Причины новой экономической политики в ссср. Противоречивый нэп. Политическое развитие страны времен НЭПа

НЭП - новая экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа - замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге - около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Причины проведения новой экономической политики.

К более гибкой экономической политике большевиков толкала крайне сложная обстановка в стране. В разных концах страны (в Тамбовской губернии, в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной Сибири) вспыхивают антиправительственные восстания крестьян. К весне 1921 г. в рядах их участников насчитывалось уже около 200 тыс. человек. Недовольство перебросилось и в Вооруженные Силы. В марте с оружием в руках против коммунистов выступили матросы и красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота. В городах нарастала волна массовых забастовок и демонстраций рабочих.

По своей сути, это были стихийные взрывы народного возмущения политикой Советского правительства. Но в каждом из них в большей или меньшей степени наличествовал и элемент организации. Его вносил широкий спектр политических сил: от монархистов до социалистов. Объединяло эти разносторонние силы стремление овладеть начавшимся народным движением и, опираясь на него, ликвидировать власть большевиков.

Приходилось признать, что к экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика "военного коммунизма". "Разорение, нужда, обнищание" -- так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В. И. Ленин. К 1921 г. население России, по сравнению с осенью 1917 г., сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Народ был измучен. На протяжении ряда лет люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов.

Весной и летом 1921 г. в Поволжье разразился страшный голод. Он был спровоцирован не столько сильной засухой, сколько тем, что после конфискации излишков продукции осенью у крестьян не осталось ни зерна для посевов, ни желания засевать и обрабатывать землю. От голода погибло более 5 млн. человек. Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе и Путиловский. Рабочие оказались на улице. Многие из них уехали в деревню в поисках пропитания. В 1921 г. Москва потеряла половину своих рабочих, Петроград -- две трети. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигала лишь 20% от довоенного уровня.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. Она резко возросла во время голода 1921 г. По официальным данным, в 1922 г. в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных детей. Это явление приобрело такие угрожающие масштабы, что во главе Комиссии по улучшению жизни детей, призванной бороться с беспризорностью, был поставлен председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский.

В результате Советская Россия вступила в полосу мирного строительства с двумя расходящимися линиями внутренней политики. С одной стороны, началось переосмысление основ политики экономической, сопровождавшееся раскрепощением хозяйственной жизни страны от тотального государственного регулирования. С другой - сохранялась окостенелость советской системы, большевистской диктатуры, решительно пресекались любые попытки демократизировать общество, расширить гражданские права населения.

Сущность новой экономической политики:

1) Главная политическая задача - снять социальную напряженность в обществе, укрепить социальную базу советской власти, в форме союза рабочих и крестьян.

2) Экономическая задача - предотвратить дальнейшее углубление разрухи в народном хозяйстве, выйти из кризиса и восстановить экономику страны.

3) Социальная задача - обеспечить благоприятные условия для построения социализма в СССР, в конечном счете. Программой минимума можно было бы назвать такие цели, как ликвидация голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами.

4) И, наконец, НЭП преследовал еще одну, не менее важную задачу - восстановление нормальных внешнеэкономических и внешнеполитических связей, на преодолении международной изоляции.

Рассмотрим основные изменения, которые произошли в жизни России с переходом страны на НЭП.

Сельское хозяйство

Начиная с 1923-1924 хозяйственного года, был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот налог взимался частично продукцией, частично - деньгами. Позже, после проведения денежной реформы, единый налог приял исключительно денежную форму. В среднем размер продналога был в два раза меньше размера продразверстки, причем его основная часть была возложена на зажиточное крестьянство. Большую помощь в восстановлении сельскохозяйственного производства оказали государственные мероприятия по улучшению агрикультуры, массовое распространение сельскохозяйственных знаний и улучшенных приемов ведения земледелия среди крестьян. Среди мер, направленных на восстановление и развитие сельского хозяйства в 1921-1925 гг., важное место занимала финансовая помощь деревне. В стране была создана сеть районных и губернских обществ сельскохозяйственного кредита. Ссуды предоставлялись маломощным безлошадным, однолошадным крестьянским хозяйствам и середнякам для приобретения рабочего скота, машин, орудий, удобрений, для повышения породности скота, улучшения обработки почвы и т.п.

В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хлебом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продукцию, оставшуюся сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хозяйствах. Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работников, при этом, однако, устанавливались большие ограничения.

Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредитной, промысловой. Так, в сельском хозяйстве этими формами кооперации к концу 1920-х годов было охвачено больше половины крестьянских дворов.

