Развитие туризма с древних времен. Возникновение и развитие путешествий. История путешествий и туризма

Введение...................................................................................................3

1.Начало развития туризма - античный период....................................6

2.История развития туризма в средние века.........................................

3.Эпоха Возрождения...............................................................................

4.Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века...........

Заключение............................................................................................

Список литературы................................................. ..............................

Введение

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным – рекреационным – или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью – например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов – видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного – пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых – выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность – определяемая не только природными условиями. но и политической обстановкой как в родной стране. так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений – в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений. Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории. и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.


1.Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-филисофов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в перид античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии – долине между Тигром и Евфратом – водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже – для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах – своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции – то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).

Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном. для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. Как уже сказано. инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом.


2.История развития туризма в средние века

В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий – миссионеры и т.п.). Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров – если вспомнить знаменитые крестовые походы – перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.

Многие путешествия того периода были связаны с переездами королевских семей из зимних дворцов в летние и назад, поездками в дальние страны для устройства супружеских браков и альянсов или для сохранения контроля над отдаленными владениями. Этот вид путешествий охватывал не только множество сопровождающих лиц, придворных и солдат, но и посланцев, курьеров, просителей и официальных лиц, частые поездки которых были связаны с деятельностью правителей-монархов. Все это привело к появлению услуг по организации отдыха вдоль маршрутов их разнообразных путешествий. Этому же способствовало распространение аристократического туризма, основным потребителем которого было дворянство. Молодые дворяне зачастую отправлялись в своеобразный европейский гран-тур по Европе: из Англии (Лондон) во Францию (Париж), затем - в Италию (Генуя, Милан, Флоренция, Рим), затем - в Швейцарию, Германию, Нидерланды. Международный досуговый туризм быстро развивается, охватывая теперь не только богатых, но и средний класс.

Путешествия в средние века носили строго классовый характер. Слуги путешествовали только с господами или – реже – по их поручению.Феодальный строй прочно привязывал основную массу населения к земле. Поэтому помимо аристократии путешествия могли себе позволить представители купечества, участники завоевательных отрядов и представители так называемой городской бедноты. Свобода передвижения людей этих категорий постепенно возрастала, поскольку в начальный период средневековья купцы и горожане были связаны гильдиями и цехами, к которым они принадлежали. Таким образом, досуговые путешествия оставались привилеией дворянства.

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные в карету или повозку). Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху – эпоху Великих Географических Открытий.

Как уже упоминалось, основные маршруты того времени пролегали между Европой и Азией и между Европейскими странами. Отдельные европейские и ближнеазиатские путешественники уже тогда добирались до Индии, Китая (арабский путешественник Сулейман, VIII в.) Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь "из варяг в греки": от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно-пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и "комнаты для гостей" в домах священнослужителей.

3.Эпоха Возрождения.

Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты. отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.

С ослаблением религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная направленность путешествий. Среди молодых англичан становится популярным "образовательный маршрут": Лондон, Париж, Генуя, Милан, Флоренция, Рим, и обратно – через Швейцарию, Германию и Нидерланды. Многие художники и скульпторы путешествют по Европе, либо приглашенные для работы, либо с целью учебы у других мастеров. В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. "Первый педагог" Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащизся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.

Происходит резкое изменение маршрутов. Начинают превалировать морские, используемые с торговыми, миссионерскими, познавательными целями. Основные тогровые пути связывают Европу (основные торговые порты – Лондон, Венеция, города Португалии и Испании) с Индией (торговля пряностями) и Африку с Южной Америкой (зарождение работорговли). Часть путей пролегает к побережьям Северного и Балтийского морей, где возникло крупнейшее торгово-примышленное объединение Ганза. включавшее в себя около ста городов.

