Прямые налоги по сравнению с косвенными. Прямые и косвенные налоги

Градация налогов на прямые и косвенные не влияет на работу предпринимателя, но знать об этих видах необходимо, чтобы понимать, кто, сколько и кому платит. Грамотно владея этой информацией, вы сможете точнее планировать свою деятельность и понимать, сколько реально вы платите государству. Прямые налоги и косвенные в конечном итоге ложатся на конечного потребителя, но есть моменты, когда индивидуальный предприниматель должен брать некоторые косвенные налоги на себя. В этой статье мы рассмотрим эту ситуацию и выясним, насколько это бывает необходимо, в каком процентном соотношении можно брать на себя эти выплаты.

Что такое прямые и косвенные налоги

Эти два вида налогов отличаются по одному признаку – по источнику, где формируется система выплаты налогов. Проще говоря, кто платит налог, тот и является источником выплаты. Но сложно представить, что эти источники разные, ведь все налоги, какие бы они не были, платят налогоплательщики, граждане государства, то есть люди. А вот способ выплаты и формирование определенных налогов разные. Если понять, что все эти многослойные налоги в конечном итоге платим мы с вами, обычные люди, то реальный доход государства просто поражает.

Итак, прямые налоги – это те выплаты, которые производит непосредственно налогоплательщик, то есть частные лица. А косвенный налог включен в стоимость товаров и услуг и в состав других платежей. Хотя теоретики экономики и утверждают, что фактический потребитель налоги, включенные в стоимость товаров, не платит, практика показывает, что именно мы платим за товар, стоящий на полке магазина, в цене которого «спрятан» НДС, к примеру. Поэтому косвенные налоги потому так и называются, что они для обычных граждан завуалированы.

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика, с его доходов, а также с предполагаемых доходов, это от приобретения имущества, от покупки недвижимости, от обладания какими-либо благами. Процентный размер таких налогов всегда является величиной постоянной, зависит только от облагаемой реальной суммы.

Прямые налоги бывают двух видов. Подробная расшифровка налогов с реальных доходов такова. Это подоходный налог с получаемой зарплаты, налог на прибыль индивидуального предпринимателя или юридического лица, это также налог с доходов от работы капитала и многие другие виды. То есть это те налоги, которые исчисляются и уплачиваются с фактически полученного в виде прибыли любого вида, они отражают реальную платежеспособность плательщиков. Эти налоги нам видны и понятны, сколько человек получил, столько и заплатил.

Второй вид прямого налога – с предполагаемого дохода. И тут уже есть интересные моменты. К примеру, предполагаемой прибылью считается купленная квартира, мы каждый год выплачиваем налог на недвижимость. Формулировка налога – удержания с прибыли, возможной к получению. Если следовать здравой логике, то государство предполагает, что гражданин купил квартиру и получает с нее доход (к примеру, сдает в аренду) и поэтому выставляет ему счет на налог на недвижимость. Но! Если человек на самом деле сдает квартиру в аренду, то ему надо отчитываться в налоговой и платить налог на полученную прибыль, но уже реальную. Так за что же первый налог? К таким же налогам относятся и транспортный, и земельный и некоторые другие виды налогов. Экономисты могут грамотно объяснить отличия реального и предполагаемого дохода, но плательщику, обычному человеку, от этого не легче, и меньше он платить не станет, к сожалению.

Косвенные налоги

С косвенными налогами происходят такие же интересные истории. Они платятся тем же самым обычным гражданином при покупке товаров, услуг, работ, потому что они уже включены в цену. Психологически этот налог воспринимается легче, мы просто не задумываемся об этом, когда расплачиваемся у кассы. Так мы платим НДС, но точно таким же образом мы возмещаем производителям и продавцам акцизы, налог с продаж и пр.

