«Современный город. Энергетика. Ресурсосбережение. Экология В строительстве и Жкх

В современной рыночной экономике и жесткой конкуренции, в условиях переходного периода, в котором находится Россия сегодня, довольно актуальным стал вопрос об экономии и рациональном использовании ресурсов. рационализация ресурсосбережение научный

В последнее десятилетие проблема экономии ресурсов на фирме или предприятии особенно обострилась. Необходимо осуществить техническое перевооружение или реконструкцию действующих предприятий - перевести их на ресурсосберегающие технологии.

Ресурсосбережение - это совокупность мер по экономному и эффективному использованию всех факторов производства, общее свойство которых состоит в потенциальной возможности их участия в производстве (производственные ресурсы) и в потреблении (потребительские ресурсы). Ресурсосбережение означает использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, природных, финансовых и других) для решения задач экономического и социального развития. Поскольку потребности людей и общества стремительно растут, а ресурсы ограничены и редки, то роль ресурсосбережения в решении коренной триединой проблемы: что, как, для кого производить все возрастает. Ресурсосбережение охватывает не только факторы производства, но и продукцию, поскольку продукция одной отрасли потребляется в другой, связанной с ней общественным разделением труда.

В связи с переходом к интенсивному ресурсосберегающему типу экономического роста, основанного на использовании достижений НТР, снижении фондоемкости и материалоемкости продукции, повышения производительности труда, улучшении технико-экономических показателей и качества продукции возрастают возможности ресурсосбережения. Важное значение в решении проблемы ресурсосбережения имеет научно- технический прогресс.

Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под научно-техническим прогрессом подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс "дорожает", так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма или предприятие должны четко понимать, для решения каких задач -стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

Потенциальным подходом к понятию «новая технология» для конкретного производства является оценка возможности с ее помощью достичь в короткие сроки целей предприятия или фирмы. Поэтому для какого-либо конкретного производства новой может быть технология и не самая прогрессивная, но позволяющая поднять производительность труда и качество выпускаемой продукции на более высокий уровень.

В свою очередь на рациональное использование материалов оказывает влияние множество взаимосвязанных факторов: технология и организация производства, свойства исходного сырья, уровень технологической дисциплины, техническая оснащенность и т.д.

Считается, что ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного хозяйства, не ухудшив при этом состояния других хозяйств.

Понятие Парето - оптимальности полезно расчленить на ряд составляющих или, иначе говоря, установить необходимые условия (признаки) Парето- оптимального состояния экономики. Их три: эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность в обмене), эффективность в производстве и эффективность в структуре выпуска продукции.

Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно перестроить использование ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска другого. Распределение ресурсов эффективно, когда объем продукции, выпускаемой за определенный период, распределяется таким образом, что становится невозможным улучшить положение кого-либо без нанесения ущерба кому-то другому.

Тот факт, что общее конкурентное равновесие и Парето- оптимальность предполагают выполнение одних и тех же условий, означает, что между ними существует тесная взаимосвязь, которая обобщается в двух

основных теоремах теории общественного благосостояния.

Первая теорема теории общественного благосостояния утверждает, что в состоянии общего равновесия размещение экономических ресурсов Парето - оптимально.

Парето - оптимальное распределение ресурсов требует, чтобы соотношения цен соответствовали соотношениям предельных затрат производства благ

Это по существу значит, что относительные цены благ должны быть столь же высоки (низки), сколь высоки (низки) предельные затраты их производства. В противном случае экономические агенты получают искаженные сигналы об относительной ограниченности товаров и производственных ресурсов.

Вторая основная теорема теории общественного благосостояния утверждает: при условии, что все кривые безразличия и изокванты выпуклы относительно начала координат, для любого Парето - эффективного распределения ресурсов существует система цен, обеспечивающая экономическое равновесие.

Едва ли не важнейшим следствием второй основной теоремы общественного благосостояния является возможность разделения двух важнейших проблем экономики - эффективного использования ограниченных ресурсов и распределения благосостояния между индивидами, которые могут быть решены независимо одна от другой. В условиях совершенной конкуренции обе проблемы решаются посредством системы рыночных цен. Их аллокативная роль состоит в том, что цены характеризуют степень ограниченности (дефицитности) благ и факторов производства, а распределительная - в том, что они определяют покупательную способность экономических субъектов.

Ресурсосбережение - основа процветающей экономики России ХХI века

«Сегодня в ресурсосбережение надо

и деньги вкладывать, стимулировать,

создавать соответствующие условия»

В.В. Путин

Современное промышленное производство требует вовлечения в хозяйственный оборот огромных количеств материальных, энергетических, природных ресурсов. Мировое потребление природных ресурсов достигло величины, соизмеримой с запасами полезных ископаемых. То, что создавалось природой в течение геологических эпох, измеряемых миллионами лет, сегодня расходуется человечеством за несколько десятилетий. И при этом только около 5 % сырья, поступающего в производство, переходит в промышленную продукцию, остальное попадает в отходы, которые загрязняя окружающую среду, нарушают экологическое равновесие.Положение со свалками общеизвестно.Общий объем отходов каждое десятилетие удваивается и, как правило, опережает рост ВВП.

Сбережение ресурсов в России на крайне низком уровне. С переводом экономики на рыночные отношения государственное регулирование рассматриваемого сегмента хозяйства практически прекратилось, а устаревшая нормативная база продолжала действовать, препятствуя развитию рынка. В связи с низкой рентабельностью функции сбора вторичных ресурсов, уровень использования отходов резко снизился. Ныне, преобладающая масса ранее используемых ценных вторичных ресурсов вывозится на свалки и загрязняет окружающую природную среду.

В ближайшие годы западные страны могут ограничить ввоз на свою территорию продукции перерабатывающих отраслей России в связи с неисполнением страной-членом ВТО обязательства по прекращению захоронения не переработанных отходов на свалках. Утрата рынков для конкурентоспособных товаров существенное препятствие сохранению индустриального потенциала. Основную часть ущерба можно предотвратить, если немедленно осуществить программу развития ресурсосбережения.

Советский опыт

В Советском Союзе в 70-80-х годах руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности и общей и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности.

С 1986 года была введено общее положение, согласно которому «организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции» Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках Государственного комитета по науке и технике СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 году специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов.

В 1980-х годах сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб. Заготовка и подготовка к производству некоторых видов отходов в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли.

В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 году уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был повыситься значительно и по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%.

В процессе экономических преобразований 1990-х годов созданные в 1970-1980-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены.

День сегодняшний

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 году. За это время произошли существенные изменения. Как в развитии международного законодательства в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использованию их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплены обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов.

Проблемы законодательства - не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами.

Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу.

Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном - органы государственного надзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе.

В Российской Федерации в крупных населенных пунктах и пригородах проживает семьдесят миллионов человек. Это население в год накапливает около тридцати миллионов тонн твердых бытовых отходов, в том числе: семь миллионов тонн бумаги, по два миллиона тонн полимеров, текстиля и стекла, миллион тонн металла, двенадцать миллионов тонн влажной органики.

Из коммунального мусора возможно посредством технологии комплексного сбережения ресурсов, получить:

  • 7,5 млн. тонн альтернативного топлива (эквивалент 3,5 млрд. м3 природного газа);
  • 6 млн. тонн вторичного сырья (металлолома, полимеров, макулатуры);
  • 12 млн. тонн техногенного грунта и компоста.

