Размер дивидендов по обыкновенным акциям рассчитывается как. Как рассчитать дивиденды по акциям: пошаговая инструкция. Как рассчитывают дивиденды в ООО на УСН. Очередность выплаты дивидендов

На прошлой неделе мир взбудоражило известие об обнаружении в перуанских джунглях Амазонии легендарной кипящей реки, в которой, в буквальном смысле, можно свариться заживо. Однако, это далеко не единственный природный феномен, от красоты которого можно потерять дар речи, в чём мы и предлагаем вам убедиться, посмотрев нашу подборку.

Иллюзия подводного водопада у берегов Маврикия.
На первый взгляд может показаться, что у побережья тропического острова в Индийском океане открылся водоворот, но на самом деле это оптическая иллюзия, создаваемая отложениями ила и песка на морском дне.


Спрайты.
Пилоты самолётов – единственные счастливчики, имеющие возможность собственными глазами наблюдать это удивительное природное явление. Красные вспышки света длительностью несколько миллисекунд появляются на высоте более 80 километров над Землёй во время сильной грозы.


Метановые пузырьки на озёрах Вермилион в Канаде.
Тысячи метановых пузырьков, вмёрзших в лёд на озёрах Вермилион в Национальном парке Банф в Альберте, похожи на загадочных обитателей подводных глубин.


Озеро Натрон в Танзании.
Солёное озеро Натрон располагается в Восточно-Африканской рифтовой долине в Танзании недалеко от кенийской границы. Красный оттенок воде придают водоросли.


Дорога гигантов в Северной Ирландии.
Этот памятник природы, состоящий из более 40 тысяч базальтовых колонн, образовавшихся в результате извержения вулкана десятки миллионов лет назад, похож на декорации к кинофильму.


Эвкалипт радужный.
Кора эвкалипта радужного может иметь зелёный, оранжевый или фиолетовый оттенок в зависимости от возраста дерева.


Ковёр из цветов в пустыне Атакама в Чили.
Атакама – самая засушливая пустыня в мире, но в сезон дождей она дивным образом преображается. Каждые 5-7 лет безжизненная пустыня покрывается ковром из розовых цветов.


Миграция крабов на острове Рождества в Австралии.
На крошечном острове обитают более 43 миллионов красных земляных крабов, которые в сезон размножения устремляются к побережью, чтобы отметать икру.


Большая голубая дыра в Белизе.
Подводная карстовая воронка диаметром более 300 метров и глубиной 124 метра у побережья Белиза – популярное место для дайвинга.


Река Каньо-Кристалес в Колумбии.
Реку называют «жидкой радугой» благодаря обилию разноцветных водорослей вида macarenia clavigera, которые встречаются только на горном хребте Макарена.


Лентикулярные облака.
Лентикулярные облака формируются над горными хребтами при наличии сильного ветра и высокой влажности. Это довольно распространённое природное явление, но в то же время его сложно заметить из-за присутствия других облаков.


«Дверь в преисподнюю», Туркменистан.
Газовый кратер Дарваза в Туркменистане. Природный газ, выходящий из кратера, горит непрерывно с 1971 года.


Миграция бабочек вида данаида монарх.
В конце лета и начале осени происходит миграция бабочек вида данаида монарх из США и Канады в Мексику, во время которой самки откладывают яйца.


Увитая плетущимися растениями рыбацкая деревушка Хотуван в Китае.


Ришат, Марвитания.
Геологическое образование Ришат в пустыне Сахара в Мавритании.


Цветы в Долине Смерти.
В зимнее время засушливый Национальный парк Долина Смерти покрывается цветочным ковром.


Перламутровые облака.
Перламутровые облака, превращающие небесный склон в полотно художника-импрессиониста, появляются над Норвегией и другими полярными регионами.


Деревья с искривлёнными стволами в Польше.
Около 400 сосен с загадочно искривлёнными стволами растут в лесу на северо-западе Польши.


Национальный геопарк Чжанъе Данься в провинции Ганьсу, Китай.
Красочности этому пейзажу придают отложениями песчаника и минералов, которые формировались в течение 24 миллионов лет.


Пятнистое озеро Клилук в Британской Колумбии, Канада.
На первый взгляд может показаться, что разноцветные пятна на поверхности воды – это скопления водорослей, но на самом деле это островки минералов, которые обнажаются, когда в летний период озеро мелеет за счёт испарения воды.

Елена Кандакова

Доброго времени суток, всем, кто заглянул на страничку!

В октябре 2015 году я загорелась идеей по оформлению нового уголка природы .

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы .

Покупать готовый уголок нет средств , бюджет не позволяет, поэтому я сделала его из подручных материалов. Администрация нашего детского сада помогла купить потолочную плитку, я её наклеила на стену между двух окон и занялась оформлением. С интернет ресурсов скачала подходящие картинки для календаря, распечатала, заламенировала (при помощи скотча, вставила стрелочки, которые я взяла от старых часов и игр. Получился календарь природы , который учитывает сезонность, время суток и дни недели.


Нарисовала дерево на листе ватмана, раскрасила и вырезала. Дерево приклеила на готовую стену из потолочных плит. Теперь мы с ребятами можем менять «наряд» дерева по сезонам.

Наше дерево осенью

Дерево зимой


Дерево весной

Летнее оформление уголка будет оформлено по сезону.

Так же определять время года и сезонные изменения помогают детям бумажные куклы, которые мы «одеваем» по сезону.

Кукла «Осенинка»

Кукла «Зимушка»

Кукла «Веснянка»

В уголке имеется подборка картин по сезонным изменениям, которые мы закрепляем на леске при помощи скрепок.




Все картинки собраны и распределены по конвертам и альбомам, с соответствующей надписью.


