Процентная и депозитная политика Сбербанка РФ по привлечённым средствам населения. Пример дипломной работы по менеджменту: Процентная политика коммерческого банка и факторы ее определяющие Анализ процентной политики сбербанка

Для успешного развития экономики необходима здоровая банковская система. Усиление конкуренции на финансовом рынке повышает требования к уровню работы кредитной системы. Одним из элементов ее регулирования является правильно сформированная процентная политика коммерческого банка (ППКБ). Если процентные ставки будут сформированы корректно, то кредитное учреждение будет иметь достаточный уровень ликвидности и сможет своевременно и в полном объеме отвечать по взятым обязательствам.

Понятие и сущность процентной политики коммерческого банка

ППКБ - это совокупность мер в области формирования ставок по привлечению и размещению средств, которые направлены на обеспечение рентабельности финансового учреждения. На нее оказывают влияние такие внешние факторы:

  • Состояние рынка.
  • Уровень инфляции.
  • Спрос на услуги.
  • Уровень конкуренции.
  • Политика регулятора.
  • Социальная среда.

Среди внешних факторов можно выделять:

  • Спектр предоставляемых услуг.
  • Квалификацию персонала.
  • Размер и качество клиентской базы.

Прибыль банка - это разница между доходом, полученным в виде процентов от предоставленного кредита, и суммой средств, подлежащих выплате по депозиту. Кредитное учреждение будет получать прибыль, если сможет корректно сформировать процентную политику.

Направления

Ссудный процент и процентная политика коммерческих банков формируются отдельно для разных секторов рынка. Официальная учетная ставка регулятора используется в краткосрочных ссудных операциях между банками. Отдельно формируется ссудный процент и процентная политика коммерческих банков в отношениях с заемщиками. Ставки РЦБ определяют уровень доходности облигаций в момент их эмиссии и перепродажи на вторичном рынке.

Депозитные операции

К пассивным относятся операции, с помощью которых финансовое учреждение формирует собственные ресурсы. К ним относятся: привлечение средства от юр- и физлиц, ведение счетов, выпуск ЦБ, займы других финансовых учреждений и т. д.

Формирование депозитной политики коммерческого банка является главным рычагом в конкурентной борьбе на рынке. Повышение предлагаемой ставки дает возможность привлечь ресурсы. Если банк имеет достаточное количество привлеченных средств и мало вариантов их прибыльного использования, то он может уменьшать свои депозитные ставки.

Рассмотрим теоретические основы формирования процентной политики коммерческого банка. Уровень выплаты по депозиту зависит от привлеченной суммы и срока размещения средств. Ценообразование осуществляется после анализа соотношения ставки, отображающей рыночную стоимость средств, и затратами на обслуживание каждого договора. Стоит отметить, что процентное вознаграждение предусмотрено далеко не по всем видам банковских услуг. Так, одной из самых больших статей затрат являются расходы на ведение текущих счетов клиентов. Поэтому дополнительный доход по ним не предусмотрен. Часть расходов оплачивает сам клиент в виде платы за проведение операций.

Средняя цена привлеченных депозитов рассчитывается так:

Сд = РПД / 1 - Нр х 100 %, где:

  • РПД - средний уровень процента по депозитам.
  • Нр - норма резерва.

Ставка, которая учитывает темпы роста экономики и уровень инфляции, называется номинальной безрисковой. В условиях нестабильной экономической ситуации финансовые учреждения не могут спрогнозировать темпы роста инфляции. Поэтому анализ процентной политики коммерческого банка по депозитам осуществляется исходя из учетной ставки НБУ. Если она часто меняется, то клиентам предлагается плавающая ставка по займам. То есть сущность процентной политики коммерческих банков заключается в формировании и своевременном изменении ставок по предоставляемым услугам.

Принципы депозитной политики коммерческого банка

  • Ставки различаются в зависимости от сроков, объема привлеченных ресурсов и категории клиентов.
  • Уровень доходности зависит от учетной ставки регулятора и уровня резервирования.
  • По пассивным операциям следует устанавливать реальные ставки, то есть они не должны превышать доходность по активным операциям.

Анализ процентной политики коммерческого банка

Депозитная политика российских коммерческих банков определяет уровень операционных расходов. Поэтому финансовое учреждение, с одной стороны, не заинтересовано в высоком уровне ставок, а с другой - вынуждено привлекать клиентов интересными условиями по депозитам.

Оценка депозитной политики коммерческого банка заключается в расчете стоимости всех привлеченных ресурсов. Процесс осуществляется в таком алгоритме:

  • определяется уровень действующих ставок;
  • изучается динамика их изменения;
  • рассчитывается реальная стоимость ресурсов;
  • анализируются изменения расходов по депозитам в общем объеме затрат.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности», финучреждение не имеет права в одностороннем порядке изменять ставки и срок действия договоров. Доход по вкладу выплачивается в виде процентов в денежной форме, которые начисляются на остаток депозита на конец операционного дня. В зависимости от вида вклада в расчете используется размер ставки и количество дней, на которые привлекались ресурсы.

Кредитные ставки

Спрос и предложение на банковские услуги влияют на размер ставок. Сегодня финучреждения могут самостоятельно устанавливать конкурентноспособные ставки, ориентируясь на состояние рынка, вид вклада, сумму и специфику счета. Хотя государство и сегодня корректирует уровень ставок, чтобы обеспечить приоритетное развитие отраслей экономики. Например, упрощения процесса кредитования экспортных отраслей дает возможность сократить дефицит торгового баланса и создать одинаковые условия для участников кредитных отношений.

Проценты по займам формируются по методу «базовая ставка плюс». То есть к учетной ставке прибавляется кредитный спред (разница в цене двух опционов). Величина последнего отображает уровень риска банка-заемщика, который присваивается исходя из международного кредитного рейтинга. Для учреждений с самой высокой оценкой (ААА) спред равен нулю.

Для банков, не имеющих официальный рейтинг, уровень риска оценивается самостоятельно кредитором и зависит от платежеспособности, надежности, ликвидности и других показателей. Рейтинговая оценка определяет возможность заимствования средств через выпуск депозитных сертификатов и прочих долговых обязательств. Учреждениям с оценкой «ВВ» этот источник практически недоступен. Кредитное учреждение может приобретать депозитные сертификаты у других участников рынка, но под очень высоким процентом.

Анализ кредитной политики

Уровень доходности по активным операциям зависит от:

  • официальной ставки НБУ;
  • конъюнктуры рынка;
  • затрат на привлечение ресурсов;
  • уровня рискованности проекта;
  • уровня платежеспособности заемщика.

Маржа - это разница между полученными и уплаченными процентами. Она предназначена для покрытия издержек, всех рисков и создания прибыли. Абсолютная маржа рассчитывается как разница между общим доходом и расходами, так и между процентами по отдельным активным операциям.

