Проверяемые периоды при выездной проверке. За какой период может быть проведена налоговая проверка Налоговой проверкой могут быть охвачены

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой,важно знать бухгалтерам, юристам и руководителям компаний, чтобы иметь возможность своевременно и аргументированно отвечать на претензии налоговых органов. Какие периоды подлежат контролю при разных видах проверок, вы узнаете из нашей статьи.

Налоговый кодекс РФ делегирует Федеральной налоговой службе России полномочия производить проверочные процедуры в отношении налогоплательщиков с целью контроля точности, своевременности и полноты уплаты налогов (ст. 31 НК РФ).

Проверочные мероприятия осуществляются:

  • камеральный контроль - по месту расположения отделения ФНС;
  • выездной - по адресу проверяемого налогоплательщика.

При этом Конституционный суд РФ разъясняет, что не предусматривается дублирование контрольных мероприятий в процессе осуществления камеральных и выездных процедур, поэтому при произведении выездной проверки не исключена вероятность выявления нарушений, которые не были выявлены при осуществлении камерального контроля (определение Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии…» от 10.03.2016 № 571-О).

По итогам проведенных проверочных мероприятий оформляется акт по форме, соответствующей нормам приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение № 23), с перечислением выявленных за время проверки нарушений. Налогоплательщик при этом может составить письменные возражения на акт, которые также будут рассмотрены налоговой службой.

Период камеральной налоговой проверки

При осуществлении налоговой камеральной проверки контрольные мероприятия осуществляются на основании анализа документации, имеющейся в распоряжении ФНС. При этом камеральные проверочные мероприятия могут осуществляться исключительно в отношении периода, за который налогоплательщик документы предоставил. То есть в том случае, когда предприятие направило декларацию по НДС за 2-й квартал 2017 года, в рамках камеральных проверочных процедур ФНС может проконтролировать правильность расчета рассматриваемого налога только за данный квартал. В то же время для проведения проверочных мероприятий специалисты ФНС имеют право использовать данные иных отчетных периодов.

Если по итогам камеральных проверочных процедур налоговая служба делает заключение, не относящееся к периоду, за который была направлена декларация или расчет, это является нарушением и поводом подать возражения на акт проверки ФНС. Такое решение по результатам проверочных процедур должно быть аннулировано в части, выходящей за рамки допустимого для осуществления проверки периода.

За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные процедуры осуществляются по месту нахождения фирмы, в связи с чем проверяющие имеют доступ к большему числу документации. В этом случае контролю подлежат любые временные промежутки деятельности фирмы, которые по стандартному правилу не могут превышать 3 лет, предшествующих году принятия решения об осуществлении выездных проверочных мероприятий (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

По аналогии решается вопрос о проверяемом временном этапе в случае:

  1. Осуществления повторных выездных проверочных мероприятий. Данная процедура вводится с целью контроля вышестоящими подразделениями ФНС нижестоящих структур. При проведении повторных проверочных мероприятий независимо от времени осуществления первичной выездной проверки анализируется точность исчисления по тем же налогам и за те же периоды, которые также не могут выходить за рамки 3 лет (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  2. Выездного контроля реорганизуемого или ликвидируемого предприятия. Он проводится независимо от времени и предмета прошлых выездных проверочных мероприятий за период не более 3 лет (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Выездные проверки за период более 3 лет

Действующее налоговое законодательство предусматривает ряд исключений для случаев, когда период, в отношении которого осуществляются выездные проверочные процедуры, превышает предусмотренные 3 года. К числу таких исключений относятся:

  1. Подготовка проверяемым субъектом уточняющей налоговой декларации в рамках соответствующих выездных мероприятий (абз. 3 п. 4 ст. 89). В этой ситуации специалисты ФНС имеют право выйти за рамки 3-летнего периода и проверить промежуток времени, выходящий за рамки периода, по которому подготовлены уточняющие декларационные документы (письмо ФНС РФ от 29.05.2012 № АС-4-2/8792).
  2. Подготовка субъектом уточняющей декларационной документации со сниженной суммой налога (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Рассматриваемый случай предоставляет ФНС право провести повторные проверочные мероприятия, охватывающие период более чем в 3 года.
  3. Осуществление проверочных мероприятий в отношении резидента, выведенного из единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 16.1 ст. 89). Контроль таких налогоплательщиков осуществляется на базе норм ст. 288.1 и ст. 385.1 НК РФ.
  4. Осуществление выездной процедуры контроля в отношении налогоплательщика, использующего спецрежим налогообложения (при исполнении соглашений о разделе продукции), согласно гл. 26.4 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что к нарушениям процедуры при проведении выездной проверки не имеют отношения ситуации, когда решение вынесено налоговой инспекцией в одном году (к примеру, в конце 2016), а получено налогоплательщиком в другом (например, в начале 2017).

