость целей этих ведомств приводит к тому, что в ряде случаев принимаются совместные нормативные акты.

Минфин России осуществляет ряд функций совместно с Банком России, а именноКредитные организации в России: правовой аспект (отв. ред. Е.А. Павлодский). - "Волтерс Клувер", 2006 г. С. 91.:

  • - проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
  • - проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами, управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;
  • - разрабатывает и утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации.

Банк России и Минфин России сотрудничают в деле изготовления банковских билетов и металлических монет.

В ряде случаев совместная деятельность Банка России с Минфином России и налоговыми органами вытекает из характера решаемых задач.

Таким образом, надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений.

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

27. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим законом. В этой же статье даны определения банка, небанковской кредитной организации и иностранного банка.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;

Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности, платности;

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим законом, однако сочетание банковских операций для них устанавливает Банк России.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Согласно ст. 5 данного Закона к банковским операциям относятся: операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц; инкассация денежных средств и иных расчетных и платежных документов и др.

Согласно данному Закону (ст. 12) кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России (ст. 13).

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

109. Валютные операции коммерческих банков В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

113. Баланс коммерческих банков Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческих банков, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода.Баланс

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

13.3. Деятельность коммерческих банков Коммерческие банки различаются по:- принадлежности и способу формирования уставного капитала (с участием государства, кооперативные, совместные, иностранные);- отраслевой ориентации территории деятельности (региональные,

автора

Глава 3 Правовое положение кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России Для осуществления функции банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов).Основной целью проведения Банком России

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

43. Валютные операции коммерческих банков Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Операции коммерческих банков Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

Глава 1 Правовое регулирование международных кредитных сделок 1.1. Понятие и виды международных кредитных сделок. Право, применимое к международной кредитной сделкеМеждународная кредитная сделка является правовой формой, которая обеспечивает движение ссудного

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

101. Типология российских коммерческих банков В банковской системе сложились различные типы кредитных учреждений, качественно отличающиеся друг от друга по источникам ресурсов, характеру размещения, стратегиям развития и т. п.Важнейшие «типовые» различия между

автора Кановская Мария Борисовна

30. Пассивные операции коммерческих банков Пассивные операции коммерческих банков – это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

31. Активные операции коммерческих банков Активные операции коммерческого банка означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода.Основными видами активных операций коммерческого банка

автора Кановская Мария Борисовна

26. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

30. Пассивные операции коммерческих банков Пассивные операции коммерческих банков – это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников:

автора Шевчук Денис Александрович

46. Сущность и функции коммерческих банков На рынке в любой момент времени существуют экономические единицы, располагающие свободными средствами, т.е. с профицитом баланса (ЭЕПБ). Там же существуют экономические единицы с дефицитом баланса (ЭЕДБ). Перераспределение

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

47. Баланс и операции коммерческих банков Схема баланса коммерческого банка. Активы: кассовая наличность и приравненные к ней средства; предоставленные ссуды; финансовые инвестиции; прочие активы. Пассив:обязательства коммерческого банка; привлеченные средства

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

20.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».При

ПРАВОВОЙ СТАТУС БИРЖИ И УЧАСТНИКОВ (ЧЛЕНОВ) БИРЖИ

БИРЖА

Товарная биржа – высшая форма посредничества, посредничество в чистом виде. Биржа представляет собой концентрацию спроса и предложения, и поэтому здесь адекватно определяется цена товара. Массовые сделки, совершаемые одновременно на бирже, устраняют влияние на цены со стороны отдельных сделок, заключаемых за стенами биржи. Организация и функционирование товарных бирж регламентируются законом о товарных биржах.

Сущность биржи заключается в том, что это – особый вид рынка, где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются. Торг на бирже идет не об определенном физически присутствующем товаре, например мешке ржи, а просто о ржи, т. е. о «виде товара», когда один мешок ржи можно заменить другим равнокачественным.

