Шелковые рубли. Суррогатные деньги города билефельд из тканей Деньги из шелка

Гражданская война стала временем не только борьбы советской власти за контроль над территорией бывшей Российской империи, но и пятилетием денег-однодневок. В Якутии платежным средством стали винные этикетки, а на территории Узбекистана хождение имели шелковые «банкноты».

В начале XX века Россия столкнулась с рядом кризисов, из-за которых тысячи людей на годы потеряли ориентиры и хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. В 1905 году началась первая революция. Первый надлом, который только усиливала мировая война. События развивались стремительно: падение монархии, борьба за власть, усиливающийся идейный раскол в обществе, следующая революция в 1917 году, приход большевиков к власти, смена политического и социального устройства страны и гражданская война, которая длилась до 1922 года. Вооруженные конфликты повсеместно происходили между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями. Самые масштабные формы принимали столкновения между вооруженными формированиями большевиков (Красная гвардия и Красная армия) и вооруженными формированиями Белого движения.

Но гражданская война - это не только «красные», «белые», хозяйственная разруха и экономический кризис. Это период абсолютной неопределенности. По всей стране возникали бесчисленные «временные правительства», пытались утвердить свою власть местные органы самоуправления, часть территорий оккупировали иностранные войска, национальные окраины восставали и провозглашали независимость. Все они хотели узаконить свое существование. Чтобы придать себе вес и легитимность, они не только писали новые законы, но и выпускали собственные денежные знаки. При этом подобные правительства могли прожить от силы месяц, но все же успевали наштамповать собственные деньги.

Купюра как средство агитации

В каталогах, изданных в период с 1917 по 1922 год, находится не менее трех тысяч разновидностей бумажных денежных знаков. Все они существовали в пределах одного государства. Можно представить, в каких условиях оказались люди. Как доверять деньгам, когда на следующий день может смениться власть, а с ней и денежные единицы? Хозяйства рушились, люди нищали и умирали. Иногда умирали не от войны и голода, а от того, что расплачивались не теми деньгами.

Во время гражданской войны деньги использовали не только при купле-продаже. Они были средствами агитации. Генерал Деникин - руководитель одной из белых армий - организовал при своем штабе Осведомительное агентство (ОСВАГ). У этого агентства была одна задача: популяризировать Белое движение. Для этого ОСВАГ наладил выпуск листовок, дискредитирующих советские денежные знаки и новую власть.

Выглядели эти листовки следующим образом: на бумажных банкнотах, выпущенных большевистским правительством, печатали антисоветские тексты. Например, «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!» Или рисовали кукиш и печатали короткие стишки: «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»
В ответ большевики расстреливали тех, у кого находили подобные белогвардейские агитки. Закономерно, что до нашего времени осваговские купюры-листовки дошли в единичных экземплярах. Угроза расстрела заставляла людей уничтожать подобные деньги при первой возможности.

Подробности

Какие лозунги печатали на деньгах
Осведомительное агентство генерала Деникина печатало свои агитки поверх бумажных банкнот, выпущенных большевиками:
  • «Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки».
  • «Деньги для дураков».
  • «Эти деньги - то же, что фальшивые. Оне не признаны ни в России, ни за границей. Комиссары-коммунисты еще раз нагло обманывают васъ. Долой Советскую власть и ее фальшивые деньги».
  • «Что вам дали большевики? Ничего! Что взяли большевики? Все!»
  • «Посмотри на этот кукиш! Ну-ка, что на них ты купишь?»

Чем обеспечивались деньги-однодневки

Другая проблема была в том, что деньги новых органов власти в большинстве своем ничем не подкреплялись. На денежных знаках писали, что они «обеспечиваются всем достоянием», но это была лишь видимость стоимости. А значит, они были бесполезны. Конечно, предпринимались попытки реально обеспечить деньги-однодневки хоть чем-то. Например, запасами опиума в среднеазиатском Семиречье. В Северо-западной добровольческой армии деньги обеспечивались полковой казной. Бумажные «ассигнации» добровольческих белых армий подкреплялись иностранной валютой. Их финансировали страны Антанты. Например, на территориях, оккупированных англичанами, использовали купюры с пометкой о том, что 1 фунт стерлингов равен 40 рублям по курсу и что обмен происходит без ограничений. Сам выпуск новых денежных знаков тоже давался многим органам власти нелегко. Не было бумаги, не было специального оборудования и не было средств, чтобы оплатить выпуск новых денег.

