Реформа ЖКХ: история запуска программы и тенденции развития. Реформа ЖКХ: общая характеристика, актуальные направления, информационное сопровождение реформы Этапы реформы ЖКХ

Основные направления совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

План

ЛЕКЦИЯ №3

«Жилищно-коммунальная реформа в экономике города»

Правовая база:

1. Закон Российской Федерации № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», от 24 декабря 1992 года.

2. Постановление от 22 сентября 1993 года №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».

3. Решение городского совета от 16.06.98 № 13-100 «О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Красноярска на 1998-2003 годы».

4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации»

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года №797 «Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»

7. Постановление от 26 мая 1997 г. N 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».

8. Постановление от 29 августа 2005 г. № 541 О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

9. Федеральный закон от 6 мая 2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

Литература:

1. Ю.Ф. Симонов «Экономика жилищно-коммунального хозяйства», 2008 г.

2. В.З. Черняк «Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика», 2008 г.

3. В.В. Бузырев, В.С. Чекалин «Экономика жилищной сферы», 2001 г

4. К.Н. Савин «Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России», 2006.

Необходимость реформирования ЖКХ была обусловлена рядом обстоятельств. В 80-е годы стала очевидной невозможность государственной поддержки этого объемного комплекса по размерам основных фондов, используемых энергетических и иных ресурсов, задействованных здесь работников. Возможности финансирования со стороны государства не только не позволяли обновлять материально-техническую базу ЖКХ, но и не способствовали поддержанию основных фондов на таком уровне, который бы обеспечивал удовлетворение жилищных услуг населения. Все это совпало с резким ухудшением во второй половине 80-х годов общей экономической ситуации в стране.


Для ЖКХ это выразилось в постепенном наступлении кризиса отраслей, входивших в него. Это привело и к обострению социальной ситуации. Приватизация привела к изменению социально-экономической системы в стране в целом и подхода к развитию ЖКХ в частности.

Осуществление реформ в ЖКХ в городе напрямую зависит от развития такой формы собственности, которая получила название «товарищество собственников жилья». По существу, это одна из разновидностей кооперативной собственности, возникшая в связи с изменившимися социально-экономическими условиями эксплуатации жилого фонда. Она позволяет наполнить реальным содержанием рыночные отношения, которые возникают между производителями услуг, а в перспективе это будут частные предприятия, конкурирующие между собой, и потребители услуг, но уже не физические лица, а как юридические лица, что бесспорно повысит ответственность и самих производительных услуг за их срочность и качество. Относительная новизна в эко­номической практике этой формы кооперации и значимость ее заставляет подробно осветить некоторые вопросы ее образования и дальнейшего развития.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги соединяют в себе вопросы экономического и социального характера. Если говорить об экономическом аспекте, то речь идет о том, чтобы с их помощью можно было бы обеспечить определенную окупаемость тех затрат, которые имеют предприятия ЖКХ, которые вынуждены постоянно обеспечивать население города необходимыми услугами и одновременно заботиться о ремонте, модернизации материально-технической базы своих предприятий. Однако возможности решения этой проблемы за счет только тарифов наталкиваются на ограниченный платежеспособный спрос населения, значительная часть которого живет за чертой бедности. К этому следует прибавить наличие большой армии пенсионеров, инвалидов, которые особенно остро переносят проблемы оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Это заставляет весьма внимательно отнестись к формированию тарифной политики и реализации ее на местах.

Первым законодательным актом, определяющим стратегию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в переходный период к развитию рыночных отношений, стал Закон Российской Федерации № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 года. Закон кардинально изменил взаимоотношения между государством и гражданином в сфере ЖКХ. Закон предусматривал поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг потребителями в течение достаточно короткого периода времени - пяти лет.

В развитие Закона правительство 22 сентября 1993 года принимает Постановление №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Постановлением утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на период с 1994 по 1998 годы. При этом предельный уровень платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги) должен был ежегодно увеличиваться на 20 % и в 1998 году достичь уровня 100%оплаты населением жилья и коммунальных услуг, то есть полного погашения населением затрат на содержание и ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг.

