Проверка декларации по есн с другими отчетными формами. Заполняем декларацию по есн Форма декларации по единому социальному налогу

Порядок заполнения формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утвержден Приказом Минфина от 29 декабря 2007 г. N 163н. Рассмотрим его подробно.
Общие требования к заполнению Декларации
Форма налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, заполняется шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом. Возможна ее распечатка на принтере.
Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке Декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче Декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
При заполнении Декларации учитывается следующее.
Все значения стоимостных показателей Декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
В каждой строке и соответствующей ей графе Декларации указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо отдельных показателей, предусмотренных Декларацией, в соответствующей строке ставится прочерк.
Если на страницах Декларации, которые должны быть представлены налогоплательщиком, какие-либо таблицы им не заполняются, то в полях этих таблиц ставится прочерк.
Для исправления ошибок следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение показателя и поставить подпись налогоплательщика или его представителя под исправлением с указанием даты исправления. Все исправления заверяются печатью организации (штампом - для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем, или их представителей.
Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
После заполнения Декларации проставляется сквозная нумерация заполненных страниц в поле "Стр.".
В верхней части каждой заполняемой страницы Декларации указываются:
для российской и иностранной организаций:
идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, в который налогоплательщик представляет Декларацию. При заполнении ИНН организации, который состоит из десяти знаков, в зоне из двенадцати ячеек, отведенной для записи показателя "ИНН", в первых двух ячейках следует проставить нули (00);
для российской организации:
ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются налогоплательщиком согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", согласно Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц", или согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц".
КПП по месту нахождения обособленного подразделения - согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-8, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, или согласно Уведомлению о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
для иностранной организации:
ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, - на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401 ИМД, утвержденной Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2000, регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 19.06.2000, N 25) (далее - Приказ МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124), а также Информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме 2201 И, утвержденной Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124;
для физического лица:
ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, по форме N 09-2-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, или в соответствии со Свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@.
Титульный лист, разд. 1, 2, 2.1 Декларации представляются всеми налогоплательщиками. В разд. 2.1 налогоплательщиками (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих единый социальный налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации) заполняется таблица для отражения налоговой базы по интервалам до 280 000 руб. и выше. Организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и уплачивающими единый социальный налог (далее - налог) по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса, в разд. 2.1 заполняется таблица для отражения налоговой базы по интервалам до 75 000 руб. и выше. Разделы 3, 3.1 Декларации заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с пп. 1, абз. 2 и 3 пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса.
Достоверность и полнота сведений, указанных в Декларации, подтверждаются налогоплательщиками или их представителями в нижней части титульного листа, а также каждого заполняемого раздела Декларации в соответствии с п. 3 разд. II настоящего Порядка.
Заполнение титульного листа Декларации
Титульный лист Декларации заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником налогового органа".
При заполнении титульного листа Декларации налогоплательщиком указываются:
в зоне из двух ячеек, отведенной для заполнения показателя "Вид документа", при представлении первичной Декларации в первой ячейке указывается код 1, вторая ячейка не заполняется.
При представлении в налоговый орган уточненной Декларации, в которой отражены налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений, в реквизите титульного листа "Вид документа" проставляется код 3 (корректирующий) с отражением через дробь номера, указывающего, какая по счету Декларация с учетом внесенных изменений и дополнений представляется налогоплательщиком в налоговый орган (например: 3/1, 3/2, 3/3 и т.д.);
налоговым периодом является календарный год, который обозначен на титульном листе Декларации "0";
отчетный год - календарный год, за который представляется Декларация;
наименование налогового органа и его код;
полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации; при подаче Декларации индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);
код вида экономической деятельности налогоплательщика согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД);
номер контактного телефона налогоплательщика;
количество страниц, на которых составлена Декларация;
количество прилагаемых к Декларации листов подтверждающих документов или их копий, включая копию документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика в случае подписания Декларации не налогоплательщиком.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Декларации, налогоплательщиками-организациями на титульном листе ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации, и указывается дата представления Декларации. При этом фамилия, имя, отчество руководителя организации-налогоплательщика на титульном листе в поле "Руководитель" указываются полностью.
Достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, представленной индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, подтверждается его подписью с проставлением даты подписания Декларации.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Декларации, представителем налогоплательщика на титульном листе Декларации в поле "Представитель" указывается полное наименование организации либо имя, фамилия и отчество физического лица-представителя налогоплательщика.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Декларации, организацией - представителем налогоплательщика на титульном листе в соответствующем поле ставится подпись руководителя уполномоченной организации, которая заверяется печатью организации, и проставляется дата подписания Декларации.
При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Декларации, физическим лицом - представителем налогоплательщика на титульном листе в соответствующем поле ставится подпись физического лица и проставляется дата подписания Декларации.
Кроме того, на титульном листе указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика, и к Декларации прилагается копия указанного документа.
Подпись налогоплательщика либо его представителя и дата подписания Декларации проставляются также в конце каждого раздела Декларации.
Раздел "Заполняется работником налогового органа" содержит сведения о представлении Декларации (способ представления, количество страниц Декларации, количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к Декларации, дату представления, номер, под которым зарегистрирована Декларация, фамилию и инициалы имени и отчества работника налогового органа, принявшего Декларацию, его подпись).
В случае если налогоплательщиком, не являющимся индивидуальным предпринимателем, не указывается ИНН, то на титульном листе Декларации указывается его место жительства в Российской Федерации на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; при отсутствии места жительства в Российской Федерации у иностранных граждан и лиц без гражданства указывается место пребывания таких лиц, определяемое адресом, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заполнение раздела 1 "Суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика" Декларации
В разд. 1 Декларации налогоплательщиком отражается информация об исчисленных им суммах налога, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов за налоговый период, в т.ч. за каждый месяц последнего квартала налогового периода.
При заполнении разд. 1 Декларации налогоплательщиком указывается: по строке 001:
для организаций (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций народных художественных промыслов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса), облагаемых по общему налоговому режиму, - 01;
для организаций (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны; сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций народных художественных промыслов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса), облагаемых по общему налоговому режиму и одновременно применяющих специальные налоговые режимы, - 11;
для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, - 21;
