Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Правовое регулирование валютных отношений в рф Юридическое регулирование валютных отношений осуществляется с помощью

Основные понятия

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения ; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; .

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным законом, без ограничений.

Объекты валютных правоотношений

1. валюта Российской Федерации :

  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2. иностранная валюта :

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3. внутренние ценные бумаги :

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4. внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Субъекты валютных правоотношений

1) резиденты:
  • а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) нерезиденты:
  • а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
  • ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.

Валютные операции:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
См.далее:

Правовое регулирование валютных отношений относится к публично-правовому регулированию. Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Важная роль принадлежит также принятым в его развитие другим федеральным законам, нормативным актам, издаваемым Центральным банком РФ.

Целью указанного Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического развития.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой и ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики России; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при выполнении валютных операций .

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Государство эмитирует деньги и устанавливает различного рода пределы использования иностранной валюты и иных валютных ценностей. Так, использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случае, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Россия является участником Соглашения Международного валютного фонда и руководствуется его положениями .

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддержать внутреннюю валюту, предотвратить утечку валюты за рубеж, сформировать доходные статьи бюджета.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство РФ и Центральный банк РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ и Центральный банк РФ издают акты органов валютного регулирования, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами.

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддерживать внутреннюю валюту, предотвращать утечку валюты за рубеж, формировать доходные статьи бюджета. Так, например, купля- продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений. Вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами подлежит определенной регламентации в указанных выше целях.

Указанный Федеральный закон обязывает также резидентов и нерезидентов при совершении валютной операции в установленных законом случаях выполнить требование о резервировании. Суть его состоит во внесении на отдельный счет в уполномоченном банке суммы резервирования, размер и срок резервирования которой определены органом валютного регулирования. Сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом в валюте Российской Федерации до или не позднее дня совершения валютной операции (в зависимости от требования закона). Сумма резервирования подлежит возврату уполномоченным банком резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы наряду с безотзывным аккредитивом, банковской гарантией и векселем договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту; договор страхования риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров.

В настоящее время при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты должны в сроки, указанные в договорах (контрактах), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию (неполученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Важной составной частью валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами. Органы валютного контроля - Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (схема 8).

Основные задачи валютного контроля сводятся к контролю за поступлением валютной выручки за экспортированные товары; проведением обязательной продажи части валютной выручки экспортерами; поступлением товаров в Российскую Федерацию по импортным контрактам; поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным контрактам. Среди документов, подлежащих валютному кон-

Схема 8. Валютный контроль в Российской Федерации тролю, следует обратить внимание на документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (подп. 9 ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона).

К первичным документам валютного контроля, несомненно, относятся должным образом оформленные внешнеторговые договоры (контракты), т. е. с наличием всех требуемых реквизитов. Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа . Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для валютного контроля согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». По каждому экспортному или импортному контракту (в том числе по бартерной сделке) оформляется паспорт сделки, он подписывается банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера и который будет осуществлять расчеты по контрактам. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах по установленной стандартной форме и в соответствии с установленным порядком.

Такова в общих чертах система валютного контроля и, в частности, система контроля за репатриацией (возвратом) валютной выручки российских экспортеров. Основными чертами ее являются:

создание новой законодательной базы, регулирующей валютные отношения (включение многих норм, содержавшихся в подзаконных актах, Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и других федеральных законах);

многоступенчатость системы (она охватывает участников экспортно-импортной или бартерной сделки; уполномоченные банки, органы государственной власти, в том числе таможенные органы; контроль осуществляется на всех этапах - от заключения договора (контракта) до поступления валюты на счет экспортера);

параллельный контроль за поступлением валюты и товаров в Российскую Федерацию со стороны уполномоченных банков, Федеральной таможенной службы, органов и агентов валютного контроля.

