Самозанятые налоговая. Какие налоги платят самозанятые. Что в законе о самозанятых остается нераскрытым

4.55/5 (42)

Кто считается самозанятым

Кроме индивидуальных предпринимателей или наемных работников, есть лица, которые также предоставляют услуги гражданам и организациям. Эта категория лиц называется самозанятые граждане.

Внимание! Назовем популярных в народе представителей:

  • няни;
  • лица, занимающиеся репетиторством;
  • парикмахеры, обслуживающие клиентов на дому;
  • сиделки, ухаживающие за больными;
  • помощницы по хозяйству;
  • программисты-фрилансеры;
  • «вольные» фотографы;
  • независимые журналисты, прочее.

В наше время люди хотят заниматься любимым делом, которое при этом еще и приносит прибыль, и не зависеть от кого-то. Реализовывая таланты и способности, такие люди не рассчитывают на государство. Они не задумываются о том, что придет время пенсии, и они ее не получат. Самозанятые люди не привыкли от кого-то зависеть, они полагаются на самых себя.

Виды деятельности, разрешенные для самозанятых граждан

Государство объявило в 2018 и 2019 годах налоговые каникулы для самозанятых лиц. Если они решат зарегистрироваться в налоговой инспекции, им не придется платить налоги в бюджет. Такие условия относятся не ко всем видам деятельности этих лиц. В 2018 году это касается только нянь, сиделок, репетиторов, прислуги и домработниц.

Но у субъектов РФ есть право самостоятельно ввести в список другие услуги.

Среди разрешенных в 2018 году в регионах видов деятельности самозанятых лиц можно назвать:

  • ремонт одежды;
  • строительство и ремонт;
  • услуги парикмахера и фотографа;
  • ремонт электронной бытовой техники;
  • ремонт бытовой техники;
  • ремонт домашнего и садового инвентаря;
  • выпас с/х животных.

Сейчас отсутствует единая база, в которой собраны виды деятельности, которыми занимаются самозанятые граждане в 2018 году в любом регионе страны. Если вы точно не знаете, подходит ли ваша деятельность под разрешенную в вашем регионе, уточните эту информацию в местном отделении налоговой службы.

Если посмотреть результаты регистрации граждан, принадлежащих к этой категории, то с уверенностью можно сказать, что такая система ведения бизнеса не работает, а если и работает, то очень слабо. Это видно из официальной статистики. На 1 июля 2018 года в России всего зарегистрировано 1661 человек. 158 человек из этого количества – жители Москвы.

Кому следует зарегистрироваться

Важно! В российском законодательстве нет официально признанных определений таких понятий, как:

  • самозанятый гражданин;
  • виды деятельности самозанятых лиц 2018;
  • профессиональная деятельность лиц, принадлежащих к данной категории.

Есть предложение: таких граждан характеризовать как лиц, которые работают самостоятельно, без привлечения наемных работников. У этих лиц не может быть статуса «индивидуальный предприниматель», но они имеют право оказывать услуги не только отдельным гражданам, но и организациям.

От указанного выше момента будет зависеть новая налоговая ставка. Одной из последних инициатив Минтруда РФ по этому вопросу стало предложение вносить записи о статусе граждан «самозанятый» в трудовые книжки. Но такие записи будут делать только ИП и организации, сотрудничающие с данной категорией граждан. В обязанности физических лиц это не входит.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Тестирование налога

В докладе президенту РФ Владимиру Путину глава ФНС России доложил о том, что граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без статуса ИП, обязаны сообщить об этом в территориальную налоговую инспекцию по месту жительства, а также платить налоги.

Представители ФНС рассказали о специальном мобильном приложении, с помощью которого граждане будут платить налоги.

Принцип работы приложения напоминает принцип работы онлайн-касс. Со счета самозанятого гражданина автоматически списывается сумма налога, о чем сообщается в территориальную ИФНС по тому месту, где данный гражданин зарегистрировал свою деятельность. Такой способ оплаты налога удобен тем, что не потребуется сдавать отчеты.

Обратите внимание: тот факт, что деньги в счет уплаты налога будут сниматься автоматически, не говорит о том, что налог будет высчитываться кем-то с любых поступлений на карточку. Понятно, что налог на деньги, которые пришли в виде подарка от родных или близких, например, начисляться не будет. Человек будет сам определять параметры операции по списыванию налога со своего счета.

Со слов главы ФНС России Михаила Мишустина, тестирование такого налога для самозанятых граждан стартует с 1 января 2019 года.

Участниками эксперимента станут жители:

  • Москвы и Московской области;
  • Республики Татарстан;
  • Калужской области.

В ближайшее время планируется разработать и внедрить в действие поправки в действующее законодательство.

В случае положительного результата уже через полгода (с 1 июля 2019 года) новый налог будет действовать во всех регионах Российской Федерации.