Банкноты из того, что было под рукой

На многих территориях страны в качестве денежных знаков использовали существовавшие еще при царском правлении фискальные марки. Это непочтовые марки или знаки обязательных сборов, которые использовали, например, при сборе налогов. В Чите местные власти наклеивали эти марки на разноцветные клочки бумаги и запускали их в обращение. В забайкальском поселке Кяхта по указу атамана Семенова использовали уже существующие «керенки». Эти купюры тоже были детищем гражданской войны. Их выпускало Временное правительство. Формально эти деньги были номинированы в золотых рублях, однако в реальности у них не было золотого обеспечения. Свое название они получили от фамилии министра-председателя Временного правительства Керенского. Атаман Семенов использовал двадцатирублевые и сорокарублевые «керенки». Их разрезали на четыре части, приклеивали к цветной бумаге и получали пятирублевые и десятирублевые «семеновки». В Бухарской республике была бумага для печати новых денег, однако не было полиграфической техники. Поэтому знаки, орнамент, номинал и соответствующий текст на бумагу наносили по трафарету малярной краской.

Архангельские деньги получили в народе название «моржовки».
Дело в том, что на двадцати пяти рублевой купюре были изображены северные атрибуты: льды, снега, белые медведи, а также морж.

«Моржовки» из Архангельска

В сентябре 1917 г. в Министерство финансов начали поступать обращения из региональных отделений Госбанка. Они сообщали, что в регионах начался разменный кризис. Купюр крупного номинала становилось все больше, при этом не было достаточного количества денег мелкого достоинства. При мелких расчетах в лавках было невозможно получить сдачу в копейках. Чтобы исправить ситуацию, Государственный банк разрешил распространять в регионах различные денежные суррогаты. Этим разрешением воспользовалось правительство Архангельска. В городе была острая нехватка мелких денег. Появились трудности с выплатой зарплат рабочим. В местном правительстве поняли, что денег хватит еще на один-два месяца, а потом произойдет кризис.

В итоге правительство Архангельска сделало заказ в Петрограде. Там отпечатали деньги стоимостью от пяти до двадцати пяти рублей. При этом они были не полноценными денежными знаками, а квитанциями от Государственного банка. Предполагалось, что их можно будет обменивать в банке на настоящие купюры, как только эти купюры появятся. Большинство выпущенных в Архангельске квитанций подвергли регистрации. Это было необходимо, так как в постановлении Верховного Управления указывалось, что незарегистрированные местные кредитные билеты признаются недействительными. А значит, разменять их в банке на реальные денежные знаки будет невозможно. Несмотря на свою ликвидность, новая «мелочевка» оказалась непопулярна в народе, потому что ее печатали на обычной писчей бумаге, которая быстро изнашивалась.

«Шелковки» из Хорезма


В апреле 1920 года в прежде зависимом от Российской империи Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская народная Советская республика. В том же году ее правительство приняло решение о выпуске собственных денежных знаков. Однако в республике не было ни запасов бумаги, ни полиграфического оборудования. Поэтому деньги стали выпускать на шелковой ткани. Ее в этих краях было в избытке: на территории республики была развита кустарная шелковая промышленность.

Технология изготовления денег на шелке выглядела следующим образом: мастера ткали длинные узкие ленты, потом ручным способом наносили орнаменты на обе стороны. После полоса шелка разрезалась на пятнадцатисантиметровые кусочки, из которых и получались деньги.

Штампы для печати орнамента изготавливали из дерева. Внешне они выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал штамп, обмакивал его в краску и наносил соответствующий рисунок или надпись.

Неаккуратная резка шелковой ленты приводила к тому, что на вертикальных сторонах банкнот появлялась характерная бахрома. Именно эта бахрома стала признаком подлинности «шелковок». Дело в том, что качество шелка, изготавливаемого местными мастерами, было очень высоким. Шелковые банкноты не расползались на отдельные нити даже после того, как проходили через десятки рук. Подделки же приходили в негодность довольно быстро.


Власти Хорезмской народной Советской республики решили, что на купюрах, помимо стандартных элементов, необходимо изобразить герб республики. Но к единому мнению по поводу того, как он будет выглядеть, так и не пришли. В итоге на каждом номинале герб приобретал разный вид.

