Распад ссср и его последствия. Последствия распада ссср в мировом сообществе Политические последствия распада ссср

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

Резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

Территория России сократилась на четверть;

Доступ к морским портам вновь осложнился;

Уменьшилось население России – фактически на половину;

Возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

Началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

Мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Политические последствия

В данной сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и регионального баланса сил: экономических, политических, военных. По мнению Г.Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 - 77гг., «…Советский Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям…». Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинув угрозу мировой войны, распад СССР повысил вероятность локальных войн и конфликтов. Примером служит ситуация с Чечнёй.

В.В.Путин: «…Ситуация на Северном Кавказе и в Чечне - это продолжение развала СССР. Какое-то время я надеялся, что с ростом экономики и развитием демократических институтов этот процесс будет заторможен. Но жизнь и практика показали, что этого не происходит».

Резко уменьшился международный политический потенциал и влияние России на мировое сообщество по сравнению с СССР, резко упала способность отстаивать свои интересы. Россия постепенно теряет сферы влияния на постсоветском пространстве.

Внешний мир изменил отношение к России с опасения, на активную экспансию, как в развивающуюся молодую страну. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения уменьшилась, во многом благодаря резкому снижению военного потенциала. Нельзя точно сказать, хорошо это или плохо. С позиции патриотизма - безусловно негативно.

Социальные последствия

Разорваны миллионы человеческих связей, у людей сформировался комплекс «разделенной нации». Чтобы попасть к родственникам, живущим на Украине, Россиянин должен был проходить таможенный контроль, чего раньше не было, ввиду отсутствия границ.

Возникла проблема национальных меньшинств, проживающих вне своих национальных центров. В России заработала машина национализма и расовой дискриминации. Защита интересов меньшинств средствами традиционной дипломатии в долгосрочном плане требует комплексного подхода.

В странах Балтии резко ухудшилось отношение к преобладающему там русскому населению, начались гонения и всяческие притеснения в их адрес. Появился легальный фашизм.

Имеет место проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР, где такой проблемы не существовало. Наиболее остро стоит проблема Калининграда, который оказался отрезан от большой России.

Иной аспект, подпавший под несколько предвзятую критику - экономика СССР. Застой, конечно, был, если говорить о нем как о комплексе проявлений (закостенение госаппарата, отсутствие новых тенденций в культурной жизни, давление идеологических клише). Однако рост экономики был и составлял 3-4% в год, что в общем-то нормально для развитой экономики. Техническая отсталость, конечно была, но сказывалось это в основном в быту. В целом же уровень технологических разработок был таким - 15 % выше мировых стандартов, 70 % на уровне; сейчас - соответственно 4 и 15 %.

Проблемы в сфере управления, конечно, также были. Громоздкого и чрезмерно централизованный аппарат был неадекватен нуждам гибкого управления. Систему сломали, однако в результате имеем в 4 раза больше чиновников на душу населения при ухудшении качества управления. В этом отношении хотелось бы сослаться на пример Китая, который решал аналогичные проблемы гибкой перестройкой системы с передачей части функций на нижние «этажи».

Реальная же проблема - внутреннее разложение номенклатуры (связано с кризисом в сфере идеологии), отсутствовала адекватная система отбора кадров, имело место желание прибрать к рукам собственность. К середине 80-х ощущалось кризисное положение, необходимость перемен. За 3 года (1982-85 гг.) сменилось 4 генсека. В 1985 г. стоял выбор: 1) реформы по китайскому образцу; 2) реализованный вариант «нового мышления» - беспланово и непродуманно. Современные попытки доказать, что реформа «по-китайски» была невозможна, базируется на утверждении о якобы слишком высоком уровень развития. Суть реформ по-китайски: ничего не делать наобум, «нащупывать камни, переходя реку», сначала реформировать экономику, потом политику. Причина кризиса на мой взгляд в том, что сделали с точностью до наоборот. Не использовали конкурентные преимущества СССР в 1980-е гг.

Настоящей проблемой была откровенная бездарность руководства и наличие неблагоприятных факторов. Так, например, 50 млрд. руб. давала торговля водкой, а Горбачев развернул антиалкогольную кампанию. В то же самое время имело место резкое падение цен на нефть, в том числе и из-за структурной перестройки экономики Запада; Чернобыль-86, землетрясение в Армении-88.