Промышленность

С переходом к НЭПу был дан импульс развитию частнокапиталистического предпринимательства. Основной позицией государства в этом вопросе являлось то, что свобода торговли и развитие капитализма допускалось лишь до известной степени и только при условии государственного регулирования. В промышленности сфера деятельности частника в основном ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда.

Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверждалась в учреждениях государственной власти на местах, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями.

Было денационализировано небольшое количество государственных предприятий. Разрешалось открывать собственные предприятия с числом занятых не более 20 человек. К середине 1920-х годов на долю частного сектора приходилось от 20-25% производства промышленной продукции.

Одним из признаков НЭПа являлось развитие концессий, особой формы аренды, т.е. предоставление иностранным предпринимателям права эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра, добывать полезные ископаемые и т.д. Концессионная политика преследовала цель привлечь в экономику страны иностранный капитал.

Из всех отраслей промышленности за годы восстановительного периода наибольших успехов достигло машиностроение. Страна приступила к выполнению ленинского плана электрификации. Выработка электроэнергии в 1925 году была выше в 6 раз по сравнению с 1921 годом и значительно выше уровня 1913 года. Металлургическая промышленность сильно отставала от довоенного уровня, в этой области предстояло проделать очень большую работу. Постепенно восстанавливался железнодорожный транспорт, сильно пострадавший во время гражданской войны. Быстро восстанавливалась легкая и пищевая промышленность.

Таким образом, в 1921-1925 гг. советский народ успешно решил задачи по восстановлению промышленности, увеличился выпуск продукции.

Управление производством

Большие изменения происходили в системе управления экономикой. Это касалась в первую очередь ослабления централизации, характерной для периода "военного коммунизма". Были упразднены главки в ВСНХ, их функции на местах перешли к крупным районным управлениям и губернским совнархозам.

Основной формой управления производством в государственном секторе стали тресты, то есть объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий.

Тресты наделялись широкими полномочиями, они самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, несли материальную ответственность за организацию производства, качество выпускаемой продукции, сохранность государственного имущества. Предприятия, входящие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Все это получило название "хозяйственный расчет" (хозрасчет), в соответствии с которым предприятия получали полную финансовую независимость, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.

Одновременно с образованием трестовской системы стали возникать и синдикаты, то есть добровольные объединения нескольких трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынке.

Торговля

Развитие торговли было одним из элементов государственного капитализма. При помощи торговли необходимо было обеспечить экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней, без которого невозможна нормальная хозяйственная жизнь общества.

Предполагалось проводить широкий товарообмен в пределах местного хозяйственного оборота. Для этого предусматривалось обязать государственные предприятия сдавать продукцию в специальный товарообменный фонд республики. Но неожиданно для руководителей страны местный товарообмен оказался тесным для развития экономики, и уже в октябре 1921 года он превратился в свободную торговлю.

В торговую сферу был допущен частный капитал в соответствии с полученным разрешением от государственных учреждений на производство торговых операций. Особенно заметным было присутствие частного капитала в розничной торговле, однако он совершенно не допускался в сферу внешней торговли, которая осуществлялась исключительно на основе государственной монополии. Международные торговые отношения заключались только с органами Наркомвнешторга.

Денежная реформа

Немаловажное значение для проведения НЭПа имело создание устойчивой системы и стабилизации рубля.

В итоге острых дискуссий к концу 1922 года было решено проводить денежную реформу на основе золотого стандарта. Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены совзнаки.

Одновременно с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта - "червонец", приравненный к 7, 74 г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Червонцы, прежде всего, предназначались для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле, было строго запрещено использовать их для покрытия бюджетного дефицита.

Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.

Налоговая реформа

Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары.

Банковская система

Кредитная система постепенно возрождалась. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924--Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам.

Подтверждением рыночного характера экономики может служить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особенно выгодных условий кредитования. Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал единый денежный рынок со всеми его атрибутами.

Внешняя торговля

Монополия внешней торговли, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, поскольку крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. В.И. Ленин выступал против ослабления монополии внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. На самом же деле правительство опасалось того, что производители, получив право выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против власти. Исходя из этого, руководство страны старалось не допустить демонополизации внешней торговли

Таковы важнейшие мероприятия новой экономической политики, осуществлявшиеся Советским государством. При всем многообразии оценок, НЭП можно назвать успешной и удачной политикой, имевшей большое и неоценимое значение. И, разумеется, как всякая экономическая политика, НЭП имеет огромный опыт и важные уроки.

Когда закончился НЭП?

Одной из проблем истории НЭПа, которая неизменно находится в поле зрения отечественных и зарубежных авторов, является вопрос о его хронологических границах. Выводы, к которым приходят экономисты и историки по этому вопросу, далеко не однозначны.