Учтите! До 31.12.2018 года у граждан, принадлежащих к категории самозанятых лиц, продолжаются налоговые каникулы.

Если в этот период граждане зарегистрируют деятельность в налоговой службе, то они освобождаются от уплаты налога и страховых взносов. Но на сегодняшний день из 13,5 миллиона таким правом пользуются только 1,5 тысячи граждан.

Налоговая ставка

Изначально были предложения ввести для таких граждан патент. Купить его можно было авансом. Его стоимость составляла от 10 до 20 тысяч рублей.

Положительные моменты, связанные с патентом, заключаются в том, что самозанятые граждане не будут сдавать отчеты, размер налога в 2018 году – фиксированный и открытый.

Позже в Минфине решили отказаться от такого решения. Было предложено ввести налогообложение фактического оборота предпринимателей. Размер налога в этом случае зависит от того, с кем данный налогоплательщик сотрудничает.

Ставки, предложенные Минфином:

  • в случае предоставления услуги или продажи товара другим гражданам – 3%;
  • продажа товара и оказание услуг юридическим лицам – 6%;
  • максимальный размер доходов, которые попадают под новый налоговый режим, – 10 млн. рублей в год.

Лица, проявившие инициативу и легализовавшие бизнес, получат бонус. Он заключается в предоставлении налогового капитала в размере 10 тысяч рублей. Эти средства в первое время используются для погашения налога. Кроме этого, в налог включаются страховые взносы. Таким образом, самозанятые граждане не будут вносить в бюджет дополнительные платежи.

Налоговые каникулы

Разберемся, что такое «налоговые каникулы».

Запомните! В данном случае речь идет о программе для самозанятых граждан (резидентов и нерезидентов), по условиям которой эти граждане:

  • освобождаются от налогов с имеющихся у них доходов до 01.01.2019 года;
  • могут не делать страховых отчислений «за себя» до 01.01.2019 года.

Перечисленные права появляются у граждан в тот момент, когда они придут в налоговую инспекцию и зарегистрируются как самозанятые лица.

Виды деятельности, которые могут зарегистрировать эти граждане:

  • услуги репетитора;
  • уборка квартир и домов;
  • уход за больными и пожилыми людьми, уход за меленькими детьми.

Условия, которые должен соблюдать участник программы:

  • нет статуса ИП;
  • нет наемных рабочих;
  • доходы поступают только от физических лиц;
  • услуги предоставляются для личных или бытовых нужд.

Нужно ли делать отчисления в фонды

Обязательные взносы учтут в стоимость патента. Других отчислений в Пенсионный фонд или в Фонд обязательного медицинского страхования вноситься не будет. Самозанятым гражданам будут выплачены денежные средства за легализацию бизнеса.

Из этих средств совершаются следующие платежи:

  • 9 тысяч рублей вносится в ПФР;
  • 1 тысяча рублей – в ФОМС.

Посмотрите видео. Обсуждение нового налога для «самозанятых» Россиян:

Ответственность самозанятых за неуплату налогов и сборов

Если в результате проверки будут обнаружены нарушения, физическому лицу вменят неуплату НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности или незаконное ведение такой деятельности.

Если речь идет о неуплате налогов, гражданину придется сдать декларацию по форме 3-НДФЛ и объяснить, по каким причинам не платился налог. Кроме этого, ему насчитают налог расчетным способом.

Внимание! Согласно ст. 122 НК РФ в подобных случаях налагается штраф в размере 20% от суммы налога, который не был уплачен своевременно .

Такой штраф могут взыскать, если будут выявлены факты неуплаты налога и непредставления декларации в предыдущие отчетные периоды (за 2016 или за 2017 год).

Физическое лицо, которое начало оказывать платные услуги другим физическим лицам в 2018 году, должно с полученных доходов уплатить НДФЛ до 15 июля 2019 года (п. 4 ст. 228 НК РФ). Подать декларацию следует до 30 апреля 2019 года (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Если по результатам проверки окажется, что граждане занимаются предпринимательской деятельностью незаконно, их ждет серьезное наказание. Нужно понимать, что между предпринимательской деятельностью и самозанятостью есть существенное отличие.

Если речь идет о самозанятости, то сделки по оказанию услуг носят нерегулярный, непредвиденный характер. В большинстве случаев человек предоставляет услуги, основанные на его хобби или способностях (выпечка тортов, пошив одежды, вязание, прочее). Под предпринимательством понимают регулярное, систематическое получение прибыли. Чаще всего предпринимательство для человека является его основным источником доходов.

Предположим, у человека есть небольшой огород, на котором он выращивает овощи. Излишки урожая он продает соседям. Такую прибыль нельзя назвать постоянной, даже если он сделает это не один раз. В данном случае говорить о систематической и регулярной прибыли нельзя.