В календаре природы есть подборка загадок, примет, пословиц и поговорок о каждом времени года.

Все съёмные предметы (листочки, цветочки, животные, птицы и т. д.) с уголка природы складываются в коробку.


Для каждого времени года мы с моими воспитанниками изготавливаем композиции из природного и подручного материала.






Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы . Ежедневно беседуем вместе с детьми об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Дети старшей подгруппы отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.



Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно все показано в красочных иллюстрациях. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Если у них возникают вопросы, я помогаю найти на них ответы.




В уголке природы находится небольшое количество комнатных растений : бегония, глоксиния, кактус (неколючий, так как группа у нас расположена с северной стороны, мало солнечного света. За остальными растениями мы с детьми ухаживаем в небольшом мине-цветнике. Цветник располагается в переходе, возле бассейна.

На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми уход за комнатными растениями. Дети учатся ухаживать за растениями, поливают, протирают, рыхлят, опрыскивают. Чтобы ребёнок понимал свою неотрывность от природы , важно окружить его ею.

Поливка цветов – один из сложных приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от её недостатка. Так же дети учатся учитывать время года : во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают.



Учимся протирать пыль с листьев растений.



Дети учатся опрыскивать комнатные растения с помощью пульверизатора.



Собирают сухие листья и рыхлят землю.


Учимся сажать цветы.



Учимся измерять (при помощи мерки) и вести наблюдения за ростом растений, все изменения записываем и зарисовываем.




На окошке располагается мини огород, который каждый год имеет разное название. В этом году дети назвали наш огород «Огород тётушки Розы» . Почему мы так назвали огород? Да, потому что мы с ребятами сделали тётушку Розу из природного материала , и она поселилась у нас на огороде!

Вместе с детьми мы выращиваем в группе лук и чеснок на «перо» , рассаду уличных цветов и овощей (петрушку, салат, огурцы, свеклу) . Создание огорода способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Помогает лучше узнать растительную жизнь, формирует исследовательские навыки. Способствует расширению представлений у детей о растениях, как о живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. Развивает эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Дети учатся посадке семян и овощей. Для рассады мы использовали тару от киндеров, йогуртов, сметаны и др. Для почвы использовали как землю, так и опилки (при наблюдении дети отметили, что лук лучше и быстрее растет в опилках) .





Вот и посадили наш лучок и чесночок! Теперь будем ждать и наблюдать.



Примемся за посадку семян уличных цветов и овощей.






Посадили огород! Теперь будем поливать, за росточками станем наблюдать!


Ребята ждут с нетерпением первые всходы…


В свободное от занятий время дети рассматривают собранные природные «сокровища» , так они называют природный материал (ракушки, камешки, шишки, орехи и т. д.)




Является местом систематического труда и наблюдений. Где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у моих дошколят воспитывается познавательное отношение к природе , желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность, гуманность.

Спасибо, всем за внимание! Всего доброго!

ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>

Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания. Рабочая тетрадь организована в том же стиле, что и за предыдущие 1 и 2 класс (ответы на них тоже есть у нас на сайте), но задания, что логично, более сложные, и все сложнее становится найти на них ответы. Наши готовые домашние задания помогут вам сориентироваться в окружающем мире и сделать домашнее задание легко и на 5 с плюсом!

Если вы уже закончили работу с первой частью рабочей тетради, переходите ко второй: ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>

Ответы на задания по окружающему миру 3 класс 1 часть

Листайте страницы, чтобы посмотреть ответы к ним.

ГДЗ к теме Радость познания

Cтраница 3-5. Свет знания

1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.

Каков разум, таковы и речи.
Ростом с тебя, а разумом с теля.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Повторенье - мать ученья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Умелые руки не знают скуки.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
За дурной головой ногам покоя нет.
Знание - венец на голове.

2. ...Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.

Почему дует ветер?
Зачем медведь впадает в спячку зимой?
Как устроена Солнечная система?

Псевдотсуга Мензиса

3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении.

Это Псевдотсуга Мензиса. Второе название растения - Дугласова пихта. Это вечнозелёное хвойное дерево. Растет оно по всему побережью Тихого океана от Британской Колумбии до Калифорнии, в Монтане, Колорадо, Техасе и Нью-Мексико.

Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Что за красные цветы на веточках? Красные цветы - это молодые шишечки.
Какой высоты может вырастать это дерево? Может вырастать выше 50 метров в высоту.

4. Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве.

Красная площадь находится в самом центре Москвы. На ней расположены: храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, Московский Кремль.

Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.

Какая высота Спасской башни? 71 м.
В каком году построен храм Василия Блаженного ? Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года.

Страница 6-11. Ответы к уроку Как изучают окружающий мир

1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?

Слева направо: Определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.

2. Практическая работа "Наблюдение"

Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше, сухой или живой.
2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.
3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.
4 Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.

3. Практическая работа "Опыт"

Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.

1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.
2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам, пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.
3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.
4. Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: холодильник, батарея ложки, ножи, вилки, раковина.

5. Практическая работа "Измерение массы".

Допишите.

Весы - это прибор для измерения массы.

6. Практическая работа "Измерение длины".

Допишите.

Линейка и рулетка - это инструмент для измерения длины.

Страница 12-13. ГДЗ от 7 гуру к уроку Книга - источник знаний

1. Запиши сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:

Название: Горячие факты про лед

3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека.

Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Сведения взяты из интернета, Википедия.

Константин Григорьевич Паустовский - русский советский писатель, писавший в жанре романтизм, более всего известен как автор рассказов и повестей для детей. Сведения взяты из интернета, Википедия.

4. Придумай свое высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.

Читая книги, мы узнаем много нового и познавательного, а также развиваем свою речь.

