Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты. Основные классификации снс Как используется снс в международной практике хозяйствования

Систему национальных счетов можно определить как систему расчетов макроэкономических показателей, представленную в виде определенного набора взаимосвязанных счетов, классификаций и балансовых таблиц.

СНС была создана более 50 лет тому назад в странах с наиболее развитой рыночной экономикой для анализа ее структуры, институтов и механизмов функционирования на макроэкономическом уровне. Сам термин «национальное счетоводство» был предложен голландским экономистом В. Клиффом.

В бывшем СССР для описания и анализа макроэкономики использовалась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ), предназначенный прежде всего для анализа модели экономики, основанной на общественной собственности и централизованном планировании. Переход к рыночной экономике вызвал потребность перехода от БНХ к системе национальных счетов на всем бывшем пространстве СССР (в РФ переход к СНС был осуществлен в 1993 г.).

СНС - это современная информационная система, которая обеспечивает получение взаимосвязанной информации по макроэкономическим показателям органами государственного управления для формирования социально-экономической политики и регулирования экономики в целом. Для того, чтобы СНС была эффективна и способствовала выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, в мировой практике соблюдается ряд важных положений.

Во-первых, в СНС применяется более широкая трактовка экономического производства (в БНХ к сфере экономического производства относилось только материальное производство).

Согласно методологии СНС, экономическое производство включает все виды деятельности по производству товаров и услуг:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления, кроме услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, уборке, воспитанию детей;

  • производство рыночных услуг для реализации;

  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);

  • производство нерыночных услуг учреждениями государственного управления (структуры законодательной и исполнительной власти, обороны, услуги здравоохранения, образования и т.д.);

  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

  • оказание услуг наемной прислугой (повара, шоферы, садовники);

  • оказание услуг собственниками жилищ для собственного потребления;

  • деятельность, направленная на защиту окружающей среды.

Второе важное положение методологии СНС касается содержания такой категории, как доход (концепция разработана английским экономистом Дж. Хиксом), согласно которой доход представляет собой максимальную сумму денег, расходуя которую на потребительские товары и услуги вы не уменьшаете при этом своего накопленного богатства, не принимаете никаких финансовых обязательств, т.е. не становитесь беднее.

Третье положение касается сведения множества хозяйствующих субъектов к пяти относительно однородным группам, для которых предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с образованием, производством, распределением, перераспределением доходов, накоплением и сбережением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств.

Такими секторами начиная с 1993 г. считаются следующие пять секторов, к каждому из которых можно отнести хозяйствующие субъекты в соответствии с их функцией в экономическом процессе:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации (функция производства товаров и нефинансовых услуг);

  • финансовые корпорации и квазикорпорации (функция аккумулирования свободных финансовых ресурсов и предоставления их на определенных условиях инвесторам);

  • государственное управление (функция перераспределения национального дохода и богатства, предоставление бесплатных услуг);

  • домашние хозяйства (функция приобретения товаров и услуг на рынке, предоставления рабочей силы);

  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации, функция которых состоит в оказании бесплатных услуг членам этих организаций).

Кроме анализа информации, содержащейся в секторальных счетах, проводится анализ взаимосвязи между ними в экономическом процессе. И, наконец, важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС и для отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

Таким образом, на основе секторальных счетов, счетов для отраслей экономики составляются макроэкономические расчеты.

Цель макроэкономических расчетов в рамках СНС - это описание обобщающих показателей основных экономических потоков за определенный период, формирование, взаимная увязка которых составляют суть структуры СНС.

Под экономическими потоками понимаются создание, преобразование, обмен, передача стоимости. Экономические потоки могут привести к изменениям в объеме, составе, стоимости активов и обязательств так называемых институциональных единиц, под которыми понимаются юридические или физические лица, организации и учреждения, имеющие возможность и право осуществлять операции в процессе производства, распределения, перераспределения и использования дохода, набор счетов или возможность их составления.

