Прогрессивность и регрессивность налога понимают по разному с одной стороны. Прогрессивное и регрессивное налогообложение в современных условиях. а) простая поразрядная прогрессия

Большой вклад в развитие русской научной мысли в сфере налогообложения внес экономист Николай Иванович Тургенев. Его исследование «Опыт теории налогов» является одной из наиболее значительных научных работ первой половины XIX века, в которой содержится теоретическое исследование основ налоговой и денежной системы России того периода. По сути, это первая работа, посвященная проблемам становления налоговой политики, основ финансовой системы России. Особое значение Н. И. Тургенев придает принципу равного распределения налогов, считая, что они должны распределяться между всеми гражданами в соответствии с их доходами. Автор книги приходит к мысли о том, что налоги в ряде случаев оказывают отрицательное воздействие на общество. По его мнению, налоги влияют на уменьшение народного богатства, чинят препятствия развитию промышленности. Он подчеркивал важность качественного управления финансовой системой, способного уменьшить степень отрицательного воздействия налогообложения на население . То есть косвенного его суждения касаются прогрессивного и регрессивного налогообложения. Так как именно благодаря прогрессивным ставкам налог будет «равномерно распределяться между всеми гражданами в соответствии с их доходами», а регрессивная ставка налога поможет «уменьшить степень отрицательного воздействия налогообложения на население», потому что с её введением у граждан появится стимул к более высокому заработку, что будет способствовать экономической активности населения.

Не менее интересны мысли другого русского государственного деятеля Василия Никитича Татищева. Научное наследие В. Н. Татищева многообразно. Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении двух последних веков уделяли и продолжают уделять внимание его научным трудам, однако его взгляды и практические меры, предпринимаемые им по совершенствованию налоговой системы в России, остаются до конца не изучены и малоизвестны как широкой читательской общественности, так и специалистам в области налогообложения. К сбору налогов Татищев относился как к государственной необходимости. «Дани с подданных в казну государственную как для учрежденных и порядочных, так для чрезвычайных расходов есть дело весьма нужное», - писал он. Но при этом считал, что размер налогов должен быть не произвольным, а экономически обоснованным. Налоговое бремя не обязательно должно увеличиваться в связи с возрастающими потребностями государства, так как при «доброй экономии» можно добиться решения насущных финансовых задач без «отягощения» народа. Татищев, как и Петр I, был сторонником равномерного распределения налогового бремени среди податного населения. Однако,

В. Н.Татищев первый из русских экономистов сформулировал требование о более совершенной организации государственных финансов и высказал мысль о необходимости учитывать в фискальной политике больше изменения в экономическом положении налогоплательщиков. В налоговой политике он рекомендовал принимать во внимание род занятий и экономическое положение населения . На сегодняшний день данная тема довольно актуальна. Прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения можно вводить не повсеместно, а лишь для лиц, занимающихся определенной деятельностью. Например, прогрессивная шкала не будет лишней, для физических лиц, получающих свой доход в сфере добычи нефти и газа или в сфере игорного бизнеса. А главное ученый в очередной раз подтвердил значимость взимания налога в зависимости от экономического положения налогоплательщиков. Ставка НДФЛ даже в 13 % больно ударяет по доходам врача или учителя, работающих в сельской местности. Поэтому такой фактор как, получения дохода из различных источников, нельзя пускать на самотек. Необходимо на законодательном уровне принять все возможные меры с целью совершенствования налоговой системы и разрешения данной проблемы.

