Регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в россии Роль и место рынка ценных бумаг в реформированной экономике

В соответствие с Федеральным законом “ О рынке ценных бумаг” государство занимается контролем данного вида рынка, но никак не управляет им. В обобщённом смысле управление — это специфические отношения среди людей, которые характеризуются указанием одного лица от другого. Обязательные указания способны происходить из 2 категорий отношений:

Подчинённость (в данном моменте управление как правило, именуется руководством, так как одно лицо, называемое подчинённым, должно исполнить требования другого – руководителя. Сущность групп устроена так, что одни занимаются подчинением, а другие в свою очередь управлением)

— Равенство (в рамках одной социальной группы все люди равны между собой, так как всё общество характеризуется как единое целое. Однако при возникающих общественных отношениях все индивиды равноправны между собой только как частные собственники. В момент, когда все люди равны, регулирование ими состоит в установление границ их возможных действий)

Любая осознанная деятельность организуемая человеком,включает в себя не только процесс управление, но и может являться объектом воздействия.Таким образом, это своего рода процесс управления самим управлением. Управление как регулирование имеет место быть, в том случае, когда управляющий субъект не участвует в конкретной деятельности.

Тем самым, государственное регулирование рынка ценных бумаг – это управление, в процессе которого устанавливаются определённые границы, осуществляемые человеческой деятельностью и также разграничивая выбор самих целей.

В прошлом, на протяжении многих десятилетий развитие рынка происходило в хаотичном стиле. Только в начале 20 века под влиянием рыночных отношений, дошедших до крайностей внутренних противоречий, началась эпоха активного вмешательства со стороны государство. Стало развиваться государственное регулирование рыночной экономики, посредством которой стали удовлетворяться интересы большого круга общества, а не только интересы узкого числа.

Существуют основные критерии, с которыми должны сверяться практические действия государство. К таким критериям можно отнести:

  • система регулирования рыночными отношениями создаётся только государством
  • обеспечение единства нормативно-юридической базы
  • комплексность методов регулирования
  • преемственность в регулирование
  • равенство всех участников рынка перед законодательством
  • учёт мирового опыта в развитие

Существуют также определённые способы при помощи, которых государство регулирует рынок:

1) Административное – регулирование, основанное на юридических нормах, оно включает в себя:

  • нормативно — законодательную деятельность
  • регистрационную деятельность
  • лицензирование
  • поддержание правопорядка на рынке
  • выставление определённых требований к участникам

2) Экономическое – государственное регулирование, основанное на использование экономических инструментов. Такое регулирование включает в себя проведение государством:

  • денежной политики
  • политики налогообложения
  • политика формирования государственных доходов

Объекты регулирования. Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними операции, в частности:

Органы регулирования рынка– совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных нормативных правил регулирования.

Органы регулирования российского рынка ценных бумаг:

1) Государственные органы исполнительной власти

  • высшие органы исполнительной власти
  • федеральная служба по финансовым рынкам
  • министерство финансов РФ
  • центральный банк РФ

2) Саморегулируемые организации, объединяющих профессиональных участников рынка

  • НАУФОР – национальная ассоциация участников фондового рынка
  • ПАРТАД – профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев
  • АУВЕР – ассоциация участников вексельного рынка

3) Общественные организации

Базовыми законодательными актами, на основание которых осуществляется государственный контроль рынка ценных бумаг являются:

А. Ключевые законы:

  1. Федеральный закон “ об акционерных обществах” (1995 года)
  2. Федеральный закон “о рынке ценных бумаг” (1996 года)

Б. Косвенные законы, которые имеют непосредственное отношение к рынку

  1. Федеральный закон “ о переводном и простом векселе” 1997 года
  2. Федеральный закон “ об особенностях эмиссии и обращения ценных бумаг со стороны государство” 1998 года
  3. Федеральный закон “ об ипотеке” 1998 года
  4. Федеральный закон “ об инвестиционных фондах” 2001 года
  5. Федеральный закон “об ипотечных ценных бумагах” 2003 года

Регулирование рынка ценных бумаг – ϶ᴛᴏ упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на данные действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка, все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. д. (схема)

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профучастников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профучастников рынка ценных бумаг;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.

Структура органов госрегулирования российского рынка ценных бумаг:

Высший уровень:

  • Госдума – издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг;
  • Президент – издает указы, так как законы принимаются очень медленно;
  • Правительство РФ – выпускает постановления в развитие указов президента, определяет общие направления развития рынка ценных бумаг.