Кредитная процентная политика коммерческого банка отображает принцип распределения ресурсов между операциями банков. Можно реструктуризировать капитал исходя из ликвидности активов либо брать ресурсы из «общего котла». Чтобы выбрать оптимальный способ распределения ресурсов, следует рассчитать коэффициент фактической маржи:

  • КФпм = (% полученный - % уплаченный) / ср. за период остаток активов.
  • КФпм по кред. опер. = (% полученный - % уплаченный по ресурсам) / ср. остаток кредитной задолженности за период.

Коэффициент достаточности маржи показывает минимальный уровень процента, необходимый для покрытия расходов банка. Он рассчитывается, чтобы определить уровень ставок для будущих договоров:

К дост. = ((опер. затраты - % уплач.) + (админ. затраты - прочие расходы)) / ср. остаток доходных активов.

Коэффиценты могут рассчитываться по фактическим данным и прогнозируемым величинам. Сравнение показателей по отдельным операциям позволяет оценить реальную доходность выбранного направления банка.

Процентная политика Банка России

Рассмотрев, как формируется процентная политика коммерческого банка, переходим к вопросу регулирования ставок Центробанком. Банк России, как кредитор последней инстанции, осуществляет финансирование учреждений и устанавливает ценовые ориентиры. На макроуровне он осуществляет регулирование денежной массы, кредитуя реальный сектор экономики, а на микроуровне - регулирует ликвидность организаций.

Если сущность процентной политики коммерческих банков заключается в регулировании уровня доходности отдельного учреждения, то в случае с ЦБ принцип действия выглядит иначе. Если регулятор имеет цель сократить объем денежной массы в обороте, чтобы сдержать инфляцию, то ставка рефинансирования будет повышаться. Как следствие, увеличатся кредитные ставки и сократится кредитный потенциал страны. Если целью ЦБ является облегчение доступа банков к рефинансированию, то ставка снижается, а кредитный потенциал страны увеличивается. При этом следует учитывать состояние рынка и факторы, которые влияют на изменение ставки. Детальнее они будут перечислены далее.

Точно так же, как процентная политика коммерческого банка направлена на корректировку уровня затрат и доходов финучреждения, ставка рефинансирования служит индикатором перемен на рынке. Ее снижение расценивается как сигнал к экспансионистской политике ЦБ, а повышение - к рестрикционной. При этом регулятор устанавливает ставки по отдельным операциям: дисконтным, ломбардным и на открытом рынке.

Факторы

Процесс регулирования денежной массы путем изменения ставки рефинансирования будет эффективным, если:

  • Инфляция не постоянна и носит монетарный характер.
  • Изменение ставки регулирует спрос на кредитные ресурсы. При этом денежный рынок должен иметь тесную связь с сегментом кредитования реальных секторов экономики. То есть величина ставки должна балансировать уровень рентабельности заемщиков и покрывать инфляционные риски.
  • Ставка рефинсирования не спровоцирует рост цен.
  • Динамика изменения процентов не противоречит тенденциям на денежном рынке. На фоне снижения ставок спрос на межбанковские кредиты вырастет. В свою очередь денежный рынок РЕПО должен быть ликвидным на длительных отрезках времени. Тогда изменения ставки повлияет на уровень доходности в целом.

Процентный риск и процентная политика коммерческого банка в долгосрочной перспективе зависят от состояния рынка, а именно:

  • Временного периода, через который ставка окажет влияние на уровень инфляции и состояние реального сектора экономики.
  • Последствий сокращения кредитования рынка. При равных условиях повышение ставки рефинансирования приведет к удорожанию кредитов в стране.
  • Если совершенствование депозитной политики коммерческого банка осуществляется на фоне роста доверия населению к учреждению, то изменения ставки рефинансирования на доходы учреждения не окажет большого влияния.
  • Не будут ли финучреждения предоставлять займы населению и предпринимателям за счет межбанковских кредитов.
  • Рост ставки рефинснирования не должен вызвать дисбаланс на РЦБ.
  • Корректировка ставки должна осуществляться сглажено, а не скачками. В развитых странах, в том числе в РФ, сегодня ставка изменяется с шагом 0,25 п. п. только при существенных отклонениях реальных темпов инфляции от плановых. При меньших отклонениях издержки, связанные с изменением волатильности, превысят экономическую выгоду.
  • Неэффективная процентная политика коммерческого банка может быть причиной неразвитого финансового сектора в стране.

Управление рисками

Процентная политика, осуществляемая на уровне регулятора, должна сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильность национальной системы и способствовать развитию отдельных секторов экономики. Система по управлению рисками может строиться по одному из таких принципов:

  • Чем больше маржа, тем ниже процентный риск. Иными словами, доходность от активных операций должна превышать обязательства.
  • Суть концепции “спред” заключается в выявлении разницы между средними ставками по активным и пассивным обязательствам. Чем она больше, тем меньше уровень риска.
  • Концепция ГЭПа заключается в анализе несбалансированности активов и пассивов с плавающей ставкой на предмет превышения сумм активов над пассивами за определенный период.

Мировая тенденция

Одним из принципов формирования процентной политики банков является регулирование инфляционных ожиданий. Если решения Банка России направлены на сдерживание роста цен, то ЦБ по всему миру ставят за цель достижение определенного уровня инфляции. Они стремятся поддержать рост цен на высоком уровне (2 % в год), борясь с дефляцией. При этом эксперты часто критикуют ЦБ РФ за удержание ставки рефинансирования на уровне 9,5 %.

ЦБ других стран свои задачи строят вокруг «целей по инфляции». Политика Банка России направлена в основном не только на таргетирование уровня инфляции на 4 %, но и на поддержание экономического развития страны в целом. После финансового кризиса 2008 года регуляторы стали более ответственными за здоровье экономики страны в целом. Они стали больше внимания уделять фискальной политике, финансовому регулированию и валютным курсам.

Ситуация на рынке

Действующая с начала года ставка рефинансирования на уровне 9,75 % вдвое превышает реальный уровень инфляции, что сдерживает развитие экономики страны в целом. Бизнес не может привлекать инвестиции в новые проекты. После ведения западных санкций российским компаниям стали недоступны зарубежные займы. На фоне отсутствия доступных кредитов все действия экономистов по ускорению роста ВВП напрасны.

Действия ЦБ больше направлены на укрепление курса рубля. Это подтверждает также ряд экономических сценариев развития страны. Так, по прогнозным данным, в среднесрочный период цена барреля нефти составит $40. Это приведет к подорожанию импортных, а затем и отечественных товаров. Некоторые эксперты утверждают, что реальная инфляция составляет 7-8 %, а потому действующая ставка рефинансирования не сильно завышена. Снижение ставки рефинансирования приведет к уменьшению доходности по депозитам. Проценты по вкладам в реальном выражении могут не покрыть уровня инфляции.

