Собрание собственников жилья многоквартирного дома жилищный кодекс. Пошаговая инструкция, как провести общее собрание собственников мкд. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания

Представьте, что в доме, которым вы управляете, прошло общее собрание собственников. Жители решили установить в подъезде систему видеонаблюдения. Вы поставили видеокамеру, но теперь один собственник отказывается платить за установку оборудования и требует моральной компенсации.

Суды встали на сторону собственника, а некоторые даже решили, что ОСС не могло обсуждать такой вопрос. Сегодня мы расскажем, чем закончилась эта история и какие решения может решать общее собрание собственников.

Мнения судов о компетенции ОСС

Собственники помещений в МКД на внеочередном общем собрании приняли решение установить в доме систему видеонаблюдения, определили порядок оплаты и одобрили тариф на обслуживание. Кворум на ОСС состоялся и никто из собственников не оспаривал протокол собрания.

Никто кроме одного. Этот собственник обратился в суд с иском на управляющую компанию, потребовал, чтобы она вернула ему потраченные на услуги видеонаблюдения деньги, а также компенсировала моральный вред.

Мнения судов разделились. Мировой суд иск не удовлетворил. Апелляционный суд отменил это решение, признал начисление платежей за установку и обслуживание камер незаконным, указал управляющей компании сделать перерасчёт, компенсировать собственнику моральный вред и заплатить штраф.

Президиум Верховного Суда Республики отменил требование о перерасчёте, но сказал, что штраф и компенсацию морального вреда выплатить всё же придётся. Управляющая компания обратилась в Верховный Суд РФ. И Верховный Суд РФ опять всех примирил.

Компетенции ОСС по закону

Управляющая компания установила в подъезде и стала обслуживать систему видеонаблюдения, потому что исполняла желание собственников помещений в МКД. Своё желание они высказали на общем собрании собственников дома.

Апелляционный суд, назначая суровое наказание для УО, исходил из того, что видеонаблюдение - это дополнительная услуга, которую может оказывать собственникам управляющая компания. Дополнительные услуги не относятся к услугам по содержанию жилого помещения и коммунальным услугам, и значит, не относятся к компетенции ОСС.

Суд кассационной инстанции поддержал такую позицию, согласился с ничтожностью решения ОСС. Верховный Суд РФ объяснил, что это неправильно.

Общее собрание собственников помещений в МКД - орган управления многоквартирным домом (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ). К его компетенции относятся вопросы, предусмотренные ч. 2 ст. 44 ЖК РФ :

  • о реконструкции МКД, строительстве хозяйственных построек, капитальном ремонте;
  • о пределах использования земельного участка;
  • об использовании общего имущества дома третьими лицами;
  • о выборе способа управления.

Решения ОСС по вопросам, которые выносятся на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов. Есть ряд вопросов, для решения которых необходимо получить не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Решение ОСС по вопросам, которые относятся к его компетенции, обязательно для всех собственников помещений в таком доме, даже для тех, кто не участвовал в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Исполнение решений ОСС

Мы не устаём повторять вслед за ч. 1 ст. 161 ЖК РФ , что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в нём. УО должна стараться содержать общее имущество в доме в надлежащем состоянии, качественно предоставлять коммунальные услуги.

Компания, которая управляет многоквартирным домом, несёт ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества дома (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

По договору управления УО по заданию собственников в согласованные сроки и за плату оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества и предоставляет коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Все собственники помещений в МКД на праве общей долевой собственности владеют общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). К общему имуществу относятся:

  • межквартирные лестничные площадки,
  • лестницы,
  • лифты,
  • лифтовые шахты,
  • коридоры,
  • технические этажи,
  • чердаки и подвалы.

Чтобы все перечисленные помещения содержались в должном порядке, собственники утверждают на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер финансирования (п. 17 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. Относится сюда и плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД определяет общее собрание собственников. Определяется он с учётом предложений управляющей компании не менее чем на один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

Выходит, что к компетенции общего собрания собственников помещений относится решение вопроса об определении перечня услуг и работ по управлению МКД для содержания общего имущества дома. Управляющая компания оказывает такие услуги и работы в счёт платы за жилое помещение.

