Роль экономической науки в жизни общества. Роль экономики в современном обществе. Деньги. Денежное обращение. Инфляция

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

Как это ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. Каждую минуту человек в чём-то нуждается: ему то холодно, то жарко; ему хочется есть или пить; хочется по-другому одеваться и выглядеть, передвигаться на новом автомобиле или жить в другом доме. Мы попробуем разобраться, как же экономика влияет на наши желания.

Всё вышесказанное называется потребностями. Потребность - это нужда человека в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития. Экономика занимается решением очень важного вопроса: как сделать так, чтобы при ограниченных ресурсах удовлетворить максимум человеческих потребностей.

Экономика - очень сложная система, поэтому мы будем разбираться последовательно. У человека три основных потребности , которые составляют основу нашей жизнедеятельности. К первой группе потребностей относятся потребности материальные. Нам с вами необходимы какие-то вещи, чтобы поддерживать жизнедеятельность: одежда, еда, дом. Всё это человек воспроизводит сам, ведь природа не даёт нам этого в полном объёме. То есть мы сами формируем для себя эту сторону нашей жизни.

Вторая группа потребностей - это потребности духовные. Нам совершенно необходимо писать картины, читать книги.

Рис. 1. Потребность в чтении ()

О духовных потребностях человека мы уже говорили ранее. Это неотъемлемая сторона нашей жизни, и мы не можем без этого обойтись.

И к третьей группе потребностей относятся потребности социальные. Человеку нужно общаться, любить, всячески контактировать с другими людьми.

Рис. 2. Потребность в общении с другими людьми ()

В одиночестве человек существовать не может. И даже если вы Робинзон Крузо, вам всё равно необходимо общество, и вы создаёте его по подобию с человеческим обществом.

Все три группы потребностей создают принципиальные и необходимые условия для жизни общества в целом и отдельно взятого человека. Потребности меняются, и это их общая характеристика. Потребности меняются с течением времени, в зависимости от климатических условий или вообще от жизнедеятельности человека. Всё это может послужить причиной изменения потребностей. Понятно, что у одних людей, живущих в горах, будут потребности одного характера, а у людей, которые живут в пустыне, - совершенно иного. К тому же, и система ценностей будет меняться, причём как ценностей материальных, так и духовных и социальных. Наше человеческое общество устроено очень вариативно. Но рост человеческих потребностей практически всегда опережает количество ресурсов. Секрет этого явления заключается в том, что наши потребности практически невозможно остановить. Возьмём стандартную ситуацию: допустим, вы хотели какую-то утилитарную, то есть материальную, вещь (например, мобильный телефон, велосипед, компьютер и т. д.). Вы очень хотите эту вещь, но как только приобретаете её, вам тут же хочется чего-то нового. И так будет постоянно.

А вот ресурсы восполняются медленнее. Вообще, ресурсы (от фран. ressource - вспомогательное средство) - это ценности, запасы, возможности. И ресурсов всегда не хватает. Природные ресурсы делятся на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые . При этом исчерпаемые ресурсы делятся ещё на невозобновляемые (минеральные и земельные ресурсы), возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира), не полностью возобновляемые , то есть скорость восстановления этих ресурсов ниже уровня хозяйственного потребления. К таким ресурсам относят пахотно-пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы.

Рис. 3. Ресурсы растительного и животного мира ()

К неисчерпаемым ресурсам относятся, например, климатические (ветер, солнечная энергия).

Рис. 4. Примеры использования ветровой и солнечной энергии ()

Именно ввиду того, что ресурсы не только ограничены, но и исчерпаемы, отношение к ним нужно выстраивать очень аккуратно. Человеческое общество уже давно пытается придумать такую экономическую модель, которая позволила бы решить большинство общественных проблем, учитывая дефицит ресурсов. И самое главное, создать максимальное количество благ. Благо - это основные необходимости, на удовлетворение которых и работает человек.

Возникает логичная проблема с тем, что в скором времени наши потребности станут настолько опережать ресурсы, что мировая экономика просто остановится.

Есть способы, которые помогут реализовать необходимые человеку блага. Главный способ - это способ кооперации , всевозможного сотрудничества. Мы с вами существа социальные, и вот эта социализация позволяет человеку вырабатывать различные формы взаимодействия друг с другом. Если обратиться к глубокой древности, мы начинали с каменного века. Сначала мы обрабатывали камень и стали производить для себя вещи, необходимые в быту, охотиться, разделывать туши животных для употребления в пищу. И постепенно дошли до той цивилизации, которую имеем сейчас. Сегодня вы можете наблюдать, например, наши уроки через Интернет, то есть сеть, которую в физическом смысле невозможно даже потрогать.

Рис. 5. Всемирная сеть Интернет ()

Кооперация даёт в руки человеку очень мощное и действенное экономическое орудие.

С другой стороны, у человека есть очень хорошая черта - человек умеет выбирать. Вот представьте себе: у вас ограниченные ресурсы: вы выбираете между телефоном и компьютером. В зависимости от того, что вам сейчас нужнее, в чём больше необходимость, вы сделаете выбор в пользу одной из этих вещей и будете вполне довольны и удовлетворены. Вот так человек каждодневно совершает выбор, что ему более необходимо. И этот выбор в какой-то степени позволяет нам экономить наши ресурсы. В такой ситуации необходимости выбора находятся абсолютно все, начиная от каждого человека в отдельности и заканчивая целым государством. Мы совершаем выбор в пользу удовлетворения одной из потребностей, намеренно ущемляя интересы другой. Таким образом, мы создаём экономическую модель, которая позволяет нашему обществу удовлетворять основную массу наших потребностей, создавая необходимые для человека блага.