Рассмотрим другой пример. Человек занимается продажей овощей на постоянной основе. Его деятельность основана не на любви к огородничеству, а на желании получать регулярную прибыль. Поэтому он приобретает в теплицах и на овощных базах овощи, рекламирует их и продает клиентам. То есть речь идет о самостоятельной деятельности, а не о продаже соседям лишних овощей, выращенных на приусадебном участке.

Если, проанализировав деятельность физического лица, можно выделить основные черты предпринимательской деятельности, но он утверждает, что прибыли нет, это его не оправдывает. К сожалению, предпринимательство – это не только доходы. Часто из такой затеи ничего не получается.

Сейчас модно продавать творения своего кондитерского мастерства. И если вы не раз слышали о том, что такая деятельность может привести к уголовной ответственности, то это не совсем так. Если кондитер-любитель продаст тортики по Интернету, и это ему принесет незначительную прибыль, то вряд ли это посчитают нарушением закона.

Согласно ст. 171 Уголовного кодекса, предусмотрена уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (то есть без регистрации и лицензии).

И штрафы в этом случае немаленькие – до 300 тысяч рублей. Также предусмотрено наказание в виде обязательных работ сроком до 480 часов или арест на срок до 6 месяцев.

Не спешите расстраиваться, ведь ответственность наступит только в том случае, если в результате такой деятельности государству или отдельным гражданам причинен крупный материальный ущерб, или когда незаконный предприниматель получает доход в крупном размере, но не платит налоги.

Важно! Крупным признается ущерб, который превышает 1,5 млн. рублей (ст. 169 УК РФ ).

Вряд ли кондитер, который выпекает тортики по ночам, или учительница, по выходным рисующая картины, получают такую прибыль от своей деятельности.

Короче говоря, об уголовной ответственности и самозанятых гражданах говорить не приходится. Такие случаи с прислугой или сиделками практически исключаются. Чего нельзя сказать об административной или налоговой ответственности. В случае привлечения человека к административной ответственности действует ст. 14.1 КоАП РФ.

Если человек занимается предпринимательской деятельностью незаконно, то есть не имеет регистрации как ИП, – налагается штраф в размере от 500 до 2 тысяч рублей.

Согласно п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена налоговая ответственность за предпринимательскую деятельность без регистрации.

В этом случае предусмотрен штраф в размере 10% от доходов такого предпринимателя (но не менее 40 тысяч рублей).

Как избежать ответственности

Чтобы не ссориться с законом, нужно заниматься предпринимательской деятельностью на законных основаниях.

Легализация бизнеса – единственный правильный выход в данной ситуации.

Если речь идет о физическом лице, ему нужно обратиться в налоговую инспекцию и зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина. Никаких сложностей с этой процедурой возникнуть не должно.

Уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС от 31.03.2017 года № ММВ-7-14/270@, подается в ИФНС по месту жительства или пребывания. Обратите внимание, что приступать к запланированной деятельности можно до того, как вы получите уведомление о статусе самозанятого. Важно, чтобы на одном из экземпляров уведомления, которое вы передали сотруднику налоговой, стояла отметка о приеме данного обращения.

Ранее упоминалось о налоговых каникулах для самозанятых граждан. Таким образом, если вы встали на учет, то на период до 01.01.2019 года платить налог не нужно. Кстати, есть планы продлить налоговые каникулы. Налоговые каникулы предоставляются лицам, которые занимаются льготными видами деятельности: уход за больными и пожилыми людьми, детьми, репетиторство, уборка домов и квартир, ведение домашнего хозяйства.

Учтите! Если деятельность самозанятого лица не находится в перечне льготных, то практического смысла в постановке на учет нет. Но никто не освобождает человека от необходимости легализации деятельности, подачи декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты налогов.

Декларация подается на основании документов, где указана сумма, полученная от граждан, которым предоставлялись услуги. В качестве документальных подтверждений используются договоры подряда, агентские договоры, договоры об оказании платных услуг, прочее. Может быть, не очень удобно вести такую документацию, но это поможет избежать доначисления НДФЛ расчетным путем. Такая процедура осуществляется, исходя их среднерыночных цен на подобные услуги или товар.

Документально подтвержденный доход граждан декларируется. Как ранее упоминалось, это происходит в результате подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. Сдать ее нужно до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Налог по ставке 13% следует заплатить до 15 июля того же года.

Налогообложение граждан, которые относятся к категории самозанятых, в 2018 году происходит следующим образом:

  • есть доход – подавай декларацию, уплати налог;
  • предоставляешь услуги, которые относятся к льготным видам деятельности (репетиторства, присмотр за больными, пожилыми или детьми, уборка помещений, ведение домашнего хозяйства), – освобождаешься от налогов на время налоговых каникул (если вы зарегистрированы);
  • если налоговые каникулы закончились, делай так, как сказано в п. 1.

Иногда самозанятые граждане не имеют желания регистрировать свою деятельность в налоговой инспекции, также не хотят становиться ИП, отказываются декларировать доходы, прочее. В этом случае им придется решать вопрос с налогами в суде.

