Приостановление движения денежных средств по расчетным счетам. Основания и порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Отмена решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке. Как разблокировать счет

Законодательство целиком и полностью нацелено на налогоплательщиков и защиту их прав. На них не оказывается серьезного давления, однако в крайнем случае все операции на депозите могут быть заблокированы.

Приостановление всех операций представляет остановку банком обслуживания финансовых переводов, которые совершает вкладчик . Остановка обслуживания затрагивает либо всю сумму на вкладе, либо определенную ее часть. Стоит отметить, что приостановление касается исключительно расходов, поступления остаются свободными.

Что касается исполнителя, то в его роли выступает налоговый орган. Он действует на основании ст. 31 НК РФ . Помимо этого, он также может остановить операции, в которых используются электронные деньги.

На какие счета накладываются ограничения

Ограничения накладываются исключительно на депозиты, что стали результатом договора с банком:

  • рублевые;
  • валютные.

Стоит также отметить те депозиты, что являются исключениями: транзитные, депозитные и кредитные. Не касается приостановление также тех вкладов, что, согласно иерархии гражданского права, расположены ниже: оплата налогов, штрафов и пеней - приостановить операции по ним нельзя.

Что касается иерархии, то она выглядит следующим образом :

  1. Компенсация за нанесенный вред или выплата алиментов.
  2. Выплата заработной платы всем сотрудникам (в том числе увольняющимся).
  3. Оплата налогов, страховых взносов и штрафов.

Согласно иерархии, налоги являются третьими в очереди на выплату.

Законные основания для блокировки

В список законов, что являются основанием для приостановления, входят:

Все, что касается остальных нормативно-правовых актов, затрагивает лишь определенный перечень ситуаций, предметом которых не выступает неуплата долгов. Более оснований для блокировки не существует.

Неуплата по налогам, пени, штрафам

Если у клиента банка обнаруживают неоплаченные штрафы или пени, счет блокируется . Важно осознавать, что это касается исключительно тех, кто регулярно пропускает долговые обязательства. Судьба депозита после блокировки целиком и полностью зависит от объема той суммы, что на нем находилась.

В том случае, если ее достаточно для оплаты штрафа, то федеральная служба производит удержание согласно инкассо . Оно, в свою очередь, оформляется в банке. После этого средства снимают, а банку дают указание разблокировать вклад в день взыскания денежных средств.

Если средств недостаточно, владелец депозита должен погасить все свои долговые обязательства посредством другого счета, в обязательном порядке предоставив федеральной службе документальное подтверждение своих действий.

Налоговый орган принимает документы и производит дальнейший аудит. Если за владельцем не замечено долговых обязательств, выдается документальное подтверждение , которое предоставляется в банк для разблокировки счета.

Непредоставление налоговой декларации

В случае отсутствия вовремя предоставленной декларации налоговая служба блокирует на счете абсолютно всю сумму. Это происходит в течение 10 дней после наступления крайней даты .

Проблема такой блокировки заключается в том, что она происходит многим ранее, чем владелец депозита получает уведомление. Это связно с тем, что уведомление до адреса отправляют в физическом виде под роспись. Именно поэтому в случае приостановления всех операций необходимо немедленно обратиться в банк для выяснения причины .

После того как причина станет известна, необходимо оформить декларацию о доходах и предоставить ее в Федеральную налоговую службу. Если ФНС при проверке не обнаружит никаких ошибок или подозрений, счет разблокируют в течение трех рабочих дней.

По итогам налоговой проверки

Если в результате налоговой проверки были обнаружены налоговые пробелы и, в связи с этим, списаны все недостающие штрафы и налоги, вклад блокируется . Он также блокируется потому, что сумма задолженности не может быть покрыта стоимостью имущества. Разблокировка такого депозита происходит посредством исполнения всех долговых обязательств.

Регулирует подобный порядок ст. 101 НК РФ , где сказано, что для исполнения вынесенного решения о привлечении к ответственности необходимо заблокировать счет. Это является обеспечительной нормой, согласно ст. 76 НК РФ .

Непредоставление в срок квитанции на требование из налоговой

В том случае, если лицом не были предоставлены все необходимые квитанции по требованию налоговой, производят блокировку. Эта обязанность ответа на требования налоговой действительна с 2015 года.

Обычно уведомление содержит в себе требование посетить инспекцию либо предоставить ей необходимые квитанции. На это дается десять дней со дня получение уведомление, в противном случае происходит блокировка депозита согласно ст. 76 НК РФ .