Министерский уровень:

  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) – основной регулирующий орган;
  • Министерство финансов – осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение;
  • Центральный банк – регистрирует выпуски и контролирует обращение ценных бумаг кредитных организаций;
  • Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – устанавливает антимонопольные правила на рынке ценных бумаг и контролирует их осуществление;
  • Министерство по управлению государственным имуществом – занимается приватизацией государственного имущества, осуществляет управление пакетами ценных бумаг, находящихся в собственности государства;
  • Российский федеральный фонд имущества – реализует пакеты ценных бумаг при приватизации предприятий и т.д.

ФКЦБ будет федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профучастников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Стоит сказать - полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ (табл. 1)

Таблица 1

Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
Разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг
Лицензирование Выдача (приостановление, аннулирование) лицензий на осуществление профдеятельности на рынке ценных бумаг, деятельности саморегулируемых организаций
Контроль за соблюдением требований законодательства РФ о ЦБ, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ Контроль за эмитентами, профучастниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями
Разработка и утверждение нормативной базы Разработка и утверждение нормативной базы по:
  • эмиссии ценных бумаг;
  • профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • операциям с ЦБ, нормам допуска ценных бумаг к операциям с ними;
  • порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
  • лицензированию профессиональной деятельности и саморегулируемых организаций;
  • деятельности инвестиционных негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • квалификационным требованиям к организациям и их персоналу, работающим с ЦБ
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг
Подача исков
  • в арбитражный суд о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ЦБ, применении к нарушителям санкций;
  • в суд о защите прав инвесторов - физических лиц и интересов государства на рынке ценных бумаг.
Информирование инвесторов
  • об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,
  • о саморегулируемых организациях,
  • об административных взысканиях, наложенных ФКЦБ, и о судебных решениях, вынесенных по ее искам
Аттестация Выдача (приостановление, аннулирование) квалификационных аттестатов руководителей и специалистов – профучастников рынка ценных бумаг

ФКЦБ вправе:

  • принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профдеятельности на рынке ценных бумаг;
  • проводить проверки эмитентов, профессиональных участников и саморегулируемых организаций профучастников рынка ценных бумаг;
  • направлять эмитентам и профучастникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов;
  • аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства РФ о ценных бумагах.

Функции региональных отделений ФКЦБ:

  1. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитентов, находящихся в данном регионе.
  2. Выдача лицензий профучастникам.
  3. Прием квалификационных экзаменов у специалистов на рынке ценных бумаг и выдача ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих аттестатов.
  4. Функция контроля над эмитентами и профучастниками.
  5. Формирование региональной системы раскрытия информации.

Для того ɥᴛᴏбы профучастники рынка ценных бумаг могли принять непосредственное участие в регулировании, организуются так называемые саморегулируемые организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг. Их цель – выработка конкретных требований к ϲʙᴏим членам и надзор за их соблюдением, а также помощь в организации работы, представление их интересов в государственных органах и другое.

Саморегулируемой организацией профучастников рынка ценных бумаг (СРО) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ и функционирующее на принципах некоммерческой организации. СРО устанавливает обязательные для ϲʙᴏих членов правила осуществления профдеятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация вправе:

  • получать информацию по результатам проверок деятельности ϲʙᴏих членов;
  • разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ЦБ ϲʙᴏими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
  • контролировать соблюдение ϲʙᴏими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • заниматься подготовкой должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профдеятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

Основным законодательным документом, кᴏᴛᴏᴩый регламентируют деятельность на рынке ценных бумаг, будет Гражданский кодекс (в редакции от 10.01.2003) статьи 142-149. Стоит заметить, что он дает понятие ценной бумаги, определяет виды ценных бумаг и затрагивает основные вопросы владения ценными бумагами, передачи прав по ценной бумаге и исполнения по ней. Отдельная статья посвящена особенностям фиксации прав по бездокументарным ЦБ.

ФЗ «О рынке ценных бумаг». Последняя редакция – декабрь 2002 г. Им регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, описаны основы регулирования российского рынка ценных бумаг, права и функции ФКЦБ а также особенности создания и деятельности профучастников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций.