Решение Верховного Суда РФ

Видеокамеру, из-за которой произошёл конфликт, управляющая компания установила с направлением обзора на входные двери подъезда. Так сделали потому, что видеонаблюдение должно было помочь обеспечить безопасность жителей дома.

Предыдущие суды это не учли. И их выводы о том, что решение вопроса о предоставлении дополнительных услуг собственникам МКД не относится к компетенции ОСС, незаконны.

Видеонаблюдение - услуга, направленная на надлежащее содержание общедомового имущества. Его цель - обеспечить безопасность и сохранить имущество собственников помещений дома. Это не индивидуальная услуга, а услуга, одинаково полезная всем жителям дома.

Верховный Суд РФ отменил решения предыдущих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Управление многоквартирным домом собственниками жилых помещений предполагает согласование волеизъявлений каждого из них. Когда число субъектов невелико, меньше вероятности возникновения непреодолимых конфликтов. При этом принятие решений о пользовании общим имуществом не сопровождается какими-либо существенными сложностями. Другая ситуация обстоит в случаях множественности владельцев. Особенности согласования волеизъявлений таких субъектов регламентирует ст. 44 ЖК РФ. В новой редакции нормы предусмотрены основные правила обсуждения актуальных вопросов, касающихся судьбы материальных ценностей, пользование которыми осуществляется совместно. Рассмотрим их.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Оно выступает в качестве своего рода административного органа. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме организовывается для обсуждения вопросов, касающихся совместного пользования материальными ценностями, являющимися частями сооружения. Для этого формируется повестка дня, назначается дата проведения мероприятия. Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ , согласование волеизъявления владельцев осуществляется путем голосования по сформулированным вопросам.

Компетенция органа

О ней говорится в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ . Компетенция административного органа достаточно обширна. Владельцы жилплощадей согласовывают:


Ст. 44 ЖК РФ с комментариями

Приватизация жилфонда в России создала довольно сложную ситуацию. В большинстве многоквартирных домов отсутствует один собственник. Такие сооружения состоят из множества площадей, принадлежащих гражданам, юрлицам, МО и пр. Это существенно осложняет управление имуществом. Принимая во внимание данное обстоятельство, рассматриваемая норма Кодекса закрепляет специальную форму обсуждения вопросов, касающихся МКД. Общее собрание считается единственным административным органом. Он существует в течение всего периода существования МКД.

Прежний порядок

Ранее условия управления имуществом в многоквартирных домах формулировались органами территориальной власти. Законные хозяева площадей при этом были отстранены от обсуждения актуальных вопросов. Это, в свою очередь, повлекло повсеместное игнорирование прав этих лиц на участие в вынесении решений, касающихся содержания, распоряжения, пользования материальными ценностями, эксплуатируемыми гражданами совместно. В большинстве случаев обсуждение осуществлялось на уровне ЖКХ. Это привело к муниципализации сферы управления МКД. Соответственно, отсутствовали иные организационно-экономические предпосылки для развития иных форм администрирования. Принцип, заложенный в ст. 44 ЖК РФ , призван кардинально изменить ситуацию.

Природа компетенции административного органа МКД

Она связана с режимом реализации права собственности владельцев жилплощадей. Элементы компетенции административного органа можно охарактеризовать как имущественно-правовые и организационные. Последние включают в себя определение ключевых направлений управления имуществом, используемого совместно. В их число входит:

  1. Выбор способа администрирования и уполномоченной организации.
  2. Согласование вопросов о ликвидации и создании ТСЖ.
  3. Определение порядка и сроков проведения ежегодных обсуждений актуальных вопросов, касающихся МКД и пр.

Имущественно-правовые элементы компетенции включают в себя принятие решений о правилах пользования, а в установленных пределах - и распоряжения общим имуществом, определении платы за работы и услуги по администрированию, содержании и так далее.

