Программа газификации села. Национальный проект по газификации страны провалился Газа в этот регион он

Программа, решающая проблемы населённых пунктов, куда не подведён газ, появится в следующем году

Государство намерено вплотную заняться решением проблемы газификации сельских населённых пунктов. Пока, по данным экспертов, этот показатель не превышает 50 процентов. Законопроект Правительства, который Госдума планирует принять до конца весенней сессии, предлагает возложить ответственность за газификацию на муниципалитеты. О том, поможет ли это обеспечить нуждающихся в дешёвом топливе, шёл разговор в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 июня.

В программе забыли о государстве

«Газификация домовладений, в особенности сельских, предполагает новое качество жизни населения», - прогнозирует член Комитета Госдумы по энергетике . В 2001 году была принята правительственная программа газификации сельских населённых пунктов. Согласно документу, к 2025 году газификация в России достигнет 85 процентов территории страны.

Летом прошлого года глава Газпрома Алексей Миллер докладывал президенту, что показатель газификации пока что достиг 67 процентов. Таким образом, программа к расчётному году может быть даже перевыполнена. Однако цифры - вещь лукавая.

Дело в том, что газификация по-газпромовски означает подведение магистральной трубы к границам населённого пункта. Дальше - зона ответственности региональных газоснабжающих компаний. Но они не спешат включаться в работу, пока не увидят коммерческой выгоды. «Близок локоток, да не укусишь», - вспоминается русская пословица. Для многих населённых пунктов в нашей стране ситуация с газификацией именно так и выглядит. Свидетельство тому - тысячи обращений от жителей во все инстанции, в том числе и к президенту.

«Мы долгие годы с нетерпением ждали, когда в нашу деревню придёт газ. Но велико было разочарование, когда мы узнали, что наша деревня не включена в реестр по газификации. В администрации сельсовета нам ответили, что газовики почему-то вычеркнули из этого списка нашу деревню. Даже не знаем почему к нам такая немилость, почему мы попали в опалу к газовикам. Ведь наша деревня не самая маленькая, не вымирающая, она не в глуши и не заброшена. Она живая, процветающая, наблюдается приток молодого населения», - пишут жители села Вязниковского района Владимирской области. Впрочем, чтобы узнать об остроте газовой проблемы, ездить далеко от столицы вовсе необязательно. В Московской области из шести тысяч сельских населённых пунктов газифицировано менее трёх тысяч. За период с 2013 по 2017 год в регионе газифицировано всего 400 населённых пунктов.

Конечно, газ можно провести в свой дом, заключив в частном порядке договор с газоснабжающей компанией. Правила заключения такого договора прописаны в постановлении Правительства от 2013 года. Но тут возникает вопрос цены за подключение, а у региональных газовщиков они заоблачные.

«Друзья, подскажите, как быть? Построил дом в Новой Москве и решил подключить газ. Обратился в Мособолгаз и был в шоке - цена за подключение и составление технической документации составила 1 миллион 890 тысяч рублей!», - пишет на форуме житель Новой Москвы Николай Н. Получается, что госпрограмма сама по себе, а реальность сама по себе. »В государственной программе довольно плохо прописана роль самого государства. Многие региональные проекты по газификации не могут получить финансовой поддержки от Правительства. В итоге большая часть расходов покрывается Газпромом и региональными бюджетами», - заметил замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев .

К газу подключат… муниципалитеты

В Правительстве намерены исправить ситуацию и придать забуксовавшей газификации новый импульс. В Госдуму внесён законопроект, направленный на решение вопросов газификации посёлков. «Суть документа в том, что газификация на внутрипоселковом уровне становится ответственностью муниципалитетов. Для этого расширяются их полномочия», - объяснил член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.

Муниципальные чиновники должны провести ревизию на территории, какие населённые пункты или объекты должны быть газифицированы, в какие сроки. Также они обязаны предоставить данные о прогнозируемых объёмах потребляемого газа (этот показатель крайне важен для Газпрома). «Иными словами, в каждом муниципалитете должна появиться своя программа газификации», - отметил депутат.

Хорошо, конечно, что определена ответственность за подведение газа к домам, однако повлияет ли это на цену подключения для потребителя?