ФЗ «Об акционерных обществах». Последняя редакция – апрель 2003 г. Помимо общих вопросов, затрагивающих функционирование акционерных обществ (вопросы учреждения, управления АО, реорганизации и ликвидации), здесь отражены права владельцев различных типов ценных бумаг, кᴏᴛᴏᴩые выпускаются корпорациями, указаны определенные ограничения, связанные с объемом выпуска различных ценных бумаг, минимальный размер уставного капитала, вопросы, связанные с выплатой дохода по ценным бумагам.

ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Последняя редакция – декабрь 2002 г. Направлен на обеспечение государственной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования кᴏᴛᴏᴩых будут эмиссионные ЦБ. Данным законом определяются ограничения при эмиссии и обращении ценных бумаг, вводимые в целях защиты прав инвесторов; порядок предоставления информации инвесторам; определяется порядок возмещения ущерба инвесторам, причиненного противоправными действиями эмитентов и профучастников рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем (приложение А):

  • * установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ;
  • * регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии;
  • * лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;
  • * создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников РЦБ и определением стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений осуществляет Центральный Банк РФ.

Определенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СОПУ), которые могут образовываться с одобрения ФКЦБ. Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ. Для своих членов СОПУ устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг. Бумаги могут размещаться среди неограниченного или ограниченного круга лиц. Если по условиям выпуска ценные бумаги планируется размещать среди неограниченного круга лиц, такая эмиссия называется открытой (публичной) подпиской или открытым (публичным) размещением. Если ценные бумаги размещаются среди заранее установленного числа лиц? эмиссию именуют закрытой (частной) подпиской или закрытым (частным) размещением. При открытой или закрытой подписке, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных месячных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ или уполномоченном им органе проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии - это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг. Ценные бумаги могут реализовываться инвесторам только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель данного документа: познакомить потенциальных вкладчиков с существующим финансовым состоянием эмитента и характеристикой выпуска ценных бумаг. На этой основе им предлагается принять решение о покупке бумаг. Особенность проспекта в том, что регистрирующий его орган не отвечает за инвестиционную надежность предлагаемых бумаг. Эту оценку вкладчики должны сделать самостоятельно на основе информации, включенной в документ. Регистрирующий орган отвечает только за то, чтобы в проспекте была указана вся информация, требуемая законодательством. При открытой подписке эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию.

Во-вторых, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами. Так, инвестор обязан уведомить ФКЦБ о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг. Профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества. На РЦБ инвесторы могут быть связаны между собой общим интересом и действовать в ущерб другим вкладчикам. Чтобы держать их в поле зрения и определенным образом контролировать, законодательство вводит понятие аффилированного лица. Закон об акционерных обществах признает лицо аффилированным в соответствии с антимонопольным законодательством. Закон РФ «О конкуренции и ограничении деятельности на товарных рынках» относит к аффилированному лицу акционера, которому принадлежит более 20% голосующих акций АО. Аффилированные лица обязаны уведомлять АО о количестве и категориях принадлежащих им акциях не позднее 10 дней с даты их приобретения. АО должно вести учет данных лиц и предоставлять о них отчетность в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В-третьих, осуществляется контроль за использованием служебной информации (иногда ее называют внутренней). Лицам, владеющим служебной информацией, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. К служебной информацией закон «О рынке ценных бумаг» относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ. К лицам, обладающим данной информацией закон относит: а) членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором; б) аудитора эмитента; в) служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации.

В-четвертых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ. В

рекламе запрещается: а) давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах; б) гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости; в) использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги; г) запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства о ценных бумагах к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и его производных финансовых инструментов. М. 1998 - С. 17-19

Нормативное регулирование государственными органами профессиональной деятельности на финансовом рынке в последние годы далеко продвинулось по пути в никуда. Это связано с тем, что основным содержанием данного процесса до сих пор является не введение ограничений с целью предотвратить, например, превышение допустимого уровня рисков непосредственно в профессиональной деятельности, а описание самого порядка ее осуществления. Исполнение постоянно нарастающих требований по организации работы участников рынка все больше поднимает цену регулирования, которую, в конечном счете, оплачивает инвестор.

Современный рынок ценных бумаг из-за своих размеров и значимости для мировой экономики не может развиваться стихийно. Он должен регулироваться. При этом регулирование должно охватывать всех его участников, все виды деятельности и операции, которые могут совещаться на нем. Форма и методы регулирования рынка ценных бумаг могут быть различны. Наибольшее значение придается государственному регулированию рынка ценных бумаг и его регулированию со стороны профессиональных участников рынка, т.е. саморегулированию рынка.