Исключительность полномочий

Она проявляется в том, что по отдельным вопросам ни какой другой орган, кроме общего собрания, обсуждение провести не может. К прочим структурам, к примеру, можно отнести правление ТСЖ. Возможность обсуждения некоторых вопросов ст. 44 ЖК РФ предусматривает для других органов. Так, члены товарищества могут согласовать сдачу в аренду или передачу иных прав на материальные ценности, используемые владельцами жилплощадей в МКД. Но, к примеру, такие вопросы, как выбор варианта администрирования либо формирование ТСЖ, может обсуждать только общее собрание. Объединяющим признаком проблем, отнесенных к исключительной компетенции этого органа, является их фундаментальность. Решения, принятые по таким вопросам, носят долгосрочный характер.

Актуальная проблема

Рассматриваемая норма включает в перечень вопросов, подлежащих обсуждению только административным органом МКД, капитальный ремонт и переоборудование отдельных площадей в сооружении. К исключительной компетенции указанной структуры относят и проблемы, касающиеся возведения хозяйственных и прочих построек. Присутствующая в ст. 44 ЖК императивная норма исключает возможность свободного толкования и использования ее лицами, не считающимися владельцами жилплощадей в МКД.

Важный момент

Следует учитывать специфику обсуждения вопросов, касающихся переоборудования в сооружении. Так, если оно приведет к уменьшению объема общего имущества, то, принимая во внимание положения статей 36 и 40 Кодекса, решение должно приниматься единогласно всеми собственниками вообще или всеми участниками. В последнем случае предварительно должно быть получено одобрение от остальных владельцев жилплощадей, не имеющих возможность присутствовать на обсуждении. Это правило распространяется и на случаи, когда кто-либо из собственников без согласования с соседями осуществляет перестройку помещений, используемых совместно. Другие владельцы могут потребовать приведения переоборудованных площадей в первоначальный вид. Соответствующий иск может заявляться по правилам 304 статьи ГК.

Споры

При рассмотрении дел, связанных с применением ст. 44 ЖК РФ, судебная практика учитывает и нормы ГК. Так, например, если кто-то из владельцев жилплощади в МКД лишен возможности пользоваться какой-то частью сооружения (не имеет доступа на чердак), он может заявить иск в порядке 301 статьи ГК. Претензия может предъявляться к любому другому владельцу или к третьему лицу. В последнем случае виндикационный иск будет считаться заявленным в интересах всех хозяев жилплощадей МКД. Его удовлетворение не предрешает вопрос, касающийся использования общего имущества. Он только лишь обеспечивает получение истцом утраченного владения.

Возведение хозяйственных и иных построек

По мнению экспертов, компетенция административного органа МКД, закрепленная в пункте первом второй части ст. 44 ЖК , сформулирована неоднозначно. Размытость толкования проявляется, в первую очередь, в том, что в норме не уточняется, какой именно участок может использоваться для возведения построек. Кроме того, ст. 44 ЖК не содержит указаний о назначении сооружений. Из этого можно сделать поверхностный вывод о том, что владельцы жилплощадей вправе согласовать строительство на любой территории. При этом она вполне может не относиться к участку, на котором располагается МКД. Вместе с тем следует помнить положения части первой ст. 44 ЖК . В ней указывается, что компетенция административного органа распространяется только на объекты, используемые владельцами жилплощадей совместно. Природа полномочий связана с правом собственности на имущество. Соответственно, обсуждению подлежат только те вопросы, которые относятся к нему.

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Время на чтение: 18 мин

Собрание собственников жилья многоквартирного дома – процедура, установленная в ЖК России. На основании правового акта это мероприятие позволяет регулировать управление общей собственностью владельцев недвижимого имущества, находящегося в составе МКД. Для инициирования собрания и проведения в надлежащей форме, следует действовать в соответствии с нормативно-правовыми положениями. Нарушение процедуры влечет признание сбора неправомочным.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Необходимость проведения, ОСС как волеизъявления жильцов МКД

ОСС, т. е. собрание владельцев квартир в МКД, осуществляется с единственной целью – решение возникающих или плановых вопросов по имуществу. Смысл заседаний заключается в том, что лица совместно регулируются возникающие задачи.

Общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ЖК РФ могут проводиться каждый год. Однако при возникновении срочных вопросов, владельцы квартир вправе созывать экстренный сбор.

На заметку: для нового МКД в первую очередь нужно инициировать заседание, на котором произойдет избрание Совета дома во главе с председателем, а также решены основные задачи.

Компетенция ОСС

В полномочия собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по ЖК РФ входят различные пункты, связанные с владением общим имуществом.

В следующем списке приведены основные вопросы:
  • определение способа управления МКД;
  • установление парко-мест;
  • предоставление в аренду незанятных нежилых помещений;
  • фиксирование размеры отчислений за использование имущества сторонних лиц, к примеру, провайдеров Internet;
  • согласование монтажа в холлах, лифтовых и подъездах информационных и рекламных стендов.

Таким образом, сбор собственников позволяет принимать решения, относящиеся к использованию всех объектов, кроме жилых участков – кровля, придомовая территория и т. п.

Посмотрите видео: "Тонкости проведения общего собрания собственников жилья."

Какими нормативно-правовыми актами регулируется процедура организации и проведения ОСС МКД

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации общий сбор жителей многоквартирного домовладения позволяет регулировать различные ситуации, цель которых повысить комфортное нахождение граждан в комплексе, а также рыночную стоимость недвижимости. В законодательстве установлены нормы, требования и условия для проведения заседаний.

ЖК РФ об общем собрании собственников

Схема, в соответствии с которой проводится ОСС в МКД, регламентируется . Основываясь на принципах закона, собрание собственников представляет собой орган управления общим имуществом.

В жилищном законодательстве основными статьями по данному вопросу являются:
  1. – регулирует методы избрания управления МКД.
  2. в части первой устанавливает необходимость заключения договоров между УК или иной формой с владельцами жилья.
  3. Статья №162 того же кодекса в ч. №8.2 указывает, что собственники недвижимости вправе согласовывать и принимать решения об отказе от услуг управляющей компании, если организация некачественно или не в полной мере соблюдает нормы соглашения.
  4. В прописан регламент о том, как должна происходить передача общедомовой собственности третьим сторонам для временного пользования.
  5. Любые решения, относящиеся к ремонту, расширению, надстроек, а также возведение различных хоз. построек должны осуществляться в соответствии с положениями

Приказ Минстроя о проведении ОСС

Обсуждать и отдавать голоса допускается путем заполнения специальных бланков, т. е. письменно либо в устной форме методом поднятия рук. При этом секретарь должен засвидетельствовать количество «за» и «против», а участники собрания подписать решение. Примечательно, что порядок голосования должен выбираться и оформляться заранее.

В заочной форме референдум проводится при помощи дистанционного заполнения листов, которые направляются владельцам недвижимости совместно с уведомлением о проведении общего заседания.

Очно-заочный формат предполагает осуществление встречи в два этапа, что позволяет участникам голосовать в момент сбора, а те, кто по каким-то причинам не присутствовал, могут сделать это после.

Доверенность на голосование

Собственники квартир в МКД вправе самостоятельно присутствовать на заседании владельцев жилья или уполномочить доверенностью своего представителя. Правило зафиксировано в . При этом в документе должна фигурировать следующая информация:

  • сведения о владельце;
  • данные уполномоченного лица – Ф.И.О., адрес проживания (фактический, по прописке), серия и номер паспорта.

Документ оформляется согласно статье и нотариально визируется ().

Голосование несовершеннолетними лицами

Общая инструкция по составлению протокола:
  1. Название.
  2. Число формирования и входящий номер.
  3. Дата и адрес созыва ОСС.
  4. Заголовок к основной части.
  5. Раздел содержания.
  6. Указывается, где будут храниться документы о каждом проведенном собрании владельцев недвижимости в МКД.
  7. Приложения к основной бумаге.
  8. Визирование председателем Совета дома, а также секретарем и представителями счетной комиссии. В некоторых случаях устанавливается подпись главного инициатора заседания, если уполномоченные лица СД не были избраны.
  9. Подписывают протокол все собственники, которые в бюллетенях поставили галочку «за» формирование ТСЖ и утверждение Устава.