Следует отметить: подобные дела можно выиграть. Дело в том, что граждане, занимающиеся такой деятельностью от случая к случаю, не ведут бухгалтерию, не выдают чеки и накладные. Кабинетов, где они постоянно оказывают услуги, у них также нет.

Работу они делают сами, без привлечения наемных работников. О том, что за свою деятельность получают деньги, знают только они и их клиенты. Учитывая все это, сложно доказать, что данные лица занимаются незаконной предпринимательской деятельностью.

Не факт, что в случае отказа самозанятого лица зарегистрироваться в налоговой инспекции, только одной проверки и одной контрольной закупки будет достаточно для привлечения человека к ответственности. В суде предложат доказать, что та услуга, о которой идет речь в качестве доказательства, не была единственной, и что подобные услуги носят регулярный характер и приносят доход.

То, что к лицам, которые не платят налоги, будут относиться более внимательно, это бесспорно. Так, в Минтруде планируют выявлять самозанятых граждан по расходам на ЖКХ. Минфин предлагает ввести для такой категории граждан налог на профессиональный доход.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе — 13 ноября, третье — 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Власти планируют в 2019 году протестировать в отдельных регионах новый налог на самозанятых граждан. В стране число таких лиц исчисляется миллионами, поэтому им будет актуальна подробная информация о территории действия, сроках введения, размерах и порядке уплаты нового сбора.

В случае принятия данного законопроекта все неработающие официально последние 6 месяцев граждане РФ будут обязаны платить налог в размере 21 400 руб., в случае уклона от налога последуют штрафные санкции. Закон будет работать до 2028 года в тестовом режиме в отдельных регионах.

Определение самозанятости

На законодательном уровне понятие “самозанятость” уже присутствует в российском налоговом кодексе, но в перечень профессий включены далеко не все сферы деятельности граждан, работающих “на себя”. Направления деятельности, по которым для физических лиц предусмотрен статус самозанятости, обозначены в ст. 217 (п. 70). Они связаны с:

  1. репетиторской деятельностью;
  2. ведением домашнего хозяйства, уборкой жилых помещений;
  3. присмотром или уходом за детьми, больными лицами и другими гражданами, требующими регулярного ухода на основании заключения медучреждения.

После подписания нового законопроекта список будет включать 63 вида деятельности, а регионы получат право расширять его, внося при необходимости свои позиции. Так, в перечень могут попасть граждане, реализующие различного рода товары собственного производства, а также работающие в качестве:

  • фрилансеров (копирайтеров, графических дизайнеров и пр.);
  • специалистов по ремонту одежды или техники;
  • мастеров строительно-отделочных работ, которые не требуют сертификации;
  • парикмахеров;
  • частных видео операторов и фотографов и др.

По данным Росстата претендующих на новую систему налогообложения в России на сегодня насчитывается более 20 миллионов человек, и лишь 1289 работающих в формате самозанятости приняли решение выйти из тени (данные по состоянию на середину 2018 года). Ожидается. что число официально оформляющих статус стремительно возрастет в 2019 году, ведь в противном случае после окончания так называемых “налоговых каникул” им может грозить привлечение к ответственности в связи с незаконным предпринимательством и неуплатой налогов.

Согласно новым правилам статус самозанятой особы не получат лица, ведущие такие виды деятельности, как:

  1. реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке (подакцизных товаров);
  2. перепродажа товаров;
  3. добыча и продажа полезных ископаемых.

Законодательная база

На протяжении многих лет в российском законодательстве не существовало закона о самозанятых гражданах, а их деятельность регулировалась лишь отдельными нормативными актами. Так, единственной обязанностью гражданина, подпадающего под определение “самозанятого” было уведомление налоговиков о своем статусе и ведении определенной деятельности. Никаких выплат в период с 2017 по 2019 годы с таких лиц налоговые службы не взымали, так как правительство ввело “налоговые каникулы” на этапе интеграции нового для россиян понятия и соответствующей формы отчетности.

Но, уже с 01.01.19 года для самозанятых граждан ожидается ряд важных нововведений. В Госдуме в сотрудничестве с Минфином уже завершились обсуждения правительственного законопроекта, призванного урегулировать деятельность и вывести доходы данной прослойки населения из тени, а 25.10.18 Госдума приняла документ в первом чтении.

Ожидаемые нововведения

Уже с лета 2019 года планируется запустить пилотный проект в ряде регионов России, участники которого смогут пройти упрощенную регистрацию для получения официального статуса “самозанятого лица”, познакомятся с правилами подачи налоговой документации, а также оплаты НДФЛ и других налоговых сборов.

С начала 2019 года экспериментальный налог для самозанятых граждан планируется ввести в следующих регионах РФ:

  1. Москве;
  2. Московской области;
  3. Республике Татарстан;
  4. Калужской области.

При условии успешной практической реализации спустя год планируется расширить действие нового сбора на территорию всей страны.

