Расчеты по иным доходам 209.83. Учет расчетов по ущербу имуществу. Отражение в отчетности расчетов по ущербу

Перечень доходов, которые учреждения привыкли отражать на счете 205.00 «Расчеты по доходам» в 2014 г. сократился. Но не потому, что из экономической жизни бюджетных учреждений исчезли сами доходы, а потому, что в Едином плане счетов для них было отведено еще и другое место – счет 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (ранее этот счет назывался «Расчеты по ущербу»). Таким образом, активно использовать в расчетах счет 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» приходится каждому учреждению, а не только тем, кто привык отражать недостачу. Расширение областей применения счета 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» было регламентировано приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». (Далее - Приказ № 89н)

Для того чтобы понять в каких хозяйственных операциях использовать счет 205.00 «Расчеты по доходам» или счет 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» необходимо определить какие виды доходы отражаются на каждом из этих счетов.

Начнем со счета 205.00 «Расчеты по доходам» .

Согласно пп. 197 - 199 Инструкции № 157н выделяют три вида доходов:

  1. доходы, возникающие в силу заключенных договоров (соглашений, контрактов), в т. ч. по предоставлению субсидий;
  2. доходы, возникающие при выполнении учреждением возложенных на него функций в соответствии с законодательством РФ;
  3. предварительные оплаты (авансы), поступающие от плательщиков указанных выше двух видов доходов.

Группировка расчетов осуществляется в разрезе видов доходов бюджета, по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

10 «Расчеты по налоговым доходам»;

20 «Расчеты по доходам от собственности»;

30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование»;

70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

80 «Расчеты по прочим доходам». (Рис. 1)

Таким образом, если наличие каких-либо доходов связано с основными видами деятельности учреждения, предусмотренным уставом, государственным заданием, законодательными и иными локальными актами, то в расчетах будет использоваться счет 205.00 «Расчеты по доходам».

Пример 1

По договору аренды, предметом которого является помещение пищеблока учреждения, на счете 2.205.20 000 «Расчеты по доходам от собственности» ежемесячно отражаются расчеты с арендополучателем.

При этом учетной политикой учреждения в составе рабочего плана счетов предусмотрен счет 2.205.21 000 «Расчеты по доходам от собственности»; счет 2.205.2А 000 «Расчеты по доходам от собственности (авансы полученные)».

В программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2 имеются данные счета. (Рис. 2)


К счету 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» открыты следующие аналитические группы синтетического счета объекта учета:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам». (Рис. 3)


Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждой из этих групп.

На счете 209.30 000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба, в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

Пример 2

Сотрудник использовал служебный телефон для личных переговоров. По итогам месяца он должен компенсировать учреждению понесенные расходы. Расчеты с сотрудником отражаются на счете 209.30 000 «Расчеты по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений». Счет 205.00 000 здесь не используется, т. к. предоставление услуг связи сотрудникам не является основным видом деятельности учреждения и не связано с его прямыми функциями.

С 2017 года внесены Приказом Минфина РФ от 16.11.2016г. №209н изменения в действующую инструкцию. Счет 209.30 «Расчеты по компенсации затрат» так же будет применяться для учета сумм компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с требованиями, установленными законодательством.

Счет предназначен для учета расчетов при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Добавлена возможность использования классификации КРБ к счету 0.209.30 «Расчеты по компенсации затрат».

Добавлена новая бухгалтерская запись Дебет 0.209.30 Кредит 0.401.10.130 по отражению суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждение, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Данные изменения обусловлены участившимися обращениями учреждений в Министерство финансов РФ за разъяснениями по отражению расходов за счет страховых взносов (мероприятия по охране труда, приобретение средств индивидуальной защиты).

Для отражения расходов за счет страховых взносов, планируется изменение бюджетной классификации, а именно возможность применения КОСГУ 225, 226, 340 с КВР 1Х9.

Ниже в таблице приведены бухгалтерские записи, которыми необходимо будет отражать расходы за счет страховых взносов.

Наименование операции

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (2%)

Перечисление денежных средств за имущество услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма

(119)0.302.34.830

(129)0.302.26.830

0.304.05.340 (0.201.11.610)

0.304.05.226 (0.201.11.610)

Поступило имущество, оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма

(119)0.302.34.830

(129)0.302.26.830

Начисление требований по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма

(119)0.209.30.560

(129)0.209.30.560

Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС

(119)0.209.30.660

(129)0.209.30.660

Перечислено в ФСС за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов

0.304.05.213 (0.201.11.610)

Пример 3

Государственное учреждение, получатель бюджетных средств понесло следующие виды расходов на приобретение 20 комплектов специальной одежды для работников учреждения:

  1. Стоимость спецодежды 40000 руб.;
  2. Затраты на консультационные услуги, связанные с приобретением спецодежды – 5000 руб.

Спецодежда может приобретаться за счет взносов в ФСС. Отразим данные операции в программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2.