Эксперты сходятся во мнении, что прямого влияния на снижение цен закон окажет лишь в том случае, если работа муниципалитета позволит объединить жителей. «Подключение для 250 домов, будет в разы дешевле, чем для 5-10. Разница - от 60 тысяч до трёх миллионов, если подключаться в одиночку. Объединяться необходимо, а то часто происходит так: пять человек в посёлке оплачивают подключение к газу, а остальные ждут, чтобы осуществить потом незаконные врезки», - констатировал заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталия Пронина .

«Введение ответственности для муниципалитетов за газификацию на местах скажется положительно ещё и потому, что если будет установлено, что плата за газификацию данного населённого пункта превышает материальные возможности жителей, местные органы власти смогут ходатайствовать о том, чтобы газ в данный посёлок был проведён на бюджетные деньги», - подчеркнул Борис Гладких. Депутат добавил, что бюджетные средства на газификацию предусмотрены, однако, по его мнению, муниципалитеты должны конкурировать за их получение. И способом такой конкуренции станет создание местных программ газификации.

Труба должна быть государственной

«Так или иначе муниципалитетам придётся идти на переговоры с Газпромом и нетрудно догадаться в чью пользу они закончатся», - сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды . По его мнению, данный законопроект - лишь первый шаг. За ним должны последовать более действенные меры со стороны государства. Одна из них - появление государственной трубы (уже не принадлежащей Газпрому), подключение к которой и, соответственно, его стоимость будут регулироваться государством. «Кстати, ничего особенного изобретать не придётся, - считает Александр Василенко. - В нефтяной отрасли уже создан такой прецедент. Добываемая частными компаниями нефть течёт по трубе, которая принадлежит «Транснефти», а она - госкомпания».

Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа.

Возможны и другие варианты газификации. Например, использование попутного газа в регионах, где есть нефтедобыча. Сегодня попутный газ просто сгорает в факелах. Нефтедобывающие компании были бы не прочь отдавать его Газпрому, но цены монополии за допуск к трубе никого не устраивают. Сжечь дешевле. «Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа. Осуществит её уже не Газпром, а альтернативный поставщик», - уверен Александр Василенко. Он считает, что программу газификации на федеральном уровне позволит выполнить только огосударствление газопроводов и появление альтернативных поставщиков газа. «И это произойдёт рано или поздно», - отметил депутат.

Начиная с 2016 года, государством была разработана специальная по проведению газификации сельских населенных пунктов. На сегодняшнее время газификации подверглись только 15% деревень и других населенных пунктов. Поэтому значительная часть населения отапливается дровами или углем. О том, за что и когда должны платить люди при проведении газификации сел, будет рассказано ниже.

Прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства

Согласно утвержденной программе газификация проводится по следующим основаниям:

  1. На государственном и региональном (местном) уровне разрабатывается специальная программа, в которую включается перечень населенных пунктов, которые будут подвергнуты газификации. При этом расходы по прокладке центральных газоводов берет на себя Газпром, а подводку от них трубопроводов газа низкого давления (в населенный пункт и дома граждан) оплачивают муниципальные власти.
  2. Жители населенного пункта самостоятельно создают инициативную группу, после чего собирают пакет специальных документов, разрешений, и проводят в свое село газ. Этот используется для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации.

Говоря о региональной программе, нужно отметить, что газовщики самостоятельно изготавливают всю проектную документацию, находят организации, которые имеют разрешение на строительство газопроводов, и оплачивают все расходы вместе органами муниципалитета, за исключением непосредственного подключения домовладения или квартиры.

Если граждане делают это самостоятельно, тогда все бремя по изготовлению документов, проектов, поиск подрядчиков ложится на их плечи. Нужно запомнить, что прокладывание газопроводов относится к проведению капитального линейного строительства. Поэтому на такие работы необходимы не только технические документы, но и получение различных разрешений от муниципальных и региональных властей.

Что нужно для проведения газификации

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о том, что нужно для проведения газификации. Для начала жители села должны получить информацию о том, возможна ли газификация их населенного пункта. Для этого необходимо создать инициативную группу, выбрать председательствующего, или старшего, и наделить его полномочиями. Для этого граждане проводят собрание, на котором выражают свое желание провести газ, и выбирают старшего. Все это оформляется протоколом.

Старший должен составить письмо и направить его главе муниципалитета (региональной власти), с просьбой предоставить информацию входит их село в государственную программу или нет. В зависимости от полученного ответа будут осуществляться по газификации. Если село находится в списках государственной программы, значит в ответе будет указана эта информация, а также срок когда будут начаты работы по прокладке трубопроводов. Также будет доведена информация о том, сколько будет стоить подключение к общей газовой магистрали каждого жилого помещения.

