Содержание внутренних и внешних функций государства. Внешние и внутренние функции государства. Внутренние и внешние функции государства

Современные государства сталкиваются со значительным количеством проблем и вызовов, необходимость реагирования на которые связано с появлением у них соответствующих целей и задач . Для их достижения они вынуждены исполнять ряд функций .

В зависимости от направленности функции государства делят на внутренние и внешние .

Внутренние функции современного государства направлены на реализацию внутренних задач, а внешние функции - на организацию и поддержание определенных отношений с остальными странами. Внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга.

К внутренним функциям современного государства относят: охранительные (охрана сложившихся форм собственности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды), экономические, социальные, культурные и другие функции.

Функция по охране существующих форм собственности характерна всем государственным образованиям, поскольку её реализация создает благоприятный климат для активной экономической деятельности.

Охрана правопорядка представляет собой важнейшую функцию любого государства, которая проистекает из потребностей общества. В большинстве современных стран на первый план выходит охрана и защита прав и свобод граждан , поскольку в противном случае сложно обеспечить подлинный правопорядок.

Функция по охраны природы и защите окружающей среды приобрела особую актуальность в последнее время, в особенности после выявления фактов реализации сценария глобального потепления. Экологически вредное производство стало негативно воздействовать на человека и его здоровье. Подобное развитие ситуации в обозначенной сфере и предопределило формирование у современных государств функции по охране природы и защите окружающей среды.

Фактически на всех этапах развития государств одним из ключевых направлений его деятельности является реализация экономической функции . Однако степень участия государства в экономических процессах имеет различное измерение в зависимости от конкретных исторических условий. В последние годы государство активно влияет на экономику, определяет целесообразные темпы её роста, а также устанавливает эффективные пропорции производства между отдельными её отраслями. В большинстве стран было отмечено появление государственного сектора экономики , т. е. государственной собственности и государственного управления предприятиями.

Во многих странах государство является крупнейшим предпринимателем. Как правило, крупные акционерные общества в стратегических сферах представлены государственными предприятиями. Также оно часто представлено в виде собственника (полного или частичного) крупных банков.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют современному государству ответственно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабах всего национального хозяйства.

Важное место в деятельности государственных образований занимает социальная функция , реализация которой тесно связана с экономической. Социальная функция отличается многообразием в содержательном разрезе и отличается масштабностью объемов государственной деятельности при реализации данного направления. Её ключевым назначением является устранение или смягчение возможной социальной напряженности в обществе, выравнивание материального и социального положения людей, развитие здравоохранения, образования и культуры.

Для реализации социальной функции государство формирует фонды, средства которых направляются на финансовое обеспечение выплаты разнообразных пенсий и пособий, а также финансирование образования и здравоохранения. Оно занимается разработкой и реализацией программ, которые обеспечивают занятость населения и снижение уровня безработицы, способствуют размера заработной платы работников и т.д.

В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций - обеспечения мирового правопорядка , международной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных).

В современных условиях значение государства в вопросе поддержки поступательного развития здравоохранения, образования и культуры заметно возросла. Для эффективного управления указанными видами деятельности оно формирует систему государственных органов и нанимает работников соответствующего профиля подготовки, а также организует их финансовое обеспечение.

В последние годы большинство стран, имеющих необходимые интеллектуальные и финансовые возможности, активно реализуют функцию стимулирования научно-технического прогресса . Постоянное расширение государственного финансирования сферы научно-технических исследований объясняется тем, что современные масштабы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ существенно возросли. Стабильное создание экономических эффективных и промышленно полезных технологий позволяет современным государствам захватывать лидирующие позиции в авангарде мирового прогрессивного движения. Указанное обстоятельство понуждает государства брать на себя основную часть обязательств по финансовому стимулированию научно-технического прогресса и фундаментальных теоретических исследований.

К внешним функциям современного государства принято относить: отстаивание национальных интересов в отношениях с другими странами, защиту от нападения извне, развитие дипломатических отношений. В условиях глобализации и формирования мирового рынка отмечается активизация межгосударственной взаимовыгодной торговли, углубляется экономическое взаимодействие государств на региональной платформе, развиваются системы обеспечения коллективной безопасности.

Вышеуказанные обстоятельства создают благоприятные условия для формирования у государств соответствующих внешних функций .

Таким образом, лишь полноценная реализация внутренних и внешних функций позволит современным государствам обеспечить эффективную реализацию стоящих перед ним целей и задач.

