Промышленной оэз в рф является. Свободные экономические зоны. Какие льготы дает

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие СЭЗ есть в РФ;
  2. Какие функции они выполняют;
  3. Каков порядок регистрации СЭЗ.

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

  • Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
  • Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
  • Зоны свободной торговли.

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Итак, проанализируем:

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
  • Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

  • Льготы по налогообложению;
  • Экономят на пошлинах и других видах платежей;
  • Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
  • Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.

Цели свободных экономических зонсостоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/п Наименование экономзоны Характеристика
1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

  1. Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
  2. Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
  3. Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
  4. Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
  5. Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
  6. Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов : отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

  • Географическое положение должно быть удачным;
  • Свободные площади для развития;
  • Высокий уровень инфраструктуры;
  • Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
  • Наличие возможности развивать внешние связи;
  • Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

Принципы действия

  • Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
  • Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
  • Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
  • Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
  • Сниженными тарифами по ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют .

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Копию , нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

Заключение

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Свободные экономические зоны — специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами , в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Цели создания свободных экономических зон могут быть:

  • придание импульса экономического развития окаймляющему региону с активным использованием иностранных инвестиций;
  • рост экспортного потенциала территории страны;
  • организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортзаменяющих товаров;
  • освоение современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение в мирохозяйственные связи , стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и .

С функциональной точки зрения свободные экономические зоны можно подразделить на:
  • внешнеторговые , где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
  • технологические парки и технополисы , ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
  • комплексные производственные зоны , ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники),
  • , где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т.д.

На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.

Причины создания свободных экономических зон

В промышленно развитых странах СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий . Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получали максимальные налоговые льготы. Таким образом в развитых странах СЭЗ используется в основном как инструмент , в тех регионах, где необходимо повышение уровня экономического и социального развития.

В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных .

В отличие от промышленно развитых стран развивающиеся страны делали акцент на привлечение иностранного капитала , технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

Классификация свободных экономических зон

Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах. Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований.
  • Свободные таможенные
  • Бондовые склады
  • Свободные порты
  • Торгово-производственные
  • Импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки
  • Экспортно-импортозамещающие
  • Технополисы
  • Технопарки
  • Инновационные центры
  • Офшорные
  • Банковских и страховых услуг
  • Туристических услуг
  • Зоны свободного предпринимательства
  • Специальные экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Особые экономические зоны

Мировой опыт создания СЭЗ

По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Свободные экономические зоны в экономике России

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в России:
  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов : промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по , которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет :

  • освобождение от на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны
г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);

Налоговых;

Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона ;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть ОЭЗ?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:


«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:


ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Что такое особая экономическая зона, для чего они создаются и какую выгоду несут в себе государству и инвесторам? Какие виды деятельности допускаются на территории свободной зоны и возможно ли ведение малого бизнеса в ОЭЗ – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Наибольший мировой опыт создания ОЭЗ принадлежит европейским странам. Россия также имеет серьезный потенциал функционирования СЭЗ, которых сейчас по все стране насчитывается 25:

  • шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);
  • пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);
  • семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);
  • три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск).

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым - руководство страны поручило разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот и преференций для предпринимателей, ведущих свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Какой бизнес наиболее актуален в Крыму? Узнайте из нашей статьи .

Рассмотрим основные понятия

Наверняка вам приходилось слышать несколько разных терминов - «свободная экономическая зона», «зона свободной торговли», «особая экономическая зона». По сути, это разные звучания одного и того же явления.

При этом абсолютными аналогами являются «свободная экономическая зона» (СЭЗ) и «особая экономическая зона» (ОЭЗ), может использоваться еще и третье звучание: «специальная экономическая зона» (СЭЗ, special economic zone).

Зона свободной торговли - это признак ОЭЗ, в частности ее предпринимательских типов.

«Свободная зона, или зона свободной торговли, - это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны» (World Bank, 1992)

Распространенным примером подобной зоны является торговля в магазинах Duty Free.

Что такое

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

В чем суть

Основная суть создания ОЭЗ - освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения. Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт.

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) - сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги - обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания - обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Виды ОЭЗ

Существует несколько видов особых экономических зон:

  • зоны свободной торговли - не попадающие под юрисдикцию национальной таможени территории, где проводится хранение продукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;
  • промышленно-производственные зоны - промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;
  • технико-внедренческие зоны - районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности и изысканий (технопарки);
  • туристические зоны - рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;
  • сервисные зоны - территория, на которой осуществляется финансовая (оффшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны - территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района (еще называются зонами предпринимательства и как пример снова же можно привести Крым.)

Особая экономическая зона в г. Елабуге

Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).

Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города. Нижнекамска.

Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.

Площадь ОЭЗ - 20 квадратных километров.

Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»

  1. режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
  2. отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции
  3. резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
  4. помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации;
  5. ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
  6. полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.

Количество компаний-резидентов - 42, в число которых входят международные бренды: Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и др.

Общая численность занятого персонала: более 4200 человек.

Орган управления - ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Регистрация резидентов ОЭЗ

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ Алабуга, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие на территории Елабужского муниципального района;
  • подписать с органом управления ОЭЗ договор о ведении промышленно-производственной деятельности и внести в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, инвестиции в сумме не менее 10 000 000 евро, в том числе в первый год развития - не менее 1 000 000 евро;

Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.

Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:

Если говорить о территориальных ОЭЗ, таких как Калининградская область и Крым, то тут действует одно правило для всех предпринимателей и сниженный налог на прибыль распространяется на все предприятия, независимо от группы товаров и типа хозяйствования. Поэтому наиболее интересным с точки зрения заработка является открытие бизнеса на территориях предпринимательских особых экономических зон.



Похожие статьи