Практически все отечественные и зарубежные специалисты связывают начало НЭПа с X съездом РКП (б), состоявшимся в марте 1921 г. Однако в последнее время можно обнаружить попытки уточнения начальной границы НЭПа. В частности, предлагается считать, что «ленинская речь в марте 1921 г. была шагом тактическим, чтобы получить хлеб и сбить накал повстанческой войны. Новой эта политика станет только с началом введения хозрасчета в промышленности и особенно после полной легализации торговли». Поэтому «рубежом НЭПа был не X съезд партии, как традиционно утверждалось в историографии, а реформы в торгово-промышленном секторе. В деревне были реализованы неосуществленные ранее... идеи, лишь уточненные в марте 1921 года» .

В советский период в отечественной историографии и в экономической литературе постулировалось положение о том, что новая экономическая политика продолжалась до полной победы социализма. Такую точку зрения формулировал И.В. Сталин . В «Истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)» констатировалось, что «новая экономическая политика была рассчитана на полную победу социалистических форм хозяйства» , а «в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу» СССР вступил с принятием Конституции СССР 1936 г. Такая интерпретация хронологических границ НЭПа нашла отражение и в Большой советской энциклопедии, в которой в полном соответствии с «Кратким курсом» утверждалось, что новая экономическая политика «завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР» . Аналогичным образом эта проблема трактовалась и советскими политэкономами .

Во второй половине 1980-х гг. в нашей стране возникли условия для всестороннего обсуждения данной проблемы и уточнения хронологических границ НЭПа. Некоторые российские исследователи обратили внимание на то, что НЭП не был застывшей экономической политикой, что он эволюционировал и в своем развитии прошел ряд этапов, характеризовавшихся важными особенностями и в то же время сохранявших общие сущностные черты.

Так, В.П. Дмитренко в качестве этапов НЭПа выделяет следующие:

1) весна 1921-го - весна 1922-го (переход к НЭПу); 2) 1922- 1923 гг. («обеспечение тесного взаимодействия нэповских методов хозяйствования» в результате денежной реформы преодоления «ножниц цен»); 3) 1924-1925 гг. (расширение и упорядочение рыночных отношений при одновременном усилении планового начала в руководстве государственными предприятиями); 4) 1926-1928 гг. («обеспечение интенсивного расширения социалистического сектора и его полной победы над капитализмом внутри страны»); 5) 1929-1932 гг. (заключительный этап НЭПа, когда решались в исторически кратчайшие сроки задачи построения экономического фундамента социализма) . М.П. Ким также придерживается точки зрения, согласно которой «НЭП исчерпывает себя... в начале 30-х годов - 1932-1933 годах» . Г.Г. Богомазов и В.М. Шав-шуков полагают, что наступление на капиталистические элементы в конце 1920-х гг. «не отменяло новой экономической политики, напротив - осуществлялось в рамках последней». С их точки зрения, 1928-1936 гг. - «второй этап НЭПа», «этап развернутого строительства социализма» .

Такая точка зрения имеет известные основания, тем более что И. В. Сталин на XVI съезде В КП (б) (1930 г.) говорил: «Переходя в наступление по всему фронту, мы еще не отменяем НЭПа, ибо частная торговля и капиталистические элементы еще остаются, «свободный» товарооборот еще остается, - но мы наверняка отменяем начальную стадию НЭПа, развертывая последующую ее стадию, нынешнюю стадию НЭПа, которая есть последняя стадия НЭПа» .

Многие западные, а в настоящее время и ряд российских исследователей придерживаются точки зрения, первоначально сформировавшейся в зарубежной историографии, согласно которой НЭП продолжался лишь до первой пятилетки, а с началом индустриализации и коллективизации был отменен.

Так, в начале 1960-х гг. американский советолог Н. Ясный, ссылаясь на мнение польского экономиста О. Ланге, связывал конец НЭПа с XV съездом ВКП (б) (декабрь 1927 г.) .

Н. Верт констатирует, что кризис хлебозаготовок 1927/28 г. побудил И.В. Сталина «сместить акцент с кооперации... на создание «опор социализма» в деревне - колхозов-гигантов и машинно-тракторных станций (МТС)». По мнению этого историка, «летом 1928 г. Сталин уже не верил в НЭП, но еще не пришел окончательно к идее всеобщей коллективизации». Однако ноябрьский (1929 г.) пленум ЦК ВКП (б), поддержавший постулат И.В. Сталина о коренном изменении отношения крестьянства к колхозам и одобривший курс на форсированное развитие промышленности, означал, по словам Н. Верта, «конец НЭПа» .