К косвенным налогам относятся индивидуальные и универсальные. Индивидуальные – это налоги, которыми облагаются некоторые группы товаров, приносящих очень высокий доход. Универсальные косвенные налоги платятся со всех остальных товаров и услуг за исключением социально значимых.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, их тоже компенсируем мы, при покупке импортных товаров. Это еще раз доказывает, что за все платит конечный покупатель, и в этом заключается одна из особенностей налогов. Вторая особенность косвенных налогов – это возможность собирать их довольно полно и хорошо. Ведь плата частных лиц включена в налогооблагаемую базу предпринимателей и юридических лиц. Поэтому Налоговый кодекс именно эти налоги рассматривает в первую очередь, и уделяет им самое пристальное внимание.

Но есть ситуации, когда косвенные налоги невозможно переложить на потребителя и индивидуальный предприниматель вынужден взять их на себя, вопреки законам экономики. Если государство повышает налоговую ставку, то предприниматель вынужден повысить цену на товар. Покупатель, видя такое повышение на прилавке, начинает покупать товар в меньших объемах. И тогда перед предпринимателем встает вопрос – пожертвовать объемом продаж или ценой на товар.

Тут надо найти золотую середину. Конечно, покупатель привыкнет к повышенной цене, но потребуется некоторое время для этого (от 2 до 9 месяцев, зависит от уровня повышения и потребности в товаре). Поэтому придется снизить продажную цену на товар, и начав платить больший налог, разницу возмещать самостоятельно. Эти убытки можно тщательно спланировать, вывести точный процент возможного повышения цены разово или поэтапно. Это пример превращения косвенного налога в прямой.

Таким образом, градация на прямые налоги и косвенные весьма существенно отражается на системе налогообложения, делая все без исключения товарные ценности, услуги и работы в государстве учтенными и облагаемыми. Но любая «премудрость» государства в виде двойного налогообложения вызывает двойной мозговой штурм со стороны обывателей, которые находят пути ухода от налогов. Успокаивает только то, что эта извечная борьба идет не только у нас в стране…

Е.Щугорева

Видео о классификации налогов:

Если есть государство, значит, есть и налоги. Эти принудительные платежи в пользу бюджета страны давно стали неотъемлемой частью жизни людей и компаний. Многие граждане, однако, плохо разбираются в том, какие налоги и каким образом они платят. Об НДФЛ и налоге на прибыль знают, наверное, все. Но существуют и другие - непрямые сборы, о которых также важно знать. В данной статье мы рассмотрим, какие налоги относятся к косвенным и в чем их отличительная особенность.

Понятие косвенного налога

В отличие от прямых, косвенные платежи определяются не доходами налогоплательщиков, а устанавливаются в качестве надбавки к тарифам или ценам товаров. Приобретая ту или иную продукцию, потребитель платит не только производителю, но и государству. К косвенным налогам относятся те, которые включаются владельцем предприятия в стоимость выпускаемого им товара или оказываемой услуги. Из полученной от продажи выручки он определенную сумму отдает в бюджет (налог), а оставшуюся оставляет себе (прибыль).

Таким образом, реальными плательщиками непрямых налогов являются конечные потребители, а производители продукции выступают в роли посредников - сборщиков платежей. Отсюда и название - "косвенные".

Классификация и виды косвенных налогов

Следует сказать, что 90% всех поступлений в бюджет составляют именно перечисленные ниже платежи. Они являются главным источником дохода государства, который позволяет ему выполнять свои многочисленные функции и покрывать основные правительственные расходы. К косвенным налогам относятся следующие группы платежей:

  1. Универсальные налоги на потребление (НДС).
  2. Индивидуальные налоговые платежи в виде процентов от стоимости товаров (акцизы).
  3. Налоги на товары сферы внешней торговли (таможенные пошлины) - оплачиваются при пересечении товарами Разделяют пошлины на ввоз (импортные) и вывоз (экспортные) продукции.
  4. Фискальные платежи за монопольные государственные услуги - оформление каких-то документов, плата за различные лицензии и разрешения.

В России к косвенным относят и некоторые другие виды платежей в бюджет - отчисления в разнообразные фонды (жилищные, дорожные и проч.), взносы на соцстрахование (их разрешается включать в сумму издержек производства). Наиболее существенными и значимыми являются первые два вида налогов - на добавленную стоимость и акцизы.

