Система налогов в российской федерации. Система налогов и сборов российской федерации Характеристика налогов и сборов

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать философско-правовые положения о системе налогов и сборов; специфические особенности формирования и характерные признаки системы налогов и сборов; особенности введения и установления видов налогов и сборов, элементный состав налогов и сборов;
  • уметь свободно оперировать юридическими понятиями и категориями системы налогов и сборов;
  • владеть навыками применения в практической работе нормативного правового акта, регулирующего отношения в области налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налоговых отношений.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов

Понятие "система налогов и сборов" сформировалось в российском законодательстве сравнительно недавно – с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Однако дефиниции "система налогов и сборов" законодательство о налогах и сборах не содержит.

Анализ положений гл. 2 ПК РФ дает основания предположить, что законодатель отождествляет понятия "система налогов и сборов" и "виды налогов и сборов", установленные в Российской Федерации (ст. 13–15 НК РФ). Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Основными критериями законодательного выделения видов налогов и сборов в Российской Федерации являются законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

Как замечает И. И. Кучеров, важнейшее значение для типизации системы налогов и сборов государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство .

К системе налогов и сборов можно также отнести предусмотренные соответственно гл. 26.1 ПК РФ – единый сельскохозяйственный налог, гл. 26.2 НК РФ – единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы налогообложения, гл. 26.3 ПК РФ – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, гл. 26.5 НК РФ – патентную систему налогообложения. "Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации", – отмечает А. А. Ялбулганова .

Система налогов и сборов представляет собой своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях – общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном. Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и принципы установления и взимания налогов и сборов. Состав системы налогов и сборов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики – торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов – исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д. .

Система налогов и сборов – динамичная экономико-правовая категория. Введение, трансформирование и отмена отдельных налогов и сборов соотносятся с текущими целями и задачами налоговой и бюджетной политики государства (зависят от них).

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, т.е. единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и единым механизмом государственного принуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением .

Наряду с понятием "система налогов и сборов " в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство этих терминов, смешивать их нельзя, предупреждает А. А. Ялбулганов.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Как отмечает А. А. Ялбулганов, правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве налогов и сборов. Система налогов – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, – такую позицию высказал С. Г. Пепеляев

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Система налогообложения в России. Виды налогов

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

– это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;
— Индивидуальные предприниматели;
— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
выигрыши и призы;
— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
— Суммы, полученные на основе договора дарения.
— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
Авансовые платежи вносятся:
— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует . УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

Важно знать: : виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

  • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
  • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
  • – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

Классификация налогов

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.

Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).

Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:

1. Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.

2. Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.

Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны.

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие признаки классификации:

По субъекту уплаты:

1. физические лица;

2. юридические лица.

В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве - термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений.

Физические лица - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Юридическое лицо - предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

По объектам налогообложения:

1) имущество (движимое, недвижимое);

2) доход (прибыль) от экономической деятельности;

3) операции по реализации товаров, работ, услуг;

4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);

5) отдельные виды экономической деятельности;

6) отдельные объекты.

Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:

1) собственные (закрепленные налоги);

2) регулирующие налоги.

Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.

Регулирующие налоги - разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По принадлежности к уровню власти и управления:

1) федеральные;

2) региональные;

3) местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.

Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.

По методу исчисления (от налоговой техники):

1) регрессивные;

2) прогрессивные;

3) пропорциональные;

4) линейные;

5) ступенчатые;

6) твердые (в абсолютной сумме).

В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, 50 коп. за квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости (например, с каждого рубля прибыли было предусмотрено 30% налога). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Она не измена и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объему налогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества). При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении.

Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения, и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Данный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

По способу изъятия:

1) прямые: а) реальные и б) личные;

2) косвенные: а) индивидуальные, б) универсальные, в) фискальные монополии, г) таможенные пошлины;

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками прямых налогов является владелец имущества (дохода). Они подразделяются на реальные и личные. Реальные прямые налоги уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Им облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).

Прямой налог личный - важнейшая форма прямого обложения, при котором налогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяются в зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров.

Косвенными универсальными налогами облагаются в основном все товары и услуги.

Фискальные монополии - ими облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.

По срокам уплаты:

1) срочные;

2) периодично-календарные.

Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.

Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.

По порядку введения:

1) общеобязательные;

2) факультативные.

Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают

Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.

По целевой направленности:

1) абстрактные;

2) целевые.

Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.

Целевые (специальные) налоги - налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий

По порядку и способу исчисления налога:

1) налогоплательщика;

2) налогового агента;

налоговый орган

Исчисление налога может осуществляться по:

1) некумулятивной системе

2) кумулятивной системе.

При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям, при кумулятивной системе исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года.

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов, также их сочетание.

Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Основные направления совершенствования налоговой системы России

При разработке экономической политики государству необходимо учитывать следующие случаи:

1. Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

2. Амортизация (или погашение), поглощение и капитализация налога. Здесь выделено два варианта:

Налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;

Налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;

Ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

3. Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

4. Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно – на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные условия переложения позволили рекомендовать финансовой практике облагать те источники, о которых можно с уверенностью сказать, что налог остается на них.

Одной из ключевых проблем российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения – одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос – выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

Хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентноспособности и росту деловой активности.