На заметку! На новых условиях налогоплательщиками смогут стать работающие на себя физлица, если их годовой доход не превышает 10 млн. руб.

Требования к лицу, желающему оформить упрощенный налог для самозанятого лица:

  1. Возраст от 16 лет.
  2. Отсутствие официального трудоустройства, регистрации в качестве ИП/юрлица.
  3. Регистрация факта самозанятости в налоговых органах.
  4. Ведение соответствующей деятельности на свой риск для систематического получения дохода.
  5. Отсутствие наемных сотрудников.

Обещают, что пройти регистрацию в органах ФНС в 2019 году можно будет без очередей, просто заполнив форму через специальное мобильное приложение.

Суммы налогов

В зависимости от рода деятельности и дохода самозанятые граждане РФ обязаны будут платить налоги в размере:

  • 4% (вместо ранее обещанных 3%) за оказание услуг физическим лицам и реализацию товаров;
  • 6% за оказание услуг и реализацию товаров юридическим лицам;

Важно! Указанные ставки установлены для самозанятых, доход которых не превышает 2,4 млн. рублей в год, что эквивалентно среднему ежемесячному доходу в размере 200 000 рублей.

Кроме этого, самозанятым гражданам предстоит делать отчисления в сумме 1,5%:

  • 1,25% в ПФ РФ;
  • 0,25% в Фонд обязательного медицинского страхования.

При этом, глава Минэкономразвития, утверждает, что государство сможет обеспечить самозанятым лицам только минимальную социальную пенсию. О лучшем обеспечении им придется заботиться самостоятельно: добровольно уплачивать взносы в ПФ, чтобы приобрести необходимые пенсионные баллы или присоединиться к системе индивидуального пенсионного капитала после ее создания.

Чтобы стимулировать работающих «в тени» лиц к легализации собственной деятельности Минфин разрабатывает мотивирующие меры:

  1. Для самозанятых: 30 000 руб. налогового вычета для частичного погашения налогового сбора и страховых взносов.
  2. Для клиентов таких лиц: налоговый вычет в размере 1,5% уплаченного налога (максимальная сумма 10 000 руб. на протяжении года).
  3. Система штрафов в случае отсутствия официального оформления.

За счет налогов, полученных от самозанятых граждан, с 2019 года будет проходить пополнение регионального и муниципального бюджетов. Первый получит зачисления по месту ведения деятельности налогоплательщика, второй – по месту его регистрации.

Размеры штрафов

Обсуждение положительных и отрицательных сторон данного нововведения продолжается достаточно долго. Из положительных сторон многие пожелавшие выразить свое мнение по данному вопросу отмечают только официальный статус, что должно положительно отразиться на количестве клиентов. Из отрицательных – возрастающее финансовое давление, которое в ряде случаев может сделать работу попросту нерентабельной. Особенно в тех случаях, когда речь идет о непостоянном заработке.

Очевидно, что в таких условиях найдется немало людей, которые пожелают продолжить работать “на себя” по старой схеме. Учитывая это, правительство предусмотрело систему санкций, которая должна мотивировать к выходу из тени тех. кому перечень предложных “плюсов” покажется недостаточным.

Так, уже с 1 января 2019 года лица, деятельность которых подпадает под статью закона о самозанятости, но не имеющие соответствующего официального статуса, могут быть оштрафованы:

  • при первом выявлении – на 20% от суммы выявленного дохода (но не менее чем на 1000 рублей);
  • при повторном выявлении в течение 6 мес. с момента первого штрафа – на всю сумму дохода (но не менее 5 000 рублей).

Заключение

По сути самозанятых граждан ждет не столько налог, сколько специальный налоговый режим с упрощенными условиями. Во-первых, это будут более низкие (по сравнению с привычными) налоговые ставки, во-вторых, на новом режиме не придется сдавать какие-либо виды отчетности. Взаимодействие и обмен информацией с налоговыми органами будет проходить автоматизировано через специальное приложение для мобильных телефонов. Необходимые отчисления будут автоматически перечисляться с банковской карты самозанятых лиц. Ее необходимо будет привязать в личном кабинете соответствующего приложения.

С приближением 2019 года тема налогообложения самозанятых граждан стала довольно востребованной. Это связано с принятым законом, в соответствии с которым с 2019 года в четырех регионах РФ проводится эксперимент, в рамках которого для самозанятых граждан установлен специальный режим налогообложения.

Принятие упомянутого закона породило ряд вопросов по налогам для самозанятых. И связано это с тем, что деятельность и налогообложение самозанятых регулируется российским законодательством уже несколько лет. Что будет с обычными самозанятыми гражданами, которые не вовлекаются в эксперимент? Какие налоги на самозанятых они будут платить? Останутся ли для них льготы по налогам и страховым взносам? В чем особенность налогообложения самозанятых с 2019 года в рамках эксперимента? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в статье.