Р. Мантинг также пишет, что «в апреле 1929 г. партия формально одобрила первый пятилетний план, который... выполнялся с октября 1928 г. План означал настоящий конец НЭПа; рынок был заменен» . Дж. Боффа относит процесс «конвульсивного угасания» НЭПа к 1928-1929 гг. Такой же вывод делается и в работах А. Болла (США), Р.В. Дэвиса (Великобритания), М. Мирского, М. Харрисона (Великобритания) и других авторов .

К аналогичной точке зрения склоняются и российские историки в работах последних десятилетий. Так, по мнению В.П. Данилова, «слом» НЭПа имел место в 1928-1929 гг. Е.Г. Гимпельсон констатирует, что «к концу 1929 г. с НЭПом было покончено» . В.А. Шестаков - один из авторов курса истории России, недавно опубликованного Институтом российской истории РАН, - также констатирует, что «отход от НЭПа обозначился уже с середины 20-х гг.», а «выбор форсированной индустриализации означал и конец НЭПа...» .

С такой позицией согласны и российские экономисты. Так, О.Р. Лацис считает, что экономическая политика по отношению к крестьянству, в основе которой лежали ленинские принципы, проводилась «вплоть до конца 1927 года» . В.Е. Маневич также приходит к выводу, что «кредитная реформа 1930 г. (вместе с реорганизацией управления промышленностью, налоговой реформой) означала окончательную ликвидацию НЭПа, в том числе его кредитной системы, которая была стержнем экономического регулирования в 20-х годах. Конечно, НЭП не был ликвидирован в одночасье, он демонтировался постепенно в 1926-1929 гг.» . По мнению Г.Г. Богомазова и И.А. Благих, «свертывание и отказ от новой экономической политики» относятся к концу 1920-х - началу 1930-х гг., когда был проведен комплекс экономических реформ, обеспечивших формирование административно-командной системы хозяйствования .

Очевидно, проблема периодизации НЭПа продолжает оставаться дискуссионной. Но уже сейчас ясно, что вывод западных исследователей об «отмене» НЭПа в конце 1920-х гг. с переходом к пятилетнему планированию и коллективизации крестьянства не лишен оснований.

В то же время следует иметь в виду, что само по себе планирование не является антитезой НЭПу. Госплан, как известно, был создан в 1921 г. В «классический» период НЭПа в нашей стране выполнялся первый перспективный план - план ГОЭЛРО, а с 1925 г. разрабатывались единые народнохозяйственные планы (контрольные цифры) .

Не следует забывать, что даже в 1932 г. колхозы охватывали лишь 61,5% крестьянских хозяйств . Это означает, что по-прежнему сохранила свою актуальность проблема экономической смычки между рабочим классом и некооперированным крестьянством, обеспечиваемой через рынок. Однако на отношениях между городом и деревней, как, впрочем, и на других сферах экономической жизни, в начале 1930-х гг. все больше оказывалось влияние административно-командной системы.

  • URL: htpp: www.sgu.ru/files/nodes/9B19/03.pdf
  • См.: Сталин И.В. Сочинения. Т. 12. С. 306-307; Он же. Вопросы ленинизма. М., 1953. С. 547.
  • История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)... С. 306.
  • Там же. С. 331.
  • Большая советская энциклопедия. Статья «Новая экономическая политика».
  • Например, авторы «Курса политической экономии» констатируют, что переходный период от капитализма к социализму, которому соответствовала экономическая политика типа НЭПа, «заканчивается... полной победой социализма» (Курс политической экономии / Под ред. Н.А. Цаголова... С. 8).
  • Экономическая политика Советского государства... С. 25-26.
  • Основные этапы развития советского общества // Коммунист. 1987. № 12. С. 70.
  • Богомазов Г.Г., Шавшуков В.М. Антинаучный характер советологических трактовок новой экономической политики // Вестник Ленинградского университета. Серия 5. Экономика. 1988. Вып. 2 (№ 12). С. 99, 100.

Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) - экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР.

Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны, которая привела Россию к экономическому упадку. Новая экономическая политика имела целью введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений, с восстановлением народного хозяйства. НЭП была мерой вынужденной и во многом импровизацией. Однако за семь лет своего существования она стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода.

Аукционный дом «Аполлон» на Невском проспекте, 1920 год.

К 1920 году РСФСР буквально лежала в руинах. Из бывшей Российской империи вышли территории Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, и Бессарабии. По подсчётам специалистов численность населения на оставшихся территориях едва достигала 135 млн. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. Значительно сократился объём промышленного производства, а вследствие этого - и производства сельскохозяйственного.

Общество деградировало, его интеллектуальный потенциал значительно ослаб. Большая часть российской интеллигенции была уничтожена или покинула страну.

Таким образом, главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Очередь в продуктовый магазин, 1920 год.