После извлечения из общей массы отходов ценных ресурсов для захоронения на полигонах останется не более четверти обезвреженных, инертных отходов. Ключевым пунктом является то, что развивать требуется не переработку мусора, а ресурсосбережение посредством переработки мусора. Именно ресурсосбережение является наилучшим способом снижения негативного воздействия на окружающую природную среду смешанных и выброшенных ресурсов. Достаточно построить двести автоматизированных сортировочных комплексов (МСК), организовать логистику и стимулирование в рамках вертикально интегрированных объединений и задача будет решена. Строительство возможно и желательно осуществлять преимущественно на федеральных землях, для того чтобы избежать волокиту с оформлением территории.

Мероприятия, направленные на уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, входят в перечень мер по обеспечивающих безопасности жизнедеятельности населения. Их невозможно в достаточной мере оплачивать исключительно за счет средств, полученных от сбыта вторичного сырья. На переработку одной тонны отходов необходимо около 1500 руб. На субсидирование переработки тридцати миллионов тонн ТБО потребуется около 45 млрд. руб. ежегодно. Около ста миллиардов требуется для сооружения мощностей. С учетом дополнительных затрат, это средства, которые страна может получить за пять лет с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. Средства, предназначенные для переработки упаковочных отходов необходимо собрать в государственный фонд и разделить на две части: первая часть - средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для переработки мусора, к примеру, объектов МСК; вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

В целях организации и регулирования процессов обращения с отходами и их ресурсными фракциями необходимо разработать ряд национальных стандартов. Видение содержания этих документов имеется. Инвестиции производить на условиях совместного финансирования проекта его участниками. Приоритет представлять вертикально-интегрированным объединениям компаний, обслуживающим все стадии обращения с отходами, при представлении рекомендаций от организации-члена Национального объединения, в которую эти участники входят. Фактом выдачи рекомендации организация должна принимать на себя обязательство контролировать, за счет средств заявителей, процесс использования отходов и согласовывать отчеты о проделанной по проекту работе.

Необходимо разрешить частным и муниципальным переработчикам заключать прямые договора с упаковщиками на сбор и переработку упаковочных отходов. Такие договора позволят предпринимателям в конкурентных условиях быстро оптимизировать и снизить затраты. Этот порядок можно отрегулировать Постановлением Правительства.

Эффективность использования ресурсов важнейший показатель развития экономики. С учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания используемых ныне месторождений, резкого увеличения затрат на разведку новых запасов полезных ископаемых и разработку удаленных месторождений, в целях обеспечения приемлемого уровня ресурсной безопасности, ресурсосбережение не имеет альтернативы.

Восстановление ресурсного потенциала сырья основа современной стратегии обращения с отходами. Муниципалитеты населенных пунктов западных стран, организовавшие систему замкнутого цикла обращения с отходами, достигли положения, при котором от первоначального объема коммунальных отходов для захоронения на полигонах остается всего несколько процентов мусора. Остальное с успехом используется для обеспечения ресурсами индустрии. Подобная стратегия должна быть принята и осуществлена в России.

Более того, научные исследования свидетельствуют, что страны, не организовавшие оборотный ресурсный цикл до 2015 года, потеряют экономическую стабильность. Темп развития переработки и использования твердых бытовых и промышленных отходов в Российской Федерации не достаточен для удовлетворения возрастающих потребностей жителей и индустрии.

Развитие высокоэффективных систем обращения с ресурсами и новейшей транспортной логистики позволит резко снизить потребность в ископаемом сырье, уменьшить материалоемкость национального продукта, выбросы загрязняющих веществ, оздоровить территории, получить признание и политическую поддержку населения. Такой вариант возможен, если страна готова к развитию. Членство страны во Всемирной торговой организации не оставляет российскому предпринимательству иного выхода, нежели опережающее развитие. Вступление в ВТО - это, своего рода, точка отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности. Поэтому мы формулируем главный вопрос «что делать с собой, в ВТО вступившими», и задать его себе должно не только и не столько правительство, но и каждый участник экономического процесса, будь то предприятие, отрасль, предприниматель, менеджер, наемный работник, чиновник или законодатель.

Разработка стандартов в области обращения с отходами производства и потребления не только целесообразно, но и жизненно необходимо, как одно из необходимых условий полноценного функционирования России в ВТО и как мера снижения государственного контроля над экономикой.

В связи с тем, что в западных странах для ресурсо- и энергосбережения ныне используются устаревшие технологии сжигания, Россия, используя новейшие технологии автоматизированной сортировки, фактически, за пять лет, может обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения, существенно увеличив валовой национальный продукт; проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду будет устранена с наименьшими затратами; регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов и, привлекающей их, коррумпированной бюрократии; тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей не увеличатся. Опасность утраты рынков для индустрии России будет устранена с наименьшими затратами и в кратчайший срок.

Россия фактически станет лидером ресурсосбережения.

Однако, средств от сбыта вторичного сырья недостаточно для покрытия издержек комплексов. На переработку одной тонны отходов необходимы дополнительные затраты в 1 500 руб. Следовательно, на субсидирование переработки 60 млн. т ТБО в первые четыре года потребуется до 90 млрд. руб. ежегодно. Это как раз те средства, которые страна планирует собирать с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. На сегодняшний день Российская Федерация недополучает порядка 2,5 млрд. евро только из-за того, что в России нет уполномоченного органа по работе с Евросоюзом и с другими странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара. Эти финансовые ресурсы оседают в Европе, не дают развития данного вида отрасли в РФ. По своим функциям это может быть и Минпромторг.

Если будет определена долгосрочная политика государства в этом направлении, то и в индустрии переработки можно пойти по нормальному варианту. В распорядительных документах Правительства, например, определить по срокам цену утилизации произведенной предприятиями продукции, ранжировать процент утилизации по годам.

Деньги, предназначенные для переработки упаковочных отходов, необходимо собрать в государственный внебюджетный фонд и разделить на две части:

  • первая часть - это средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для мусоропереработки, к примеру, объектов ВМСК,
  • вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

Для организации и регулирования процессов необходимо разработать ряд национальных стандартов. Предприниматель-переработчик должен не обивать по каждому пустяковому вопросу пороги регионального отделения Роприроднадзора, а понимать, что от него ждут, как и перед кем отчитаться для получения денег за услуги по переработке упаковочных отходов.

Примерный перечень стандартов и вопросов, которые необходимо отрегулировать, разработан Национальным объединением "РУСРЕЦИКЛИНГ". Разработку стандартов деятельности и систему контроля надо передать на уровень Национального объединения.

Инвестировать в субъект целесообразно в том случае, если в регионе организован вертикально интегрированный комплекс компаний, объединяющий все стадии обращения с отходами. Таким образом, за пять лет проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду и задача развития ресурсо- и энергосбережения может быть решена.

Успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и общества. Решение проблем окружающей среды невозможно также без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации, чей интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать.