Таким образом, 1994 год стал отправной точкой в поэтапном переходе на полную оплату жилья и коммунальных услуг населением с предоставлением адресной дотации конкретному человеку в видежилищной субсидии. Повсеместно в городах принимались постановления органов местного самоуправления по поэтапному переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Это был сложный период. Обвальный рост цен на энергоресурсы, спад производства, массовая передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность способствовали снижению реальных доходов населения. Так, в 1995 году реальные доходы населения снизились на 13 %, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезненным. Финансирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства осуществлялось по остаточному принципу. Неплатежи населения, с одной стороны, и недофинансирование из бюджета, с другой стороны, ставили предприятий жилищно-коммунального хозяйства в крайне сложные условия, что, безусловно, сказывалось на качестве выполняемых работ.

Сложившаяся ситуация требовала изменения условий перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость и установления тарифов на жилищно-коммунальныеуслуги с учетомреальных доходов граждан и качества предоставляемых услуг.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Концепцией дана оценка реальному состоянию жилищно-коммунального хозяйства, определены причины кризиса иотмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

В Концепции определены основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

Снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способамидостижения этих целей являются:

Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимуще­ственно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом иего обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

Совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Концепцией предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1997-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьем этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

Для решения задач по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации повсеместно создаются специальные структуры: комитеты по реформированию, Департаменты ЖКХ, службы заказчика, центры субсидий, управляющие компании и т д. Органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления принимаются программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, с принятием Концепции реформа жилищно-коммунального хозяйства становится управляемой и контролируемой.

И тем не менее, социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы к намеченному сроку - 2003 году,

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20 %объема необходимых средств. Для решения возникших проблем и в обеспечение перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса 17 ноября 2001 года Постановлением Правительства Российской Федерации №797 утверждена «Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Основными целями подпрограммы являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Достижение основных целей подпрограммы обеспечит, начиная с 2011 года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования программных методов управления на федеральном уровне.

Основными задачами подпрограммы являются:

Финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснован­ного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

Снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;

Обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе совре­менных технологий иматериалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Система управления жилищно-коммунальным хозяйством города состоит из следующих звеньев:

Собственник жилищного фонда (муниципалитет, ведомство, частная фирма, товарищество, кооператив и т, д.);

Заказчики жилищно-коммунальных услуг - управляющие организации (служба заказчика, дирекция, управляющая компания и т. д.);

Подрядчики - подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальныхуслуг (предпри­ятия жилищно-коммунального комплекса всех форм соб­ственности);

Потребителиуслуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и другие организации, получающие жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами.

Для муниципального жилья, в зависимости от его размеров (численности), управление может осуществляться:

Администрацией самостоятельно;

Администрацией через службу заказчика;

Администрацией через управляющую компанию;

Через товарищества собственников жилья - ТСЖ (самоуправление).

Для приватизированного жилья, частного жилья управление эксплуатацией и содержанием жилья могут осуществлять:

Муниципальные предприятия (учреждения) с функциями служб заказчика;

Товарищества собственников жилья;

Частные фирмы.

Службы заказчика могут быть организованы как:

Муниципальное унитарное предприятие - управляющая компания;

Муниципальное учреждение.

Муниципальноеунитарное предприятие для осуществления своей деятельности должно быть заинтересовано в расширении объема обслуживания жилищного фонда и объектов ЖКХ муниципальной игосударственной собственности, товариществ собственников жилья, в выборе самого эффективного подрядчика для выполнения работ и предоставления услуг, в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.

Организация муниципального учреждения - более простая форма управления, но при этом учреждение финансируется за счет средств бюджета и экономически не заинтересовано в решении вышеперечисленных задач.

Деятельность службы заказчика направлена на предоставление жилищно-коммунальныхуслуг, и затраты на ее содержание должны входить в их стоимость и учитываться в договорах с предприятиями, организациями, предоставляющими эти услуги.

Практика показывает, что удорожание стоимости услуг при таком способе содержания службы заказчика не превышает 3-5 % затрат на их производство.