НДС: краткое "досье"

Каждый участник производственного процесса знает об этом налоге, а его создание и начисление происходит на каждой стадии производства/обращения товаров. НДС уплачивается в пользу государства в виде части стоимости продукции (по мере ее реализации). Однако он поступает в бюджет еще до того, как товар будет продан конечному потребителю. Производитель платит определенный процент с той части стоимости, которая была "добавлена" к цене приобретенного для производства сырья.

Расчет осуществляется путем определения разницы между НДС, начисленным на произведенный товар, и НДС на приобретение материалов/сырья для его изготовления. В России величина этого платежа составляет 18%, за исключением случаев, когда применяются ставки 10% и 0%. Уплачивается он ежеквартально, а объектом налогообложения, помимо реализованных товаров и услуг, могут являться:

  • строительные и монтажные работы для самостоятельного потребления;
  • ввозимые в РФ товары из других стран (для целей производства);
  • передача товаров и услуг для собственных нужд (если расходы на них не учитываются при уплате налога на прибыль).

Существуют также ситуации, когда организация может быть освобождена от уплаты НДС. Такие случаи описаны в Налоговом кодексе, статье 149.

Акцизы: особенности уплаты

Как и НДС, акцизы относятся к косвенным налогам, однако рассчитываются и уплачиваются в индивидуальном порядке. Данный вид платежа очень схож с таможенными пошлинами, но устанавливается, как правило, по отношению к товарам потребления внутри страны. Этот налог представляет собой достаточно высокую надбавку к стоимости продукции, отнесенной государством к определенной группе. В первую очередь это табачные изделия и алкоголь.

Для каждой отдельной категории товаров устанавливается своя величина акцизов - в индивидуальном порядке. Нередко их размер достигает половины, а то и двух третьих цены продукции или услуги. Помимо вышеперечисленных групп к подакцизным товарам относятся также бензин, топливо, автомобили и проч.

Таможенные пошлины

К косвенным налогам относятся и Этот вид платежа взимается таможенной службой и определяется, как и акцизы, индивидуальным образом. Согласно дифференцированному применяемому в России, величина пошлины зависит от страны ввозимых товаров. Если с государством происхождения товара у РФ благоприятные торговые и политические отношения, то применяются базовые ставки в размере 100% от установленного тарифа. В противном случае используются повышенные сборы - в размере 200% таможенного тарифа.

Исчисление пошлины может осуществляться различными способами. В зависимости от этого ее относят к одному из следующих видов:

  • адвалорная - определяется как процент от стоимости товара;
  • специфическая - имеет конкретную величину (в России устанавливается в евро) за единицу продукции (штука, кг и т. д.);
  • комбинированная - одновременно применяются оба метода исчисления (например, определенный процент, но не менее указанной суммы).

Подается декларация по косвенным налогам для уплаты таможенной пошлины в течение 15 дней с момента предъявления соответствующих товаров в таможенный орган.

Заключение

Налоговый учет косвенных налогов и их уплата в бюджет осуществляются производителями а итоговое бремя ложится на конечных потребителей. В этом состоит их ключевая особенность - налогоносителем и налогоплательщиком являются разные субъекты. Такая система в какой-то степени облегчает сбор платежей государством. К косвенным налогам относятся те, которые взимаются с цен, а не с доходов (они могут быть неофициальными, а значит, не будут являться налоговой базой). Объем поступлений в бюджет зависит от стоимости приобретаемых товаров, что оказывается в конечном итоге выгоднее. В развивающихся странах именно этот вид является основной частью налоговых доходов государства (2/3 и более).

Называется особый налог, которым облагаются определённые виды товаров и операций с этими товарами. Это налог включён в цену, и бремя оплаты ложится на плечи конечного потребителя этого товара. Акцизом облагаются только высокорентабельные продукты, основной целью такого налога является получение бюджетом достаточного количества денежных средств, а также ограничение потребления продукции, наносящей вред людям и окружающей среде.