Елена Есина,

Президент Национального объединения организаций

операторов в области обращения с отходами "РУСРЕЦИКЛИНГ",

эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ

по развитию гражданского общества и правам человека,

кандидат экономических наук

Приложение

к решению городского Совета

Городская целевая Программа "Энерго- и ресурсосбережение
в городе Красноярске" на 2002-2005 годы

С изменениями и дополнениями от:

Паспорт Программы

Наименование Программы Городская целевая Программа "Энерго- и ресурсосбережение в городе Красноярске" на 2002-2005 годы Основание для разработки Закон Красноярского края от 15.09.99 г. Программы N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края", постановление администрации города от 15.02.2001 г. N 101 "О реализации мероприятий по энергоресурсосбережению" Заказчик Программы Администрация города Основной разработчик Красноярский государственный технический Программы университет Цели и основные задачи Целями Программы являются: Программы - создание организационных, правовых, экономических и научно-технических условий, обеспечивающих переход городского хозяйства на энергосберегающий путь развития при одновременном улучшении социально-бытовых условий жизни населения; - снижение бюджетных затрат на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города и в жилищно-коммунальном хозяйстве, развитие энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, оптимизация потребления энергоресурсов в г.Красноярске Срок реализации Программы 2002-2005 годы Объемы и источники Затраты городского бюджета на выполнение финансирования Программы составляют 115000 тыс.руб., в т.ч. объемы финансирования в 2002 году - 12000 тыс. руб.; 2003 году - 2000 тыс. руб.; 2004 году - 1637 тыс. руб.; 2005 г. - Основные исполнители Управление по энергетике и энергосбережению Программы администрации города Ожидаемые конечные Снижение затрат за счет сокращения потерь и результаты реализации рационализации энергопотребления Программы предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета города, и в жилищно-коммунальном хозяйстве в пределах 10-30% от общего объема потребления. Создание оптимального энергетического и финансового баланса города в сферах энергопроизводства, транспорта и потребления энергоресурсов Контроль за исполнением Управление по энергетике и энергосбережению Программы администрации города, рабочая группа, утвержденная распоряжением администрации города от 15.02.2002 г. N 95-р

Основные понятия и термины, используемые в программе

Баланс энергообеспеченности - установление соответствия мощности источников энергии суммарной мощности присоединенных потребителей с учетом потерь, с целью определения дефицита (избытка) энергообеспеченности.

Балансовые испытания котельного агрегата - установление действительного коэффициента полезного действия котлоагрегата по результатам инструментального контроля.

Демонстрационная зона (проект) высокой энергетической эффективности объект, на котором осуществляется совокупность энергосберегающих проектов с созданием благоприятных условий для демонстрации суммарного энергетического, экологического и экономического эффекта.

Индивидуальный тепловой пункт - комплекс оборудования, предназначенный для регулировки и поддержания заданных характеристик теплоносителя для индивидуального объекта.

Мероприятие по энергосбережению - деятельность, направленная на экономию и повышение эффективности использования энергоресурсов.

Местные виды топлива - виды топлива (бурый и каменный уголь, дрова и отходы деревообрабатывающего производства, нефть, природный газ и др.), добываемые или производимые на территории края, использование которых сокращает или замещает потребление топлива более дорогих или дефицитных сортов.

Оптимизация схем энергоснабжения - система мероприятий, направленная на определение оптимального режима работы схем энергоснабжения по заданным параметрам.

Показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов в расчете на натуральные показатели (м2 площади, единица продукции и т.п.)

Потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).

Система автоматического регулирования - система для выработки и реализации управляющих воздействий на технологический объект регулирования в соответствии с принятым критерием регулирования (управления).

Система учета тепловой энергии - комплекс приборов, оборудования и мероприятий, предназначенных для учета тепловой энергии.

Экономический эффект энергосбережения - стоимостные показатели, отражающие эффективность проведенных мероприятий по энергосбережению.

Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе.

Энергетическое обследование - систематическое, комплексное и независимое обследование объектов с целью определения их энергоэффективности и выработки мер энергосбережения.

Энергосберегающая политика на территории г.Красноярска - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области производства, транспортировки и потребления топливноэнергетических ресурсов, осуществляемое органами государственного надзора, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

1. Обоснование необходимости разработки и принятия Программы

В основу настоящей Программы положен Федеральный закон от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закон Красноярского края от 15.09.99 г. N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края", постановление администрации Красноярского края от 18.10.99 г. N 664-п "О концепции энергосберегающей политики на территории Красноярского края".

В разработке данной Программы учтен опыт по созданию подобных документов, накопленный в различных регионах России (Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской, Смоленской и других областях и городах). Настоящая Программа разработана с учетом полученных результатов от выполнения Программы "Повышение эффективности бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в городе Красноярске" на 2000 год.

При формировании энергосберегающих мероприятий учтено отсутствие в настоящий период механизма инвестиций и механизма, стимулирующего проведение энергосберегающих мероприятий при производстве и транспорте тепловой и электрической энергии. Из-за отсутствия механизмов экономического стимулирования энергосбережения в настоящее время могут быть использованы лишь принципы административного управления и организационные методы реализации мероприятий.

1.1. Система энергообеспечения г.Красноярска

Общий объем поставленной г.Красноярску тепловой энергии в 2000 году 6 составил около 18·10 Гкал.

Имеющийся разрыв между установленной и располагаемой мощностью (в условиях примерно 30-процентного дефицита пиковой мощности теплоисточников) объясняется следующими основными обстоятельствами:

Низкой надежностью и изношенностью оборудования теплоисточников;

Отсутствием выхода отдельных теплоисточников в муниципальные тепловые сети и тепловые сети ОАО "Красноярскэнерго";

Отставанием темпов ввода тепловых мощностей от строительства жилья и объектов социальной сферы;

Низким уровнем качественного регулирования режимов в централизованных системах теплоснабжения.

Для систем энергообеспечения города характерны следующие обстоятельства:

Дефицит тепловых мощностей в большинстве районов города;

Низкая эффективность источников тепла, особенно муниципальных, для которых она не превышает 65%;

Большая степень изношенности энергооборудования источников, распределительных сетей и систем энергопотребления зданий и сооружений;

Значительные потери тепловой энергии и теплоносителя во всех элементах систем теплоснабжения;

1- недостаточный уровень оснащенности измерительными приборами, в том числе теплосчетчиками, и полное отсутствие систем регулирования у потребителей;

Несовершенные и неподдающиеся гидравлической регулировке системы теплоснабжения;

Низкое качество запорно-регулирующей арматуры;

Крайняя неэффективность сферы потребления электрической энергии: нерегулируемый электропривод, неэкономичные режимы систем освещения, значительные потери в системах распределения и потребления;

Отсутствие стимулов к энергосбережению.

Такие условия, с одной стороны, перспективны для энергосбережения, а с другой - требуют больших капиталовложений и четких, скоординированных программой действий.

1.2. Проблемы реализации энергосберегающих проектов

Существует целый ряд факторов, препятствующих эффективной реализации энергосберегающих проектов:

Недостаточные ответственность и экономическая заинтересованность в энергоэффективности всех субъектов системы производства энергии, ее транспорта и потребления;

Несовершенство отечественного рынка энергосберегающих технологий;

Несовершенство нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях в области инвестиций в энергосбережение и стимулирования участников энергосберегающих мероприятий;

Отсутствие учета и систем автоматического регулирования на муниципальных теплоисточниках и у потребителей;

Наличие открытых систем теплоснабжения в г.Красноярске требует больших расходов на химическую очистку и деаэрацию подпиточной воды, а так как режимы подготовки воды, как правило, не выдерживаются, происходит резкое снижение сроков службы тепловых сетей и теплопотребляющих установок.