Кроме того, деятельность службы заказчика может частично финансироваться за счет средств местного бюджета (смешанное)

Выбор формы организации и финансирования службы заказчика осуществляется местной администрацией. Службы заказчика должны, обеспечивать:

Проведение технических осмотров зданий и других объектов муниципальной собственности, составление планов текущего и капитального ремонта, реконструкции зданий, сооружений и инженерных коммуникаций;

Подготовку и проведение конкурсов на обслуживание жилищного фонда, на выполнение капитального ремонта;

Заключение договоров с подрядными организациями, предприятиями поставщиками коммунальных услуг;

Осуществление систематического контроля и оценку соответствия качества предоставляемых услуг, выполняемых работ уровню, предусмотренному в договоре;

Оплату услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций;

Учет и проверку выполнения договоров найма и аренды жилых и нежилых помещений;

Разработку предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для ремонта и содержания жилищного фонда:

Сбор установленных платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, предоставление льгот и жилищных субсидий отдельным категориям граждан;

Представление интересов собственника по его поручению
в государственных и других учреждениях, а также в товариществах собственников жилья.

Подрядная организация должна обеспечивать своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда.

Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетнойработы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.

Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе, и для частного капитала (со становлением в этом секторе экономики реальных договорных взаимоотношений).

Организация профессионального управления жилищным фондом обеспечит в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной перспективе - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Представляется целесообразным отказаться от существующей в некоторых городах Российской Федерации практики введения системы прямых платежей за коммунальные услуги ресурсоснабжающим предприятиям жилищно-коммунальногохозяйства, поскольку такой порядок платежей никогда не позволит реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений.В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (управление жилищно-коммунального хозяйства и т. п.) или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Целесообразно также проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. Первым этапом приватизации должно стать акционирование.

Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позво­ляющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения. Управляющая компания будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты - создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемымпотребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях;

Конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

Конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений соб­ственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

План границ участков зданий и сооружений
План границ участков зданий и сооружений (карта)

Что нужно знать о реформе ЖКХ?

Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении.
По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России
физический износ котельных достиг уже 55%,
коммунальных сетей водопровода - 65%,
канализации и тепловых сетей - 63%,
электрических сетей - 58%,
водопроводных насосных станций - 65%,
канализационных насосных станций - 57%,
очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%.

По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг.
И вот когда будут решены такие задачи, как:

  • модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;
  • перевод ЖКХ на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, с привлечением частного бизнеса и созданием конкуренции);
  • достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий;

Тогда можно будет говорить, что главная цель реформы достигнута.


Сектор жилищно-коммунального хозяйства подлежит различным реформам уже на протяжении десятилетий, но несмотря на все предпринимаемые усилия по модернизации, данная отрасль так и остается малоэффективной. Непродуктивное расходование бюджетных средств, необходимость в работающих инструментах управления жилищным фондом, государственная и муниципальная монополия, высокая доля износа жилого фонда стали предпосылками к запуску программы «Реформа ЖКХ».

Запуск проекта «Реформа ЖКХ»

Проект стартовал в России с 2010 года, когда Правительство РФ и Всемирный банк заключили соглашение о реализации соответствующей программы.


Внедрением мероприятий реформы занимается Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, созданный 21 июля 2007 г.


Данная государственная корпорация призвана стимулировать формирование эффективных методов управления жильем и переход на ресурсосберегающие технологии.


В начале проекта участвовало 14 городов:

    десять «основных»: Братск, Волжский, Иваново, Набережные Челны, Нефтеюганск, Новокуйбышевск, Оренбург, Саранск, Тула, Чебоксары;

    четыре «резервных»: Архангельск, Димитровград, Пятигорск и Череповец.

Проект осуществлялся в два этапа:

    Институциональный : проведение реформ жилищно-коммунального комплекса за счет собственного бюджета при техническом содействии экспертов, финансируемых за счет средств проекта.

    Инвестиционный : направление инвестиций в объекты инфраструктуры ЖКХ из средств проекта, ориентируясь на инвестиционные планы городов.

Уже в процессе исполнения программы во всех 14 городах было достигнуто ощутимое улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


Так, например, в городе Набережные Челны были реконструированы разводящие сети водоснабжения и напорные коллекторы двух канализационно-насосных станций. Это позволило снизить уровень аварийности коллекторов и обеспечить бесперебойное водоотведение стоков города .

