Самозанятые или налог на профессиональный доход. Налог для самозанятых: как он будет работать и сколько надо платить Как платить налог самозанятому населению

Налог на профессиональный доход будет введен в качестве эксперимента в четырех регионах

Москва. 15 ноября. сайт - Госдума РФ приняла в окончательном, третьем чтении пакет законов о проведении в четырех регионах РФ эксперимента по введению налога на профессиональный доход (закон о самозанятых).

Закон предполагает, что с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в республике Татарстан будет введен налог на профессиональный доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 4% от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6% в отношении доходов, полученных от реализации индивидуальным предпринимателям (ИП) и юридическим лицам. Пороговое значение дохода, при котором можно использовать данный режим, не более 2,4 млн рублей в год (200 тысяч рублей в месяц).

Новым режимом смогут воспользоваться физические лица (в том числе и ИП), которые получают доходы от деятельности, в случае, если они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. В законе уточняется, что к профессиональному доходу также относится доход от использования имущества. Также оговаривается, что на новый режим смогут перейти ИП, но только в случае, если их деятельность не требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Регистрацию физических лиц и ИП планируется проводить без визита в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог". При расчетах покупателю с использованием мобильного приложения выдается фискальный чек, данные которого автоматически передаются в налоговый орган. Также предусмотрено взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом через оператора электронной площадки или кредитную организацию.

В законе прописан ряд исключений. Так, не смогут перейти на новый налоговый режим лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке. Не подпадают под закон "лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав", а также лица, занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых.

Арбитражные управляющие, медиаторы, оценщики, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты не смогут перейти на эксперимент по введению налога на профессиональный доход.

Граждане, перешедшие на экспериментальный режим налогообложения, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в отношении доходов, полученных от профессиональной деятельности. Также они не уплачивают НДС, за исключением ситуации при ввозе товаров на территорию РФ.

Правила выплаты налога

Уплата налога осуществляется в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период - календарный месяц. Кроме того, плательщикам налога дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов. Лица, перешедшие на данный режим, получают право на уменьшение налога на сумму налогового вычета в размере не более десяти тысяч рублей.

В перечень доходов, которые нельзя декларировать по льготной ставке, включены доходы от продажи недвижимости, транспортных средств, от реализации ценных бумаг и производных финансовых инструментов, продажи долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах.

При переходе на новый режим гражданин должен указать регион, на территории которого им ведется деятельность. Если деятельность ведется в нескольких регионах, то гражданин сам решает, где ему регистрироваться. При этом место ведения деятельности можно менять не чаще одного раза в календарный год. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов в случае возврата денежных средств.

В течение десяти лет проведения эксперимента установленные в нем изначально налоговые ставки не могут увеличиваться, также не может быть уменьшен предельный размер доходов (2,4 млн рублей за календарный год).

Согласно принятой версии закона в региональные бюджеты планируется направлять 63% дохода от введенного налога, в бюджет федерального фонда ОМС - 37% доходов.

О штрафах

Закон предусматривает штрафы в случае нарушения порядка передачи фискального чека (или его непередачи) от налогоплательщика к налоговым органам. Сумма штрафа для налогоплательщиков - 20% от суммы расчетов, на которую в установленном порядке не сформирован фискальный чек. Если в течение шести месяцев правонарушение совершено повторно, то штраф накладывается в размере суммы расчетов, на которую не сформирован фискальный чек. Уточняется, что в случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологических сбоев, в результате которых налогоплательщики не смогут передать данные, их обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения сбоя. Ранее, при обсуждении законопроекта на комитете по бюджету Госдумы, глава комитета Андрей Макаров заверил, что с налоговой службой была достигнута договоренность о неприменении штрафов в первый год проведения эксперимента. "Мы договорились с налоговой службой о том, что штрафы по крайней мере в течение первого года эксперимента налоговая служба просто не будет применять", - сказал Макаров.