Настоящая Программа направлена на выявление потенциала ресурсосбережения г.Красноярска и его использование в ближайшие 4 года.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

2.1. Цели и задачи Программы

Целями настоящей Программы являются:

Снижение финансовой нагрузки на бюджет города за счет сокращения платежей за топливо, тепловую и электрическую энергию;

Создание экономических, технических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов производителями и потребителями энергии;

Создание комфортных условий в помещениях предприятий и учреждений, финансируемых из бюджета города;

Снижение экологической нагрузки на окружающую среду города.

Цели Программы будут достигаться путем разработки эффективных финансово-экономических механизмов и внедрения эффективных технологий производства, транспортировки, преобразования и потребления энергетических ресурсов, проведения мероприятий по энергосбережению, внедрения систем учета и регулирования энергопотребления.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей, можно распределить по сферам:

Экономическая сфера:

Составление материального и финансового баланса энергопроизводства и энергопотребления;

Снижение доли бюджетных расходов на потребляемые энергетические ресурсы на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города и в жилищно-коммунальном хозяйстве;

Снижение удельного расходования энергоресурсов в расчете на душу населения за счет снижения потерь энергии;

Проведение эффективной тарифной политики.

Производственная сфера:

Сокращение потерь энергетических ресурсов в инженерных сетях;

Повышение теплозащиты зданий и сооружений;

Снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на муниципальных энергоисточниках;

Научно-техническая сфера:

Установление общего и достижимого для реального использования в ближайшие годы потенциала энергосбережения в г.Красноярске;

Оптимизация схем теплоснабжения города;

Повышение эффективности использования научно-технического потенциала г.Красноярска в части энергосбережения;

Повышение энергетического КПД действующих энергетических установок.

Сфера экологии:

Сокращение выбросов в окружающую среду;

Повышение эффективности водных и других естественных источников ресурсов города;

Приведение качества воздуха, воды, почвы в соответствие с экологическими стандартами;

Снижение объемов теплового загрязнения окружающей среды.

2.2. Этапы реализации Программы

Для реализации сформулированных целей и задач Программы необходимо:

Разработать нормативно-правовую и методическую базы энергосбережения города;

Сформировать экономические и финансовые механизмы энергосбережения;

Выполнить первоочередные высокоэффективные и быстрореализуемые мероприятия;

Сформировать общественное сознание по проблемам энергосбережения.

К числу первоочередных мероприятий по Программе относятся:

Разработка нормативно-правовых актов по энергосбережению;

Внедрение систем учета и регулирования тепловой и электрической энергии;

Определение баланса энергообеспеченности города;

Оптимизация схем тепло- и электроснабжения;

Повышение квалификации руководящего и обслуживающего персонала потребителей;

Создание демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности на территории г.Красноярска.

2.3. Сроки реализации Программы

Реализация мероприятий Программы рассчитана на четыре года, в том числе по основным направлениям:

Теплопотребления - 2002-2005 годы;

Разработка нормативной и методической базы энергосбережения - 2002-2004 годы;

Энергосберегающие проекты - 2002-2005 годы;

Информационное сопровождение Программы - 2002-2005 годы.

3. Механизм реализации Программы

3.1. Управление Программой

Для достижения поставленных целей необходима система управления, структура которой будет разрабатываться и оптимизироваться при формировании нормативно-правовой и методической баз энергосбережения в городе.

Планирование, контроль и координацию реализации Программы осуществляют администрация города через управление по энергетике и энергосбережению и городской Совет через комиссии по городскому хозяйству и экологии, по бюджету и собственности.

Система управления Программой направлена на:

Обеспечение оптимального совмещения работы существующих энергоисточников ОАО "Красноярскэнерго", муниципальных и ведомственных, с равными возможностями подключения всех в "единую" общегородскую систему магистральных трубопроводных тепловых сетей, принадлежащих ОАО "Красноярскэнерго", муниципалитету и ведомствам;

Реализацию энергосбережения при производстве, транспорте и потреблении энергии.

Системный подход при разработке данной Программы предполагает выделение трех подсистем - потребителей (в первую очередь предприятия и организации, финансируемые из бюджета города, и жилищно-коммунальное хозяйство), транспорта и производителей энергии с последующей их интеграцией.

Сложность такого типа Программ определяется необходимостью создания и реализации материально-финансовых, информационно-аналитических и административно-управленческих инфраструктур, адаптации их к существующим нормативно-правовым актам, специфике и особенностям энергохозяйства г.Красноярска.

3.2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение
внедрения энергосбережения

Для стимулирования рационального потребления энергии и инвестирования в энергосбережение необходимо:

1) обоснование социальных норм потребления населением различных видов энергоресурсов;

2) разработка финансово-экономического механизма, позволяющего стимулировать энергосберегающую политику и энергоэффективное поведение субъектов производства, транспорта и потребления энергоресурсов;

3) администрации города Красноярска совместно с администрацией Красноярского края разработать нормативно-правовые акты и методическую базу по направлениям:

Оценка эффективного использования энергетических ресурсов на вновь строящихся и реконструируемых объектах;

Порядок и условия теплоснабжения от муниципальных источников;

Порядок и условия транспорта тепловой энергии по сетям, обеспечивающим теплоснабжение предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города, и жилищно-коммунального хозяйства;

Учет и регулирование потребляемой тепловой энергии;

Теплопотери через ограждающие конструкции зданий и сооружений.

3.3. Кадровое обеспечение

Для реализации Программы должна быть создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области энергосбережения. Задачами этой системы должны стать переподготовка и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения, формирование энергосберегающего сознания у населения, анализ и распространение новейших достижений в области энергосбережения.

4. Программные мероприятия и финансирование Программы

Одним из основных принципов формирования системы программных мероприятий энергосбережения должен стать принцип снижения затрат на реализацию мероприятий. Этот принцип реализуется путем отбора наиболее эффективных проектов и первоочередной реализации мер с минимальными затратами. В качестве оценки при этом может быть использован показатель удельных затрат (отношение затрат на реализацию мероприятия к экономии за весь срок его действия).

Оценка экономии топлива, тепловой и электрической энергии выполняется на основе реально достигаемых показателей по повышению эффективности оборудования (по данным испытаний опытных образцов, расчетов) с учетом масштабов их внедрения на теплоисточниках и тепловых сетях, системах освещения и у потребителей города.

Реализация энергосберегающих проектов на предприятиях, в организациях, финансируемых из бюджета города, и в жилищно-коммунальном хозяйстве осуществляется на конкурсной основе.

4.1. Финансирование Программы

В настоящее время основными факторами, сдерживающими проведение работ по энергоэффективности на объектах города, являются:

Отсутствие необходимых финансовых средств в бюджете города, у энергоснабжающих организаций и потребителей;

Отсутствие стимулов к энергоэффективному поведению и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сферы энергообеспечения города.

В этих условиях начальное финансирование работ по энергоэффективности осуществляется из бюджета города.

Финансирование Программы по годам осуществляется в пределах средств, определенных на ее реализацию. Объемы финансирования ежегодно утверждаются городским Советом при рассмотрении городского бюджета. Финансирование мероприятий Программы календарного года начинается после утверждения отчета за выполненные работы предыдущего периода рабочей группой, утвержденной распоряжением администрации города от 15.02.2002 г. N 95-р.