Таким образом, если резидент не обеспечит поступление валютной выручки в Российскую Федерацию, против него могут быть применены финансовые санкции, а в случае серьезного нарушения может быть возбуждено уголовное дело. Если импортер не имеет документа, подтверждающего полное поступление товара на территорию РФ, с него в бесспорном порядке взыскивается стоимость неполученного товара и на него налагаются установленные законодательством РФ санкции.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое внешнеторговая сделка и каковы ее особенности?
  • 2. Раскройте принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 3. Назовите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 4. Расскажите об источниках правового регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 5. Дайте общую характеристику договора международной купли-продажи по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи.
  • 6. Каковы особенности договоров, регулирующих внешнюю торговлю услугами?
  • 7. Расскажите о лицензионном договоре и договоре франчайзинга как о правовых инструментах внешней торговли объектами интеллектуальной собственности.
  • К резидентам указанный Федеральный закон относит прежде всего физическихлиц, имеющих постоянное место жительство в Российской Федерации, юридическиелица, созданные в соответствии с законодательством РФ, Российскую Федерацию,субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых этим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам относятся физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Валютными операциями являются: сделки между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами по приобретению и отчуждению валютныхценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также использование их в качестве средств платежа.
  • В последнее время все острее ставится вопрос о переходе в международных расчетах с доллара на рубль, чтобы защитить суверенитет России.
  • См.: Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: учебник. М., 1998.С. 650-654.

_ « ф правовой курьер

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ К ИНТЕГРАЦИИ

Ю.А. КРОХИНА

профессор, зам. директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа счётной палаты российской Федерации

Развитые государства давно осознали значение валютного аспекта внешнеэкономической политики. Валютная дипломатия стала составной частью международной деятельности этих государств. Предоставление кредитов, реструктуризация долгов, применение валютных ограничений - все эти механизмы активно используются в качестве элементов внешней политики, средств борьбы за рынки сбыта и сферы приложения капитала.

Валютные отношения, имея собственный круг субъектов и строго определённый перечень объектов, функционируют достаточно самостоятельно. Вместе с тем они оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платёжный баланс стран, через режим кредитования и международных расчётов.

В свою очередь, международные валютные отношения активно воздействуют на национальную денежно-кредитную систему каждого государства. Подобное воздействие является закономерным процессом развития экономических отношений, что связано, во-первых, со стремительным ростом международного разделения труда и, во-вторых, усложнением и развитием экономических отношений между национальными экономиками. С середины ХХ века национальная экономика каждого государства всё больше становится зависимой от экономического развития соседних стран, происходит активный товарообмен, экспорт (импорт) услуг, рабочей силы и т.д. Все названные экономические отношения невозможны без опосредования их валютными операциями.

Как следствие, происходит правовое оформление валютных отношений, усиливается роль международных валютно-правовых норм в регу-

лировании внутринациональных валютных отношений. Главной целью правового регулирования валютных отношений является создание эффективного правового механизма валютного регулирования путём нормативного закрепления статуса резидентов и нерезидентов, принципов осуществления валютных операций, полномочий и функций органов валютного контроля, ответственности за нарушения валютного законодательства и т.д.

Стоит обратить внимание, что валютные отношения в их современном понимании стали складываться относительно недавно, что существенно сказывается на их правовом регулировании. В настоящее время практически все страны испытывают дефицит правовых норм, регламентирующих национальные валютные отношения, с большими трудностями происходит ратификация международных валютно-правовых норм и принципов международного валютного права.

Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.

Валютные ограничения, как и валютное регулирование, широко применяются во всём мире. Так,

по состоянию на конец 2002 г., согласно данным МВФ, в мире не существовало ни одной страны, где не было бы валютных ограничений1, а в 2003 г. единственной такой страной стала Панама2.

В мировой практике валютные ограничения используются с целью уравновешивания платёжных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.

Согласно экономической теории к валютным ограничениям относят :

Обязательную продажу экспортёрами государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу);

Запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты;

Регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг;

Ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой;

Регулирование получения внешних займов.

Следует отметить, что валютные ограничения

в развивающихся странах (в отличие от развитых стран) охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и характеризуются жёсткими административными запретами.

Используемые в мировой практике валютные ограничения распространяются на операции, связанные с движением капиталов, и текущие операции платёжного баланса. К первой группе относятся такие ограничения, как:

Государственный контроль над иностранными инвестициями и вывозом капитала и прибылей;

Централизованное привлечение внешних займов национальными компаниями (государственными и частными);

Обязательное получение разрешения валютных органов для привлечения внешних займов (где это разрешено производить самостоятельно хозяйствующим субъектам);

Депонирование определённой части полученных заёмщиками иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке. Иногда размеры таких депозитов дифференцируются в зависимости от назначения займов, что даёт возможность государству воспрепятствовать вложению полученных средств в проекты, которые не соответствуют общему направлению экономической стратегии в стране;

Предоставление определённых льгот иностранным инвесторам с целью стимулирования притока в страну иностранного капитала: гарантии перевода за границу всей или части прибыли

в течение установленного периода, привлечение внешних займов без специального разрешения валютных органов и т.д.