Разблокировка депозита предусмотрена той же статьей и происходит на следующей день после:

  • передачи в службу необходимой квитанции (поддерживается электронная версия);
  • посещения ИФНС или предоставления пакета документов.

Стоит также отметить, что в случае блокировки депозита ИФНС банк не может открывать юридическому лицу другие виды счета.

Если счет заблокирован незаконно

Незаконность блокировки счета может быть выражена в нарушении срока разблокировки депозита и в неправомерной блокировке вследствие вынесения неверного решения. В этом случае налоговая выплачивает пострадавшей стороне все необходимые проценты . Они, в свою очередь, формируются согласно ставке рефинансирования, учитывая каждый календарный день.

Если депозит заблокировали, необходимо :

  1. Если это возможно, вывести со счетов все деньги и закрыть те, что остались открытыми. Рекомендуется перевести средства на тот депозит, который не заблокирован и до сих пор открыт в другом банке. Это не всегда возможно, так как для других банков клиент правонарушитель (ФЗ №115).
  2. Когда причина блокировки действительно существует, возместить и выплатить все средства по исполнительному листу. Однако это не всегда моментально решает проблему и может занять продолжительный срок, особенно если на человека подали в суд.
  3. Обратиться к законодательству и использовать метод, который прописан в ФЗ №115 . В первую очередь необходимо предоставить банку все документы, которые требуются. Это позволит добиться подтверждения благонадежности и присвоение статуса к платежным операциям как «не подозрительные».

В случае, если это не помогло - обратиться в суд. Для этого придется совершить требуемые судом действия, однако доказывать то, что были основания для блокировки, будет налоговая или банк.

Следованию этому алгоритму позволит в кратчайший срок разблокировать счет или сохранить максимальную сумму средств.

Какие операции компания проводит при ограничении

Прежде всего, необходимо понимать, что блокировка операций по депозиту не означает полное лишение средств. Существует ряд случае , в которых они продолжают работать и оставаться во владении. Операции, что стоят в иерархии выше налогов, продолжают свое действие.

Выплата заработной платы . Здесь стоит учитывать, что выплата зарплат, налогов и взносов находятся в третьей очереди на выплату. Это значит, что из доступных средств выплата произойдет согласно тому приоритету и очереди, на который первичнее поступит поручение.

Однако, если опираться на судебную практику, то возникновение проблем с выплатой заработной происходит очень редко. Что нужно необходимо знать о процессе:

  • выплата заработной платы производится из тех средств на счету, что не подверглись блокировке;
  • операция в обязательном порядке должна совершаться по исполнительному документу;
  • в случае ликвидации организации - анализ производится согласно порядку выплаты зарплаты.

Если затронуть вопрос социальных пособий, то здесь все неоднозначно. С одной стороны, они относятся к «виду зарплаты», однако с другой не имеют собственного приоритета. Опираясь на эту информацию, можно сделать вывод, что они не имеют такого приоритета. Это значит, что выплата будет произведена тогда, когда работа всех операции на счету вновь возобновится.

Иные платежи . Как и было сказано ранее, возможности выплат остаются нетронуты и ряд таковых остается доступен. В число доступных платежей входит:

  • компенсация страховых взносов;
  • внесение средств по всем налогам согласно исполнительным документам;
  • выполнение всех требований кредиторов, что относятся к приоритетным операциям;
  • все расходы, что связаны с судебными заседаниями: вознаграждения, требования и т.д.

Таким образом, средства на счету расходуются согласно всем обязательствам.

Открыть новый счет — возможно ли?

Ответ на этот вопрос содержится в законодательстве - Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 76 НК РФ , которая является главным фундаментом при приостановлении всех операций на депозите, банк не может создать клиенту новый депозит. Это в равной степени относится к другим видам банковских продуктов: вклады, депозиты, корпоративные счета и т.д. Если банк не подчиняется и вновь продолжает открывать депозиты, то федеральный орган его штрафует.

Помимо этого, стоит отметить, что открыть счет в другом банке, при этом не уведомив о своих действиях налоговую, тоже нельзя. Другие банки точно так же не имеют на это права и в случае неповиновения штрафуются. Для клиента это будет означать пустую трату денег, так как при внесении средств депозиты будут заблокированы до выяснения обстоятельств.