То есть гражданам необходимо дождаться начала работ, внести определенную сумму, и ждать подачу газа в их дом. Если в ответе будет указано, что населенный пункт не подпадает под государственную газификацию, то решать такие вопросы необходимо самостоятельно. Об этом будет детально рассказано ниже. Нужно знать, что в настоящее время для семей с малым достатком, пенсионный фонд и органы социальной защиты предоставляют субсидии, которые можно использовать для оплаты за проведение и подключение газа.

Как проводится газификация, если село не попало в программу

Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного сел

Процесс проведения газификации без участия в программе будет происходить по следующему алгоритму:

  1. Для начала необходимо провести общее собрание жителей конкретного села, на котором должно присутствовать большинство. На нем выбрать инициативную группу и ее главу, который и будет заниматься сбором всех документов и подписанием договоров. Все это оформляется протоколом общего собрания.
  2. Следующий шаг сбор всей необходимой информации. Для этого глава инициативной группы должен направить запрос в органы муниципальной власти, чтобы те дали четкий перечень необходимых документов, а также в облгаз. Последний должен предоставить детальную информацию о том, возможно ли провести газ в этот населенный пункт, какие организации имеют лицензии на разработку проектов, и прокладку труб.
  3. Если все ответы положительные, тогда следующий вопрос, это определение собственника центрального газопровода. Им может быть муниципалитет, облгаз, Газпром, или какое либо юридическое лицо. Определение собственника необходимо для получения от него разрешения на врезку других труб, по которым газ пойдет в жилые помещения.
  4. Следующий этап — подготовка технической документации. Для этого глава инициативной группы должен обратиться в проектную организацию и заключить с ними договор на разработку соответствующего проекта, а также стоимость работ.
  5. Далее необходимо будет (после получения проекта) получить (согласование) у органов муниципальной и региональной власти. Это будет делать глава инициативной группы. На практике, компании, которые занимаются проектной документацией, включают в стоимость своих работ проведение согласования.
  6. Когда проект готов, глава инициативной группы должен найти подрядную организацию, которая сможет выполнить работы по прокладке и врезке труб к центральному газопроводу, а также подключить всех желающих абонентов. Естественно, что это будет не бесплатно, поэтому также нужно согласовать стоимость работ.
  7. После того, как работы будут проведены, абоненты покупают газовые приборы, их проверяют представители облгазов, и только после этого топливо подается в дома.

Как видно из данного алгоритма, затраты на газификацию, если село не было включено в программу, будут значительными. Нужно обратить внимание на то, что в случае отсутствия рядом с населенным пунктом магистрального трубопровода получить разрешение на газификацию села не получится. В таком случае инициативной группе придется согласовывать этот вопрос с представителями Газпрома или облгаза.

Порядок написания заявления

Последний вопрос, который осталось выяснить, это подключение конкретного абонента к газу. Оно будет происходить по следующему алгоритму:

  • абонент должен обратиться в облгаз с заявлением, о просьбе подключить его объект (жилое ) к газу, в нем указывается адрес, а также количество приборов, которые будут использоваться (к этому документу прилагаются документы подтверждающие право собственности на жилое помещение);
  • после этого абонент должен обратиться в облгаз, где ему должны изготовить проект подключения (никаких согласований для этого не понадобится);
  • после всех согласований, абонент приобретает газовый счетчик (необходим для учета потребления количества газа, и оплаты по его показаниям), и заключает договор с подрядной организацией, работники которой проведут подключение.

Пуск газа на бытовой объект жителя происходит в присутствии представителей облгаза. Согласно плану газификации сел в РФ она происходит на основании программы принятой на государственном и региональном уровне. В таком случае абоненты платят только за свое подключение. Если село не вошло в эту программу, тогда проводка магистрали, изготовление технической документации ложиться на плечи жителей села.

О газификации из первых рук:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

11 мая 2018 104

Обсуждение: 3 комментария

    Думаю, что если бы государство было действительно заинтересовано в газификации сел, то оно взяло бы на себя расходы по покупке газовых счетчиков и составлению проектной документации. Или можно было бы обязать Газпром делать это на деньги, которые тратятся на спонсирование зарубежных и российских спортивных команд.