Прогнозные значения

Несмотря на данный прогноз развития экономики страны, 28.04.2017 Банк России снизил ставку до 9,25 %. По прогнозам экономистов, до конца 2017 года уровень рефинансирования снизится до 8,5 %, а уже к концу 2018 года - до 7,5 %. Эти изменения затронут всех россиян.

Через пару месяцев снижение ставки приведет к снижению курса валюты. Эксперты прогнозируют, что с ростом импорта и покупкой Минфином иностранной валюты доллар в июне 2017 года будет стоить 60 руб. В то же время снижение ставки удешевит стоимость кредитов, что отразится на потреблении. Сбербанк уже объявил о снижении ставок по потребительским кредитам до 13,9 %. Кредиты для физических лиц станут более доступными, но не для всех. Доступность получения займов будет компенсирована ужесточением требований к заемщикам.

Выбранная денежная политика ЦБ направлена также на решение другой проблемы экономики: предприниматели не вкладывают средства в свое развитие. Доступность кредитов должна сгладить эту проблему.

В апреле 2017 года рост цен составил 4,3 %. Снижение ставки должно еще больше снизить уровень инфляции. Но на практике рост цен во многом зависит от потребительской активности населения, которая у россиян очень слабая. Кроме того, стабильный курс рубля и хороший урожай также являются факторами, сдерживающими инфляцию.

Насколько реальными окажутся прогнозы экспертов, станет понятно уже через пару месяцев. Ну а пока можно готовиться к удешевлению стоимости потребительских кредитов.

ГЛАВА 1. ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА,

ЕЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НЕОБХОДИМОСТЬ..5

1.2. Цели, принципы и задачи процентной политики.16

1.3. Виды банковских процентов, порядок их начисления и уплаты28

1.4. Процентный риск коммерческого банка и управление им..33

ВЫВОД……..44

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКА СБЕРБАНКА РОССИИ47

2.1.Анализ экономической деятельности Сбербанка на

примере Царицынского ОСБ N 7978 г. Москвы47

2.2. Внешние факторы, определяющие процентную политику

Сбербанка России.63

2.3. Внутренние факторы, определяющие процентную политику

Сбербанка России.68

2.4. Структура процентных ставок Сбербанка……..72

2.5. Формирование доходности….79

ВЫВОД…….82

ГЛАВА 3. СБЕРБАНК РОССИИ ЭКОНОМИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.85

3.1. Влияние процентной политики банка на социальные процессы

общества в условиях экономического кризиса.85

3.2. Устойчивость процентной политики Сбербанка России

— индикатор стабильности эконом. Социального процесса100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.111

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ119

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выдержка из текста работы

Актуальность темы . Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.

Повышение конкуренции на банковском рынке, вхождение процентной маржи в нормальные, естественные для рынка рамки, заставляют коммерческие банки использовать все современные банковские наработки в области качественного управления для повышения доходности своей деятельности. Поскольку процентные доходы являются основным источником прибыли банка, то вполне понятен интерес к разработке и осуществлению эффективной процентной политики.

Исторически банки были первыми по настоящему рыночными структурами, возникшими после падения командно-административной системы хозяйствования. На сегодняшний день коммерческие банки, накопили финансовую мощь и значительный потенциал рабочей силы — трудовые кадры, обладающие богатым опытом хозяйствования в рыночных условиях, способные применить накопленный опыт ведения банковского дела. Российские коммерческие банки понимают, что без опоры на реальный сектор невозможно обеспечить доходную деятельность в долгосрочной перспективе. Поэтому банки не только кредитуют предприятия на инвестиционные цели, но и подтягивают качество управления как предприятиями, так и инвестиционными проектами до своего уровня.

процентная политика коммерческий банк

Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью, что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом.

Особенностью проведенного в работе исследования является то, что анализируется деятельность работающих сегодня коммерческих банков в области предоставления кредитных услуг, связанных с выплатой и получением процентных платежей, исследуется влияние на разработку и осуществление процентной политики банка его положения и внешней среды, выделяются основные факторы, определяющие процентную политику, анализируется характер и степень их влияния в условиях быстро меняющегося и интенсивно развивающегося финансового рынка.

Разработанность проблемы. В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания. Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования Батраковой Л.Г., Лаврушина О.И., Роуза П., Пановой Г.С., Серебряковой Л.А., Синки Дж., Симановского А.Ю., Стояновой Е.С., Ширинской Е.Б., Шпилевской Е.Л. и др., в остальных работах процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием в России денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа опыта отечественных банков выработать схему принятия оптимальных решений как в целом по процентной политике коммерческого банка, так и по операциям с учетом главной результирующей процентной политики — доходности деятельности банка.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие решаемые задачи:

провести анализ деятельности коммерческого банка в области проведения и реализации процентной политики;

охарактеризовать необходимость эффективной и гибкой процентной политики для успешной деятельности коммерческого банка;

выделить и систематизировать основные факторы, определяющие процентную политику коммерческого банка;

проанализировать степень влияния названных факторов на реализацию и разработку процентной политики коммерческого банка;

предложить оптимальную стратегию на денежно-кредитном рынке;

выявить основные результирующие процентной политики банка.

Объектом исследования является процентная политика современных коммерческих банков.

Предметом исследования является система экономических отношений, связанных с деятельностью коммерческих банков и их ролью в современной российской экономике, и в свою очередь решение проблемы разработки и реализации эффективной процентной политики коммерческого банка.

Методология исследования. При раскрытии темы опиралась на нормативно-правовые документы Российской Федерации, годовые отчеты, статистические и аналитические материалы коммерческого банка. В процессе исследования — различных аспектов темы работы применялись такие методы познания, как анализ и синтез, группировки и выборки, сравнения и другие аналитические методы.

Элементы самостоятельной работы заключаются в следующем: сформулированы цели и задачи процентной политики в системе общеэкономической стратегии банка, выявлены основные тенденции, сложившиеся за последние годы в структуре процентных ставок; выделены и классифицированы основные факторы, определяющие процентную политику, проанализирована степень влияния факторов на разработку и эффективность проведения процентной политики и изменение их роли в зависимости от изменения рынка.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные положения, преобразованы в конкретные предложения по оптимизации процентной политики и усилении степени ее эффективности.

1. Теоретические основы процентной политики коммерческого банка

1.1 Сущность процентной политики

Процентная политика — это совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками.

Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка. Она включает:

постановку целей;

определение полномочий органов управления банка, рабочих комитетов и должностных лиц, а также порядка принятия решений по установлению и пересмотру процентных ставок по активным и пассивным операциям банка;

установление максимальных и минимальных, штрафных и льготных процентных ставок по банковским операциям, принципов и критериев их дифференциации;

назначение подразделения банка, ответственного за оценку процентного риска;

утверждение методов, применяемых банком для оценки процентного риска, характера управленческой отчетности, периодичности ее представления;

выбор инструментария, применяемого для ограничения процентного риска;

организация мониторинга процентного риска.