Таким образом, ответы на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка,однозначен, однако при этом важно учитывать, что законодательство предусматривает также исключительные ситуации. Что касается камеральных проверок, то проверяемый период охватывает только временной промежуток, по которому подается декларация.

Сроки налоговых проверок зависят от их типа. При выездной инспекции проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, не считая года проверки. Однако в этом правиле есть исключения.

По данным юридической статистики, абсолютное большинство налоговых проверок заканчивается доначислением налогов или штрафами.

Но если бизнесмен хорошо знает законы, он может в значительной мере облегчить себе жизнь. В частности, важно владеть информацией о том, какой срок деятельности компании может проверить налоговая. Эти знанию дадут возможность собрать аргументы и в случае необходимости применять их, чтобы защитить свой бизнес.

Как правило, узнав о проверке, предприниматели впопыхах начинают собирать документы, поднимать все архивы. Стоит ли это делать? Попробуем разобраться.

Период налоговой проверки зависит от ее типа. В глобальном смысле инспекция налоговиков бывает двух типов:

  • камеральная (инспектор проверяет документы бизнесмена без выезда в его офис);
  • выездная (налоговик приезжает прямо на фирму к бизнесмену и совершает все контролирующие процедуры там).

Как период охватывает камеральная поверка? Только тот, за который предприниматель подал отчетные документы. Иными словами, если декларацию бизнесмен подал за 2 квартал 2018 года, то налоговый инспектор вправе проверить правильность расчётов только за этот промежуток работы. Любые попытки отступить от этого срока нарушают права предпринимателя.

Но тут есть один нюанс. Налоговик имеет право затребовать у организации данные других отчетных периодов, если они понадобилось ему для точности контрольных мероприятий.

Но опасаться этого не стоит: выписать нарушение, выявленное в отчетах, которые сейчас он не проверяет, инспектор не имеет права. Если такое недоразумение возникло, организация должна уверенно оспаривать это решение. Арбитраж в этой ситуации будет на стороне бизнесмена.

При выездной проверке срок ограничивается тремя календарными годами. Ключевое слово здесь – календарный. То есть, если сейчас 2018 год, то проверить могут отчетность только за период с начала 2015 по конец 2017 года.

Текущий год проверке не подлежит. При этом в пределах трех лет может быть проверен абсолютно любой период. Условно говоря, инспектор вправе запросить отчетные документы хоть за одни сутки работы организации.

Как поступить, если в ходе проверки выявлено нарушение, которое было допущено ранее? Волноваться по этому поводу не стоит. Налоговик не имеет на это права, так что доначисления налогов и штрафы в этом случае организации точно не грозят. Инспектор не согласен с этим доводом? Бизнесмен может смело обращаться в суд.

Тут есть один подвох. Инспектор может запросить у бизнесмена «уточненку» за этот период.

Если предприниматель повелся на эту провокацию и подал уточненную декларацию, налоговик имеет полное право провести по ней дополнительную проверку и в случае обнаружения нарушений - применить санкции.

Возможны ли выездные проверки, охватывающие период более трех лет?

Итак, законом установлена максимальная временная планка проверяемого периода деятельности компании при выездной проверке – это 36 календарных месяцев. Однако в исключительных случаях этот срок может быть увеличен. А значит, и санкции за нарушения, которые были совершены более чем три года назад, налоговик имеет право применить.

Какие есть исключения?

  1. Срок проверки может превышать трехлетний период для компаний, к которым применяется специальный режим налогообложения и индивидуальный расчет налогов.
  2. Если выездная налоговая проверка уже проводится, и предприниматель решил подать уточненную декларацию.
  3. Если проверка проводится в связи с тем, что бизнесмен подал «уточненку», в которой указан меньший размер налогового платежа, чем заявленный ранее.

Общие положения о налоговых проверках

В чем главная опасность проведения налоговых проверок? В эффекте неожиданности. Инспекция не обязана предупреждать компанию ни о самом факте грядущих контролирующих мероприятий, ни о сроках их проведения. Однако при определенных обстоятельствах к визиту инспектора все же можно заблаговременно подготовиться, обратив внимание на ряд деталей.