    Ответить

    На газификацию сельского поселения жителей Московской области практически не выделено. Глава области Воробьев и мособлгаза Дмитрий Голубков приватизировали Мособлгаз в 2017-2018 году и теперь работают в личных интересах. Выделенные бюджетные деньги тратят на газификацию экономических зон для создания там промышленных структур и конечно в личных интересах, а сельским жителям продвигают «умную «газификацию, суть которой заключается, что бы селяне сами создавали коммерческие структуры, собирали деньги и оплачивали газификацию в свои дома. Стоимость этих работ начинается от 220 тыс рублей от каждого жителя. Но сроки проведения газа идут годами. А потом эти газовые линии жители бесплатно сдают мособлгазу. Это новый способ обворовывания сельских жителей московской области. Это способ руководства единой россии. А в Подмосковье без газа более 3х тысяч населенных пунктов.

    Ответить

    «для тех населенных пунктов, которые по какой либо причине не были включены в государственную и региональные программы газификации» — Конституция, Статья 19. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует… Как-то непонятно: для кого-то за бюджетно-региональные-муниципальные денежки, а для других за личные… В чем подвох?

    Ответить

Десять лет назад первый вице-премьер Дмитрий Медведев объявил газификацию России «пятым нацпроектом», а в 2009-м, уже в должности президента, пообещал к 2015 году подать голубое топливо ко всем городам и сёлам страны. И вот месяц назад, в конце февраля, глава «Газпрома» Алексей Миллер отчитался перед нынешним главой государства Владимиром Путиным: уровень газификации в РФ едва превысил 66%, то есть до достижения намеченных целей ещё очень далеко.

Обещания остались обещаниями, а с газовой проблемой продолжают сталкиваться даже граждане, которым до трубы буквально рукой подать.

Для трети населения России газ продолжает оставаться недостижимой роскошью – такая безрадостная информация содержится в бодром выступлении руководителя «Газпрома». По словам Миллера, в прошлом году было построено 1275 километров газопроводов-отводов и распределительных сетей, газифицировано 206 населённых пунктов. Однако монополия всё равно не сильно приблизилась к заявленным десятилетие назад целям провести газ повсеместно.

Но это ещё полбеды. Даже население наиболее газифицированных регионов страны зачастую не может позволить себе роскошь – именно что роскошь – воспользоваться голубым топливом. Так, в Московской области присоединение к трубе обходится гражданам в полмиллиона рублей и больше. При этом сроки подключения домов могут достигать года и больше.

Бумажная работа

При этом усилия «Газпрома» по прокладке труб – это, наверное, даже не половина дела в сфере обеспечения населения энергоносителем. Основная работа ложится на плечи и кошельки рядовых граждан.

Что кажется парадоксальным: казалось бы, «Газпром» должен за свой счёт подключить как можно больше абонентов, чтобы иметь постоянных платных потребителей. Как в некоторых западных странах, например, где за клиентов едва ли не дерутся.

Кстати

Хронически низкий уровень газификации России – наследие советского прошлого, когда прочие республики СССР имели здесь явное преимущество перед РСФСР. К моменту развала Союза большинство республик было газифицировано на 90–95%. В то же время этот показатель в РСФСР в среднем составлял 30–40%.

Для подключения к трубе у нас собственникам уже построенных домов (просто на участок газ не проводится) необходимо подготовить следующие документы: технический паспорт дома, свидетельство о праве собственности на участок, свидетельство о праве собственности на дом, кадастровый план, ИНН, паспорт владельца. Без них подключение будет невозможно. Затем необходимо получить техусловия – перечень необходимых мероприятий по установке, монтажу и проведению газа, – написать заявление и приложить указанные документы. После этого следует разработка проекта, который согласуется с газовиками. Всего же до момента поступления газа в дом вам придётся совершить около 50 действий и подождать около года.

Однако это ещё не самая непреодолимая проблема, с которой сталкиваются обыватели. Гораздо серьёзнее и, прямо скажем, непонятнее то, что населению приходится переплачивать за газификацию домовладения более чем в 10 (!) раз.

Дело вот в чём. Ещё в декабре 2013 года российское правительство выпустило постановление, утверждающее Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В документе чёрным по белому указано: плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования... устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей, при условии что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения... до точки подключения составляет не более 200 метров». Казалось бы, вполне разумные тарифы.

Вот только, как выяснила «Наша Версия», большинство граждан, тянущих газ к своим домам, о таких расценках может только мечтать. В реальной жизни стоимость подключения к трубе на порядок выше.

