Проблемы застоя. §19. ссср от застоя к распаду

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Справедливости ради следует отметить, что проводимая в этот период времени экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.

К началу 70-х гг. определились основные направления научно-технической революции. К ним относились:

Создание новых типов автоматизированных технологических процессов производства (синтез механики и электроники) и автоматизированных систем управления на базе интеграции достижений электроники, приборостроения, электронно-счетного машиностроения, новых подотраслей станкостроения, связанных с созданием робототехники и гибких автоматизированных систем, лазерной техники и средств связи;

Освоение на базе достижений аэрокосмической техники новых систем транспортирования, информации, управления, методов научных исследований;

Разработка все более разнообразных по сочетанию их свойств материалов, специализированных по целевому назначению, новых конструкционных материалов, многокомпозиционных, керамических, сверхчистых и др.;

Расширение и совершенствование энергетической базы производства на основе развития атомной энергетики, биоэнергетики, гео- и гелиоэнергетики;

Создание на базе достижений генной инженерии биотехнологических производств, появление бионики.

На каждом из этих направлений новые отрасли внесли за 70-80-е гг. существенный вклад в развитие и совершенствование производства, главным образом передовых индустриальных стран. Началось осуществляться поступательное движение в таких важнейших сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства и Мирового океана. Новые отрасли создали ориентиры экономики будущего, перехода мирового хозяйства в электронный, ядерный и космический век.

Все эти аспекты участия новых отраслей в научно-техническом развитии капиталистического общества наиболее ярко проявились в США, Японии и ФРГ. В нашей стране при разработке научно-технической политики были учтены не все тенденции НТР. Не улавливая особенностей нового ее этапа, руководство СССР долгое время считало необходимым сосредоточить внимание на развитии лишь главного направления научно-технического прогресса. Таковой с самого начала была выделена автоматизация производственных процессов. Признавалось, что именно она таит в себе возможность преобразования материального производства, управления и достижения многократного повышения производительности труда. Утверждалось также, что в комплексной автоматизации в концентрированном виде находят свое материальное воплощение важнейшие достижения естественных и технических наук XX в.

Выделение одного направления НТП вместо целого комплекса, как этого требовала научно-техническая революция, явилось очередным просчетом. Справедливости ради следует отметить, что и в сфере автоматизации, несмотря на провозглашенную приоритетность, не было достигнуто ощутимых результатов. Во многом это было обусловлено отсутствием конкретных мер по структурной перестройке экономики.

Особенно остро стала ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса в 70-80-е гг. На партийных съездах принимались решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и ведут к застою, что необходимо активнее развивать отрасли, определяющие научно-технический прогресс. При этом выдвигались грандиозные задачи: в течение 70-х гг., всего лишь за одно десятилетие, перевести экономику на качественно новую стадию расширенного воспроизводства, а в 80-е гг. - завершить перевод экономики на путь интенсификации; вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники; добиться значительного увеличения производительности труда, позволяющей обеспечить 85-90% прироста национального дохода.

Вместе с тем, на фоне масштабных целей довольно традиционно выглядели средства их достижения. Надежды возлагались на претворение в жизнь сформулированной на XXIV съезде партии и подтвержденной в решениях последующих съездов задачи - «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Причем имелось в виду упор сделать на факторы идеологического характера, а также централизованные методы руководства. Под преимуществами социализма подразумевалось не что иное, как планомерность развития экономики, централизация ресурсов, социалистическое соревнование и т. д. В использовании подобного тезиса проявились стремления руководства страны необоснованно преувеличить потенциальные возможности социалистического строя, избежать необходимости внедрения экономических стимулов, разрушающих сложившуюся чрезмерно централизованную систему управления.

Нельзя отрицать, что в стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Если в 1971 г. в промышленности действовало 89 481 механизированная поточная линия, то в 1985 г. - 161601; автоматических линий соответственно 10917 и 34278. Число комплексно механизированных, автоматизированных и комплексно-автоматизированных участков, цехов, производств возросло за этот период с 44248 до 102140, а подобных предприятий - с 4984 до 7198.