  1. Инспекция нагрянула к кому-то из партнеров компании. Значит, высока вероятность, что проверка настигнет и вас.
  2. Насторожить должны и запросы от налоговиков или правоохранителей относительно деятельности вашего партнера по бизнесу и ваших совместных экономических операций.
  3. Запрос на получение информации о вашей организации поступил в банк, с которым вы сотрудничаете (естественно, узнать об этом запросе можно только в том случае, если у вас сложились доверительные отношения с кем-то из сотрудников банка).
  4. Если вы знаете, что у вас есть недобросовестные конкуренты (в юридической практике случаи, когда информация «сливается» налоговикам от конкурентов компаний, весьма часты).

Сколько лет нужно хранить бухгалтерские и налоговые документы

В зависимости от вида документов разнятся сроки их хранения. Если бизнесмен по какой-то причине удалил из архива данные раньше установленного законом срока, ему могут грозить санкции. Вскрыться это может, например, при проведении проверки.

  • По нормам налогового кодекса на организациях лежит обязанность хранить документы о налоговом учете не менее 4 лет.
  • Срок для сохранения в архивах первичных учетных документов дольше – не менее 60 месяцев.

Совсем избежать налоговых проверок не может ни одна организация или компания. Даже если предприниматель работает максимально добросовестно.

Но в отсутствии «серых схем» при ведении бизнеса есть очевидный плюс: бизнесмену не придется беспокоиться о результатах инспекции налоговика и возможных финансовых убытках из-за штрафов.

Важно и то, знает ли предприниматель свои законные права, поскольку нередко даже стабильно работающие компании могут попасть под санкции из-за действий инспекторов, которые нацелены на то, чтобы любым возможным способом найти нарушение.

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» — допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС — за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.
  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

Часть 1 ст. 87 части первой НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) предусматривала, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Данное требование распространялось как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.

Действующая редакция части первой НК РФ не содержит ограничения по периоду, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Это предопределено тем, что ст. 81 части первой НК РФ, предусматривающая процедуру представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности), не ограничивает период, за который может быть представлена уточненная декларация (иная уточненная

отчетность). Соответственно в случае представления уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности) налоговый орган имеет возможность провести камеральную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная декларация (иная

отчетность), независимо от того, насколько этот период отдален от года проведения проверки.

Необходимо иметь в виду, что установленный ч. 1 ст. 87 НК РФ предельный период, которым могла быть охвачена камеральная налоговая проверка, не подлежал применению в случае представления уточненной налоговой декларации, из которой следует уменьшение исчисленных ранее к уплате в бюджет сумм налога, и до внесения в НК РФ изменений Законом 2006 г. N 137- ФЗ. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 11775/05 и от 16 мая 2006 г. N 16192/05 , в данном случае сроки, предусмотренные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов

налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых

деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик. В то же время, как указал Президиум ВАС РФ, возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в данном случае ограничивается сроками, определенными ст. 78 НК РФ. Следует напомнить, что согласно п. 8 ст. 78 НК РФ (в ред. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137- ФЗ) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога могло быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (данная норма, которая распространена и на зачет излишне уплаченного налога, закреплена в п. 7 указанной статьи в действующей редакции).

Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

Об обязанности налоговых органов принять уточненную налоговую декларацию (расчет) за период, предшествующий предельному сроку, установленному НК РФ для проведения налоговой проверки, говорилось в разъяснениях, данных в письме Минфина России от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15 и письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/1192@ "О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)" (в письме ФНС России также обращалось внимание на то, что поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено налоговым органом с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, с последующим вынесением решения в соответствии с нормами ст. 78 и 87 НК РФ).

Налогообложение. 2007. N 1.

В случае если уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, представлена налогоплательщиком в налоговый орган после проведения выездной налоговой проверки, то согласно подп. 2 п. 10 ст. 89 части первой НК РФ может проводиться повторная выездная налоговая проверка, но только за период, за который представлена уточненная налоговая декларация и который не выходит за рамки трехлетнего периода, предшествующего году вынесения решения о проведении повторной проверки (о повторной выездной налоговой проверке см. ниже).

Следует отметить, что норма ч. 1 ст. 87 НК РФ в действовавшей редакции не означала того, что налоговые органы имели право проводить камеральные налоговые проверки только за налоговые периоды прошедших календарных лет. При толковании указанной нормы в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 арбитражным судам предписывалось исходить из того, что она имеет целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года (на изложенном разъяснении в части цели рассматриваемой нормы основана и приведенная выше правовая позиция Президиума ВАС РФ).


Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Пример

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» - допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС - за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

Важно в работе:

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.

Есть мнение:

  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

У компаний нередко возникают споры с налоговиками по поводу периодов, которые последние вправе проверять в рамках выездной налоговой проверки. На основе судебной практики и разъяснений чиновников рассмотрим, в каких случаях у компаний есть шанс отстоять свою правоту, а в каких нет.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). В ее рамках может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как считать три года

На практике встречаются ситуации, когда между принятием решения о проведении проверки и самой проверкой проходит несколько месяцев и она происходит уже в следующем году. В подобных случаях некоторые компании считают, что трехлетний срок должен отсчитываться от года, в котором фактически проводится проверка. Но суды их не поддерживают.

Так, АС Уральского округа в постановлении от 17.07.2017 по делу № А60-47352/2016 рассмотрел следующую ситуацию. В компании в 2016 г. прошла выездная налоговая проверка, в рамках которой налоговики проверяли периоды с апреля 2012 г. по декабрь 2014 г. включительно. Компания считала, что, поскольку проверка проводилась в 2016 г., налоговый орган имел право проверять 2015, 2014 и 2013 гг. А включение в проверку 2012 г. противоречит положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Суд признал доводы компании ошибочными. Он отметил, что в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ трехлетний период отсчитывается от года, в котором вынесено решение о проведении проверки, а не от года, в котором она фактически проводилась. Решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено руководителем инспекции 30 июня 2015 г. Значит, на основании положений п. 4 ст. 89 НК РФ налоговым органом мог проверяться период с 2012-го по 2014 г., и контролеры не вышли за трехлетний предел периода проверки.

Еще один пример - спор, рассмотренный АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2018 по делу № А75-918/2017. Налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки 28 декабря 2015 г., которая фактически проходила в 2016 г. Суд признал правомерным проведение инспекцией проверки за 2012, 2013 и 2014 гг.

Обратите внимание: в подобных случаях самый ранний год из охватываемых налоговой проверкой выходит за трехлетний срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ). В связи с этим некоторые компании полагают, что налоговики не вправе производить доначисление налога. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.03.2013 по делу № А06-3630/2012 рассмотрел ситуацию, когда решение о проведении выездной проверки было принято налоговой инспекцией 26 декабря 2011 г., а сама проверка проходила уже в 2012 г. В ее рамках проверялся период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. Компания попыталась оспорить доначисление налога за 2008 г. в связи с истечением срока исковой давности. Но суд этот довод отверг. Он указал, что доначисление произведено правомерно, так как согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом арбитры отметили, что компания обоснованно не была оштрафована за неуплату налога в 2008 г., поскольку истек срок давности привлечения к налоговой ответственности. Напомним, что согласно п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Период проверки при подаче уточненки

В пункте 4 ст. 89 НК РФ сказано, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который подана уточненная налоговая декларация.

Разъясняя порядок применения этой нормы, ФНС России в письмах от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ и от 29.05.2012 № АС-4-2/8792 указала, что:

1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной проверкой;

2) норма применяется в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;

5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.

А в письме от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@ специалисты ФНС России отметили, что в случае подачи уточненной налоговой декларации проверяется период, за который она представлена, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, при представлении уточненной декларации налоговиками может быть проверен период, выходящий за пределы трехлетнего ограничения. Суды это подтверждают.

В споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.08.2014 по делу № А53-11519/2013, налоговая инспекция в 2012 г. проводила выездную налоговую проверку за 2009 и 2010 гг. При этом в ходе контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль за 2009 г. налоговым органом были исследованы в том числе уточненные декларации по налогу на прибыль за 2008 и 2009 гг., поданные в октябре 2010 г. Компания считала, что инспекция не вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период, предшествующий периоду проверки.

Но суды трех инстанций рассудили иначе. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено исключение из общего правила о трехлетней глубине налоговой проверки. Если компания представила уточненную декларацию, налоговые органы вправе при проведении выездной проверки за период, на показатели которого повлияли данные уточненной декларации, проверить период, за который представлена такая декларация. При этом неважно, что указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Определением Верховного суда РФ от 28.11.2014 № 308-КГ14-4417 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Повторная проверка при подаче уточненки

Повторная выездная проверка может быть назначена, если налогоплательщик представил уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка) (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: вправе ли налоговый орган провести повторную выездную налоговую проверку, если период, за который подана уточненная налоговая декларация, превышает три календарных года, предшествующих году, в котором налоговым органом вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки?