Анализ существующей практики регулирования российского финансового рынка показал, что в целом в условиях сложившейся структуры органов и методов государственного регулирования не обеспечивается базовый принцип - системности организации регулирования. В силу того что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, ведомственные регуляторы финансового рынка были наделены полномочиями не только по разработке отраслевой нормативной базы, заменяющей отсутствующее законодательство, но и по контролю за ее исполнением.

Анализ организационно-экономического механизма регулирования рынка индустриально развитых стран и стран с развивающимися рынками позволяет выделить две основные модели построения указанного механизма: по секторальному / институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, и по функциональному / целевому принципу, при котором функции установления норм, контроля, надзора или защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.

Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и др., в последние 20 лет постепенно перешли к модели функционального / целевого регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США начиная с 1999 г. осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов.

В ряде стран с развивающимися финансовыми рынками, включая Венгрию, Испанию, Казахстан и Украину, осуществляется переход к модели функционального / целевого регулирования финансового рынка.

С учетом завершения процесса формирования в России экономической потребности в развитом финансовом инструментарии, с одной стороны, и созданием основной категорий участников рынка и обслуживающей их инфраструктуры - с другой, можно сделать вывод о целесообразности постепенного перехода российского финансового рынка от институциональной к функциональной модели организационно-экономического механизма его регулирования.

Исходя из отечественного и мирового опыта развития финансового рынка, при построении организационно-экономического механизма его регулирования предлагается исходить из необходимости выделения 3 уровней регулирования:

  • · уровня законодательных органов;
  • · уровня государственных регулирующих органов;
  • · уровня саморегулируемые организаций.

Функционирование законодательных органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается в законодательной деятельности Федерального собрания РФ и должно постепенно приводить к законодательному закреплению положений нормативных актов ведомств, подтвердивших на практике свою эффективность.

В системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регулятора), в качестве наиболее значимых субъектов регулирования следует назвать Правительство РФ, ФСФР, Минфин / Росфинмониторинг и Банк России.

Деятельность ФСФР базируется на заложенной в предшествующее 10-летие традиции совмещения нормотворческих и надзорных полномочий, что отрицательно сказывается на качестве и тех и других. Спонтанные и несоразмерные реальным нарушениям действия ФСФР последнего времени по приостановке лицензии ЗАО «Единый регистратор», аннулированию квалификационных аттестатов руководства ОАО «ЦМД» свидетельствуют о несовершенстве административной процедуры применения санкций по результатам надзора. Достаточно сказать, что система консультаций с профессиональными участниками по результатам проверки их деятельности, действующая на цивилизованно регулируемых рынках, отсутствует, а сами решения о санкциях принимаются кулуарно и единолично. Лалеков П.С. Рынок и право//Рынок ценных бумаг №9 2008 - С. 42-43.

Таким образом, действующий на российском финансовом рынке механизм государственного регулирования по-прежнему характеризуется бюрократическими методами его осуществления, наличием многочисленных, в том числе административных, барьеров для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.

1. Государственное регулирование российского РЦБ

Российский финансовый рынок относится к развивающимся рынкам. В то же время, частный сектор на финансовом рынке уже преобладает. В начале 2004 года обязательства частного сектора составляли 299 млрд. долл. (акции - 170, банковские кредиты - 105, рублевые корпоративные облигации - 7, корпоративные еврооблигации - 17), а государственные обязательства - только 54 млрд. долл. (ГКО и ОФЗ - 11, государственные еврооблигации - 35, вэбовки - 8). В 2005 году капитализация российского рынка акций выросла до 481 млрд. долл. В 2006-07 гг. доля государства в РЦБ продолжила свое снижение за счет снижения доли Банка России в капитале Сбербанка, доли Правительства РФ в капитале Внешторгбанка а также в капиталах других корпораций.

Развитость финансовой системы страны характеризует отношение ее размера (капитализация рынка акций + государственных и частных облигаций + активы банковской системы) к ВВП. Россия пока уступает развитым странам и ведущим развивающимся странам по этому важнейшему показателю (см. табл. 1).

Табл. 1. Отношение размера финансовой системы к ВВП

Отношение размера финансовой системы к ВВП, %

Великобритания

Германия

Бразилия

Россия (2003 г.)