Процентная политика реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна:

·благоприятствовать росту экономики;

·сдерживать инфляцию;

·обеспечивать стабильность национальной валюты;

·обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства.

На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка.

На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

·состояние финансового рынка;

·уровень инфляции;

·спрос на банковские услуги;

·уровень банковской конкуренции;

·политика Банка России и Министерства финансов РФ;

·региональная специфика;

·состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся:

·спектр оказываемых банком услуг;

·квалификация и опыт персонала;

·состав клиентов банка.

При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок.

Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т. ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка ценных бумаг — это преимущественно ставки доходности разнообразных облигаций в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке.

Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам.

Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

·процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.;

·величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу.

При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы:

·официальную учетную ставку ЦБ РФ;

·конъюнктуру рынка;

·издержки привлечения средств;

·степень риска проекта;

·финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность.

Разница между процентным доходом и расходом банка, между процентами полученными и уплаченными есть процентная маржа. Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок.

Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций.

Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции.

Отметим, что сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным активным операциям позволяет оценить реальную доходность/ рентабельность направлений деятельности банка.

1.2 Формы и инструменты процентной политики коммерческого банка

Процентная политика является одним из важнейших рыночных инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она выражается в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок Центрального банка, а также ставок по его основным операциям.

Официальные (базовые) ставки центральных банков бывают двух основных видов:

Ставка по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений) — это плата за кредиты Центрального банка, которые он предоставляет коммерческим банкам в качестве кредитора последней инстанции;

Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг), или учетная ставка — это плата, взимаемая Центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Ставка по рефинансированию несколько выше учетной ставки (в практике зарубежных стран — на 0,5-2 процентных пункта), т.к. ссудные операции банков (ломбардный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

Центральные банки могут устанавливать несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности и классности ценных бумаг, а также и несколько ставок по рефинансированию (по разным видам кредитов), исходя из сроков кредитования, вида обеспечения кредитов и т.д.

Регулируя уровень учетной ставки и ставки рефинансирования, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. С помощью процентной политики Центральный банк получает возможность:

·воздействовать на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

·регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

·регулировать объем денежной массы в стране;

·предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Повышение или понижение официальных ставок ЦБ означает соответственно ужесточение или смягчение денежно-кредитной политики, т.е. проведение рестрикционной или экспансионистской политики. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредитные ресурсы и расширять масштабы операций с клиентурой, снижение ставок ведет к обратным процессам.

Проведение процентной политики может осуществляться как прямыми, так и косвенными формами. Так, установление официальной учетной ставки — это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) относится к прямым методам проведения процентной политики .

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования — косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов — прямой (административный) метод.

В соответствии с Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" процентные ставки ЦБ Российской Федерации представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. При этом могут устанавливаться. одна или несколько процентных ставок по различным видам операций: ломбардным; депозитным; РЕПО; кредитам "овернайт".

Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что процентная ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям).

Процентные ставки по операциям Банка России определяются, исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач проведения денежно-кредитной политики.

Для каждого государства характерна своя процентная политика центральных банков. При ее формировании используются такие основные инструменты, как: базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям банка на финансовом рынке.

В процессе эволюции денежно-кредитной системы ставка рефинансирования стала обладать больше индикативными показателями, которые дают экономике некий ориентир по отношению к стоимости национальной валюты на среднесрочный период. Но, факт остается фактом, ставка рефинансирования имеет большое влияние при формировании процентного уровня в экономике.

Именно оперативным инструментом процентной политики центральных банков являются ставки по операциям ЦБ, (процентная ставка Центрального Банка РФ) или просто, ставки по операциям. С помощью них банк имеет возможность проводить все сделки на финансовом рынке, осуществлять рефинансирование, а также изымать ликвидность у банков. Все это направлено на формирование уровня доходности банка на различных сегментах финансового рынка.

Можно сказать, что для действий ЦБ характерна определенная логика, использование специальных принципов и подходов в проведении процентной политики, а именно: деятельность банка строго направлена на достижение конкретных целей, у банка имеется своя выработанная стратегия регулирования. Именно тема регулирования процентных ставок вызывает наибольшее количество вопросов, поэтому ниже постараемся "пролить свет" на самые значимые из них.

Осуществляя операции на финансовом рынке и утверждая процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики, банк, тем самым, формирует коридор колебаний процентных ставок. Более того, он создает рыночные ожидания, влияющие на экономическое развитие в будущем, воздействуя на мотивацию других банков, тем самым, подчиняет их ресурсные потоки. Не остается в стороне и монополия ЦБ в принятии решений по созданию ресурсной базы и размещению кредитных ресурсов. Все это доказывает огромное влияние ЦБ, как активного участника финансового рынка, деятельность которого имеет глобальный макроэкономический эффект. Процентная политика относится к самым существенным и значимым инструментам проводимой ЦБ политики.

В процессе регуляции процентных ставок по инструментам, действия ЦБ направлены на выполнение следующей задачи: обеспечить формирование доходности по валютным инструментам (уровень и коридор колебаний). Данное обстоятельство поможет превалировать в сторону превышения доходности по инструментам денежного рынка над доходностью по валютным операциям. Это касается и среднесрочного периода, и коротких временных промежутков, учитывая оцениваемые курсовые риски.

Далее следует сказать несколько слов об используемых ЦБ рычагов воздействия, или инструментах, при достижении поставленных им целевых ориентиров. В денежно-кредитной политике почти всех стран таким инструментом является именно процентная политика, позволяющая регулировать стоимость денег через процентную ставку. Таким образом, посредством процентной ставки ЦБ РФ оказывает влияние на важнейшие макроэкономические переменные, такие как: уровень сбережений и инвестиций в экономике, спрос на финансовые активы, инфляцию, движение капиталов и пр.

Поддержание величины процента на оптимальном уровне позволяет не только сохранить и обеспечить стабильность денежно-кредитной системы, но и помогает развитию всей экономики и достижению целевых ориентиров денежно-кредитной политики ЦБ. К таким ориентирам относятся:

·формирование доходности по операциям, что, в свою очередь, позволяет привлекать ресурсы выселения и уменьшает риск оттока средств вкладчиков;

·обеспечение доступности банковского кредита, опять же, через формирование доходности по операциям банка;

·ограничение потока объемов спекулятивного капитала и формирование доходности рынка, по причине невозможности обеспечения его национальной экономикой и банковской системой на достойном уровне;

·использование практики установления ставок на период среднесрочной перспективы через формирование ожиданий рынка.

·наконец, ЦБ призван стимулировать банки решать проблемы текущей ликвидности в качестве внеочередных задач.

Отметим, что для центрального банка не характерно осуществление операций на финансовом рынке с коммерческим подходом, так как он не преследует цели в виде получения дохода или ограничения убытков, на примере операций по приему средств в депозиты. Все зависит от направленности проводимых банком операций, они могут быть как прибыльными, так и убыточными. Хотя ни один банк не ставит перед собой задачу извлечения прибыли из операций.