От оплаты популяризации отказались

В понедельник при обсуждении поправок в бюджет РФ на 2019-2021 годы Минэкономразвития предложило выделить в 2019 году 215 млн рублей, в 2020 году - 430 млн рублей и в 2021 году - 400 млн рублей на проведение федеральной информационной кампании по популяризации института самозанятых.

"Мы исходили из того, что режим самозанятых - это принципиально новый режим, которого до этого не было в отечественном законодательстве, это абсолютно новая сущность, и для того, чтобы сейчас стимулировать вхождение граждан в наш новый режим работы, необходимо проведение специальных разъяснительных мероприятий", - пояснил на заседании замглавы Минэкономразвития Вадим Живулин. Данную позицию не поддержал Минфин. "Что касается вопросов популяризации закона, то обычными инструментами, в том числе федеральными каналами, которые у нас имеют государственную поддержку, государственными средствами массовой информации, будем проводить необходимую работу для того, чтобы провести разъяснения для граждан, что важно соблюдать закон и быть законопослушным при таком упрощенном и льготном режиме, нежели находиться постоянно в зоне риска", - сообщила первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко.

В итоге поправка о выделении средств на популяризацию режима самозанятых была отозвана.

Обсуждаем налог для самозанятых: что он меняет

Как будет работать в РФ закон о налоге на самозанятых граждан

Наверное, все уже в курсе принятия закона о налогообложении самозанятых граждан. Многие считают его большим шагом вперед в развитии рынка труда и финансовой системы России. Другие наблюдатели уже сегодня усомнились в его эффективности. Они ссылаются на то, что предыдущий эксперимент с законом «О нянях и репетиторах» окончился провалом. Сегодня разберемся с тем, что представляет собой новый налоговый режим, какие у него плюсы и минусы, попробуем спрогнозировать, будет ли он работать на практике.

Что означает налог на самозанятых

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Закон «О налоге на профессиональных доход» (НПД) вступает в силу в экспериментальном режиме в 4 регионах – Москве, МО, Татарстане и Калужской области с 1 января 2019 и до 2029 г. Но в действительности эксперимент не ограничивается этими регионами: самозанятый лично выбирает, где регистрироваться, в зависимости от места реального ведения бизнеса. Распространяется он на физлиц и ИП, не имеющих наемных работников и зарабатывающих до 2.4 млн рублей в год. ИП может в любое время перейти на новый режим налогообложения, а потом вернуться к старому. Физлицо вправе как зарегистрироваться, так и отказаться от нового статуса.

Ставка – 4% для оказывающих услуги физлицам и 6% – для работающих с юрлицами и ИП. Один и тот же человек может применять обе ставки в зависимости от того, кто его покупатель. Доход освобождается от уплаты НДФЛ и НДС, что исключает двойное налогообложение. Компании-потребители услуг фрилансеров получат в части вычета расходов из налогооблагаемой базы.

Будут применяться два основных способа контроля:

  • Мониторинг банковских платежей – поступления на карту, переводы, выгрузка истории транзакций по счету и т. п.;
  • Контрольные закупки сотрудниками ФНС.

По данным Росстата, самозанятыми в РФ считаются 14.3 млн человек или 1/5 работающего населения. По статистике ФНС, таких может насчитываться до 25 млн. В любом случае, эта категория ежегодно только растет. Вижу для этого как минимум две причины:

  1. Скрытая безработица, когда формальный сектор просто не вмещает все население трудоспособного возраста;
  2. Современная экономика во всем мире делает привязку к рабочему месту менее эффективной, растет спрос на услуги фрилансеров.

Часть налога пойдет в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМСС). В ПФР не перечисляется ничего: накопление на будет заботой самого гражданина. Ему гарантирована только социальная пенсия по старости (5 180 руб. на момент публикации статьи). Правда, она будет выплачиваться на 5 лет позже, чем остальным согражданам. Вместо пенсионных взносов самозанятый может самостоятельно формировать долгосрочный инвестиционный портфель из , акций надежных компаний, . При грамотном распределении активов и дисциплине риск-менеджмента, можно организовать пассивный доход, который будет значительно превышать гарантированный государством. Таким образом, вводится механизм создания пенсионных накоплений. Я всегда считал, что забота о будущем, помимо скудных социальных гарантий, должна предполагать личную инициативу и ответственность гражданина.