И тем не менее резкого поворота в повышении эффективности производства не произошло. Решения XXIV-XXVI съездов партии оставались, по существу, только директивами. Провозглашенный ими курс на интенсификацию на протяжении 70-х гг. сколько-нибудь заметных результатов не дал. Хуже того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность с планами не справилась (равно как строительство и сельское хозяйство). Десятая пятилетка вопреки декларациям, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.

Не удалось исправить положение и в первой половине 80-х гг. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве.

В промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Не приводило к повышению эффективности осуществление мероприятий по новой технике - фактические затраты возрастали, а прибыль сокращалась.

Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнить среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Так, по национальному доходу, используемому на потребление и накопление, произошло снижение с 5,1% в девятой пятилетке до 3,1% в одиннадцатой пятилетке, по продукции промышленности соответственно с 7,4 до 3,7%, по производительности общественного труда - с 4,6 до 3,1%, по реальным доходам на душу населения -с 4,4 до 2,1%.

Тем не менее, острота надвигавшегося кризиса в 70-е гг. была сглажена нежданно обрушившимся на страну богатством в виде нефтедолларов. Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия. Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий. Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача, поставленная в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, - значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов - вначале производство, а только потом человек - доминировал в социально-экономической политике.

На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы, которая напрямую зависела от состояния сельского хозяйства. За 1965- 1985 гг. в него было вложено 670,4 млрд. руб. Результат был неутешителен. В восьмой пятилетке прирост валовой продукции составил 21%, в девятой - 13, в десятой - 9, в одиннадцатой - 6%. Наконец, в 1981-1982 гг. темпы развития составили 2-3% и были самыми низкими за все годы Советской власти (исключая периоды гражданской и Великой Отечественной войны). Возникли и обострились многие диспропорции в народном хозяйстве. Страна, располагающая огромными ресурсами, натолкнулась на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Недооценка всей остроты и неотложности перевода экономики на интенсивные методы развития, активного использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса привели к накоплению негативных явлений в экономике страны. Призывов и разговоров на этот счет было немало, а дела практически стояли на месте. От съезда к съезду, от пятилетки к пятилетке выдвигались все новые и новые задачи в области НТП. Большинство из них так и осталось не достигнутыми.

Среди них - решение структурной перестройки экономики. На протяжении десятилетий советская экономика сохраняла свою макроструктуру, основные характеристики которой практически не изменялись. Это, во-первых, постоянное экстенсивное наращивание производства первичных ресурсов и в целом производства средств производства в ущерб развитию потребительских отраслей и нематериальных производств. Во-вторых, чрезмерно централизованный механизм распределения и перераспределения всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при максимальном сужении области действия товарно-денежных отношений. В-третьих, сверхприоритетное ресурсное обеспечение военно-промышленного комплекса и его доминирование над всеми остальными секторами народного хозяйства.

В итоге советская экономика выглядела довольно противоречиво. С одной стороны, она включала ряд высокотехнологичных, наукоемких направлений производственной деятельности, входящих главным образом в состав военно-промышленного комплекса, с другой стороны, обладала весьма значительной, характерной для стран третьего мира, традиционной сферой с низким уровнем эффективности, слабой конкурентоспособностью, ценовыми диспропорциями, в целом не отвечающими требованиям мирового рынка.

Безусловно, негативные последствия имело и то, что многие решения съездов партии носили половинчатый, не всегда последовательный характер. На XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий. Однако машиностроение не получило приоритетного значения, развивалось примерно на уровне всей промышленности. Поэтому материальная база технического прогресса не отвечала возросшим потребностям. Продолжалась старая практика: капиталовложения шли в основном на новое строительство, оборудование же действующих предприятий старело, существующие техника и технологии все более отставали от лучших мировых образцов.

Принимаемые на съездах партии решения в области научно-технического прогресса не связаны были с реальными шагами по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым способствовать выполнению решений.