Согласно п. 102 Инструкции №157н, спецодежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, то есть по сумме всех затрат, связанных с ее приобретением:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • оплата информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением спецодежды;
  • вознаграждения посреднической организации, через которую спецодежда была приобретена;
  • транспортные расходы по доставке;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением спецодежды.

Таким образом, учреждение имеет право включить в фактическую стоимость специальной одежды не только цену ее приобретения, но и затраты на информационно-консультационные, транспортные и другие услуги.

Оприходование материальных запасов в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении по нескольким договорам, отражается следующей бухгалтерской записью: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010505000 «Мягкий инвентарь» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010604000 «Вложения в нефинансовые активы».

Отразим в программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2 операции по оприходованию в качестве материальных запасов спецодежды от поставщика.

Создание документа «Поступление МЗ» . Пункт меню «Материальные запасы». (Рис. 4)


Заполняем шапку документа «Поступление МЗ» , закладку «Материальные запасы» , где указываем количество и стоимость поступаемых в учреждение благ. (Рис. 5)


На закладке «Бухгалтерская операция» обязательно устанавливаем флаг «Учесть как вложения (сч. 0 106 00)». (Рис. 6)


Обратите внимание, что КПС счета расчетов 302.34 заканчивается на КВР 119 согласно таблице.

После заполнения документа «Поступление МЗ» проводим его и посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 7)


Далее нам необходимо учесть транспортные затраты на доставку в фактической стоимости материальных запасов. Создаем документ «Поступление услуг, работ» . Пункт меню «Материальные запасы». (Рис. 8)


Заполняем шапку документа «Поступление услуг, работ» , закладку «Услуги и работы» , где указываем стоимость услуги по доставке благ, поступаемых в учреждение. (Рис. 9)


Обратите внимание, что КПС счета расчетов 302.26 заканчивается на КВР 119 согласно таблице.

На закладке «Бухгалтерская операция» выбираем типовую операцию «Формирование фактической стоимости МПЗ при покупке (106.04)» и устанавливаем необходимые реквизиты счета 106.04.(Рис. 10)


После заполнения документа «Поступление услуг, работ» проводим его и посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 11)


Далее нам необходимо сформировать фактическую стоимость спецодежды, а именно учесть консультационные услуги в фактической стоимости материальных запасов. В программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2 принять к учету материальные запасы по сформированной фактической стоимости можно документом «Операция (бухгалтерская)» . Пункт меню «Учет и отчетность». (Рис. 12)


Заполняем шапку документа «Операция (бухгалтерская)» , обязательно устанавливаем флаг «Использовать типовые операции», выбираем типовую операцию «Оприходование МПЗ по фактической стоимости при приобретении», заполняем реквизиты группы «Виды движения НФА» , и нажимаем кнопку «Заполнить по типовой операции» . (Рис. 13)


Таким образом, в случае установки корректных реквизитов в документ «Операция (бухгалтерская)», автоматически сформируются проводки по формированию фактической стоимости материальных запасов, ранее отнесенных затрат на счет 106.04.

Далее необходимо перечислить денежные средства за спецодежду и консультационные услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма. Для этого воспользуемся документом Пункт меню «Денежные средства» , журнал (Рис. 14)


В журнале по кнопке «Создать» выбираем документ «Заявка на кассовый расход (сокращеная)». (Рис. 15)


Заполняем шапку документа «Заявка». (Рис. 16)


На закладке «Бухгалтерская операция» выбираем типовую операцию «Оплата поставщикам и другие платежи (206.00, 302.00)» .(Рис. 17)


«Заявка на кассовый расход (сокращеная)» статус «Исполнено», «Исполнено» , у документа можно просмотреть бухгалтерские проводкие. (Рис. 18 и рис. 19)



Таким образом расчеты с поставщиком закрыты. Убедимся в этом, сформируя отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 302.00» . (Рис. 20)


Далее необходимо начислить требование по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма. Воспользуемся документом «Операция (бухгалтерская)» . Пункт меню «Учет и отчетность». (Рис. 12)

Заполняем шапку документа «Операция (бухгалтерская)» , в данном случае флаг не устанавливаем, «Операция (бухгалтерская)» суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ. (Рис. 21)


Далее отразим зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС. Воспользуемся документом «Операция (бухгалтерская)» . Пункт меню «Учет и отчетность». (Рис. 12)

Заполняем шапку документа «Операция (бухгалтерская)» , в данном случае флаг «Использовать типовые операции» не устанавливаем,так как необходимая бухгалтерская проводка в типовых операциях документа отсутствует. Далее следует нажать кнопку «Добавить» и отразить в табличной части документа «Операция (бухгалтерская)» суммы принимаемые к зачету расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ. (Рис. 22)


Сформируем отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 303.06» для того, чтобы определить какие суммы необходимо перечислять в ФСС с учетом зачета по произведенным расходам в рамках мероприятий по сокращению травматизма. (Рис. 23)