Вот что рассказала корреспонденту нашей газеты жительница деревни Щербино Московской области: «На практике всё оказывается совершенно иначе. На данный момент если у вас от трубы до забора не более 50 метров, то сама врезка будет стоить 50–58 тыс. рублей. Потом идёт отдельный проект – от внутренней части забора до дома, это ещё примерно 200 тысяч. А с внутренней разводкой по дому на круг получается около 500 тыс. рублей. И такие правила по всей Московской области. Более того, когда наша деревня газифицировалась, мы трубу вели на собственные деньги и нам пришлось делать экспертизу проекта, которая никому не нужна. С нас взяли ещё 300 тысяч».

С теми же ценами сталкиваются и обитатели прочих селений Подмосковья.

Житель коттеджного посёлка Купавна Life Алексей скрупулёзно перечисляет: «Для подключения к газопроводу необходимо: построить дом, получить свидетельство о собственности, сделать технический паспорт дома в БТИ, приобрести и установить газовый котёл и газовую плиту, заключить договор на их обслуживание, обратиться в СИТ или к их подрядной организации «Газпроектсервис-М» с заявлением о подключении и копиями документов. Заплатить 600 тыс. рублей».

При этом неподъёмные цены как-то увязываются с неторопливостью газовиков. Андрей, житель коттеджного посёлка «Стольный», расположенного в Новой Москве, возмущается: «По срокам, конечно, полный абзац. Как можно под постоянным давлением собственника сделать за «год и пару месяцев»? А если не пинать, и в два года можно не уложиться. К слову, 600 тыс. за год можно и крутануть неплохо».

Хотя иногда случаются исключения из прискорбного правила – кто-то платит значительно меньше. Как рассказывает Дарья из коттеджного посёлка Купавна Life, её знакомые в Домодедовском районе «…провели газ за 50 тыс. и 40 заплатили за счётчик, допработы и обслуживание на год. Всё делали сами, потратили полтора года. А другие там же за 800 тыс., но за полгода и не сами».

Газ в России для населения продаётся практически по самым низким ценам в Европе. Тем не менее этот вид топлива кое-где всё равно доступнее для граждан в финансовом плане, чем в нашей стране.

Справедливости ради: ценовой беспредел характерен скорее для Подмосковья. В других регионах страны газификация проходит по более земным тарифам. «У меня коллега на работе построил дом и подключил его к газу за 70 тыс. рублей, и это с проектированием и подключением, будто в разных странах живём», – сообщают из Брянской области. Впрочем, такие цены скорее всего обусловлены уровнем платёжеспособности местного населения, а не сердобольностью газовиков.

Альтернативы нет

Вот только долго ли у граждан будет сама возможность подключиться к трубе, пусть даже за большие деньги? Не исключено, что там, где газификация до сих пор не состоялась, газ так и не появится.

В том числе, утверждают аналитики, вероятно, компания решит «урезать программу газификации регионов».

Или вот ещё тревожная деталь. На днях Банк России, апеллируя к закону «О рынке ценных бумаг», разрешил ОАО «Дальтрансгаз», дочерней структуре «Газпрома», не раскрывать данные о газификации Дальнего Востока. А ведь те края самые необеспеченные в данном отношении. Уровень газификации Хабаровского края – ужасающие 15,8% по итогам 2015-го, Приморья – 1,5% (данные годовой давности), Камчатки – немногим больше, Амурской области, Чукотки и далее – стремится к нулю.

То есть в данном федеральном округе у людей в принципе отсутствует возможность присоединиться к трубе, сколько бы они ни были готовы на это потратить.

Похоже, заявленные десятилетие назад планы окончательно пошли прахом. И всё идёт к тому, что население России так никогда и не будет обеспечено газом в полной мер

ЧТО ПОЧЁМ

Магистральный газ остаётся фактически безальтернативным для населения топливом. Во-первых, он дёшев. Так, электрическое отопление в 8 раз дороже газового. Дизельное топливо – дороже газа в 5,5 раза, уголь, дрова – более чем в 4 раза. Даже сжиженный газ не конкурент магистральному – разница в оплате здесь достигает 6 раз. Во-вторых, по энергоэффективности газовые котлы уступают лишь электрическому оборудованию. А электричество, повторимся, дорого. В целом, с учётом теплотворности топлива и КПД котла, расходы могут быть таковы. За отопительный сезон газ из трубы «съест» примерно 27,5 тыс., уголь – почти 72 тыс., дрова – 90 тыс., газгольдер – более 100 тыс., дизель – 133 тыс., электроэнергия – 155 тыс. рублей.