Напротив, брежневское руководство стало на путь свертывания критики культа личности Сталина и его последствий; решительного пресечения демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ. По сути дела эти установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. Отсутствовал трезвый, научный анализ сложившихся в экономике тенденций. Как правило, замалчивались или вскрывались без необходимой остроты и глубины причины отставания в деле повышения эффективности общественного производства.

Однако самая главная причина связана с сохранением экономического механизма хозяйствования и системы управления, сложившихся в годы довоенных и послевоенных пятилеток, т. е. в период экстенсивного развития народного хозяйства. В последующем действующий механизм хозяйствования и управления экономикой, оставаясь практически в неизменном состоянии, в лучшем случае подвергался лишь частичным, причем незначительным изменениям. Так, меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х гг., намеченные сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, не затронули в должной степени фундаментальных основ процесса повышения эффективности производства. Одно направление экономической реформы исключало другое. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства. Механизм хозяйствования и управления экономикой превратился в механизм торможения нашего экономического и социального развития.

Нечто подобное испытали капиталистические страны в 70-х гг. В это время произошло ухудшение условий воспроизводства, вызванное глубоким кризисом структуры капиталистического хозяйства. Хозяйственный механизм перестал стимулировать экономическое развитие в новой ситуации. При этом ощущалась относительная нехватка рискового капитала, который шел на развитие новых отраслей в производстве. Капитал направлялся в более спокойные и прибыльные области, что подрывало долгосрочные перспективы экономического роста и повышения эффективности хозяйства. Переломный период 70-х-начала 80-х гг. характеризовался общим понижением темпов экономического роста, слабой загрузкой производственных мощностей, снижением темпов роста показателей экономической эффективности (в первую очередь производительности труда и капиталоотдачи). Так, если темпы прироста производительности труда в обрабатывающей промышленности США в 1955-1978 гг. составили 2,7%, то в 1978-1979 гг. - 1,45%. В Японии соответственно - 9,26 и 7,05%, в ФРГ - 6,05 и 4,08%, Франции - 5,87 и 5%, в Великобритании- 3,63 и 1,56%.

Капиталистический мир мгновенно отреагировал на происходящие новые явления воспроизводства. И 70-80-е гг. стали временем изменения хозяйственного механизма. Основной упор был сделан на структурную перестройку экономики, на обуздание инфляции и стимулирование капиталовложений. Одновременно были увеличены ассигнования на научные исследования, их централизованное планирование, создана разветвленная система новых государственных органов управления наукой, приняты законодательные акты по ускорению темпов НТП. Так, в США были приняты Закон о новых технологиях Стивенсона-Видлера, налоговый закон экономического оздоровления, Закон о совместном проведении НИОКР и др. В Японии было создано Государственное управление по науке и технике с правами министерства. В ФРГ стало действовать Федеральное Министерство образования и науки, а также Межминистерский комитет по науке и исследованиям.

Изменение спроса и новые возможности НТП, практически равноэффективные для предприятий разных размеров, привели к необходимости преобразовать организационную структуру производства в направлении отказа от гигантомании, понижения границ оптимальных размеров предприятий и придания ей более гибкого характера.

Стали применяться более совершенные формы организации труда и производства. Возрастающие издержки воспроизводства рабочей силы компенсировались за счет ротации работ, расширения трудовых заданий, создания кружков новаторства и качества продукции, применения гибких режимов работы. Под влиянием НТП выросла доля высококвалифицированных рабочих. В сочетании с совершенствованием средств труда это способствовало развитию устойчивой тенденции повышения производительности труда.

Потребности НТР привели к усилению роли государства в экономике. В результате основные секторы и отрасли производственной сферы приспособились к новым экономическим условиям воспроизводства. Ведущие капиталистические страны стали быстро набирать темпы ускоренного экономического развития. В нашей же стране вместо взвешенного анализа сложившейся внутренней ситуации превалировало восхваление достигнутого и замалчивание недостатков.

Оценки внешней политики СССР, равно как и экономической, в 60х-80х гг. также носили апологетический характер, создавая впечатление полного благополучия, достигнутого в данной сфере.