Преимущество отдается достижению стратегических целей проводимой банком политики.

Для существующей в настоящее время процентной политики характерно одно важное свойство: процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики ЦБ формируются вокруг ставки рефинансирования. Это свойство присуще большинству стран с развитой экономикой.

Банк занимается формированием некого коридора для колебаний процентных ставок. Это означает, что осуществляя регулирование процентных ставок по операциям, банк следует единственной главной цели: формирование уровня ставок на кредитно-депозитном рынке, что по его мнению, сможет обеспечить привлекательность валюты по отношению к иностранной валюте. Что также будет помогать наращиванию сбережений в целом в экономике, обеспечивая процесс расширенного производства. Реализуется данная цель за счет установления нижней и верхней ступени процентной ставки, используя инструменты поддержки / изъятия ликвидности банковской системы. Все это и приводит к формированию коридора колебания процентных ставок в банковской системе.

Второй немаловажный принцип — положительность ставок. Это касается инструментов поддержки ликвидности в реальном выражении. Одной из стратегических задач денежно-кредитной политики в настоящее время является защита и обеспечение устойчивости валюты по отношению к иностранной валюте. Данная задача прописана Банковским кодексом. Более того, поддержание положительного уровня доходности по активам относится к необходимым условиям при выполнении денежной единицей таких функций денег как: средства обращения, средства сбережения и меры стоимости.

Все это подтверждает стремление банка при установлении процентных ставок по операциям не подменять рынок, а обеспечить перенаправление ликвидных активов в границах финансового рынка через рыночные инструменты. Задача банка — все это осуществить с минимальным эмиссионным участием банка, на конкурентной основе.

Благодаря строгому следованию вышесказанным принципам, как в денежно-кредитном регулировании, так и в политике поддержки ликвидности и в процентной политике, создается стимул всей банковской системе эффектно перераспределять денежные средства и формировать ресурсную базу без участия ресурсов банка. Более того, создает условия для поддержания стабильного функционирования валютного и фондового рынка и приводит к параллельному наращиванию государственных золотовалютных резервов .

В итоге, выделим два немаловажных фактора, определяющих перспективы регулирования процентных ставок основных ЦБ:

В границах каждой группы инструментов поддержки ликвидности сохраняется единая процентная ставка;

Уменьшение спрэда доходности. В чем это выражается? Во время появления устойчивых предпосылок макроэкономической стабилизации и снижения темпов инфляции, уменьшение номинального значения процентных ставок одновременно приводит к снижению, как ставки банка, так и ставки на рынке. Это, в свою очередь, создает условия к снижению спрэда доходности между инструментами финансового рынка, в том числе и доходности от валютных активов, доходности между ставкой рефинансирования и ставками по инструментам.

1.3 Нормативно-правовое регулирование процентной политики

Регулирование сберегательной деятельности населения осуществляется с помощью изменения начисленных процентов по вкладам. Они выступают серьезным стимулом при выборе формы хранения денежных средств. Построение гибкой и привлекательной для вкладчика процентной политики может обеспечить максимальное вовлечение денежных средств населения во вклады.

Процент отражает отношение между кредитором и заемщиком. Он выступает в форме определенной процентной ставки.

При анализе процентов за кредит выявляются три выполняемые им функции: воздействие на результаты деятельности, воздействие на размер кредитных вложений, обеспечение доходов банка. При использовании сбережений как кредитных ресурсов они направляются в основном в сферу производства. За предоставленный кредит взимается процент. Он выступает в виде платы за пользование заемными средствами. За счет ссудного процента выплачивается и процент по вкладам населения, возмещаются затраты на содержание аппарата, образуется прибыль кредитного учреждения, выдавшего ссуду (кредит).

В процессе оборота часть национального дохода будет перераспределяться через кредитную систему для уплаты процентов вкладчикам. Сбережения населения образуются отчасти за счет сложившихся потребностей к накоплению. Склонность к сбережениям появляется при выгодных условиях и удобстве хранения денежных средств. Часть национального дохода в виде заработной платы может быть перераспределена из сферы личного потребления в сферу накопления. Отсюда можно сделать вывод, что при стимулировании процентом накопления достигается перераспределение части национального дохода.

Государство использует процент для аккумуляции временно свободных средств общества. Реализуется она путем установления определенных процентных ставок, которые регулируются спросом на кредитные ресурсы. Возрастание спроса приводит к повышению уровня ссудного процента. При повышении потребностей производства в заемных средствах увеличивается и процент по вкладам. Повышение процента по вкладам может проводиться и в зависимости от конкретной экономической ситуации. Если на потребительском рынке существует дефицит, то он может быть ослаблен за счет стимулирования накопления населением денежных средств.

В процессе стимулирования при повышении процентных ставок достигается и изменение в структуре вкладов в сторону увеличения доли срочных вкладов.

Таким образом, со стороны государства возможно регулирование структуры вкладов и притока денежных средств в те или иные вложения разного целевого назначения в соответствии со спросом на кредитные ресурсы.

При этом выделяется немаловажная функция процентов — возможность соизмерить ценность настоящих и будущих благ. Очевидно, что наличие дифференцированной шкалы процентных ставок, разных форм вложения денежных средств способствует развитию кредитной системы страны. В рыночных условиях у вкладчика имеется широкий выбор для размещения денежных средств. Дж.М. Кейнс рассматривал процент как "плату за расставание с ликвидностью". Однако в определенный момент времени возрастает стоимость вложенных средств посредством выплаты процентов. Это создает условия для расширения потребления.

В дальнейшем с развитием в нашей стране реформы кредитной системы эта функция процента также будет усиливаться. Инфляционные процессы обесценивают денежные средства, поэтому в России данная функция представлена в деформированной форме. Процент помогает снизить это обесценение, и у вкладчика появляется возможность выбора предпочтений. Однако функцию частичного компенсирования от обесценения нельзя считать свойственной истинной природе процента. По определению процент — это плата за использование привлеченных средств в качестве кредитных ресурсов.

Процент должен содействовать росту стоимости вложенных средств. В условиях же инфляции процент компенсирует потерю средств.

Опираясь на опыт западных стран, можно сделать вывод, что процентная политика является одним из определяющих и в то же время непрочных механизмов в регулировании сберегательной деятельности. Можно выделить следующие факторы, влияющие на процент: спрос и предложение на кредитные ресурсы, сроки хранения вклада, сумма депозита, темпы инфляции и др. Во всех странах этот процесс регулируется государством. В странах с рыночной экономикой банки сами свободно устанавливают процент. Государство проводит косвенное регулирование, в частности, путем учетной ставки, количеством ограничений налогообложения доходов по процентам. В странах Восточной Европы государство использует политику регулирования процентных ставок как по кредитам, так и по вкладам на основе назначения учетной ставки по кредитам, предоставляемых коммерческим банкам. Различия в отдельных странах сводятся в основном к установлению уровня ставки.