  • Назад

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделœения труда также имеет международный характер.
Размещено на реф.рф
В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всœех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всœех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:

1) оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в данном остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Вместе с тем, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Государственный механизм – система гос. органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Структура государственного механизма:

1) гос. аппарат – совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти;

2) гос. учреждения и гос. предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Гос. учреждения - ϶ᴛᴏ некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Напр., организации образования, здравоохранения, библиотеки. Гос. предприятия - ϶ᴛᴏ коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр.
Размещено на реф.рф
монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.

Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства: 1) правотворчество, 2) управление и 3) охрана права. Соответственно различаются и три вида гос. органов: 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные.

Особенности структуры гос. механизма в России:

1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.

2. Принцип разделœения властей проводится не в полном объёме. Президент стоит как бы над системой разделœения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всœех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на ʼʼокругаʼʼ, назначив своих ʼʼполномочных представителœейʼʼ.

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из ʼʼпредставителœейʼʼ от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населœением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К фед. судам относятся: 1) ВС и возглавляемая им система судов общей юрисдикции; 2) ВАС и возглавляемая им система арбитражных судов; 3) КС.

6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинœение по уголовным делам в суде.

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный орган - ϶ᴛᴏ структурно обособленное звено государственного аппарата͵ обладающее следующими основными признаками:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);

3) имеет определœенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;

4) имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;

5) характеризуется определœенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

6) образуется в порядке, установленном законом.

Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр.
Размещено на реф.рф
Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр.
Размещено на реф.рф
федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр.
Размещено на реф.рф
МИД, его дипломатические и консульские представительства)

Форма государства - ϶ᴛᴏ организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее базовых элементов: 1) формы правления 2) формы государственного устройства и 3) политического режима.

Форма правления - ϶ᴛᴏ организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия должна быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика должна быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.

Политический режим - ϶ᴛᴏ совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" 2017, 2018.

  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 1 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 2 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 3 страница
  • А) длительные нарушения овариально-менструальной функции 4 страница
  • Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило, говоря о внутренних функциях государства, используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.:

    · Политическая функция (функция обеспечения государственной власти) включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти. Ее содержание составляют:

    Правотворчество, заключающееся в разработке и принятии юридических норм;

    Обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней; определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

    Официальное представительство общества, то есть, будучи носителем политической власти, государство представляет собой субъект права;

    Защита конституционного строя, которая реализуется специальными органами (Конституционным судом).

    · Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. Ее содержание составляют:

    К выработке экономической политики;

    К управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

    К установлению правовых основ рынка и ценовой, политики, обеспечению равноправия всех форм собственности, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции и др.

    · Социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок, в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. всем гражданам России гарантировано право на достойный образ жизни). Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев и др. В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств.



    · Функция налогообложения. Обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. С целью реализации этой функции в каждом государстве устанавливается налоговое законодательство, регламентирующее обязанности, права и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    · Функция обеспечения законности и правопорядка. В целях реализации этой функции государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов (правосудия, органов внутренних дел, государственной безопасности). Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.



    · Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. В условиях ухудшения экологической обстановки в стране, ряда экологических катастроф на ее территории это направление социальной деятельности государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной сферы в производстве, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и предоставляет компенсации при нанесении ущерба здоровью и имущественным интересам граждан.

    Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем эти функции приобретают специфические черты, что обусловливает необходимость их разделения на внутренние и внешние. К внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее, его внешнего проявления -- независимости в международной сфере.

    Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки Нередко используются теории, обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и как следствие неполноценность этносов, стоящих на «низшей ступени социальной эволюции».

    В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.

    Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция России, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и граждан» на в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

    Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру, временными являются функции, осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.

    Основные функции -- это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих пер ним в определенный исторический период.

    Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т. п.

    От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться как функция государства, и как функция государственного органа -- Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы, может сделать только государство целом.

    Государству присущи следующие внешние функции:

    Функция обороны. Цель ее - защитить государство от агрессивных действий иных государств. Оборона государства обеспечивается решением следующих задач: введением всеобщей воинской обязанности; воспитанием граждан в духе патриотизма и готовности к защите страны от агрессии извне; созданием сети военных учебных заведений для подготовки командного кадрового состава вооруженных сил; развитием военной промышленности для создания вооружения и т. д.