Можно четко выделить пять основных морских маршрутов, соединявших только что открытый Новый свет и Европу, удобство которых обусловлено морскими ветрами и течениями. Это маршрут Лейфа Эйриксона (вдоль северного полярного круга), маршрут Колумба (вдоль Северной Африки, экватора к Мексиканскому заливу), маршрут Менданьи (от Нового света к архипелагам полинезии), маршрут Сааверди (от мексики к Малайзии) и маршрут Урданеты (от архипелагов к Северной Америке, как продолжение маршрута Менданьи). Все эти пути способствовали активному заселению колоний Нового Света.

Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий. Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто "любопытствующих", которые вряд ли бы поехали, например, в "дикую" по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая метоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейем стали полноценными курортами. Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства – мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.

Наряду с открытием новых земель и потенциальных мест для проездок происходит и обратный процесс: так, Япония опускает железный занавес для путешественников, который будет поднят только в 1948 году.

Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно. В период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.


4.Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века

Основное различие туризма прошлых лет и современного – наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открываетпервую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг – путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон – паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже – и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" – то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие – иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны. так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35-50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа: океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социалный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт “Брайтон”. Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран. Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, мебилированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму – в основном, горному).

Заключение

Туризм – та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения – их скорости, удобства и безопасности – ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма – космический. По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее – в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сазано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.


Список литературы

1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник. М., Аспект Пресс, 2002, - 470 с.

2. Баталова Л.В. Из истории развития туризма// Социально - политическое развитие России: проблемы, поиски, решения. Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999, - 148 с.

3. Дитлер Д.Б, От Птоломея до Колумба. М., Мысли, 1989, - 244 с.

4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Советский спорт, 1999, - 384 с.

5. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика. М., Финансы и статистика, 1998, - 312 с.

7. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.

8. Хейердал, Тур. Древний человек и океан. М., Мысль, 1982, - 350 с.

Введение

1.3 Праздники и зрелища античности

Глава 2. Зарождение и развитие услуг в обществах древнего мира

2.1 Особенности развития услуг в древнем мире

2.2 Культурный туризм в древности

2.3 У истоков спортивного туризма

2.4 Курорты Древнего мира

Заключение

Список литературы


Введение

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определенных услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях - на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности путешествовали большими караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.

Уже в древности зародились и стали развиваться общественные услуги со стороны государства и правовой системы.

В культурах древнего мира существовало немало предпосылок, которые определяли появление деятельности, связанной с услугами разного рода.

Сформировались и начали действовать важнейшие типы услуг в разных сферах жизнедеятельности, существующие и сегодня:

В сфере экономических отношений (ремесленное производство, торговля, денежное обращение и др.);

В области государственно-правовых отношений;

В сфере духовных и художественно- эстетических запросов;

В быту и в удовлетворении личных потребностей.

Древние формы торгово-экономических услуг по своим качествам могли бы отвечать ряду современных требований.

Цель курсовой работы: Определение полного обоснования развития услуг в древнем мире.

Поставленные задачи:

Обратить внимание на возникновение туризма, как одного из видов услуг.

Обозначить значимость туризма.

Рассмотреть вопрос о возникновении и развитии услуг вообще.

Рассмотреть вопрос о развлечениях в древние времена.

Объект работы: Развитие услуг в обществах древнего мира.

Предмет работы: Значение туризма, как одного их видов услуг, развитого в обществах древнего мира.


Глава 1. Гостеприимство и развлечения в древних культурах

1.1 У истоков системы гостеприимства

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которое выступало формой зашиты их личности и имущества (1,стр. 6).

Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В начале XX в. был найден столб из черного камня высотой больше человеческого роста, на котором клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники нередко останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос.

С развитием торговли появилась потребность в создании для путешествующих не только заведений для приема пищи, но и для ночлега. Передвижение в те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы - катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой. Даже в период процветания Римской империи купцы, странствующая молодежь, бродячие артисты, паломники могли рассчитывать после трудной дороги только на связку соломы в постоялых дворах и на теплый бок своей лошади, чтобы не замерзнуть (1, стр. 8).

Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами Римской империи. Для более или менее оперативного управления государством была создана густая сеть дорог, связывавших столицу с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание. Эти постоялые дворы не были комфортабельными. На лучшие условия путники могли рассчитывать в частных гостиницах. Некоторые богатые землевладельцы строили на границах своих владений собственные постоялые дворы. Управляющими вполне могли быть рабы или вольноотпущенные. В провинциях и самом Риме возникали «пристанища» - гостиницы, представлявшие собой целый комплекс с садом, водоемом во внутреннем дворике, залом для встречи высоких гостей и отдельными комнатами.

У римлян существовала определенная классификация гостиниц. Они строили два типа «пристанищ»: одни из них предназначались для плебеев (стабулярии), другие - только для патрициев (мансионес). Венецианский купец-путешественник Марко Поло, посетивший в свое время Рим, с одобрением отзывался о постоялых дворах, отмечая, что в них «и королю остановиться незазорно».

Хотя большинство постоялых дворов и таверн того времени продолжало пользоваться сомнительной славой, система гостеприимства в Древнем Риме продолжала развиваться. Особую славу приобрели знаменитые римские пиры, которые устраивала знать. Для состоятельных римских граждан организовывались своеобразные «рестораны» в трактирах, особой популярностью среди которых пользовалось заведение римского трактирщика Секвиля Локарта. Римские повара считались городской элитой и награждались высокими титулами. Во времена правления императора Адриана (117-138 г. н.э.) они учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного искусства.


1.2 Бани в Древней Греции и Риме

При раскопках древнейшего поселения Мохсиджо-Даро, основанного в долине реки Инда во второй половине III тысячелетия до н.э., была обнаружена баня. Как полагают археологи, это самое крупное сооружение подобного рода на Древнем Востоке, о чем свидетельствуют размеры бассейна этого сооружения - построенный из битума и гипсового раствора, он простирался на 10 м в длину и на 7 м в ширину. Бани возводились практически во всех городах Древнего мира (2, стр. 45).

Древняя Греция отличалась прекрасным мягким климатом, имела немало природных источников с горячей и теплой водой. Омовения были элементом религиозного культа. Павсаний в своем «Описании Эллады» рассказывает об интересном обычае жителей Лебании. Достопримечательностью этих мест был расположенный в роще храм Трофония со статуей Асклепия.

«Если какой-либо человек решит спуститься в пещеру Трофония, то, прежде всего, он должен прожить определенное число дней в особом здании; это здание - храм Доброго демона и Доброго случая (Тихи). Живя здесь, он совершает различные очистительные обряды и, между прочим, воздерживается от теплых омовений; для омовения ему служит река Теркина».

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.

С экономической точки зрения туризм это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, временное перемещение человека в иную местность или страну, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Путешествие термин, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели такового.

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий туризма.

Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.

Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.

История туризма это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА.

Предыстория туризма период развития туризма до начала XIX в. включает следующие этапы развития: античный туризм когда основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования; туризм средних веков когда основными мотивами путешествий были: религиозный туризм, образование, аристократические отношения; туризм нового времени когда основные тенденции отдыха определила промышленная революция.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиозного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в 4 тысячелетии до н.э. В последующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями к городам, искусственным озерам, значительный интерес пробуждали строящиеся пирамиды. Однако недостаток густой сети хороших дорог, мест ночлега и питания, которые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли первые путешествия. Туризм в то время не составлял источника доходов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные римские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали королевские дороги, связывавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с окрестностями. Каждые 30 миль на этих дорогах находились корчмы, пункты питания, отдыха и т.п. За оказываемые там услуги полагалась плата, согласно ставкам, одинаковым как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма был связан главным образом с древней Грецией и Римом. В этих государствах большой вес придавался экономической стороне путешествий. Как греки, так и римляне часто предпринимали весьма далекие путешествия, при этом греки из-за слабого развития дорожной сети совершали их главным образом морским путем.

Массовый характер в те времена носили и путешествия в религиозных целях. К наиболее известным принадлежали путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э.

Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности. При минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений. Кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не имели такого массового характера, как летние.

Средневековье отличалось значительным замедлением туристского движения. Возникновение множества новых государств с нестабильной внутренней обстановкой вызвало создание политических барьеров, незнакомых ранее. Только в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путешествий студентов.