«Винные» деньги Якутии

В годы Гражданской войны Якутия оказалась в сложных условиях: шла ожесточенная классовая борьба, и постоянно сменялись власти. А люди в это время ощущали острый недостаток легитимных денег.

В 1918 году А. А. Семенов организовал кооператив «Товарищество розничной торговли». Организация занялась выпуском денег-квитанций. Материал для выпуска Семенов нашел на местном складе: это был большой запас этикеток для винных бутылок. В царской России вино разливали в бутылки без этикеток. Этикетки давали покупателю отдельно, как свидетельство качества напитка. Почти все население Якутии в те времена было безграмотным. Надписи, касающиеся названия и качества вина, люди не могли прочитать. Они видели только картинку, печать и номинал. Поэтому найденные этикетки с яркими и хорошо различимыми рисунками отлично подошли на роль денег.

Подлинность этих денежных знаков удостоверялась росписью Семенова и печатью. Так как эти купюры выпускал не Наркомфин, а обычная торговая компания, они не были общеобязательными. Но это как раз тот самый случай, когда частные деньги в силу сложившихся обстоятельств получили широкое обращение на территории Якутии. В 1921 году Семенов стал первым наркомом финансов Якутской республики и выпустил в обращение государственные якутские деньги на 30 млн рублей. После этого «винные» деньги были изъяты из оборота и погашены.


На данный момент найдено всего три экземпляра «винных» денег. 1 рубль изготовлен из этикетки вина мадера, 10 рублей ― из этикетки вина кагор, 25 рублей ― из этикетки портвейна.

Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.

В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.

Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.

Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.

Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.

Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Этонастоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.

Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.

На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.

Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов

Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.

На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».

В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.

В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.

Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

Ростислав Николаев

Сколько стоит натуральный шелк?

  • Поделитесь данными о стоимости ▲ ▼
  • Натуральный шёлк, пожалуй, самая изысканная и благородная ткань, известная человечеству. Её появлению мы обязаны древнему Китаю, где долгое время бережно хранили секрет шелководства.

    До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

    Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

    Самые известные виды натурального шелка

    Шифон

    Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

    Атлас

    Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

    Бархат на шёлковой основе

    Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

    Шёлковый батист

    Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

    Газ

    Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

    Гладкокрашеный шелк

    Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

    Дюшес

    Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

    Креп

    В переводе с французского «crepe» – шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

    Муслин

    Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

    Парча

    Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

    Тафта

    Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

    Чесуча

    Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка – тусора.

    Шелковые мифы развеет зажигалка!

    Миф №1 Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

    Это не так. Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете — он должен пахнуть палёным рогом или шерстью. Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк. Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу

    Миф №2 Натуральный шёлк стоит дорого

    Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 50$ в зависимости от плотности и фактуры. Такие ткани как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-350 рублей/метр). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

    Миф №3 Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий.

    Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне — «…деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку. И, кстати, этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой. И потом, среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья. Например, крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль, и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне – эту нежную матовую ткань не так-то просто стянуть с матраса!

    Органза

    • 640 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Органза узбекская

    • 550 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Топленое молоко
    • Ширина: 145 см
    • Плотность: 14 гр/м2

    Креп-сатин

    • 1950 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 114 см
    • Плотность: 20 м/м ≈86 г/м2

    Крепдешин

    • 1080 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Жоржет

    • 760 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 8 м/м ≈34 г/м2

    Жатый шифон

    • 570 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 5,5 м/м ≈24 г/м2

    Атлас стрейч «Anthracite»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Anthracite (Черный)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас стрейч «Red Wine»

    • 1500 руб/м
    • Состав: 95% шелк / 5% эластан
    • Цвет: Red Wine (Красное вино)
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 16 мм ≈69 г/м2

    Атлас 12 мм

    • 1170 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 140 см
    • Плотность: 12 м/м ≈52 г/м2

    Газ маргиланский

    • 320 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 90 см
    • Плотность: 7-8 гр/м2
    • 315 руб/м
    • Состав: 100% шёлк
    • Цвет: Натуральный белый
    • Ширина: 91 см
    • Плотность: 3,4 м/м ≈15 г/м2

Тысячелетиями человек пользуется деньгами и их предшественниками – ракушками, камушками, шкурками животных и другими некогда аналогами привычных нам бумажных купюр.

И все это время существует необходимость как-то эти ценности хранить и удобно носить с собой. Представьте, что было время, когда у человека не было карманов на одежде, еще никто не придумал кошелек, а портные не шили сумок. В ту эпоху деньги было принято прятать в голенища сапог, под шляпы. Из монет нередко делали бусы и просто вешали их на шею, а дамы, одежды которых тогда были уже достаточно пышными, прятали денежные знаки в складки между тканью.