Так, столкнувшись с реальными экономическими проблемами, власти решили параллельно запустить политическую реформу, основу которой составили гласность и плюрализм. В результате население получило возможность возмущаться открыто. Где-то с 1988 г. началось скатывание в кризис.

Во внешней политике шел поворот в сторону односторонних уступок Западу в условиях внутреннего кризиса. Как указывалось выше, в 1988 - 1991 гг. доминировали «антисоюзные» настроения, которые базировались даже не столько на массах, сколько на обозначенной выше «триаде» - коммерсанты, интеллигенция, местная национальная номенклатура, которую в первую очередь интересовала власть в своих, если так можно выразиться, уделах (типичные примеры - Шеварднадзе, Назарбаев, Ниязов, Алиев).

Таковы в целом причины и предпосылки распада СССР.

Во второй половине 80-х гг. в стране обостряются национальные противоречия, нарастают сепаратистские настроения. Местные лидеры и элиты стремятся к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне стремительного ухудшения экономической ситуации возникает протест в форме национальных движений. Постепенно это выливается в борьбу против Центра, который отождествлялся с Россией. В ряде республик (Эстония, Латвия, Литва, Армения, Грузия) возникли «Народные фронты». В течение 1989-1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая РСФСР, приняли декларации о национальном суверенитете. Национальный вопрос превратился в инструмент борьбы за власть.

С ростом оппозиции союзным структурам начался кризис коммунистической идеологии. КПСС все больше утрачивала функции механизма, скреплявшего союз республик. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. создается КП РСФСР. В 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Одновременно с этим, союзное руководство пыталось сохранить власть с помощью силы (события в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

К середине 1990 г. налицо была фактическая дезинтеграция СССР.

Конституция не действовала на значительной части территории страны. Президент СССР все больше утрачивал власть и уже не являлся единственным президентом в стране, поскольку существовали еще 15 президентов и глав республик. КПСС утратила свою руководящую роль. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач стало реформирование СССР и заключение нового союзного договора между республиками.

По инициативе Горбачева 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого большинство (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде. В апреле 1991 г. лидеры 9 республик (России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении) под председательством Горбачева в подмосковной усадьбе Ново-Огарево приняли решение о разработке нового Союзного договора, согласно которому значительно увеличивались права республик, а Центр из управляющего превращался в координирующий.

Августовские события 1991 г. Подписание нового Союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение Договора и восстановить власть Центра и КПСС, консервативное крыло руководства СССР - Г. Янаев (вице-президент), В. Павлов (премьер-министр), маршал Д. Язов (министр обороны), В. Крючков (председатель КГБ), Б. Пуго (министр внутренних дел) объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.) Однако, решительное неприятие путча широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Ельциным привели к поражению путчистов. 21 августа путчисты были арестованы. Эти события получили впоследствии у некоторых историков наименование Августовской революции 1991 г.

23 августа 1991 г. Ельциным был подписан указ о приостановлении деятельности КПСС на территории России. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК партии, что фактически стало концом КПСС. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. После подавления путча о выходе из состава

СССР заявили 3 республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных лидеров.

Распад СССР и его последствия. 8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик - России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич) - было объявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение юридической силы не имело, однако в условиях развала союзной государственности не было предпринято никаких действенных мер по предотвращению распада СССР. 21 декабря в Алма-Ате лидеры бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия. 1 января 1992 г. Место СССР в ООН заняла Россия.

Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился результатом комплекса причин: накапливавшиеся национальные проблемы и противоречия; неудачи экономических реформ периода перестройки; кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее монополии, составлявшей основу СССР; движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки, стремление новых национальных элит к власти и финансово-экономическим ресурсам. Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, стремление нового руководства России во главе с Ельциным к овладению всей полнотой власти.

Последствия распада СССР оказались исключительно тяжелыми для народов бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические связи между республиками. Обострились межнациональные отношения, что привело к возникновению конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). Появилась проблема беженцев. Резко ухудшилось положение русскоязычного населения в национальных республиках.