Из отчета видно, что сумма 15560,23 подлежит к перечислению в ФСС, за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Далее необходимо оформить документ «Заявка на кассовый расход (сокращеная)» для перечисления денежных средств в ФСС. Пункт меню «Денежные средства» , журнал «Расчетно – платежные документы». (Рис. 14)

В журнале «Расчетно – платежные документы» по кнопке «Создать» выбираем документ «Заявка на кассовый расход (сокращеная)». (Рис. 15)

Заполняем шапку документа «Заявка на кассовый расход (сокращеная)» , заполняем реквизиты закладки «Заявка». (Рис. 24)


На закладке «Бухгалтерская операция» выбираем типовую операцию «Уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджет» .(Рис. 25)


После получения выписки по лицевому счету, можно установить для документа «Заявка на кассовый расход (сокращеная)» статус «Исполнено», указав дату оплаты документа. Только после приобретения статуса «Исполнено» , у документа можно просмотреть бухгалтерские проводкие. (Рис. 26)


Таким образом были рассмотрены бухгалтерские записи, которыми необходимо с 2017 года отражать расходы за счет страховых взносов. Так же на примере подробно разобрано, как эти записи отражать в программном продукте 1С «Бухгалтерия государственного учреждения» редакция 2.

На счете 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

Пример 3

По решению суда ответчику предстоит перечислить денежные средства в пользу учреждения-истца. Для отражения расчетов в бухучете учреждения, используются следующие счета:

  • 2 209.30 000 «Расчеты по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений» (в части расчетов по компенсации учреждению, произведенных им судебных издержек и уплаты государственной пошлины );
  • 2 209.40 000 «Расчеты по ущербу по суммам принудительного изъятия» (в части расчетов по уплате ответчиком основного долга – суммы, которая являлась предметом судебного разбирательства , и которую учреждение взыскало в свою пользу).

Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:

  • 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
  • 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
  • 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
  • 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Пример 4

Реализация имущества, которое осталось после разборки объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов, деталей от разборки и т. п.), отражается на счете 2 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам». Объясняется это правило очень просто – реализация имущества (лома, отходов, комплектующих после демонтажа и пр.) не является прямой функцией учреждения, предусмотренной его уставом и иными документами.

Таким образом, о счете 2 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами» речи быть не должно. Этот счет могут использовать специально созданные для продажи (приватизации) имущества субъекты – а это, как правило, органы управления имуществом. В их учете в таком случае и используются счета 1 205 70 000.

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

  • 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;
  • 209 82 000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;
  • 209 83 000 «Расчеты по иным доходам».

Пример 5

Банк, в котором учреждению открыт расчетный счет, по решению суда признан банкротом. Сумма ущерба равна остатку денежных средств, не возвращенному учреждению. Ущерб отражен в бухучете записью по кредиту счета 2 201 27 610 «Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации» и дебету счета 2 209 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств».

Следует пояснить, что на счете 209 83 000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам».

Иными словами иные доходы есть доходы, не имеющие отношения: к выполнению договоров (соглашений, контрактов) в соответствии с основными видами деятельности учреждения; предоставлению субсидий; выполнению учреждением возложенных на него по законодательству РФ функций. В случае затруднений алгоритм отнесения расчетов к одному из счетов может быть таким: «Все, что не 205.00, то 209.00».

Для того, чтобы окончательно развеять сомнения по каким бы то ни было расчетам, целесообразно закрепить в учетной политике правила – конкретные перечни операций для счетов 205.00 «Расчеты по доходам» и 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». При этом нужно учесть, что мнения ревизоров могут разойтись с положениями, изложенными в данном локальном акте. Но фактом нарушения правил ведения бухгалтерского учета это являться не будет. Учетная политика – стандарт конкретного учреждения, который относится к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). И если бухучет в учреждении ведется в строгом соответствии с учетной политикой, то в случае спора с контролирующими органами, они будут вправе только предписать внести в учетную политику изменения.

Порядок применения счета 209 00: учитываем изменения

Источник: Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"

Согласно поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (далее - Приказ № 89н) в Инструкцию №  157н, скорректирован порядок применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». В статье рассмотрим, для отражения каких операций предназначен данный счет с учетом внесенных изменений, а также приведем корреспонденцию счетов с использованием указанного счета и проиллюстрируем ее на конкретных примерах.

Общие положения о применении счета 209 00

Согласно новой редакции п. 220 Инструкции № 157н счет 209 00 называется «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам». Ранее он назывался «Расчеты по ущербу имуществу».

Предназначение данного счета значительно расширилось. Теперь счет 209 00 предназначен не только для учета по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, но и для учета:

  • сумм предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • сумм задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
  • сумм задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • сумм излишне произведенных выплат;
  • сумм принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • сумм ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Еще одним новшеством в применении счета 209 00 является то, что отражаемый на нем размер ущерба, причиненного недостачами, хищениями, определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции № 157н ).