Несомненно, реформирование налоговой системы России в 19 веке осуществлялось благодаря идеям Витте Сергея Юльевича - выдающегося русского реформатора. С. Ю. Витте был последователем представителей классической экономической теории и прежде всего А. Смита. Поддерживая основополагающие положения налогообложения, - всеобщность, равномерность, удешевление издержек взимания налогов, взимание их в наиболее удобное время для налогоплательщиков, - обоснованные А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы. С учетом экономических реалий времени, С. Ю. Витте отмечал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, то есть быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности. Важно отметить, что идеальной налоговой системы нет, и можно вести речь лишь о том, как налоговая система приближается к удовлетворению этих требований. С. Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов за несправедливое неравномерное обложение. Он подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения. В качестве преимуществ прогрессивного обложения реформатор выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, а также то, что крупные доходы и имущества обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства» . Идеи С. Ю. Витте очень существенны в настоящее время, тем более для России. Он большое внимание уделяет несостоятельности граждан и их неспособности платить налоги. В нашей стране за 2010 год число бедных выросло на 2,3 миллиона. Согласно результатам переписи населения, за чертой бедности живут 16,1 % россиян. По мнению экспертов, эти цифры еще занижены. В случае введения прогрессивной шкалы налогообложения может появиться реальная возможность уменьшить ставку НДФЛ для этой категории лиц до 0 %. Для человека, который вынужден «считать копейки», чтобы содержать семью - это уже существенная поддержка. Ведь ему не придется отдавать те 13 % своего мизерного дохода.

Доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I ранга, Дмитрий Георгиевич Черник утверждает: «Если мы рассматриваем прогрессивную ставку налога, то ее введение надо обусловливать рядом законодательных актов. Прежде всего законом о контроле за доходами и расходами физических лиц. Не стоит забывать о статистике по доходам физических лиц. И только потом вводить прогрессию. Сейчас мы вообще не знаем, какие категории населения какой доход имеют. Поэтому, как только мы введем прогрессивный налог, тот, кто хоть как-то платил, сразу перестанет платить, потому что он может попасть в категорию освобожденных от уплаты налога либо под применение минимальной ставки. В таких условиях введение прогрессии неразумно. Необходимо разработать и принять законодательный акт о налоговом администрировании, который представлял бы из себя подробную регламентацию взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Ведь сегодня существует проблема: темпы роста возврата налогов выше темпов роста собираемости налогов. Это вопрос не законодательства, как нас пытаются убедить, а налогового администрирования. Как можно возвращать налог, который не был уплачен? Разве это нельзя проверить? Можно, если бы был подробный закон» . На самом деле Дмитрий Георгиевич безусловно прав. Все доводы, отрицающие введение прогрессии построены на одном - налогоплательщики с большими доходами уйдут в тень. Не уйдут если налоговое администрирование станет жестче. Необходимо контролировать и отслеживать доходы и расходы физических лиц, если они составляют внушительные суммы. Вполне возможно внести изменения в налоговое законодательство и более расширить полномочия в этой области как налоговых органов, так и иных органов, непосредственно работающих в данной сфере.

Вот что пишет по поводу прогрессивного налогообложения Майбуров Игорь Анатольевич: «Позиции сторонников, отстаивающих метод пропорционального либо прогрессивного обложения... непримиримы... К тому же эти споры всегда были значительно политизированы. Ведь выбор соответствующего метода обложения - это по сути реализация приоритетов того или иного класса, отражение расстановки их сил на политической арене». Эти слова отражают нашу действительность. Иначе как объяснить уже несколько отклонений законопроектов о введении прогрессивного налогообложения. Получается кому-то они невыгодны, а точнее нашему господствующему классов олигархов, среди которых немало депутатов.

Аркадий Викторович Брызгалин обосновывает введение прогрессии следующим утверждением: «Современный историк-налоговед В. М. Пушкарева справедливо отмечает: если налог возьмет шиллинг у бедняка и богатого, то первому причинит крупное лишение, а второму - нечувствительное для него. Чтобы лишение было одинаковым как для бедного, так и для богатого, необходимо последнего обложить больше не только абсолютно, но и относительно. На данном основании исследователь делает вывод, что налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным» . Таким образом, прогрессивное налогообложение как фактор социальной справедливости рассматривался учеными - исследователями еще со времени становления налоговой системы в России. Однако, в силу объективных причин, о которых упоминает И. А. Майбуров, введение прогрессии в налоговой системе нашей страны - дело кропотливое, требующее больших затрат как трудовых, так и финансовых ресурсов. Однако, на мой взгляд, дело вполне выполнимое, было бы желание у наших законодателей. Тем более, раз проекты законов уже поступают и не один. С такой дифференциацией в доходах населения как в России, прогрессивная шкала не просто нужна, она жизненно необходима. Раз российские олигархи не желают самостоятельно инвестировать свои немалые сбережения в экономику страны, в развитие инновационных программ - у государства есть всего один выход - забрать данные денежные средства самостоятельно. И прогрессивная ставка налогообложения придется как раз кстати.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги

Прогрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги

Регрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог - это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., - лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса - потребительские и инвестиционные расходы - и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y* ). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и объема выпуска (от Y 1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Текущая страница: 5 (всего у книги 14 страниц)

Шрифт:

100% +

14. Как измеряется уровень благосостояния граждан страны?