Общая логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным переходом от косвенного налогообложения к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода часто зависит от способности справиться с задачей легализации экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

В качестве управляющего переданными средствами государство для предпринимателей проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с этим, у предпринимателя возникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство диктует рамки –налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности выявления и количественного измерения "теневых" экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно принимать во внимание не только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов

Налоговое законодательство РФ построено на основе единстве принципа финансовой политики государства, проявляющегося в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. НК установил три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории РФ. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяется парламентом РФ – Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливается Правительством РФ

Согласно ст.213 НК к федеральным налогам относятся:

Налог на доставленную стоимость (НДС), акциза на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций. Налог на доходы от капитала, подоходный налог с физического лица. Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог, водный налог, экономический налог.

Кроме основной массы налогов в структуре обязательных платежей выделяются:

Сборы(взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, таможенные сборы, лицензированные сборы); Пошлины (государственная пошлина. Таможенная пошлина).

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний « данный вид страхования является видом социального страхования и предусматривает:

Обеспечение социальной защиты застрахованных лиц и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска (это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного лица, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях);

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

Обеспечение принудительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Несчастным случаем признается событие, в результате которого возникает необходимость перевода застрахованного лица на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание застрахованного лица, которое является результатом воздействия на него одного или множества вредных производственных факторов и влечет за собой временную или стойкую утрату застрахованным лицом профессиональной трудоспособности.

Экономическая характеристика НДС

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара. Он был введен в действие Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стои­мость" от 06.12.91 № 1992-1, утратившим силу с введением части второй НК РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости.
В настоящее время применение налога регулируется гл. 21 НК РФ.
Плательщиками НДС являются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с пе­ремещением товаров через таможенную границу РФ, опреде­ляемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующиеоперации:
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (резуль­татов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о пре­доставлении отступного или новации, а также передача иму­щественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмезд­ной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказа­ние услуг) для собственных нужд, расходы на которые не при­нимаются к вычету (в том числе через амортизационные от­числения) при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
При этомне признаются объектом налогообложения: %/ операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ;
передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, элек­трических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных со­оружений и других подобных объектов, органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осу­ществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
передача имущества государственных и муниципальных пред­приятий, выкупаемого в порядке приватизации;
выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятель­ности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, за­конодательством субъектов РФ, актами органов местного са­моуправления;
передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и- управления и органам мест­ного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, госу­дарственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Местом реализашш товаров признается территория РФ при на­личии одного или нескольких следующихобстоятельств".
товар находится на территории РФ, не отгружается и не транс­портируется;
товар в момент начала отгрузки или транспортировки находит­ся на территории РФ. Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если:
работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым иму­ществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), нахо­дящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в ча­стности, относятся строительные, монтажные, строительно-­монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находя­щимся на территории РФ;
услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, ту­ризма, отдыха и спорта;
покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на терри­
тории РФ. Местом осуществления деятельности покупателя, а также орга­низации или индивидуального предпринимателя, которые вы­полняют работы (оказывают услуги), считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории РФ на основе государственной регистрации ор­ганизации или индивидуального предпринимателя, а при ее от­сутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного ор­гана, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представитель­ство), места жительства физического лица. Данное правило применяется при выполнении работ (оказании услуг):
по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринго­вых, рекламных, по обработке информации, а также при прове­дении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговымуслугам относятся инженерно-консультацион­ные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуа­тации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйствен­ных и других объектов, пред проектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно­-конструкторские разработки и другие подобные услуги).К ус­лугам пообработке информации относятся услуги по осуществ­лению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя ре­зультатов обработки этой информации;
по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
сдаче в аренду движимого имущества, за исключением назем­ных автотранспортных средств;
оказанию услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания таких услуг;
оказанию услуг непосредственно в российских аэропортах и воз­душном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
выполнению работ (оказанию услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги су­дов портового флота), а также при лоцманской проводке.

Местом осуществления деятельности организации или индиви­дуального предпринимателя, которые предоставляют в пользо­вание воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипа­жем, а также услуги по перевозке,непризнается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории РФ.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
контракт, заключенный с иностранными или российскими ли­цами;
документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказа­ния услуг. Статьей 149 НК РФ предусмотрены операции, не подлежащие налогообложению.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) опреде­ляется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК РФ в за­висимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) при:
определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогопла­тельщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные дохо­ды учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить;
определении налоговой базы выручка (расходы) налогопла­тельщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (ра­бот, услуг) или на дату фактического осуществления расходов;
налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответст­вии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных то­варов и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога с продаж;
реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бар­терным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на без­возмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного за­логом обязательства, передаче товаров (результатов выполнен­ных работ, оказанных услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяе­мых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога с продаж;
реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставг ляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в со­ответствии с федеральным законодательством, налоговая база оп­ределяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации;
реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с уче­том уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом по­ложений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подак­цизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок);
реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Прави­тельством РФ (за исключением подакцизных товаров), налого­вая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ и ценой приобретения указан­ной продукции;
налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стои­мость их обработки, переработки или иной трансформации с уче­том акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога с продаж;

реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сдел­кам, предполагающим поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг) по истечении установленного договором (кон­
трактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре
или контракте цене налоговая база определяется как стоимость
этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в дого­воре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя
из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотрен­
ному ст. 40 НК РФ, действующ

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

1.75



Похожие статьи