К какому виду налогов относятся акцизы

Налоги и сборы являются важной частью системы налогообложения любого государства. При классификации налогов учитываются следующие факторы:

  • характер изъятия налога (прямые и косвенные налоги);
  • уровень изъятия (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • субъект налогообложения (физические и );
  • (товары, услуги, );
  • целевое назначение (общие, специальные).

Косвенный или прямой

Акцизный налог по характеру изъятия относится к косвенным налогам. Косвенный налог изымается в виде надбавки к стоимости товара или зависит от добавленной стоимости товара, оборота и продаж товаров, услуг. Акциз близок по характеру , но его отличительной особенностью является то, что данный налог касается только избыточных продуктов: табачных изделий, нефтепродуктов, косметики, спиртных напитков.

  • Косвенный налог оплачивается конечным потребителем реализованной продукции. На его размер влияет эластичность спроса. Чем выше спрос, тем выше размер выплаты. Чем меньше предложение, тем меньше сумма налога, оплачиваемая покупателем.
  • Косвенные налоги зависят от количества реализованного товара, поэтому они в сравнении с другими выплатами в казну представляют меньше проблем при сборе. Их размер меньше, чем размер прямых налогов.
  • Косвенный налог безусловен, потому что не зависит от полученных доходов и прибылей, от результатов экономической активности и изымается по количеству произведенной продукции.
  • Косвенный налог относится к сфере потребления и распределения товаров, поэтому их относят к налогам на расходы, тогда как прямые налоги считаются налогами на доходы.

Прямой и косвенный налог

Федеральный или региональный

В зависимости от того, в чей адрес направляются налоги, и кто их изымает, выплачиваемые налоги делятся на муниципальные, местные или федеральные.

  • Федеральные налоги взимаются по стандартным правилам по всей территории РФ и, в основном, направляются в федеральный бюджет. Эти налоги определяются и устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
  • Местные и муниципальные налоги устанавливаются местными органами власти, руководством субъектов федерации.

Акцизный налог используется для формирования государственного бюджета разных уровней. Доли распределения между федеральным бюджетом и местной казной заранее установлены и неизменны. Акцизный налог распределяется следующим образом:

  • Акцизы по табачным продуктам, этиловому спирту и некоторым другим товарам полностью перечисляются в федеральный бюджет.
  • Налоги на моторное масло, и некоторые другие продукты перечисляются в определённых соотношениях между федеральным и региональным бюджетами.
  • , менее 9% — полностью в региональный бюджет.

Объект и субъект налогообложения

Полный перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, приводится в статье 181 НК РФ. Самыми важными объектами налогообложения акцизами являются:

  • спирт и спиртосодержащие продукты с содержанием спирта не менее 9 %;
  • табак и табачные продукты;
  • бензин и дизельное топливо;
  • нефтепродукты;
  • автомобили и мотоциклы.

Субъектами акцизного налога являются;

  • предприятия и организации, производящие подакцизные товары;
  • физические лица, являющиеся потребителями подакцизной продукции.

Виды акцизов и формулы их расчета

Налог или сбор

Налоги и сборы относятся к обязательным платежам в бюджет государства. Их довольно трудно отделить друг от друга. Но отличия всё же есть:

Налог Сбор
Способ изъятия периодически единовременно
Характер изъятия платёж взнос
Цель выплаты пополнение бюджета государства пополнение бюджета отдельной отрасли или госоргана
Что платёж даёт плательщику безвозмездный платёж плательщик получает какое-нибудь право или услугу
Наказание при неуплате административная или уголовная ответственность неблагоприятные последствия в виде отзыва лицензии, разрешения, услуг

Акцизы относятся к налогам, потому что обладают всеми необходимыми характерными чертами налогов, в том числе обязательностью и индивидуальной безвозмездностью. То есть это обязательный безвозмездный денежный платёж в бюджет государства, который взимается с налогоплательщика в установленном законом порядке и размере.

Обязательность означает законодательную обязанность плательщика перед государством. Акциз устанавливается государством в одностороннем порядке, при несвоевременной уплате или отклонении от сумма налога взыскивается в принудительном порядке, могут быть применены административные меры.