Средний жизненный уровень населения страны определяется показателем ВВП на душу населения, который равен ВВП, деленному на численность населения страны. Поэтому ошибочны следующие положения:

Чем выше темпы роста населения, тем выше уровень благосостояния при прочих равных условиях.

Чем выше ВВП страны, тем выше уровень благосостояния граждан этой страны.

Для сравнения уровней экономического развития данной страны в разные периоды времени следует применять номинальный ВВП.

15. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом росте в стране?

Нет. Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Знание этого определения экономического роста позволяет судить об ошибочности следующих положений:

Экономический рост – любое увеличение реального ВВП.

Экономический рост – многолетнее увеличение номинального ВВП.

Экономический рост не связан с изменением численности населения.

Экономический рост может быть обусловлен тем, что в стране происходит увеличение количества ресурсов и / или повышение их качества. Экстенсивный рост обусловлен увеличением количества факторов производства: это увеличение количества трудовых ресурсов; увеличение количества доступных природных ресурсов; увеличение капитальных ресурсов. Интенсивный рост обусловлен повышением качества факторов производства: это повышение производительности труда; доступность природных ресурсов более высокого качества; совершенствование техники и технологии; повышение качества управления.

16. Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла?

Экономический цикл – это периодические колебания деловой активности. Экономический цикл имеет четыре основные фазы: подъем, пик, спад, низшая точка спада (дно). Когда экономика достигает уровня максимальной деловой активности в области точки пика, наступает период сверхзанятости и высокой инфляции. В этом состоянии экономика оказывается «перегретой».

Во время спада деловая активность начинает сокращаться, вплоть до низшей точки спада. При этом предприятия закрываются, безработица возрастает. Область вокруг низшей точки спада называется кризисом. Это период недоиспользования экономических ресурсов, высокой безработицы.

На стадии подъема экономика начинает выходить из кризиса, деловая активность растет, пока не достигнет максимума в точке пика. При этом занятость тоже растет, а безработица, соответственно, снижается.

17. Какие функции выполняют деньги?

Деньги – это особый товар, всеобщий эквивалент. Деньги должны признаваться как деньги всеми. В современной экономике деньги выполняют функции средства обращения, средства платежа, меры стоимости, средства накопления. Стоимость денег определяется количеством товаров и услуг, которые можно на них приобрести. Ошибочно считать, что стоимость денег определяется правительством.

18. Каковы социально-экономические последствия инфляции?

В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники, выгоднее сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией. Инфляция усиливает риск, связанный с нововведениями, с долгосрочными вложениями. Становятся невыгодными долгосрочные проекты и долгосрочные кредиты. Рост банковского процента тормозит развитие производства и ведет к дальнейшему росту цен.

Инфляция также обесценивает накопленные фонды предприятий и накопления граждан. Ослабляется мотивация к высокопроизводительному труду, так как номинальный рост доходов не связан с затратами и результатами труда. Особенно сильно негативное воздействие инфляции сказывается на беднейших слоях населения. Результатом всех этих процессов является обострение социальных противоречий в обществе, забастовки, народные волнения, смена правительств, государственные перевороты.

Не все и не всегда проигрывают от непредвиденного роста цен. В ряде случаев возможен выигрыш от инфляции. Так, в выигрыше окажется любой человек, получивший кредит, оплативший какие-то услуги вперед под фиксированный процент, если реальный рост цен превысит этот процент. В выигрыше оказывается и государство, когда оно не спешит индексировать пенсии, стипендии, зарплату бюджетникам в соответствии с темпом роста цен.

19. Каковы цели монетарной политики?