Напомним, что до внесения изменений ущерб оценивался по рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, которой признавалась сумма денежных средств, получаемая в результате продажи обозначенных активов.

Как и прежде, на суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы ущерба, предъявленного к возмещению, уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Стоит также отметить введение в п. 220 Инструкции № 157н положений, связанных с особенностями учета расчетов по ущербу в валюте:

  1. Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранных одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
  2. Переоценка расчетов плательщиков по ущербу и иным доходам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате (возврату) расчетов в соответствующей иностранной валюте.
  3. Положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по доходам в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на результат текущего финансового года от переоценки активов.

Аналитические счета

Пункт 221 Инструкции № 157н , определяющий порядок применения аналитических счетов, открываемых к счету 209 00 , полностью обновлен.

Согласно данному пункту к имеющимся аналитическим счетам добавились новые. Сравним перечень аналитических счетов в соответствии со старой и новой редакциями п. 221 Инструкции № 157н .

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно старой редакции п. 221 Инструкции №
157н

Перечень аналитических счетов
счета 209 00 согласно новой редакции п. 221 Инструкции №
157н

Счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат»

Счет 209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

Счет 209 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»

Счет 209 71 «Расчеты по ущербу основным средствам»

Счет 209 72 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»

Счет 209 73 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»

Счет 209 74 «Расчеты по ущербу материальным запасам»

Счет 209 80 «Расчеты по прочему ущербу»

Счет 209 80 «Расчеты по иным доходам»

Счет 209 81 «Расчеты по недостачам денежных средств»

Счет 209 82 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»

Счет 209 83 «Расчеты по иным доходам»

Добавленные аналитические счета применяются для отражения следующих операций:

а) на счете 209 30 учитываются:

  • суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек);
  • прочие суммы ущерба, возникающие в ходе хозяйственной деятельности учреждения;

б) на счете 209 40 учитываются:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством;
  • суммы неустойки, предусмотренные договорами;
  • суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным потерям, ранее списанной на забалансовый счет;

в) на счете 209 83 учитываются расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на соответствующих аналитических счетах счета 205 00 «Расчеты по доходам».

Аналитический учет по счету 209 00 ведется в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), по виду имущества и (или) суммам ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам (п. 222 Инструкции № 157н ).

Корреспонденция счетов

Рассмотренные выше общие положения применения счета 209 00 приведены в Инструкции № 157н, которая определяет единый порядок организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях. При этом корреспонденция счетов с использованием данного счета в Инструкции № 157н отсутствует.

Правила оформления бухгалтерских записей с применением счета 209 00 содержатся в инструкциях № 162н ,174н ,183н , которые разработаны для определенного типа учреждений (казенных, бюджетных и автономных соответственно). Приведем в таблице корреспонденцию счетов с использованием счета 209 00 на основании положений указанных инструкций с учетом предполагаемых изменений (соответствующие проекты приказов размещены на сайте Минфина).

Операции по увеличению расчетов по ущербу (недостачам) оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 109 Инструкции № 174н)

Автономное учреждение

(п. 112 Инструкции № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, ущерба,
нанесенного имуществу, являющемуся нефинансовым активом

2 209 71 560 - 2 209 74 560

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных средств

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь денежных документов, финансовых активов, за исключением денежных средств

Суммы ущерба по произведенной предварительной оплате в рамках контрактов (договоров), по иным соглашениям, не возвращенной контрагентом в случае расторжения контрактов (договоров), иных соглашений, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы

Суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний

Суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодные оплачиваемые отпуска

Суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)

Суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством

Суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанной на забалансовый учет*

*
Указанная проводка отражается с одновременным списанием восстановленной задолженности с забалансового счета 04

Операции по уменьшению расчетов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(п. 86 Инструкции № 162н)

Бюджетное учреждение

(п. 110 Инструкции

174н)

Автономное учреждение

(п. 113 Инструкции

183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление средств от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

Возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

Суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов*

Суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительным взысканием, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным*

Уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю контракта (договора) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов)

*Указанные проводки записываются с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По результатам проведенной в бюджетном учреждении спорта ревизии кассы обнаружена недостача денежных средств в сумме 170 руб. в рамках деятельности по оказанию услуг при выполнении государственного задания. Кассир внес недостающие средства в кассу учреждения.

В автономном учреждении спорта увольняется работник по собственному желанию. За последний рабочий год, который он отработал не полностью, ему был предоставлен основной ежегодный отпуск в полном объеме. При увольнении он обязан вернуть часть выплаченных ему отпускных за неотработанные дни отпуска. Сумма задолженности перед учреждением составляет 3 000 руб. По заявлению работника указанная сумма задолженности удерживается из его заработной платы, выплачиваемой при окончательном расчете с ним. Данный сотрудник был занят в рамках приносящей доход деятельности. Сумма окончательного расчета составила 15 000 руб. Величина удерживаемого НДФЛ - 1 950 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность работника перед учреждением

Начислена сумма удержаний в размере задолженности перед учреждением

Начислена заработная плата сотруднику при окончательном расчете

Начислен НДФЛ

Погашена задолженность работника перед учреждением путем удержания ее суммы из заработной платы

Выдана заработная плата увольняемому сотруднику за вычетом сумм удержаний (15 000 - 1 950 - 3 000) руб.