В наших условиях процент выполняет страховую роль. Что касается стимулирующей функции, то о ней вряд ли можно серьезно говорить. Порядок установления процентов в настоящее время не соответствует отношению спроса и предложения. Не учитываются и другие экономические факторы, влияющие на эффективную процентную политику.

Процент, устанавливаемый большинством крупных российских коммерческих банков, не стимулирует население к хранению денежных средств, не принимает во внимание инфляционные процессы.

С другой стороны, следует учитывать, что процент по вкладам населения является частью процентной политики государства. Это связано с тем, что вклады населения занимают значительное место в общем объеме привлеченных кредитных ресурсов. Следовательно, всякое изменение процентов, выплачиваемых по вкладу, приведет к изменению стоимости кредита. Как уже указывалось выше, основной фактор формирования процента по пассивным операциям — это состояние спроса и предложения на кредитные ресурсы. Если спрос на кредит увеличивается, то идет повышение процентов по активным операциям. Соответственно, кредитные ресурсы требуют пополнения, а это приводит к повышению процентов по пассивным операциям.

В лучшем случае реальная процентная ставка должна распадаться на собственно процент, который обеспечивает приращение стоимости вложенной суммы, и инфляционный коэффициент, обеспечивающий сохранение реальной стоимости вложений. Должны приниматься в расчет рост и дифференциация доходов населения.

Выявленная сущность процента, его функции, факторы, влияющие на процентные ставки, позволяют сформулировать основные принципы формирования процентной политики.

Уровень процентов должен находиться в зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Повышение спроса должно определять повышение процентных ставок по активным операциям.

Процентные ставки по активным операциям должны быть больше процентных ставок по пассивным операциям. Размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности.

Установление льгот для определенных групп населения. Данное положение исходит из принципа социальной дифференциации процента по вкладам.

В условиях высокой инфляции проценты должны выполнять гарантийно-страховую роль, быть формой социально-экономической защиты вкладчиков.

Все эти принципы должны учитываться в комплексе мероприятий для формирования эффективной процентной политики. К сожалению, в настоящее время нет реальных экономических условий для реализации всех принципов, но соблюдение некоторых из них становится объективно необходимым.

Инфляция пагубно сказывается на реальной стоимости сбережений. Вкладчики лишаются части реальной стоимости своих накоплений. Практика борьбы с инфляцией хорошо известна. В некоторых зарубежных странах вклады привязываются к индексу стоимости жизни. Сбережения возвращаются вкладчику с перерасчетом, который проводится с учетом повышения индекса стоимости жизни за истекший год. Интересно, что подобная практика имела место и в нашей стране в 1922-1929 гг. Тогда основной задачей сберегательных касс было страхование заработной платы рабочих и служащих от обесценения. Был организован прием вкладов в "золотом исчислении". Выдача производилась совзнаками по курсу золотого рубля, существовавшему в день выплаты.

Очевидно, что на сегодняшний день компенсировать инфляционное обесценение всех вкладов невозможно. Ресурсы для краткосрочного кредитования формируются в значительной мере из средств, аккумулированных Банками. Это приведет к чрезмерному удорожанию кредитов для всех производителей. Удорожание кредита отразится на цене выпускаемой продукции и на заработной плате работников предприятий. В конечном итоге это обуславливает повышение цен и сокращение фондов оплаты труда, что приведет к усилению инфляции. Поэтому следует корректировать на инфляцию отдельные виды вкладов. В данном случае доход по вкладу должен состоять из двух компонентов: первая — плата за предоставленные денежные средства, вторая — компенсация за инфляционное обесценение денег.

Практика процентной политики за рубежом показывает, что процент по сбережениям населения играет немаловажную роль как для депозиторов, так и для банков. С постепенным переходом экономики к условиям рынка основа процента как "цены" сбережения будет обретать свой первоначальный смысл. Перед коммерческими банками стоит задача превратить процент в средство управления сберегательным процессом, найти дополнительные каналы привлечения сбережений.

2. Анализ процентной политики коммерческого банка (на примере ФАКБ "Инвестторгбанк" (ОАО)"Костромской")

2.1 Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка

Акционерный коммерческий банк "Инвестторгбанк" (ОАО) создан в марте 1994 года. Инвестторгбанк — универсальный коммерческий банк, клиентами которого являются предприятия и организации различных форм собственности, представляющие широкий спектр отраслей экономики.

АКБ "Инвестторгбанк" действует на основании "Устава Акционерного коммерческого банка "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК" (ОАО). Фирменное (полное официальное) наименование Банка: Акционерный коммерческий банк "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК" (открытое акционерное общество). Сокращенное фирменное наименование банка: АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО).

Банковские операции Банк осуществляет на основании соответствующих лицензий.

Органами управления Банка являются: Общее собрание акционеров — высший орган управления Банком; Совет директоров Банка. Осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров Банка; Председатель Правления — единоличный исполнительный орган. Осуществляет руководство текущей деятельностью Банка; Правление — коллегиальный исполнительный орган. Образуется по решению Совета директоров Банка и действует на основании настоящего Устава, а также утверждаемого Общим собранием акционеров Банка положения.

Миссия АКБ "Инвестторгбанк" — направленность на максимальное удовлетворение финансовых потребностей клиентов путем предоставления им полного спектра высокотехнологичных банковских продуктов и услуг.

Основа бизнеса Банка — политика формирования долгосрочных партнерских взаимоотношений с клиентами и создания универсальной системы банковского обслуживания, которая отвечает потребностям самых разных категорий клиентов — от частных вкладчиков и предпринимателей до предприятий малого бизнеса и крупнейших корпораций.

Основополагающие принципы работы Банка: внимательное и честное отношение к клиентам, своевременное выполнение Банком принятых на себя обязательств вне зависимости от внешних факторов.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

) Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

Банк проводит процентную и тарифную политику, исходя из рентабельности операций и оценки рыночных условий. Значительные объемы продаваемых продуктов и предоставляемых услуг снижают себестоимость отдельных операций и тем самым обеспечивают наиболее конкурентные цены для клиентов Банка.

Основные направления деятельности банка.

Привлечение

В качестве основных источников привлечения средств Банк определяет:

· Сбережения населения – главный и наиболее стабильный инвестиционный ресурс.

· Средства юридических лиц – наиболее динамично растущая составляющая пассивов Банка.

· Средства, привлекаемые на международных финансовых рынках, – долгосрочный пассив для расширения финансирования инвестиционных проектов.

Рис.3 Структура привлеченных ресурсов на 01.01.2000 г.

Политика Банка в области привлечения будет направлена на сохранение лидирующего положения на рынке вкладов физических лиц. Сбережения населения по-прежнему будут являться основой ресурсной базы.