Слово "кошелек" использовалось с первого столетия нашей эры, для обозначения сумки или мешка, в которой переносились разные необходимые в обиходе вещи и предметы. Происхождение слова "кошелек" скорее всего можно отнести к прото-германским праязыкам.

Древнегреческим словом kibisis называется мешок, который несет бог Гермес, и в котором нес отрубленную голову Медузы Горгоны мифический герой Персей, переводится это слово на русский язык обычно,как "кошелек".

Использование термина "кошелек" в его современном значении "небольшого плоского предмета для наличности" датируется 1834 годом.

В Древней Руси в кошелек представлял собой тканевый или кожаный мешочек, стянутый сверху специальным шнурком. В то время деньги функционировали только в виде монет, и такая форма кошелька была очень удобна. Богатые князья и бояре носили кошельки из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, которые были украшены вышивкой, драгоценными камнями и так далее.

На Руси кошельки появились начиная с XI века (прототип современного кошелька найден в Новгороде). Представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части специальным шнурком, что препятствовало потере не только крупных монет, но и мелких. Помимо денежного инвентаря в кошелек вмещались и всевозможная атрибутика – складные весы для малых взвешиваний с гирьками, позволявшие владельцу кошелька принимать в качестве платы за товар драгоценные металлы и камни. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна.

На Западной Украине деньги хранили в кожаных кошельках, сшитых в виде жаб. Выглядели они довольно устрашающе, однако считалось, что такая жабка не только сохранит, но и преумножит доверенное ей богатство! В европейских странах традиционной формой кошелька начиная со средневековья тоже считался кожаный или полотняный мешок-кисет с завязкой или продернутым по краю шнурком. Со временем на смену монетам пришли бумажные деньги, мешочек на завязке превратился в плоский и гладкий бумажник под названием портмоне (слово, позаимствованное из французского языка в XVIII веке, в котором porter "носить" и monnaie "деньги", буквально — "то, в чем носят деньги"), объединяет в себе и кошелек для мелочи и бумажник.

В Египте носили кошельки, напоминающие по своим размерам и выполняемой функции скорее сумки. В них они хранили драгоценные камни, травы и другие предметы, нужные, как они считали, в будущей загробной жизни.

Ассирийцы и вавилоняне в качестве кошелька использовали специальный мешочек из холста, носимый на поясе. Как правило, он не украшался и был атрибутом исключительно мужского костюма. Намного позже такой кошелёк практически без изменений позаимствовали у них древние греки, которые приспосабливали мешочек к поясу хитона, используя его для ношения монет, чеканившихся более чем в тысяче городов Древней Греции.

В Европе же первые кошельки появились в эпоху Средневековья и назывались «омоньерами». По форме и размеру они абсолютно не отличались от славянских собратьев. Единственное исключение состояло в том, что они служили еще и небольшой сумочкой, в которой помимо денег носили разные полезные мелочи, религиозные реликвии, драгоценности и так далее.

На восток , в частности в Японию и Китай, кошельки пришли довольно поздно. Этому послужили своеобразная форма денег: монеты имели отверстие в середине и носились на кожаной либо шелковой веревочке.

В Средневековье стали популярны необычные кошельки под названием «омоньер». Их использовали для благородных дел – подачи милостыни, так как существовало поверье, что если жертвовать деньги из своего обычного кошелька, дающий обеднеет. Фасон и размер омоньеров никак не отличался от привычных мешочков, и носили их, как правило, в паре.

Существенные изменения во внешнем облике кошелька появились у римлян . Они не только самыми первыми стали делать кошельки из кожи и украшать их (в Риме они даже инкрустировались для очень состоятельных людей и украшались уникальной вышивкой), но и стали их использовать в качестве обязательного атрибута женского костюма.

В XVI-XVII веках кошельки разделились на мужские и женские и стали сильно отличаться друг от друга. Дамы носили их под верхней юбкой, где располагался специальный разрез. В кошельках девушки носили не только деньги, но и другие мелкие вещи: заколки, украшения, письма. Мужские кошельки были скромного размера, предназначались только для ношения монет, а носили их в карманах брюк или камзола, которые к тому времени уже стали популярны.