    Функция международного сотрудничества. Обусловлена двумя основными направлениями: внешнеполитической деятельностью; внешнеэкономической деятельностью и сотрудничеством в гуманитарной сфере.

    Внешнеполитическая деятельность современных государств основывается на принципах признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы, добросовестного выполнения принципов и норм международного права.

    Внешнеэкономическая деятельность основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

    Функция поддержки мирового правопорядка. Предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. В этой сфере государствам трудно бороться "в одиночку", а требуется межгосударственное объединение усилий.

    Функция сотрудничества государств в решении глобальных проблем современности. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом. К числу таких глобальных проблем относятся: всеобщая заинтересованность государств в предотвращении крупных экологических катастроф, в охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства; утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами; сохранение и защита благоприятного глобального климата и др.

    А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций.

    Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.

    Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей - столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот - подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.

    Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

    Установление и охрана правового порядка;

    Охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

    Экономическая;

    Культурная;

    Социальная;

    Экологическая.

    Внешние функции:

    Поддержание мира и мирного сосуществования;

    Обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

    Защита государственного суверенитета от внешних посягательств;

    Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

    Охранительная;

    Экономическая;

    Социальных услуг;

    Обеспечения и защиты граждан;

    Культурно-воспитательная;

    Природоохранная;

    Внешние функции:

    Защита государства от вооруженных нападений других государств;

    Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);

    Экономических и культурных связей;

    Борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.

    Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества - экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

    В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

    Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

    Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция - внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.

    А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

    Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России - А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.

    Б) Внутренние функции государства.

    К внутренним функциям государства относятся:

    1) Функция охраны правопорядка

    Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

    2) Экономическая функция.

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция "государства - ночного сторожа") до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

    Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер - установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств - от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства - установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

    В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

    3) Социальная функция.

    Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

    Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

    Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

    В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

    Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

    4) Экологическая функция

    Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

    В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

    1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

    2). Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

    3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

    Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют особые функции, которые будут рассмотрены далее.

    В) Внешние функции государства

    Рассмотрим внешние функции:

    1) Функция обороны

    Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы - необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.".

    Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

    > Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

    > Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

    > Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

    2) С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

    Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые - оборонительную.

    3) В современных условиях у государства возникает новая функция - функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве.

    В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

    4) Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д..

    В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

    Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

    Следует отметить, что перечень внешних функций государства, приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

    Понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

    Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

    Внутренние функции государства:

    • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
    • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
    • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
    • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
    • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
    • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
    • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

    Внешние функции государства:

    • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
    • организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

    Внутренние функции государства

    Внутренние функции государства делятся на:

    • основные;
    • неосновные.

    Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

    Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан , в том числе:

    • борьба с преступностью;
    • учет и регистрация населения;
    • предотвращение различных катастроф;
    • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
    • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
    • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
    • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

    Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

    Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

    • В России к традиционным функциям можно отнести:
    • управление транспортом и связью;
    • управление образованием и здравоохранением;
    • зашита неполноценных лиц и помощь им;
    • управление средствами массовой информации.

    Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

    В число «новых» функций входят следующие.

    • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
    • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
    • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

    Внешние функции государства

    Внешние функции государства

    • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
    • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
    • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
    • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).
    • Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

    Внутренние функции

    В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции : экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

    Экономическая функция

    В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

    В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

    Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

    В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

    • реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
    • преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
    • целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
    • создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
    • постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
    • подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

    Политическая функция

    Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

    Социальная функция

    Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

    Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

    • в обеспечении всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государс тво должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
    • охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
    • охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
    • гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
    • на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
    • оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

    Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

    Развитие науки реализуется:

    • созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
    • путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
    • поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

    Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

    Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

    Экологическая функция

    Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

    Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

    Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

    Правоохранительная функция

    Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

    • охрана прав и свобод граждан;
    • охрана всех форм собственности;
    • охрана правопорядка.

    Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

    Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

    Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

    Внешние функции

    Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

    Функция обороны страны

    Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

    В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

    Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

    Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

    Международное сотрудничество

    Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

    В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

    Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

    Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

    • по линии формирования экономического союза;
    • системы коллективной безопасности;
    • совместной охраны границ;
    • комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
    • заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
    • создания единого информационного пространства.

    Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

    Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

    В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

    • функцию борьбы с международным терроризмом;
    • экологическую функцию.

    Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.



    Похожие статьи