Две категории самозанятых граждан

До 2019 года к самозанятым гражданам относились лица, которые за вознаграждение оказывают услуги другим физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд.

По общему правилу эти граждане должны уплачивать НДФЛ (как налог на самозанятых) и страховые взносы.

В 2016 году из указанной категории граждан была выделена подкатегория тех, кто освобождается от уплаты НДФЛ и страховых взносов за налоговые периоды 2017 и 2018. К этой подкатегории относились только те самозанятые граждане, которые одновременно соблюдали три условия:

  • они занимались оказанием вполне конкретных видов услуг;
  • они оказывали услуги лично, не привлекая наемных работников для оказания услуг.

Фактически в 2017-2018 годах параллельно существовали две подкатегории самозанятых граждан, различающихся по их налогообложению. К одной категории относились те, кто платил налоги (НДФЛ) и стразовые взносы. К другой те, кто был освобожден от налогообложения и уплаты страховых взносов.

В конце 2018 года был принят закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»…», в соответствии с которым с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в четырех субъектах РФ (в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане) будет проводиться эксперимент, в соответствии с которым с 2019 года для самозанятых граждан вводится специальный режим налогообложения. Проведение эксперимента означает появление с 2019 года новой категории самозанятых граждан, для которых упомянутым законом установлены правила их деятельности и налогообложения.

Принятие упомянутого закона означает, что с 2019 года в России существуют две категории самозанятых граждан:

  • граждане четырех субъектов РФ, которые будут участвовать в эксперименте;
  • остальные самозанятые граждане.

Более подробно особенности деятельности и налогообложения самозанятых граждан обеих категорий в 2019 году мы рассмотрим ниже.

Особенности налогообложения обычных самозанятых граждан в 2019 году

К обычным самозанятым гражданам относятся те граждане, которые не участвуют в эксперименте, проводимом в четырех субъектах РФ.

Уже известно, что на 2019 год будет продлена льгота по налогообложению самозанятых граждан, в соответствии с которой они не будут платить НДФЛ.

Важно при этом заметить, что данная льгота по налогу на самозанятых будет доступна только при одновременном выполнении самозанятыми трех условий:

  • они добровольно встали на учет в налоговом органе;
  • они занимаются оказанием предусмотренных законом видов услуг;
  • они оказывают услуги лично, не привлекая для этого наемных работников.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий будет означать, что самозанятый гражданин будет лишен налоговой льготы в 2019 году. Он при осуществлении своей деятельности будет обязан уплачивать НДФЛ и страховые взносы.

Прокомментируем перечисленные выше условия.

Постановка на учет в налоговом органе является добровольной. Это означает, что налоговая инспекция не может обязать самозанятого гражданина вставать на такой учет. Но при этом для тех самозанятых, кто на учет встал, будут льготы по налогообложению (и в 2019 году), а для тех, кто не встал на учет, льгот не будет, они будут платить НДФЛ.

Освобождение от уплаты налога НДФЛ на самозанятых будет возможно в 2019 году только в отношении следующих видов деятельности:

  • уход за гражданами (детьми, больными лицами, лицами от 80 лет, лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе);
  • репетиторство;
  • уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Поэтому если самозанятый гражданин занимается другой деятельностью, то льготы по налогам на него не распространяются.

Третьим условием является отсутствие у самозанятого наемных работников . Льготы будут при отсутствии таковых. В случае если самозанятый при оказании услуг нанимал работников, то он должен платить НДФЛ.

Мы видим, что те самозанятые граждане, которые не будут участвовать в эксперименте, начатом в 2019 году, будут условно разделены на две подкатегории:

  • тех самозанятых, налогообложение которых в 2019 году будет льготным, так как они соблюдают установленные для льготного режима условия;
  • и тех, кто установленные условия не выполняет, а потому должен будет самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ с полученного дохода, а также перечислить страховые взносы.

Отдельно отметим, что на иностранных граждан, относящихся к самозанятым, льготы по налогообложению в 2019 году не распространяются.

И еще один момент. На конец 2018 года еще нет ясности относительно неуплаты самозанятыми гражданами, попадающими под налоговые льготы, страховых взносов в 2019 году.

Налогообложение и виды деятельности самозанятых по новому закону в 2019 году

Как мы уже отмечали выше, с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в четырех регионах России, а именно, в Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане проходит эксперимент, в соответствии с которым с 2019 года для самозанятых граждан установлены правила налогообложения и деятельности. Изюминкой эксперимента является установление для самозанятых нового налогового спецрежима — налога на профессиональный доход.

Суть нового спецрежима состоит в том, что самозанятый платит только налог на профессиональных доход, внося в бюджет:

  • 4% с дохода от реализации товаров и услуг физлицам;
  • 6% с дохода от реализации индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

На время эксперимента эти ставки налогов для самозанятых меняться не будут.

