Применяет упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения (УСН)

И упоминали системы налогообложения для ИП. Но вопросы отчетности лучше рассматривать детально. Особенно актуально изучение нюансов для начинающих предпринимателей, которым важно как можно раньше во всем разобраться. Сегодня наш эксперт в вопросах бухгалтерии и налогов финансовый директор и владелец аутсорсинговой компании «МИРГОС» Ирина Шнепстс подробно расскажет про упрощённую систему налогообложения: кому она подойдёт, какие налоги включает, а какие — нет.

Уважаемые налогоплательщики!
Налоговая инспекция убедительно просит тщательнее стирать последнюю рубаху.

Индивидуальные предприниматели обычно ведут не очень большой бизнес. Бухгалтеры даже ласково называют ИП «малышами». Наше правительство думало-думало и решило, что налоги и отчетность у «малышей» должны быть попроще, чем у «взрослых» крупных бизнесов. И записало в Налоговом Кодексе, что малому бизнесу можно применять особые налоговые режимы. Таких режимов несколько, самые выгодные для ИП, с моей точки зрения, Упрощенная система налогообложения (сокращенно УСН или в просторечии «упрощёнка») и патентная системы налогообложения (ПСН).

Сегодня поговорим об упрощёнке или УСН: чем она хороша, а чем проигрывает другим налоговым режимам.

Что такое УСН? Суть УСН проста: плати меньше налогов, чем на основной системе налогообложения, проще отчитывайся о заработанных деньгах.

Вы, возможно, слышали такое выражение: «налоговая нагрузка»? Она показывает, сколько вы платите налогов по отношению к своей выручке (обороту). Так вот, использование режима УСН делает вашу налоговую нагрузку меньше.

Краткая характеристика УСН будет такой:

  • простой налоговый режим для начинающих предпринимателей;
  • рассчитан на малый бизнес;
  • отчётность 1 раз в год;
  • налоговые ставки 6 или 15% (вместо 18% НДС и 20% налога на прибыль, как платят ИП на основной системе налогообложения);
  • не обязательно вести бухгалтерский учёт;
  • нужно заполнять несложную книгу учёта доходов и расходов.

Для кого подходит УСН?

Упрощённая система налогообложения подходит для индивидуальных предпринимателей практически любого рода занятий, кроме тех, кто стал профессиональным участником рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т. п.).

Прежде чем сделать выбор в пользу УСН, ознакомьтесь с видами деятельности, по которым можно применять ЕНВД (кроме московских ИП, в Москве ЕНВД уже несколько лет нет) или патент. Если вы там себя не нашли - тогда идите на УСН. Отдельно про ЕНВД и патент можно будет почитать в одной из следующих статей.

Особо отмечу, что ИП, владеющие интернет-магазинами, не могут применять в нём ни ЕНВД, ни патент, поэтому вам прямой путь на УСН.

Плюсы и минусы УСН

Применяя УСН, мы радуемся, потому что:

1. УСН - штука добровольная. Вы можете на неё перейти сразу же при регистрации в качестве ИП. Если не успели, то у вас есть 30 дней, чтобы это сделать. Или разрешается перейти с начала следующего календарного года, до 31 декабря текущего года сообщив об этом в налоговую. Последний вариант актуален для тех, у кого доход за 9 месяцев текущего года не превысит 45 миллионов рублей.

Индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вменённый доход (ЕНВД), могут перейти на упрощённую систему налогообложения с начала того месяца, когда они закончили применять ЕНВД.

Все лимиты доходов, о которых говорим на специальных режимах, индексируются государством (умножаются на особый коэффициент) каждый год. Например, 45 миллионов в 2015 году превратились в 51,6 миллионов рублей. На 2016 год эта сумма уже будет равна 59,8 млн.

2. У вас есть возможность выбора, с чего вы будете платить единый налог: только со своих доходов (6%) или с разницы между доходами и расходами (15%). Единый налог — так называется налог, который платится на УСН и заменяет другие налоги, о чем мы поговорим позже.

3. Вы экономите на налогах по сравнению с основной системой налогообложения.

4. Вы сдаете отчётность 1 раз в год.

5. Можете не вести бухгалтерский учет.

В использовании УСН нас огорчает вот что:

1. Если забыли подать уведомление о применении УСН, увы, не сможете его применять целый год.