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это меры по регулированию денежной массы с целью стабилизации экономики. Проводником монетарной политики государства выступает Банк России. Монетарная политика направлена на сглаживание циклических колебаний: повысить деловую активность в экономике страны во время спада, а во время экономического бума – предотвратить высокую инфляцию, «перегрев экономики». Цели монетарной политики: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.

20. Какие инструменты применяет государство для проведения бюджетно-налоговой политики?

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения. Цели фискальной политики государства совпадают с целями монетарной политики, это: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.

Для проведения фискальной политики государство может использовать два инструмента: изменение государственных расходов и изменение ставок налогообложения. Во время спада требуется стимулирующая политика, т. е. увеличение фактического ВВП страны. Во время экономического бума нужна сдерживающая политика, т. е. сокращение фактического ВВП страны.

Рассмотрим в качестве примера, как проводится стимулирующая политика. Государство может увеличить расходы на товары и услуги: повысить пенсии, социальные пособия; может увеличить расходы на государственное строительство жилья, школ, больниц, дорог; может финансировать национальные проекты по развитию здравоохранения, образования, сельского хозяйства, наукоемких производств и др. Снижение ставок налогов приведет к тому, что доход, остающийся в распоряжении людей, и чистая прибыль фирм возрастут. Соответственно, расходы потребителей и инвестиции фирм будут выше. В целом, рост государственных расходов и снижение налогов приведет к увеличению ВВП.

21. Какая система налогообложения может снизить неравенство доходов населения?

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам. Так, прогрессивная система повышает ставку налога для высокооплачиваемых граждан, снижая тем самым реальный доход этой группы населения; при этом ставка налога для малообеспеченных граждан ниже, что повышает их реальный доход. Таким образом, достигается уменьшение степени неравенства в обществе. Регрессивная система налогообложения оказывает противоположное действие на распределение доходов отдельных групп населения. Пропорциональная система налогообложения не изменяет соотношение уровней доходов отдельных групп населения.

Обратимся к примеру задания.


Задание. Определите, какой вид налоговой системы принят в данной таблице: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная?

Ошибочно считать представленную шкалу пропорциональной: в первых трех строках ставка налога постоянная – 10 %, но в четвертой строке появляется «ступенька»: с малообеспеченных взимают лишь 5 %. В целом, шкала становится прогрессивной.

Ответ: прогрессивная.

22. Каковы причины и последствия глобализации?

Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик; это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Причины глобализации многообразны: это экономические, научно-технические, информационные, организационные и социокультурные причины. Так, основными факторами, ускоряющими глобализацию, являются: открытость рынков товаров и услуг, рынков факторов производства, единство инструментов и методов проведения экономической политики, развитие наукоемких технологий, развитие средств транспорта, связи и интернет-технологий, усиление роли международных экономических организаций, в том числе, транснациональных корпораций.

Противоречивость процесса глобализации:

С одной стороны, она ведет к более эффективному распределению ресурсов между странами, развитию конкуренции и стимулированию научно-технического прогресса. Это способствует росту всеобщего благосостояния.

С другой стороны, глобализация приводит к дальнейшему усилению неравномерности распределения доходов, усилению технологического отставания многих стран. Растет зависимость стран от ситуации на мировых товарных и финансовых ранках, растет структурная безработица из-за падения конкурентоспособности многих отраслей национальных хозяйств.

Таким образом, ошибочным является суждение о том, что рост открытости национальных экономик имеет исключительно негативные последствия.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
1. Что нужно знать в положениях содержательной линии «Социальная сфера»?

социальная стратификация и мобильность

социальные группы

молодежь как социальная группа

этнические общности

межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ

социальный конфликт

виды социальных норм

социальный контроль

свобода и ответственность

отклоняющееся поведение и его типы.

социальная роль

социализация индивида

семья и брак

2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?

Большинство заданий, направленных на проверку знаний по названным содержательным элементам, не вызывает особых затруднений при выполнении. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия наполнены содержанием, известным не только по урокам обществоведения, но и из личного социального опыта. Каждый человек имеет определенный социальный статус, он связан множеством невидимых нитей с другими людьми, представителями разных социальных групп. Многообразие этих связей образует структуру социальных отношений.