Проект по реконструкции тепловых сетей был реализован в городе Нефтеюганск. Благодаря этому существенно повысилась бесперебойность снабжения тепловой энергией посредством сокращения потерь тепла, снижения уровня утечек и общей аварийности сетей .


Примеры успешных реконструкций можно найти в любом из перечисленных городов. Проведенный комплекс мероприятий в значительной степени повлиял на программу реформирования и сферу ЖКХ в городах-участниках программы:

    практически полная ликвидация задолженности по социальным выплатам ЖКХ;

    разработаны муниципальные планы инвестиций в коммунальную инфраструктуру;

    увеличено число многоквартирных домов, которые обслуживают профессиональные управляющие компании;

Получив положительные результаты и опыт, накопленный в ходе реформирования, государство развивает данную реформу в других регионах и городах России.

Основные направления и перспективы реформы ЖКХ

Проект «Реформа ЖКХ в России» направлен на реализацию следующих направлений:

    переход коммунального сектора на рыночные отношения;

    увеличение доли участия частного бизнеса;

    стимулирование конкуренции;

    улучшение качества коммунальных услуг;

    ликвидация образовавшихся монополий в отрасли;

    обновление жилищно-коммунального комплекса;

    развитие института эффективного собственника;

    капитальный ремонт жилого фонда;

    ввод и эксплуатация энергоэффективных технологий;

    сохранение системы соцзащиты и поддержка льготных слоев населения.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» многоквартирный дом – совместная собственность владельцев помещений в нем.


Из этого следует, что во владении собственников квартир находится весь дом. Они ответственны за его состояние и обязаны в положенное время обеспечивать проведение капремонта. Для реализации данных прав законодательство наделило собственников широким перечнем полномочий. Но в процессе приватизации значительная часть жилого фонда передавалась в ветхом виде. Следовательно, собственники не обладают необходимыми ресурсами для проведения ремонта и соответствующими навыками модернизации жилой инфраструктуры в таком состоянии.


Одним из пунктов данной реформы, как мы уже упоминали выше, является внедрение рыночных механизмов в систему ЖКХ. Что впоследствии должно привести к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг. В результате реформы расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги могут увеличиться в среднем на 20-25 %. При этом для социально-незащищенных категорий продолжит работать система компенсационных выплат.

Стандарт раскрытия информации

Сейчас любой гражданин может посмотреть информацию о деятельности своей управляющей компании и сведения по конкретному дому.


Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 , которое обязаны исполнять управляющие организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.


В Стандарте указаны виды информации об управлении домом, которые в обязательном порядке должны быть размещены в свободном доступе для жильцов. Необходимо обеспечить доступность и сохранность данных в течение 5 лет. К ним относятся:

    основная информация об организации (название, адрес, организационно-правовая форма и др.);

    список домов в управлении и общие сведения о каждом из них (адрес, количество этажей, уровень благоустройства, год и др.);

    данные о выполняемых работах и предоставляемых услугах;

    информация о коммунальных услугах;

    сведения об эксплуатации общего имущества дома;

    информация о капремонте общего имущества, если управляющая компания – исполнитель работ;

    данные об общих собраниях собственников дома;

    годовые отчеты;

    информация об устных выговорах, письменных предписаниях, штрафах или дисквалификации (если таковые имеются).

Также в документе перечислены необходимые источники:

    официальный портал Реформа ЖКХ;

    стенд в офисе компании.

Иными словами, управляющие компании должны иметь сайт и быть зарегистрированы на официальном сайте проекта «Реформа ЖКХ». Невыполнение данных требований влечет за собой штрафные санкции.

  • Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ
  • Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов
  • Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
  • Порядок принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

Современный этап реформы ЖКХ "запущен" Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" , который в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок ее создания и деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для достижения этих целей государством создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая на безвозмездной основе осуществляет слудующие функции:

  1. рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  2. принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов установленным требованиям;
  3. принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;
  4. осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  5. осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
  6. осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

Средства поддержки выделяются тем регионам, а затем муниципалитетам, которые на деле создают у себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Поощряют конкуренцию среди управляющих компаний, поддерживают товарищества собственников жилья, в общем, выполняют основные условия Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, по которому реформируется жилищно-коммунальное хозяйство России.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Фонд должен был действовать до 1 января 2012 года и подлежать ликвидации, однако, учитывая накопленный положительный опыт его работы было внесено ряд изменений, предусматривающих в итоге продление срока действия Фонда до 1 января 2026 года.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ , изменяются условия и порядок предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда. В частности, уточняется определение аварийного жилищного фонда:

"аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации",

а к условиям предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства относятся:

  • реализация региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  • осуществление работ по формированию и проведению государственного кадастрового учёта земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • проведение мероприятий, связанных с установкой коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;
  • проведение мероприятий, касающихся обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных жилищным законодательством,

а также ряд некоторых других мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Новости по теме

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Что выгоднее жильцам?

Если же в вашем доме будет учреждено товарищество собственников жилья, то оно самостоятельно будет разрабатывать смету расходов на год, которая должна утверждаться общим собранием членов товарищества. Вы вправе будете не только знать, как расходуются ваши деньги, но и потребовать в любой момент проверки хозяйственной деятельности вашего товарищества. А правление обязано ежегодно перед вами отчитываться в своей деятельности на общем собрании...

Реформа ЖКХ в России - понятие не новое и большинство россиян уже познакомились с процессом ее реализации. А все ли граждане знают, что стоит за понятием «Реформирование ЖКХ», как долго оно будет продолжаться и какова конечная цель всей программы? На эти и множество других важных вопросов мы ответим в рамках темы «Все о реформе ЖКХ».

Понятие жилищно-коммунального хозяйства

Представляет собой комплекс предприятий и служб по обслуживанию населения городов, сел и т.п.

ЖКУ (Жилищно-коммунальные услуги)- это услуги, предоставляемые потребителям, проживающим в жилищном фонде с целью обеспечения комфортных условий жизни.

В состав коммунального хозяйства входят:

  1. Электроснабжение.
  2. Водоснабжение (горячее и холодное).
  3. Водоотведение.
  4. Лифтовое хозяйство.
  5. Сбор, вывоз и утилизация мусора.
  6. Теплоснабжение (отопление).
  7. Газоснабжение.
  8. Уборка мест общего пользования.
  9. Ремонт домов (капитальный и текущий).
  10. Ремонт инженерных коммуникаций.
  11. Содержание, благоустройство и уборка околодомовых территорий.

Состав коммунальных услуг услуг, предоставляемых потребителю зависит от степени благоустройства дома.

к меню

Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг

Основные цели и направления данной программы:

  1. К 2020 году обеспечить жильцов многоквартирных домов одновременно качественными и доступными коммунальными услугами.
  2. Совершенствовать конкурентные отношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, а именно, создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих организаций.
  3. Осуществить перевод субсидий и льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг в денежную форму.
  4. Активно внедрять систему сбережения ресурсов и энергии. Устанавливать приборы учета.

Реформа ЖКХ. Общая информация

ЖКХ реформа проводится правительством Российской Федерации и подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны.

За период экономических реформ физический износ имущества ЖКХ достиг довольно больших размеров. Приблизительные цифры таковы:

  • Коммунальные сети водопровода - 65%.
  • Котельные - 55%.
  • Тепловые сети - 63%.
  • Водопроводные насосные станции - 65%.
  • Электрические сети - 58%.
  • Канализация - 56%.
  • Очистные водопроводные сооружения - 54%.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., многоквартирный дом представляет собой коллективную собственность всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны нести ответственность за его состояние и своевременно осуществлять капитальный ремонт.

Основной проблемой здесь стало то, что дома передавались собственникам в крайне плачевном состоянии. На проведение капитального ремонта требовались огромнейшие суммы, которых у собственников не было. Также у жильцов не было и навыков управления.

Основным проводником реформы стала государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он был создан по решению Правительства РФ от 21.07.2007г. 2007 г. Более подробную информацию, касающуюся работы Фонда мы разместим во второй половине статьи.