Ко второй группе ограничений (по текущим операциям платёжного баланса) следует отнести:

Продажу всей (или части) валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу;

Запрет ввоза и вывоза валютных ценностей без специальных разрешений;

Ограничения прав физических лиц владеть и распоряжаться средствами в иностранной валюте, переводить за границу личные доходы и осуществлять платежи;

Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную при поездках за границу .

Наиболее распространёнными валютными ограничениями являются следующие: специальные положения о валютных операциях банков (160 стран); контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран); контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран); контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран); контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран); контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран); контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны); обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна); обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).

Валютные ограничения обычно предполагают регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты; концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Кроме того, валютные ограничения применяются развивающимися странами для регулирования состояния платёжных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.

Мировой опыт свидетельствует, что практически все государства прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. Например, США в период с 1966 по 1974 гг. применяли

1 Данные приводятся по: IMF. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions, 2002, р. 1070-1076.

1 Там же, р. 12-18.

уравнительный налог (interest equalisation tax) на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США с целью ограничения таких покупок. Весьма активно валютные ограничения применялись в периоды между двумя мировыми войнами и после второй мировой войны до конца 50-х годов. Последующие 30 лет характеризуются постепенной отменой валютных ограничений для международного движения платежей и капиталов (в основном, в западноевропейских странах, а также в США и Японии), что связано с переходом этих государств к свободной конвертируемости национальных валют, развитием внутреннего финансового рынка, укреплением связей этих стран с международными валют-но-финансовыми структурами и осуществлением важнейших реформ денежно-кредитной политики. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала обеспечивается в основном за счёт применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особое значение в промышленно развитых странах приобрёл экспортный контроль, в первую очередь за вывозом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения, что связано с интернационализацией движения капитала и распространением в мировом масштабе процесса «отмывания» денег .

Анализ валютного законодательства зарубежных стран позволяет вывести следующие основные принципы валютных ограничений :

Централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;

Лицензирование валютных операций, предполагающее получение импортёрами или должниками предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение иностранной валюты;

Полное или частичное блокирование валютных счетов;

Ограничение обратимости валют.

Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2 (b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.

В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства .

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет три цели введения валютных ограничений: предотвраще-

ние существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платёжного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.

Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Указание ст. 6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности, обязательства избегать дискриминационной валютной практики.

Всё вышеуказанное позволяет отметить специфическую юридическую природу валютных ограничений, определяемую использованием в механизме действия финансово-правовых норм средств административно-властного характера. Поэтому валютные ограничения, являясь основным инструментом валютного регулирования, носят характер односторонних юридически властных предписаний, характеризующихся признаками государственного принуждения .

Развитые западные страны через валютные ограничения пришли к валютной интеграции. Однако столкновения государственных интересов в финансовой сфере между ними всё равно наблюдаются.

Следует согласиться с Шумиловым В.М. в том, что создание валютных союзов (юридически оформленных или союзов де-факто, как это происходит в Латинской Америке, где некоторые страны выбрали доллар в качестве своей национальной валюты) станет тенденцией XXI века. Этот вывод подтверждается идеями единой валюты для России и Беларуси, в рамках ЕврАзЭс. Таким образом, происходит структурирование международной финансовой системы на региональные валютные союзы, в которых будет преобладать одна - надгосударственная валюта. Уже сейчас в международной финансовой системе имеет место своего рода борьба доллара, евро и иены за наиболее широкий захват в зону своего притяжения валют других стран.

Специалисты единодушны в том, что сегодня завершается формирование единых мировых финансовых и информационных систем, центров регулирования мировой экономики . В результате действия десятков тысяч транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), множества международных финансовых

организаций, образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя более половины всех мировых ресурсов, действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств. Многолетняя деятельность транснациональных корпораций свидетельствует об отсутствии в ряде случаев формальных демократических процедур: регулирование осуществляется, по сути, административными методами. Например, предоставляя кредиты, МВФ фактически директивно определяет программу действий правительств соответствующих государств. В общем, глобализация во многом стирает границы между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, превращая внешние факторы во внутренние .