Социологическая наука – это логически стройная и обоснованная система достоверного знания об обществе в целом. Поэтому для правильного ответа на экзаменационные вопросы одного социального опыта явно недостаточно, необходимо владеть основами научных знаний об обществе.

Как уже отмечалось, часть учащихся в своих ответах подменяет научное знание явлений и процессов житейскими представлениями о них. Применительно к социальной сфере это прежде всего касается следующих вопросов: многообразие критериев выделения социальных групп; социальная стратификация и социальное неравенство; виды социальной мобильности; социальные нормы и отклонения в поведении.

3. Социальные группы: по каким критериям их выделяют?

Напомним, что социальной группой называют любую совокупность людей, выделенную на основе общего социально значимого критерия.

Демографический критерий. Распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное положение (одинокие, семейные) и др.

Этнический критерий. Он определяет принадлежность человека к этносу (племени, народности, нации).

Расовый критерий. Единство происхождения и области расселения, общность наследственных физических особенностей позволяют выделить три основные (большие) группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы.

Поселенческий критерий предполагает выделение социальных групп в зависимости от места жительства (горожане, сельские жители и т. п.).

В зависимости от рода трудовой деятельности, требующего определенной подготовки и являющегося обычно источником существования, выделяют социальные группы по профессиональному критерию (врачи, учителя, архитекторы, инженеры и т. п.).

По уровню образования выделяют группы тех, кто имеет, например, начальное, неполное среднее, среднее или высшее образование и т. п.

По своей величине, численности , а также характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на малые и большие.

Человек, как известно, может состоять сразу в нескольких группах. Это могут быть, например, семья, школьный класс или трудовой коллектив, компания сверстников и т. п.

4. Можно ли считать понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство» синонимами?

Такой подход является ошибочным: эти понятия необходимо различать. Под социальной стратификацией понимают расположение социальных групп (слоев, страт) в общественной структуре с учетом прежде всего размеров доходов, уровня образования, доступа к власти, престижа профессии. Представители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями, ценностными приоритетами, часто осознанно относят себя к данной группе.

Социальное неравенство означает, что между различными группами (стратами, слоями) населения существует неравномерное распределение доходов, власти, образования, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Иными словами, отдельные индивиды, социальные слои, классы, находясь на разных ступенях социальной иерархии, обладают неравными возможностями удовлетворения потребностей.

Таким образом, социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев. Неравенство является критерием, при помощи которого мы можем разместить социальные группы относительно друг друга.

5. Что мы знаем о социальных ролях?

Среди заданий единого экзамена есть задания, связанные с усвоением понятия «социальная роль», со знанием типичных для нашего времени социальных ролей человека, например:


Задание . После расторжения брака гражданин К. продолжал по выходным дням совершать с сыном автомобильные прогулки за город. Этот пример иллюстрирует особенности

1) выполнения социальной роли

2) соблюдения социальной нормы

3) осуществления социальной политики

4) проявления социальной мобильности


"Налоговая (фискальная) политика "

На-ло-ги — обя-за-тель-ные удер-жа-ния в поль-зу го-су-дар-ст-ва с на-се-ле-ния и пред-при-я-тий. Они ус-та-нав-ли-ва-ют-ся за-ко-ном, а все ме-ро-при-я-тия, свя-зан-ные с по-ряд-ком их взи-ма-ния, раз-ме-ра-ми ста-вок, оп-ре-де-ле-ни-ем их ко-ли-че-ст-ва, на-зы-ва-ют-ся на-ло-го-вой по-ли-ти-кой. Ис-то-рия на-ло-гов на-счи-ты-ва-ет бо-лее 5 ты-сяч лет (от жерт-во-при-но-ше-ний и при-ну-ди-тель-ных по-вин-но-с-тей к со-вре-мен-ным сбо-рам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.

Ис-то-рия на-ло-го-об-ло-же-ния на Ру-си на-ча-лась с по-лю-дья кня-зя Оле-га — не-упо-ря-до-чен-но-го сбо-ра да-ни кня-зем с дру-жи-ной. В 945 г. кня-ги-ня Оль-га про-ве-ла важ-ную ре-фор-му — ус-та-но-ви-ла фик-си-ро-ван-ное на-ло-го-об-ло-же-ние в зем-лях вос-точ-но-сла-вян-ских пле-мен, вве-ла уро-ки (раз-мер да-ни), по-го-с-ты (ме-с-та сбо-ра да-ни), дым (еди-ни-цу на-ло-го-об-ло-же-ния). Со-би-рать на-ло-ги ста-ли спе-ци-аль-ные лю-ди — ем-цы, мыт-ни-ки, меч-ни-ки.