Исходя из этого учреждениям уже сейчас необходимо проанализировать задолженность, числящуюся на соответствующих аналитических счетах счета 209 00 и счета 205 00 , с целью перевода ее на новые аналитические счета 209 00 к концу года.

Порядок такого перевода законодателями не установлен. Однако, по мнению автора, в ближайшее время должны быть разработаны и направлены для работы переходные таблицы, необходимые для внедрения на практике изменений, внесенных в Инструкцию № 157н.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Источник: Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"

В хозяйственной деятельности учреждений порой имеют место быть факты хищения, недостач и иного ущерба. В соответствии с Инструкцией № 157н они подлежат отражению на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н внесены изменения в данную инструкцию, которые коснулись в том числе указанного счета. В статье рассмотрим, какие именно факты хозяйственной жизни государственных (муниципальных) учреждений и в каком порядке следует отражать с помощью данного счета.

Общий порядок учета по ущербу

Вследствие принятых изменений в Инструкцию № 157н счет 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» стал иметь более широкое применение. Так, кроме учета на нем расчетов по суммам выявленных недостач, хищений иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в законодательством РФ порядке, на данном счете подлежат учету расчеты (п. 220 Инструкции №  157н ):

  • по суммам предварительных оплат, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Ранее при определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, исходили из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понималась сумма денежных средств, которая могла быть получена в результате продажи указанных активов.

Теперь для определения размера ущерба применяется текущая восстановительная стоимость, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления утраченных активов.

Факты выявленных недостач, хищений и иного ущерба могут быть сразу отнесены на счет виновных лиц, если они установлены и признают их. На суммы ущерба, не признанные виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. Суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

Во всех случаях выявленные недостачи и ущерб подтверждаются результатами инвентаризации (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств , утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №  49 ).

К счету 209  00 открыты аналитические группы синтетического счета объекта учета:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

Рассмотрим, какие расчеты отражаются на каждом из них. Для этого воспользуемся также проектами изменений в инструкции №  162н , 174н и 183н , которые размещены на сайте Минфина.

На счете 209  30  000 «Расчеты по компенсации затрат» отражаются:

  • суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
  • суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
  • суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • суммы ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).

На счете 209  40  000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» следует отражать:

  • суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения;
  • суммы расходов, связанных с судопроизводством.

Расчеты по ущербу имуществу государственных (муниципальных) учреждений отражаются на счетах:

- 209  71  000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;

- 209  72  000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;

- 209  73  000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;

- 209  74  000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

Расчеты по прочему ущербу иному имуществу учреждений отражаются на счетах:

- 209  81  000 «Расчеты по недостачам денежных средств»;

- 209  82  000 «Расчеты по недостачам иных финансовых активов»;

- 209  83  000 «Расчеты по иным доходам».

Следует пояснить, что на счете 209  83  000 подлежат учету расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205  00 «Расчеты по доходам».

Согласно п. 222 Инструкции №  157н аналитический учет по счету 209  00 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе лиц, за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц), виду имущества, и (или) сумм ущерба, в том числе по выявленным хищениям, недостачам.

Для отражения ущерба предлагаются следующие корреспонденции счетов:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начисление задолженности по ущербу в части компенсации затрат

1 209 30 560

1 401 10 130

0 209 30 560

0 401 10 130

0 209 30 000

0 401 10 130

Начисление задолженности по ущербу в части сумм принудительного изъятия

1 209 40 560

1 401 10 140

0 209 40 560

0 401 10 140

0 209 40 000

0 401 10 140

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) основных средств

1 209 71 560

1 401 10 172

0 209 71 560

0 401 10 172

0 209 71 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) нематериальных активов

1 209 72 560

1 401 10 172

0 209 72 560

0 401 10 172

0 209 72 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) непроизведенных активов

1 209 73 560

1 401 10 172

0 209 73 560

0 401 10 172

0 209 73 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) материальных запасов

1 209 74 560

1 401 10 172

0 209 74 560

0 401 10 172

0 209 74 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в кассе

1 209 81 560

1 201 34 610

0 209 81 560

0 201 34 610

0 209 81 000

0 201 34 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных средств в со счета в организации

1 209 81 560

1 201 27 610

0 209 81 560

0 201 27 610

0 209 81 000

0 201 27 000

Начисление задолженности по недостачам (хищениям) денежных документов, иных финансовых активов