Ценные бумаги или товары не только не должны быть к моменту покупки налицо, но они не должны быть даже в распоряжении владельца. Эти операции составляют основу биржевой спекуляции, которая зиждется на том, что каждую покупку можно скомпенсировать продажей и каждую продажу – покупкой. Второй отличительный признак биржи – организация. Биржа – организованный рынок, т. е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т. д. Каждая биржа имеет свое организационное строение, но везде есть по крайней мере биржевой комитет – главный и высший орган биржи.

Основные функции биржи. 1. Организация рынка с помощью биржевого механизма: а) прежде всего биржа обеспечивает спрос, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи – биржевые спекулянты; б) на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара. Современная товарная биржа – это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение. 2. Стабилизация цен: а) биржевая спекуляция является механизмом не вздувания цен, а их стабилизации; б) важными факторами стабилизации цен являются гласность заключения сделки, публичное установление цен на начало и конец биржевого дня (биржевая котировка), ограничение дневного колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами. С этим связана информационная деятельность бирж. 3. Выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей и потому обладающих относительной ликвидностью, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле. 4. Товаропроводящая функция, из-за которой они первоначально и возникли, – покупка и продажа реального товара. 5. Биржа – одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она предоставляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму. 6. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами – арбитражная деятельность. 7. Информационное обеспечение рынка (обязательное представление биржей информации о результатах торгов). 8. Установление цен на котируемые на бирже товары (котировка).



Биржи учреждаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле».

Биржа может учреждаться любыми юридическими и (или) физическими лицами, кроме: высших и местных органов государственной власти и управления; банков, кредитных учреждений, получивших в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховых и инвестиционных компаний и фондов; физических лиц, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для биржевой торговли, кроме государственной регистрации в качестве юридического лица, биржа должна получить лицензию на организацию биржевой торговли.

В качестве учредителей биржи выступают лица (юридические и физические), участвующие в ее организации (учреждении).

После создания биржи учредители автоматически становятся ее членами и приобретают весь комплекс членских прав, предусмотренных уставом биржи.

Членами биржи (за ограничениями, предусмотренными Законом) могут быть юридические и (или) физические лица, которые: а) участвуют в формировании уставного капитала биржи или являются ее учредителями; б) вносят членские взносы, т. е. члены биржи в прямом, непосредственном понимании, вытекающем из формулировки Закона, не являются учредителями биржи; в) вносят иные целевые взносы в имущество биржи и стали ее членами в порядке, предусмотренном учредительными документами биржи.

Получение правового статуса члена биржи дает определенные права, которыми не обладают участники биржевой торговли, не являющиеся членами биржи:

1) участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;

2) получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, и пользоваться другими правами, предусмотренными ее учредительными документами.

Члены биржи имеют право сдавать в аренду (уступать на определенный договором срок) свое право на участие в биржевой торговле, однако только одному юридическому или физическому лицу. Такой договор подлежит регистрации на бирже. При этом субаренда (переуступка) права на участие в биржевой торговле не допускается.

Совокупность всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги, во главе с национальным банком – Центральным банком Российской Федерации (Банком России) – составляет банковскую систему. Сложившаяся в России банковская система является двухуровневой.

К нижнему уровню относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, основное различие между которыми заключается в том, что банки универсальны: они имеют право совершать все виды банковских операций, а небанковские кредитные организации специализированны, они имеют право совершать лишь отдельные виды банковских операций, допустимое сочетание которых устанавливается Банком России (ст. 1 закона о банках).

Верхний уровень банковской системы состоит из одного субъекта – Центрального банка РФ (Банка России), особенности правового статуса которого определены в федеральном законе о нем. С одной стороны, Банк России – орган, обладающий государственно-властными полномочиями, а также нормотворческий орган, регулирующий деятельность кредитных организаций. С другой – Банк России одновременно имеет право осуществлять банковские операции и получать от них прибыль, хотя получение прибыли и не является целью деятельности Банка России. Банк России регулирует рынок банковских услуг не только путем издания нормативных актов: в ряде случаев он прямо или косвенно сам участвует на этом рынке.

Закон относит к банковским операциям следующие сделки (ст. 5 закона о банках):

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

Кроме указанных банковских операций, следующие банковские сделки могут составлять предмет банковской деятельности:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством; и др.



Похожие статьи