С другой стороны, действует противоположная тенденция. В условиях экономической регионализации национальные границы и интересы, национальное своеобразие во многих его проявлениях не только сохраняются, но и усиливаются. В результате этого в мировой экономике формируются устойчивые региональные обособленные хозяйственные структуры. Экономическая регионализация - явление не новое, она имеет свои исторические корни. В последние годы соответствующие процессы чрезвычайно усилились, более того - изменили свой характер. Раньше они служили главным образом экономической интеграции в рамках регионального сотрудничества, являясь средством преодоления обособленности отдельных стран или небольшой группы стран. Сейчас региональные экономические организации во всё большей мере начинают выполнять координирующие функции, что позволяет им выходить вовне в качестве единых структур и отстаивать объединёнными усилиями своих участников общие региональные интересы. Таким образом, развитие современной мировой экономики определяется двумя ключевыми тенденциями, которые находятся в сложном, неоднозначном, противоречивом взаимодействии. С одной стороны происходит невиданный до сих пор процесс глобализации мирового хозяйства, а с другой - рост региональной и субрегиональной интеграции.

Подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что подавляющая часть российского финансово-банковского капитала сосредоточена в Москве. Следует подчеркнуть, что в данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а к повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалис-

тов, высоких технологий, развитых информационных систем, высокого уровня деловой активности и т.п.) .

Региональные интеграционные союзы рассматриваются многими развивающимися странами в качестве наиболее эффективного способа улучшения конкурентоспособности как отдельных стран, так и региона в целом на фоне некоторых негативных последствий, связанных с глобализацией. Во многом обозначившееся стремление к расширению регионального сотрудничества на новом витке стало ответом на процессы глобализации. Укрепление хозяйственных региональных связей, институтов локальной кооперации, а также сотрудничество в других сферах создают, как показывает мировая практика, лучшие перспективы социально-экономического развития отдельных стран, отдельных регионов, а стало быть, в конечном итоге - мирового сообщества в целом.

В настоящий момент самый «международный» из всех мировых финансовых центров - Лондон. На лондонские банки приходится 19% международного банковского кредитования (на США - 10%, на Японию - 9%). В Лондоне расположены 501 международный банк и около 170 международных инвестиционных компаний. Общая сумма активов, которые управляются из Лондона, составляет 2,6 трлн фунтов стерлингов (из Нью-Йорка управляется 2,3 трлн долл., из Токио - 2,05 трлн долл.). Акцент лондонского рынка акций смещён в сторону иностранных ценных бумаг: ежедневный объём торгов акций иностранных компаний - более 25 млрд долл. в день . В связи с этим большое значение имеет внутринациональное законодательство, позволяющее функционировать мировым финансовым центрам на территории определённого государства.

Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству правового регулирования всего комплекса общественных отношений. Не совершив экономического рывка, не выступив в качестве полноправного, сильного партнёра в глобализирующемся мире, Россия обречена оказаться в стороне от мирового развития. Важнейшим фактором в этом процессе выступает совершенствование правового регулирования финансовых отношений.

В этой связи заслуживает внимания идея Российской Федерации о создании в Москве мирового финансового центра. Об этом было заявлено Президентом РФ Медведевым Д.А. 7 июня 2008 г. в Санкт-Петербурге на открытии 12-го Международного экономического форума. Кроме того, Медведев Д.А. заявил о стремлении превратить рубль в одну из ведущих региональных резервных валют. Формирование в России мирового финансового центра - стратегическая задача, от решения

которой зависит, какое место будет занимать Россия в мировой экономике в течение ближайших лет. Опыт показывает: финансовый центр - привилегия развитой, сильной, конкурентоспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Не случайно задачу укрепления своих экономических центров решают США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия. В силу своего географического расположения и экономического потенциала, Россия могла бы стать мостом между глобальными мировыми центрами. Задача, безусловно, сложная, но в сегодняшних условиях глобализации - безальтернативная.