1 209 82 560

1 401 10 172

0 209 82 560

0 401 10 172

0 209 82 000

0 401 10 172

Начисление задолженности по иным доходам, не отраженным по счету 205 00*

1 209 83 560

1 401 10 180

0 209 83 560

0 401 10 180

0 209 83 000

0 401 10 180

Начисление восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее списанным на забалансовый учет

1 209 30 560

1 209 40 560

1 209 70 560

1 209 80 560

1 401 10 173

0 209 30 560

0 209 40 560

0 209 70 560

0 209 80 560

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

0 401 10 173

Одновременно списывается восстановленная задолженность с забалансового счета

* На момент написания статьи в проектах изменений инструкций № 162н, 174н, 183н, размещенных на сайте Минфина, корреспонденций со счетом 209  83  000 не пре­дусмотрено.

Возмещение ущерба, причиненного учреждению, отражается в учете следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Поступление денежных средств от виновных лиц в возмещение ущерба

1 201 34 510

1 210 02 000

1 303 05 830

1 201 21 510

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 201 34 510

0 201 11 510

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 201 34 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 70 660

1 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 660

0 209 82 660

0 401 10 172

0 209 70 000

0 209 82 000

Возмещение ущерба виновным лицом путем удержания из заработной платы (иных выплат)

1 304 03 830

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 304 03 830

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 304 03 000

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц

1 401 10 172

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 172

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Списание задолженности по ущербу с баланса в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, признанием виновного лица неплатежеспособным

1 401 10 173

1 209 30 660

1 209 40 660

1 209 70 660

1 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 660

0 209 40 660

0 209 70 660

0 209 80 660

0 401 10 173

0 209 30 000

0 209 40 000

0 209 70 000

0 209 80 000

Одновременно задолженность по ущербу отражается по забалансовому счету

Причинение ущерба учреждению культуры

Для большинства учреждений культуры сохранность имущества имеет особое значение и в некоторых случаях его утрата может стать невосполнимой потерей (утрата музейных ценностей, редких экземпляров книг и т. п.). Но стоит отметить, что объекты имущества, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда, не являются собственным имуществом учреждений культуры (ст. 16 Федерального закона №  54‑ФЗ ). Они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления.

В бухгалтерском учете они не отражаются, хотя эти учреждения обязаны обеспечить:

  • физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
  • ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
  • использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете ситуации, когда причиняется ущерб имуществу самого учреждения. Особенности учета будут связаны с тем, установлено или нет виновное в причинении ущерба лицо.

В бюджетном учреждении Доме культуры обнаружили пропажу музыкальной аппаратуры балансовой стоимостью 120 000 руб. Ее остаточная стоимость 60 000 руб. Она включена в состав особо ценного учреждения по основной деятельности. Лицо, причинившее ущерб, в настоящий момент не установлено. По факту кражи ведется следствие и окончательное процессуальное решение еще не принято. учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов восстановительная стоимость утраченного имущества установлена в размере 140 000 руб.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 18.10.2012 № 02‑06‑10/4354 , доходы от возмещения ущерба являются собственными доходами бюджетного учреждения и учитываются по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Данные обстоятельства в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Списана музыкальная аппаратура

в сумме начисленной амортизации

4 104 24 410

4 101 24 410

в сумме остаточной стоимости

4 401 10 172

4 101 24 410

Отражена сумма причиненного ущерба

2 209 71 560

2 401 10 172

Списана задолженность по ущербу с баланса в связи с неустановлением виновных лиц с одновременным отнесением на забалансовый учет

2 401 10 172

2 209 71 660

Сотрудник автономного учреждения культуры подал заявление об увольнении с 17 ноября 2014 года. Перед этим им был получен аванс за первую половину месяца. В сентябре данному сотруднику был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, но им не был отработан весь год и часть отпуска ему была предоставлена и оплачена авансом. При проведении окончательного расчета с данным сотрудником установлено, что из‑за выплаты отпускных авансом за ним образовалась задолженность в размере 5 000 руб. Удержать из окончательного расчета данную сумму не возможно, так как аванс уже получен. Заработная плата выплачивалась за счет средств от приносящей доход деятельности. Задолженность возмещена бывшим работником путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.

Данные операции могут быть отражены следующим образом:

Отражение в отчетности расчетов по ущербу

Согласно п. 56 Инструкции №  33н сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу, представляются в составе пояснительной записки к годовой отчетности по форме 0503776. В составе годовой бюджетной отчетности представляются сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей по форме 0503176 (п. 152 Инструкции №  191н ).

Порядок отражения показателей в данных формах идентичный. В них представляются обобщенные за отчетный период аналитические данные об объемах ущерба и хищений имущества учреждения на основании соответствующих аналитических счетов счета 0  209  00  000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».

Показатели, отраженные в данных формах, должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета.

В них представляется информация о наличии задолженности на начало года, установлении и уменьшении ущерба в течение года и остаток задолженности на конец года.

В графе 3 указываются итоговые данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу.