для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, и одновременно осуществляющих деятельность за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны, - 22;
для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса, - 31;
для адвокатских образований, представляющих Расчет авансовых платежей по налогу с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, - 41;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей), организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, облагаемых по общему налоговому режиму, - 02;
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, облагаемых по общему налоговому режиму и одновременно применяющих специальные налоговые режимы, - 12;
для индивидуальных предпринимателей, облагаемых по общему налоговому режиму, - 03; для индивидуальных предпринимателей, облагаемых по общему налоговому режиму и одновременно применяющих специальные налоговые режимы, - 13;
для индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, - 23;
для индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, и одновременно осуществляющих деятельность за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны, - 43;
для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - 04; по строке 010 - код административно-территориального образования, на территории которого осуществляется уплата налога, указывается в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО);
по строкам 020 - коды бюджетной классификации, по которым зачисляются суммы налога, подлежащие уплате, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
по строкам 030 - суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за налоговый период.
Значения по строкам 030 должны заполняться налогоплательщиком из разд. 2 Декларации в части:
федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0600;
Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 3 строки 0900; Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0600;
территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0600;
по строкам 040 - суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за первый месяц последнего квартала налогового периода.
Значения по строкам 040 должны заполняться налогоплательщиком из разд. 2 Декларации в части:
федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0620;
Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 3 строки 0920;
Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0620;
территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0620;
по строкам 050 - суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за второй месяц последнего квартала налогового периода.
Значения по строкам 050 должны заполняться налогоплательщиком из разд. 2 Декларации в части:
федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0630;
Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 3 строки 0930;
Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0630;
территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0630;
по строкам 060 - суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за третий месяц последнего квартала налогового периода.
Значения по строкам 060 должны заполняться налогоплательщиком из разд. 2 Декларации в части:
федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0640;
Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 3 строки 0940;
Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0640;
территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0640.
Заполнение раздела 2 "Расчет единого социального налога"
Декларации
По строке 0100 "Налоговая база за налоговый период, всего" отражается налоговая база по налогу нарастающим итогом за налоговый период.
Строка 0100 заполняется в соответствии со ст. 237 Кодекса.
Сумма выплат и иных вознаграждений, указанных в п. 1 ст. 236 Кодекса и не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса, отражается по строке 1000 Декларации. Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если:
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в налоговом периоде, за который представляется Декларация. Перечень выплат, относящихся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, установлен ст. 270 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в налоговом периоде, за который представляется Декларация. Указанные суммы не подлежат отражению по строке 0100 Декларации.
Не включаются в налоговую базу по строке 0100 суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 Кодекса.
Указанные суммы отражаются по строке 1100 Декларации:
в графе 3 - на основании п. 1 ст. 238 Кодекса;
в графе 4 - на основании п. п. 1 и 3 ст. 238 Кодекса.
По строке 1100 отражается также сумма пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), выплачиваемая за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
В налоговую базу для исчисления налога за истекший налоговый период у налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные налогоплательщиком за этот период в пользу физических лиц, вне зависимости от того, в каком налоговом периоде они выплачены.
В налоговую базу для исчисления налога за истекший налоговый период у налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, включаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, начисленные налогоплательщиками в налоговом периоде и выплачиваемые в пользу физических лиц.
В случае если налогоплательщики - организации, индивидуальные предприниматели осуществляют наряду с деятельностью, облагаемой по специальным налоговым режимам, также виды деятельности, облагаемые по общему налоговому режиму, то все показатели в Декларации, начиная с показателя "Налоговая база за налоговый период, всего", такие налогоплательщики отражают только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму.
По строке 0100 отражаются выплаты и иные вознаграждения, производимые налогоплательщиками, перечисленными в п. 2 ст. 245 Кодекса, в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса).
Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, производимые в пользу физических лиц, указанных в п. 2 ст. 245 Кодекса, отражаются налогоплательщиками по строке 1200 в графах 3, 4 Декларации и не отражаются по строкам 0100 - 0140 в графах 3, 4, 5 и по строкам 0400 - 0440 в графах 3, 4.
Суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, отражаются по строке 1300 Декларации и не отражаются по строкам 0100 - 0140 в графе 3 и по строкам 0400 - 0440 в графе 3 Декларации.
Суммы, отражаемые по строкам 1000, 1100, 1200 в графах 3, 4, по строке 1300 в графе 3, указываются в примечании и в расчете налога не участвуют.
Суммы выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за налоговый период в соответствии со ст. 239 Кодекса, отражаются по строкам 0100 - 0140 в полной сумме и далее в этой же сумме учитываются по строкам 0400 - 0440 Декларации.
Строка 0110 "в том числе за последний квартал налогового периода" определяется как сумма строк 0120, 0130, 0140. Также она может быть рассчитана как строка 0100 Декларации за налоговый период минус строка 0100 Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0120 - 0140 отражается налоговая база каждого месяца последнего квартала налогового периода.
По строке 0200 "Сумма исчисленного налога за налоговый период, всего" отражается сумма налога за налоговый период, рассчитанная в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды как соответствующая процентная доля налоговой базы за налоговый период. Указанная сумма определяется налогоплательщиками путем сложения сумм налога, которые могут быть исчислены, в частности, в рублях и копейках по каждому физическому лицу в формах индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета), который налогоплательщики обязаны вести во исполнение п. 4 ст. 243 Кодекса.
После округления полученной суммы исчисленного налога до целых рублей она отражается налогоплательщиком по строке 0200 Декларации.
Округление до целых рублей налоговой базы, налогового вычета, а также исчисленных сумм налога, иных показателей, имеющих денежное выражение, которые затем отражаются в Декларации, производится не в индивидуальном учете, а после суммирования всех данных индивидуального учета в целом по налогоплательщику.
По строке 0210 "в том числе: за последний квартал налогового периода" отражается сумма налога за последний квартал налогового периода, определяемая как разность между суммой начисленного налога за налоговый период нарастающим итогом с начала года и суммой начисленных авансовых платежей, отраженной по строке 0200 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0220 - 0240 отражаются суммы исчисленного налога за каждый месяц последнего квартала налогового периода, которые определяются как разность между суммой исчисленного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующий календарный месяц включительно и суммой исчисленного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по предыдущий календарный месяц.
По строке 0300 отражается сумма примененного налогоплательщиком за налоговый период налогового вычета при исчислении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в виде суммы начисленных за этот же период платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и отраженных в графе 6 по строке 0200 разд. 2 Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
По строкам 0310 - 0340 отражаются суммы примененного налогоплательщиком налогового вычета за последний квартал налогового периода в целом и за каждый месяц последнего квартала налогового периода.
Строка 0400 "Сумма выплат и вознаграждений, учитываемых при определении налоговых льгот за налоговый период, всего" заполняется налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы на основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 239 Кодекса.