Экономические потоки по взаимному соглашению в системе СНС называют экономическими операциями. Экономические операции осуществляются с компенсацией в виде встречных потоков (взамен предоставленного товара, услуги, труда или актива предоставляется компенсация опять же в виде товара, услуги и т.д.). Если экономические операции осуществляются без компенсации (выплата пенсий, стипендий, гуманитарная помощь и т.д.), то такие экономические операции называют трансфертами.

Основу структуры СНС составляют счета и балансовые таблицы.

Счет отражает операции, активы или обязательства хозяйственных единиц, представляет собой двустороннюю таблицу, где равенство между суммами достигается с помощью балансирующей статьи, которая является макроэкономическим показателем. Балансирующие статьи дают возможность переходить от одного счета к другому и увязывать счета в единую систему. В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах.

Группа счетов внутренней экономики в целом:

  • счет производства товаров и услуг;

  • счет образования доходов;

  • счет распределения доходов:

  1. счет распределения первичных доходов;

  2. счет вторичного распределения доходов;

  • счет использования национального располагаемого дохода;

  • счет накопления (счет операций с капиталом).
  • Группа счетов отраслей экономики:

    • счет производства по отраслям;

    • счет образования доходов по отраслям.

    Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

    • счет текущих операций;

    • счет капитальных затрат;

    • финансовый счет.

    На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.

    Система показателей и общие принципы построения СНС.

    Система - это набор показателей, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и рассчитываются на основе единых методологических принципов. Такой системой показателей являются наиболее важные макроэкономические показатели (агрегаты), используемые в СНС:

    • валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует поток конечных товаров и услуг (вновь созданную стоимость), произведенных резидентами страны за тот или иной период, и исчисляется в рыночных ценах конечного потребления;

    • валовой национальный доход (ВНД) представляет собой поток первичных доходов (оплата труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт), полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП;

    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов;

    • конечное потребление (КП) включает расходы на конечное потребление;

    • сальдо экспорта и импорта (разница между экспортом и импортом товаров и услуг);

    • валовое накопление (накопление основного капитала);

    • национальное сбережение (источник финансирования накопления, т.е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и т.д.).

    При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие.

    1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

    2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).

    3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).

    4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

    5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

    Для СНС очень важно, чтобы каждому счету соответствовала своя балансирующая статья, что для наглядности представлено в табл. 1.

    Таблица 1

    Таблица счетов и балансирующих статей

    Счет текущих операций Балансирующая статья
    Счет производства (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)
    Счет образования доходов Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)
    (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)
    (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)
    Счет использования доходов Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

    Таблица 2

    Основные сводные счета

    Сводный счет Использование Ресурсы
    Счет производства 3. Промежуточное потребление
    5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах)
    (5 = 1 + 2 – 3 – 4)
    1. Выпуск товаров и услуг
    2. Чистые налоги на продукты
    4. Субсидии
    Счет образования доходов 2. Оплата труда наемных работников
    3. Налоги на производство и импорт
    в том числе:
    налоги на продукты
    другие налоги на производство
    5.
    (5 = 1 – 2 – 3 + 4)
    1. ВВП в рыночных ценах
    4. Субсидии на производство и импорт
    Счет распределения первичных доходов 5. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»
    6. Валовой национальный доход (ВНД)
    (сальдо первичных доходов)

    (6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)
    1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы
    2. Оплата труда наемных работников
    3. Чистые налоги на производство и импорт
    4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»
    Счет вторичного распределения доходов 3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»
    4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)
    (4 = 1 + 2 – 3)
    1. Валовой национальный доход (ВНД)
    2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
    Счет использования валового национального располагаемого дохода 2. Расходы на конечное потребление
    в том числе:
    домашних хозяйств
    государственных учреждений
    некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства
    3. Валовое национальное сбережение (ВНС)
    (3 = 1 – 2)
    1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

    Из табл. 2 видно, что национальные счета действительно строятся:

    1. в определенной последовательности воспроизводственного цикла;

    2. имеют форму «Т»;

    3. каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете;

    4. соблюдается принцип двойной записи;

    5. в целом СНС рассматривается как балансовый метод;

    6. осуществляется количественная связь между важнейшими показателями.