5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.

В энциклопедии, словаре, путеводителе, атласе.

Страница 14-17. Ответы сайт по теме Отправимся на экскурсию

2. Приведите по 1-2 примера.

Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж.

Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Дом-музей Чуковского, музей-усадьба Л.Н. Толстого.

Заповедники, национальные парки: Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Лосиный остров (в Москве).

4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.

Страница 18-21. ГДЗ О чем расскажет план

План местности - это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.

2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.

город; фруктовый сад; луг и тропа; грунтовая дорога.

3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.

5. На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображенного в учебнике?" ... Кто ответил верно? Отметь галочкой.

Ответ: права Ира.

6. Практическая работа "Туристические планы"

1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:

а) тигры - в Северной части

б) львы - в Южной части

в) снегири и другие птицы - в Западной части

г) верблюды - в Восточной части.

2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.

Ответ: МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион "Лужники", Ботанический сад, Олимпийская деревня.

3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.

Ответ: Нужно идти по Невскому проспекту до Дворцовой площади. По пути можно увидеть: Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну.

Страница 22-23. Ответы к теме Планета на листе бумаги

1. С помощью учебника допиши определение.

Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

3. Раскрась, как обозначены на карте:

вода - голубым цветом, суша: равнины - зеленый и желтый, горы - коричневый.

4. Используя учебник, допиши определения.

Материк - это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой.

Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.

5. Впиши в таблицу названия всех материков и частей света.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

6. С помощью карты учебника приведи примеры.

Моря: Черное, Желтое, Охотское, Лаптевых, Баренцево, Красное.

Реки: Обь, Лена, Енисей, Волга, Миссисипи, Амазонка, Ганг.

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Крит, Тасмания, Врангеля.

Страница 24-25. ГДЗ по теме Страны и народы на политической карте мира

1. Рим - столица Италии. Соседи (соседние государства) - Швейцария, Франция, Австрия, словения.

3. Рассмотри представителей разных народов в традиционных костюмах. Запиши названия их стран и столиц.

Белорусы. Страна - Беларусь (Белоруссия), столица - Минск.

Мексиканцы. Страна - Мексика, столица - Мехико.

Турки. Страна - Турция, столица - Анкара.

Китайцы. Страна - Китай, столица - Пекин.

Страница 26-27. Путешествуя, познаем мир

Составь план подготовки путешествия по своему городу.

Если вы в Москве, напишите про краеведческий музей «Дом на набережной», в Санкт-Петербурге - про государственный краеведческий музей «Невская застава». Краеведческий музей есть в любом городе.

Цель путешествия: узнать больше об истории родного края.
Место путешествия: Областной краеведческий музей.
Источники сведений о месте путешествия: интернет.
Справочная литература: официальный сайт музея.
Карты, схемы, планы, путеводители: карта города, чтобы добраться до музея.
Оборудование: ручка и блокнот.
Прогноз погоды: не имеет значения.
Форма одежды: деловой костюм.
Мой спутник (спутники): родители.

В музее много интересных старинных вещей, экскурсовод подробно рассказал нам об истории нашего города и области.

3. На хуторе "На гранях" Белгородской области поучимся мастерству пчеловода. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчел и в заботах пчеловода.

Страница 28-31. Ответы к теме Транспорт

1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.

3. Проект "Любознательный пассажир"

Название проекта: автобус - аквариум .

Название средства транспорта: автобус.

Рисунки, фотографии и тексты для оформления внутри:

Тексты: названия рыб и их краткая характеристика (где живёт, чем питается)

Страница 32-33. Средства информации и связи

1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.

Можно каждой букве алфавита присвоить выдуманный символ и этими символами записать слова.

2. Письмо другу..

Вписываем свои данные! Пример оформления:

От кого Иванова Ивана
Откуда г.Москва, улица Некрасова 67-98

Индекс места отправления 105120

Кому Смирнову Саше
Куда г.Москва, ул.Некрасова 67-99

Индекс места назначения 105120


3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событиях культуры, о людях своего края.

Если нет газеты или журнала, найдите на сайте новостей вашего города какую-нибудь интересную новость и распечатайте.

4. Запиши по памяти названия средств информации и связи.

Ответ: Телевидение, радио, газеты, журналы. интернет - средства информации.

Телефон, телеграф, почта - средства связи.

ГДЗ к разделу рабочей тетради Мир как дом

Страница 34-35. Мир природы в народном творчестве

1. Слово "экос" (ойкос) в переводе с греческого языка означает "дом", "жилище".

Слово "логос" в переводе с греческого языка означает "знание", "слово".

Словом "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком землю.

2. Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено.

На этом фрагменте старинной прялки изображено два яруса. Верхний - царство света и солнца, а так же средний ярус - ярус, где живут животные и люди.

В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.
Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке.
Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.

3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки "Куда, Фома, едешь?".

- "Куда, Маша, идешь?" - "В магазин." - "Зачем в магазин?" - "За продуктами." - "А зачем тебе продукты?" - "Обед готовить." - "Зачем тебе обед?" - "Семью кормить." - "Зачем тебе семья?" - "Яблоки собирать." - "Зачем тебе яблоки?" - "Пирог печь." - "Зачем тебе пирог?" - "Стол накрывать, пир закатывать!"

Страница 36-39. Из чего состоит всё

1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду. Объясните свой выбор.

Ответ: в верхнем ряду - кружка, так как это изделие человека, а все остальное - природные объекты. В нижнем ряду - синичка, так как это природный объект, а все остальное - предметы, созданные человеком.

2. Приведи примеры природных объектов:

Объекты неживой природы: камень, песок, вода, воздух, облако.

Объекты живой природы: птица, рыба, кошка, паук, кактус, медуза.