Политическое руководство страны, возглавляемое Брежневым, при определении приоритетов внешней политики, как и прежде, исходило из представлений о том, что человечество переживает длительный исторический период перехода от капитализма к социализму. Капиталистические страны рассматривались как носители агрессивных тенденций, союзники сил реакции, препятствующих развитию прогрессивных преобразований, происходящих в мире.

И все же, несмотря на предпринимаемые попытки со стороны консервативных сил придать внешней политике большую ортодоксальность, курс на тотальную конфронтацию с капиталистическими странами, прежде всего с США, был отвергнут. Высшим приоритетом стало сохранение мира.

Однако путь к разрядке оказался сложным. Мир в середине 60-х гг. не раз нарушался региональными и внутренними конфликтами, в которые в той или иной мере оказывались вовлеченными СССР и США. Холодная война, несколько смягченная инициативами Хрущева, отнюдь не ушла в прошлое, порожденное ею мышление подталкивало к подозрительности, недоверию, к стремлению ответить ударом на удар. Не отличалась особой взвешенностью и политика США и их союзников. В 1965 г. США, оказывавшие военную помощь правительству Южного Вьетнама, распространили военные действия на ДРВ, подвергнув ее бомбардировкам. В 1967 г. разразился конфликт между Израилем и Египтом, Сирией и Иорданией. СССР в этом конфликте поддержал арабские страны, США - Израиль. В 1968 г. СССР ввел войска в Чехословакию во время возникшего политического кризиса, что вызвало негативную реакцию в мире.

И тем не менее между СССР и США существовала сфера общих интересов, связанная с предотвращением ядерной войны. В этом отношении огромную роль сыграла советско-американская московская встреча в 1972 г. на высшем уровне. Она открыла дорогу разрядке международной напряженности. Летом 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт - своеобразный свод принципов межгосударственных отношений, отвечающий требованиям политики мирного сосуществования.

Кроме того, был подписан ряд важных советско-американских соглашений по предотвращению ядерной войны, ограничению ядерного вооружения.

Все это создавало благоприятные возможности для оздоровления международной обстановки, для окончательного преодоления наследия «холодной войны». Однако этого не произошло. Во второй половине 70-х гг. процесс разрядки замедлился, а в начале 80-х мир начал втягиваться в новую «холодную войну», резко усилилась конфронтация между Востоком и Западом.

Ответственность за срыв политики разрядки несут обе стороны: США и СССР. Логика «холодной войны» оказалась сильнее объективной потребности в новом типе международных отношений, утверждаемом разрядкой. В мире стремительно нарастала напряженность. В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, что резко усилило антисоветские настроения в мире.

В конце 70-х гг. начался новый виток гонки вооружений. В ответ на размещение в Европе американских ракет среднего радиуса действия СССР предпринял меры для предотвращения нарушения сложившегося военного паритета. Однако новый виток гонки вооружений наша страна выдержать уже не могла, так как военно-экономический и научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран ОВД. К середине 80-х гг. страны СЭВ производили 21,3% промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны - 56,4%. Гонка вооружений могла только разорить страну. Необходимо было искать новые пути для ослабления международной напряженности.

Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

На этот раз мы с вами рассмотрим исторический портрет генсека, который всем запомнился своими густыми бровями и поцелуями. :*

Леонид Ильич Брежнев (1964—1982)

Леонид Ильич был одним из инициаторов отстранения Хрущева. Он пришел к власти немолодым (57 лет), и время его пребывания на посту Первого, а затем Главного Секретаря партии составило 18 лет, можно сказать, что его правление пришлось на преклонные годы. К тому же, в этот период средний возраст членов правящей партии составлял около 60 лет, поэтому нередко к эпохе Брежнева применяют
термин «геронтократия» (от др.греч. geron – старик, kratos – власть, государство). Надо сказать, что это не единственное слово, которым принято называть правление Леонида Ильича, и сейчас в совокупности с характеристикой направлений деятельности мы рассмотрим и другие названия.