    Методы расчета показателей ВВП и НД.

    Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход являются важнейшими показателями макроэкономической статистики, поскольку именно данные показатели отражают конечные результаты экономической деятельности по стране в целом и играют большую роль в системе национальных счетов.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) - это центральный показатель СНС, показатель производственного внутреннего продукта, произведенного резидентами страны за определенный период времени. Он исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т.е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая налоги на продукты и все торгово-транспортные наценки. ВВП используется для характеристики уровня экономического развития, темпов экономического роста и т.д.

    Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется для проведения сравнений уровней благосостояния стран, для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о предоставлении различных видов помощи странам.

    Сводным показателем доходов на макроуровне является валовой национальный доход (ВНД), который является суммой первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период в результате их участия в создании ВВП. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, поступающих из-за границы или переданных за границу.

    Известны три основных метода статистической оценки ВВП и НД: производственный, распределительный и метод конечного использования, т.е. ВВП может рассматриваться на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

    Производственный метод

    ВВП на стадии производства характеризует измерение стоимости, созданной в процессе производства за определенный период времени резидентами данной страны. В основе данного метода исчисления ВВП лежат такие показатели: выпуск товаров и услуг (В); промежуточное потребление (ПП) и валовая добавленная стоимость (ВДС).

    Выпуск (В) представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде, который принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость использованных в процессе производства товаров и услуг. Если необходимо получить вновь созданную стоимость в процессе производства в текущем периоде, из выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление (ПП).

    Под промежуточным потреблением понимается стоимость товаров и услуг, которые полностью потребляются или трансформируются в данный период в процессе производства других товаров и услуг. Промежуточное потребление включает материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, материальные услуги, строительные материалы, покупка продуктов питания и т.д.), оплату нематериальных услуг (оплату исследовательских и проектных работ, финансовых услуг, затраты на кадровое обучение, оплату юридических услуг, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи и т.д.), расходы на командировки, другие элементы промежуточного потребления.

    В промежуточное потребление не включаются потребление основного капитала, а также расходы, не связанные непосредственно с производством товаров и услуг. ПП оценивается на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство в рыночных ценах.

    Разность между выпуском товаров и услуг (В) и промежуточным потреблением (ПП) называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):

    ВДС = В - ПП. (1)

    Для расчета ВВП в рыночных ценах валовая добавленная стоимость увеличивается на величину налогов на продукты и импорт и уменьшается на величину субсидий на продукты и импорт:

    ВВП = ВДС + Налоги на продукты и импорт - Субсидии на продукты и импорт. (2)

    Для определения национального дохода (НД) следует ВВП уменьшить на потребление основных фондов (амортизация) и увеличить на сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (амортизация) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа (3)

    Распределительный метод

    Данный метод расчета ВВП рассматривается в процессе формирования доходов (по источникам доходов). На стадии формирования доходов ВВП исчисляется как сумма первичных доходов, которые подлежат распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы включаются в добавленную стоимость текущего периода, созданную в процессе производства.

    К первичным доходам относятся следующие:

    • оплата труда наемных работников (заработная плата + отчисления работодателей на социальные нужды);

    • налоги на производство и импорт (обязательные безвозмездные невозвратные платежи);

    • субсидии на производство и импорт (текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые предоставляет государство);

    • валовая прибыль и валовые смешанные доходы (часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда наемных работников и оплатой налогов на производство и импорт).

    Распределительный метод расчета ВВП используется прежде всего для анализа его стоимостной структуры. Если к ВВП прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, и вычесть первичные доходы, переданные остальному миру, то в результате получим валовой национальный доход страны (ВНД) в рыночных ценах.

    Метод конечного использования

    На стадии использования доходов ВВП исчисляется методом конечного использования, где представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление и сальдо экспорта-импорта и услуг.