3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу.

Твердые тела, жидкости и газы.

Твердые тела: камень, карандаш, кровать, часы, стекло.

Жидкости: вода, молоко, подсолнечное масло, сок, керосин.

Газы: кислород, водород, углекислый газ.

4. Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.

Это вещество входит в состав любого живого организма. тело человека на 2/3 состоит из этого вещества. - ВОДА

Это вещество встречается в виде камня под землей, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме на кухне. СОЛЬ .

Это вещество добавляют во многие продукты - конфеты, пирожные, торты. В природе оно содержится в растениях. САХАР .

Это вещество - наш помощник на кухне, потому что но хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ .

Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий. ПЛАСТМАССЫ .

5. Подчеркни синим карандашом названия твердых тел, а зеленым - названия веществ.

Твердые тела (синим карандашом): гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка .

Вещества (зеленым карандашом): соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар .

Страница 40-41. Ответы 7гуру к уроку Мир небесных тел

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов Цельсия , а в центре Солнца - 15 миллионов градусов по Цельсию .

2. Заполни таблицу.

Различие звезд по цвету.

Белые: Регул, Денеб.

Голубые: Сириус, Вега.

Желтые: Солнце, Капелла.

Красные: Альдебаран, Цефея.

3. Постройте модель Солнечной системы...

Возьмите лист черного или синего картона и прилепите на него кружки из цветного пластилина в соответствии со схемой Солнечной системы:

4. Разгадай кроссворд.

2. Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца - САТУРН.

5. Планета, на которой мы живем - ЗЕМЛЯ.

6. Планета - соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля - ВЕНЕРА.

7. Планета - соседка Земли, расположенная дальше от Солнца, чем Земля - МАРС.

8. Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном - УРАН.

5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщения о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать.

Марс - четвертая планета от Солнца. Ее называют "красной планетой" из-за ее красноватого цвета. У Марса два спутника - Фобос и Деймос. Ученые давно изучают Марс. В настоящее время на поверхности планеты работают марсоходы. Источник - Википедия, интернет.

Страница 42-43. ГДЗ от сайт Невидимое сокровище

1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.

2. Подпиши в диаграмме названия газов, которые входят в состав воздуха. Проверь себя по учебнику.

3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.

1. Воздух прозрачен или непрозрачен? - прозрачен.

2. Имеет ли воздух цвет? нет

3. Имеет ли воздух запах? нет4. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.
Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.

5. Как воздух проводит тепло? Ответ: Воздух плохо проводит тепло.

4. Как называется оборудование, использованное при проведении этих опытов?

Страница 44-45. Самое главное вещество

Практическая работа "Исследование свойств воды".

Опыт 1 . Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Палочка видна. Это говорит о том, что вода прозрачна.

Опыт 2 . Сравните цвет воды с цветом полосок, изображенных на этой странице. Что вы видите? О чем это говорит?

Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Опыт 3 . Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

Чистая вода не пахнет, значит, она не имеет запаха.

Опыт 4.

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: Вода стала подниматься по трубке вверх. Это говорит о том, что вода при нагревании расширяется.

Опыт 5 . Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Вывод: Уровень воды опускается, значит вода при охлаждении сжимается.

Общий вывод: вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Страница 46-47. Ответы к теме рабочей тетради Природные стихии в народном творчестве

1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.

Образы огня, воды и воздуха в искусстве народов твоего края.

2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.

Загадки об огне, воде и воздухе в творчестве русского народа:

Накормишь - живет, напоишь - умрет. (огонь)

Красная корова всю солому поела. (огонь)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)

К низу летит капельками, к верху - невидимкою. (вода)

Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (вода)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (воду)

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река)

Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (воздух)

Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать - ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. (воздух)

3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.

Образ воды - это волны внизу, образ воздуха - птица. Образ огня обычно изображают колесом или солнцем. В середине рисунка есть солнышко - это образ огня.

Страница 48-49. ГДЗ Кладовые земли

1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.

Минералы - это природные вещества.

Горные породы - это природные соединения минералов.

2. Практическая работа "Состав гранита"

По результатам исследования заполните схему.

Состав гранита. Гранит: полевой шпат, слюда, кварц.

3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежите из приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.

4. Запиши названия полезных ископаемых твоего края: нефть, мергель, песок, глина, мел, сланцы (Краснодарский край).

Страница 50-51. ГДЗ к уроку окружающий мир Чудо под ногами

Практическая работа "Исследование состава почвы"

Опыт 1 . Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.

Опыт 2 . Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?

Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.

Опыт 3 . Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.

Вывод: В почве содержится перегной.

Опыт 4 . Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5 . Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?

Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.

Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

Страница 52-55. Мир растений

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ

У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ .

У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ .

У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ .

Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ .

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так... Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

4. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши название вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.

Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

Страница 56-57. ГДЗ Плодородная земля и растения в народном творчестве

1. Раскрашиваем узор как хотим. Второе полотенце:

2. Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия.

Сказки, в которых задействованы растения: Сказка "Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка" (зернышко боба или желудя проросло в доме и доросло до неба), "Репка", "Молодильные яблоки", "Дикие лебеди" (девушка плела рубашки из крапивы).

Иллюстрация к сказке "Репка"

3. Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле-кормилице и растениях.

Пословицы: Земелька черненька, а белый хлеб родит. Земля - тарелка: что положешь, то и возьмешь.

Загадки о земле: Дождик льет – она все пьет, все остальное зеленеет и растет. Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.

Страница 58-61. Ответы к уроку Мир животных

1. Напиши названия групп перечисленных животных.

Лягушка, жаба, тритон - это земноводные .
Дождевой червь, пиявка - это черви .
Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски .
Речной рак, краб, креветка - это ракообразные .
Морская звезда, морской еж, морская лилия - это иглокожие .
Паук, скорпион, сенокосец - это паукообразные .
Ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся .

2. Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся.

На стр. 58 слева направо: улитка янтарка (моллюск), щегол (птицы), паук-сенокосец (паукообразные).
На стр. 59 слева направо в верхнем ряду: выдра (звери), камчатский краб (ракообразные), жук-носорог (насекомые).
На стр. 59 слева направо в нижнем ряду: налим (рыбы), квакша (земноводные), уж (пресмыкающиеся).

3. Сравни лягушку и жабу по внешнему виду. Расскажи (устно), в чем их сходство, а в чем различия.

Сначала об отличиях. Жабы обычно более крупных размеров, чем лягушки. У жаб толстое, широкое тело и более короткие лапки. У лягушек нет крупных околоушных желез, располагающихся у жаб в задней части головы. Кожица лягушек нежная и влажная, у жаб - сухая и покрыта бугорками. Икра у лягушек круглой формы, а у жаб выглядит как длинные шнуры.
Сходство: и жаба, и лягушка - земноводные. Имеют выпуклые глаза. Задние лапы длиннее передних. Передвигаются прыжками. Обитают чаще у водоемов. Питаются насекомыми.

4. Вырежи детали из приложения и постройте модели развития.

Модели развития рыбы, лягушки, птицы.

5. Придумай и запиши 2-3 вопроса для викторины "В мире животных".

Через сколько дней из яйца вылупится цыпленок?
Чем лягушка отличается от жабы?
Кормит ли зайчиха молоком своих детенышей?

6. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы.

Горбуша. Горбуша - это рыба, которая обычно живет в море, но откладывает икру в реках. В длину горбуша достигает 50 см. Горбуша питается мелкой рыбой и рачками. Во время нереста у горбуши меняется окраска, а у самцов на спине вырастает большой горб. Отсюда и название рыбы. Горбуша - ценная рыба, нуждается в защите и охране.

Страница 62-63. ГДЗ к теме Наше путешествие в мир животных

Страница 64-65. Образы животных в народном творчестве

1. Заверши орнамент резьбы...

Можно приклеить фотографии полотенца с вышивкой петухами, фото с дымковской игрушкой в виде индюка, лошадки, деревянные украшения для сада и дома в виде животных.

3. Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям.

Вспомним сказки: "Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке", "Крошечка-хаврошечка", "Репка", "Волшебное кольцо", "Бычок - смоляной бочок".

Иван Царевич и Серый Волк.

Было у царя три сына. В саду у него росла яблоня с золотыми яблоками, и каждую ночь яблоки начали пропадать. Послал царь сыновей проследить, кто яблоки ворует. Два сына заснули, а Иван не спал, он увидел, что яблоки Жар-птица ест. Повелел царь сыновьям раздобыть жар-птицу. Поехали они каждый своей дорогой. Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет - будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой. Помог тот волк Ивану и жар-птицу добыть, и невесту, и живым остаться.

Конек-горбунок

У крестьянина было три сына. Отец послал их охранять пшеницу. Два сына проспали, а Иван поймал лошадь. Лошадь дала ему Конька-Горбунка. Конек-Горбунок помог другу найти жар-птицу, перстень и красавицу для царя. Царь захотел жениться, но нужно было искупаться в кипятке. Царь позвал Ивана первым купаться. Конек помог Ивану и он стал красавцем. А царь сварился. Иван и Царь-девица сыграли свадьбу. (Написал Максим Егоров)

Страница 66-67. ГДЗ от 7 гуру к уроку Невидимые нити в живой природе

1. Внимательно прочитай текст. Подчеркни разными цветами названия животных разных групп: зелёным - растительноядных, синим - хищников, красным - насекомоядных, коричневым - всеядных.

Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек . Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - лиса и сова . Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.

Павел Аникин,
начальник отдела аудита по международным стандартам ЗАО «РУФАУДИТ»,
старший преподаватель НОУ УМЦ Российской коллегии аудиторов

Данные о прибыли на акцию широко используются акционерами и потенциальными инвесторами при оценке рентабельности компании и во многом влияют на принятие решений об инвестировании. Поэтому в соблюдении методики расчета этого показателя заинтересованы как пользователи, так и составители финансовой отчетности предприятий.

Порядок расчета прибыли на акцию регулируется одноименным МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» (Earnings per Share). Данный стандарт не является обязательным для всех организаций. Он применяется компаниями, или потенциальные обыкновенные акции которых обращаются на рынке, а также компаниями, которые находятся в процессе их размещения на открытых рынках ценных бумаг.

Согласно требованиям МСФО (IAS) 33, предприятие должно раскрывать два вида прибыли на акцию – базовую и разводненную. Базовая прибыль на акцию показывает, какая величина чистой прибыли компании приходится на одну обыкновенную акцию, находящуюся в обращении.

Разводненное значение прибыли на акцию отражает возможную минимальную величину чистой прибыли на обыкновенную акцию в обращении при условии, что компания выполнит все имеющиеся обязательства по выпуску новых акций.

Базовая прибыль на акцию

Базовая прибыль на акцию рассчитывается в отношении держателей обыкновенных акций компании и является частным от деления прибыли или убытка, относящихся к данному классу акционеров, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период. Если раскрывается величина чистой прибыли или убытка от продолжающейся деятельности, то базовая прибыль на акцию должна рассчитываться и в отношении этого показателя. На практике компании могут представлять информацию и о других промежуточных компонентах прибыли: чрезвычайные прибыли или убытки, прибыль/убыток от прекращаемой деятельности, кумулятивный эффект от изменения учетной политики.