Виды акцизов

Акцизы бывают нескольких видов в зависимости отставки налогообложения:

  • Адвалорный . Рассчитывается в виде процентов к общей стоимости продукта. Используется для налогообложения самых дорогостоящих товаров: природного газа, бензина, золота и ювелирных изделий.
  • Специфический . Фиксированная сумма налога на 1 единицу продукции. Например, на 1 литр бензина прямой гонки – 11,1 руб.
  • Комбинированный . Одновременное применение специфической и адвалорной ставок к одному и тому же объекту налогообложения.

Например, при реализации сигарет взимается фиксированный налог на единицу товара (сигарету), к этой сумме прибавляется 8 % расчетной стоимости.

Акцизы нового и старого образца

Начиная с апреля 2016 года в России увеличилась стоимость акцизной марки: 1700 рублей за 1000 марок (ранее было 1600 рублей). Изменился и внешний вид акцизной марки. Новая марка характеризуется:

  • фоном в виде гильоширных нераппортных сеток с 2 ирисными переходами;
  • алюминиевой голограммой с барельефным рисунком, деметаллизацией и цветопеременным свойством;
  • машиночитаемыми элементами защиты от подделок;
  • фосфоресценцией.

Марка изготовлена из самоклеящейся бумаги, не подверженной свечению под воздействием ультрафиолета. Эта бумага обладает химической защитой. На обратной стороне под клеевой поверхностью имеются видимые рисунки и бесцветный текст, который способен люминесцировать под воздействием света.

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Налоги в традиционной для России и мира экономической теории делятся на прямые и косвенные. Во многих случаях природа сборов второго типа остается дискуссионной. В чем состоит специфика косвенных налогов? Почему они часто называются самыми важными для государства?

Налоги косвенные: что это такое?

Косвенными принято считать налоги, которые формально взимаются государством с предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица (чаще всего клиенты компаний, потребители товаров и услуг). К таковым сборам относятся НДС, акцизы, различного рода таможенные пошлины.

Как правило, косвенные налоги включаются в отпускную стоимость того или иного товара либо услуги. Продавец или субъект оказания услуги, получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или сервис, включающую НДС или иного рода сбор, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.

А что такое "прямой налог"?

Прямым, в свою очередь, налогом считается тот, который предприниматель платит в казну непосредственно сам. Какие можно привести примеры? В числе самых распространенных прямых сборов - налог на прибыль (а также его аналоги в рамках УСН, ЕНВД и иных подобных режимов).

Конечно, де-факто такого типа сборы, как правило, закладываются предпринимателями в ту же отпускную цену товара, стоимость услуг. Равно как и многие другие косвенные расходы. Налоги прямого типа, вместе с тем, могут уплачиваться "оптимизированным" способом. Чего нельзя сказать о косвенных сборах. Вполне может оказаться так, что у компании окажутся реальные основания не платить прямой налог (например, если расходы де-юре превышают доходы).

В свою очередь, НДС, пошлины и акцизы попадают в казну абсолютно в любом случае. Можно сказать, вне зависимости от прямого "волеизъявления" предпринимателя, зависимостей от объективного наличия или отсутствия расходов. И поэтому, как считают некоторые эксперты, НДС и тому подобные сборы - именно косвенные налоги. Они, можно сказать, существуют вне зоны контроля предпринимателя.

НДС

К косвенным налогам относится, как мы уже сказали выше, НДС. Что это за сбор? Какова его природа? Налог на добавленную стоимость, согласно общепринятой в среде российских экономистов трактовке, - сумма, подлежащая изъятию в пользу государственной казны, включенная в отпускную цену товаров или сервисов. Добавленная стоимость - это то, что приносит бизнесу выручку и прибыль. Государство облагает ее соответствующим налогом, и это норма для большинства стран мира.