Особенностью программ и проектов энергоресурсосбережения является их потенциальная высокая доходность (рентабельность). Энергосберегающие мероприятия для предприятий и организаций, финансируемых из бюджета города, и жилищно-коммунального хозяйства координируются управлением по энергетике и энергосбережению города по этапам:

1-й этап. Подготовка проектов:

Определение фирм для выполнения проектных работ на конкурсной основе;

Выполнение проектных работ.

2-й этап. Реализация:

Определение фирм для выполнения работ на конкурсной основе;

Финансирование из бюджета города;

Реализация проектов.

Условия конкурса на выполнение работ по реализации Программы определяются положением о конкурсах, разработанным администрацией города.

3-й этап. Мониторинг эффекта энергосбережения:

Определение фактического срока окупаемости проектов;

Отчет по реализации проектов.

4.2. Инвестиционная деятельность в области энергосбережения

Инвестиционная деятельность г.Красноярска подчинена долгосрочным целям его развития и осуществляется в соответствии с разработанной инвестиционной политикой.

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии города и охватывает следующие основные этапы:

Формирование направлений инвестиционной деятельности в энергосбережении в соответствии с планами социально-экономического развития города;

Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка;

Определение объектов инвестирования;

Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов.

5. Предполагаемые результаты

Программа энергоресурсосбережения города - это единый комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на эффективное использование энергоресурсов и являющихся фундаментом планомерного снижения затратной части бюджета.

Основной областью экономии энергоресурсов на первом этапе является теплоснабжение. В результате выполнения мероприятий снизится теплопотребление бюджетных организаций без снижения комфортности, уменьшатся затраты на оплату энергоресурсов.

В данной Программе предлагается решать задачу повышения эффективности использования энергоресурсов прежде всего за счет внедрения энергосберегающих технологий и оборудования.

В результате выполнения мероприятий Программы предполагается получить значительный экономический и социальный эффект:

Под-
пунк-
ты раз-
дела 7

Наименование мероприятий
Экономи-
ческий
эффект
(млн.руб.)
в год
Срок
окупае-
мости

Социально-экономи-
ческий эффект
1 2 3 4 5
Мероприятия по учету и регулированию теплопотребления

1.1. Установка приборов учета 4,5 0,5-1 Определение факти-
1.3. тепловой энергии на ческого количества
1.7. объектах, финансируемых потребляемой тепло-
1.8. из бюджета города вой энергии

1.5. Установка индивидуальных 4,7 1-2 Улучшение качества
тепловых пунктов и ре- теплоснабжения,
конструкция центральных ликвидация нерацио-
тепловых пунктов. Уста- нального потребле-
новка систем регулирова- ния тепловой энер-
ния гии

Разработка нормативной и методической базы энергосбережения

2.1. Разработка нормативной и - - Повышение ответст-
2.2. методической базы энер- венности и экономи-
госбережения ческой заинтересо-
ванности в энерго-
сбережении всех
субъектов, системы
производства энер-
гии, ее транспорта
и потребления

Энергосберегающие проекты

3.1. Определение баланса - - Работа позволит оп-
энергообеспечения го- ределить фактичес-
рода кую мощность всех
источников тепловой
энергии, потерь на
транспорте и при-
соединенных нагру-
зок, что даст воз-
можность оптимизи-
ровать схемы энер-
госнабжения города

3.2. Оптимизация схем элект- 0,47 1,7- Увеличение освещен-
роснабжения города 2,3 ности в 2 раза при
снижении электро-
потребления

3.4. Оптимизация схем тепло- 3,59 1,6 Более равномерное
снабжения города распределение теп-
ловой энергии между
потребителями

3.5. Внедрение систем управ- 1,5 3,5 Снижение энергопот-
ления насосных станций, ребления в часы ми-
котельных и центральных нимальной нагрузки,
тепловых пунктов тепло- регулирование режи-
вых сетей на базе испо- мов тепловых сетей
льзования частотного
регулирования приводов

3.7. Паспортизация муниципа- - - Повышение качества
льного жилого фонда договорных отноше-
ний муниципальных
жилищных организа-
ций и энергоснаб-
жающих организаций.
Уточнение социаль-
ных норм потребле-
ния

3.6. Балансовые испытания и 2,2 1,5 Улучшение технико-
оптимизация режимов ра- экономических и
боты муниципальных ко- экологических пока-
тельных с целью сниже- зателей муниципа-
ния удельных расходов льных котельных
топлива и электроэнер-
гии

3.8. Разработка демонстра- 5,32 6 Снижение потребле-
ционного проекта энер- ния тепловой энер-
госбережения существую- гии, обеспечение
щего наиболее неблагоп- комфортных условий
риятного типа зданий в отапливаемых по-
мещениях

Суммарный экономический
эффект 22,28

6. Информационное обеспечение Программы

В целях обеспечения качественного решения задач, предусмотренных Программой энергосбережения, необходимо ее пропагандировать всеми видами средств массовой информации.

Для правильного понимания направлений Программы необходимо использовать такие формы, как издание брошюр, сборников, плакатов, информационных листков, проведение встреч, совещаний.

Информирование должно включать в себя ответы на вопросы заинтересованных лиц, населения и прессы, отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий Программы, регулярные контакты со средствами массовой информации.

Информационное обеспечение Программы включает в себя проведение на постоянной основе конференций и семинаров, освещающих достоверные результаты и позволяющих вести общественное обсуждение хода реализации этапов Программы.

Большое значение придается краткосрочным курсам по обучению специалистов бюджетной сферы в области энергосбережения. Данные курсы позволяют охватить большое количество специалистов и повысить их квалификацию.

7. Мероприятия Программы на 2002- 2005 годы

N
п.
Наименование мероприятий Заказчик Исполни-
тель
Годы
2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Мероприятия по учету и регулированию теплопотребления
1.1. Установка приборов учета на
объектах, финансируемых из
бюджета города
Главное управление
образования
Главное управление
здравоохранения
Комитет по физической
культуре, спорту и туризму
Главное управление
социальной защиты населения
Управление культуры
Управление
по
энергетике
и
энергосбе-
режению
2002 год
опреде-
ляется
на
конкурс-
ной
основе