Вычисление показателя базовой прибыли на акцию производится по формуле:

Basic EPS = (ЧП - ПД) / СКА,

где Basic EPS – базовая прибыль на акцию;

ЧП – чистая прибыль за период;

ПД – посленалоговые суммы дивидендов по привилегированным акциям, разницы, возникающие после погашения привилегированных акций, и другие аналогичные эффекты привилегированных акций, классифицированных как капитал;

СКА – средневзвешенное количество акций в обращении.

Наиболее трудоемким для расчета можно назвать показатель средневзвешенного количества акций в обращении. Поскольку чистая прибыль является интервальным показателем, характеризующим деятельность компании за период, то для того, чтобы адекватно отразить зависимость между величиной привлеченного акционерного капитала и прибылью, делиться она должна на среднее количество акций. Таким образом, выпущенные или выкупленные в течение периода акции должны быть усреднены периодом их нахождения в обращении.

Расчет средневзвешенного количества акций в обращении может быть произведен двумя способами.

Способ 1. К акциям на начало года прибавляются выпущенные (отнимаются выкупленные) акции, умноженные на долю года, оставшуюся c момента их выпуска до отчетной даты.

Способ 2. Начиная с первого дня отчетного периода и на каждую дату изменений определяется количество акций в обращении и умножается на долю года, в течение которой данное количество находилось в обращении, после чего полученные произведения суммируются.


Справка
МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» (Earnings per Share) был опубликован в 1997 году и применялся к отчетным периодам, начинающимся 01.01.98 или позже. В феврале 2000 года Комитет по интерпретациям международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretations Committee, IFRIC) выпустил ПКИ (SIC) 24 «Прибыль на акцию – финансовые инструменты и прочие контракты, исполнение по которым может производиться долевыми инструментами» (Earnings Per Share – Financial Instruments and Other Contracts that May Be Settled in Shares), касающуюся договоров, обязательства по которым могут исполняться как денежными средствами, так и путем выпуска акций. В декабре 2003 года в МСФО (IAS) 33 были внесены изменения в рамках проекта по оптимизации стандартов. Пересмотренная версия стандарта применяется к периодам, начинающимся 01.01.05 или позже. В настоящий момент проводится работа по внесению в него дополнительных изменений. Планируется, что окончательный вариант будет принят в 2009 году.

Особым случаем изменения количества акций в обращении является их дробление. В такой ситуации применяется следующий расчет: количество акций в обращении пе-ресчитывается с начала года, а не с момента дробления. Например, если на начало года у компании в обращении находилось 200 тыс. обыкновенных акций и 1 июля было произведено дробление в пропорции две к одной, то средневзвешенное количество акций в обращении составит не 300 тыс. шт., как в случае с обычным выпуском (200 + 200х 6/12), а 400 тыс. шт., то есть будет равно количеству акций после дробления.

Причина такого расчета заключается в том, что при дроблении не происходит изменения величины чистых активов (собственного капитала) компании, то есть 200 тыс. старых акций - то же самое, что и 400 тыс. новых. Поэтому с экономической точки зрения весь год в обращении находилось 400 тыс. новых акций. Если бы вместо дробления был произведен выпуск дополнительных 200 тыс. акций, то это привело бы к росту капитала.

Пример

У компании на 1 января отчетного года в обращении находилось 500 тыс. обыкновенных акций. В течение года произошли следующие изменения:

  • 1 марта выпущены и оплачены 20 тыс. акций;
  • 1 июня приобретено 100 тыс. собственных акций;
  • 30 июня произведено дробление акций две к одной;
  • 1 декабря выпущены и оплачены 10 тыс. акций;
  • 31 декабря выпущены и оплачены 100 тыс. акций.

Прибыль за год составила 15 млн руб.

В такой ситуации для всех значений до дробления в расчет средневзвешенного количества акций в обращении добавится коэффициент дробления 2, с помощью которого будут приведены в соответствие показатели количества акций до и после дробления.

Способ 1. СКА составит 917,5 тыс. шт. (500 × 2 + + 20 × 10 / 12 × 2 - 100 × 7 / 12 × 2 + 10 × 1 / 12) либо

Способ 2. СКА составит 917,5 тыс. шт. (500 × × 2 / 12 × 2 + 520 × 3 / 12 × 2 + 420 × 6 / 12 × 2 + + 850 × 1 / 12).

При этом 100 тыс. акций, выпущенных 31 декабря, в расчет не принимаются, так как они не находились в обращении в течение отчетного года.

Базовая прибыль на акцию составит 16,35 руб. (15 000 / 917,5).

Если структура капитала компании является простой, то есть состоит только из обыкновенных акций, то расчеты на этом заканчиваются.

Разводненная прибыль на акцию

Если у компании имеются разводняющие ценные бумаги, то есть конвертируемые ценные бумаги, опционы и варранты на акции или другие права, которые при осуществлении (конвертации) могут разводнить прибыль на акцию, то необходимо раскрыть в отчетности по МСФО величину разводненной прибыли на акцию.

Если же ценные бумаги компании являются антиразводняющими, компания не обязана раскрывать разводненную прибыль на акцию. Данное требование является следствием использования принципа консерватизма, согласно которому в финансовой отчетности следует показывать наихудший результат разводнения.

Конвертируемые ценные бумаги

При учете влияния на прибыль на акцию конвертируемых ценных бумаг применяется метод условной конвертации. Он предполагает, что в начале отчетного периода были конвертированы ценные бумаги (либо в момент их выпуска, если они были выпущены в течение периода). Кроме того, исключаются начисленные по ним проценты, то есть предполагается, что если бы эти ценные бумаги были конвертированы, то компания избежала бы соответствующих процентных расходов.