    Конечное потребление есть расходы на использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. В СНС проводится различие между понятиями «расходы на конечное потребление» (кто финансирует расходы) и «фактическое конечное потребление» (кто получает от этого выгоды).

    Расходы на конечное потребление включают расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

    Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от каких-либо источников финансирования. В него включаются:

    • фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

    • фактическое конечное потребление государственных учреждений.

    Помимо расходов на конечное потребление важнейшим компонентом конечного использования ВВП является валовое накопление.

    Валовое накопление включает:

    • валовое накопление основного капитала (вложение средств единицами - резидентами - в объекты основного капитала с целью получения выгоды, что выражается в увеличении стоимости основного капитала);

    • прирост запасов материальных оборотных средств (прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов).

    Сальдо экспорта-импорта и услуг охватывает экспортно-импортные операции данной страны со всеми другими странами и представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.

    Итак, ВВП при исчислении методом конечного использования равен

    ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление + Сальдо экспорта-импорта и услуг. (4)

    При расчете национального дохода (НД) методом конечного использования из ВВП вычитается потребление основных фондов и добавляется сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа:

    НД = ВВП - Потребление основных фондов (ПОФ) + Сальдо поступлений первичных доходов из-за рубежа. (5)

    Переоценка ВВП в постоянных ценах

    ВВП исчисляется как в фактических (текущих) ценах, так и в постоянных (сопоставимых) ценах. Одной из важнейших задач статистики является пересчет показателя ВВП и его компонентов из фактических (текущих) в постоянные (сопоставимые) цены. Это связано с тем, что на изменение объема ВВП в фактических ценах влияние оказывает не только изменение количества произведенных или использованных товаров и услуг, но и изменение цен на товары и услуги.

    Для исчисления ВВП в постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки.

    Метод дефлятирования , который основан на использовании индексов цен (чаще всего применяется формула Ласпейреса, где в качестве весов используются данные базисного периода).

    Метод двойного дефлятирования (метод последовательного дефлятирования сначала выпуска, затем промежуточного потребления, при этом добавленная стоимость в постоянных ценах оценивается как разность определенных в постоянных ценах выпуска и промежуточного потребления).

    Суть метода дефлятирования состоит в том, что при расчете объема продукции текущего периода в постоянных ценах используют индекс-дефлятор ВВП, который исчисляется путем соотнесения объемов ВВП данного периода соответственно в текущих и постоянных ценах:

    где - объем ВВП текущего периода в фактических ценах.

    Затем для расчета объема продукции текущего периода в постоянных ценах объем произведенной или потребленной продукции текущего периода в фактических ценах делят на соответствующий индекс-дефлятор цен.

    Метод экстраполяции , основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

    Индексом физического объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

    (7)

    где - объем ВВП базисного периода в постоянных ценах; - объем ВВП текущего периода в постоянных ценах (реальный ВВП).

    Затем объем продукции базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического объема продукции для получения оценки объема продукции текущего периода в постоянных ценах.

    Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.

    Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

    В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

    В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

    В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

    • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
    • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
    • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

    Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

    Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

    Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
    • оказание услуг для реализации;
    • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
    • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
    • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
    • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
    • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

    В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

    Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

    Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

    • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
    • финансовые корпорации и квазикорпорации;
    • государственное управление;
    • домашние хозяйства;
    • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

    Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

    Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

    Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

    Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

    Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

    Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

    • валовой национальный доход (ВНД);
    • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
    • конечное потребление;
    • валовое накопление;
    • сальдо экспорта и импорта;
    • национальное сбережение;
    • чистое кредитование и чистое заимствование;
    • национальное богатство.

    ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

    ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

    ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

    Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

    Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

    Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

    Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

    Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

    Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

    Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

    Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

    Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

    А. Валовой внутренний продукт

    Б. Потребление основного капитала

    В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

    Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

    Д. Валовой национальный доход (А+Г)

    Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

    Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

    3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

    И. Конечное потребление

    К. Национальное сбережение (3Й)

    Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

    М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

    Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

    О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

    П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

    Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

    GDP = C + I + E,

    где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

    GDP = W + Q + R + P + Т,

    где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

    GDP = D + N - U,

    где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

    GNI = GDP + L M,

    где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

    GNDI = GNI + В - G,

    где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

    где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

    S + K = f + Z + J - О,

    где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

    где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

    Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

    Тема 3.1:СНС как система взаимосвязанных макроэкономических показателей

    Сущность и задачи системы национальных счетов.