Источник: Эксперт. № 21, 2004.

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности ценных бумаг, выработке национальной модели РЦБ, в создании благоприятных условий для функционирования бирж, работы профессиональных участников РЦБ и самого РЦБ в целом, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту экономики.

Задачи государства в части создания и развития системы регулирования РЦБ сводятся в основном к следующему:

  • разработке идеологии, инфраструктуры, законодательной базы и стратегии развития РЦБ;
  • эффективному использованию финансовых ресурсов (государственных и частных) для развития экономики страны;
  • установлению "правил игры" для участников рынка;
  • обеспечению безопасности;
  • созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости;
  • формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;
  • пресечению преступной деятельности на РЦБ;
  • регулированию развития рынка государственных ценных бумаг.

В мировой практике существуют три основные модели регулирования РЦБ:

  • путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
  • путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
  • через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

Для российского рынка ценных бумаг ближе американская модель организации и регулирования, как на законодательном, так и на организационном уровнях. Однако сущность американской модели РЦБ, в которой основная масса акций свободно обращается на вторичном рынке ценных бумаг, пока не реализована.

В РФ к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам);

Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Антимонопольный комитет РФ;

Министерство по налогам и сборам РФ;

Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и др.

Основными функциями регулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь, являются: регистрация всех участников рынка ценных бумаг; обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг; контроль и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

Правовую основу функционирования рынка ценных бумаг составляют законы РФ, решающие следующие вопросы:

  • юридический статус ценных бумаг;
  • разграничение прав и ответственности эмитента и посредника;
  • формы эмиссии ценных бумаг (наличная и безналичная эмиссия);
  • регистрация реестров ценных бумаг;
  • создание депозитариев;
  • защита имущественных прав инвесторов;
  • гарантии участников рынка права на компенсацию со стороны должников;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг;
  • контроль за работой банков с ценными бумагами.

Законодательство регулирует выпуск и функционирование векселей (в меньшей степени), акций, облигаций и других ценных бумаг. Государство лицензирует деятельность бирж, брокеров, других профессиональных участников РЦБ, инвестиционных институтов с целью повышения профессионализма участников РЦБ. Законодательно оформляются правила обращения деривативов - производных ценных бумаг (фьючерсов, опционов и др.).

Лицензированием деятельности коммерческих банков и кредитных организаций занимается Банк России, страховых организаций - Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Как уже отмечалось, РЦБ РФ пока недостаточно развит. И основную долю составляют голубые фишки - ценные бумаги госмонополий и олигополий. В то же время РЦБ имеет высокие темпы развития. Появились новые рынки ценных бумаг (рынок корпоративных облигаций и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций.

Капитализация российского рынка акций в конце 2004 года составила 265 млрд. долл. или 45% ВВП. В 2003 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд. долл., в т.ч. на внутренних рынках - 2,7 млрд. долларов.

Капитализация российского рынка акций резко выросла в 2005 г. и составила 481 млрд. долл. - 63% ВВП. В 2006 году капитализация рынка акций выросла примерно на 70%. Российскими предприятиями на рынке ценных бумаг в 2004 году было привлечено 15,5 млрд. долл., в том числе на внутреннем рынке - 5,3 млрд. долл. За 2005 год аналогичные показатели составили, соответственно, 29,7 млрд. долл. и 9,4 млрд. долл. Однако рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов. Основную долю капитализации рынка (64,3 % - по состоянию на 30 декабря 2005 г.) составляли компании нефтегазового сектора .

Внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако он не может пока конкурировать с внешними заимствованиями. В 2004 - 2005 годах доля еврооблигаций, выпущенных российскими предприятиями, составила 66%.

Российский фондовый рынок пока не служит одним из основных источников инвестиций. Его доля в инвестициях невелика.

В регионах наиболее быстро развивается рынок корпоративных облигаций. Связано это с тем, что в России собственники пока не готовы к массовому выпуску акций на вторичный рынок и предпочитают держать контрольные пакеты акций у себя. Свободное обращение акций предполагает распределение собственности между многими акционерами. И в российских условиях это чревато потерей контроля над предприятием. Облигации как инструмент привлечения заемных средств свободны от этих рисков. Поэтому внутренний рынок корпоративных облигаций является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. Однако и он не обеспечивает достаточного объема долгосрочных инвестиций. Связано это с тем, что крупнейшие корпорации РФ предпочитают выпускать ценные бумаги за рубежом, поскольку цена облигационных займов там значительно ниже.