Кто подпадает под налог, а кто нет


Под определение закона подходят любые виды работ и услуг, вплоть до выгула собак, если соблюдены условия соответствия налоговому режиму. Например, ремонт квартир, косметические услуги, выпечка тортов на заказ, дизайн и т. п. Подпадает под режим создание сайтов и контента для них, получение с этого бизнеса рекламных доходов. Сдача недвижимости в также вписывается в эту категорию.

Кто не подпадает под самозанятых:

  • Работающие на работодателя и не имеющие доходов помимо зарплаты;
  • Получающие агентское вознаграждение или иной комиссионный доход;
  • Предприниматели в сфере торговли, им можно продавать только свою продукцию или услуги;
  • Занятые перепродажей имущественных прав (например, продажа квартиры на );
  • Адвокаты, арбитражные управляющие и нотариусы, имеющие особый юридический статус;
  • Не платится налог и с доходов от подсобного хозяйства.

У читателей закономерно возникнет вопрос о частном инвесторе. Он может быть в трех статусах, иногда они частично пересекаются между собой.

  1. Работающий по найму и занимающийся инвестированием в свободное от основной работы время. Судя по опросам в сообществе Ленивого инвестора, таких большинство.
  2. Оформленный как ИП, для которого инвестирование – профильный бизнес;
  3. Инвестор-фрилансер, который платит налог с прибыли как физическое лицо (либо не делает этого на свой страх и риск).

Есть и другие социальные категории, но они либо являются комбинацией этих трех, либо немногочисленны.

Развеем сомнения: те, кто получает доход от торговли ценными бумагами на бирже, под закон не подпадают. Это же в полной мере относится к доходам от долевого участия в бизнесе – , долям в уставном капитале и т. п. Но на новый режим смогут перейти те, кто оказывает, например, консультационные услуги в сфере инвестиций. Если же консультант одновременно торгует сам (что вполне логично), он должен применить к этой части своего дохода прежние ставки.

Плюсы и плюшки нового налога для самозанятых

Перечислим, что полезного несет в себе новый режим:

  • Налог, если он сохранится в таком виде, самый низкий из всех существующих в РФ;
  • Работа через приложение избавляет от необходимости ходить в налоговую и заполнять ;
  • Не нужно бухгалтерии;
  • Из отчетности – только чек либо QR-код, который формируется в приложении и отправляется на телефон или e-mail потребителя услуги
  • Нет необходимости в кассовых аппаратах;
  • Необязательно платить страховые взносы (22% в ПФР и 5.1% в медстрах).
  • Компаниям удобно работать по этой схеме с «физиками», без лишней отчетности и соцвзносов.

Администрирование идет через мобильное приложение «Мой налог», которое надо скачать на свой телефон. Визит в налоговую не нужен, фото и скан паспорта прикладываются в личном кабинете. Также можно прийти в свой банк и «сдаться» там. Отписаться от статуса самозанятого допустимо в любой момент в том же приложении или в отделении банка. Операторами системы будут аккредитованные при ФМС онлайн-платформы (Профи.ру, Авито, Kwork и т. п.) и уполномоченные банки. На кредитные организации будет возложена вся работа по контролю за чеками по операциям, списанием суммы налога, постановкой и снятием с налогового учета, заполнением декларации в случае смены статуса и т.д. Таким образом, прямое общение самозанятого будет осуществляться с банком, а не с налоговой инспекцией.

Выгодно ли ИП переходить на режим НПД? Многие уже сейчас полагают, что да. Но я бы рекомендовал сначала все посчитать. ИП и на том и на другом режиме будет платить одинаковый налог в 6%. Но при этом, став самозанятым, он за этот период не получит пенсионные баллы и стаж (если это для него интересно). Не будет и налогового вычета на сумму этих взносов. С другой стороны, не нужно покупать кассовый аппарат, сдавать декларацию и платить обязательные взносы. Если это преимущество перевешивает, то да, переход выгоден.