В послании к Федеральному Собранию Российской Федерации на 2008 год Президент РФ Медведев Д.А. подчеркнул необходимость принятия до конца года пакета законов, необходимых для создания в России мирового финансового центра. В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти и в Государственной Думе Российской Федерации ведётся работа над целым рядом законопроектов о развитии финансового рынка. Так, в Государственной Думе рассматриваются проекты федеральных законов о биржах, о допуске иностранных ценных бумаг на российские биржи, об особенностях банкротства финансовых организаций, об упрощении порядка выпуска ценных бумаг и другие. Названные законопроекты направлены в первую очередь на установление требований нового уровня для финансовых институтов, на внедрение новой системы оценки рисков и современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях, на повышение требований к капиталу финансовых учреждений. В результате это позволит придать российской финансовой системе существенно более устойчивый характер, предотвратит создание финансовых пирамид, которые послужили причиной нынешнего мирового финансового кризиса. За счёт ужесточения системы контроля, в частности, произойдет оздоровление банковского сектора.

В современных условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми центрами России необходимо включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала. В этой связи разработаны законопроекты, направленные на расширение допуска иностранных ценных бумаг на отечественный рынок. В частности, принят во втором чтении проект Закона «О внесении изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"». Названные законопроекты направлены на исключение запрета и установление правового регулирования пуб-

личного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской Федерации.

Кроме предпринятых мер, следует расширить перечень иностранных эмитентов, чьи ценные бумаги могут быть допущены к публичному размещению или обращению в Российской Федерации, а также уточнить порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и обращению в Российской Федерации.

Формирование в России мирового финансового центра требует реализации правовых мер, направленных, в числе прочих, на совершенствование налогового законодательства. Реализации задач оптимизации налогообложения финансовых инструментов срочных сделок должен способствовать внесённый Правительством РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Действующее налоговое законодательство не всегда учитывает реалии динамично развивающегося финансового рынка, что не позволяет создать режим налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок, сопоставимый с аналогичными режимами, существующими в странах с развитой финансовой системой, и препятствует совершению операций с финансовыми инструментами.

Поправки в главу 21 Налогового кодекса предусматривают возможность совершения операций с расчётными финансовыми инструментами, а также поставочными финансовыми инструментами без взимания НДС до момента поставки. Кроме того, уточняется порядок определения налоговой базы при реализации базисных активов финансовых инструментов срочных сделок.

Поправки в главу 25 Налогового кодекса исключают из налоговой базы по налогу на прибыль организаций операции с финансовыми инструментами, совершаемые клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчёты по таким операциям. Рыночную стоимость внебиржевых финансовых инструментов предлагается определять исходя из предельных отклонений цены сделки от расчётной цены, методика расчёта которой будет определяться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Позитивным шагом к развитию финансовых операций является установление названными законопроектами одинакового режима налогообложения для биржевых и внебиржевых финансовых инструментов и обеспечение возможности отнесения на финансовый результат убытков от таких сделок вне зависимости от того, совершены операции в целях хеджирования или нет.

В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса предлагаемые меры бу-

дут способствовать не только созданию правовой базы для функционирования в России мирового финансового центра, но и позволят существенно облегчить выход из кризиса различных отраслей российской экономики, создадут дополнительные возможности для привлечения капитала, компенсации возможных убытков налогоплательщиков, придадут дополнительный импульс к развитию биржевой торговли товарами, обращающимися на внебиржевом рынке (нефти, нефтепродуктов и др.).

Таким образом, в современных условиях существует как необходимость, так и практическая возможность изменения мировой финансовой архитектуры, разрушения монополии на принятие значимых финансовых решений. В результате реализации предполагаемых мер, Россия может стать одним из таких центров принятия решений, что в свою очередь обеспечит создание самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения: Учебник. Изд. 3-е, доп. и исп. - М., 2006.

2. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник. / Под ред. В.М. Крашенинникова. - М.: «Экономика», 2003.

3. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».

4. Саттарова Н.А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. - 2005. - № 12.

5. Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. - М.: «Международные отношения».

6. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. - М.: «Волтерс Клувер». - 2005.

7. Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. - 2002.

8. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». - М.: «Дело», 2001.

9. Гетьман-Павлова И.В., Гущина А.А. Кодекс Сити о слияниях и поглощениях // Банковское право. - 2008. - № 6.

Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ и Центральный банк РФ, которые являются органами валютного регулирования.

Для осуществления возложенных на органы валютного регулирования функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.

Под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что валютные операции представляют собой юридически значимые правомерные действия субъектов публичного и частного права в отношении валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, в результате совершения которых возникают, изменяются или прекращаются вещные права на валютные ценности, возникают, изменяются или прекращаются вещные права нерезидентов на валюту РФ или внутренние ценные бумаги либо происходит трансграничное физическое или юридическое перемещение валютных ценностей, валюты Российской Федерации или внутренних ценных бумаг.