В числе приоритетов процентной политики будет увеличение доли долгосрочных депозитов. Реализация такой процентной политики позволит Банку существенно сократить процентный и валютный риски. Оптимизируя структуру вкладов по срокам привлечения, Банк будет учитывать риск возможности безусловного досрочного отзыва депозита вкладчиком, что предусмотрено Гражданским Кодексом.

С целью улучшения структуры привлеченных ресурсов и предоставления конкурентоспособных ценовых условий для инвестиций в реальный сектор экономики, Банк ставит одной из основных задач в области привлечения средств сохранение и увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов. Что также будет способствовать снижению процентного риска и повышению объемов непроцентных доходов Банка.

Банк продолжит практику привлечения средств физических и юридических лиц путем эмиссии долговых обязательств и выпуска банковских сертификатов и предполагает сохранить долю данного вида ресурсов на уровне 6-7% от объема привлеченных Банком средств.

Роль лидера банковской системы России, высокие показатели ликвидности и надежности дают Банку конкурентные преимущества в работе на межбанковском рынке и позволяют использовать инструменты привлечения средств с целью обеспечения краткосрочной ликвидности, удешевления финансирования текущих платежей, более эффективного использования остатков на счетах Банка.

Заимствования среднесрочных и долгосрочных ресурсов у коммерческих банков как существенные источники формирования ресурсной базы Банка не рассматриваются.

Размещение

Для достижения основных стратегических целей Банк будет поддерживать оптимальное соотношение между тремя основными направлениями деятельности в области размещения ресурсов:

· Кредитование физических лиц - перспективный сегмент рынка размещения ресурсов.

· Кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.

· Инвестиции в государственные ценные бумаги, кредитование и участие в реализации целевых государственных и региональных проектов - основная форма поддержки экономических программ государства.

В рамках стратегии в области управления рисками при формировании активов Банк будет стремиться к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов Банка по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций. Развитие активных операций Банка будет осуществляться с учетом оценки эффективности различных сегментов рынка.

Рис.4 Структура размещенных ресурсов на 01.01.2000 г.

Основными направлениями оптимизации структуры высоколиквидных активов будут:

· минимизация остатков наличности в кассе, средств на корреспондентских счетах в Банке России, не приносящих доход;

· повышение уровня доходности размещения средств на счетах в банках-корреспондентах и в межбанковских депозитах;

· создание высоколиквидных торговых портфелей ценных бумаг первоклассных российских и иностранных эмитентов, обеспечивающих доходность на уровне выше ставок денежного рынка; размещение средств в краткосрочные финансовые инструменты международного финансового рынка с фиксированными параметрами риска и доходности.

Главной задачей Банка в области кредитования является увеличение качественного и высокодоходного кредитного портфеля на основе минимизации и диверсификации кредитных рисков. Банк продолжит кредитованиевсех основных групп клиентов: населения, корпоративных клиентов, федеральных структур и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кредитно-финансовых организаций.

Рис.5 Структура кредитного портфеля по направлениям кредитования на 01.01.2000 г.

По мере стабилизации экономической ситуации в стране и роста платежеспособного спроса населения планируется увеличить долю кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка за счет наращивания объемов предоставляемых кредитов и услуг. Банк предполагает повысить свою долю на рынке кредитования населения до 30%.

Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании будут оставаться эффективность бизнеса заемщика, рентабельность финансируемого проекта, а также поддержание стабильных оборотов по счетам в Банке

Кредитование корпоративных клиентов будет осуществляться по следующим основным направлениям: краткосрочное коммерческое кредитование, инвестиционное кредитование и проектное финансирование.

Краткосрочное кредитование корпоративных клиентов в рублях и иностранной валюте на срок до одного года будет ориентировано на удовлетворение потребностей клиентов в оборотных средствах. В качестве целевых групп по данному виду кредитования выделяются клиенты с наиболее высокой оборачиваемостью средств, которые представлены предприятиями легкой и пищевой отраслей, службы быта, торговыми и торгово-посредническими предприятиями.

Торговый портфель ценных бумаг создается как эффективный инструмент снижения затрат на поддержание краткосрочной ликвидности Банка, необходимое условие для развития клиентских операций.

Сбербанк России рассматривает инвестиционные вложения в ценные бумаги как один из основных активов Банка, способ эффективного вложения собственных средств и ресурсов, привлеченных у клиентов.

Стабилизация политической ситуации, положительные тенденции в экономике России создают основу для расширения инвестиций в реальную экономику и требуют ускорения темпов роста ресурсной базы Сбербанка России. В качестве основных источников привлечения средств Банк определяет:

Сбережения населения - главный и наиболее стабильный инвестиционный ресурс.

Средства юридических лиц - наиболее динамично растущая составляющая пассивов Банка.

Главной задачей банка в сфере привлечения ресурсов является:

Сохранение лидирующего положения на рынке привлечения сбережений граждан, стимулирование сбережений и инвестиционной активности населения путем предоставления вкладчикам Банка возможности выбора эффективных форм сбережений, соответствующих клиентским требованиям к ликвидности, доходности и надежности, обеспечивающих прирост и накопление вложенных средств. Сохранение приоритетных ценовых условий по вкладам для наименее социально защищенных групп населения.

Сохранение и возможное увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов, формирование у клиентов долгосрочных предпочтений в использовании услуг Банка.

С целью создания ресурсной основы для расширения активных операций, инвестиций в реальный сектор экономики и снижения собственных процентных рисков в качестве основных приоритетов при формировании ресурсной базы Банк выделяет: удлинение сроков привлечения средств, снижение общей стоимости ресурсов, оптимизацию структуры привлечения ресурсов по параметрам "цена - срок - риск переоценки или досрочного отзыва”.

Последствия социально-политической и экономической нестабильности и инфляционные ожидания, характерные для посткризисного периода, серьезно затрудняют проблему выбора населением эффективных форм сбережений. Высокий уровень доверия населения к работе Сбербанка России в сочетании с доступностью и привычностью используемых форм хранения средств способствуют постепенному преодолению склонности хранить сбережения в наличной форме. По мере замедления темпов инфляции, ускорения роста производства, сокращения сумм задолженности по выплате заработной платы и пенсий, снижения ставок налогообложения доходов граждан, возможности банка по привлечению средств населения будут возрастать.

Политика банка в области привлечения будет направлена на сохранение лидирующего положения на рынке вкладов физических лиц. Сбережения населения по-прежнему будут являться основой ресурсной базы. Банк предложит новые финансовые продукты для физических лиц, разработанные на основе оценки макроэкономических параметров, регулярно проводимого мониторинга региональных рынков вкладов и услуг, уровня востребованности определенных условий по вкладам. Предлагаемые Банком вклады будут учитывать потребности всех социальных и возрастных групп граждан - работающих и пенсионеров, молодежи и людей среднего возраста, и будут рассчитаны как на малообеспеченные слои населения, так и на людей со средним и высоким уровнем дохода.