В графах 4, 5 формы 0503776 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу (по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ) соответственно).

В графах 4, 5 формы 0503176 указываются данные по изменениям расчетов по ущербу имуществу в разрезе бюджетной деятельности и средств, полученных во временное распоряжение.

Кроме этого, показатели граф 4, 5 по строке 010 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 3, 4 по строке 320 баланса (ф. 0503730), а показатели граф 4, 5 по строке 060 формы 0503776 должны соответствовать показателям граф 7, 8 по строке 320 баланса (ф. 0503730) (п. 73 Инструкции №  33н ).

Показатели, отраженные в графах 4, 5 по строке 010 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На начало года» по строке 320 баланса (ф. 0503130).

Показатели, отраженные в графе 4, 5 по строке 060 формы 0503176, должны соответствовать идентичным показателям, отраженным в соответствующих графах «На конец отчетного периода» по строке 320 баланса (ф. 0503130) (п. 171 Инструкции №  191н ).

Различные виды ущерба, причиненного учреждению, отражаются на счете 209  00 «Расчеты по ущербу и иным доходам». С внесением изменений в Инструкцию № 157н данный счет может применяться для более широкого круга операций, но особенности такого применения в инструкциях № 162н, 174н и 183н еще не утверждены. Автором предложены корреспонденции счетов из проектов названных инструкций, размещенных на сайте Минфина. Расчеты по ущербу подлежат отражению в годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54‑ФЗ «О музейном фонде Российской федерации и музеях Российской Федерации».

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

"Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" учитываются расчеты по следующим суммам:

Вид доходов

Характеристика доходов

Суммы ущерба , причиненного публично-правовому образованию, организации госсектора

Доходы в сумме нанесенного ущерба (понесенных затрат) отражаются в учете исходя из суммы, которая может быть возмещена (компенсирована) физическими или юридическими лицами в добровольном или принудительном порядке

Суммы компенсации затрат публично-правового образования, организации госсектора

Суммы компенсации расходов , понесенных в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Доходы в сумме понесенных учреждением расходов отражаются в сумме, которая подлежит компенсации в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов

Иные доходы , возникающие в ходе хозяйственной деятельности организации госсектора

Доходы, которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности , получением безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов), выполнением функций


Как видим, все перечисленные выше доходы обусловлены регистрацией организации госсектора в качестве юридического лица и закреплением за ней имущества. Они могут поступать даже в том случае, если организация не осуществляет приносящей доход деятельности.

Внимание

Специалисты финансового ведомства отмечают, что отказ работодателя от взыскания с виновного сотрудника причиненного ущерба приводит к возникновению у этого сотрудника дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме и подлежащего обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 17.06.2014 N 03-04-05/28925). Основания для удержания НДФЛ могут возникнуть, если установлен размер причиненного работником ущерба, причина его возникновения, предел материальной ответственности работника, а работодателем были обеспечены необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.

Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам.

Начисление соответствующих доходов отражается по дебету счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" и кредиту счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (а в отдельных случаях и по кредиту счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов"). Задолженность плательщиков доходов отражается на счете 209 00 с учетом сумм НДС, предъявляемых организациями госсектора контрагентам в установленных случаях.

Внимание

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506)*(1) . Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:

О направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания (выполнением программы ОМС);

О перечислении поступивших средств в доход бюджета.

Учитывая практику работы контролирующих органов, такое решение может быть принято в организации госсектора, например, при поступлении средств:

В счет возмещения ущерба по переплатам, неположенным выплатам и незаконным расходам, осуществленным по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В качестве неустоек по контрактам, оплата которых производилась по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;

В счет возмещения ущерба, связанного с недостачами, хищениями или порчей имущества, числившегося по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7.

Сумма доходов, подлежащая отражению на счете 209 00 , определяется следующим образом:

Вид доходов

Порядок определения суммы доходов

Основание

Ущерб, причиненный недостачами и хищениями

Текущая восстановительная стоимость материальных ценностей.


Равна сумме денежных средств, которая необходима для восстановления активов.




Суммы задолженности подотчетных лиц , своевременно не возвращенные и не удержанные из зарплаты, при ведении претензионной работы (ранее учтенные на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами") *(2)



Суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск

Суммы излишне произведенных выплат (в т.ч. суммы переплат по заработной плате, неположенных выплат)

Ущерб, подлежащий возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев (в т.ч. по ОСАГО).