Миграции, связанные с религиозным культом и университетскими центрами, составляли решающее большинство в общей структуре туристского движения в период от позднего средневековья до современной истории.

В XVII в. в Европе появляется форма «чистого туризма», которая охватывала людей, путешествующих с целью познания, лечения либо отдыха.

Зарождение туризма, как социального явления относится к концу XVII началу XVIII вв., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу. Но близкий к современному туризм, как форма отдыха и развлечений, зародился примерно 150 лет назад.

ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПУТЕШЕСТВИЙ.

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка. Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями,нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.

Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты обычное явление у тех же австралийцев. Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие путешествия, чтобы посетить своих друзей. Эти взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко приурочивались к тому времени, когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.

Если человек в первобытном обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют о том, что древними египтянами совершались далёкие путешествия. Например, в царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по г

Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем мире. Так, в VI в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот, описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. н. э.

Много путешествовали древние греки и по своей стране (поездки в Олимпию на олимпийские игры), совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к «святым местам».

Еще Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учетом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения X. Вивес, М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодежи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре, преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в г. Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорьях Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус («Разговоры о физических упражнениях»), итальянский профессор медицины И. Меркуриалис («Виды физических упражнений»). Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов.

В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж. Ж. Руссо, Г. Либли и др. видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья 1 , а их учение «Познание природы и стремление к выработке норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж. Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности. Его теория была дополнена трудами известных немецких педагогов И. Зельцмана, И. Мутса-Мутса, Ф. Яна.

В конце XVII в.- начале XVIII в. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.

Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяется социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Таким образом, возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников путешествий и экспедиций. Идет накопление и обобщение опыта сложных походов и путешествий в воспитательных целях.

Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификация маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.

В конце XVIII в. - первой половине XIX в. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всестороннее и гармоническое воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и др. стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях. Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах.

Начинают создаваться региональные союзы любителей туристских путешествий.

Первые самодеятельные туристские организации появлялись в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.) в виде альпийских клубов и обществ. Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), а к концу 70-х гг. XIX в. во Франции, России и других странах. В 1895 г. по инициативе венской газеты «Arbeiterzeitung» было основано туристское общество «Die Naturfreunde» («Друзья природы»). Вскоре были организованы первые кружки общества за пределами Австро-Венгрии, распространение которых вызвало создание в Вене в 1908 г. Международного центра туризма.

Туристские союзы и клубы в ряде государств разрабатывают маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей.

В начале XX в. в некоторых государствах Западной Европы (Германии, Дании, Бельгии) распространилось движение «Странствующие школяры», устав которого требовал включения суровых походных условий для воспитания подрастающего поколения. Членами этого общества были дети представителей имущих классов. Деятельность этого общества представляла собой протест против методов воспитания в буржуазном обществе.

Утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает целостная система организационных и методических мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания.

Прогрессивным явлением в дальнейшем развитии туризма было создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ). Следует отметить, что в условиях буржуазного общества туризм был доступен только представителям имущих классов.

Для империалистической стадии капитализма характерно усиление военно-прикладной направленности физической подготовки молодежи, подчинение интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека физическому воспитанию. Так, в фашистской Германии особое внимание уделялось туристским упражнениям для детей, а в так называемых «трудовых лагерях»они были одним из главных средств воспитания будущих солдат. Аналогичная картина наблюдалась накануне второй мировой войны в Италии, Японии и других империалистических государствах.

По данным А. А. Остапца (1985) 2 , интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода указа Петра I (от 12 февраля 1718 г.), который предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.

Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин. Он практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область). А. Я. Герд ввел экскурсию как метод обучения в практику преподавания естествознания 3 .

Первую дальнюю экскурсию совершила группа студентов Новороссийского университета (Одесса) по горному Крыму в 1876 г. Руководил ею профессор геологии И. А. Головинский. А в 1877 г. при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе возник первый русский альпийский клуб. Первым членом его был известный исследователь Кавказа А. В. Пастухов, именем которого названа каменная площадка на склоне Эльбруса («Приют Пастухова»).