Вероятно, многие ООО и ИП захотят воспользоваться новым режимом для того, чтобы перевести на него своих работников. Это позволило бы сэкономить как минимум на отчислениях в социальные фонды. Однако эта брешь в законе учтена и закрыта. В нем имеется требование, согласно которому самозанятый не может оказывать услуги компании, если она была его работодателем менее двух лет назад.

Что в законе о самозанятых остается нераскрытым

В данном законе я вижу противоречия, которые, судя по всему, будут разрешаться уже после вступления эксперимента в силу. Автор проекта, депутат Андрей Макаров подтвердил, что при выявлении факта уклонения будет применен штраф в размере 20% от суммы чека, при повторном нарушении в течение полугода – 100%. По разъяснениям, полученным в последний момент перед принятием закона, наказание в виде штрафа не будет действовать в переходный период (2019 год). В переводе на русский изначальная формулировка звучала так: «Регистрироваться необязательно, но в случае обнаружения будет изъят весь доход». Тут стоит отметить, что сам по себе налог в 100% противоречит Налоговому кодексу и нигде в мировой практике не встречался.

До конца неясно, как банки станут администрировать НПД. Учитывая сложившуюся практику, есть вероятность, что они начнут превентивно блокировать счета и карты до получения разъяснений и документов от самозанятого. Не исключен и вариант автоматического списания налоговой задолженности со счета. Сейчас банки обязаны сообщать госорганам только о транзакциях на сумму свыше 600 тыс. руб. Возможно, этот порог будет снижен в разы.

Непонятно, кто и как, в случае налоговой проверки, станет отделять выручку от прочих поступлений на счет. Есть вероятность, что в поисках уклоняющихся налогом будут обложены все поступления на карту. В этом случае придется доказывать, что не все средства были получены от профессиональной деятельности. В законе это не заложено, да и приложение «Мой доход» к карте не привязано. Но живущие в России знают, что такого нельзя полностью исключить. Во всяком случае, уже сейчас немало разговоров о том, что рано или поздно ФНС будет видеть все движения по нашим счетам и картам. Зарегистрировавшись, гражданин дает ФНС основание и повод для возможной проверки.

Не исключены ошибки в определении суммы налога, ведь рассчитывать его станет не приложение, а налоговая. Приложение будет только отправлять в ФНС данные об оборотах. До 12 числа месяца, следующего за отчетным, самозанятый получит расчет. В нем возможны сюрпризы, особенно на этапе обкатки.

Никто не может гарантировать, что эксперимент не распространится на другие регионы через год вместо 10 лет. Так уже было с кассовыми аппаратами. Тем более что для остальных регионов законом предусмотрена возможность присоединиться к пилоту. Нет полной уверенности в том, что ставка 4 и 6% будет неизменной, а принцип добровольности не обернется обязательностью раскрытия доходов. Вызывает сомнения и эффективность заявления о прекращении деятельности в качестве самозанятого. Очевидно, бремя доказывания этого факта ляжет на того, кто подал заявление.

Есть и ряд других вопросов, на которые закон не дает однозначного ответа. Как считать налогооблагаемую базу? Кто и как станет контролировать реальный доход, ведь заноситься в приложение он будет в добровольном порядке. Как государство узнает, какой доход я получил на самом деле? Как считать наличный оборот, составляющий, по разным прикидкам, не менее половины расчетов за услуги? Как банки будут оценивать самозанятого заемщика, если он захочет взять ипотеку

В 2019 году режим для самозанятых, известный также как налог на профессиональный доход, применялся в рамках эксперимента только в четырех регионах — в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. Как показала официальная статистика, легально зарабатывать деньги пожелали более 200 000 самозанятых.

С 1 января 2020 года налогом на профессиональный доход смогут воспользоваться еще 19 регионов (Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ):

  • Санкт-Петербург;
  • Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области;
  • Красноярский и Пермский края;
  • Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Республика Башкортостан.