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продналогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству. Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть - допущение рыночных отношений. Нэп рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма.

Главная политическая цель нэпа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян - «смычки города и деревни». Экономическая цель - предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

Нэпман Николай Власов со своей женой в автомобиле у его магазина на Садовой 28.

Вопреки распространённому мнению, X съезд РКП(б) не принимал решения о введении свободы торговли и легализации частного предпринимательства. Более того, на этом съезде Ленин недвусмысленно заявил, что свобода торговли является для большевиков «опасностью не меньшей, чем Колчак и Деникин вместе взятые». Съезд принял решение о замене крайне раздражавшей крестьян продразвёрстки более лёгким продналогом, предоставив деревне свободу распоряжаться оставшимися после сдачи продналога и личного потребления излишками. Предполагалось, что государство централизованно обменяет эти излишки на промышленные товары, востребованные на селе - ситец, керосин, гвозди и т. д.

Однако, жизнь вскоре опрокинула эти оторванные от реальности расчёты. В условиях послевоенной разрухи у государства просто не было достаточного количества промышленных товаров на обмен. Сама логика событий вынудила большевиков, отказавшись от продразвёрстки, постепенно пойти и на легализацию свободы торговли.

Продажа фруктов и овощей во дворе Апраксин, 1924 год.

В июле 1921 года был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда (с десяти работников в 1920 году до двадцати работников на одно предприятие по июльскому декрету 1921 года). Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий.

В связи с введением нэпа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Так, 22 мая 1922 года ВЦИК издал декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых её законами и защищаемых судами РСФСР». Затем, постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, с 1 января 1923 года был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия.

Члены кооператива потребителей на день кооперативов, 1924 год.

Задачей первого этапа денежной реформы, реализуемой в рамках одного из направлений экономической политики государства, явилась стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами. После проведения двух деноминаций, в результате которых 1 миллион рублей прежними денежными знаками был приравнен к 1 рублю новыми совзнаками, было введено параллельное обращение обесценивающихся совзнаков для обслуживания мелкого товарооборота и твёрдых червонцев, обеспеченных драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. Червонец приравнивался к старой 10-рублёвой золотой монете, содержавшей 7,74 грамма чистого золота.

Очередь за водкой до магазина «Главспирт», 1925 год.

Умелое сочетание плановых и рыночных инструментов регулирования экономики, обеспечивавшее рост народного хозяйства, резкое снижение бюджетного дефицита, увеличение запасов золота и иностранной валюты, а также активный внешнеторговый баланс позволили в течение 1924 года осуществить второй этап денежной реформы по переходу к одной устойчивой валюте. Отменённые совзнаки подлежали выкупу казначейскими билетами по фиксированному соотношению в течение полутора месяцев. Между казначейским рублём и банковским червонцем установили твёрдое соотношение, приравнивавшее 1 червонец к 10 рублям. В обращении находились банковские и казначейские билеты, а золотые червонцы использовались, как правило, в международных расчётах. Их курс в 1924 году стал выше официального золотого паритета по отношению к фунту стерлингов и доллару.

В 1920-е годы широко использовался коммерческий кредит, обслуживавший примерно 85 % объёма сделок по продаже товаров. Банки контролировали взаимное кредитование хозяйственных организаций и, с помощью операций по учёту и залогу, регулировали размер коммерческого кредита, его направление, сроки и процентную ставку. Однако применение его создавало возможность для внепланового перераспределения средств в народном хозяйстве и затрудняло банковский контроль.

Развивалось финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование. После гражданской войны капитальные вложения финансировались в безвозвратном порядке или в виде долгосрочных ссуд. Для инвестирования промышленности в 1922 году были созданы акционерное общество «Электрокредит» и Промышленный банк, преобразованные затем в Электробанк и Торгово-промышленный банк СССР. Долгосрочное кредитование местного хозяйства осуществляли местные коммунальные банки, преобразованные с 1926 года в Центральный коммунальный банк (Цекомбанк). Сельскому хозяйству предоставляли долгосрочные кредиты государственные кредитные учреждения, кредитная кооперация, образованный в 1924 году Центральный сельскохозяйственный банк, кооперативные банки - Всекобанк и Украинбанк. Тогда же был создан Внешторгбанк, осуществлявший кредитно-расчётное обслуживание внешней торговли, куплю-продажу иностранной валюты.

Магазин «Гознак» 1925 года.