Го-су-да-ре-во тяг-ло — так име-но-ва-ли в Рус-ском го-су-дар-ст-ве весь ком-плекс де-неж-ных и на-ту-раль-ных пла-те-жей го-су-дар-ст-ву.

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов: фискальная(на-пол-не-ние го-су-дар-ст-вен-но-го бю-д-же-та, что-бы власть мог-ла вы-пол-нять свои обя-за-тель-ст-ва пе-ред об-ще-ст-вом), распределительная или социальная со-ци-аль-ную (пе-ре-рас-пре-де-ле-ние до-хо-дов в поль-зу ма-ло-иму-щих сло-ев на-се-ле-ния) , стимулирующая (сти-му-ли-ро-ва-ние эко-но-ми-че-с-кой де-я-тель-но-с-ти). Важ-ное зна-че-ние име-ют на-ло-ги для оп-ре-де-ле-ния по-ли-ти-ки го-су-дар-ст-ва в ре-ги-о-нах. От то-го, ка-кие в стра-не на-ло-ги, за-ви-сит очень мно-гое. На-при-мер, ес-ли они слиш-ком вы-со-ки, то про-из-во-дить про-дук-цию, ока-зы-вать ус-лу-ги ста-но-вит-ся про-сто не-вы-год-но.

1. Фискальная функция (от латинского слова fiscus - государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.

2. Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

3. Стимулирующая функция налогов - это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.

Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги . Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы - то есть налоги на отдельные товары и услуги - широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.

Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.

С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог - это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной - большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.

Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот . Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов. Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.

Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой - 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

· налог на добавленную стоимость,

· налог на прибыль,

· акцизы,

· платежи за пользование природными ресурсами,

· подоходный налог с физических лиц,

· таможенные пошлины,

· налог на имущество организаций.

Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Глав-ной фор-мой ос-нов-но-го на-ло-га на граж-дан яв-ля-ет-ся по-до-ход-ный, его став-ка в раз-ных стра-нах ко-леб-лет-ся от 10 до 50%. Уп-ла-та по-до-ход-но-го на-ло-га — од-на из обя-зан-но-с-тей граж-дан, она осу-ще-ств-ля-ет-ся как по ме-с-ту ра-бо-ты, так и на ос-но-ва-нии лич-ных на-ло-го-вых дек-ла-ра-ций — до-ку-мен-тов, ко-то-рые долж-ны пред-став-лять-ся в спе-ци-аль-ное ве-дом-ст-во — на-ло-го-вую ин-спек-цию. В этом до-ку-мен-те ука-зы-ва-ют-ся все сум-мы, по-лу-чен-ные в те-че-ние го-да (на-при-мер, го-но-ра-ры за кни-ги, вы-пол-нен-ные ра-бо-ты, до-пол-ни-тель-ные за-ра-бот-ки не по ос-нов-но-му ме-с-ту ра-бо-ты). Ес-ли же граж-да-нин ра-бо-та-ет толь-ко на од-ном ме-с-те и уп-ла-чи-ва-ет по-до-ход-ный на-лог с за-ра-бот-ной пла-ты, ему не нуж-но по-да-вать на-ло-го-вую дек-ла-ра-цию. В Рос-сии став-ка по-до-ход-но-го на-ло-га с граж-дан (фи-зи-че-с-ких лиц) со-став-ля-ет 13%.

Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая - по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.

Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия - 20%, Англия - 15%, ФРГ - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам - до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.

На-ло-гом на кор-по-ра-ции (фир-мы) об-ла-га-ет-ся не толь-ко при-быль пред-при-я-тий, но так-же и часть из-дер-жек (на-при-мер, осо-бый на-лог пред-при-я-тия вы-пла-чи-ва-ют с на-чис-ле-ния зар-пла-ты сво-им со-труд-ни-кам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде - 38-43,5%, Японии - 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году - до 24%.

Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами "на грехи", имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - поставщики этих товаров.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

По-сто-ян-но уве-ли-чи-ва-ет-ся в на-ло-го-об-ло-же-нии часть ко-с-вен-ных на-ло-гов — это ак-ци-зы (на-ло-ги, как бы скры-ва-ю-щи-е-ся в це-не оп-ре-де-лен-ных то-ва-ров, на-при-мер, в ал-ко-голь-ных на-пит-ках, та-баке), та-мо-жен-ные по-ш-ли-ны и не-ко-то-рые дру-гие. От то-го, на-сколь-ко ис-прав-но уп-ла-чи-ва-ют-ся на-ло-ги, за-ви-сит бла-го-со-сто-я-ние все-го об-ще-ст-ва — уро-вень ме-ди-цин-ско-го об-слу-жи-ва-ния, об-ра-зо-ва-ния, пен-си-он-но-го обес-пе-че-ния и т. д. Не слу-чай-но во всех стра-нах пре-ду-с-мо-т-ре-ны стро-гие на-ка-за-ния для тех, кто со-зна-тель-но за-ни-жа-ет свои до-хо-ды и ук-ло-ня-ет-ся от уп-ла-ты на-ло-гов.

При раз-ра-бот-ке на-ло-го-вой по-ли-ти-ки го-су-дар-ст-вен-ные ор-га-ны оп-ре-де-ля-ют, ка-ким на-ло-гам от-дать пред-по-чте-ние: пря-мым или ко-с-вен-ным, ка-ки-ми долж-ны быть став-ки на-ло-го-об-ло-же-ния. Пре-ду-с-ма-т-ри-ва-ет го-су-дар-ст-во и оп-ре-де-лен-ные на-ло-го-вые льго-ты. На-при-мер, в ря-де стран те фир-мы, ко-то-рые тра-тят сред-ст-ва на бла-го-тво-ри-тель-ность, об-ра-зо-ва-ние и со-ци-аль-но-е обес-пе-че-ние, вы-пу-с-ка-ют важ-ную для го-су-дар-ст-ва про-дук-цию (до-пу-с-тим, дет-ские то-ва-ры), по-лу-ча-ют зна-чи-тель-ные на-ло-го-вые льго-ты. В на-шей стра-не на-ло-го-вые льго-ты рас-про-ст-ра-ня-ют-ся на пред-при-я-тия, ис-поль-зу-ю-щие труд ин-ва-ли-дов.