При этом после перехода на спецрежим (на уплату налога на профессиональный доход) самозанятый не будет платить:

  • НДФЛ с доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход;
  • НДС (кроме «ввозного»);
  • страховые взносы (но добровольно он сможет их перечислять).

Перечисление налога на самозанятых (налога на профессиональный доход) производится каждый месяц не позднее 25-го числа по месту ведения деятельности. Для перечисления налога используется специальное мобильное приложение «Мой налог». Через это приложение производится не только уплата налога, но и пересылка уведомление из налоговой инспекции с суммой налога и реквизитами для уплаты.

Отметим, что в рамках экспериментального спецрежима самозанятому гражданину не придется применять онлайн-кассу и сдавать какие-либо декларации.

Участвовать в эксперименте по налогообложению самозанятых граждан с 2019 года могут только граждане, ведущие деятельность в регионе, где проходит эксперимент. Отметим при этом, что гражданам не требуется регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (при условии, что этого не требуют правила ведения определенного вида предпринимательской деятельности).

У самозанятых, применяющих налоговый спецрежим, не должно быть работников. Имеются в виду именно наемные работники. Привлекать граждан по гражданско-правовым договорам можно.

Участие в эксперименте не запрещает самозанятому гражданину одновременно работать у работодателя по трудовому договору.

На период эксперимента упомянутым законом установлен также перечень доходов самозанятого, к которым спецрежим по налогообложению с 2019 года не применяется. Правда, это относится к случаям, когда самозанятый ведет такие виды деятельности регулярно. К таким доходам относятся:

  • доходы от продажи недвижимости и транспорта;
  • доходы от передачи имущественных прав на недвижимость (кроме аренды или найма жилья);
  • доходы реализации долей в уставном капитале, паев в паевых фондах кооперативов и ПИФов, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • поступления от выполнения услуг и работ по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком выступает нынешний или бывший работодатель самозанятого.

Гражданин, участвующий в эксперименте, не сможет платить налог на самозанятых в рамках спецрежима в случаях, когда он:

  • получил за календарный год доходы больше 2,4 млн. рублей (эта величина в течение эксперимента может быть изменена);
  • реализует подакцизные и маркированные товары;
  • перепродает товары и имущественные права;
  • добывает или реализует полезные ископаемые;
  • ведет посредническую деятельность;
  • доставляет товары с приемом платежей в пользу других лиц;
  • применяет другие режимы налогообложения;
  • ведет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДФЛ.

Как же самозанятому гражданину перейти на спецрежим (на налогообложение профдохода с 2019 года)? Для этого надо встать на учет. Заявление подается через мобильное приложение «Мой налог», разработанное Федеральной налоговой службой РФ.

Особенность работы в спецрежиме состоит в том, что все расчеты с клиентами самозанятый гражданин осуществляет через приложение «Мой налог». Программа данного приложения формирует чеки и направляет всю информацию о всех расчетах в налоговую инспекцию. Чек самозанятый гражданин передает покупателю.

А будет ли у самозанятого ответственность за нарушения? Да, за нарушение порядка или сроков передачи сведений о расчетах в налоговую инспекцию предусмотрены штрафы. Размер штрафа составляет 20 процентов от суммы расчета. При повторном нарушении в течение шести месяцев, величина штрафа составит сумму расчета.

Самозанятый гражданин может прекратить использовать спецрежим по заявлению в любое время.

Налоговая инспекция может сама снять с учета гражданина и без его заявления, если выявит, что он больше не соответствует требованиям, установленным для применения спецрежима, например, в случае превышения его доходов с начала календарного года установленного лимита 2,4 млн. рублей. В таком случае уведомление самозанятому о снятии его с учета поступает через приложение «Мой налог».

Гражданин может повторно встать на учет и использовать режим налогообложения самозанятых граждан, установленный в 2019 году, после погашения долгов по налогу и задолженности по пеням и штрафам.

Самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве предпринимателей, устанавливать онлайн-кассу, а налоги они будут платить по ставке лишь 3%. Налоговый режим для самозанятых может заработать в 2019 году, предполагает Минфин

Минфин подготовил предложения по созданию специального налогового режима для самозанятых — об этом в четверг, 3 мая, рассказал журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин. В Министерстве юстиции продолжается обсуждение вопроса о том, кого считать самозанятыми, но Минфин и ФНС разработали предложения о налогообложении самозанятых даже при отсутствии их определения в законодательстве.

Что предлагает Минфин

Самозанятыми Минфин предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности — оказания услуг или продажи товаров, как физическим лицам, так и юридическим. При этом самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве ИП, подчеркивают в Минфине. «Мы предлагаем новый специальный налоговый режим. Он будет называться, допустим, налог на профессиональный доход... Мы предлагаем этот налог уплачивать с применением современных технологий, которые будут представлять собой такой эрзац-ККТ (контрольно-кассовая техника. — РБК ), то есть мобильное приложение, которое каждый сможет себе загрузить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, по аналогии с тем, как сейчас проходит такая идентификация, например, при регистрации в услугах каршеринга», — пояснил Трунин. В пилотном режиме новый налоговый режим может заработать с 2019 года, предполагают в ведомстве.