Валютные отношения, регулируемые финансовым правом. В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.

Валютно-финансовые отношения возникают при осуществлении практически всех видов финансовой деятельности, хотя их значение внутри каждого вида существенно различается.

Можно выделить следующие виды валютно-финансовых правоотношений.

Прежде всего, это валютные правоотношения в сфере образования государственных и муниципальных денежных фондов. Эти отношения обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов с использованием валютных ценностей.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления в иностранной валюте:

а) исполнения обязанности по уплате налога иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 45);

б) взыскание в бюджет налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов (абз. 2 ч. 5 ст. 46).

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента (абз. 3 ч. 5 ст. 46);

в) взыскание налога за счет принадлежащих налогоплательщику или налоговому агенту - организации валютных ценностей (ч. 4 ст. 47, ч. 7 ст. 48).

На валютные ценности взыскание обращается при отсутствии у налогоплательщика или налогового агента средств на счетах и наличных денежных средств;

г) возврат нерезидентам излишне уплаченной или взысканной суммы налога, а также пени в валюте Российской Федерации (ч. 10 ст. 78, ч. 6 ст. 79).

Отметим, что возврат налога никогда не производится в иностранной валюте, даже если он был в ней уплачен. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В свою очередь, согласно ТК РФ в иностранной валюте могут производиться с соблюдением валютного законодательства:

а) авансовые платежи, вносимые на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 и 2 ст. 330);

б) уплата таможенных пошлин и налогов (ч. 2 ст. 331).

При этом платеж допускается только в той иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, надень фактической уплаты (ч. 3 ст. 331);

в) взыскание в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог), при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом (ч. 3 ст. 345).

В качестве залога может использоваться только иностранная валюта, курс которой котируется ЦБ РФ (ч. I ст. 345);

г) взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке с валютных банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на день фактического взыскания, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 351).

При взыскании денежных средств, находящихся на валютных банковских счетах, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

Кроме того, валютными правоотношениями является ряд отношений, обеспечивающих образование источников финансирования дефицита бюджетов путем совершения валютных операций (ч. 1 ст. 113 БК РФ): Сюда относятся отношения по;

а) привлечению государственных и муниципальных займов путем выпуска ценных бумаг.

При этом, если Российская Федерация вправе привлекать займы как в иностранной валюте из внешних источников, так и в валюте Российской Федерации от нерезидентов (п. 2 ст. 94, абз. 3 ч. I ст. 98 БК РФ), то субъекты РФ (абз. 2 ст. 95, абз. 3 ч. 3 ст. 99 БК РФ) и муниципальные образования (абз. 2 ст. 96, абз. 3 ч. 3 ст. 100 БК РФ) в рамках валютно- финансовых отношений имеют возможность привлекать только рублевые займы от нерезидентов;

б) привлечению кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Наконец, к валютно-финансовым правоотношениям относятся и некоторые правоотношения в сфере организации денежной системы. Это расчетные отношения с использованием иностранной валюты.

Безналичные расчеты в иностранной валюте на территории РФ производятся:

а) между резидентами и нерезидентами - без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 Закона о валютном регулировании, в отношении которых могут устанавливаться валютные ограничения (ст. 6);

б) между резидентами только в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о валютном регулировании;

в) между нерезидентами без ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона о валютном регулировании (ч. 1 ст. 10).

15.1. Понятие валюты и валютных ценностей.

15.2. Особенности и структура валютных правоотношений.

15.3. Правовой режим регулирования валютных отношений.

Понятие валюты и валютных ценностей

Понятие валюты (от лат. Valeo - стою) очень часто ассоциируется с денежными единицами стран. Но при этом термин "валюта" может применяться в нескольких значениях: как денежная единица, которая является основой денежной системы государства; как тип денежной системы государства (валюта золота, валюта серебряная валюта бумажная) и как денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и используются в международных расчетах. Именно последнее значение и представляет собой понятие иностранная валюта.

Национальная валюта выступает своеобразным зеркалом финансово-экономического состояния государства, что связано с использованием валютных средств участниками международных экономических отношений при большом объеме внешнеэкономических операций. В этом механизме тесно переплетаются интересы, ведущие к получению как национальные (например, при финансировании расходов экспортера продукции), так и иностранного (в расчетах импортера по импортным контрактам, когда может использоваться иностранная валюта) валюты. Декрет Кабинета Министров Украины в законодательном акте "О системе валютного регулирования и валютного контроля" определяет валюту Украины как денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет и в других формах, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины. К валюты также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства на счетах, во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях на территории Украины (ст. 1) . Это и есть собственно валюта.