2. С УСН просто «слететь», то есть потерять право её применять, если вы не укладываетесь в некоторые рамки:

  • набираете больше 100 наёмных работников;
  • получаете доход за год больше 60 миллионов рублей (68,8 млн в 2015 году и 79,7 млн в 2016 году) - помним про индексацию!

Но не переживайте о потере права на УСН. Чтобы заработать 60 миллионов рублей в год, нужно получать 5 миллионов рублей дохода в месяц. Если вы доросли до этого потолка ещё до окончания года - это успех! А заодно прекрасная возможность перевести часть бизнеса в ООО.

3. Налоговая инспекция ограничила список расходов, которые вы можете учесть для уменьшения своих налогов (в статье 346.16 Налогового Кодекса).

4. Не все заказчики готовы работать с «упрощенцами» (теми ИП, кто применяет УСН). Многие организации сами работают с налогом на добавленную стоимость (НДС), поэтому им важно получать от вас документы с НДС. А при упрощенке НДС вами не платится и в документах не указывается. Вообще, ИП может выставлять документы с НДС, будучи на «упрощёнке», но тогда ему придётся заплатить этот НДС из своих личных денег.

5. Если вы утрачиваете право применять УСН, вы автоматически переводитесь на основной режим налогообложения. Значит, вам нужно будет восстановить бухгалтерский учёт за весь год и сдать декларации, которые обычно сдают на основном режиме (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), заплатить пени по этим налогам.

Какие налоги и взносы платит ИП на «упрощёнке»?

Давайте вспомним, что ИП на любом режиме должен платить за себя фиксированные страховые взносы в Пенсионный фонд, и УСН здесь не исключение, страховые взносы мы продолжаем платить.

Теперь о налогах:

    Платим единый налог 6 или 15 процентов, в зависимости от разновидности УСН.

    Платим торговый сбор (если ведёте торговлю).

    Налог на имущество физических лиц с недвижимости, если право собственности на неё оформлено на ИП. Про имущество, например, квартиру, которая принадлежит вам, как физическому лицу (гражданину Иванову, но не ИП Иванову), мы не говорим в этой статье. Даже будучи ИП на УСН вы продолжаете его платить так же, как платили раньше.

    Транспортный налог (с автомобилей и другого транспорта, который ИП использует в предпринимательской деятельности).

    Земельный налог (с земельных участков, принадлежащих ИП и используемых в предпринимательской деятельности).

    Налог на добавленную стоимость:

  • на таможне при ввозе в Россию товаров из других стран (то есть при импорте);
  • в случаях, когда ИП становится налоговым агентом (при покупке товаров, работ, услуг у иностранных организаций на территории России, при аренде государственного или муниципального имущества и в некоторых других случаях).
Подробнее про налог на имущество для ИП на УСН

Вы слышали, что раньше «упрощенцы» не платили налог на имущество вообще? С 2015 года порядок поменялся.

Если вы ИП и у вас есть право собственности на недвижимость, вы должны сделать вот что:

    Найти региональный список недвижимости, по которой определяется кадастровая стоимость по вашему региону (в Москве это Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП).

    Найти там свою недвижимость (которая принадлежит вам как ИП).

    Заплатить с неё налог на имущество физических лиц по уведомлению, которое пришлёт вам налоговая инспекция.

Если не нашли, значит, платить не нужно.

Чтобы не путаться, за какое имущество вы платите налог, а за какое нет, давайте расставим акценты.

Упрощённая система налогообложения - самый популярный режим налогообложения среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. Отличается простотой ведения учёта и отчётности. На «Упрощёнке» платится единый налог, заменяющий уплату налога на имущество, на прибыль и НДС. УСН предусмотривает 2 вида налогообложения, один из которых вы должны выбрать:

  • УСН «доходы» по ставке 6 %;
  • УСН «доходы минус расходы» по ставке 15 %.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Новое в 2019 году

Основным нормативным нововведением 2019 года, касающимся упрощенной системы налогообложения, является упразднение налоговой декларации. Нововведение касается тех ИП, кто использует:

  • спецрежим налогообложения «доходы»;
  • онлайн-кассы. Упразднение декларации объясняется контролем ИФНС за деятельностью предприятий посредством онлайн-кассы.

Предприятия, работающие на режиме «доходы минус расходы», не освобождаются от подачи декларации.