Процентная политика банка по срочным депозитам физических лиц будем направлена на предложение процентных ставок, учитывающих рыночные условия, резервные требования Банка России, что обеспечит вкладчикам прирост и накопление вложенные средств. В числе приоритетов процентной политики будет увеличение доли долгосрочных депозитов. Стремление вовлечь "матрацные" средства населения в хозяйственный оборот приводит к необходимости повышения привлекательности и стимулирования роста не только рублевых, но и валютных вкладов. Реализация такой процентной политики позволит Банку существенно сократить процентный и валютный риски. Оптимизируя структуру вкладов по срокам привлечения, Банк будет учитывать риск возможности безусловного, досрочного отзыва депозита вкладчиком, что предусмотрено Гражданским Кодексом. Многолетний опыт работы Банка на рынке вкладов физических лиц, разветвленная филиальная сеть, обеспечивающая повсеместную доступность услуг Банка, сложившиеся стереотипы поведения и мотивы сбережений разных групп населения исторически обусловили формирование клиентской базы Банка в основном за счет граждан пенсионного возраста. Учитывая социальную миссию, Банк сохранит приоритетные ценовые условия по вкладам для данной группы клиентов.

Банк рассматривает как целевую группу потенциальных клиентов экономически активное население страны и молодежь. Банк продолжит разработку и внедрение комплекса мер, направленных на привлечение на обслуживание данной группы клиентов, стимулирование их сберегательной активности. Банк предложит соединение вкладных продуктов с кредитными и страховыми, разработает продукты, направленные на удовлетворение потребностей вкладчиков в жилье, крупных покупках, оплате образования, туризме и отдыха. Привлечению и закреплению данной группы клиентов, созданию системы долгосрочного взаимовыгодного партнерства Банка и клиента будет способствовать развитие программ поддержки индивидуальных операций на финансовых рынках, доверительное управление средствами клиента, финансовый консалтинг, брокерское и агентское обслуживание, использование передовых информационных технологий, в том числе и Интернета. Наряду с тиражированием стандартных конкурентоспособных банковских продуктов, ориентированных на широкие слои населения, будет предложено индивидуальное обслуживание и вкладные продукты для состоятельных клиентов.

Сбербанк России будет расширять выпуск карт международных платежных систем, ориентированных на средний класс и состоятельных клиентов; международных дебетовых карт и микропроцессорных карт АС Сберкарт для перечисления зарплат, пенсий и социальных выплат. Улучшение уровня сервиса, возможности использования Интернет - технологий и мобильной телефонной связи, развитие эквайринга позволяет превратить банковские карты в массовый продукт и обеспечат значительное увеличение потоков денежных средств с использованием банковских карт и остатков на клиентских карточных счетах. Банк планирует рост остатков на счетах банковских карт до 3-5 % от общего привлечения средств физических лиц. В качестве наиболее приоритетного направления Банк выделяет работу с предприятиями, университетами, институтами по предложению зарплатных проектов.

С целью улучшения структуры привлеченных ресурсов и предоставления конкурентоспособных ценовых условий для инвестиций в реальный сектор экономики, Банк ставит одной из основных задач в области привлечения средств сохранение и увеличение доли на рынке банковского обслуживания корпоративных клиентов. Планируется увеличение доли средств, привлеченных от корпоративных клиентов в депозиты. Поставленную цель предполагается достичь на основе формирования долгосрочных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с клиентами.

Выдача ссуд - один из основных и традиционных видов банковских операций. Коммерческие кредиты (или кредиты предприятиям любой формы собственности) предоставляются заемщикам при соблюдении принципов целевого использования: обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Основные направления кредитной и процентной политики банка определяются Советом директоров Сберегательного банка РФ в соответствии законодательством РФ, нормативными документами Центрального Банка России. Координацию кредитной работы и принятие решений о выдаче кредитов (или их пролонгации) осуществляет кредитно-инвестиционный комитет - постоянный рабочий орган банка, действующий в соответствии с Положением о кредитно - инвестиционном комитете.

Сберегательный банк Российской Федерации предоставляет кредиты заемщикам на цели, предусмотренные их уставом для осуществления текущей и инвестиционной деятельности. Приоритет при формировании кредитного портфеля, как правило, имеют акционеры, затем заемщики, имеющие в банке расчетные счета и совершающие по ним операции.

Предоставление банком кредитов основывается на учете необходимых потребностей заемщиков в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата. Банк предоставляет кредиты в пределах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивая сбалансированность размещаемых и привлекаемых ресурсов по срокам и объемам.

Кредитные операции - наиболее рисковые операции банка. Поэтому кредитная политика ориентируется на надежность заранее проверенных заемщиков, с которыми банк в течение длительного времени работает и знает их финансовое состояние.

Сберегательный банк РФ, как и другие крупные банки, осуществляет межбанковское кредитование. Предоставляются в основном краткосрочные кредиты коммерческим банкам (или отделениям Сбербанка) за счет имеющихся в его распоряжении кредитных ресурсов. В качестве обеспечения ссуд выступают также залог имущества, залог ценных бумаг, гарантия (поручительство). При отсутствии средств у банка - заемщика для погашения основного долга или процентов банк - кредитор взыскивает средства с гаранта или реализует залоговое право банка.

В последнее время наметился переход от прямого межбанковского кредитования коммерческих банков к солидарному кредитованию крупнейших отраслей хозяйства через совместные программы с крупными отраслевыми коммерческими банками, а также их прямое кредитование.



Наряду с кредитованием юридических лиц и межбанковским Сбербанк традиционно предоставляет потребительские кредиты населению: краткосрочные и долгосрочные.

Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:

Недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;

Кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);

Низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);

Снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;

Значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);

Повышенные колебания курсов всех валют.

Осознавая особую ответственность перед акционерами и вкладчиками, Сбербанк России, для более эффективного управления рисками, усиливает внимание:

· к источникам погашения и их надежности;

· к уровню текущей ликвидности клиента;

· к уровню долговой нагрузки;

· к качеству и ликвидности обеспечения;

· к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;

· к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;

· к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:

· повышение доступности кредитов, предлагая различные способы их погашения - равными ежемесячными (аннуитетными) или дифференцированными платежами, с обязательным разъяснением клиентам всех возможностей и ограничений того или иного вида платежей;

· помощь клиентам избежать принятия на себя чрезмерной долговой нагрузки, усилив внимание к индивидуальной платежеспособности при выдаче новых кредитов;



· сохранение всей линейки розничных кредитных продуктов и продолжение ее оптимизации, учитывая необходимость сохранения качества кредитного портфеля;

· обеспечение повышения финансовой грамотности населения, консультации и разъяснения по всем продуктам и услугам Банка;

усиление работы по сохранению и повышению качества кредитного портфеля, тщательно оценивая финансовые возможности заемщиков и предлагаемое обеспечение.



Похожие статьи