Когда мы слышим слова «деревня» или «село», нам тот час представляются старенькие домики с покошенными крышами, поля, заросшие сорняком, отсутствие дорог, постоянные перебои с электричеством, колодцы с ключевой водой и бабушки, сидящие на лавочках вдоль столетних заборов, якобы заботящихся об их безопасности и безопасности их скудного хозяйства.

Чтобы изменить стереотипы малых населённых пунктов в XXI веке, требуется внедрение на их территориях инновационных энергоэффективных нересурсоёмких экологичных технологий, позволяющих с избытком обеспечить хозяйство жителей таких территорий и их самих достаточным потенциалом для модернизации, улучшения и развития «жизни на селе».

Немаловажным критерием внедряемых инноваций должен стать принцип экономической эффективности эксплуатации и производства конечного продукта.

Таким образом, мы приходим к тому, что главными задачами Государства в настоящий период должны стать:

  • развитие и организация инфраструктуры;
  • улучшение инвестиционного климата не только региона, но и отдельно взятых населенных пунктов, что в свою очередь зачастую невозможно без совершенствования Российского законодательства.

Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь необходимый для современной жизни и ведения бизнеса спектр ресурсов.

Ключевыми здесь должны стать :

  • газификация,
  • электрификация,
  • водоснабжение,
  • водоотведение,
  • телефонизация,
  • Интернет,
  • дороги.

Развитие инфраструктуры значительным образом повлияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата для того, чтобы регион или населённый пункт стал более инвест-привлекательным.

Но без установления специальных налоговых режимов или особых экономических зон, решение столь сложного вопроса считаю не возможным! Необходимо дать все возможности отечественному инвестору организовывать и развивать бизнес в экономически неэффективных неразвитых регионах, привлекать свежую рабочую силу, осуществлять идею социального развития региона.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что первостепенным критерием развития инфраструктуры региона является показатель газификации данного региона. От того, в каждом ли малом населённом пункте есть газ, напрямую зависит – есть ли там более или менее цивилизованная «жизнь».

В отсутствие газификации деревни и села погибают – жители покидают свои дома в поисках «нормальной» жизни, достойной уровня XXI века. Остаются лишь те, кто принял решение «доживать свой век здесь», а зачастую это люди, которые защищали нашу Родину - те, о ком Государство обязано позаботиться в первую очередь!

Ярким примером беспрецедентной безответственности Государства и несовершенства Российского законодательства, может стать деревня Кощейково, расположенная на 43-ем километре трассы «Холмогоры», вошедшая в состав городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

По настоящее время деревня не газифицирована. Совет депутатов городского поселения Лесной в 2010 году выдели 2 млн. рублей на проектно-изыскательские работы по газификации данной деревни, которые были выполнены. Проект прошёл экспертизу с положительным заключением ГАУ МО «Мособлэкспертиза» № 50-1-5-0135-11 от 16.02.2011г., после чего в Топливно-энергетический комитет Московской области было направлено письмо Администрации Пушкинского муниципального района с просьбой о включении деревни Кощейково в программу Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2012 годы».

28.06.2011 года за № 1/12-2590 в адрес руководителя Администрации Пушкинского муниципального района пришёл ответ, в котором сообщается, что деревня Кощейково не включена в Программу по причине недостаточного количества постоянно зарегистрированных жителей.

В ответ на наше обращение на имя Заместителя Председателя Правительства Московской области о газификации д. Кощейково городского поселения «Лесной» Пушкинского муниципального района Московской области (Исх. № 39 от 22.03.2012г.) Топливно-энергетический комитет Московской области (в воём письме № 10/2741 от 16.04.2012) сообщает, что согласно реализуемой в настоящее время на территории Московской области Программы Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50, предусмотрено строительство газопроводов высокого давления к населённым пунктам с количеством постоянно зарегистрированных жителей от 200 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области количество постоянно зарегистрированных жителей в д. Кощейково составляет 26 человек, в связи с чем газификация деревни не предусмотрена вышеуказанным нормативным правовым актом.

В случае с деревней Кощейково есть готовый проект, положительное заключение ГАУ МО «Мособлэкспертиза», фактическая необходимость газификации домов, где постоянно прописаны 26 человек, а постоянно проживают 82 семьи, но нет возможности бюджета городского поселения «Лесной» и бюджета Пушкинского муниципального района профинансировать работы по газификации.