Чиновники считают, что вправе. В письме от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473 Минфин России указал, что в рамках повторной выездной налоговой проверки, назначенной в связи с подачей уточненной декларации, проверяется период, за который она представлена. Поэтому проверяемый в ходе указанной повторной выездной проверки период может превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Аналогичный вывод содержится в письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Такого же мнения придерживается и Верховный суд. В Определении от 05.03.2015 № 305-КГ15-606 он рассмотрел ситуацию, когда компания 26 декабря 2011 г. представила уточненные декларации за июнь, август и декабрь 2009 г., в которых отражены суммы предъявленных к возмещению акцизов, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, и сумма налога указана в размере, меньшем ранее заявленного. Налоговая инспекция в 2013 г. провела повторную выездную проверку периода, за который были представлены уточненные декларации. Компания посчитала, что налоговики вышли за трехлетний срок, установленный п. 10 ст. 89 НК РФ.

Суды трех инстанций указали, что датой начала проверки является день вынесения решения о проведении проверки (29 декабря 2012 г.), поэтому спорный период (2009 г.) не выходит за пределы трехлетнего срока, установленного в п. 10 ст. 89 НК РФ. Они также отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность подачи уточненной декларации за период, который находится за пределами трех лет. В связи с этим возможность проведения повторной налоговой проверки за пределами указанного срока соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланса частных и публичных интересов.

Обратите внимание: в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ высказала правовую позицию, что повторная выездная налоговая проверка не может быть инициирована налоговым органом без учета оценки разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов, в частности:

    существование у налогового органа возможности по своевременному выявлению обстоятельств, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;

    способность налогоплательщика в случае проведения выездной проверки обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

    наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (предоставление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т.п.).

В этом деле повторная выездная налоговая проверка была назначена спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации, что арбитры признали значительным сроком. В связи с этим судебная коллегия отправила дело на новое рассмотрение, дав указание судам оценить разумность сроков назначения выездной налоговой проверки, принять законные и обоснованные судебные акты.

Правовая позиция Верховного суда используется судами при принятии решений. Так, с учетом этой правовой позиции АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.08.2018 по делу № А21-10802/2017 признал решение о проведении выездной проверки, принятое спустя 2 года 11 месяцев после представления уточненной налоговой декларации, нарушающим права и законные интересы компании.

Проверка текущего периода

Часто споры возникают по поводу того, могут ли налоговики в рамках выездной налоговой проверки контролировать текущий период.

Налоговики и финансисты считают, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по отчетным периодам текущего календарного года, в котором принято решение о проведении налоговой проверки (письма Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519, ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305). Данный вывод подтверждается судебной практикой.

В Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737 Верховный суд РФ рассмотрел следующую ситуацию. Налоговый орган 30 марта 2012 г. принял решение о проведении в компании выездной налоговой проверки за период с 1 января 2009 г. по 29 февраля 2012 г. По результатам проверки компания за несвоевременное перечисление НДФЛ была привлечена к ответственности по ст. 123 НК РФ за период с 2 сентября 2010 г. по 31 декабря 2011 г. и за январь, февраль 2012 г.

Суд первой инстанции признал неправомерным привлечение компании к ответственности за январь и февраль 2012 г. По его мнению, из положений п. 4 ст. 89 НК РФ прямо не следует, что проверкой может быть охвачен текущий календарный год. А расширительное толкование положений, содержащихся в законе, или распространение их на случаи, не указанные в нем, недопустимо. Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, проведение выездной налоговой проверки за январь и февраль 2012 г. не соответствует положениям п. 4 ст. 89 НК РФ.

Но апелляционный и кассационный суды с таким выводом не согласились. Они указали, что п. 4 ст. 89 НК РФ не содержит запрета на проведение выездных проверок по отчетным периодам текущего календарного года. Постановлением Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, что налоговое законодательство не содержит запрета на проведение проверки периодов текущего календарного года. Из этого суды сделали вывод, что проверка отчетных периодов текущего года в рамках выездной налоговой проверки не нарушает норм налогового законодательства. Верховный суд этот вывод поддержал.