Лекция 5. Основные направления развития стран СНГ и ближнего Зарубежья на рубеже XX-XXI вв. и национально-государственные интересы России

1. Последствия распада СССР для России

2. Настоящее и будущее Союза независимых государств

Геополитическая роль СССР на протяжении послевоенной истории была конструктивной

Его исчезновение с мировой арены исказило «силовое поле» международных отношений, подорвало складывавшийся веками межгосударственный баланс интересов и сил, позволявших удерживать мировую политику в русле эволюционного, предсказуемого развития

Вследствие крушения СССР западная цивилизация оказалась лицом к лицу со сложнейшими мировыми проблемами

Для России развал СССР означал

потерю былых союзников и свертывание сотрудничества с большей частью доброжелательных партнеров;

резкое снижение уровня национальной безопасности по всем важнейшим параметрам: военным, политическим, экономическим, идеологическим;

стратегическую дестабилизацию огромного географического пространства

Причины развала СССР

Первая группа причин связана с географическим фактором - это огромные размеры СССР

В СССР на всю территорию просто не хватало населения

Создание инфраструктуры, сопоставимой с европейскими стандартами, обходилось Советскому Союзу многократно дороже

Например, среднее расстояние транспортировки грузов (топлива, различного сырья от мест добычи до переработки) в 3-5 раз длиннее, чем в США

Вторая группа причин связана с экономическим фактором

Экстенсивный путь хозяйствования, избранный еще в конце 50-х гг., объективно тормозил развитие СССР

Стремление к созданию в промышленности монополий при оценке эффективности работы суммой прибыли сделало их невосприимчивыми к научно-техническому прогрессу.

Состояние технологий и организации труда в бывшем СССР и в современной России пока не дает возможности "отыграть" один из главных геополитических факторов современности - экономический

Третья группа причин связана с политическим фактором

Эффективность руководства и управления во многом зависела от интеллекта, профессиональной подготовки, личностных качеств субъекта политического руководства и управления

Во второй половине XX в. эти качества субъектов власти напоминали затухающую синусоиду

В силу раздробленности элиты на местах (в республиках, краях, областях) было невозможно эффективно противостоять ошибочным решениям центра.

Мировые последствия

Резко возросла роль США, откровенно претендующих на мировую гегемонию



Бывшие территории СССР объявляются зоной их жизненных интересов

Страны Запада приступили к решительным действиям по формированию жесткой централизованной системы принудительного управления развитием человеческой цивилизации

Россия территориально отброшена к границам XVI в.

Натовским самолетам сейчас требуется только минута, чтобы достичь Калининграда, четыре - Минска, около 12-15 минут - Москвы

Агрессивный блок НАТО стремится охватить Россию с трех сторон: запада, северо-запада и юга

Геополитические потери России

Утрачено более 5 млн. км² территории (СССР).

Россия получила необустроенные границы

Потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и "анклавного" Калининграда) и к Черному морю

В ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского

Произошел «сдвиг» нашей территории на север и восток

Потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе

На новых рубежах России появилось нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей

В итоге Россия к концу XX в. была вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором. Русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад - Восток». На юге Россия играет роль защитника Европы от исламского фундаментализма

Это противостояние включает РФ в военную конфронтацию в Таджикистане, а в XXI в. такая ситуация возможно сложится и в других республиках Средней Азии.

На востоке России - "вакуум" по населению (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира - КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка: китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают от 150 тыс. до 500 тыс. человек, а иногда и до 2 млн. (так считают эксперты Института Европы РАН).

Последствия развала СССР вылились в попытки конфедерализации России. Усилились региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. Увеличение вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (стимулируется Западом, Китаем и Японией, АТР). Влияние мощного лобби, особенно информационного, прежде всего олигархов, представляющих топливно-энергетический комплекс, финансовые структуры в Москве; в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге оборачивается более 95% финансов России.

Мир XXI в. будет многополюсным.

Во-первых, распад СССР изменил геополитическую ситуацию на евразийском пространстве

Постепенно суверенитет государств, образовавшихся после распада СССР, стал наполняться реальным содержанием: они начали делать свой геополитический выбор

Во-вторых, изменилась геополитическая ситуация для стран, ранее сотрудничавших с Советским Союзом, например для стран Восточной и Центральной Европы, Китая, Турции, Ирана, Скандинавии

Изменились локальные “балансы сил”, возросла многовариантность отношений.