РЦБ начинает играть все большую роль как инструмент сохранения и наращивания стоимости сбережений населения (физических лиц) .

Глава ФСФР Олег Вьюгин на лекции в Высшей школе экономики сообщил (26.03.07), что 72 % внутренних накоплений населения приходятся на депозиты банков, 10 % вложено в ПИФы, 8 % - в пенсионные резервы, 10 % - в страховые резервы. По его данным, чистые накопления населения РФ составляют всего 1-2% ВВП, что весьма незначительно в сравнении с развитыми странами. Причем склонность населения к сбережению в последние годы снижается, так как семьи вынуждены в трудных условиях жизни не накапливать средства, а тратить их на выживание.

Вьюгин привел приближенные данные о структуре инвесторов на российском РЦБ: 31% - это российские институциональные инвесторы, 25% - российские банки и 44% - иностранные инвесторы (нерезиденты). Эта статистика не включила физических лиц по причине малости их доли.

В то же время развитие сектора институциональных инвесторов с участием физ. лиц в России происходит довольно быстро. Так в 2006 г. активы ПИФов и пенсионных резервов выросли до 800 млрд. руб.

По данным О. Вьюгина, в 2006 г. количество счетов "рыночных пайщиков" выросло до 343,245 тыс. штук против 148,428 тыс. штук в 2005 г. Количество частных инвесторов, которые торгуют с помощью Интернет-трейдинга на ФБ ММВБ, в 2006 г. достигло 230 тыс. человек против 109,714 тыс. человек в 2005 г. Число физических лиц, купивших акции в ходе "народных" IPO в 2006 г, составило 115 тыс. чел.

Рынок ценных бумаг является, пожалуй, лучшим инструментом вовлечения населения в рыночные отношения, лучшей школой обучения его основам рынка, особенно молодежи. Гораздо полезнее для молодых людей во всех отношениях играть на РЦБ, нежели на «одноруких бандитах» - игральных автоматах. Недаром передовые позиции в экономике в мире занимают США, где в инвестиционном процессе на фондовом рынке участвует каждая домохозяйка. И следует отметить, что Правительство РФ уже достаточно много делает с помощью народных IPO в этом направлении.

2. Перспективы развития РЦБ России

Для развития финансового рынка среднесрочная программа Правительства РФ на 2006-2008 гг. выделяет следующие направления.

1. Совершенствование системы регулирования финансового рынка.

В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке осуществляется несколькими государственными органами. Для координации их действий планируются меры:

Повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка;

Развитие саморегулирования на финансовом рынке и взаимодействия СРО с органами государственной власти и управления;

Создание системы мониторинга за финансовым рынком;

Установление на законодательном уровне порядка обмена информацией с регуляторами финансовых рынков других стран.

В перспективе возможно объединение функций по регулированию различных сегментов финансового рынка и создание мегарегулятора.

2. Обеспечение четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов:

Усиление роли регуляторов финансового рынка и СРО в нормировании и совершенствовании системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;

Усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке;

Оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия информации о своей деятельности профессиональными участниками финансового рынка;

Обеспечение раскрытия информации о результатах управления пенсионными резервами, утверждение методики оценки эффективности управления для государственных и частных управляющих пенсионными резервами;

Совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

3. Расширение спектра финансовых инструментов.

4. Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков:

Производных финансовых инструментов с различными базовыми активами;

Секьюритизации финансовых активов;

Двойных и простых складских свидетельств;

Повышение эффективности института залога как способа обеспечения исполнения обязательств.

5. Развитие институтов коллективного инвестирования:

Совершенствование налогообложения закрытых ПИФов;

Унификация принципов и стандартов деятельности коллективных инвестиций (ПИФов и НПФов);

Расширение спектра разрешенных для инвестирования инструментов ПИФов и НПФов.

6. Создание равных конкурентных и комфортных условий для деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и трансакционных издержек:

Снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);

Смягчение ограничений в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала;

Расширение информационной обеспеченности инвесторов со стороны эмитентов;

Пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществление торговли с использованием инсайдерской информации;

Введение понятий квалифицированного и не квалифицированного инвестора;

Расширение составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточение наказаний;

Введение системы компенсации гражданам на РЦБ, а также системы страхования ответственности профессиональных участников РЦБ.