Фиксированные выплаты

Фиксированные страховые взносы ИП в 2019 году уплачиваются в следующих размерах:

  • пенсионный фонд (ПФР)– 29354 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Общая сумма выплаты при этом не может превышать 234 000 рублей;
  • фонд обязательного медстрахования (ФОМС) – 6884 рубля.

НЕ вправе применять УСН:

  • организации и ИП, имеющие более 100 наёмных работников;
  • банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, микрофинансовые организации;
  • организации и ИП, производящие подакцизные товары (алкогольная и табачная продукция, бензин и др.);
  • организации и ИП, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространённых (например, торф, щебень, песок);
  • организации, занимающиеся организацией и проведением азартных игр.

Порядок перехода на УСН

Перейти на данный режим можно в двух случаях:

  • при регистрации ИП или ООО. Уведомление о переходе можно подать одновременно с документами на регистрацию. Либо в течении 30 дней со дня регистрации ИП или организации;
  • при переходе с других режимов налогообложения: Перейти возможно со следующего года, предварительно до 31 декабря уведомив налоговую. Или, чтоб долго не ждать, можно закрыть ИП и тут же снова открыть, подав уведомление на УСН.

Что выбрать: УСН «доходы» или УСН «доходы минус расходы»?

Итак, вам предстоит сделать выбор объекта налогообложения, рассмотрим оба случая.

ДОХОДЫ

Тут всё просто. Всю сумму доходов, которые признаются УСН, умножаем на 6 %.

Налог = (доходы) * 6 %. Например, все ваши доходы составляют 500 000 руб., значит ваш налог составит всего 30 000 руб. (500 000 * 6 / 100)

ДОХОДЫ минус РАСХОДЫ

Налог = (доходы минус расходы) * 15%, где 15 % - это региональная ставка (о ней ниже)

В связи с введением ставка по налогу может быть понижена вплоть до 0%, всё зависит от вашего вида деятельности и региона РФ.

Особенности УСН

Дело в том, что ваши расходы должны быть документально оформлены и подтверждены.

  • учёт расходов надлежащим образом должен вестись в Книге учёта дохода и расходов (КУДиР);
  • подтверждением сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) являются, например, кассовые чеки, платежные документы, квитанции, товарные накладные, акты выполнения работ и указания услуг, заключённые договоры и др.;
  • при этом не все расходы могут быть учтены, а какие именно и в каком порядке, смотрите здесь « ».

Стоит помнить о региональной ставке:

  • в зависимости от региона колеблется от 5 % до 15 % (может быть даже 0% у льготных категорий), что может сыграть немаловажную роль в размере налога и в том, какой тип УСН вы выберете. Она зависит не столько от региона в целом, сколько от вида деятельности, которым будете заниматься, ну и ещё от кое-каких нюансов;
  • ставку для вашего региона можете узнать в местной налоговой инспекции;
  • склонить к тому или иному выбору УСН помогут предварительные расчёты налога, хотя, конечно, далеко не все могут наперёд «предвидеть», какие у них будут доходы и расходы.

Сравнительная характеристика условий применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения

Условия применения упрощенной системы налогообложения Объект налогообложения - доходы Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Не являются плательщиками следующих налогов

Организации: налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, единый социальный налог.
налог на доходы физических лиц (за себя), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество физических лиц (по имуществу, используемому для предпринимательской деятельности), единый социальный налог (за себя и с вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц) (ст. 346.11 НК РФ)

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за отчетный (налоговый) период

6% (ст. 346.20 НК РФ)

15% (ст. 346.20 НК РФ)

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ст. 346.11 НК РФ)

Уплата взносов на социальное страхование

Уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ (см. комментарий к ст. 346.11 НК РФ)

Порядок признания расходов в целях налогообложения

Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму единого налога

Перечень расходов приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.
Порядок определения расходов установлен в статье 346.16 НК РФ

Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сумма единого налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но налог (авансовый платеж) нельзя уменьшить более чем на 50% (ст. 346.21 НК РФ)

Вычет не производится

Уплата минимального налога

Минимальный налог не уплачивается

Уплачивается в порядке, установленном в ст. 346.18 НК РФ

Вычет на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в случае если налогоплательщик не уплачивает взносы в добровольном порядке)

Сумма единого налога (авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет работодателя (ст. 346.21 НК РФ). При этом сумма налога (авансового платежа) не может быть уменьшена более чем на 50%