Внутренняя политика

  • Переход к концепции развитого социализма

Поскольку Брежнев был человеком в возрасте, ему были присущи консерваторские политические предпочтения, в некоторых случаях даже реакционные. В лучших традициях исторического пинг-понга Брежнев свернул многие начатые Хрущевым преобразования (первая семилетка, критика культа личности Сталина и так далее) и во внутренней политике принял курс на построение коммунизма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества). Данная конституция перед ее принятием активно обсуждалась среди всех слоев населения: на предприятиях, в институтах, в колхозах. Каждый имел право предложить свои идеи для проекта Основного Закона. Это было одним шагов к установлению полновластию народа.

Но можно сказать, что желание власти выслушать мнение народа было показным, на деле новая конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС в обществе и фактическая подменила партийным аппаратом советские органы государственной власти.

  • Реформа Косыгина

Экономическая реформа Косыгина проводилась в 1965—1970 годы. Ее суть состояла в повышении заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства и последующем улучшении экономического положения. Были ликвидированы СНХ (советы народного хозяйства), созданные еще при Хрущеве в 1957 году, внедрены элементы хозрасчета в предприятия, но при этом сохранялась административно-командная система. Предприятия теперь самостоятельно могли определять ассортимент производства, количество персонала и его заработную плату, поставщиков сырья и так далее. В то же время, предприятия были обязаны выполнить план, установленный государством, но они также имели возможность продать сверхплановую продукцию и увеличить свою прибыль.

  • Попытки вывести промышленность из кризиса

Стремясь улучшить положение промышленности, государство отдало предпочтение экстенсивному пути развития, то есть было построено множество новых заводов, производств и фабрик, но в то же время, не улучшались условия труда и технологий на существующих предприятиях.
Также были сделаны попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования. Десятая пятилетка (1976—1980) была названа «пятилеткой эффективности и качества», планировалось направить промышленность на путь экстенсивного развития, но намеченное не было выполнено, даже наоборот отмечалось отставание в индустрии.

  • Борьба с сельскохозяйственным кризисом

В борьбе с трудностями аграрного сектора экономики был увеличен размер вложений капитала и поставок техники.

С целью увеличения производства сельской продукции были созданы объединения – агропромышленные комплексы (АПК). Они собой представляли объединения колхозов, предприятий по переработке с/х сырья, транспортных и торговых компаний. Но ожидаемого эффекта эти объединения не принесли – кризис продолжал прогрессировать.

После многочисленных перебоев в обеспечении населения продуктами питания, в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, которая была нацелена на развитие всего сельского хозяйства в комплексе, то есть всех инстанций на пути продукции от поля к прилавку.

Для улучшения плодородности была проведена обширная химизация и мелиорация почв.

Но все эти действия не помогли преодолеть кризис агропромышленности.

  • Социальная сфера

Основные характеристики общественной жизни при Брежневе можно разделить на несколько пунктов

А) Распространение уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения.

Это связано с одновременным повышением зарплат низкооплачиваемым работникам и понижением оплаты труда инженеров. При оценивании труда не учитывалось качество работы и какие-либо личные заслуги.

Б) Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды

Скорее всего, этому принципу следовали многие советские руководители партии. На первом месте по материальному обеспечению всегда стоит военное производство и тяжелая промышленность, затем нужды партийной верхушки, а уже в самом конце списка «социальные нужды». В деревне не хватало больниц, детских садов и столовых, что стало причиной переезда многих селян в город.

В) Введение особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры

Зато хорошо жила партийная верхушка, для них специально строились санатории и больницы, доставляли лучшее продовольствие. Но такая разница в социальном положении вскоре способствовала падению авторитета партии.

Г) Господство марксистко-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия (травля диссидентов)

Так как был взят курс на построение коммунизма, вновь была ужесточена цензура, кроме того развернулась борьба с теми, кто не желал примириться с установленными правилами и открыто выражал свое мнение (диссиденты)

Д) Диктат атеизма и забвение религии

Нам известно, что и при Хрущеве существовало гонение на православие, закрывали храмы. При Брежневе отношения между государством и Церковью вышли на новый уровень, был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который фактически полностью подчинил себе Церковь. Кроме того, по сравнению с временами Хрущева, было увеличено количество лекций, пропагандирующих атеизм.