Второй составляющей категории - "валюта Украины" (рядом с собственно валютой Украины) - является платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, сберегательные книжки, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины.

Таким образом, валюта Украины состоит из определенных законодательством Украины составляющих, а именно:

а) денежных знаков, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории Украины;

б) платежных документов, выраженных в валюте Украины;

в) других ценных бумаг, выраженных в валюте Украины. Категория "иностранная валюта" также имеет следующие составляющие:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов или монет, находящихся в обращении, и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы государств;

2) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Так, в соответствии с законодательством Украины под иностранной валютой понимается как собственно иностранная валюта, так и монетарные металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или монетарных металлах. При этом собственно иностранной валютой являются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства. К ней также относятся денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении, средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах на счетах или во вкладах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях за пределами Украины.

Национальная и иностранная валюта находятся в определенном соотношении, которое отражает понятие "конвертируемости". Это достаточно сложное понятие. Именно конвертируемость (или конвертируемость валюты в узком смысле) понимается как гарантированная государством возможность обмена национальной валюты на иностранные. Подробную характеристику конвертируемости дает профессор Стэнфордского университета Р. Мак-Киннон: "Валюта является конвертируемой, если: граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особых ограничений, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке по единственным валютным курсом, который, возможно, колеблется и употребляется ко всем текущих операций, включая нормальный торговый кредит, тогда как иностранцы (нерезиденты), имеют средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их по тем же самым валютным курсом или свободно приобрести местные товары по превосходящими ценам в этой валюте ".

В зависимости от степени и особенностей режима конвертируемости национальные валюты отдельных стран можно разграничить на:

Неконвертируемые - валюты, которые используются в пределах одного государства;

Частковоконвертовани - валюты, которые применяются не ко всем внешним валютных операций или не до всех субъектов;

Свободноконверуемые - валюты, которые свободно обмениваются на иностранные валюты и выступают в качестве платежного средства на международном рынке.

Ключевым фактором, обуславливающим конвертируемость национальной валюты, является соблюдение государством обязательств, принятых в соответствии со ст. VIII Договора о Международном валютном фонде, предполагающие неприменения ограничений по платежам и переводам по текущим международным операциям, а также отказ от каких-либо дискриминационных валютных мероприятий или практики множественности валютных курсов. Конвертируемость валюты отражает экономическое положение государства и не может быть введена только законодательно.

Согласно Классификатора иностранных валют, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины, свободноконверуемые иностранные валюты дифференцируются на две группы: 1) валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на основных валютных рынках мира; 2) валюты, которые не используются широко для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на основных валютных рынках мира.

К свободноконвертируемых валют относятся денежные единицы государств, в которых отсутствуют ограничения по их свободного обмена на иностранные валюты по курсу, который определяется действующим законодательством. В мире насчитывается около 30 национальных денежных единиц, согласно классификации МВФ соответствуют требованиям свободноконвертируемых валют.

Среди свободноконвертируемых валют сформировалась особая группа - резервные. К резервным валютам относятся несколько валют, в которых центральные банки других государств, а также международные финансово-кредитные организации накапливают собственные резервы. Это валюты стран с экономически развитым, стабильным финансовым потенциалом и системой. Основной резервной валютой является доллар США. Как резервные валюты используются также фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, коллективная европейская валюта - евро, и специальные права заимствования - СДР (special drawing rights).

Специфическими резервными валютами являются СДР и евро. СДР является валютой, существует только в безналичной форме в виде записей на счетах стран - членов МВФ. Выпуск СДР начался 1 января 1970 года. С отменой золотого содержания доллара США стоимость СДР определяется на основе средньозважуванои величины курсов "корзины" пяти резервных валют. Состав и удельный вес отдельных валют "корзины" СДР пересматриваются МВФ каждые пять лет.