В это же время врач В. И. Дмитриев организовывает в Крыму (Ялта) Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор, ставший базой для Крымского горного клуба с правлением в Одессе, созданного в 1890 г., который спустя некоторое время переименовался в Крымско-кавказский горный клуб. Он имел свои отделения в Севастополе, Ялте и на Кавказе, свои приюты, и вел хорошо налаженную экскурсионную работу. Целью этого клуба было научное исследование местности, изучение местных отраслей сельского хозяйства, охраны природы и всяких достопримечательностей. Он имел свой флаг, печать, издавал «Записки», широко отражавшие многие вопросы туризма в России и за рубежом. В этот период подобные клубы создаются во многих городах.

В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Только Горно-туристское общество оставалось существовать самостоятельно. Оно было, пожалуй, самым многочисленным из всех существовавших в то время обществ и имело несколько отделений. При обществе работала комиссия по экскурсиям для средних учебных заведений.

Деятельность Российского общества туристов заключалась в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха. Хотя оно и было прогрессивным, но все же его сословность не допускала в общество пролетарскую молодежь. А представительство студентов, врачей, инженеров, преподавателей было крайне ограничено.

Созданное в 1900 г. в Санкт-Петербурге Русское горное общество строило туристские приюты, разрабатывало маршруты, способствуя пропаганде и развитию туризма в России.

Ширится деятельность учителей-энтузиастов оздоровительно-воспитательной работы с детьми, среди которых следует отметить работу А. У. Зеленко и С. Т. Шацкого - учителей колонии, организованной в 1905 г. близ Щелково (Московская область).

Содействовало развитию краеведения и туризма в России Общество любителей естествознания, которое занималось изучением географии, геологии, этнографии, флоры и фауны родного края. Отделения этого общества функционировали во многих крупных городах.

Но все эти общества существовали разрозненно, а главное-они не могли быть доступны трудящимся. Только победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла доступ к богатствам материальной и духовной культуры. Циркулярное распоряжение Наркомпроса обязало школы организовывать занятия под открытым небом, экскурсии. Большая заслуга в развитии школьного туризма принадлежит Н. К. Крупской, которая на II съезде педагогов-туристов говорила о важности школьных туристских организаций. Созданое в 1919 г. в Москве Центральное бюро школьных экскурсий оказало учителям неоценимую помощь в ознакомлении школьников со столицей. В тридцатые годы Центральное бюро школьных экскурсий в Москве было преобразовано в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР, которая сыграла большую роль в развитии школьного туризма.

В 1925-1926 гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организацией дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам. Это было акционерное общество, членами-пайщиками которого были советские, профсоюзные и хозяйственные организации, материально обеспечивающие поездки. Оно сыграло огромную роль в становлении туризма. Но это было чисто коммерческое общество и вопросы массового туризма как средства политического воспитания трудящихся не входили в его задачу. Оно сдерживало развитие туризма среди рабочей молодежи и студенчества, что не отвечало требованиям развития и укрепления пролетарского туризма. Поэтому 8 марта 1930 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О слиянии акционерного общества «Советский турист» и Общества пролетарского туризма и создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)». Его первым председателем был Н. В. Крыленко, народный комиссар юстиции, первоклассный альпинист, председатель шахматной федерации. 1929 год принято считать годом рождения советского туризма.

3 апреля 1932 г. в Москве состоялся Первый Всесоюзный съезд ОПТЭ, в работе которого приняло участие 290 делегатов. Съезд определил задачи советского туризма, его связь с социалистическим строительством.

Недостатком работы Общества пролетарского туризма и экскурсий был отрыв его от советов физкультуры и недостаточная работа на местах. Решением Совнаркома в 1936 г. Общество пролетарского туризма и экскурсий было ликвидировано, а туризм передан в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР и созданного в том же году туристско-экскурсионного управления (ТЭУ) ВЦСПС. В 1938 г. была создана Всесоюзная секция туризма, которая разработала нормативы значка «Турист СССР».