2003 год
опреде-
ляется
на
основа-
нии
договора

2004 год
опреде-
ляется
на
основа-
нии
договора

1.2. Закупка теплосчетчиков,
блоков питания, термометров
сопротивления, поверка и
ремонт ранее закупленного
оборудования
Закупка
Поверка оборудования
Ремонт ранее закупленного
оборудования
-//- -//-
1.3. Подготовка тепловых вводов в
зданиях бюджетной сферы для
установки приборов учета и
систем регулирования
тепловой энергии с заменой
запорной арматуры
Главное управление
образования
Главное управление
здравоохранения
Комитет по физической
культуре, спорту и туризму
Главное управление
социальной защиты населения
-//- -//-
1.4. Установка систем
регулирования
теплопотребления:
Учреждения бюджетной сферы
Административные здания
-//- -//-
1.5. Установка индивидуальных
тепловых пунктов с
внедрением систем
автоматического
регулирования
теплопотребления:
индивидуальные тепловые
пункты по главному
управлению образования
-//- -//-
1.6. Реализация мероприятий по
учету и регулированию
теплопотребления в жилых
зданиях
Установка систем
регулирования и учета
теплопотребления
Внедрение систем
поквартирного учета тепловой
энергии
-//- -//-
1.7. Установка приборов учета
тепловой энергии на
центральных тепловых пунктах
(муниципальной
собственности)
-//- -//-
1.8. Установка приборов учета на
объектах бюджетной сферы,
расположенных во встроенных
помещениях жилых зданий с
частичной реконструкцией
систем теплопотребления:
Установка:
Главное управление
здравоохранения
Комитет по физической
культуре, спорту и туризму
Управление культуры
Главное управление
образования
-//- -//-
1.9. Установка групповых узлов
учета тепловой энергии в
жилых зданиях
-//- -//-
2. Разработка нормативной и методической базы энергосбережения
2.1. Разработка нормативной базы,
обеспечивающей эффективное
действие Программы
энергосбережения
-//- -//-
2.2. Разработка методической базы
энергосбережения по
направлениям:
Муниципальные источники
теплоснабжения
Системы транспорта тепловой
энергии
Современные системы
теплопотребления
Современные системы учета и
автоматического
регулирования тепловой
энергии
Ограждающие конструкции и
теплоизоляционные материалы
-//- -//-
2.3. Обоснование нормативов
теплопотребления
г.Красноярска
-//- -//-
3. Энергосберегающие проекты
3.1. Определение баланса
энергообеспеченности города:
- определение располагаемой
мощности теплоисточников и
анализ режимов отпуска
тепловой энергии;
- анализ режимов работы
тепловых сетей, насосных
станций, центральных
тепловых пунктов и тепловых
потерь в них, тепловых сетей
в двухтрубном исполнении;
- определение
присоединенных нагрузок
потребителей:
здания жилого, социального
и промышленного назначения;
- анализ балансов
энергообеспеченности по
районам теплоснабжения;
- анализ сводного баланса
энергообеспеченности города
-//- -//-
3.2. Оптимизация схем
электроснабжения
г.Красноярска:
- проведение анализа
состояния электроснабжения и
электропотребления г.
Красноярска;
- разработка алгоритма
оптимизации
электропотребления и
выработка рекомендаций;
- разработка технической
документации на
реконструкцию систем
электроосвещения
г.Красноярска
-//- -//-
3.3. Внедрение проекта
энергоэффективного уличного
электроосвещения для одного
района города
-//- -//-
3.4. Оптимизация схем
теплоснабжения
г.Красноярска:
Анализ состояния системы
теплоснабжения и
теплопотребления
Разработка алгоритма
оптимизации теплоснабжения и
теплопотребления и выработка
рекомендаций
Разработка технической
документации на
реконструкцию систем
теплоснабжения г.Красноярска
с учетом перераспределения
нагрузок между
теплоисточниками
-//- -//-
3.5. Внедрение систем управления
насосных станций, котельных
и центральных тепловых
пунктов тепловых сетей на
базе использования
частотного регулирования
приводов:
Обследование муниципальных
насосных станций, котельных
и центральных тепловых
пунктов города для выбора
объектов:
Муниципальные котельные
Муниципальные центральные
тепловые пункты
Муниципальные насосные
станции
-//- -//-
3.6. Балансовые испытания и
оптимизация режимов работы
муниципальных котельных с
целью снижения удельных
расходов топлива и
электроэнергии
Режимно-наладочные
испытания котлоагрегатов
Сводный аналитический отчет
-//- -//-
3.7. Паспортизация муниципального
жилого фонда:
Муниципальный жилой фонд
города
-//- -//-
3.8. Разработка демонстрационного
проекта энергосбережения
существующего наиболее
неблагоприятного типа
зданий:
Разработка технического
задания на проектирование
Выполнение проектных работ
Установка приборов учета и
системы автоматического
регулирования
Строительно-монтажные
работы по утеплению
ограждающей конструкции на
базе современных технологий
Выполнение энергетического
обследования, разработка
рекомендаций
-//- -//-
4. Информационное сопровождение Программы
4.1. Информационно-аналитическое
сопровождение программы
энергосбережения:
Издание сборников, брошюр,
агитационных плакатов
Разработка рекомендаций на
основе опыта реализации
Программы
-//- -//-
4.2. Подготовка, переподготовка и
повышение квалификации
специалистов в области
энергосбережения:
Главное управление
образования
Главное управление
здравоохранения
Управление культуры
Главное управление
социальной защиты населения
Комитет по физической
культуре,
спорту и туризму
Работники других
муниципальных организаций
-//- -//-
4.3. Подготовка и проведение
ежегодной
научно-практической
конференции
"Энергосбережение-проблемы и
перспективы"
-//- -//-
5. Погашение задолженности по программам
5.1. Программа по установке
приборов учета тепловой
энергии и энергетической
паспортизации на
предприятиях, в учреждениях
и организациях бюджетной
сферы города Красноярска на
1999 год:
Главное управление
здравоохранения
Финансо-
вое
управле-
ние
5.2. Программа "Повышение
эффективности
энергоресурсообеспечния
объектов бюджетной сферы и
жилищно-коммунального
хозяйства в г.Красноярске на
2000 г.":
Управление культуры
Главное управление
здравоохранения
Главное управление
образования
Задолженность МУП
"Гортеплоэнерго" за
выполненные мероприятия:
Модернизация центральных
тепловых пунктов
Балансовые испытания
котельных и тепловых сетей
Создание энергоэффективных
котлоагрегатов с топкой
кипящего слоя
Внедрение щелевых
деаэраторов
Задолженность КГТУ за
разработку Программы
"Энерго- и ресурсосбережение
в г.Красноярске" на
2002-2005 годы
Оплата по городской целевой
Программе "Энерго- и
ресурсосбережение в
г.Красноярске" на 2002-2005
годы за выполненные работы в
2003 году:
Установка приборов учета на
объектах главного управления
здравоохранения.
Подготовка тепловых вводов
на объектах управления
образования Ленинского
района
Установка приборов учета
на объектах управления
образования Ленинского
района
2002 год
-
финансо-
вое
управле-
ние

2003 год
-
админис-
трация
города

2004 год
-
админис-
трация
города




Примечания: * предусматривается выполнение мероприятий;

Выполнение мероприятий не предусматривается";

8. Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы
на 2002 год

N
п/п
Наименование мероприятий Заказчик Исполнитель 2002 Примечание
1 2 3 4 5 6
1 Мероприятия по учету и
регулированию теплопот-
ребления 6931,28

1.1 Установка приборов учета Управление Определяется 2992,5
на объектах, финансируе- по энерге- на конкурсной
мых из бюджета города: тике и основе
- главное управление об- энергосбе-
разования 79 узлов режению
- главное управление
здравоохранения 43 узла
- комитет по физической
культуре, спорту и ту-
ризму 1 узел
- управление социальной
защиты 2 узла
- управление культуры
8 узлов

1.2 Закупка теплосчетчиков, -"- -"-
поверка и ремонт ранее
закупленного оборудова-
ния:
- закупка -
- поверка оборудования -
133 шт. 455,28

1.3 Подготовка тепловых -"- -"- 1516
вводов в зданиях бюджет-
ной сферы для установки
приборов учета и систем
регулирования тепловой
энергии с заменой запор-
ной арматуры:
- главноеправление обра-
зования 54 узла
- главное управление
здравоохранения 55 узлов
- комитет но физической
культуре, спорту и ту-
ризму 11 узлов
- управление социальной
защиты населения
13 узлов