    Система основных показателей результатов экономической

    деятельности и принципы их расчета.

    Построение консолидированных счетов СНС.

    Межотраслевой баланс как элемент СНС.

    Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, т.е. показателей характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов (СНС).

    Первым признанным на международном уровне стандартом была СНС 1953года. Впоследствии она была обновлена в 1968 и 1993 годах. Процесс обновления СНС 1993года закончился в марте 2009года. Обновленной СНС рекомендовано дать название «Система национальных счетов 2008г.»

    Мотивы изменения подходов к определению и отражению тех или иных показателей СНС были разнообразны.

    Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость экономических показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономике, т.е. значительно упрощает решение проблемы международных сопоставлений, способствует их достоверности.

    Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений.

    Потребителями данных СНС, кроме органов государственного управления, являются также научно- аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъектуры, различные общественно - политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

    Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих макроэкономических показателей, взаимосвязанных между собой, и характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства

    Каждой стадии воспроизводства (стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными счетами.

    Основные понятия, категории и структура СНС

    Система национальных счетов представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

    Институционные единицы – это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятие экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц:

    а) юридические лица - предприятия, корпорации, квазикорпорации, государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.; (квазикорпорации - это единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие статус корпорации); и б) домашние хозяйства. Последние рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

    Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Под резидентами страны понимают институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода (обычно год или более).

    Экономическая территория - это территория административно управляемая правительством страны, и в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

    На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связано с понятием национальности или гражданства.

    Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

    Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны, как резидентов, так и нерезидентов.

    Основные классификации СНС.

    Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах, в происходящих экономических процессах, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

    В СНС важнейшими являются следующие классификации:

    Институционных единиц по секторам экономики

    Видам экономической деятельности;

    Экономических операций;

    Активов и пассивов;

    Товаров и услуг;

    Расходов органов государственного управления по назначению;

    Налогов и субсидий.

    Институционные сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат . С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

    1.нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т. е. структуры занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг.

    2.финансовые корпорации и квазикорпорации.

    3.органы государственного управления.

    4.домашние хозяйства.

    5.некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

    6.внешнеэкономические связи («остальной мир»).

    Классификация по секторам характеризует структуру рыночной экономики.

    В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают свои издержки за счет выручки от продажи своих товаров и услуг на рынке.

    Сектор 2 включает финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является финансовое посредничество. Эти единицы финансируют свои издержки за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

    Сектор 3 включает бюджетные государственные организации, функция которых - перераспределение доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным его членам (выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

    Сектор 4 включает домашние хозяйства, то есть единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д. В этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица. К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга рассматривается в качестве членов тех домашних хозяйств, где они работают. Свои издержки единицы, входящие в данный сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий входящих в этот сектор.

    Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.

    Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность экономически связана с резидентами данной страны. То есть, счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность.

    Классификация по видам экономической деятельности в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности. Вид экономической деятельности определяется как совокупность заведений с однородным производством, например: сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство (тяжелая промышленность, легкая промышленность и т. д.).

    В соответствии с этим стандартом в классификации по видам экономической деятельности единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящееся в одном месте предприятие или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.

    Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций.

    Все экономические операции подразделяются в СНС на следующие виды:

    1.операции с товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг);

    2.операции с доходами (распределение и перераспределение доходов);

    3.операции с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например, займы, кредиты, прирост депозитов в банках и пр.);

    прочие операции, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.). Под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью.

    Последняя группа не имеет отношения к операциям, под которыми предполагают добровольное взаимодействие двух и более партнеров.

    Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на: а) операции на компенсационной основе , когда поток благ и услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций);

    б) трансферты - операции, при которых потоку благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

    Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

    В СНС предусматривается также классификация активов. Они подразделяютсяна следующие виды:нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах- балансах активов и пассивов. Классификация товаров и услуг в СНС соответствует Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией ООН.

    Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение по назначению на: общее управление, оборону, просвещение, здравоохранение и т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.

    Доходы государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности.

    В СНС предусматривается различие между налогами на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

    Налоги на продукты более или менее пропорциональны стоимости или объему произведенной или реализованной продукции. Типичными представителями налога на продукты являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Прочие налоги на производство более или менее пропорциональны факторам производства, например, налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы.

    Платежи из бюджета предприятиям, имеющие целью возместить убытки, возникающие вследствие политики цен, а также производимые для оказания воздействия на уровень производства, называются субсидиями.

    Сальдированный налог (налог за вычетом субсидий) называется «чистым налогом».

    Налоги в СНС разделены на две группы:

    Текущие (уплачиваемые регулярно);

    Капитальные (единовременные).

    Рассмотренные классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и сгруппированной на основе определенных принципов и критериев, важнейший из которых балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма ресурсов должна быть равна сумме расходов.

    Классификация счетов

    По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой балансовую двухстороннюю таблицу (ресурсы, использование), в которой каждая операция регистрируется дважды: один раз в ресурсах, другой – в использовании. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе статистической информации о движении соответствующих денежных потоков. Итоги операций на каждой стороне счета должны быть сбалансированы, т.е. равны между собой. В случае отсутствия этого равенства, в счет помещается балансирующая статья.

    Балансирующая статья, рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Таким образом, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета.

    При расчете валового внутреннего продукта (ВВП) и ряда других показателей, используются различные методы, в результате чего итоги операций на каждой стороне счета могут несколько различаться между собой, поэтому для обеспечения их равенства вводится показатель - «статистическое расхождение». Данный показатель является балансирующей величиной, его значение не должно превышать 4-5% валового внутреннего продукта.

    В СНС существует четкая классификация счетов. Различают следующие группы счетов:

    секторов экономики;

    видов экономической деятельности;

    отдельных экономических операций;

    экономики в целом (консолидированные счета).

    Построение счетов производится на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

    1. Выпуск товаров и услуг в основных ценах

    2. Промежуточное потребление

    3. Налоги на продукты и импорт

    4. Субсидии на продукты и импорт (-)

    5. Оплата труда наемных работников

    6. Налоги на производство и импорт

    7. Субсидии на производство и импорт (-)

    8. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»

    9. Доходы от собственности, переданные «остальному миру»

    10. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»

    11. Текущие трансферты, переданные «остальному миру»

    12. Расходы на конечное потребление

    13. Валовое сбережение

    14. Валовое накопление

    15. Импорт товаров и услуг

    16. Экспорт товаров и услуг

    17. Статистическое расхождение

    18. Валовое накопление основного капитала

    19. Изменение запасов материальных оборотных средств

    20. Капитальные трансферты, полученные от»остального мира»

    21. Капитальные трансферты, переданные «остальному миру»

    Ниже приводятся макеты консолидированных счетов.

    Счет товаров и услуг

    Счет производства

    Счет образования доходов


    Похожая информация.


    Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

    Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

    Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

    Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

    Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

    Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

    • во-первых, марксистская
    • во-вторых, расширенная концепция производства

    Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

    Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

    • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
    • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
    • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
    • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

    Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

    • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
    • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
    • в-третьих, незавершенное производство
    • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
    • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
    • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
    • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

    Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

    • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
    • аренда предприятиями собственных зданий
    • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

    Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса” .

    Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

    Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

    Группировка счетов по отраслям и секторам

    Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

    • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
    • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
    • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
    • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

    Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

    • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
    • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
    • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
    • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
    • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
    • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

    При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

    • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
    • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

    Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

    • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
    • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
    • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

    Методология СНС

    Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

    Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

    • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
    • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
    • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
    • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
    • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

    Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

    Модель народнохозяйственного оборота

    Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

    Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

    Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

    Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

    Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

    С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

    • прямой - через осуществление потребительских расходов
    • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

    В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

    • домашние хозяйства
    • предприниматели

    Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

    • через налоги
    • государственные закупки
    • займы

    Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

    Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

    Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.