Осенью 1939 г. в Подмосковье состоялся слет туристов, посвященный десятилетию советского туризма.

В 1939 г. в помощь Красной Армии создаются добровольные альпинистские отряды, которые отличились в годы Великой Отечественной войны.

В 1940 г. в туризме были введены туристские звания. В том же 1940 г. был объявлен массовый поход по маршрутам боевой славы гражданской войны.

Во время Великой Отечественной войны полученные в мирное время туристские навыки и умения, физическая и волевая закалка очень помогли бывшим туристам на фронте. Об этом свидетельствует подвиг группы опытных туристов и альпинистов, которые эвакуировали из отрезанного от страны шахтерского поселка Тырнауз полторы тысячи жителей. Не имея достаточного количества снаряжения, пользуясь вместо альпинистских веревок электрическими проводами, а вместо ледорубов и крючьев - шахтерскими инструментами, они без единого несчастного случая провели полторы тысячи женщин, детей и стариков через расположенный на высоте 3375 м перевал Бечо, через ледник Осеньги - единственный в то время свободный путь - и таким образом спасли их от фашистской неволи.

На временно оккупированной территории было разрушено и сожжено почти все туристическое хозяйство. И только в конце войны возобновила свою работу Всесоюзная секция туризма, а Туристско-экскурсионное управление начало восстанавливать турбазы. С каждым годом увеличивался интерес трудящихся к туризму, все больше внимания уделяли его развитию профсоюзные и советские организации.

В последние годы советские люди стали принимать участие в путешествиях не только внутри страны, но и за границу.

За время с 1945 по 1962 г., в связи с ростом требований к туризму и изменениям структуры физкультурных и спортивных организаций, вышел ряд постановлений и был проведен ряд мероприятий; введены спортивные нормы по туризму, спортивные разряды и звания мастера спорта по туризму, вышло постановление об инструкторах по туризму и о порядке присвоения туристских инструкторских званий.

В послевоенные годы широкое развитие получает детский туризм. Школьники совершают походы по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщаясь к славе и подвигу народа. Получили широкое распространение экспедиции школьников по изучению родного края. Их организовывали детские экскурсионно-туристские станции и Дома пионеров. В 1954 г. состоялся первый слет юных туристов, который проходил на озере Тургояк (Южный Урал). Его большое значение заключается в том, что он объединил разобщенные школьные походы в постоянные всесоюзные экспедиции, ставшие традиционными. И уже в период с 1956 по 1957 г. была проведена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, которую организовала Центральная детская экскурсионно-туристская станция РСФСР (ЦДЭТС) совместно с редакцией газеты «Пионерская правда». Эта экспедиция была посвящена 40-летию Октября. В ней участвовало около миллиона школьников.

В 1958-1960 гг. пионеры и школьники участвовали во второй Всесоюзной экспедиции, в 1961-1962 гг.-в третьей, в 1963- 1965 гг.- в четвертой. И с каждой экспедицией число ее участников росло.

Решающее значение в развитии туризма и экскурсий в нашей стране сыграло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». КПСС видела в туризме важное средство «повышения культурного уровня и идейно-политического воспитания населения» 4 .

В июне 1970 г. была создана Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР, которая сыграла большую роль в развитии школьного туризма. А в январе 1971 г. принято совместное постановление Секретариата ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства культуры СССР, президиума ЦК ДОСААФ СССР, президиума Советского комитета ветеранов войны о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

Формы проведения Всесоюзного похода были разные - это походы и путешествия, краеведческая работа, не связанная с активными формами туризма, патриотическая работа, включавшая шефство над инвалидами, ветеранами революции, войны и труда, семьями погибших воинов, местами захоронения воинов, работа по сооружению памятников и мемориальных знаков, работа по охране окружающей среды.

Активное участие в этой работе принимают школьники. В 1972 г. газета «Пионерская правда» и Центральная детская экскурсионно-туристская станция Министерства просвещения СССР объявили положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», которая являлась составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи дорогой славы отцов.