Строка 0410 определяется как сумма строк 0420, 0430 и 0440. Также она может быть рассчитана как строка 0400 Декларации за налоговый период минус строка 0400 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0420 - 0440 отражаются суммы налоговых льгот в каждом месяце последнего квартала налогового периода.
По строке 0500 отражаются суммы налога, не подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в связи с применением налоговых льгот согласно ст. 239 Кодекса.
Расчет указанных сумм производится исходя из выплат и вознаграждений, отраженных по строке 0400 в соответствующих графах, и ставок налога, установленных ст. 241 Кодекса для налоговой базы, не превышающей 280 000 руб. (для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 Кодекса, - 75 000 руб.).
При расчете суммы налога по строке 0500 в графе 3, не подлежащей уплате в федеральный бюджет, применяется налоговый вычет в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по тарифу, установленному действующим законодательством к соответствующей базе.
Значение показателя в строке 0510 определяется как сумма показателей строк 0520, 0530, 0540. Также оно может быть рассчитано как разница между показателями строки 0500 Декларации и строки 0500 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0520 - 0540 отражаются суммы налога, не подлежащие уплате в связи с применением налоговых льгот за каждый месяц последнего квартала налогового периода, рассчитанные в порядке, который аналогичен тому, что предусмотрен для заполнения строк 0200
240 Декларации.
По строке 0600 отражается сумма начисленного налога в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за налоговый период, рассчитанная:
- по графе 3 как разница показателей строк 0200, 0300, 0500;
- по графам 4, 5, 6 как разница показателей строк 0200 и 0500.
Если налогоплательщики, перечисленные в п. 2 ст. 245 Кодекса, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имеют возможности заполнить всю форму Декларации, то заполнение ее производится, начиная со строки 0600. Строки 0100 - 0540, 1000, 1100, 1200 разд. 2, разд. 2.1, 3, 3.1 Декларации ими не заполняются.
По строке 0610 отражается сумма начисленного налога за последний квартал налогового периода, определяемая по формулам, предусмотренным в графе 1 данной строки, а также как разность между суммой начисленного налога за налоговый период, отраженной в строке 0600 Декларации, и суммой начисленных авансовых платежей, отраженной по строке 0600 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0620 - 0640 отражаются суммы начисленного налога за каждый месяц последнего квартала налогового периода.
Строка 0700 "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС за налоговый период, всего" заполняется налогоплательщиком на основании данных о фактически произведенных расходах на цели государственного социального страхования физических лиц нарастающим итогом с начала года и до окончания налогового периода.
Сумма этих расходов соответствует аналогичному показателю расходов на цели обязательного социального страхования, заполняемому налогоплательщиком за тот же период в Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), представляемой в исполнительный орган данного фонда.
Следует учитывать, что с 1 января 2005 г. сумма пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя и не отражается по строке 0700.
Если часть расходов, произведенных налогоплательщиком на цели обязательного социального страхования физических лиц, не принята к зачету исполнительным органом ФСС по результатам проведенных проверок, налогоплательщиком представляется уточненная Декларация по единому социальному налогу.
Значение показателя в строке 0710 определяется как сумма показателей строк 0720, 0730,
0740.
Правильность заполнения значения показателя строки 0710 налогоплательщик также может определить как разность между суммой расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования физических лиц за налоговый период, отраженных в строке 0700 Декларации, и суммой аналогичных расходов, отраженных по строке 0700 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0720 - 0740 отражаются расходы, произведенные на цели государственного социального страхования физических лиц в каждом месяце последнего квартала налогового периода с 1 числа и до окончания соответствующего календарного месяца.
По строке 0800 "Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период" отражаются суммы денежных средств, полученные в налоговом периоде от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, подлежащую уплате в ФСС.
Значение показателя в строке 0810 определяется как сумма показателей строк 0820, 0830,
0840.
Правильность заполнения значения показателя строки 0810 налогоплательщик также может определить как разность между показателем, отраженным по строке 0800 Декларации, и показателем, отраженным по строке 0800 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0820 - 0840 отражаются суммы денежных средств, полученных страхователем от исполнительного органа ФСС в каждом месяце последнего квартала налогового периода с 1 числа и до окончания соответствующего календарного месяца, в порядке возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования.
В Декларации суммы возмещения отражаются в том периоде, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленного налога.
Значение показателя в строке 0900 "Подлежит начислению в ФСС за налоговый период, всего" определяется как показатель строки 0600 минус показатель строки 0700 плюс показатель строки 0800.
Значение показателя в строке 0910 определяется:
как сумма показателей строк 0920, 0930, 0940;
как показатель строки 0610 - показатель строки 0710 + показатель строки 0810;
как разность между показателем, отраженным по строке 0900 Декларации, и показателем, отраженным по строке 0900 Расчета за последний отчетный период налогового периода, за который представляется Декларация.
По строкам 0920 - 0940 значения определяются, соответственно, как: показатель строки 0620
- показатель строки 0720 + показатель строки 0820;
показатель строки 0630 - показатель строки 0730 + показатель строки 0830;
показатель строки 0640 - показатель строки 0740 + показатель строки 0840.
Заполнение раздела 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" Декларации
Распределение налоговой базы по интервалам шкалы регрессии, предусмотренным п. 1 ст. 241 Кодекса, содержится в разд. 2.1 Декларации.
Показатели строки 0100 разд. 2 по графам 3, 4, 5 равны показателям строки 040 разд. 2.1 по графам 3, 4, 5 соответственно.
Поскольку с сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых физическими лицами, указанными в п. 2 ст. 245 Кодекса, не начисляется и не уплачивается налог, то в разд. 2.1 Декларации указанные суммы не отражаются.
Поскольку с сумм денежного содержания лиц, указанных в п. 3 ст. 245 Кодекса, не начисляется и не уплачивается налог, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, то в графе 3 разд. 2.1 указанные суммы не отражаются и численность данных лиц в графе 6 разд. 2.1 не указывается.
Поскольку налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, уплачивают налог только в федеральный бюджет, то графы 4 и 5 разд. 2.1 указанными налогоплательщиками не заполняются и численность физических лиц в графах 7 и 8 разд. 2.1 не указывается.
Распределение налоговой базы по интервалам шкалы регрессии для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), и соответствующих условиям, установленным в п. п. 7 и 8 ст. 241 Кодекса, и применяющих ставки налога, установленные п. 6 ст.
241 Кодекса, содержится в продолжении разд. 2.1 Декларации.
Заполнение раздела 3 "Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации и раздела 3.1 "Расчет соответствия условий на право применения налоговых льгот, установленных абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации
Раздел 3 "Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации заполняется налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса, по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы, выполняющему работы (оказывающему услуги) на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора.
Количество заполненных строк разд. 3 Декларации должно соответствовать количеству физических лиц - инвалидов, которым были произведены выплаты налогоплательщиком в течение налогового периода.
По графе 5 разд. 3 Декларации по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленные нарастающим итогом с начала года и не превышающие за налоговый период 100 000 руб.
По графам 6 - 9 разд. 3 Декларации отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленные по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы в целом за последний квартал налогового периода, в том числе за каждый месяц последнего квартала в отдельности.
По коду строки 020 "Итого" в графах 5 - 9 разд. 3 Декларации отражаются в целом по налогоплательщику суммы выплат и иных вознаграждений, начисленные за соответствующий период в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы.
Значения показателей по графам 5 - 9 кода строки 020 разд. 3 Декларации должны быть равны значениям соответствующих показателей по строкам 0400 - 0440 разд. 2 Декларации.
Раздел 3.1 "Расчет соответствия условий на право применения налоговых льгот, установленных абзацами вторым и третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" Декларации заполняется организациями, освобождаемыми от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, при соблюдении условий, установленных абз. 2 и
3 пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса.