Усилились позиции Евросоюза (ЕС)

Начала укрепляться самостоятельность таких государств, как Франция, Германия, Италия

Как только страны Западной Европы перестали зависеть от американского “ядерного зонта”, на передний план вышли их вековые геополитические интересы, во многом отличающиеся от интересов США, что, естественно, ослабляет позиции этой сверхдержавы

В-третьих, США не единственное государство на вершине мировой финансово-экономической пирамиды

Там располагаются еще шесть наиболее развитых стран мира – Великобритания, Канада, Германия, Франция, Италия, Япония

В-четвертых, суммарная экономическая мощь АТР, включающего Японию, Китай, Австралию, Новую Зеландию, Тайвань, Южную Корею, Сингапур, равна суммарной экономической мощи США и ЕС.

По прогнозам, к 2015–2020 гг. на этот регион будет приходиться 50% всего мирового валового национального продукта (ВНП)

Самостоятельной силой и мировым центром становится Китай

К 2020 г. по ВНП Китай может сравняться с США, а его военный потенциал составит почти половину американского

Япония в экономическом плане почти догнала США

Все больший вес приобретает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней

Особняком стоят Индия и Пакистан, которые стали обладателями ядерного оружия, а также Иран, страны арабского мира и Латинской Америки

В геополитических сценариях каждый из этих регионов может играть свою роль, особенно Индия и Иран.

Таким образом, объективное возрастание удельного веса США на современном этапе в определенной степени нивелируется повышением самостоятельности других “полюсов”

Концепция многополюсного мира является официальной внешнеполитической доктриной России

В ней подчеркивается, что “состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций:

с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы, военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики,

с другой – к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права

В формировании многополюсного мира Россия заинтересована и должна всемерно способствовать усилению этой тенденции”.

С целью противодействия тенденции к однополюсному миру Россия и Китай приняли совместную декларацию о многополюсном мире, идеи которой разделяют также Индия, Иран, страны Азиатско-Тихоокеанского региона

С одной стороны, новая Россия была провозглашена преемницей СССР и имперской России, с другой – ресурсный потенциал ее внешней политики (экономический, геополитический, идеологический, военный) неуклонно снижался, оставляя слабую надежду сохраниться в ряду ведущих государств мира и играть роль, подобную роли СССР и досоветской России

Россия потеряла почти всех прежних союзников и партнеров СССР, таких, как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, и не приобрела новых

Участие России в международных санкциях против Ирана и Ливии обернулось для нее убытками, которые составили около 16 млрд долл.

Была потеряна перспектива возвращения этими странами долгов на сумму свыше 25 млрд долл.

Вьетнам, Китай, Куба, Северная Корея были шокированы антикоммунизмом нового российского руководства и его проамериканской внешней политикой

Внешняя политика России пагубно сказалась на ее сотрудничестве с бывшими союзными республиками СССР

Она привела к дезинтеграционным процессам, к развалу многих жизнедеятельных сфер молодых независимых государств

Не были решены стратегические задачи, связанные с укреплением позиций России в странах СНГ

Бывшую сферу влияния СССР американцы последовательно подчиняли своему влиянию, в том числе информационно-культурному и военно-стратегическому

При Путине и Медведеве главными критериями эффективности внешнеполитической деятельности России стали прагматизм и защита ее национальных интересов

Не менее важный принцип, выдвинутый В.В. Путиным, – учет реальных возможностей России при принятии внешнеполитических решений.

Был сформулирован тезис, согласно которому без укрепления российской государственности и предотвращения угрозы распада страны, без преодоления негативных тенденций в экономике, в сфере науки и образования, военной и демографической политике Россия не устоит перед вызовами XXI в.

Решению этих внутренних задач более всего соответствовал многовекторный характер внешней политики Российской Федерации.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции , а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями ;

· политический, экономический, идеологический кризис , который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит . Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).


1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок , с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии . Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности .

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик .

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ . Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране .

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума . Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик .

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа , направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие - на федеративных . Предполагалось подписать договор в июле - августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) , заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.



Похожие статьи