С 1972 г. начала свою работу Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина - СССР», явившаяся составной частью Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

Поисковая работа пионеров и школьников по основным направлениям первого этапа Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - СССР» была посвящена 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина.

В 1975 г. начался второй этап Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - СССР». Поисковая работа пионеров и школьников в 1975 г. была посвящена XXV съезду КПСС, в 1976-1977 гг.-60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Третий этап, начавшийся в 1978 г., был посвящен 60-летию ВЛКСМ. Поисковая работа пионеров и школьников в 1979 г. была посвящена 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.

30 сентября 1980 г. был объявлен четвертый этап этой экспедиции, посвященный XXVI съезду КПСС. В 1983 г. пионеры посвятили поисковую работу 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина.

Пятый этап Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - СССР», объявленный в 1984 г., был посвящен 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Работа пионеров и школьников, учащейся и рабочей молодежи в экспедиционных отрядах, туристских походах и путешествиях способствовала формированию идейной убежденности, преданности своей Родине, коммунистического отношения к труду, пополняла и углубляла знания.

Сегодня путешествует не только молодежь. На туристские тропы страны вышли люди зрелого и даже пожилого возраста. Очень популярным стал семейный туризм.

В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране», изданном в конце 1980 г., были поставлены новые задачи, намечены новые рубежи для работников туризма и экскурсий. Изменения, происшедшие за последние годы в нашем обществе, характерны и для туризма. Туристские учреждения профсоюзов всемерно развивают и совершенствуют организацию отдыха трудящихся и туризма. Расширяется география туристских маршрутов. Помимо традиционных районов отдыха новые маршруты путешествий проходят по Нечерноземью, северной части РСФСР, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, Казахстану, Средней Азии.

Дальнейшее развитие получает туристско-экскурсионный отдых в субботние и воскресные дни, для чего созданы и создаются благоприятные условия. Появляются новые маршруты походов выходного дня и многодневных путешествий, дающих право на получение значка «Турист СССР». Уже сейчас в нашей стране проводятся экскурсии на 18 тысяч тем. Создано более 900 бюро путешествий и экскурсий.

Наряду с плановым развивается и самодеятельный туризм. В десятой пятилетке во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, походах по родному краю ежегодно участвовали до 30 миллионов человек. К концу десятой пятилетки в стране создано более двух тысяч туристских клубов, около 100 тысяч туристских секций в коллективах физкультуры ДСО и профсоюзов. Туристские учреждения профсоюзов всемерно развиваются и совершенствуются как организации отдыха трудящихся и туризма. Миллионы людей приобщаются к туристскому отдыху, укрепляют здоровье, интересно и с пользой для себя и общества проводят свободное время. Таким образом, туризм в нашей стране стал подлинно народным.

1 См.: Руссо Ж. Ж. Избр. соч.-М., 1951.-Т. 1.-С. 621.

2 См.: Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе -М, 1985.-С. 6.

3 См.: Герд А. Я. Об естественно-исторических экскурсиях// Учитель.- 1866.- № 7.

4 О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г.

Введение...................................................................................................3

1.Начало развития туризма - античный период....................................6

2.История развития туризма в средние века.........................................

3.Эпоха Возрождения...............................................................................

4.Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века...........

Заключение............................................................................................

Список литературы................................................. ..............................

Введение

Развитие цивилизации теснейшим образом связано с развитием и укреплением контактов между отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные – с самого начала развития человеческого общества – путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера соседей - их дружеского или враждебного настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров и т.п. В этом плане путешествия повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус – также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.

Итак, помимо людей, для которых путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые впечатления. Появилось такое понятие как туризм.

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, которые во всем мире уже приближаются к 500 млрд. долларов в год.