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2

Не позднее 30 марта 2009 г. налогоплательщики должны сдать в налоговую инспекцию декларацию по ЕСН. О том, как избежать ошибок и проверить себя до прихода налогового инспектора, мы расскажем в данной статье. Дополнительно автором даются контрольные соотношения с другими отчетными формами.

Форма налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н. Перед сдачей налоговой декларации в инспекцию обратим внимание на ее заполнение и проверим соответствие ее показателей другим отчетным формам.

Проверка N 1. Соблюдение общих требований заполнения декларации по ЕСН

Налоговая декларация по ЕСН должна быть заполнена шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом. Возможна ее распечатка на принтере.

При заполнении декларации учитывается следующее:

  • все значения стоимостных показателей должны быть указаны в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;
  • в каждой строке и соответствующей ей графе декларации указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо отдельных показателей, предусмотренных декларацией, в надлежащей строке должен ставиться прочерк;
  • если на страницах декларации, которая должна быть представлена налогоплательщиком, какие-либо таблицы им не заполнены, то в полях этих таблиц ставится прочерк.

Обращаем внимание читателей на исправление ошибок. Если при заполнении допущена неточность в числовых показателях, то следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и поставить подпись налогоплательщика или его представителя под исправлением, с указанием даты исправления. Все исправления заверяются печатью организации. Не допускается исправления ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Проверка N 2. Налоговая база по ЕСН

Бюджетные организации определяют налоговую базу по ЕСН в виде сумм всех выплат и вознаграждений, которые они начислили в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым (по выполнению работ и оказанию услуг) и авторским договорам за налоговый период (п. 1 ст. 237 НК РФ).

Исключением из правил являются суммы выплат и вознаграждений:

  • не признаваемые объектом налогообложения по ЕСН (п. 1 ст. 236, п. 3 ст. 236 НК РФ);
  • не подлежащие обложению ЕСН и перечисленные в ст. 238 НК РФ.

Для проверки показателей налоговой базы, правомерности использования льгот бюджетному учреждению следует пользоваться данными индивидуальных карточек и сводной формой первичного учета, в которой во исполнение п. 4 ст. 243 НК РФ он обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, сумм налоговых вычетов, сумм, не подлежащих налогообложению, налоговых льгот, других показателей, необходимых для расчета ЕСН, по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ аналогичные сведения должны иметься в отношении страховых взносов на ОПС. Формы такого учета рекомендованы Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443.

При проверке налоговой базы необходимо обратить внимание на следующее.

Для налогоплательщиков, облагаемых налогами в соответствии с общим режимом налогообложения, налоговая база по ЕСН, с которой исчисляются платежи в федеральный бюджет, и база для начисления страховых взносов на ОПС должны быть согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ равны. Данное условие обязано выполняться, если выплаты в пользу физических лиц, которые не являются застрахованными лицами в целях применения Федерального закона N 167-ФЗ, не производились.

Налоговая декларация по ЕСН,

утвержденная Приказом Минфина

России от 29.12.2007 N 163н

Значение

показателя

Декларация по страховым взносам

на ОПС, утвержденная Приказом

Минфина России от 27.02.2006

Раздел 2. Расчет

социального

Строка 0100

Раздел 2. Расчет

платежей по

страховым

взносам на ОПС

Строка 0100

Строка 0110

Строка 0110

Строка 0120

Строка 0120

Строка 0130

Строка 0130

Строка 0140

Строка 0140

Раздел 2.1.