Под профессиональным доходом понимается доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что не ранее второй половины 2020 года будет четко сформулирован перечень профессий, представители которых могут регистрироваться в качестве самозанятых. Только после этого эксперимент будет распространен на всю страну.

Кто может перейти на специальный налоговый режим

Это могут сделать физлица и ИП, которые ведут деятельность на территории субъектов РФ, включенных в эксперимент.

Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.

К таким видам деятельности относятся:

  • оказание косметических услуг на дому
  • фото- и видеосъемка на заказ
  • реализация продукции собственного производства
  • проведение мероприятий и праздников
  • юридические консультации и ведение бухгалтерии
  • удаленная работа через электронные площадки
  • сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок
  • услуги по перевозке пассажиров и грузов
  • строительные работы и ремонт помещений

Также самозанятыми вправе стать некоторые иностранные граждане, а именно граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Налоговый режим они могут применять на тех же условиях, что и граждане России.

Какие ограничения действуют для применения спецрежима

У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.

Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц.

Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять:

  • лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лицам, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
  • лицам, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные , или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим.

Что признается местом ведения деятельности самозанятого

Это место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности. Физлицо уведомляет налоговую о месте ведения деятельности при переходе на применение спецрежима.

Какие правила действуют в этом случае:

  • если самозанятый ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он вправе самостоятельно выбрать субъект, на территории которого им ведется деятельность;
  • место ведения деятельности можно менять только один раз в календарный год;
  • если самозанятый прекращает вести деятельность на территории выбранного субъекта, то он для целей применения спецрежима выбирает другой субъект, включенный в эксперимент, на территории которого им ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения;
  • при изменении места ведения деятельности физлицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект.

От каких налогов освобождены самозанятые

  • Физлица: от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход;
  • ИП, применяющие специальный налоговый режим: от НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, от НДС (исключение: НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), от фиксированных страховых взносов (однако на других спецрежимах страховые взносы уплачиваются даже при отсутствии дохода).

Если дохода в течение налогового периода нет, то нет и никаких обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.

Постановка самозанятого на учет

Тем, кто хочет использовать специальный налоговый режим, нужно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Сделать это можно за считанные минуты с помощью нескольких инструментов: специального мобильного приложения «Мой налог», кабинета налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС; на портале Гослуги.

Алгоритм постановки на учет включает следующие этапы:

1. Отправка комплекта необходимых документов в налоговую:

  • заявления о постановке на учет;
  • копии паспорта и фотографии физлица (не требуются, если у гражданина РФ есть доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или портале Госуслуг).

Заявление, копия паспорта, фотография физлица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог » (можно скачать из Google Play и App Store), и для этого не требуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

2. Уведомление налогового органа поступает через мобильное приложение «Мой налог» — не позднее дня, следующего за днем направления заявления.

Налоговая вправе отказать в постановке на учет, если выявляются противоречия или несоответствия между представленными документами и сведениями, имеющимся у налогового органа (при этом налоговая указывает противоречия и предлагает повторно представить документы).

Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Иностранцы могут тоже зарегистрироваться через мобильное приложение «Мой налог», но только по ИНН. По паспорту регистрация будет недоступна.

Снятие самозанятого с учета

Снятие с учета возможно по двум причинам:

  • если физлицо отказывается применять спецрежим;
  • если физлицо перестает удовлетворять требованиям , то есть попадает в список тех, кто не вправе применять специальный налоговый режим. В этом случае налоговая снимает налогоплательщика с учета по собственной инициативе, без заявления, и уведомляет его об этом через приложение «Мой налог ».

В случае, когда физлицо отказывается применять спецрежим, от него требуется заявление. Дата снятия с учета — это дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета. О снятии с учета налоговая так же предупреждает через приложение «Мой налог» — не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком соответствующего заявления.