НДС играет огромную роль с точки зрения формирования государственной казны. Аналогично - другие косвенные налоги. Но именно НДС дает российскому бюджету порядка 40% доходов (в федеральной части, в консолидированной - примерно 20%). Как таковые прямые налоги, если посмотреть отчеты Минфина, приносят в казну в несколько раз меньше выручки. Многие эксперты уверены: косвенные налоги - это стратегически важный компонент национальной экономики.

Основной критерий НДС - его уплачивает каждый субъект бизнеса, создающий добавленную стоимость. То есть, условно говоря, ИП Петров А.Б., владеющий оптовым складом, покупает у ИП Иванова В.Г., владеющего ткацкой фабрикой, наволочки. Государство на этой стадии возьмет НДС с производителя, то есть с ИП Иванова. В свою очередь, ИП Сидоров Д.Е., владеющий розничным магазином, покупает наволочки со склада ИП Петрова. На этой стадии государство возьмет НДС с ИП Петрова. Наконец, ИП Сидоров продает наволочки жителям своего города по розничной цене. На этой, в свою очередь, стадии, государство обложит НДС компанию Сидорова.

На каждом этапе "движения" наволочки какой-то бизнес формирует добавленную стоимость. Завод - ту, которая компенсирует издержки на изготовление и даст некоторую прибыль, оптовик - ту, которая даст рентабельность бизнесу за счет перепродажи наволочки. Розничный продавец - ту, что сможет компенсировать закупочную цену и даст прибыль, в свою очередь, магазину. На каждом этапе государство начисляет косвенный налог на товар, уплачиваемый каждым предпринимателем.

НДС: плательщики, размер налога

Платить НДС, в соответствии с российскими законами, обязаны все субъекты бизнеса: ИП, хозяйственные общества. Основные ставки, согласно которым происходит уплата косвенных налогов в рамках НДС, таковы.

1. Товары, вывозимые на экспорт, не облагаются НДС (за исключением некоторых видов сырья).

2. Продукция, относящаяся к продовольственной, а также та, конечные потребители которой - дети, облагается косвенным налогом указанного типа по ставке в 10%.

3. Печатная пресса, лекарства (и иные медицинские изделия, определенные перечнем в главе 21-й НК РФ) - также 10%.

4. Все остальные товары (сервисы, работы) облагаются НДС по ставке в 18%.

Частота внесения НДС в казну зависит от объемов выручки (и это регулируется соответствующими законодательными актами). В некоторых случаях перечислять этот налог предприниматель должен раз в месяц, в других - достаточно делать это ежеквартально (с той же периодичностью в ФНС сдается и декларация по уплате НДС).

Кому не надо платить НДС

Есть, безусловно, виды бизнеса, где не платят косвенные налоги в рамках исчисленного НДС. Это, прежде всего, любые компании-экспортеры. Это фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. К таким субъектам относятся компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Это фирмы, оказывающие некоторые виды финансовых услуг. НДС не должны платить компании, реализующие продукцию собственного выпуска (в основном категории общепита). Данный вид налога не обязаны перечислять в казну образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации (получающие финансирование из государственного бюджета), учреждения культуры, медицинские организации.

Особенность применения НДС в России - в том, что перечень типов товаров (сервисов, работ), освобождаемых от уплаты данного вида налога, утверждается на общефедеральном уровне. В регионах и муниципалитетах нельзя применять свои правила, касающиеся этой сферы.

Акцизы

Какие еще виды косвенных налогов важны для государства? К таковым можно отнести акцизы. Это налоги, которые обязательно включаются в стоимость товаров, определяемых особым перечнем. Подобно тому, как это происходит с НДС, фактически плательщиком сборов в рамках акцизов является покупатель товара. Главная особенность данного типа косвенных налогов - он характерен только для производственной сферы. В некоторых случаях акцизы могут применяться и в отношении торговой деятельности (например, в тех случаях, когда подакцизный товар ввозится на территорию России с целью последующей продажи с наценкой).