Распределение

налоговой базы

(строка 0100) и

численности

физических лиц

по интервалам

шкалы регрессии

Строка 010

Раздел 2.2.

Расчет для

заполнения

строки 0100

Строка 102

Строка 020

Строка 202

Строка 021

Строка 212

Строка 022

Строка 222

Строка 030

Строка 302

Строка 040

Строка 402

Если же налогоплательщик производит выплаты в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих за пределами территории РФ и не подлежащих страхованию в органах Пенсионного фонда (ПФР), то налоговая база по ЕСН будет превышать базу для начисления страховых взносов на ОПС на сумму таких выплат.

Если организация-налогоплательщик применяет специальные налоговые режимы и одновременно осуществляет виды деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии с общим режимом, то она должна отражать все показатели в расчетах в декларации по ЕСН в части, относящейся к видам деятельности, облагаемым налогами согласно общему режиму налогообложения.

В силу п. 3 ст. 238 НК РФ налоговая база по ЕСН, зачисляемому в ФСС, может быть меньше налоговой базы по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Проверка N 3. Налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет

В п. 2 ст. 243 НК РФ приведено понятие налогового вычета как суммы начисленных страховых взносов на ОПС, на которую уменьшается сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет.

В декларации по ЕСН сумма примененного налогового вычета должна быть равна сумме начисленных страховых взносов на ОПС по совокупности платежей на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Если организация-налогоплательщик применяет специальный налоговый режим (ЕНВД) и осуществляет одновременно виды деятельности, облагаемые налогами согласно общему режиму налогообложения, то она применяет налоговый вычет при расчете ЕСН в федеральный бюджет в виде сумм страховых взносов на ОПС, начисленных на суммы выплат в пользу физических лиц только по видам деятельности, облагаемым налогами согласно общему режиму налогообложения.

Проверка N 4. Использование льгот

Льготы - это определенные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков. Данные преимущества позволяют не уплачивать налог или платить его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Льготы по ЕСН в основном направлены на социальную поддержку и защиту инвалидов. Право применять льготу по ЕСН имеют только те организации, которые отвечают критериям, установленным в Налоговом кодексе. Для бюджетных учреждений характерно применение льготы, установленной пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ. Учреждения, в которых производят выплаты работникам-инвалидам в пределах 100 000 руб. на каждого такого работника, не уплачивают ЕСН.

Поэтому значения разд. 3 "Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации" граф 5 - 9 кода строки 020 должны быть равны строкам 0400 - 0440 разд. 2 "Расчет единого социального налога".

Проверка N 5. Расходы за счет средств ФСС

При уточнении показателей, оказывающих влияние на правильность расчета ЕСН, следует сверить суммы произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования работников, на которые уменьшается доля ЕСН, подлежащая уплате в ФСС, с показателями, содержащимися в разд. 1 формы N 4-ФСС РФ. Эти суммы должны быть равны аналогичному показателю декларации по ЕСН за налоговый период.

Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом ФСС, отражается налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 разд. 1 формы N 4-ФСС РФ.

В этом случае в отчетности по ЕСН должны отражаться расходы, произведенные на цели государственного социального страхования, равные по сумме разнице значений строк 15 и 5 по графе 3 таблицы 2 разд. 1 формы N 4-ФСС РФ.

Суммы, полученные налогоплательщиком от исполнительного органа ФСС на лицевой счет в возмещение произведенных на цели государственного социального страхования расходов, отражаются в расчетах (декларациях) по ЕСН в том периоде, в котором они поступили на счет налогоплательщика, вне зависимости от периода, в котором расходы налогоплательщика, произведенные на цели государственного социального страхования, превысили сумму ЕСН, подлежащую уплате в ФСС.

Эти суммы должны быть равны аналогичному показателю формы N 4-ФСС РФ за соответствующий период.

Если в отчетности по ЕСН налогоплательщиком указана отрицательная величина ЕСН, подлежащего уплате в ФСС, то это означает, что сумма произведенных им на цели обязательного социального страхования работников расходов с учетом полученных возмещений от органа ФСС превысила начисленную в этот Фонд за соответствующий период сумму ЕСН.

Проверка N 6. Дата представления налоговой декларации

Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При отправке декларации следует быть особенно внимательными и не пропустить дату ее подачи.

Примечание. Согласно положениям п. 4 ст. 80 НК РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Программа для подготовки и тестирования отчетности в ПФР, ИФНС и ФСС.
3. Программа "БухСофт: зарплата и Кадры" - Программа для автоматического расчета страховых взносов, печати кадровых документов и формирования всех видов отчетов в ПФР, ИФНС и ФСС.
4. Электронная отчетность через Интернет за 2938 руб. Без доплат! >>

2. Индивидуальная карточка по ЕСН
Скачать этот бланк

3. Сводная карточка по ЕСН для общепринятой системы (форма в MS Excel)
Скачать этот бланк

4. Сводная карточка по ЕСН для специальных режимов (форма в MS Excel)
Скачать этот бланк

5. Расчет авансовых платежей по ЕСН (образец формы в MS Excel)
Скачать этот бланк

6. Расчет страховых взносов на ОПС (образец формы в MS Excel)
Скачать этот бланк

7. Декларация по ЕСН (образец формы в MS Excel)
Скачать этот бланк

8. Декларация по страховым взносам на ОПС (образец формы в MS Excel)
Скачать этот бланк

Конечно же, автоматически программа заполнит и все остальные документы, необходимые для оформления зарплаты.