После снятия с учета в налоговой физлицо вправе повторно встать на учет при отсутствии недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

Объект налогообложения у самозанятых

Под объектом налогообложения подразумеваются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При этом есть целый перечень доходов, которые не признаются объектом налогообложения:

  • получаемые в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
  • государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
  • от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
  • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
  • от деятельности, указанной в , полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с ;
  • от уступки (переуступки) прав требований;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Порядок признания доходов у самозанятых

Дата получения доходов от реализации товаров или услуг — это дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

При реализации налогоплательщиком товаров или услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

ИП, которые ранее применяли другие спецрежимы, не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров или услуг, оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим для самозанятых, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база — это денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров или услуг, который является объектом налогообложения. Она определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

Налогоплательщик может корректировать ранее переданные сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, в следующих случаях:

  • если производится возврат денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров или услуг;
  • если сведения введены неправильно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по налогу на профессиональный доход или подлежит возврату в порядке, предусмотренном .

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговая ставка для самозанятых

Самозанятый уплачивает 4 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам.

Чиновники гарантировали неухудшение условий на 10 лет. «Не могут вноситься никакие изменения, ухудшающие положения плательщика, ни с точки зрения ставки, ни с точки уровня дохода», — заявил председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, соавтор закона о самозанятых.

Алгоритм исчисления и уплаты налога на профессиональный доход

Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговая высылает самозанятому через приложение «Мой налог » уведомление о сумме налога, который нужно уплатить. В уведомлении уже указаны необходимые для уплаты реквизиты.

Уплата налога производится:

  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • по месту ведения деятельности.

Налоговую декларацию представлять не нужно.

Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.

Если сумма налога, которую нужно уплатить по итогам налогового периода, не дотягивает до 100 руб., то эта сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Налогоплательщик может настроить процесс уплаты налога таким образом, чтобы необходимая сумма списывалась с банковского счета. Для этого в мобильном приложении нужно предоставить налоговому органу право на направление в банк соответствующих поручений.

Штраф для самозанятых

При всех привилегиях и льготах самозанятым нужно готовиться и к штрафам в случае неуплаты налога на профессиональный доход. Предполагается, что сумма штрафа будет представлять собой размер того дохода, который получает самозанятый.

Штраф предусмотрен только для тех, кто зарегистрировался как самозанятый, но нарушил условия выставления чека.

В рамках пилотного проекта за нарушение порядка или сроков формирования фискальных чеков при расчетах будет взыскиваться штраф в размере 20 % от суммы, на которую не был выставлен чек. Повторное нарушение в течение 6 месяцев предполагает штраф в размере всей суммы расчетов, на которую не сформирован чек.

В 2019 году ФНС выразила готовность не применять санкции в отношении самозанятых в первый год эксперимента.

Как перейти на налог на профессиональный доход с других спецрежимов

Разъяснения по этому вопросу даются в Письме ФНС от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@ .

ИП на УСН, ЕСХН, ЕНВД могут перейти на уплату налога для самозанятых, уведомив об этом налоговую в течение месяца с даты регистрации в качестве плательщика этого налога.

Перейти на вышеуказанные спецрежимы можно в случае утраты права на применение налога на профессиональный доход. Для этого нужно уведомить налоговую в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве плательщика этого налога.

Официальные разъяснения по вопросам применения налога для самозанятых

Депутат Госдумы Андрей Макаров подчеркивает, что «закон предоставляет право, а не налагает обязанности». Он «не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого-то поймать за неуплату налогов». Существование этого закона предоставляет людям удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить налоги и сборы.

На официальном сайте Госдумы Андрей Макаров дал разъяснения по многочисленным вопросам, которые поступают от граждан.

Относятся ли к самозанятым те, кто оказывает разовую помощь?

Не относятся. Принципиален факт регулярного оказания услуг: например, вы помогаете людям вскапывать огороды и зарабатываете этим. Однако, если вы разово помогли соседу вскопать огород, то это не будет относиться к оказанию услуг.

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого?

Может, если посчитает, что этот режим для него более выгодный. Но главная цель закона о самозанятых — это позволить выйти из «серой зоны» людям, которые пока никак не зарегистрированы.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

Смогут, как и любой гражданин.

Куда пойдут деньги от уплаты налога?

Они будут поступать в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Регионы смогут распределить их и направить часть доходов в муниципалитеты.