Стране требовались деньги - на содержание армии, на восстановление промышленности. К тому же большевики тратили значительные государственные средства на поддержку мирового революционного движения. В стране, где 80 % населения составляло крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на него. Но крестьянство было не настолько богатым, чтобы обеспечить все потребности государства, необходимые налоговые поступления. Повышенное налогообложение на особо зажиточных крестьян также не помогло, поэтому с середины 1920-х годов стали активно использоваться иные, не налоговые способы пополнения казны, такие, как принудительные займы и заниженные цены на зерно и завышенные цены на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на менее высокое качество.

Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто - перестали продавать зерно свыше того, что им было нужно для уплаты налогов. Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года. Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но отказывались покупать их по завышенным ценам. Следующий кризис возник в 1924-1925 хозяйственном году (то есть осенью 1924 - весной 1925). Кризис получил название «заготовительного», поскольку заготовки составили лишь две трети ожидаемого уровня. Наконец, в 1927-1928 хозяйственном году - новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений.

Павильон кооператива «Рабочее дело» на Лассаля (Михайловская) улицы, 1925 год.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных «частниками» фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось около пятой части промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Оргкомитет Александровского рынка в красном уголке, 1926 год.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна (в 1927 году они давали только 2 % всей сельскохозяйственной продукции и 7 % товарной продукции), зато простейшими первичными формами - сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации - было охвачено к концу 1920-х годов более половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 года. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн человек (в 13 раз больше, чем в 1913 году). В обобществлённой розничной торговле 60-80 % приходилось на кооперативную и только 20-40 % - на собственно государственную, в промышленности в 1928 году 13 % всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кредитование, страхование.

Предтеченский рынок, 1929 год.

Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 годы, индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 года. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 годах прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921-1928 годов среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Нэпман у налогового инспектора. 1930 год.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством ещё в конце 1923 года, но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 году, когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 года по 1 мая 1924 года на 26 % и продолжали снижаться далее.

Базарный день на Предтеченском рынке. 1932 год.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

Непосредственным поводом для полного сворачивания нэпа послужил срыв государственных хлебозаготовок в конце 1927 года. В конце декабря по отношению к кулачеству впервые после окончания «военного коммунизма» были применены меры принудительной конфискации хлебных запасов. Летом 1928 года они были временно приостановлены, но затем возобновились осенью того же года.

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально нэп никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свёрнут.

Юридически нэп был прекращён только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.

Колхозный рынок, 1932 год.

Несомненным успехом нэпа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции СССР лишился многих высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, Советский Союз к 1926 году превосходил экономические показатели 1913 года примерно в два раза. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Советский Союз из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Вход на Предтеченский рынок, 1932 год.

Продажа молока на Кузнецком рынке. 1934 год.

На Кузнецком рынке, 1934 год.

Вход на Клинский рынок, октябрь 1936 год.

НЭП – «новая экономическая политика » Советской России представляла собой экономическую либерализацию при строгом политическом контроле властей. НЭП пришёл на смену «военному коммунизму » («старой экономической политике » — СЭП) и имел основную задачу: преодолеть политический и экономический кризисы весны 1921 года. Главной же идеей НЭПа было восстановление народного хозяйства для последующего перехода к социалистическому строительству.

К 1921 году Гражданская война на территории бывшей Российской империи в целом закончилась. Еще гремели бои с недобитыми белогвардейцами и японскими оккупантами на Дальнем Востоке (в ДВР), а в РСФСР уже оценивали убытки, принесённые военно-революционными потрясениями:

    Потери территории – вне Советской России и союзных ей социалистических государственных образований оказались Польша, Финляндия, Прибалтийские страны (Латвия, Литва, Эстония), Западные Белоруссия и Украина, Бессарабия и Карская область Армении.

    Потери населения в результате войн, эмиграции, эпидемий и падения уровня рождаемости составила примерно 25 миллионов человек. Специалисты подсчитали, что на Советских территориях на тот момент проживало не более 135 миллионов человек.

    Были основательно разрушены и пришли в упадок промышленные районы : Донбасс, Урал и Бакинский нефтедобывающий комплекс. Катастрофически не хватало сырья и топлива для кое-как работающих заводов и фабрик.

    Объём производства промышленной продукции сократился примерно в 5 раз (выплавка металла упала до уровня начала XVIII века).

    Примерно на 40% сократились объёмы сельскохозяйственного производства.

    Инфляция переходила все разумные пределы.

    Существовал и нарастал дефицит товаров народного потребления.

    Деградировал интеллектуальный потенциал общества. Многие учёные, технические специалисты и деятели культуры эмигрировали, некоторые подверглись репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

Крестьяне, возмущённые продразвёрсткой и бесчинствами продотрядов не только саботировали сдачу хлеба, но и повсеместно поднимали вооружённые мятежи . Восстали земледельцы Тамбовщины, Дона, Кубани, Украины, Поволжья и Сибири. Повстанцы, зачастую руководимые идейными эсерами, выдвигали экономические (отмена продразвёрстки) и политические требования:

  1. Изменение аграрной политики Советских властей.
  2. Отменить однопартийный диктат РКП(б).
  3. Избрать и созвать Учредительное собрание.