1.4 Установка систем регули- -"- -"-
рования теплопотребле-
ния:
административные здания 315

1.5 Установка индивидуальных -"- -"- 482,5
тепловых пунктов с внед-
рением систем автомати-
ческого регулирования
теплопотребления:
- индивидуальные тепло-
вые пункты по главному
управлению образования

1.6 Реализация мероприятий -"- -"- 670
по учету и регулированию
теплопотребления в жилых
зданиях:
- установка систем регу- 420
лирования и учета тепло-
потребления;
- внедрение систем пок- 250
вартирного учета тепло-
вой энергии

1.7 Установка приборов учета -"- -"- 500
тепловой энергии на це-
нтральных тепловых пунк-
тах (муниципальной соб-
ственности)

2. Разработка нормативной и 198,5
методической базы энер-
госбережения

2.1 Обоснование нормативов -"- -"- 198,5
теплопотребления г.Крас-
ноярска

3. Энергосберегающие проек- 1380
ты

3.1 Определение баланса -"- -"- 200
энергообеспеченности го-
рода:
Разработка технического
задания на выполнение
работ

3.2 Внедрение проекта энер- -"- -"- 980
гоэффективного уличного
электроосвещения для
одного района города

3.3 Паспортизация муниципа- -"- -"- 200
льного жилого фонда:
- муниципальный жилой
фонд города

4. Информационное сопровож- 500
дение Программы

4.1 Информационно-аналити- Управление Определяется 50
ческое сопровождение по энерге- на конкурсной
Программы энергосбере- тике и основе
жения: энергосбе-
- издание сборников, режению
брошюр, агитационных
плакатов;
- разработка рекоменда-
ций на основе опыта
реализации Программы

4.2 Подготовка, переподго- -"- -"- 300
товка и повышение ква-
лификации специалистов в
области энергосбереже-
ния:
- главное управление об-
разования;
- главное управление
здравоохранения;
- управление культуры;
- управление социальной
защиты населения;
- комитет по физической
культуре, спорту и ту-
ризму;
- работники других му-
ниципальных организаций

4.3 Подготовка и проведение -"- -"- 150
ежегодной научно-прак-
тической конференции
"Энергосбережение -
проблемы и перспективы"

5. Погашение задолженности 2990,22
по Программам:

5.1 Программа по установке Финансовое 69,02
приборов учета тепловой управление
энергии и энергетической администра-
паспортизации на предп- ции города
риятиях, в учреждениях и
организациях бюджетной
сферы города Красноярска
на 1999 год:
- главное управление
здравоохранения

5.2 Программа "Повышение эф- 2921,2
фективности энергоресур-
сообеспечения объектов
бюджетной сферы и жилищ-
но-коммунального хозяй-
ства в городе Красноярс-
ке" на 2000 год:
- управление культуры; 105,2
- главное управление
здравоохранения; 152,1
- главное управление об-
разования 1303,9
Задолженность МУП "Гор-
теплоэнерго" за выпол-
ненные мероприятия:
- модернизация централь-
ных тепловых пунктов; 700
- балансовые испытания
котельных и тепловых се-
тей; 350
- создание энергоэффек-
тивных котлоагрегатов с
топкой кипящего слоя; 150
- внедрение щелевых
деаэраторов 160

Итого: 12000

9. Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы на 2003 год

N
п/п

Наименование мероприятий

Заказчик

Исполни-
тель
Объем
финанси-
рования,
тыс.руб.
1 2 3 4 5
1. Мероприятия по учету и регулированию
теплопотребления
746,5
1.1.


5 узлов

3 узла
Управле-
ние по
энергети-
ке и
энергос-
бережению
Опреде-
ляется
на
основа-
нии
договора
180,0

112,5
67,5

1.2.
оборудования:
Поверка оборудования -50 шт.
Ремонт ранее закупленного
оборудования - 13 шт.
-"- -"- 349,0

175,0
174,0

1.3.
бюджетной сферы для установки
приборов учета и систем регулирования
тепловой энергии с заменой запорной
арматуры:
Главное управление образования
7 узлов
Главное управление здравоохранения
3 узла
-"- -"- 157,5

110,25
47,25

1.4. Установка приборов учета тепловой
энергии на центральных тепловых
пунктах (муниципальной
собственности):
Центральный тепловой пункт
микрорайона Ветлужанка - 2 шт.
Управле-
ние по
энергети-
ке и
энергос-
бережению
Опреде-
ляется
на
основа-
нии
договора
60,0
2. Погашение задолженности по
Программам:
1253,5
2.1. Программа "Повышение эффективности
энергоресурсообеспечения объектов
бюджетной сферы и
жилищно-коммунального хозяйства в
г.Красноярске" на 2000 г.:

за выполненные мероприятия:

пунктов
Балансовые испытания котельных и
тепловых сетей
Создание энергоэффективных
котлоагрегатов с топкой кипящего
слоя
Внедрение щелевых деаэраторов
Задолженность КГТУ за разработку
Программы "Энерго- и
ресурсосбережение в городе
Красноярске" на 2002-2005 годы
Админис-
трация
города
1253,5

93,0
452,5

Итого: 2000,0

10. Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы на 2004 год


N п.

Наименование мероприятий

Заказчик

Исполни-
тель
Объем
финансирова-
ния,
тыс.руб.
1 2 3 4 5
1. Мероприятия по учету и регулированию
теплопотребления
1347,003
1.1. ,
финансируемых из бюджета города:

района - 6 узлов

района - 1 узел

района:
- дошкольные образовательные
учреждения - 6 узлов;
- школы - 6 узлов.

6 узлов
Управле-
ние по
энергети-
ке и
энергос-
бережению
Опреде-
ляется
на
основа-
нии
договора
750,0

180,0
180,0

1.2. Закупка теплосчетчиков, блоков питания,
термометров сопротивления, поверка и
ремонт ранее закупленного оборудования
Поверка и ремонт ранее закупленного
оборудования - 13 шт.
Закупка термометров сопротивления -
12 шт.
Закупка блоков питания - 4 шт.
-//- -//- 120,903
1.3. Подготовка тепловых вводов в зданиях
бюджетной сферы для установки приборов
учета и систем регулирования тепловой
энергии с заменой запорной арматуры:
Управление образования Ленинского
района - 4 шт.
Управление образования Центрального
района - 1 шт.
Управление образования Советского
района:
- дошкольные образовательные
учреждения - 6 шт.
- школы - 6 шт.
Главное управление здравоохранения -
6 шт.
-//- -//- 476,1

124,2
124,2

2. Погашение задолженности по Программам: 289,997
2.1. Программа "Повышение эффективности
энергоресурсообеспечения объектов
бюджетной сферы и жилищно-коммунального
хозяйства в г.Красноярске" на 2000 г.:
Задолженность МУП "Гортеплоэнерго"
за выполненные мероприятия:
Модернизация центральных тепловых
пунктов
Оплата по городской целевой Программе
"Энерго- и ресурсосбережение в
г.Красноярске" на 2002-2005 годы за
выполненные работы в 2003 году:
установка приборов учета на объектах
главного управления здравоохранения -
3 шт.
подготовка тепловых вводов на
объектах управления образования
Ленинского района - 7 шт.
установка приборов учета на объектах
управления образования Ленинского
района - 5 шт.
Админис-
трация
города
Итого: 1637,0

11. Ассигнования из бюджета города на реализацию Программы

Главный
распоряди-
тель
Раз-
дел,
под-
раз-
дел
Целе-
вая
статья
Вид
рас-
ходов
Код
экономи-
ческой
статьи
Сумма затрат (тыс.руб.)
всего в том числе по годам
2002 2003 2004 2005
Администра-
ция города
3004 8003 397 111040 115000 12000 2000 1637

ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Ресурсосбережение является не только хозяйственно-экономической проблемой, но в значительной степени экологической. Повышенный расход, например, воды в городах истощает запасы этого природного ресурса. Неоправданно большое его потребление увеличивает сбросы отработанных вод, которые необходимо очищать прежде, чем слить в водоемы.