Пример

Прибыль компании «Альфа» за отчетный период составила 15 млн руб., средневзвешенное количество акций в обращении – 1 млн. Кроме того, у компании имеются два выпуска конвертируемых облигаций:

  • первый выпуск был размещен в предыдущем году и представляет собой 12%-е облигации общим номиналом 2 млн руб., конвертируемые в 25 тыс. простых акций;
  • второй выпуск был размещен 30 июля текущего года и представляет собой 15%-е облигации общим номиналом 1500 тыс. руб., конвертируемые в 20 тыс. простых акций.

Базовая прибыль на акцию составит 15 руб. (15 / 1).

Для расчета разводненной прибыли на акцию необходимо рассчитать скорректированную чистую прибыль (учесть влияние процентов) и средневзвешенное количество акций в обращении, скорректированное для разводненной прибыли на акцию (учесть влияние условной конвертации облигаций в обыкновенные акции). Сумма процентов, начисленных по конвертируемым облигациям, составляет 333,75 тыс. руб. (2000 × 12% + 1500 × 15% × 5 / 12).

Кроме того, необходимо учесть эффект налогообложения, так как если бы компания не начислила данные расходы по процентам, то с суммы дополнительной прибыли был бы уплачен налог в размере 253,65 тыс. руб. 1 (333,75 × × (1 - 0,24)).

Итого скорректированная чистая прибыль равна 15 253,65 тыс. руб.

Скорректированное СКА составит 1 033 333 акции (1 000 000 + 25 000 + 20 000 × 5 / 12), таким образом, разводненная прибыль на акцию равна 14,76 руб. (15 253 650 / 1 033 333).


Термины

Потенциальные обыкновенные акции – финансовые инструменты или договоры, которые могут предоставлять владельцу право собственности на обыкновенные акции. К ним относятся: долговые или долевые инструменты, конвертируемые в обыкновенные акции; опционы и варранты; акции, выпускаемые при выполнении определенных условий.
Разводнение – уменьшение прибыли на акцию (или увеличение убытка), которое может произойти в случае конвертации имеющихся конвертируемых инструментов, исполнения опционов (варрантов) или выпуска обыкновенных акций при соблюдении определенных условий.
Антиразводнение – увеличение прибыли на акцию (или уменьшение убытка), которое может произойти в случае конвертации имеющихся конвертируемых инструментов, исполнения опционов (варрантов) или выпуска обыкновенных акций при соблюдении определенных условий.

Как видно из расчетов, конвертируемые финансовые инструменты действительно разводнили (уменьшили) значение прибыли на акцию. Если бы проценты по облигациям или количество акций, в которые они конвертируются, были таковы, что прибыль на акцию увеличилась по сравнению с базовой, то такие ценные бумаги обладали бы анти-разводняющим эффектом и не принимались бы в расчет.

Варранты и опционы на акции по своей сути аналогичны и предоставляют их держателям право приобрести акции по фиксированной цене в течение определенного времени. Для их включения в расчет разводненной прибыли на акцию используется метод собственных выкупленных акций. Он предполагает, что опционы (варранты) исполняются на начало отчетного периода или дату выпуска, если он был в течение этого периода. Считается, что денежные средства, полученные от осуществления таких инструментов, направляются на приобретение собственных акций с целью передачи их держателям опционов (варрантов), а недостающее количество покрывается за счет дополнительного выпуска акций.

Например, если акций составляет 50 руб., а цена осуществления варранта – 25 руб., то для приобретения одной акции на рынке понадобится выручка от осуществления двух варрантов. Поскольку два варранта дают право на получение двух акций, то, помимо одной акции, выкупленной на рынке, необходимо выпустить еще одну. Таким образом, осуществление каждых двух варрантов приводит к возникновению одной дополнительной акции в обращении. Для опционов используются аналогичные расчеты.

При этом необходимо иметь в виду, что, хотя осуществление варрантов или опционов предполагается на начало отчетного периода или дату выпуска, стоимость их исполнения сравнивается со средней стоимостью акции за период, а не на дату выпуска разводняющих ценных бумаг или начало года.

Если цена осуществления варранта или опциона выше рыночной цены акций, то на полученные денежные средства можно выкупить большее количество акций, чем необходимо передать их держателям. А значит, расчет по методу собственных выкупленных акций приведет к сокращению числа акций в обращении. В такой ситуации опционы и варранты являются антиразводняющими ценными бумагами и исключаются из расчета разводненной прибыли.

Пример

Чистая прибыль компании за период составила 5 млн руб. Средневзвешенное количество акций в обращении – 100 тыс. шт. 1 января было выпущено 5 тыс. опционов на акции (каждый опцион дает право на приобретение одной акции) с ценой осуществления 42 руб. Средняя цена акции за отчетный период составила 70 руб.

Рассчитаем средневзвешенное количество акций в обращении с учетом осуществления всех опционов по методу собственных выкупленных акций.

При осуществлении опционов будет получено право выкупить акций на сумму 210 тыс. руб. (42 × 5000), то есть 3 тыс. акций по рыночной цене (210 / 70). Таким образом, в обращение будет дополнительно выпущено 2 тыс. собственных акций (5 - 3). Разводненная прибыль составит 49,02 руб. (5000 / (100 + 2)).

Ранжирование разводняющих ценных бумаг

Наиболее сложной для расчета является ситуация, когда у компании имеется несколько видов разводняющих ценных бумаг, поскольку тогда специалистам по МСФО необходимо корректно учесть их влияние на прибыль на акцию и показать наихудший вариант разводнения.