7. Совершенствование налогообложения финансового рынка с целью предоставления равных условий предпринимательской деятельности.

8. Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций:

Подготовка стратегии деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающей использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством РФ;

Введение запрета на участие органов власти и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций (кроме стратегических институтов и организаций).

9. Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации:

Совершенствование законодательства о клиринге;

Совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на ценные бумаги, создание Центрального депозитария;

Совершенствование законодательства об организаторах торговли и биржах, формирование единого законодательного регулирования всех видов бирж.

Стратегия развития финансового рынка определяет направления деятельности государственных органов в сфере регулирования РЦБ на 2006 - 2008 годы . В Стратегии состояние и ближайшие перспективы российского РЦБ оцениваются следующим образом:

РЦБ пока не рассматривается в качестве основного механизма привлечения инвестиций;

Основным источником инвестиций российских компаний остаются собственные средства, а также займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках;

Внутренний финансовый рынок испытывает потребность в надежных ценных бумагах и других качественных активах;

Основные объемы сделок с российскими ценными бумагами и другими качественными активами осуществляются с конца 2003 года на зарубежных торговых площадках, а не внутри страны;

Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно;

Основная причина оттока ценных финансовых активов за рубеж - отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка, высокие риски и издержки российского РЦБ;

Необходима доработка российского законодательства до уровня международных стандартов и развитие его инфраструктуры.

Основной целью Стратегии является превращение РЦБ в один из главных механизмов финансирования экономики наряду с банковскими кредитами.

В 2006 - 2008 годах планируется осуществить:

Снижение транзакционных издержек привлечения капитала путем усиления конкуренции;

Снижение нерыночных инвестиционных рисков (обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов);

Повышение активности инвесторов - физических лиц, в том числе через коллективные формы сбережения;

Создание благоприятных условий для профессиональных участников РЦБ, инвесторов и эмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.

Предполагается достигнуть следующих показателей в конце 2008 г.:

Отношение стоимости совокупных чистых активов инвестиционных фондов (в сумме с пенсионными активами) к ВВП удвоится и составит 6%;

Отношение стоимости корпоративных облигаций к ВВП также удвоится (с 2,2 % - в 2005 году до 4,5 % - в 2008 году);

Отношение страховых премий к ВВП повысится с 3 % - в 2005 г. до 5 % - в 2008 г.;

Капитализация рынка акций относительно ВВП достигнет 70%;

Доля операций с российскими акциями на биржах внутри страны составит не менее 70%.

Ожидается, что к 2008 г. вклад российского РЦБ достигнет 20% инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий.

Стратегия определяет главными направлениями государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной перспективе:

Создание необходимых предпосылок для формирования конкурентоспособных институтов финансового рынка;

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;

Укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;

Реформу системы регулирования на финансовом рынке.

Создание конкурентоспособных институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:

Совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;

Повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем;

Внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;

Развитие накопительных пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;

Развитие страховых институтов.

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка предполагают реализацию следующих мероприятий:

Развитие рынка производных финансовых инструментов;

Развитие инструментов секьюритизации финансовых активов и рынка ипотечных ценных бумаг;

Ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.

Укрепление законодательной базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:

Повышение эффективности системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;

Решение проблемы использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли;

Защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;

Совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов корпоративного управления;

Развитие компенсационных механизмов на финансовом рынке.

Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:

Разработка нормативной правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию на финансовом рынке;

Вовлечение в процесс принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.

В 2007 году реанимирована идея создания единого государственного органа (мегарегулятора) регулирования всех финансовых рынков, что может существенно повысить эффективность управления финансами страны.

Главным препятствием на пути создания подобного независимого органа (мегарегулятора) была и остается позиция Банка России, который осуществляет надзор над кредитными организациями в соответствии с Конституцией и Законами РФ. Идея выделения функции надзора из структуры ЦБ возникла в 2000 году. Банковский комитет Госдумы тогда предложил сохранить Комитет банковского надзора в системе ЦБ, но его председателя назначать Госдумой. Сейчас эта идея доработана и расширена. И предлагается создать мегарегулятор с функциями надзора над всеми финансовыми рынками (кредитные организации, фондовый рынок, страховой рынок) .

Среднесрочная программа социально-экономического развития (2006-2008гг.). Сайт еженедельника «Экономика и жизнь»; Сайт Минэкономразвития.



Похожие статьи