РАСЧЕТ ЕСН ЗАВИСИТ ОТ ВИДА НАЧИСЛЕНИЯ

Преимущество программы БухСофт: Зарплата в том, что в ней уже предусмотрены настройки, с какого начисления должен рассчитываться ЕСН, а с какого не должен. Вот некоторые категории начислений, предусмотренные в программе:
- Оплата по окладу, Оплата сдельная
- Постоянные и разовые премии, надбавки и доплаты
- Авторские вознаграждения
- Вознаграждения по гражданско-правовому договору
- Расчет оплаты больничного листа
- Оплаты ежегодных (дополнительных) отпусков
- Различные компенсационные выплаты
- Районные коэффициенты
- Дивиденды
При необходимости пользователь может добавить любое собственное начисление и произвести настройку расчета налогов.

УЧЕТ ЕСН ЗАВИСИТ ОТ РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как указывалось выше программа БухСофт: Зарплата входит с состав комплексных программ для бухгалтерии от БухСофт. В зависимости от того, для какого режима налогообложения предусмотрена программа, соответственно такой учет ЕСН предусмотрен в программе:

1. Программа Предприятие – учет ЕСН включает все возможности: расчет ЕСН, формирование проводок, уплата ЕСН, заполнение всех форм по ЕСН.

2. Программа Упрощенная система налогообложения – в программе предусмотрен расчет только взносов на ОПС. По особым правилам заполняются карточки по ЕСН.

3. Программа Предприниматель - учет ЕСН ведется аналогично как в программе Предприятие, заполняются все необходимые формы по ЕСН. Особенностью является только то, что формирование проводок программой осуществляется автоматически и не требует от предпринимателя знаний бухгалтерии.

В настоящей статье было уделено внимание возможностям программы БухСофт: Зарплата и Кадры только в части учета ЕСН. Однако в разделе Зарплата и Кадры Вы можете ознакомиться и с иными возможностями программы.

Борзунова Алена Николаевна
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
Компания "Бухсофт.ру"
19.12.07

Журнал "Современный предприниматель"

  • Как определяется ЕСН у индивидуального предпринимателя?
  • Каков порядок заполнения новой декларации по ЕСН для бизнесменов?
  • Существуют ли льготы по ЕСН для предпринимателей
  • Как без проблем сдать отчетность в налоговую?

Александр Елин, компании «АКАДЕМИЯ АУДИТА»

Предприниматели являются плательщиками единого социального налога (ЕСН) (ст. 235 НК РФ). Это означает, что они должны платить налог не только с зарплаты своих сотрудников, но и лично за себя. А по итогам года не позднее 30 апреля они должны заполнить и сдать в свою инспекцию декларацию по ЕСН. Исключение составляют коммерсанты, работающие на «упрощенке», уплачивающие ЕНВД или единый сельхозналог.

Бланк декларации вы можете бесплатно получить в своей инспекции, купить в книжном магазине или распечатать из интернета. Обратите внимание: с этого года используется новая форма, утвержденная приказом Минфина России 17 декабря 2007 г. № 132н. Она состоит из титульного листа, разделов 1 и 2. Прежняя форма из приказа МНС России от 13 ноября 2002 г. № БГ-3-05/649 теперь считается недействительной.

Заполняем титульный лист

Титульный и остальные листы заполняйте аккуратно. Если вы оформляете декларацию вручную, лучше заполнять ее печатными буквами. Внизу каждого листа необходимо расписаться в специально отведенном поле и проставить дату заполнения.

На первой странице в поле «Отчетный » указывается год – 2007. В графе «Представляется в __ (наименование налогового органа и его код)» запишите название своей инспекции, например, «в Инспекцию ФНС России № 18 г. Москва». Четырехзначный номер, который надо записать в ячейках справа (код), возьмите из свидетельства о постановке на учет. В квадрате «по месту жительства: индивидуального предпринимателя» поставьте знак «V ». Далее запишите свои фамилию, имя и отчество без сокращений, как в паспорте. Реквизиты свидетельства о постановке на учет теперь указывать не нужно, вместо него на титуле пишется ОКВЭД.

ИНН указывается на каждой странице вверху. Строки «Адрес налогоплательщика» заполняются, только если вы не указываете ИНН. Ниже пишется номер контактного телефона и число страниц. Декларация имеет сквозную нумерацию, поэтому все листы, начиная с титульного, нужно последовательно пронумеровать, указав 01, 02, 03 в ячейках вверху. Та часть титульного листа, которая расположена под заголовком «Заполняется работником налогового органа» остается пустой.

Таблица 1. Ставки ЕСН для ИП (п. 3 ст. 241 НК РФ)

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

федеральный

территориальный

до 280 000 руб.

от 280 001 руб. до 600 000 руб.

20 440 руб. + 2,7 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

2240 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

5320 руб. + 0,4 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

28 000 руб. + 3,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

свыше 600 000 руб.

29 080 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

39 520 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

Заполняем расчетный лист

В разделе 2 декларации определяется сумма ЕСН. подлежащая доплате за прошедший 2007 год. Прежде чем мы подробно расскажем о том, как заполнить этот раздел, поясним, как рассчитывается ЕСН.

Налогом облагается разница (налоговая база) между доходами, полученными в течение года от предпринимательской деятельности, и понесенными расходами. При этом в доходы не включается НДС, который предъявлялся покупателям (заказчикам). Аналогично расходы показываются без «входного» налога, уплаченного поставщикам, поскольку эти суммы вы должны были принять к вычету при исчислении НДС. Если же в 2007 году вы были освобождены от НДС (ст. 145 НК РФ), то НДС от поставщиков надо было включать в стоимость приобретенных товаров. Если часть бизнеса переведена на спецрежим (ЕНВД, УСН, ЕСХН), доходы, полученные от этого вида деятельности, не берутся, как и расходы.

Брать можно только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, то есть так или иначе связанные с деятельностью. При этом в затраты включаются только те суммы, которые оплачены. Поэтому к накладной или счету-фактуре всегда прикладывается документ, подтверждающий оплату: , кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру или бланк строгой отчетности. Расходы, не связанные с бизнесом, а произведенные для ваших личных нужд, в уменьшение доходов списать нельзя. Подробно о том, как предпринимателю рассчитать свои расходы, описано в совместном приказе Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. №№ 86н, БГ-3-04/430.