к меню

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. Перевод отрасли коммунального хозяйства в рамки рыночных отношений.
  2. Привлечение частного бизнеса.
  3. Избавление отрасли от монополий.
  4. Стимулирование конкуренции.
  5. Повышение качества ком.услуг.
  6. Модернизация комплекса ЖКХ.
  7. Формирование института эффективного собственника.
  8. Переселение жильцов из аварийного жилья.
  9. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка льготных слоев населения, осуществление соц.защиты.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - это некоммерческая организация по созданию благоприятных и безопасных условий жизни граждан, а также стимулированию реформирования ЖКХ, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрению ресурсосберегающих технологий при помощи предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Первоначальный взнос в бюджет фонда в декабре 2007 года составил 240 млрд.рублей. Он был осуществлен за счет дополнительных доходов государства. Также было выделено 15 млрд.рублей в 2010 году.

Кроме того, Фонд содействия реформированию ЖКХ в целях финансирования региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда использует доходы от размещения временно свободных средств. В регионы уже было направлено более 11 млрд рублей.

Изначально Фонд содействия реформированию должен был действовать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение о продлении его деятельности до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о продлении работы Фонда до 1 января 2018 года.

Функции Фонда содействия реформированию ЖКХ:

  1. Рассмотрение заявок, представленных субъектами Российской Федерации, на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда,
  2. Принятие решений о соответствии требованиям заявок и прилагаемых к ним документов согласно Федеральному закону №185-ФЗ.
  3. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок.
  4. Осуществление методического обеспечения подготовки заявок и прилагаемых к ним документов со стороны субъектов Российской Федерации.
  5. Проведение мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
  6. Осуществление мониторинга по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
  7. Осуществления контроля за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
  8. Осуществление иных функций, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

к меню

Предоставление финансовой поддержки

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку по реализации региональных адресных программ, а именно выделяет средства:

  1. На капитальный ремонт многоквартирных домов.
  2. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья (период проведения: с 1 декабря 2008 года до конца 2009 года).
  3. На переселение граждан из аварийного жилья.
  4. На переселение граждан из аварийного жилья с учётом необходимости стимулирования развития малоэтажного строительства (период проведения: с 10 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом 25-ФЗ).
  5. На предоставление финансовой поддержки за счёт средств Фонда для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, рассмотренных правлением Фонда.

к меню

Организация товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой одну из форм управления многоквартирным домом. По сути, ТСЖ - это организация по обеспечению гармоничного обслуживания дома. Товарищество может включать в себя как один дом, так и несколько кварталов.

При вступлении в ТСЖ собственник берет на себя обязательства по участию в жизни своего дома. Он в обязательном порядке должен посещать проводимые собрания.

Для создания товарищества собственников жилья необходимо 50% голосов + хотя бы один голос сверху. Не вступившие в ТСЖ жильцы автоматически лишаются права голоса. Однако данный факт не снимает с них обязательств по выполнению решений, принятых на общих собраниях ТСЖ.

Чтобы создать ТСЖ необходимо:

  1. Создать инициативную группу. Как правило, она включает в себя 5-6 человек и председателя.
  2. Обратиться в районную администрацию с заявлением, в котором должны быть указаны пункты о предоставлении им списка квартир с указанием площади каждой из них и сведения о собственности, а также об утверждении кандидатуры Представителя города в будущем ТСЖ для участия в орг.собрании и дальнейшей работы товарищества. В остальных пунктах можно отразить пожелания жильцов.
  3. Подготовиться к собранию. Подготовить и изучить устав ТСЖ и примерный Протокол общего собрания. Подготовить листы голосования для определения «Повестки дня». Повестка дня должна включать в себя не более пяти вопросов.
  4. Проинформировать всех собственников о проведении собрания.
  5. Провести общее собрание, в процессе которого следует выбрать способ управления (собственными силами или с привлечением профессионалов) и принять устав.
  6. Произвести регистрацию ТСЖ. Для этого необходимо обратиться в Управление Федеральной Регистрационной службы и предъявить заявление о государственной регистрации, оригинал или заверенную копию протокола общего собрания, устав товарищества в двух экземплярах и квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.
  7. Осуществить передачу дома в управление ТСЖ. Дом передается по акту приемки-передачи с приложением технической документации на здание, согласно нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

к меню



Похожие статьи