О том, что проведение инспекцией выездной налоговой проверки отчетных периодов текущего года не противоречит нормам Налогового кодекса и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, сказано в постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 10.05.2017 по делу № А45-28037/2015, Восточно-Сибирского округа от 19.04.2017 по делу № А33-8287/2016, Московского округа от 12.11.2015 по делу № А41-32783/2015, ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2013 № Ф03-453/13 (Определением ВАС РФ от 26.04.2013 № ВАС-4862/13 отказано в передаче дела на пересмотр).

Выход за трехлетний период

Иногда в рамках выездной налоговой проверки контролеры производят доначисления по операциям, относящимся к периодам, выходящим за трехлетний срок. Суды считают такие действия неправомерными.

Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2018 по делу № А63-11808/2017. Инспекция в 2016 г. провела выездную проверку своевременности перечисления индивидуальным предпринимателем НДФЛ в бюджет за период с 1 января 2013 г. по 29 февраля 2016 г., по результатам которой бизнесмену был доначислен налог. Поводом послужило то, что предприниматель в качестве отступного получил в 2012 г. недвижимое имущество. Право собственности на это имущество было зарегистрировано за ним по суду в 2013 г. Контролеры посчитали, что недвижимое имущество бизнесмен получил только с момента государственной регистрации перехода права собственности на него. В связи с этим доход по сделке должен учитываться в 2013 г.

Но суды трех инстанций с этим не согласились. Они указали, что порядок определения даты получения дохода физическими лицами не зависит от факта государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Датой получения дохода в рассматриваемом случае является дата передаточного акта (15 октября 2012 г.). И поскольку сделка совершена в 2012 г., ее налоговые последствия связаны с этим налоговым периодом. Поэтому инспекция не имела права начислять НДФЛ за 2013 г. по операциям, совершенным в 2012 г. Контролеры вышли за установленный законом период проведения выездной налоговой проверки (не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки).

На практике встречаются ситуации, когда налоговики по результатам проверки производят доначисления с учетом кредиторской задолженности, образовавшейся за пределами трехлетнего срока. Суды считают это выходом за пределы проверки (постановления Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 № 17259/11, ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А35-439/2012, Уральского округа от 12.10.2012 по делу № А60-613/2012).

Так, в споре, рассмотренном в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 22.08.2018 по делу № А01-2762/2017, у компании по состоянию на 1 января 2014 г. имелась кредиторская задолженность по налогу. В ходе выездной налоговой проверки, проводимой в 2017 г., налоговики проверили период с 1 января 2014 г. по 31 марта 2017 г. Они доначислили компании налог с учетом имеющейся у нее кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г.

Суд доначисления отменил. Он указал, что у налоговой инспекции отсутствует право проверять деятельность налогоплательщика (налогового агента) за рамками трехлетнего периода, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ. Спорная задолженность образовалась за пределами проверяемого периода. Налоговое законодательство не предусматривает включение в результаты выездных налоговых проверок всех кредитовых сальдо, имеющихся по лицевому счету налогоплательщика (налогового агента) на дату начала проверяемого периода, а также включение таких сальдо в результаты проверок.

Выход за период проверки, указанный в решении о ее проведении

Случается, что налоговики проверяют налоги в рамках установленного законом трехлетнего периода, но при этом выходят за пределы дат, которые обозначены в решении о проведении выездной проверки. Суды считают это нарушением и отменяют доначисления.

В постановлении ФАС Уральского округа от 15.09.2009 по делу № А71-13315/2008А19 рассмотрена ситуация, когда налоговики в рамках выездной проверки начислили пени на задолженность 2004 г. по налогу на прибыль и НДС. Суд признал начисления необоснованными, поскольку согласно решению о проведении выездной налоговой проверки контролю подлежал период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2006 г.

А в ситуации, рассмотренной Девятнадцатым ААС в постановлении от 28.05.2009 № 19АП-2131/09, в решении о проведении выездной налоговой проверки контролируемый период был ограничен 2006 и 2007 гг. Однако по результатам проверки контролеры произвели доначисления и за 2005 г. Объяснили они это тем, что в решении о проведении проверки была допущена опечатка и вместо «1 января 2005 г.» было напечатано «1 января 2006 г.».

Суд признал доначисления за 2005 г. незаконными. Он указал, что, поскольку на момент проведения проверки заявление об уточнении проверяемого периода отсутствовало, налоговики обязаны были проводить проверку за период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г. В связи с этим у налогового органа не было права проверять правильность и своевременность уплаты налогов за 2005 г.



Похожие статьи