Таможенные пошлины

Рассмотрим другой вид косвенных налогов - таможенные пошлины. Данного рода сборы взимаются специализированными государственными структурами на границе страны. Основание для исчисления таможенных пошлин - перемещение различных товаров из одного государства в другое. Ставки по таким сборам всегда зависят от конкретного типа товара, от страны, которая его произвела, и прочих условий, характеризующих экономическую политику властей (или межгосударственных политических структур - таких как, например, Таможенный Союз).

С какой целью страны вводят таможенные пошлины? Эксперты структурируют цели данного вида сборов в следующей совокупности:

  • более рациональное распределение объемов ввоза конкретных групп товаров;
  • поддержание баланса между экспортом и импортом в тех или иных производственных сферах;
  • регулирование валютной выручки бизнеса (и соответствующих расходов в денежных знаках зарубежных стран);
  • создание среды для развития внутреннего производства;
  • стимулирование потребления товаров, произведенных в той или иной стране (или отечественными фабриками);
  • защита экономики государства от факторов мирового рынка.

Классифицируются таможенные пошлины следующим образом. Есть так называемые "адвалорные" сборы. Они начисляются в виде процентов к стоимости товаров (которая определяется таможенными структурами). Есть "специфические" пошлины. Их исчисление осуществляется на базе товарных единиц. Также существуют "комбинированные" таможенные пошлины (сочетающие в себе признаки двух предыдущих типов). В качестве дополнительного критерия классификации сборов может использоваться признак сезонности. То есть пошлины могут, к примеру, работать в летнее время и быть отменены зимой.

По целям таможенные сборы могут быть антидемпинговые или же компенсационные (оба вида призваны защищать национального производителя). Сборы первого типа вводятся, если компания-экспортер ввозит товар в Россию по цене ниже, чем при реализации на национальном рынке, вследствие чего отечественный производитель испытывает дискомфорт. Компенсационные пошлины призваны противодействовать активности бизнесов, которые выпустили свои товары с помощью субсидий (то есть имели заведомо более выгодное в сравнении с другими производителями положение).

Еще один критерий классификации пошлин - направление движения товаров относительно государственной границы. Есть, таким образом, сборы импортные (или ввозные). Это наиболее популярный вид пошлин (как в России, так и в мире). Менее встречаемый, но важный с точки зрения формирования государственной экономической стратегии вид сборов - экспортный. В России он применяется, в частности, при вывозе нефти и некоторых других видов сырья.

Импортные пошлины, используемые в рамках Таможенного Союза, уницифированы. Они регулируются посредством Единых тарифов. Это сделано с целью интеграции экономик государств, входящих в состав ТС.

Косвенные налоги в ТС

Как известно, российская экономика тесно интегрируется с казахстанской и белорусской. Очень многие нормы унифицируются, включая те, что регулируют косвенные налоги. Таможенный Союз - международная экономическая структура, которую образуют Россия, Беларусь и Казахстан, - требует стандартизации множества бизнес-процессов.

Изучив нормы, регулирующие сбор косвенных налогов в ТС, мы можем также получить представление о том, как регулируется работа с такого рода сборами в каждой из этих стран отдельно, в том числе и в РФ.

Косвенные налоги при экспорте

Абсолютно все экспортируемые в рамках ТС товары не облагаются НДС и акцизами (мы рассмотрели эти виды косвенных налогов выше). Правда, при одном условии - факт экспорта должен быть документально подтвержден. К такому соглашению страны ТС, однако, пришли не сразу.

К примеру, некоторые регулирующие документы, существовавшие ранее, содержали положения, по которым нулевая ставка на некоторые акцизы не распространялась на продукцию, косвенный налог при импорте которой равен нулю. Предположим, из Беларуси в РФ экспортировался кофе. Если бы ввозная пошлина на этот продукт в РФ была равна нулю, то белорусский предприниматель платил бы соответствующий сбор.

Косвенные налоги при импорте

Другой вопрос - какие косвенные налоги подразумевает импорт товаров в странах ТС? Согласно действующим соглашениям между Россией, Белоруссией и Казахстаном, функции их сбора лежат на структурах, зарегистрированных в государстве, куда товар ввозится. Касательно РФ, подробный перечень продукции, не подлежащей налогообложению при импорте, содержится в с 150-й статье НК.