Стоит обратить внимание, что обсуждаемая проблема - это проблема не только Пушкинского муниципального района, но и ряда других районов Московской области, и России в целом.

Замечу, что проблема газификации имеет большую социальную важность и способствует снятию социальной напряжённости среди населения. Также отмечу, что газификация малых населенных пунктов (таких, как деревня Кощейково) позволит развивать территории малых деревень, сделать их более привлекательными в инвестиционном плане для малоэтажного строительства, развития индивидуального жилищного строительства и, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и росту сельского населения в России.

Таким образом, в деревне Кощейково решить вопрос газификации можно лишь двумя способами:

  • Изыскать возможность выделения бюджетом Московской области городскому поселению Лесной Пушкинского муниципального района целевых средств (субсидий) в сумме 12 млн. рублей для завершения мероприятий по газификации деревни Кощейково.
  • Внести изменения в концепцию формирования Перечня мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в 2007-2014 годах, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2006 № 837/33 «О мероприятиях по газификации сельских населённых пунктов в Московской области в 2007-2014 годах» (в части изменения ценза – числа постоянно зарегистрированных жителей с 200 человек до 25 человек).

Андрей Одинцов , депутат Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, участник проекта «Я - Депутат»

На всем протяжении развития газовой отрасли, одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов и созданием Единой системы газоснабжения развивалось такое важное направление деятельности ПАО «Газпром» как газоснабжение и газификация субъектов Российской Федерации.

История

В 2001 году, в процессе совершенствования данной работы, в ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») с привлечением ООО «Газпром межрегионгаз» впервые была организована работа по формированию и утверждению ежегодных программ газификации по субъектам Российской Федерации на основе системного подхода к выбору объектов для строительства.

В 2005 году для ускорения темпов газификации российских регионов, главным образом населенных пунктов в сельской местности, руководством ОАО «Газпром» было принято решение о значительном увеличении объемов инвестиций. Функции по организации и координации работ, связанных с выполнением Программы газификации регионов РФ, были возложены на «Газпром межрегионгаз». При этом региональным компаниям по реализации газа, входящим в структуру «Газпром межрегионгаза», было поручено представлять интересы «Газпром межрегионгаза» в регионах и осуществлять контроль на всех этапах реализации проектов.

Выполнение функций заказчика строительства было поручено организациям ОАО «Регионгазхолдинг» и ОАО «Газпром газораспределение» (c 18 апреля 2016 года - АО «Газпром газораспределение»).

Графики синхронизации определяют ответственность сторон.

Начиная с 2005 года, основной целью реализации программ газификации является доведение газа до конечного потребителя. Для ее решения совместно с администрациями регионов стали ежегодно подписываться планы-графики синхронизации выполнения программ газификации. В планах-графиках по каждому населенному пункту, к которому подводится межпоселковый трубопровод, указывается планируемое количество потребителей, в том числе домовладений и котельных, которые подлежат газификации, с четкими сроками завершения работ.

В соответствии с закрепленными сферами ответственности, ООО «Газпром межрегионгаз» осуществляет строительство межпоселковых газопроводов согласно утверждаемой ПАО «Газпром» Программой газификации регионов Российской Федерации, которая формируется на основе предложений администраций регионов.

При этом строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа обеспечиваются администрациями субъектов Российской Федерации за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования.

Таким образом, «Газпром межрегионгаз» обеспечивает финансирование проектно-изыскательских работ и строительства межпоселковых газопроводов. На «Газпром межрегионгаз» также возложены функции взаимодействия с администрациями субъектов РФ по координации работ.

Подписываемые между ПАО «Газпром» и администрациями регионов планы-графики направлены на обеспечение синхронности работ по строительству межпоселковых газопроводов и строительству распределительных сетей с подготовкой потребителей к приему газа с момента ввода в эксплуатацию построенных мощностей.

В соответствии с Концепцией участия ПАО «Газпром» в газификации регионов РФ при строительстве внутрипоселковых газопроводов регионы должны применять технические требования ПАО «Газпром». Это позволяет значительно повысить безопасность строительства и эксплуатации объектов газораспределения, а также не нарушает архитектурный облик газифицируемых населенных пунктов, так как техтребования предусматривают строительство внутрипоселковых газопроводов надземным способом только в случае специального обоснования.