«И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5 % от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет», — отмечает Андрей Макаров.

Власти планируют в 2019 году протестировать в отдельных регионах новый налог на самозанятых граждан. В стране число таких лиц исчисляется миллионами, поэтому им будет актуальна подробная информация о территории действия, сроках введения, размерах и порядке уплаты нового сбора.

В случае принятия данного законопроекта все неработающие официально последние 6 месяцев граждане РФ будут обязаны платить налог в размере 21 400 руб., в случае уклона от налога последуют штрафные санкции. Закон будет работать до 2028 года в тестовом режиме в отдельных регионах.

Определение самозанятости

На законодательном уровне понятие “самозанятость” уже присутствует в российском налоговом кодексе, но в перечень профессий включены далеко не все сферы деятельности граждан, работающих “на себя”. Направления деятельности, по которым для физических лиц предусмотрен статус самозанятости, обозначены в ст. 217 (п. 70). Они связаны с:

  1. репетиторской деятельностью;
  2. ведением домашнего хозяйства, уборкой жилых помещений;
  3. присмотром или уходом за детьми, больными лицами и другими гражданами, требующими регулярного ухода на основании заключения медучреждения.

После подписания нового законопроекта список будет включать 63 вида деятельности, а регионы получат право расширять его, внося при необходимости свои позиции. Так, в перечень могут попасть граждане, реализующие различного рода товары собственного производства, а также работающие в качестве:

  • фрилансеров (копирайтеров, графических дизайнеров и пр.);
  • специалистов по ремонту одежды или техники;
  • мастеров строительно-отделочных работ, которые не требуют сертификации;
  • парикмахеров;
  • частных видео операторов и фотографов и др.

По данным Росстата претендующих на новую систему налогообложения в России на сегодня насчитывается более 20 миллионов человек, и лишь 1289 работающих в формате самозанятости приняли решение выйти из тени (данные по состоянию на середину 2018 года). Ожидается. что число официально оформляющих статус стремительно возрастет в 2019 году, ведь в противном случае после окончания так называемых “налоговых каникул” им может грозить привлечение к ответственности в связи с незаконным предпринимательством и неуплатой налогов.

Согласно новым правилам статус самозанятой особы не получат лица, ведущие такие виды деятельности, как:

  1. реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке (подакцизных товаров);
  2. перепродажа товаров;
  3. добыча и продажа полезных ископаемых.

Законодательная база

На протяжении многих лет в российском законодательстве не существовало закона о самозанятых гражданах, а их деятельность регулировалась лишь отдельными нормативными актами. Так, единственной обязанностью гражданина, подпадающего под определение “самозанятого” было уведомление налоговиков о своем статусе и ведении определенной деятельности. Никаких выплат в период с 2017 по 2019 годы с таких лиц налоговые службы не взымали, так как правительство ввело “налоговые каникулы” на этапе интеграции нового для россиян понятия и соответствующей формы отчетности.

Но, уже с 01.01.19 года для самозанятых граждан ожидается ряд важных нововведений. В Госдуме в сотрудничестве с Минфином уже завершились обсуждения правительственного законопроекта, призванного урегулировать деятельность и вывести доходы данной прослойки населения из тени, а 25.10.18 Госдума приняла документ в первом чтении.

Ожидаемые нововведения

Уже с лета 2019 года планируется запустить пилотный проект в ряде регионов России, участники которого смогут пройти упрощенную регистрацию для получения официального статуса “самозанятого лица”, познакомятся с правилами подачи налоговой документации, а также оплаты НДФЛ и других налоговых сборов.

С начала 2019 года экспериментальный налог для самозанятых граждан планируется ввести в следующих регионах РФ:

  1. Москве;
  2. Московской области;
  3. Республике Татарстан;
  4. Калужской области.

При условии успешной практической реализации спустя год планируется расширить действие нового сбора на территорию всей страны.

На заметку! На новых условиях налогоплательщиками смогут стать работающие на себя физлица, если их годовой доход не превышает 10 млн. руб.