Косвенные налоги для сервисов и работ

Рассмотрев особенности сбора косвенных налогов, характерных для товаров, перейдем к аспектам, касающимся работ и услуг. Главная особенность законодательного регулирования этого процесса в ТС в том, что функции по взиманию соответствующих сборов, так же, как и при импорте товаров, возложены на структуры того государства, где работы и услуги предоставляются. Законодательство государств ТС в этом отношении, как отмечают эксперты, в целом унифицировано. Выше мы перечислили основные виды услуг, которые не подлежат налогообложению в рамках НДС. В Белоруссии и Казахстане их перечень в преобладающей степени идентичен тому, что установлен для российских организаций.

Особенности косвенных налогов

Каковы ключевые особенности налогов, причисляемых к косвенным? Прежде всего это оперативность перечисления в казну. Как только предприниматель продал товар или оказал услугу, в скорейшие сроки положенная сумма налога оказывается на счетах ФНС. Если брать НДС, то в зависимости от размера выручки периодичность перечисления - один квартал или месяц.

В сопоставлении со сроками, в рамках которых переводятся в бюджет косвенные налоги, налог на прибыль перечисляется в казну, как правило, реже. Различаются также и сроки отчетности для каждого из типов сборов. Например, налоговая декларация по косвенным налогам некоторых типов (того же НДС) сдается раз в квартал. Аналогичный документ для УСН, к примеру - раз в год.

Хотя, как отмечают многие эксперты, этот фактор, по мере модернизации российского законодательства в последние годы, понемногу становится все менее значимым, так как фактические сроки уплаты всех типов сборов унифицируются. В определенных случаях тот же налог на прибыль бизнес обязан перечислять столь же часто, что и НДС, то есть раз в месяц.

Другая особенность НДС и любого другого сбора, который к косвенным налогам относится, - большая собираемость. Ввиду обязательности НДС и легкости мониторинга торговых операций практически всегда по факту реализации товара или оказания услуг, для которых установлена ставка НДС, данного вида сбор перечисляется в казну.

В свою очередь, суммы многих прямых налогов, исчисляемых бизнесами, часто занижаются (а то и вовсе сводятся к нулю). Многие бизнесы включают в базу издержек (которая во многом влияет на итоговый налог на прибыль) "косвенные" расходы. Они с точки зрения закона полностью попадают под критерии ФНС. Как результат, чистая прибыль бизнеса минимизируется. Получается, что прямой налог брать не с чего. В результате собираемость ниже, чем для НДС.

Косвенные налоги, как правило, взимаются с продаж товаров или оказания услуг массового характера. А именно: с реализации продуктов питания, электроники, парикмахерских сервисов, салонов и т.д. Бизнесы, ведущие работу в этих сферах, как правило, всегда имеют клиентов и финансовый оборот вне зависимости от экономической обстановки в стране и на мировых рынках. А это значит, что государство будет постоянно что-то получать в казну. Потому-то НДС и является одним из главных механизмов формирования доходов бюджета.

Многие экономисты считают, что косвенные налоги - один из самых эффективных каналов проведения государственной экономической политики. За счет каких признаков? Государство может в своих интересах влиять на спрос на тот или иной товар или услугу. В некоторых случаях власти могут быть, к примеру, заинтересованы в снижении покупательского интереса к импортной одежде (с целью стимулирования производства текстильной продукции внутри страны). Вследствие чего может быть установлена особого рода ввозная пошлина.

Регулирование экономики при помощи косвенных налогов, как полагают многие эксперты - процесс, в рамках которого есть минимальная вероятность навредить интересам бизнесов (как если бы вмешательство государства осуществлялось посредством корректировки ставок по прямым сборам). Некоторые экономисты отмечают: ставки НДС и акцизы - это - "чистые" косвенные налоги, не зависящие от бизнес-стратегии предпринимателя. Компании могут свободно работать над увеличением оборотов и снижением издержек, зная, что государство не вмешается в этот процесс.



Похожие статьи