Итак, сумму доходов, полученную за 2007 год, отразите по строке 100 декларации, величину расходов – по строке 200 . Разницу между строками 100 и 200 запишите в строку 300 .

Пример 1

ИП Васильев занимается перепродажей товаров. Он не применяет УСН, не платит ЕНВД, поэтому по итогам работы за 2007 год должен заполнить и сдать в налоговую инспекцию декларацию по ЕСН. Васильев является плательщиком НДС. За 2007 год он продал товаров на 1 062 000 руб., в том числе НДС – 162 000 руб. Таким образом, его доход, учитываемый при расчете ЕСН, составит 900 000 руб. (1 062 000 – 162 000). Эту сумму Васильев должен записать в строку 100 декларации.

В 2007 году на закупку товаров бизнесмен потратил 708 000 руб. (в том числе НДС – 118 000 руб.). В 2007 году продана часть на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). По состоянию на 1 января 2007 года остатка товаров не было. Таким образом, в состав расходов предприниматель включает затраты на покупку проданных ценностей в сумме 500 000 руб. (590 000 – 90 000). Для простоты остальную величину расходов (амортизация автомобиля, используемого в деятельности, расходы на бензин и техобслуживание, аренда торгового места и др.) возьмем общей величиной, без «входного» НДС, – 250 000 руб.

Таким образом, общая сумма расходов ИП за 2007 год составит 750 000 руб. (500 000 + 250 000). Соответственно налоговая база для расчета ЕСН составит 150 000 руб. (900 000 – 750 000). Эту величину Васильев впишет в строку 300 декларации.

Предприниматели, являющиеся инвалидами I , II или III группы, освобождаются от уплаты ЕСН в части доходов от деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. (подп. 3 п. 1 ст. 239 НК РФ). Обратите внимание: эта льгота в 2007 году действует только в части уплаты налога за себя, не за работников. Если бизнесмен имеет право на льготу, то сумму он должен вписать в строку 400 .

Пример 2

Продолжим пример 1. Предположим, что у Васильева есть свидетельство, подтверждающее, что он является инвалидом III группы, то есть имеет право на льготу. Поскольку рассчитанная им налоговая база составила 150 000 руб. (больше 100 000 руб.), он применяет льготу на максимальную сумму – 100 000 руб. Эта величина вписывается в строку 400.

В строке 500 определяется сумма ЕСН исходя из величины, указанной в строке 300. Здесь нужно быть особенно внимательным. Ставки ЕСН для предпринимателя зависят от величины налоговой базы (с учетом льготы) и распределены между платежами в федеральный бюджет (ФБ), а также федеральный (ФФОМС) и территориальный (ТФОМС) фонды медицинского страхования (таблица 1). В строке 600 по тем же ставкам рассчитывается ЕСН, который не будет перечислен в бюджет в связи с применением льготы.

Пример 3

Продолжим пример 2.

Налоговая база по ЕСН за 2007 год у Васильева составила 50 000 руб. Следовательно, он должен использовать ставки, соответствующие налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 заполняется так:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 записать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 попадут следующие величины:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 записать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Данные по строке 700 определяются как разница между строками 500 и 600 по соответствующим графам. Значения показывают сумму ЕСН, начисленного за 2007 год. Если льготы не применяются, то значения в строке 700 будут равны показателям строки 500.

По строке 800 нужно записать сумму авансовых платежей, начисленных за 2007 год. Расчеты авансов вам должна была присылать инспекция в специальных уведомлениях. Строка 810 предназначена для адвокатов. ИП ее не заполняют, поставьте в ней прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2008 года. Сумма записывается в строку 900 . Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример 4

Продолжим пример 3. Предположим, общая сумма авансовых платежей за 2007 год составила 3000 руб., в том числе: ФБ – 2190 руб., ФФОМС – 240 руб., ТФОМС – 570 руб. Эти суммы Васильев запишет в строку 800. Полностью заполнение 2 раздела декларации показано в образце.

Вся информация о рассчитанных суммах переносится в раздел 1. Заполнение полей данного раздела показано в таблице 2.

Таблица 2. Заполнение раздела 1

Код строки

Показатель

Отражаемые данные

Налогоплательщик Указывается двузначный код. ИП на общем режиме ставит 03, ИП, совмещающий общий и специальный режимы – 13. Для адвокатов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены свои коды
Код по ОКАТО ОКАТО, согласно классифкатору ОК 019-95
КБК ФБ 182 1 02 01010 01 1000 110
ФФОМС 182 1 02 01030 08 1000 110
ТФОМС 182 1 02 01040 09 1000 110
Сумма налога, подлежащая доплате (уменьшению) графы 3, 4, 5 строки 900 (в разрезе уплаты в федеральный бюджет и в каждый из медицинских фондов)
Образец 1.
2.1. Расчет налоговой базы

Наименование показателя

Код строки

ФБ, ФФОМС, ТФОМС

Доходы, полученные от предпринимательской, либо иной профессиональной деятельности
Расходы, связанные с извлечением доходов
Налоговая база для исчисления налога (стр. 100 - стр. 200)
2.2. Сумма налоговых льгот

Наименование показателя

Код строки

ФБ, ФФОМС, ТФОМС

Сумма налоговых льгот
2.3. Расчет суммы налога

Наименование показателя

Код строки

Сумма исчисленного налога (исходя из налоговой базы по строке 300 из соответствующих ставок налога)
Сумма налога, не подлежащая уплате в связи с применением налоговых льгот (строка 400 х соответствующая ставка налога)
Исчислено налога (стр. 500 - стр. 600)
Начислено авансовых платежей по налогу
в том числе адвокатским образованием
Подлежит доплате (+) (уменьшению (-))
Примечание: суммы, не подлежащие налогообложению в налоговом периоде в соответствии с пунктом 5 статьи 238 НК РФ

Сдаем декларацию

Заполненную декларацию вы должны сдать в инспекцию до 30 апреля 2008 года. Сделать это можно лично, через уполномоченного представителя или по почте.