Е) Проведение в Москве XXII Олимпийских игр (лето 1980)

Пожалуй, самое значимое событие культурной жизни периода застоя. Летние Олимпийские игры прошли на высоте, это событие все еще свежо в памяти народа, у многих при вспоминании слов из песни «До свидания, наш ласковый Мишка» до сих пор наворачиваются слезы.

Внешняя политика

  • Политика «разрядки»

В международных отношениях продолжал быть актуальным вопрос снижения международной напряженности. При Брежневе был достигнут военный паритет между СССР (ОВД) и США (НАТО) посредством следующих договоров:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией (1968)
  • Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979)

Новый виток получило развитие экономических и культурных отношений с капиталистическими странами (советско-французская декларация), расширялись торговые связи с Европой.

  • СССР и социалистические страны

Первостепенным во внешней политике Советский Союз считал укрепление мирового социалистического лагеря.

В 1968 году в Чехословакию была введена армия ОВД для подавления «пражской весны» — попытки нового секретаря партии децентрализировать управление и демократизировать страну.

В 1964—1973 годы СССР оказывал помощь Вьетнаму, где так же установлен социализм, во время агрессии США.

Было углублено военно-политическое (ОВД) и экономическое (СЭВ) сотрудничество.

Итоги деятельности:

Правление Брежнева ознаменовало собой размеренность и стабильность в жизни страны, при нем наступила так называемая эпоха «застоя». В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводило политику в направлении «развитого социализма» (в 1977 году была принята новая «брежневская» конституция СССР). Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. Результатом таких реформ стало некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появились признаки застоя. Химизация почв привела к ухудшению экологического состояния земель, ухудшению состояния экономики аграрного сектора. Осуществлялся полный контроль над интеллигенцией, шла борьба с диссидентами. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Первые двусторонние соглашения по разоружению представляли собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией стало подписание Хельсинских соглашений. Эти успехи, однако, оказались серьезно подорваны «пражской весной», а затем и прямым вторжением в Афганистан, после чего в международных делах вновь возникает напряженность.

Ну и напоследок прикольное видео от Enjoykin :

А также, анекдоты в тему. Чтобы посмотреть их, поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:
Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
- Христос воскрес, Леонид Ильич!
- Спасибо, мне уже доложили.

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:

· в стагнации экономики,

· росте оппозиционных настроений населения,

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Характеристики эпохи застоя

1. Консервация политического режима .

· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.



· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

2. Возрастание роли военной сферы .

· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .

· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.

либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:

· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,

· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,

· увеличить капиталовложения в деревню,

· сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:

· переход к отраслевому управлению,

· перевод предприятий на хозрасчет,

· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),

· создание поощрительных фондов на предприятиях.

В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):

· объем промышленного производства вырос на 50%.

· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).

· сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:

· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.

· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.

· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).

В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).

· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,

· прекратился процесс реабилитации репрессированных,

· начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.

В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .

В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Каждый, кто изучал историю в школе или просто родился в 60-е гг. прошлого века, знает о том, что брежневскую эпоху некоторые историки именуют по-особому. Они считают, что это был «застой» - период, который характеризуется консервированием старого коммунистического режима. Однако часть историков высказывает несогласие с этим термином.

Рассмотрим полярные точки зрения на данный вопрос более подробно.

Временные рамки периода

Принято считать, что данный этап в начался с приходом к власти нового генерального секретаря. Звали его Брежнев Леонид Ильич. Появился он на данной должности неожиданно, по причине добровольно-принудительного ухода на пенсию «реформатора» Н.С. Хрущева в начале 60-х гг. прошлого века.

Длилось 18 лет. В целом это была попытка сохранить достижения СССР, которых страна добилась при Сталине.

Характеристика эпохи

В отличие от грозного Сталина, Леонид Ильич отличался мягкостью характера и отсутствием стремления к необыкновенным социальным преобразованиям. В период его правления прекратились чистки партийного аппарата, что позволило чиновникам работать на своих должностях, не боясь быть уволенными. Рядовые советские граждане гораздо меньше боялись власти, часто обсуждали проблемы в семейных разговорах у себя на кухнях, ждали перемен.