Приложение будет заменять онлайн-кассы, подчеркивают в Минфине. С 2019 года на использование таких касс должны перейти большинство индивидуальных предпринимателей, за исключением ряда категорий. В приложении самозанятые должны будут отображать свои доходы, в идеале — каждую транзакцию, пояснил Трунин.

Очевидная проблема нового налогового режима — его администрирование, говорит эксперт компании «СКБ. Контур» Наталья Горбова. «Нет правового механизма, и по умолчанию любого гражданина можно считать самозанятым. Зарегистрироваться в качестве самозанятого будет легко, а как прекратить эту регистрацию, доказать, что доход был разовым...» — размышляет она. Предложения Минфина позволят считаться «законопослушным», говорит она, но при этом недоплачивать налоги.

С каждой транзакции будет уплачиваться «налог на профессиональный доход», никакими другими налогами доходы облагаться не будут. «Мы предлагаем, чтобы ставка такого налога была в районе 3%, если оказание услуг идет физическим лицам. Если юридическим — то 6%, чтобы не конкурировать с упрощенной системой налогообложения», — рассказал замглавы Минфина.

Предельный размер доходов, попадающий под новый налоговый спецрежим, еще обсуждается, говорит Трунин. «Верхняя планка еще обсуждается, мы предлагаем около 10 млн руб. в год. Это с большим запасом, но мы с ФНС в этом не видим существенных рисков», — пояснил он.

В Минфине не прорабатывали вопрос о том, каким образом самозанятые будут уплачивать взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, признает Трунин. Позиция ведомства заключается в том, что к статусу самозанятых не должны привязываться фиксированные платежи, пояснил он. РБК направил запрос в Минтруд.

Налоговые каникулы для самозанятых не сработали, признают в Минфине. Поэтому для того, чтобы стать плательщиком нового налога, не будет ограничений по видам деятельности. «Предлагаем установить список видов деятельности, которые не попадают под работу самозанятых: торговля маркированными товарами, недвижимость — а все остальное попадает», — подчеркнул Трунин. «Единственное ограничение, которое мы рассматриваем: если человек зарегистрирован как ИП. Тогда он не может совмещать такой режим с другими спецрежимами. То есть надо будет выбрать», — указал чиновник.​

Нейтральный эффект для бюджета

Цель нового налогового режима — повысить прозрачность рынка труда и вовлечь в процесс уплаты налогов сотни тысяч самозанятых. «Ставка налога небольшая. Мы не видим в этом большого источника доходов бюджетов. Эффект мы видим максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая», — подчеркивает Трунин.

Сейчас самозанятые находятся в тени и не платят налоги, но если зарегистрируются 50 тыс. человек — это будет признак того, что движение идет в верном направлении, указывает Трунин. Самозанятых в стране несколько миллионов, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин, и их легализация пойдет на пользу местным бюджетам. «От такого спецрежима выиграют бюджеты регионов — сейчас они платят взносы в ОМС за неработающее население», — указывает он. Но важно решить вопрос с пенсионными взносами: кто, в каком порядке и объеме будет их уплачивать.

Стимулы для потребителей

В Минфине понимают, что переход самозанятых даже на режим с минимальными налоговыми ставками нужно будет «раскручивать», говорит Трунин, если человек работал и не платил налоги, нужно ему объяснить, зачем платить 3%. «Мы полагаем, что такой упрощенный режим действительно является более привлекательным, чем онлайн-касса. С другой стороны, мы будем предлагать стимулы для того, чтобы покупатели требовали чек», — поясняет чиновник задумку Минфина.

Чек, выданный через приложение, поможет ФНС контролировать доходы самозанятых. Чтобы покупатели начали требовать чеки, им могут быть даны «определенные бонусы», рассказал Трунин. «Можно будет предоставить налоговые вычеты, можно будет позволить условно копить баллы и за счет этих баллов погашать свои налоговые обязательства. Такая государственная программа лояльности», — рассказал он. Поскольку налоги направляются в доход субъектов и муниципалитетов, тема требует детального обсуждения. Но если покупатель будет знать, что 3 или 6% от покупки он может использовать для уплаты своих налогов — чеки начнут требовать, предполагают в Минфине.

Самозанятым не потребуются дополнительные стимулы для перехода на новый режим, если он будет удобен и прост, предполагает Калинин. «Никто себе не враг. После легализации самозанятые смогут пользоваться мерами господдержки, оформлять отношения с банками, не будет блокировок счетов по подозрительным операциям», — считает он. Если людям будет выгодно работать легально, они выйдут из тени, предполагает Калинин.



Похожие статьи