Процедура отмены

В том случае, если федеральный орган решил отменить блокировку счета, он направляет в банк соответствующее заявление . Подавать следует не позднее следующего дня после вынесения решения о приостановке всех операций на счету.

Когда банк получает уведомление из налоговой об отмене, он отправляет точно такое же налогоплательщику. Это происходит под расписку или любым другим способом, что позволяет подтвердить получение вкладчику уведомления.

В ряде случаев, когда необходима особая оперативность, налоговая отправляет в банк не решение, а прямое указание . Здесь необходимо понимать, что подобные действия не предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Дополнительная информация представлена ниже.

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст. 72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие «приостановление операций», по всем ли счетам это делается, все ли операции «замораживаются», в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

исполнительные документы,

предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам как рублевым, так и валютным, а «заморозить» ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п. 8 ст. 46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.03 г. N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено.

Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается. При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.

В соответствии со ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств.

Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.

Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ). При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте. Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст. 119 НК РФ.

Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога. Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.

Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.

В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.

Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.

Т. ШКАРУПЕТА, бухгалтер-эксперт ООО «Алруд — бухгалтерские услуги»

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:
  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

  • по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;
  • в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.
Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).
Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.
Допускается приостановление операций и переводов:
  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.
При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.
В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

    Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика рассматривается в качестве обеспечительной меры (исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11)) и является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

· не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

· налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);

· обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения при этом, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению(передаче в залог). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

С 1 января 2015 года приостановление операций применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ).

В качестве обеспечительной меры с 1 января 2015 года налоговики получили еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене

приостановления указанных операций. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11):

1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

2. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

Списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

Платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках не только по рублевым счетам налогоплательщика в банке, но также по валютным счетам. Это прямо предусмотрено абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ. Вместе с тем она может арестовать только те счета, которые открыты по договору банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). Транзитный валютный счет, ссудные и депозитные счета не соответствуют признакам, которые установлены п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому их блокировка неправомерна.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки.

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Основаниями для отмены решения о блокировке банковского счета служат следующие обстоятельства:

1. уплата организацией (индивидуальным предпринимателем) задолженности в бюджет или ее взыскание налоговым органом (п. 8 ст. 76 НК РФ).

2. представление налогоплательщиком декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

3. получение налоговым органом заявления о разблокировке счета, если сумма денежных средств на ваших счетах больше суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении операций (п. 9 ст. 76 НК РФ).

4. представление налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом (исполнение обязанности, предусмотренной в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), либо представление документов (пояснений), истребованных налоговым органом, или явка представителя налогоплательщика в налоговый орган. Данные основания для отмены блокировки счета предусмотрены в пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ;

5. представление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (п. 3.2 ст. 76 НК РФ);

6. с 1 июля 2016 г. - исполнение налогоплательщиком-организацией обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета может быть отменена и по иным основаниям, которые предусмотрены федеральными законами.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налоговый орган передает в банк, а его копию - налогоплательщику (абз. 2, 5 п. 4 ст. 76 НК РФ). Решение доводится до них в электронной форме способами: вручение под расписку, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ).Способ передачи копии решения налогоплательщику инспекция выбирает самостоятельно: вручить под расписку или направить иным способом. Передать ее налоговый орган должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).За неправомерные арест счета или отмену блокировки налоговый орган должен выплатить проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком.

На сегодняшний день законодательство о налогах и сборах в своих изменениях и поправках ориентировано на налогоплательщиков, защиту их прав, облегчение процедур исполнения требований, помощь и поддержку в применении норм Налогового кодекса РФ.

Однако законодатели вносят и дополнения, ужесточающие меры воздействия. Такая практика обусловлена необходимостью эффективного налогового администрирования, контроля, защиты фискальных и иных нужд государства.

Одной из значимых мер влияния на поведение налогоплательщика с точки зрения исполнения обязательств по налогам и сборам является приостановление операций по счетам.

Что это такое?

Приостановление операций на счетах — это прекращение обслуживающим налогоплательщика банком расходных мероприятий по его счету полностью или в рамках ограниченной суммы, определенной решением налогового органа о приостановлении для юридического лица. Блокирование происходит только в отношении расходов . Поступление средств на счет продолжается.

Налоговый орган также блокирует операции по электронным деньгам.

Такие меры значительно усложняют деятельность организации и считаются эффективным инструментом мотивации налогоплательщика к исполнению обязанностей.