Требования к лицу, желающему оформить упрощенный налог для самозанятого лица:

  1. Возраст от 16 лет.
  2. Отсутствие официального трудоустройства, регистрации в качестве ИП/юрлица.
  3. Регистрация факта самозанятости в налоговых органах.
  4. Ведение соответствующей деятельности на свой риск для систематического получения дохода.
  5. Отсутствие наемных сотрудников.

Обещают, что пройти регистрацию в органах ФНС в 2019 году можно будет без очередей, просто заполнив форму через специальное мобильное приложение.

Суммы налогов

В зависимости от рода деятельности и дохода самозанятые граждане РФ обязаны будут платить налоги в размере:

  • 4% (вместо ранее обещанных 3%) за оказание услуг физическим лицам и реализацию товаров;
  • 6% за оказание услуг и реализацию товаров юридическим лицам;

Важно! Указанные ставки установлены для самозанятых, доход которых не превышает 2,4 млн. рублей в год, что эквивалентно среднему ежемесячному доходу в размере 200 000 рублей.

Кроме этого, самозанятым гражданам предстоит делать отчисления в сумме 1,5%:

  • 1,25% в ПФ РФ;
  • 0,25% в Фонд обязательного медицинского страхования.

При этом, глава Минэкономразвития, утверждает, что государство сможет обеспечить самозанятым лицам только минимальную социальную пенсию. О лучшем обеспечении им придется заботиться самостоятельно: добровольно уплачивать взносы в ПФ, чтобы приобрести необходимые пенсионные баллы или присоединиться к системе индивидуального пенсионного капитала после ее создания.

Чтобы стимулировать работающих «в тени» лиц к легализации собственной деятельности Минфин разрабатывает мотивирующие меры:

  1. Для самозанятых: 30 000 руб. налогового вычета для частичного погашения налогового сбора и страховых взносов.
  2. Для клиентов таких лиц: налоговый вычет в размере 1,5% уплаченного налога (максимальная сумма 10 000 руб. на протяжении года).
  3. Система штрафов в случае отсутствия официального оформления.

За счет налогов, полученных от самозанятых граждан, с 2019 года будет проходить пополнение регионального и муниципального бюджетов. Первый получит зачисления по месту ведения деятельности налогоплательщика, второй – по месту его регистрации.

Размеры штрафов

Обсуждение положительных и отрицательных сторон данного нововведения продолжается достаточно долго. Из положительных сторон многие пожелавшие выразить свое мнение по данному вопросу отмечают только официальный статус, что должно положительно отразиться на количестве клиентов. Из отрицательных – возрастающее финансовое давление, которое в ряде случаев может сделать работу попросту нерентабельной. Особенно в тех случаях, когда речь идет о непостоянном заработке.

Очевидно, что в таких условиях найдется немало людей, которые пожелают продолжить работать “на себя” по старой схеме. Учитывая это, правительство предусмотрело систему санкций, которая должна мотивировать к выходу из тени тех. кому перечень предложных “плюсов” покажется недостаточным.

Так, уже с 1 января 2019 года лица, деятельность которых подпадает под статью закона о самозанятости, но не имеющие соответствующего официального статуса, могут быть оштрафованы:

  • при первом выявлении – на 20% от суммы выявленного дохода (но не менее чем на 1000 рублей);
  • при повторном выявлении в течение 6 мес. с момента первого штрафа – на всю сумму дохода (но не менее 5 000 рублей).

Заключение

По сути самозанятых граждан ждет не столько налог, сколько специальный налоговый режим с упрощенными условиями. Во-первых, это будут более низкие (по сравнению с привычными) налоговые ставки, во-вторых, на новом режиме не придется сдавать какие-либо виды отчетности. Взаимодействие и обмен информацией с налоговыми органами будет проходить автоматизировано через специальное приложение для мобильных телефонов. Необходимые отчисления будут автоматически перечисляться с банковской карты самозанятых лиц. Ее необходимо будет привязать в личном кабинете соответствующего приложения.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе — 13 ноября, третье — 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин



Похожие статьи