Приоритеты финансирования Программы газификации в регионах:

  • полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ;
  • экономическая эффективность предлагаемых к строительству объектов газификации;
  • обеспечение готовности потребителей к приему газа;
  • загрузка существующих газопроводов-отводов и газораспределительных станций;
  • содействие со стороны администраций регионов в работе по внедрению энергосберегающих технологий.

Объемы инвестиций для нового строительства предусматриваются в тех регионах, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей в необходимых объемах по программам.

По итогам реализации ежегодных программ газификации следует отметить, что взятые на себя обязательства «Газпром» стабильно выполняет в срок и в полном объеме.

Итоги реализации программы

Совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов Российской Федерации позволила сделать значительный шаг в развитии газификации Российской Федерации.

Если всего за 12 лет (с 2001 года) по Программам газификации регионов РФ было выделено более 190 млрд рублей, то за период с 2005 по 2016 год - порядка 295,2 млрд рублей, и это без учета денежных средств, направленных на проектирование и строительство газопроводов-отводов и ГРС (газораспределительных станций), являющихся неотъемлемой частью газификации регионов.

Вложенные с 2005 по 2016 годы средства позволили обеспечить строительство 2 046 газопровода - протяженностью более 28 тысяч км. При этом было газифицировано 5 060 котельных, более 815,1 тысяч домовладений и квартир.

Обязательства ПАО «Газпром» выполняются в полном объеме.

В результате реализации Программы газификации регионов РФ с 2005 по 2016 гг. средний уровень газификации в России вырос с 53,3% до 67,2% в том числе в городах - с 60% до 70,9%, в сельской местности - с 34,8% до 57,1%.

Настоящее и будущее

Для реализации Программы газификации регионов РФ в 2016 году были выделены инвестиции в объеме 25 млрд рублей - для проектно-изыскательских работ, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации регионов и строительства газораспределительных сетей в 67 субъектах РФ.

Для закрепления обязательств ПАО «Газпром» и администраций регионов в 2016 году была продолжена практика совместного подписания планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации.

Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, при распределении объемов выделяемых ПАО «Газпром» инвестиций на 2017 и последующие годы будет особо учитываться выполнение субъектами РФ своих обязательств по подготовке потребителей к приему газа в прошлые годы и соблюдение потребителями платежной дисциплины при оплате за поставленный им газ.

Концепция газификации

В соответствии с Концепцией участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации, «Газпром» осуществляет дифференцированное участие в газификации, с учетом наличия и развития в регионах запасов природного газа, а также с использованием альтернативных энергоносителей, включая сжиженный и компримированный природный газ (СПГ и КПГ), сжиженный углеводородный газ (СУГ). При этом в зависимости от уровня и перспектив развития систем газоснабжения регионы могут быть отнесены к следующим трем группам.

В первую группу входят регионы, имеющие развитую систему газопроводов и подключенные к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Их газификация будет осуществляться преимущественно сетевым природным газом. Для отдаленных районов может применяться автономная (с использованием только СПГ, КПГ и СУГ) или комплексная газификация (путем строительства как газопроводов, так и объектов автономной газификации).

Вторая группа включает в себя субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения. Газификация этих регионов будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей. Если региональная система газоснабжения еще не создана или слабо развита, предусмотрена автономная газификация, которая может быть сохранена на постоянной основе для отдаленных районов.

В третью группу объединены регионы, не подключенные к ЕСГ и не имеющие ни региональных систем газоснабжения, ни газовых (газоконденсатных) месторождений. Здесь будет применяться только автономная газификация.

Уполномоченной компанией в группе «Газпром» по строительству и эксплуатации объектов автономной газификации СУГ и СПГ определено АО «Газпром газэнергосеть» , (дочернее общество ООО «Газпром межрегионгаз»).

Стратегия

Основными приоритетными направления деятельности ПАО «Газпром» в области газификации регионов остаются:

  • дальнейшее развитие газификации регионов РФ: направлено на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий, удовлетворение платежеспособного спроса на газ, улучшение бытовых условий жизни населения, преимущественно в сельской местности, и рост экономического потенциала субъектов РФ;
  • совершенствование совместной работы ПАО «Газпром» и администраций субъектов РФ: направлено на синхронное создание комплекса «газопровод - потребитель» и загрузку построенных мощностей с момента начала эксплуатации;
  • газификация и газоснабжение регионов Дальнего Востока и южных регионов России.


Похожие статьи