Социальная справедливость в налогообложении часто ассоциируется с прогрессивностью подоходного налога. Мы определяем прогрессивность через долю дохода, которую человек выплачивает в виде налогов,
Доход, выплаченный в виде налогов / Заработанный доход = R/Y, (7.6)
где R - это личный подоходный налог, который выплачивает индивид, a Y- его доход до уплаты налога. Для прогрессивного налога доля дохода, выплачиваемая в качестве налога в формуле (7.6), увеличивается с ростом дохода. Подоходный налог считается регрессивным, если доля дохода, выплачиваемая в качестве налога, уменьшается с увеличением дохода. При пропорциональном налогообложении доля дохода, выплачиваемая в качестве налога, остается постоянной.
Для того чтобы удовлетворять правилу Рамсея, подоходный налог должен быть регрессивным. Мы уже видели, что если у малообеспеченного человека меньше возможностей заменить свое рабочее время досугом, чем у человека более обеспеченного, то согласно правилу Рамсея более низкий доход будет облагаться более высоким налогом.
Принципы социально справедливого налогообложения
"Пч (IV
Давайте отвлечемся от правила Рамсея и рассмотрим ситуацию, при которой отсутствует избыточное налоговое бремя, а значит, нет и потерь эффективно- сти от налогообложения. При отсутствии этих потерь мы можем сосредоточиться на цели достижения социально справедливого налогообложения.
Существует два принципа социально справедливого налогообложения - горизонтальная справедливость и вертикальная справедливость. Горизонтальное равенство, или горизонтальная справедливость, требует, чтобы люди с одинаковыми доходами и одинаковыми характеристиками (семейным положением, наличием иждивенцев) платили одинаковые налоги. Вертикальная справедливость требует, чтобы люди с разными доходами шли на одни и те же жертвы, платя налоги14. Горизонтальная справедливость подразумевает «одинаковое обращение с одинаковыми людьми» и поэтому исключает произвольную дискриминацию в области налогообложения. Вертикальная справедливость означает одинаковое отношение к неодинаковым людям.
Чтобы получить представление о вертикальной справедливости, рассмотрим индивида, который зарабатывает 2000 долл. в месяц. Этот доход можно поделить на первую часть в 1000 долл. и вторую - в 1000 долл. Допустим, государство взимает налог по ставке tl% с первой 1000 долл. и налог по ставке /2% со второй 1000 долл. Оно хочет рассматривать обе части дохода «одинаково» сточки зрения налогообложения. Ввиду уменьшающейся предельной по-лезности дохода личная выгода (полезность) от первой 1000 долл. больше, чем от второй. Если применить одинаковую налоговую ставку к обеим частям дохода, потери налогоплательщика от налога на первую часть будут больше, чем от налога на вторую.
Из этого следует, что для выравнивания уровня потерь, вызванных налогами, взимаемыми с обеих частей дохода, надо сделать налоговую ставку на первую 1000 долл. ниже, чем на вторую. Иными словами, структура подоходного налога должна быть прогрессивной.
Теперь возьмем двух людей, один из которых зарабатывает 1000 долл. в ме-сяц, а второй - 2000 долл. в месяц. Люди, тратящие одинаковый доход, получают одинаковую полезность. В связи с тем, что у этих двух людей доход разный, мы применяем правило «одинакового обращения с разными», или вертикальную справедливость, чтобы определить сумму налогов, которую должен платить каждый человек. Вертикальная справедливость требует установления прогрессивной налоговой структуры. Оба платят налог по одной ставке /, на первую часть в 1000 долл., а человек, зарабатывающий дополнительно 1000 долл., платит по более высокой ставке /2 за вторую часть в 1000 долл. Получается, что, мы имеем две «налоговые категории». Тот же принцип прогрессивности налоговых ставок распространяется и на более высокие доходы, для которых существуют дополнительные налоговые категории. Прогрессивность подоходного налога достигается путем увеличения предельных налоговых ставок применительно к различным налоговым категориям по мере роста личного дохода.
з ІГІОГ-.Г і
14 В главе 6 мы отметили, что эти принципы социальной справедливости ограничивают перераспределение доходов, которое может происходить в пользу меньшинства, если большинство за это проголосует. " v ¦ " -
Более формальное определение вертикальной справедливости прогрессивного налогообложения
Для того чтобы иным образом подтвердить, что вертикальная справедливость предполагает прогрессивный налог, следует заметить, что цель подоходного налога заключается в обложении налогом выгоды (или полезности), которую человек извлекает, расходуя свой доход. Вновь делим доход на две части. Определим выгоду (полезность) от первой части дохода как В(У,), а выгоду от второй части дохода - как В(У2). Таким образом, У{ - это первая 1000 долл. дохода, а У2- это вторая 1000 долл. Общая сумма налогов, полученная государством с двух частей дохода, равняется:
R = tlB(Yl) + t2B(YJ. :ггзн (7.7)
Для любой данной суммы налоговых поступлений R
dR = 0 = tiMB.dY, + t2MB2dY2, (7.8)
ill i"foq
где
дВ(У,)/дУ, = МВ(У,), дВ(У2)/д У2 = МВ{ Y2).
В случае, когда доход в выражении (7.8) находится на постоянном уровне, имеем: dYt = - dY2, из формулы (7.8) далее следует:
1^2 = МВ(У2)/МВ(У,). "-ммвнннявчин к. (7 9)
Поскольку предельная полезность дохода снижается с ростом дохода:
MB(Yl)>MB(Y2), (710)
в отношении любой заданной суммы налоговых поступлений, полученных от заданных личныхдоходов, из формул (7.9) и (7.10) следует, что
hТаким образом, налоговые ставки должны быть выше при более высоком уровне дохода, т.е. налоговая структура должна быть прогрессивной.



Похожие статьи