В XIXвеке кошельки уже были похожи на современные. Под основу использовался картон, который оббивался цветным атласом. Традиционно они были кожаными, с двумя отделениями и закрывались на застежку, для украшения нередко использовалась вышивка. Форма кошельков была самая разнообразная: от овальных до шестиугольных.

Также в это время были популярны кошельки-монетницы из кожи на металлических зажимах. В России вплоть до 1917 года использовались кошельки для пожертвований. Они шились из парчи, бисера и других материалов. На них нередко вышивались поговорки и пословицы, связанные с подачей милостыни.

XX век, когда мода менялась столь стремительно, внес множество новых фасонов в историю кошельков: появились модели на кнопках и молниях, разноцветные кошельки из искусственной или натуральной кожи, славящиеся особыми формами и нестандартными линиями. Одновременно с этой тягой к новизне, дизайнеры вновь и вновь возвращались к достижениям прошлого, используя в своих работах элементы старинных кошельков.

На данный момент кошелек — это изящный и функциональный аксессуар, позволяющий ненароком подчеркнуть индивидуальность своего владельца. Им будут пользоваться до тех пор, пока существуют наличные деньги. И будем надеяться, что в ближайшее время его не заменят электронными аналогами.

Шелковое волокно и шелковая ткань всегда вызывали повышенный интерес, окруженные ореолом таинственности. Возвращаясь к истокам появления этого удивительного материала нельзя не вспомнить одну легенду.

ЛЕГЕНДА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Еще пять тысяч лет назад в Поднебесной жена третьего правителя Хуан Ди, юная императрица по имени Си ЛингЧи, сделала своему супругу роскошный подарок – удивительную одежду, достойную только императора. Из нитей коконов тутового шелкопряда она выткала тонкую шелковую ткань, из которой и был сшит благородный наряд.

Об удивительных свойствах коконов шелкопряда 14-летняя императрица узнала совершено случайно: во время чаепития в саду, один кокон шелкопряда упал в ее чашку. Упал и развернулся, вытягиваясь нитью, красивой и прочной. Тысячи коконов были собраны служанками Си ЛингЧи для того, чтобы она смогла порадовать любимого мужа.

Благодаря императрице и бабочке-шелкопряду мир узнал о шелке, а сама первооткрывательница стала для китайского народа настоящим божеством, увековечив свое имя в истории Китая.

ДОСТОЯНИЕ КИТАЯ ИЛИ КАК О ШЕЛКЕ УЗНАЛ ВЕСЬ МИР?

Китайские торговцы быстро оценили ценность шелка, да и для государства торговля этим удивительным по своим свойствам материалом представляла реальный финансовый интерес. Именно поэтому в течение более чем 3 тыс. лет секрет его создания бдительно оберегали. При попытке вывезти из страны хотя-бы малую партию коконов положили свои головы многие смельчаки-авантюристы. Под страхом смертной казни секреты шелка пытались украсть неоднократно, но лишь в 550 г. н.э. личинки бабочки-шелкопряда были тайно переправлены в Византию, спрятанные в посохах двух бродячих монахов.

В Индии появление шелка связывают с ухищрениями царя, который посватался к одной китайской принцессе и потребовал личинки бабочки-шелкопряда и семена тутового дерева в качестве приданного для молодой супруги. Юная принцесса была очарована женихом и рискнула вывезти драгоценный дар в недрах своей замысловатой прически. Чего не сделаешь ради любви?

Огромным спросом шелк пользовался и в Европе. Великий Шелковый путь, караванная дорога между Средиземноморьем и Восточной Азией, появился именно благодаря ему. Но цена на драгоценный материал была заоблачной – в Риме шелк стал торговой валютой, привилегией очень богатых людей и ценился, практически, на вес золота. Приведем хотя бы такой пример: Юлий Цезарь, во времена своего правления императором повелел укрыть тенты повозок и паланкинов тканью из шелка, чем продемонстрировал свое богатство, могущество и силу.

Есть у шелка еще одно неоспоримое преимущество – гигиеничность. В одеждах из него не заводились насекомые, которые терроризировали богатых людей, не привыкших тратить слишком много времени на личную гигиену.

Французские ловеласы устилали свою постель шелковистой тканью для поднятия тонуса и приумножения любовной прыти, а известная покорительница сердец и законодательница моды маркиза де Помпадур ввела моду на белье из чистого шелка, соблазнительное и роскошное.



Похожие статьи