Непосредственно текст протокола разбивают на две составные – ввод и основа. В первой указывают статистические сведения (общее количество метража, число владельцев и т. п.) и фактическую информацию.

БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста!

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!

Второй раздел содержит данные о поднятых вопросах в повестке дня – для каждого выделяется отдельный подраздел. Список передается участникам на рассмотрение в соответствии с формированным извещением о проведении ОСС. Каждая тема нумеруется.

На заметку: не допускается прописывать пункт «Иное», «Разное», «Другое» и т. п. формулировки. В протоколе должны фигурировать только вопросы из повестки дня. Запрещено объединять в одном положении несколько тем, имеющих разное содержание.

Дополнения к протоколу

К протоколу обязательно прилагают дополнительную документацию:
  1. Перечень владельцев недвижимости в МКД (реестр). В бумаге должна прописываться информация обо всех собственниках – Ф.И.О. для физлиц и название и ОГРН для организаций, если они имеют право на какое-то помещение в доме. Дополнительно проставляется номер свидетельств.
  2. Извещение о предстоящем ОСС, соответствующее требованиям статьям и
  3. Перечень вручения уведомлений о проведении встречи владельцев жилья в МКД, которым были отправлены объявления. Кроме того, прописывается выбранный вариант доставки документов, число, когда получено. Исключительными случаем, когда это не требуется, является публикация данных о собрании в общедоступном месте – информационные доски в каждом подъезде.
  4. Список лиц, принявших участие в ОСС, с указанием сведений о праве на объект собственности.
  5. Доверенность и другая документация (или копии), указывающие на компетенцию лица принимать участие в заседании жильцов МКД, а также тех, кто присутствовал на встрече. Если владельцем квартиры является человек, не достигшей 18-летия, то голосовать за него может отец и/или мать, а также законный опекун. В качестве документа представляется паспорт родителя и сертификат рождения ребенка.
  6. Бумаги, которые необходимы для принятия решения по вопросам, указанные в повестке дня.
  7. Если голосование проводилось в заочном или очно-заочном формате, то требуется приложение в виде решения каждого из собственников МКД.
  8. Другие материалы, которые косвенно или прямо имеют отношение к проведенному собранию.

Протокол формируется в период, установленный ОСС, однако не позже истечения десятидневного срока после фактического завершения заседания.

Основания для признания протокола общего собрания ничтожным

Проведение ежегодного или экстренного заседания жильцов могут признать нелегитимным в случае судебного опротестования вынесенного решения. Однако даже при отсутствии искового заявления есть вероятность присвоения статуса «ничтожный».

Зачастую такие ситуации касаются принятия решения по теме, которая не фигурировала в повестке дня.

Но и в этом случае есть исключения из правил:
  • в ОСС приняли участие 100% от количества собственников МКД;
  • протокол составлялся на сборе, который не имел кворума;
  • вопрос входит в перечень полномочия ОСС.
Основания для признания протокола заседания владельцев помещений в многоквартирном доме:
  • противоречия нормам и требованиям действующего законодательства;
  • нарушение условий формирования документов;
  • попрание нравственности.

Нюансы проведения общего собрания в ТСЖ и ЖСК

На заметку: кворум для кооператива жильцов (ОСЧ) признается, если на сходке участвовали больше 50 процентов всех членов ().

Заключение

Если владелец недвижимости в МКД не согласен с принятым постановлением ОСС или сомневается в корректности его проведения, то он вправе направить иск в судебную инстанцию. В течение полугода, с даты получения информации, собственник может повлиять на итоги голосования.

Посмотрите видео: "Процедура проведения общего собрания собственников помещений в МКД."

Однако если в ходе расследования будут выявлены незначительные нарушения, которые не стали причиной материальных убытков для истца, то в компетенции ведомства оставить итоги собрания без изменений.

Дополнительно гражданин направляет жалобу в ГЖИ. Инстанция, после рассмотрения дела по существу и при обнаружении грубых ошибок, наделена полномочиями инициировать судебное заседание.



Похожие статьи