На подавление восстаний бросали подразделения и даже соединения Красной Армии, но волна протестов не утихала. В РККА тоже назрели антибольшевистские настроения, вылившиеся 1 марта 1921 года в масштабное Кронштадское восстание. В самой РКП(б) и ВСНХ уже с 1920 года раздавались голоса отдельных лидеров (Троцкий, Рыков), призывавших к отказу от продразвёрстки. Вопрос смены социально-экономического курса Советской власти назрел.

Факторы, повлиявшие на принятие новой экономической политики

Введение НЭПа в Советском государстве не было чьей-то прихотью, напротив, НЭП был обусловлен целым рядом факторов:

    Политических, экономических, социальных и даже идеологических. Концепция Новой экономической политики была в общих чертах сформулирована В. И. Лениным на X съезде РКП(б). Вождь призвал на данном этапе поменять подходы к управлению страной.

    Концепция о том, что движущей силой социалистической революции является пролетариат, незыблема. Но трудовое крестьянство его союзник и Советская власть должна учиться с ним «уживаться».

    В стране должна быть встроена система с единой идеологией , подавляющей всякую оппозиционность существующей власти.

Только в такой ситуации НЭП мог обеспечить решение хозяйственных проблем, которые поставили перед молодым советским государством войны и революции.

Общая характеристика НЭПа

НЭП в Советской стране явление неоднозначное, так как напрямую противоречил марксистской теории. Когда политика «военного коммунизма» дала сбой, «новая экономическая политика» исполнила роль, непланового обходного манёвра на пути строительства социализма. В. И. Ленин постоянно подчёркивал тезис: «НЭП – временное явление». Исходя из этого, НЭП в общих чертах можно охарактеризовать по основным параметрам:

Характеристики

  • Преодолеть политический и социально-экономический кризис в молодом советском государстве;
  • отыскание новых путей строительства экономического фундамента социалистического общества;
  • повышение уровня жизни в советском обществе и создание обстановки стабильности во внутренней политике.
  • Сочетание командно-административной системы и рыночного метода в советской экономике.
  • командные высоты сохранялись в руках представителей пролетарской партии.
  • сельское хозяйство;
  • промышленность (частные мелкие предприятия, аренда госпредприятий, государственно-капиталистические предприятия, концессии);
  • финансовая сфера.

Конкретика

  • Продразвёрстка заменяется продналогом (21 марта 1921 г.);
  • смычка города и деревни через восстановление торговли и товарно-денежных отношений;
  • допуск частного капитала в промышленность;
  • разрешение арендовать землю и нанимать батраков в сельском хозяйстве;
  • ликвидация системы распределения по карточкам;
  • конкуренция частной, кооперативной и государственной торговли;
  • введение самоуправления и самоокупаемости предприятий;
  • отмена трудовой повинности, ликвидация трудармий, распределение рабсилы через биржи;
  • финансовая реформа, переход к зарплате и упразднение бесплатных услуг.

Советское государство допускало частнокапиталистические отношения в торговле, мелкой и даже на некоторых предприятиях средней промышленности. При этом крупная индустрия, транспорт и финансовая система регулировались государством. В отношении к частному капиталу НЭП допускал применение формулы из трёх элементов: допуск, сдерживание и вытеснение. Что и в какой момент применять советские и партийные органы исходя из складывавшейся политической целесообразности.

Хронологические рамки НЭПа

Новая экономическая политика уложилась во временные рамки с 1921 по 1931 годы.

Действие

Ход событий

Запуск процесса

Постепенное свёртывание системы военного коммунизма и внедрение элементов НЭПа.

1923, 1925, 1927

Кризисы новой экономической политики

Появление и усиление причин и признаков тенденции к сворачиванию НЭПа.

Активизация процесса завершения программы.

Фактический отход от НЭПа, резкое усиление критического отношения к «кулакам» и «нэпманам».

Полное сворачивание НЭПа.

Законодательно оформлен юридический запрет частной собственности.

В целом НЭП в короткие сроки восстановил и сделал относительно жизнеспособной экономическую систему Советского Союза.

Плюсы и минусы НЭПа

Одним из самых главных негативных моментов новой экономической политики, по мнению многих аналитиков было то, что в этот период не получила развития индустрия (тяжёлая промышленность). Это обстоятельство могло иметь катастрофические последствия в этот период истории для такой страны, как СССР. Но и кроме этого в НЭПе не всё оценивалось знаком «плюс, были и существенные минусы.