На основе положений Договора о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте 7 февраля 1992, в декабре 1996 года было принято решение о введении в безналичное обращение с 1 января 1999 единой валюты стран ЕС - евро. В зону евро вошли 11 из 15 государств - членов Евросоюза: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. С 1 января 2002 года евро функционирует в наличном обращении и является официальной денежной единицей указанных государств. В соответствии с Договором о ЕС исключительным правом санкционировать выпуск банкнот в рамках Европейской валютной системы обладает Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ и национальные центральные банки наделены правом эмиссии банкнот и монет, имеющих статус единственного законного платежного средства в рамках Евросоюза. Соотношение национальной валюты и других валют (разного уровня конвертируемости) регулируется государством через валютный курс. Валютный курс выступает как соотношение валют двух стран. Он устанавливается на основании спроса-предложения валют на валютном рынке. При этом возможно определение валютного курса государством в собственном, одностороннем порядке.

Для регулирования курса гривны относительно иностранных валют Национальный банк Украины использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставку рефинансирования, а также применяет другие инструменты регулирования денежной массы. Согласно п. 13 ст. 7 Закона Украины "О Национальном банке Украины" он обеспечивает накопление и хранение золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банковскими металлами. Статьей 28 этого Закона предусмотрено, что Национальный банк Украины обеспечивает управление золотовалютными резервами государства, осуществляя валютные интервенции путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках с целью влияния на курс иностранной валюты по отношению к иностранным валютам и на общий спрос и предложение денег в Украине.

Структура золотовалютного резерва Национального банка Украины включает следующие активы:

Банковское золото;

Специальные права заимствования;

Резервную позицию в МВФ;

Иностранную валюту в виде банкнот и монет или средств на счетах за рубежом;

Ценные бумаги (кроме акций, которые оплачиваются в иностранной валюте);

Любые другие международно признанные активы при условии обеспечения их надежности и ликвидности.

Национальная валюта и иностранная валюта не охватывают полностью круг валютных ценностей в государстве. Кроме национальной и иностранной валюты в виде денежных знаков и средств на счетах в банковских и других кредитно-финансовых учреждениях валютных ценностей относятся:

Платежные документы и другие ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, векселя (тратты), долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские приказы, депозитные сертификаты, другие финансовые и банковские документы), выраженные в валюте Украины, иностранной валюте или банковских металлах;

Банковские металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы, доведенные (аффиновани) до наивысших проб в соответствии с мировыми стандартами, в слитках и порошках, которые имеют сертификат качества, а также монеты, изготовленные из драгоценных металлов (ст. 1 Декрета Кабинета министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля").

Законодательное регулирование как части валютных ценностей распространяется только на монетарные металлы. Закон Украины "О государственном регулировании получения, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" определяет правовые основы и принципы государственного регулирования получения, производства, использования, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и контроля за операциями с ними. Под драгоценными металлами в соответствии со ст. 1 данного Закона понимается золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и др.). Драгоценные камни включают природные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях).

Качество драгоценных металлов определяется пробой, которая является государственным стандартом, определяющим ценность сплава, из которого изготовлены изделия из драгоценных металлов, и свидетельствует о содержании весовых единиц основного драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава. В Украине для ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов установлены следующие пробы:

Платина - 950 (девятьсот пятидесятая)

Золото - 333 (сто тридцать третьей), 375 (сто семьдесят пятой), 500 (пятисотый), 585 (пятьсот восемьдесят пятой), 750 (семьсот пятидесятая)

Серебро - 750 (семьсот пятидесятая), 800 (восьмисотого), 830 (восемьсот тридцатая), 875 (восемьсот семьдесят пятая) 925 (девятьсот двадцать пятая), 960 (девятьсот шестидесятого)

Палладий - 500 (пятисотый), 850 (восемьсот пятидесятая). Допускается изготовление изделий из золота пробы 583 (пятьсот

восемьдесят третий) предприятиями бытового обслуживания населения и гражданами-предпринимателями.

Министерство финансов Украины формирует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины с целью обеспечения государственных производственных, научных, социально-культурных и других потребностей, которые финансируются из государственного бюджета. В Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Украины зачисляются закуплены на территории Украины и за ее пределами за счет средств Государственного бюджета отходы и лом драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, драгоценные металлы и драгоценные камни, драгоценные камни органогенного происхождения и полудрагоценные камни в изделиях и ломе, скуплены у населения и юридических лиц, конфискованные в соответствии с законодательством Украины или сданные как сокровище, а также полученные по праву наследования или дарения, ценности Исторического фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Украины.



Похожие статьи