Можно сказать, что человеческие потребности безграничны: мы всегда всего хотели и всегда всего будем хотеть. Как говорят острословы: «Нельзя всем всё дать. Всех много, а всего мало». И этот вопрос в экономике неразрешим. Тем не менее, у нас есть возможности по преодолению этой проблемы: кооперация, совершение выбора. В таких условиях человек живёт со времён создания человеческих обществ.

В общем смысле блага - это то, что человек находит полезным для себя и сам для себя их создаёт. В то же время существуют блага общедоступные. Например, летом вы едете на какой-либо курорт.

Вы хотите позагорать, искупаться в море, и эти блага являются общедоступными, они даны нам от природы, и человек ими пользуется. Но, к сожалению, подобных благ не так много и они не удовлетворяют все наши потребности. Значительно больше благ, которые человек производит для себя сам. Их даже не просто больше, это основная масса благ, потому что человек, создавая собственную цивилизацию, культуру и даже природу, окружает себя необходимостями. Более того, большинство необходимостей человек придумывает себе сам. И вот для удовлетворения наших благ существует человеческая индустрия. Всё, что у нас производится, делается для того, чтобы ответить на наши необходимости.

К сожалению, человеческие знания об экономике пока ещё довольно ничтожны. Возможности в регулировании экономических отношений ещё слишком ограничены, иначе не было бы тех проблем, которые существуют у нас сейчас. Мы смогли создать достаточно сложную систему взаимоотношений друг с другом, смогли обеспечить себя очень многими необходимыми вещами, и это облегчило нашу жизнь. Но этот процесс не остановим. И создание человеческих благ будет продолжаться всегда.

А на следующем уроке мы постараемся разобраться, на какие вопросы попытается ответить экономика и как при помощи экономики человечество выбирает способы использования ресурсов.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. Приведите примеры потребностей человека и распределите их по группам.

2. Приведите примеры ресурсов и распределите их по группам.

3. *Какие у вас в данный момент потребности? Что вы делаете для того, чтобы их удовлетворить? Свои мысли изложите в виде эссе.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во_первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во _ вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика -- это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем _ либо.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Экономика состоит из макроэкономики и микроэкономики.

Макроэкономика - уровень создания условий, факторов для результативности экономической деятельности.

Микроэкономика - уровень постоянного взаимодействия между потребителями и производителями.

Отраслью экономики, которая непосредственно обеспечивает производственные процессы, является инфраструктура. Инфраструктура включает в себя производственную и социальную сферы.

К производственной инфраструктуре относятся:

Материально-техническое снабжение,

Транспорт,

Система водоснабжения,

Теле-радио-коммуникации,

Энергообеспечение.

В структуру экономики входят произво-дительные силы и производственные отноше-ния.

* Производительные силы -- совокупность средств производства (предметы труда и сред-ства труда), рабочей силы и технологических процессов.

* Производственные отношения -- меха-низм создания, распределения, продажи и обмена товаров.

Компонентами экономики являются производство, распределение, потребление и обмен.

Производство -- процесс создания матери-альных благ, охватывающий как производи-тельные силы общества, так и производствен-ные отношения людей

Распределение -- разделение, предоставление каждому определенной части. Распределение может быть по размеру собственности, по тру-ду, по потребностям.

Потребление -- использование чего-либо для удовлетворения потребностей. Общество по-требляет произведенные товары и услуги.

Обмен -- процесс движения продуктов труда как форма распределения производимых об-ществом ценностей. Обмен бывает денежный, безденежный, натуральный.

Место человека в экономических отношениях в первую очередь характеризуют:

1) его положение в отношениях собственности;

2) его роль в процессе труда (производства);

3) его участие в бизнесе и предпринимательстве;

4) его положение в отношениях распределения и потребления произведенного в обществе продукта.

Вступая в отношения собственности, человек реализует права владения (возможность иметь у себя то или иное имущество), распоряжения (возможность изменять назначение и принадлежность имущества), пользования (возможность использовать полезные свойства имущества). Объем этих прав зависит от формы собственности: общей, частной или смешанной.

Важнейшая экономическая роль человека -- его участие в процессе труда. Объективными характеристиками трудовой деятельности человека являются производительность, эффективность и место в системе общественного разделения труда.

Ее оценка определяется степенью соответствия важнейшим требованиям, к ней предъявляемым: требованиями профессионализма, квалификации, трудовой, технологической и договорной дисциплины, а также исполнительности и инициативности.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика -- продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.

Всеобщая декларация прав человека - общая характеристика

Право человека - это охраняемая, обеспеченная государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.

Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснения в чем-либо (поведении, деятельности, мыслях, намерениях и т.п.)

Международный билль о правах человека состоит из принятых Ген. Ассамблеей ООН:

Всеобщей декларации прав человека; (1948 г.)

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; (16. 12. 1966 г.)

Международного пакта о гражданских и политических правах; (16. 12. 1966 г.)

Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. (1966 г.)

Всеобщая Декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Всеобщая Декларация прав человека - это общечеловеческий идеал (образец) права, к которому должны стремиться все народы и все страны. Завершается Декларация статьей, в которой четко сказано об ответственности гражданина перед обществом.

Декларация провозглашает:

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны поступать в отношении друг друга в духе братства;

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения;

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других.

Все права условно разделены на три группы:

1-я группа - «ограждающие» права: право на жизнь, на неприкосновенность личности, жилища, на защиту чести и достоинства, на тайну корреспонденции и др.

2-я группа - предполагает активность самого человека: право на свободу творчества, на труд, на заработок, на свободу собраний, на свободу перемещения и др.

3-я группа - обязывает государство и общество заботиться о человеке: право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный уровень жизни и др.

Всеобщая декларация прав человека впервые отразила понятие о связи и взаимообусловленности всего комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридической базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация -- это своеобразный регулятор отношений, между государствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.



Похожие статьи