По целям можно выделить туризм развлекательный, познавательный (может совпадать с предыдущим видом туризма, может выступать самостоятельно, как цель научных обзорных экспедиций), оздоровительный (может быть развлекательно-оздоровительным – рекреационным – или спортивно-оздоровительным), спортивный (также может быть элементом программы оздоровительных поездок, а может быть отдельной целью – например, горнолыжный туризм). Каждая из указанных целей содержит ряд конкретизирующих подпунктов – видов туризма: для оздоровительного это, например, курортный туризм, для спортивного – пешеходный (в т.ч. горные пешие походы), велосипедный, водный (гребной, парусный; речной, морской и т.п.). Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

Большинство из различных определений туризма сводятся к тому, что туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Таким образом, любой вид туризма так или иначе несет в себе познавательно-развлекательные элементы, в отличие, например, от профессиональных поездок и экспедиций, основная цель которых – выполнение определенной работы. Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Именно поэтому туризм теснейшим образом связан с уровнем развития цивилизации. От этого уровня зависит комфортабельность и дальность предполагаемого путешествия (во времена карет мало кто пожелал бы отправиться за приятными впечатлениями из Сибири в Средиземноморье), информированность общества о возможных местах отдыха, безопасность – определяемая не только природными условиями. но и политической обстановкой как в родной стране. так и в той, которая является целью путешествия, развитие инфраструктуры развлечений – в целом все то, что дает возможность интересного приятного отдыха и ярких впечатлений. Несомненно, данные параметры развивались вместе с человеческим обществом, определяя особенности туризма на данном этапе человеческой истории. и формируя историю туризма - историю возникновения путешествий в древнейших государствах мира, цели и мотивы этих путешествий, а также становления туризма как отрасли с раннего средневековья до наших дней, и определяя мотивацию этих путешествий.

Стоит сразу оговориться, что период до середины XIX века большинство исследователе относят к предыстории туризма. Путешествия не являются самоцелью, а лишь служат средством достижения цели. Саму историю туризма принято отсчитывать со знаменитой массовой (570 человек) двадцатимильной поездки по железной дороге с чаем, булочками и духовым оркестром, организованной в Англии в 1841 году Томасом Куком. Это был первый случай организации предоставления массового отдыха как единого комплекса услуг. Тем не менее, предшествующий этому событию период заложил основу для развития инфраструктуры отдыха, создания "домов вне дома", поэтому не может быть отброшен при рассмотрении условий и способов зарождения и развития туристических путешествий как особой сферы.


1.Начало развития туризма - античный период

В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.

Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий - что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть - мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели. Вероятно, он не имел никакого сиюминутного эффекта, кроме чьего-либо личного интереса к неизведанному, но его результаты были тогда так же значимы, как и теперь: одни люди рассказывают о своих приключениях, после чего другие люди стремятся повторить их опыт.

В античный период большинство путешествий предпринималось с целью обмена товарных излишков, произведенных в одном регионе, на товары, имеющиеся в другом. Кроме того, путешествия становятся неотъемлемым спутником военных действий. Поездки часто носили учебный характер: известно, что десятеричная система счисления, как и алгебра в целом, основы буквенной письменности, многие познания в астрономии, навигации и т.п. "мигрировали" из Азии в Грецию в умах будущих известных ученых-филисофов.

Остальные побудительные мотивы путешествий можно свести к спортивным (помимо знаменитых Олимпийских игр, собиравших в Элладе фактически все Средиземноморье, так, что даже приостанавливались войны, существовал целый ряд аналогичных спортивных состязаний разного масштаба) и религиозным (уже в те времена зарождается понятие пилигримства).

Несмотря на то, что большинство поездок в перид античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Поскольку античная цивилизация родилась в Средиземноморье, а также в дельте Нила и Месопотамии – долине между Тигром и Евфратом – водные пути были основными. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо легче, чем путешествовать пешком, поскольку тогда было мало видов сухопутных транспортных средств. Ездовые животные (лошади, слоны) использовались в подавляющем большинстве случаев для передвижений войск и в сражениях, реже – для путешествий правителей. Высокопоставленные лица часто преодолевали небольшие сухопутные расстояния в паланкинах – своеобразных тканевых домиках, поставленных на носилки и переносимых рабами.

Таким образом, основными путями в то время были морские и речные как более быстрые и удобные. Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия). Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции – то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым).

Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).



Похожие статьи