    В СНС экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц-резидентов, секторов, отраслей.

    Институциональная единица – это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несет ответственность в соответствии с существующим законодательством. Институциональные единицы ведут полный набор счетов или могут составить такие счета при необходимости.

    Резидентами в СНС называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

    Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся: национальное воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные базы, научные базы и т.д.).

    В то же время части собственной географической территории страны, используемые другими странами, не входят в ее экономическую территорию.

    Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение неопределенного или длительного времени (обычно не менее одного года).

    Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные компании и банки, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов.

    Сотрудники иностранных посольств (кроме местного персо­нала, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны, не являются ее резидентами.

    Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

    Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образует институциональный сектор. Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие. Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или с аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.



    В аналитических целях в СНС предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которыми понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений их использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного про­изводства с одним и тем же видом деятельности образует чистую отрасль.

    В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами, основным из которых является понятие производство.

    Производство в СНС определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг.

    По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

    Товары – это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги – это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественную форму, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имею­щие как материальный, так и не материальный характер. Содержание экономических категорий в некоторых случаях не совпадает с содержанием соответствующих понятий бухгалтерского учета. Например, в СНС используют понятие "альтернативные издержки производства", принятое в экономической теории, которое не совпадает с понятием "издержки производства" в бухгалтерском учете. Непосредственное применение данных бухгалтерского учета о стоимости использованных в производстве товаров и активов в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек производства в их экономическом понимании и к искажению величин других показателей СНС (в частности прибыли).

    Важными понятиями СНС являются показатели "потоков" и "запасов".Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на опре­деленный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментные показатели.

    Потоки вызывают изменения в запасах. Между показателями потоков и запасов существует следующая взаимосвязь: величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс (или минус) поток. Например, величина запаса капитала в конце года может быть рассчитана как сумма его величины на начало года и потока чистых инвестиций за год.

    Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков или кругооборота, применяемой в СНС для описания и анализа экономических процессов.

    Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическимиоперациями.Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию.

    Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

    Действия, предпринимаемые экономической единицей в одно­стороннем порядке, оказывающие воздействия на другие единицы без их согласия, не являются экономическими операциями и относятся в СНС к другим потокам.

    Экономические активы (составляющие основную часть запасов) определяются в СНС как объекты, находящиеся в собственности экономических субъектов, из владения которыми их владелец извлекает экономические выгоды. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта.

    Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала.

    Стоимостная оценка. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

    Система цен. В СНС используются различные виды цен, различающиеся методами отражения налогов, субсидий, а также торговых и транспортных наценок.

    Международный методологический стандарт СНС-93 рекомендует использовать следующую систему цен для оценки результатов экономических операций: товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также накопления оценивают в рыночных ценах конечного потребителя, включающих все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки.

    Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя.

    Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах. Цены производителя, в отличие от цен конечного потребителя, не включают торгово-транспортные наценки и налог на добавленную стоимость.

    Основные цены, в отличие от цены производителя, не включают никаких налогов на продукты, но включают субсидии на продукты.

    Взаимосвязь цены конечного покупателя (ЦКП), цены производителя (ЦП) и основной цены (ОЦ) может быть представлена следующим образом:

    ЦП = ЦКП – НДС – ТТН, (20.1)

    где НДС – налог на добавленную стоимость;

    ТТН – торгово-транспортная наценка.

    ОЦ = ЦП – НП + СП, (20.2)

    где НП – налоги на продукты, включенные в цену производителя, т.е. налоги на продукты, за исключением НДС;

    СП – субсидии на продукты.

    Методология построения СНС наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учета, стоимостной оценки показателей и построения балансовых таблиц (счетов).



    Похожие статьи