Права налоговых органов

Процедура приостановления

Налоговая инспекция не может приступить к приостановлению расчетных операций, пока не пройдет определенный очередной алгоритм действий:

В случае удержания инспекция обязана передать в банк налогоплательщика поручение на взыскание сумм задолженностей. В случае приостановления такой обязанности не возникает. Однако оба эти действия, как правило, осуществляются синхронно .

Решение

Инспектор ИФНС составляет решение по установленной форме. Текст приказа и бланки требований и решений можно посмотреть на официальном сайте компании «КонсультантПлюс» по ссылке .

Решение подписывает руководитель налогового органа - начальник или заместитель начальника инспекции.

Налоговый орган обязан вручить копию решения налогоплательщику или агенту под расписку либо другим образом, подтверждающим получение лицом документа в конкретную дату. Предельный срок вручения решения - следующий день после его принятия.

Невручение документа в установленное время может стать основанием для оспаривания действий инспекции. Однако арбитражная практика в этом вопросе принимает аргументы как налогоплательщиков, так и налоговых органов, единого мнения в судах нет.

Копию решения инспекция также направляет в банк по электронным каналам. Как правило, это происходит в тот же день, хотя закрепленные законом временные рамки отсутствуют.

Функции банка

После того как кредитная организация получает решение, действия следующие:

  1. Уведомляет о денежных суммах на счетах субъекта, т. е. их непосредственном количестве.
  2. Блокирует расходы по указанным в решении счетам и лимитам на период со дня получения решения и до его упразднения.
  3. Не открывает налогоплательщику новые счета, вклады и депозиты.
  4. Не закрывает счета, пока на них числятся средства. Только в случае нулевых сумм на счете на протяжении двух лет банк может закрыть счет.

Если банк получит поручения от налогоплательщика до прихода решения налогового органа, но не успел их до этого выполнить, операции исполняются только по тем расходам, которые стоят в очередности выше задолженностей по налогам.

Просрочка декларации

Когда блокирование происходит из-за несвоевременной подачи или непредставления декларации в срок 10 дней, ФНС вправе приостановить работу счетов в пределах трех лет.

Например, организация обязана подать декларацию по УСН 31 марта 2017 года. Проходит 10 рабочих дней, т. е. 2 недели. С 17 марта принимается решение о блокировке на максимальный период до 17 марта 2020 года.

В решении даются сведения о форме декларации, о налоге, сроке представления.

Особенностью замораживания счетов по «декларационной причине» является включение всех счетов лица, а не какой-либо конкретной их части. Однако очередность платежей сохраняется и по данному основанию. Также расходы по решению суда исполняются даже по блокированному счету.

Не входит в данное основание непредставление:

  • расчета по авансовому платежу, даже если он называется декларацией (иногда в отношении авансовых расчетов используется терминология «промежуточная декларация»);
  • информации о числе работников;
  • налоговым агентом расчетов;
  • бухгалтерских отчетов;
  • документов, требуемым для налогового контроля;
  • справок по форме 2-НДФЛ.

Ошибки в подаваемой декларации, не влекущие отказ в ее принятии, тоже не считаются основанием для замораживания счетов.

Отмена приостановления

Поскольку блокирование счетов — это мера воздействия для добросовестного отношения к налоговым обязательствам, ФНС упраздняет эту форму «наказания» при выполнении необходимых действий.

Разблокирование производится:

Заявление подается в свободной форме с указанием счетов, денежных сумм, остатков по ним, приложением подтверждающих документов.

Нюансы

Кроме «налоговых» причин отмены решения, существуют и гражданские.

Счета разблокируют, если:

  • юридическое лицо осуществляет ликвидацию (пункт не распространяется на ИП, решившее прекратить предпринимательскую деятельность);
  • юридическое лицо признано банкротом, ведется конкурсное производство по нему.

Реорганизация не входит в перечисленные процессы.

Претензии к ИФНС

Если налоговая инспекция нарушает сроки отмены приостановления, лицо вправе требовать взыскание с нее процентов за причиняемый ущерб.

Проценты начисляются каждый день нарушения сроков по ставке рефинансирования Банка России.

Такие же меры принимаются при неправомерном приостановлении операций - несоблюдении положений статьи 76 НК РФ, разъяснений Минфина и ФНС.

Взыскать проценты невозможно только в том случае, если на заблокированном счете отсутствовали денежные средства, так как просрочка не влияет на расходную деятельность субъекта хозяйствования.



Похожие статьи