Подпольно стала развиваться рыночная торговля из-за нехватки продовольствия и что способствовало возникновению черных схем перепродажи товаров.

В целом застой - период в истории СССР особый. С одной стороны, отличалась стабильностью и спокойствием в социальном отношении. С другой стороны, советские люди, закрытые железным занавесом, все чаще задумывались о том, что капиталистический мир также имеет свои плюсы, и мечтали об отъезде за границу. Был создан особый миф о том, что западный человек в целом живет гораздо лучше и комфортнее, чем гражданин СССР.

Положительные особенности данного периода

Период застоя в СССР характеризовался множеством черт, которые были присущи исключительно этому времени:

1. Стабильное развитие сфер культуры, искусства, образования, науки, массовое строительство.

Именно в брежневскую эпоху множество людей смогли получить долгожданные отдельные квартиры. Велось активное строительство новых микрорайонов, одновременно с которыми сдавались в эксплуатацию детские сады, поликлиники, школы, дворцы детского творчества.

Развивалась система образования, открывались вузы. Каждый молодой человек, приехавший из глубинки и обладающий минимальным количеством денежных средств, мог поступить в престижный вуз, если имел на то способности и знания. Также медицинская помощь была доступная широким слоям населения.

И образование, и медицина были действительно бесплатны.

2. Социальные гарантии

Государство обеспечивало социальные гарантии своим гражданам. Так, каждый мог получить работу, чтобы обеспечить себя и свою семью. Строгая цензура СМИ позволяла контролировать поток информации, поэтому он в целом был положительным. Военная мощь СССР позволяла удерживать противников нашего государства в узде и не ждать нападения извне.

По большому счету брежневский застой стал наиболее спокойным периодом в истории СССР.

Отрицательные особенности данного периода

Среди отрицательных особенностей следует назвать такие:

  1. Жизнь в период застоя было осложнена тем, что рядовым гражданам не хватало товаров массового потребления - одежды и предметов быта, а также в дефиците были некоторые продукты питания. Происходило это в области продовольствия из-за того, что многие сельские жители уезжали в города, не желая работать в колхозах. Так как репрессивная система СССР значительно сократила свой нажим, то воспрепятствовать такому переселению власть не могла.
  2. Активно развивалась военная промышленность и военные технологии, однако не прогрессировали те сферы, которые привели к появлению на западе технических новинок: видеомагнитофонов, проигрывателей и прочих товаров. Это обстоятельство возбуждало повышенный интерес к продуктам капиталистического мира со стороны советских людей.
  3. Партийная верхушка, не обновляемая новыми людьми, состарилась. Фактически она стала представлять собой закрытый клан, куда не могли попасть обычные способные управленцы, все решали связи: они давали и высокий общественный статус, и получение особых благ и прав в советском обществе.
  4. Идеи социализма и коммунизма постепенно пришли в упадок, большинство граждан потеряли веру в эти идеалы и ждали обновления идеологической составляющей жизни.

Кто впервые назвал этот период "застойным"?

Впервые брежневский период "застоем" назвал молодой и перспективный генеральный секретарь М. Горбачев, выступая перед слушателями в 1986 году. Многие тогда были солидарны с мнением генсека. Страна ждала перемен, люди надеялись, что после эпохи «умирающих старцев» (Брежнева, Андропова и Черненко) наступит новая жизнь.

К сожалению, эти надежды не оправдались: страну ждал период перестройки (которую проницательный философ Зиновьев назвал «катосройкой»), распад СССР, социальные потрясения и тяжелая эпоха всеобщего развала в 90-е гг.

Брежневский застой - период начала разрушения СССР?

Сегодня историки очень по-разному оценивают данный этап развития нашей страны. Ученые либерального лагеря говорят о том, что СССР начал разрушаться именно в это время, а Горбачев только завершил процесс необратимого распада страны.

В целом эти историки сам бывший Советский Союз особо не жалуют, считая, что его разрушение лишь пошло на пользу всему человечеству.