Антиразводняющие ценные бумаги сразу исключаются из расчета. Чтобы корректно учесть влияние оставшихся ценных бумаг, их необходимо ранжировать по степени влияния на прибыль на акцию. Это позволит избежать искажения информации в отчетности.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Рассчитать разводняющий эффект каждой ценной бумаги путем деления корректировки чистой прибыли на корректировку средневзвешенного количества акций в обращении, к которым приводит конвертирование или осуществление ценной бумаги.
  2. Ранжировать все ценные бумаги по влиянию на прибыль на акцию от наибольшего эффекта к наименьшему. При этом чем меньше значение разводняющего коэффициента, тем больший разводняющий эффект оказывает ценная бумага.
  3. Рассчитать разводненную прибыль на акцию путем пошагового прибавления разводняющего эффекта каждой ценной бумаги в порядке, определенном в п. 2, до тех пор пока влияние очередной бумаги не станет антиразводняющим или пока не будут учтены все ценные бумаги.

Пример

Прибыль компании за отчетный год составляет 25 млн руб. Средневзвешенное количество акций в обращении – 5900 тыс. На начало года у компании имеются следующие виды разводняющих ценных бумаг:

  • 500 тыс. опционов с ценой осуществления 45 руб., каждый опцион дает право на приобретение одной акции. Средняя цена акции за отчетный период составила 55 руб.;
  • 1600 тыс. конвертируемых облигаций номиналом 45 руб. и ставкой доходности 12% годовых, каждая облигация конвертируется в одну акцию;
  • 600 тыс. конвертируемых облигаций номиналом 40 руб. и ставкой доходности 14% годовых, каждые две облигации конвертируются в одну акцию;
  • 900 тыс. конвертируемых облигаций номиналом 35 руб. и ставкой доходности 10% годовых, каждая облигация конвертируется в одну акцию;
  • 400 тыс. конвертируемых облигаций номиналом 60 руб. и ставкой доходности 11% годовых, каждая облигация конвертируется в две акции.

В течение года никаких операций с разводняющими ценными бумагами не происходило. Ставка налога на прибыль – 24%. Базовая прибыль на акцию составляет 4,24 руб. (25 000 / 5900).

Расчет разводняющего эффекта для всех ценных бумаг представлен в табл. 1. Далее последовательно прибавляем влияние каждой ценной бумаги в соответствии с ее рангом и вычисляем показатель разводненной прибыли на акцию (табл. 2).

Таким образом, получаем, что 12%-е и 14%-е облигации не должны включаться в расчет, так как при ранжировании ценных бумаг они приводят к антиразводнению прибыли. Разводненная прибыль на акцию составит 3,82 руб.


Личный опыт

Антон Парфёнов,

Как и все организации, акции которых публично обращаются на рынке, компания в соответствии с МСФО (IAS) 33 раскрывает в отчетности по МСФО прибыль на акцию.

Компания не выпускала ни опционов, ни привилегированных акций, поэтому расчет базовой прибыли на акцию не требует больших усилий. Однако для сбора необходимой для этого информации нам пришлось доработать автоматизированную систему, поскольку она не позволяла учитывать количество акций в обращении.

Зачастую у специалистов по МСФО возникают сложности с доступом к информации о собственных выкупленных акциях. Дело в том, что сведения, которые специалисты компании могут получить у реестродержателя, не всегда говорят о том, кто именно является их конечным бенефициаром, а выписку по лицевому счету запросить довольно проблематично и не более одного раза в год из-за ограниченности доступа к подобной информации. Зачастую специалистам по МСФО приходится судить об их смене, отслеживая логику заключенных известными акционерами договоров, просматривая публикации в СМИ и с помощью прочих доступных источников.

Раскрытие информации в отчетности

МСФО (IAS) 33 требует раскрывать для каждого периода, по которому представляется , данные о базовой и разводненной прибыли на акцию по каждому классу обыкновенных акций. В пояснениях следует указать, каким образом рассчитаны числитель и знаменатель формулы, по которой рассчитывалась прибыль на акцию. Кроме того, необходимо предоставить информацию об имеющихся финансовых инструментах с антиразводняющим эффектом, а также информировать пользователей отчетности о значительных операциях с обыкновенными акциями после отчетной даты.

Личный опыт

Антон Парфёнов, начальник отдела международной финансовой отчетности ЗАО «Группа ЧТПЗ» (Челябинск)

Создав отдельный стандарт, посвященный данному показателю, Комитет по МСФО тем самым подчеркнул его важность для пользователей отчетности. Однако в соответствии с российским законодательством дивиденды могут выплачивать только исходя из прибыли, рассчитанной по РСБУ. И поскольку прибыль, рассчитанная по российским стандартам, может в разы отличаться от прибыли в международной отчетности, то информативность данного показателя для прогнозирования возможных дивидендов очень низка.

Поэтому для того чтобы не вводить пользователей отчетности в заблуждение, мы в примечании по раскрытию уставного капитала указываем, что дивиденды выплачиваются только на основании прибыли РСБУ, и приводим ее размер. Однако и ее можно использовать только для анализа финансового положения компании, но никак не для прогноза будущих дивидендов, поскольку в соответствии с ковенантом 2 одного из наших кредитных договоров нам запрещено выплачивать дивиденды.

В дополнение к информации о базовой и разводненной прибыли организация имеет право представить показатели, рассчитанные на основе статей отчета о прибылях и убытках, отличных от требуемых стандартом. В этом случае также нужны соответствующие пояснения.

1 Ставка налога на прибыль в приведенном примере составляет 24%. – Прим. ред.
2 Практически во всех кредитных договорах есть так называемые covenants, то есть ограничительные условия. В них оговариваются предельные значения показателей достаточности капитала, долговой нагрузки и другие условия, но иногда бывают и такие условия, как запрет выкупать акции других компаний, регистрировать офшоры или выплачивать дивиденды. Такие условия ставятся для предотвращения вывода заемщиком активов из организации.



Похожие статьи