Чаще коммерсанты сдают отчетность лично. Отметим, инспектор не вправе отказаться принять документ, даже если считает, что он составлен неверно. Кроме того, по вашей просьбе на втором экземпляре он обязан сделать отметку, о том, что декларация принята, и проставить текущую дату (ст. 80 НК РФ).

Представителем ИП может быть любой человек (например, бухгалтер) или специализированная фирма. Но чтобы отправить его в инспекцию, необходимо оформить доверенность, которая заверяется у нотариуса (письмо Минфина России от 10 апреля 2006 г. № 03-06-06-03/08).

Заполненную декларацию разрешено отправить по почте. Как записано в статье 80 Налогового кодекса, это должно быть «почтовое отправление с описью вложения». На практике это ценное письмо или бандероль с описью вложения. Днем сдачи считается дата, проставленная на почтовой квитанции. Декларация будет считаться сданной вовремя, если вы отнесли ее на почту до 24.00 30 апреля 2008 года. Этот способ экономит много времени и удобен, особенно если вы уверены, что ваша отчетность заполнена правильно и вам нет необходимости консультироваться с инспектором.

Образец 2. Пример заполнения доверенности

Доверенность
на представление интересов налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами

город Москва
Девятнадцатого февраля две тысячи восьмого года

Я, Васильев Владислав Григорьевич (паспорт 45 05 № 455222, выдан ОВД « Северное Бутово» г. Москвы «15» мая 2001 года) ,
проживающий по адресу: 107553 г. Москва, ул. Просторная, д.5, кв. 45 , в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса РФ настоящей доверенностью уполномочиваю

Николаеву Светлану Петровну (паспорт 43 00 № 997854, выдан ОВД «Тульское» г. Москвы «23» июля 2005 года) ,
проживающую по адресу: 115541 г. Москва, ул. Садовая, д.121, кв. 5 , представлять мои интересы в отношениях c налоговыми органами, а именно:
– сдавать налоговые декларации;
– получать и передавать документы;
– расписываться за меня и совершать иные действия, связанные с данным поручением.

Подпись _Васильев_ Васильев Владислав Григорьевич

Настоящая доверенность удостоверена мной, Кузнецовой Ириной Петровной, нотариусом города Москвы
Подпись _Кузнецова_
Зарегистрировано в реестре за № 1Д-593

Приказ Минфина России от 31.01.06 № 19н

Зарегистрирован Минюстом России 20.02.06 № 7523 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам и Порядка ее заполнения»

Любовь Пашинина, эксперт «УНП»

До окончания последнего срока сдачи декларации по единому социальному налогу осталось меньше месяца. Напомним, что отчитаться по ЕСН нужно не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ). Многие бухгалтеры уже отнесли в свои налоговые инспекции годовые отчеты по этому налогу на бланках, утвержденных приказом Минфина России от 10.02.05 № 21н. Однако 20 февраля 2006 года Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 31.01.06 № 19н, которым утверждена новая форма декларации по ЕСН.

Новшества минимальны

Сразу скажем, что декларация изменилась незначительно. Упрощен титульный лист. Раздел 1 «Суммы налогов, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды» немного дополнен. Теперь в нем показываются не только перечисленные суммы налога за последние три месяца, но и сумма налога за год. Показатели отражаются по-прежнему с разбивкой по бюджетам.

Обновилась структура разделов 2 «Расчет единого социального налога» и 2.2, в котором показывается налог по обособленным подразделениям. Но схема расчета налога сохранена. В раздел 2.1 внесены изменения в суммы доходов, применяемых для использования регрессивной шкалы.

В приказе Минфина России от 31.01.06 № 19н не говорится, с какого момента он вступает в силу. Сказано лишь, что старые формы декларации больше не действуют. Поэтому формально сдавать годовую отчетность по ЕСН на новых бланках нужно по истечении десяти дней после официального опубликования приказа Минфина. На момент сдачи номера в печать документ еще не был опубликован.

Пересдавать или нет?

На первый взгляд бухгалтерам, которые уже сдали декларацию на старых бланках, беспокоиться не о чем. Однако не все так просто.

Налоговые органы с начала года уже хотели видеть годовой отчет по ЕСН в измененном виде. Связано это было с письмом Минфина России от 11.01.06 № 03-05-02-03/1. В нем финансисты рекомендовали заполнять раздел 2.1 «Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности работников по интервалам шкалы регрессии» по новым правилам. Поводом для принятия такого решения послужили изменения, внесенные в статью 241 НК РФ Федеральным законом от 20.07.04 № 70-ФЗ. Так, с 1 января 2005 года начали действовать новые правила применения регрессивной шкалы налоговых ставок по ЕСН. Право на регрессию с 2005 года появляется после превышения дохода в размере 280 тыс. рублей. Естественно, старая декларация не учитывала такие нововведения. Поэтому Минфин и рекомендовал сдавать декларацию с исправленным разделом 2.1.

Как показал опрос, проведенный «УНП», все главные бухгалтеры, которые уже отчитались по ЕСН за 2005 год, выполнили требования Минфина. Теперь всех, естественно, интересует, нужно ли после утверждения новой формы пересдавать декларации? С этим вопросом корреспондент «УНП» обратился в несколько налоговых инспекций разных регионов. В своих ответах налоговики были единодушны: «Конечно же, необходимо пересдать декларации по новым формам».

Формально у инспекторов нет правовых оснований требовать пересдать декларацию. Это связано с тем, что статья 80 НК РФ предписывает сдавать декларации по формам, утвержденным Минфином России. До вступления в силу приказа, утвердившего новые бланки, действует старая форма декларации. Следовательно, до вступления в силу новых форм можно сдавать декларации на старых бланках. Поэтому налоговики не могут наложить никаких санкций за непересдачу декларации на новой форме. Однако, если вы хотите свести к минимуму риск конфликта с инспекцией на этой почве и избежать возможных трудностей со сверкой расчетов по ЕСН, декларацию лучше пересдать.



Похожие статьи