Вычет не производится

Уплата авансовых платежей по единому налогу

Авансовые платежи по налогу уплачиваются в порядке, установленном в ст. 346.21 НК РФ

Налоговый период

Календарный год (ст. 346.19 НК РФ)

Отчетный период

Первый квартал, полугодие, девять месяцев (ст. 346.19 НК РФ)

Сроки уплаты налога (авансовых платежей)

Организации: срок уплаты налога - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
авансовых платежей - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Индивидуальные предприниматели: срок уплаты налога - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября (ст. ст. 346.21, 346.23 НК РФ)

Сроки представления налоговых деклараций

Организации: за налоговый период - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
по итогам отчетного периода - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.
Индивидуальные предприниматели: за налоговый период - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
по итогам отчетного периода - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября (ст. ст. 346.21, 346.23 НК РФ)

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ

Как видно из таблицы, налогоплательщики, перешедшие на УСН, платят:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя и за наемных работников. Размер страховых пенсионных взносов за себя установлен в ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ.

Согласно данной статье индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа, который устанавливается в расчете на месяц исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа осуществляется индивидуальными предпринимателями независимо от того, получены в конкретном месяце доходы или нет.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для налогоплательщиков, использующих труд наемных работников, установлены в ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ. Такие налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. По окончании налогового периода (не позднее 30 марта следующего года) в налоговую инспекцию представляется декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (абз. 7, 12 ст. 3).

Платить придется и другие обязательные платежи, в частности, экологические - плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

ВЫВОДЫ

Алгоритм процедуры организации перехода на УСН:

1. Проверить, соответствует ли организация (ИП) требованиям, установленным для данного случая НК РФ. Ограничения права перехода на УСН перечислены выше.
2. Определить объект налогообложения. Выбранный объект налогообложения нельзя изменить в течение всего срока применения УСН. Из двух возможных объектов налогообложения выбирается только один.
3. Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту нахождения организации (для индивидуальных предпринимателей - по месту жительства) заявление по форме № 26.2-1.
4. Субъекты малого предпринимательства, впервые планирующие перейти на УСН, имеют право изменить выбранный объект налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему. Налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.
Можно также отозвать уже поданное заявление о переходе на УСН в срок по 31 декабря включительно, направив в налоговые органы письмо с просьбой об отзыве заявления.

Алгоритм процедуры организации перехода на общий режим налогообложения :

1. Налогоплательщики, применяющие УСН, могут перейти на общий режим налогообложения:

    добровольно;

    в принудительном порядке.

2. Добровольный переход на общий режим налогообложения. Субъект малого предпринимательства, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, направив уведомление в налоговый орган по форме №26.2-4 не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Субъект малого бизнеса, перешедший с УСН на общий режим, вправе вернуться на УСН не ранее чем через год после того, как он утратил право на применение её.

3. Переход субъектов малого предпринимательства на общий режим налогообложения в принудительном порядке. Условия, при которых организации и предприниматели теряют право работать по УСН:

    для организации - доход превышает 15 млн руб.; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн руб.; среднесписочная численность работников превысила 100 человек и доля участия других организаций в уставном капитале превысила 25%;

    для индивидуального предпринимателя - доход превышает 15 млн руб. и среднесписочная численность работников превысила 100 человек.

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Упрощенная система налогообложения для ООО - один из вариантов налогообложения для небольших фирм, позволяющий снизить налоговое бремя и упростить бухгалтерский учет. Кто вправе применять спецрежим? Какие ограничения существуют? Каковы особенности УСН с объектом налогообложения "доходы" и "доходы минус расходы"? Когда можно перейти на УСН? Эти и другие особенности УСН для ООО рассматриваются в данной статье.

Какие фирмы могут применять УСН

Возможность применения упрощенной системы налогообложения ограничена рядом условий:

  • средняя численность персонала фирмы за налоговый период должна быть не более 100 человек;
  • доля участия в ООО других юридических лиц не должна превышать 25%;
  • ООО не должно иметь филиалы и заниматься каким-либо из перечисленных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ видов деятельности;
  • остаточная стоимость основных средств ООО должна быть не более 150 млн руб.;
  • величина дохода за 2018 год не должна превысить 150 млн руб., если ООО уже работает на УСН; если же организация планирует перейти на упрощенку с 2019 года, то ее доходы за 9 месяцев 2018 года не должны быть больше 112,5 млн руб.