«Минусы»

Восстановление и развитие товарно-денежных отношений.

Массовая безработица (более 2-х млн. человек).

Развитие мелкого бизнеса в сферах промышленности и услуг.

Большие цены промышленных товаров. Инфляция.

Некоторое повышение жизненного уровня промышленного пролетариата.

Низкая квалификация большинства рабочих.

Превалирование «середняков» в социальной структуре села.

Обострение жилищной проблемы.

Созданы условия для индустриализации страны.

Рост числа совслужащих (чиновников). Бюрократизация системы.

Причины многих экономических неурядиц, приводившие кризисам, были в низкой компетенции кадров и противоречивости политики партии и государственных структур.

Неизбежные кризисы

С самого начала НЭП показывал характерный для капиталистических отношений неустойчивый экономический рост, вылившийся в три кризиса:

    Кризис сбыта 1923 года, как следствие несоответствия низких цен на продукцию сельского хозяйства и высоких цен на промышленные товары народного потребления («ножницы» цен).

    Кризис хлебозаготовок 1925 года, выразившийся в сохранении обязательных госзакупок по фиксированным ценам при уменьшении объёмов хлебного экспорта.

    Острый кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 годов, преодолённый с помощью административно-правовых мероприятий. Закрытие проекта «Новая экономическая политика».

Причины отказа от НЭПа

Свёртывание НЭПа в Советском Союзе имело ряд обоснований:

  1. Новая экономическая политика не имела ясного видения перспективы развития СССР.
  2. Неустойчивость экономического роста.
  3. Социально-экономические изъяны (имущественное расслоение, безработица специфическая преступность, хищения и наркомания).
  4. Изоляция Советской экономики от мирового хозяйства.
  5. Недовольство НЭПом значительной части пролетариата.
  6. Неверие в успешность НЭПа значительной части коммунистов.
  7. ВКП(б) рисковала потерять монополию на власть.
  8. Преобладание административных методов управления народным хозяйством и внеэкономического принуждения.
  9. Обострение опасности военной агрессии против СССР.

Итоги Новой экономической политики

Политические

  • в 1921 году X съезд принял резолюцию «о единстве партии», тем самым покончил фракционностью и инакомыслием в правящей партии;
  • был организован суд над видными эсэрами и ликвидирована сама ПСР;
  • дискредитирована и уничтожена как политическая сила партия «меньшевиков».

Экономические

  • повышение объёмов производства сельхозпродукции;
  • достижение предвоенного уровня животноводства;
  • уровень производства товаров народного потребления не удовлетворял спрос;
  • рост цен;
  • медленный рост благосостояния населения страны.

Социальные

  • пятикратное увеличение численности пролетариата;
  • появление слоя советских капиталистов («нэпманов» и «совбуров»);
  • рабочий класс заметно повысил уровень жизни;
  • обострился «квартирный вопрос»;
  • увеличился аппарат чиновничье-демократического управления.

Новая экономическая политика так и не была до конца понята и принята как данность властью и народом страны. В какой-то степени мероприятия НЭПа оправдывали себя, но негативных сторон процесса всё же было больше. Главным итогом было быстрое восстановление экономической системы до уровня готовности к следующему этапу строительства социализма — масштабной индустриализации .

Содержание статьи

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) – политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Сменила политику «военного коммунизма». Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923: конечная цель остается прежней – социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма» , большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий – все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии – социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Даже в самые благоприятные для его развития годы (до середины 20-х) поступательные шаги в проведении этой политики делались неуверенно, противоречиво, с оглядкой на пройденный этап «военного коммунизма».

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя.

Трактовка руководством страны диктатуры пролетариата как подавления всех с ней не согласных, а также сохранившаяся у большинства кадрового состава партии приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны, отражали свойственное коммунистам неуклонное стремление к достижению своих идейных установок. При этом стратегическая цель партии (социализм) оставалась прежней, а НЭП рассматривался как временное отступление от достигнутого за годы «военного коммунизма». Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели.

Рыночные методы регулирования экономики в нэповской России сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала мерами по налоговому удушению частного сектора, затем лишению его правовых гарантий. При этом на всех партийных форумах провозглашалась верность новой экономической политике. В конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, было революционным. В ходе ее осуществления деревенскую «буржуазию» (кулаков) «раскулачивали», конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а «остатки городской буржуазии» – предпринимателей («нэпманов»), а также членов их семей лишали политических прав («лишенцы»); многих подвергали судебным преследованиям.

Ефим Гимпельсон

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕКРЕТ ВЦИК О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего Закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М.Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета



Похожие статьи