Другие ученые придерживаются противоположной позиции. В частности, они полагают, что застой - период в развитии страны непростой, но все-таки позитивный. Фактически это была неудавшаяся попытка создать «социализм с человеческим лицом», без репрессивной системы Сталина.

Поэтому сегодня некоторые наши сограждане старшего поколения период застоя в СССР оценивают положительно. Они говорят о том, что в это время чувствовали поддержку со стороны государства, знали, что их не могут просто так уволить с работы, они могли рассчитывать на получение качественной и бесплатной медицинской помощи и хорошего и также бесплатного образования.

Брежневская «эпоха застоя» (термин, введенный Михаилом Горбачевым ) возникла от соединения многих факторов: продолжительной «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами, СССР и США; решения Советского Союза участвовать в международной торговле, отказавшись тем самым от экономической изоляции, но игнорируя изменения, происходящие в западных обществах; растущей суровости его внешней политики, которая проявилась, например, в отправке советских танков для подавления Пражской весны 1968 ; интервенции в Афганистан ; гнетущей страну бюрократию, составляемой из престарелых кадров; отсутствия экономических реформ; коррупции, товарного голода и других нерешенных при Брежневе экономических проблем. Социальная стагнация внутри страны усиливалась растущей потребностью в неквалифицированных рабочих, общей нехваткой рабочей силы, падением производительности и трудовой дисциплины. В конце 1960-х годов и в 1970-х Брежнев хотя и спорадически, с помощью Алексея Николаевича Косыгина , пытался внести в экономику некоторые новации, но они были крайне ограниченными и поэтому не дали заметных результатов. К числу таких новшеств относилась экономическая реформа 1965 года , предпринятая по инициативе А. Н. Косыгина. Её истоки отчасти восходят и к Хрущеву . Эта реформа была свёрнута ЦК, хотя он признал наличие экономических проблем.

Карикатура на Брежнева эстонско-американского художника Э. Вальтмана

В 1973 рост советской экономики замедлился. Она начала отставать от западной в связи с высоким уровнем расходов на вооруженные силы и слишком малыми расходами на легкую промышленность и товары народного потребления. Сельское хозяйство СССР не могло прокормить городское население, а тем более обеспечить ему то повышение уровня жизни, которое правительство сулило в качестве главного плода «зрелого социализма». Один из самых известных критиков экономической политики Брежнева, Михаил Горбачев, называл потом хозяйственный застой брежневского периода «низшей стадией социализма». Темпы роста валового национального продукта СССР в 1970-х заметно снизились по сравнению с показателями 1950-х и 1960-х годов. Они отставали от уровней Западной Европы и США. Рост ВНП замедлился до 1 – 2% в год, а в сфере технологии отставание было ещё нагляднее. С начала 1980-х Советский Союз явно пребывал в экономическом застое. В последние годы Брежнева, ЦРУ сообщал, что советская экономика достигла своего пика в 1970-е годы, составив тогда 57% американского ВВП. Разрыв в развитии между двумя странами всё ширился.

Последней значительной реформой, предпринятой правительством Косыгина (и последней в доперестроечной эре вообще), было совместное постановление ЦК и Совета Министров под названием «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», известное также как реформа 1979. Эта мера, в отличие от реформы 1965 года, была направлена на то, чтобы расширить влияние на экономику центрального правительства путём расширения обязанностей и ответственности министерств. Но в 1980 Косыгин умер, а его преемник Николай Тихонов имел консервативный подход к экономике. «Реформа 1979» почти не была проведена в жизнь.

Выступление Л. И. Брежнева по японскому телевидению, 1977

Одиннадцатый пятилетний план Советского Союза отражал все эти неутешительные факты, предусматривая экономический рост всего на 4–5%. За предшествующую, десятую, пятилетку планировалось увеличить продукцию на 6,1%, но эта цель тоже не была достигнута. Брежнев кое-как избегал экономического коллапса, торгуя с Западной Европой и арабским миром. Даже некоторые страны Восточного блока стали в брежневскую эпоху застоя экономически более развитыми, чем Советский Союз.



Похожие статьи