Суммы ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора

Доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке (ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в рамках вида деятельности "3")

Возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ

Суммы недостач и хищений нефинансовых активов


Суммы потерь от порчи нефинансовых активов

Иные суммы ущерба, нанесенного нефинансовым активам

Задолженность по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (реализация металлолома, ветоши, макулатуры и иного имущества, полученного при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)*(4)

Суммы недостач и хищений денежных средств

Суммы недостач и хищений иных финансовых активов, в т.ч. денежных документов *(5)

Ущерб в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие:

Неправомерного удержания;

Уклонения от возврата;

Иной просрочки в уплате;

Неосновательного получения или сбережения

Возмещение упущенных выгод

Иные доходы, не связанные с выполнением договоров (соглашений) или возложенных на организацию госсектора функций

Внимание

При переносе дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30 в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 209 30 отражаются:

Код (составная часть кода) классификации расходов бюджета, по которому получателю авансовых платежей выставляются требования по восстановлению расходов при переносе задолженности, образовавшейся в текущем финансовом году*(6) ;

Код (составная часть кода) классификации доходов бюджета при переносе дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде, перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности (см., в частности, п.1.1.8

При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат . Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года.

Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов (по кредиту счета 401 10) и увеличения дебиторской задолженности (по дебету счета 209 00). При этом должно выполняться хотя бы одно из двух приведенных ниже условий:

1) доходы начисляются по новым основаниям (по новому договору, по материалам мероприятия государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля)

2) расчеты по возмещению ущерба или компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами, сотрудниками, физическими лицами.

Разграничивать операции по начислению прочих доходов и восстановлению кассовых выплат помогут приведенные ниже примеры.

Иные доходы учреждения

(счет 209 00)

Восстановление кассовых выплат*(7)

Начисление дохода в сумме задолженности сотрудников по компенсации стоимости телефонных переговоров неслужебного характера

Возврат от организации связи излишне перечисленных средств за услуги связи, в том числе в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг по результатам сверки расчетов

Отражение дебиторской задолженности в сумме излишне начисленной и выплаченной заработной платы, иных выплат сотрудникам

Возврат банком перечисленной заработной платы при ошибочном указании реквизитов получателя.


Возврат работником ошибочно перечисленной суммы (перечисление средств сверх суммы начисленной заработной платы)


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы в результате счетной ошибки и получение средств в счет восстановления произведенных расходов


Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы и иных выплат сотрудникам по видам финобеспечения "5" и "6"

Отражение дебиторской задолженности по возмещению ущерба, связанному с отражением в учете не имевших места фактов хозяйственной жизни (невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров)

Возврат контрагентом средств в сумме оплаченных авансом, но невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, в т.ч. в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) по результатам сверки расчетов

Доход в сумме ущерба от недостачи, порчи нефинансовых активов

Примечание

В учетной политике организации госсектора целесообразно определить порядок и дату признания дебиторской задолженности на счете 209 00 при ее переносе со счетов 206 00 , 208 00 в связи с:

Расторжением контракта;

Увольнением сотрудника, за которым числится подотчетная сумма;

Увольнением сотрудника, за которым числятся переплаты зарплаты и иных выплат, учтенные ранее по дебету счета 206 11.

Кроме того, казенным учреждениям целесообразно определить порядок переноса показателей со счета аналитического учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации расходов бюджета, на счет аналитический счет учета счета 209 00 , содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации доходов бюджета перед формированием годовой бюджетной отчетности (см., в частности, п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на июль 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , главный редактор объединенной редакции "Бюджетная сфера", руководитель Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина , эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова , эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

И. Русецкий, эксперт

И. Салтыкова, эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О. Монако , редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина , редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук


Направляйте в редакцию "Бюджетная сфера" предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Приказом приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


Вернуться назад на

Недостачу материальных запасов согласно п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункту 109 Инструкции № 174н следует отразить с использованием счета 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».

При выявлении недостачи следует установить размер причиненного ущерба.

При этом нужно исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (то есть суммы, необходимой для их восстановления) на день обнаружения ущерба.

Бюджетные учреждения отражают ущерб от недостачи движимого имущества на счете 209.00 «Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам» по КФО 2 «Приносящая доход деятельность».

Так отражается и ущерб от недостачи имущества, которое было приобретено за счет средств субсидий и числилось по КФО 4.

При этом поступления от виновных лиц в возмещение ущерба являются собственными доходами учреждения.

Перечислять эти средства в бюджет учреждение не обязано. Это связано с тем, что в доход бюджета средства от реализации движимого имущества бюджетных учреждений не зачисляются (абз. 3 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

В учете следует отразить: начисление задолженности по недостачам нефинансовых активов (по текущей восстановительной стоимости) в части материальных запасов:

Дебет 2.209.74.560 кредит 2.401.10.172.

Списание материальных запасов:

Дебет 4.401.10.172 кредит 4.105.32.440-списание продуктов питания;

Дебет 2.401.10.172 кредит 2.105.31.440-списание медикаментов.

Поступление в кассу средств в возмещение ущерба от недостачи:

Дебет 2.201.34.510 кредит 2.209.74.660.

Денежные средства за недостачу продуктов, сданные на расчетный счет нельзя отнести на восстановление кассовых расходов по субсидии.

При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат.

Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление конкретных кассовых расходов госучреждения - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции).



Похожие статьи