Подробнее об ограничениях для данного спецрежима читайте

Как работает ООО на упрощенке

Применять УСН можно либо с даты регистрации ООО в текущем году, либо с начала любого календарного года. О намерении работать на упрощенке необходимо уведомить налоговую инспекцию. В первом случае — в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет, во втором — не позднее 31 декабря предшествующего года. Нарушение срока подачи уведомления о применении УСН приведет к невозможности его применения (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Изменить систему налогообложения можно будет только со следующего календарного года. Исключением будет ситуация, если в текущем году ООО выйдет за пределы ограничений, установленных для применения УСН.

Бухгалтерский и налоговый учет при УСН осуществляется выбранными ООО способами, закрепленными в учетной политике. Методы бухучета устанавливаются законом о бухгалтерском учете и действующими ПБУ, а налоговые методы — гл. 26.2 НК РФ. Это неизбежно приводит к различию в ведении двух видов учета. При разработке учетной политики ООО вправе выбрать те способы учета, которые сгладят эти различия.

ООО на УСН может вести бухучет так же, как и при ОСНО. Однако в связи с тем, что применяющие УСН фирмы чаще всего являются субъектами малого предпринимательства, они вправе использовать упрощенные способы бухучета:

  • полный упрощенный бухучет, похожий на учет ОСНО, но разрешающий неприменение некоторых ПБУ, использование сокращенного плана счетов и упрощенных регистров учета;
  • сокращенный упрощенный бухучет, ограничивающийся ведением книги учета фактов хозяйственной деятельности, но с применением способа двойной записи операций в ней;
  • простой упрощенный бухучет — ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности без применения способа двойной записи.

ООО, являющемуся субъектом малого предпринимательства, необходимо также выбрать вариант составления бухгалтерской отчетности - полный или сокращенный.

Варианты налогообложения для УСН

Что делать, если нужно сменить объект налогообложения, рассказывается в материале «Как сменить объект налогообложения при УСН» .

Налоговый период при УСН — год, и отчетность по налогу (декларация) ООО сдает 1 раз (за год) до 31 марта года, следующего за отчетным. При этом в течение года ежеквартально начисляются авансовые платежи, которые уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Окончательный расчет по налогу по данным декларации, в которой учитываются уплаченные авансовые платежи, производится до 31 марта года, следующего за отчетным. Расчет авансовых платежей и заполнение декларации по УСН осуществляются на основании данных книги доходов и расходов, служащей налоговым регистром при УСН.

Налогообложение ООО на упрощенке 15 процентов

При объекте «доходы минус расходы» начисление налога производится от базы, представляющей собой разницу между фактически полученными доходами и оплаченными (документально и экономически обоснованными) расходами. При этом перечень расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, и способы их учета для целей налогообложения строго регламентированы (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ).

Налог, уплачиваемый при УСН «доходы минус расходы», не должен быть менее 1% от полученной выручки. Даже если по итогам работы получен убыток, фирма должна уплатить этот минимальный налог. Однако такой убыток может быть учтен в дальнейших периодах.

Особенности упрощенки 6 процентов для ООО

При объекте «доходы» ставку 6% применяют к фактически полученным доходам. Расходы при расчете налога не учитываются никак, в книге доходов и расходов они отражаются по желанию налогоплательщика. При УСН 6% ограничений по минимальной сумме налога нет, и при отсутствии выручки налог не уплачивается.

Сумму налога, исчисляемую при УСН «доходы», можно уменьшить на суммы фактически оплаченных в отчетном периоде платежей в фонды, расходов на оплату больничных за счет работодателя, торгового сбора, но не более чем на 50%.

Итоги

Если компания удовлетворяет условиям применения УСН, она может подать заявление о переходе на эту систему налогообложения, указав объект налогообложения: «доходы минус расходы» или доходы. В случае нарушения срока подачи уведомления о переходе на УСН применение этой системы будет невозможно. Ставки налога регулируются законами субъектов, но в любом случае они должны быть в пределах 5-15% для объекта «доходы минус расходы» и 1-6% для объекта «доходы». Плательщики УСН раз в году представляют декларацию и уплачивают ежеквартальные авансовые платежи.

Применение УСН не отменяет для юридических лиц ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности. По какой форме, полной или упрощенной, будет вестись учет и представляться отчетность, ООО определяет самостоятельно в своей учетной политике.



Похожие статьи