Особо опасно экологически нерациональное энергопотребление . Для выработки электроэнергии, обеспечения горячим водоснабжением п обогрева зданий сжигается огромное количество топлива. Его отхо- чы засоряют атмосферу, вместе с осадками попадают в почву, наружные и подземные воды.

Сказанное, в первую очередь, относится к России, где климат более суровый, чем в Европе и США. Кроме того, с первых лет становления РСФСР власть проводила строительную политику, направленную на возведение в городах предельно экономичного жилья для трудящихся и сооружений социально-бытового обслуживания. Здания ограждали стенами, обладающими минимумом теплотехнических свойств. Для удешевления инженерных систем не ставили счетчиков расходов воды и тепла,

Такая строительная политика настолько укоренилась, что была распространена на сборное домостроение второй половины XX в. В зданиях не предусматривали ресурсосберегающие технологии, требующие дополнительных затрат. Применяли устаревшие, как правило, ресурсоемкие электрические, водяные и тепловые системы. Сборные детали сген упрощали. В результате потери тепловой энергии через ограждающие конструкции оказались на 20-30% выше нормативных, а сами дома - наиболее энергорасточительными в практике российского домостроения. Рассчитывали на неиссякаемые запасы природных ресурсов, которыми богата наша страна.

С другой стороны, государство проводило в жизнь идею централизации производства и, в частности, городского хозяйства.

Стимулировало строительство тепловых комплексов большой производительности. Мощные теплоэлектростанции снабжают города не только электроэнергией. Целые городские районы получают теплоносители от этих станций. Разводка тепла к каждому дому потребовала устройства разветвленной сети тепловых коммуникаций. В России обедая протяженность таких сетей достигает 125 тыс. км, т.е. втрое больше, чем длина экватора.

Трубопроводы, выполненные из нелегированной стали, оказались недолговечными, поскольку она подвержена интенсивной коррозии. Сроки их службы в 2-4 раза ниже нормативных. Влагоемкая теплоизоляция этих труб со временем потеряла большую часть своих свойств. Из-за утечек и потери теплозащиты в трубопроводах теряется примерно 25-35% тепла.

В центральных тепловых пунктах (ЦТП) применено устаревшее оборудование. Кожухотрубные водонагреватели имеют низкий коэффициент полезного действия и подвержены быстрой коррозии. Отсутствуют современные расходомеры автоматического регулирования под заданные режимы эксплуатации.

Жизненный менталитет российских горожан также не способствует ресурсосбережению . Они привыкли сугубо потребительски относится к отоплению помещений, расходам газа, холодной и горячей воды, как к практически бесплатным услугам. Только электроэнергию стремятся беречь, поскольку ее учет доведен до каждой квартиры и величина оплаты зависит от расходов.

Таким образом решение проблемы ресурсосбережения лежит в двух плоскостях:

  • совершенствования инженерных систем и технологий;
  • стимуляции сокращения потребления ресурса непосредственно у каждого прибора расходной аппаратуры.

Основа энергосбережения. С учетом специфики городского хозяйства России намечена модернизация по определенным направлениям. Они положены в основу преобразования жилищного и коммунального хозяйства страны.

  • Первое направление - создание энергосберегающих зданий, повышение теплотехнических свойств ограждающих конструкций. В новом строительстве предусмотрено внедрение ограждений с повышенными изоляционными свойствами, теплоэффективных оконных и наружных дверных блоков. При реконструкции и капитальном ремонте необходимо нанесение на стены слоев из современных теплоизоляционных материалов. Для повышения теплоизоляционных свойств оконных и дверных блоков возможна их замена на новые. Альтернатива этому - нанесение на стекла специальных, отражающих тепло, покрытий с уплотнением притворов оконных и дверных створок.
  • Второе направление - пересмотр концепции теплоснабжения городов. Вместо повсеместной централизации, когда одной ТЭЦ обслуживаются целые районы, применять и альтернативные источники. Там, где это экономически оправданно, использовать автономные котельные на один-два дома, работающие на электроэнергии или газе. Шире внедрять солнечные и другие теплоустановки: преобразователи энерubи ветра и морских прибоев. Это позволит сократить потери тепла в I рубопроводах большой протяженности.
  • Третье направление - ориентация на применение трубопроводов из стойких к коррозии материалов при прокладке и перекладке водо- ироводящих сетей; приоритетность внедрения полимерных материалов п теплоизоляции из невлагоемких высокоэффективных утеплителей.
  • Четвертое направление - внедрение полностью автоматизированных устройств, что может решить проблему повышения эффективности работы инженерных инфраструктур путем регулирования и оптимизации работы агрегатов. Необходимо комплексно механизировать нею цепь оборудования, взаимоувязав их мощность в соответствии с предназначением.
  • Пятое направление - изменение технологии теплообменных процессов. Следует направить деятельность коммунальных служб на совершенствование систем. Из технологической цепи исключать ненадежные устройства вращательного действия. Заменять бойлеры на установки новых поколений, например, на трансзвуковые струйно-фор- суночные аппараты, не содержащие трущихся деталей.
  • Шестое направление-решить проблему контроля за техническим состоянием оборудования и трубопроводов. Использовать новые технологии подготовки воды и очистки от отложений на внутренних поверхностях теплообменников и котлов. Применять новые методы прочистки подземных сетей тепло- и водоснабжения, в том числе бес- фаншейным способом.

И, наконец, седьмое направление - ориентировать жильцов и работников коммунальных служб на новые способы пользования водо- нроводящими системами зданий. Следует считать приоритетным применение более надежной расходно-запорной арматуры, новых принципов работы и современных санитарно-технических устройств.

Стимулирование ресурсосбережения возможно при условии модернизации инженерных систем в оптимально действующем правовом п инвестиционном поле. Требуется и экономико-правовое обеспечение потребления ресурсов и услуг каждым пользователем.

Модернизация инженерных систем заключается, прежде всего, в обеспечении жилья и общественных учреждений индивидуальными приборами учета расходов. Такими расходомерами должны быть оборудованы не только домовые электрохозяйства, но и системы отопления, газоснабжения, водопроводы холодной и горячей воды.

Оплата за фактические расходы, а не усредненные и обезличенные, явится стимулом экономии. Каждый жилец, получая ежемесячную информацию, поймет зависимость бюджета семьи от расхода ресурсов. Потребитель будет бережно относиться к этим ресурсам, начнет регулировать потребление. Однако для достижения эффекта приборы. учета необходимо установить в квартирах или, в крайнем случае, в каждой секции.

Счетчиками расхода холодной воды измеряют ее количество, проходящее через подводящую систему. Эти приборы наиболее просты, хотя погрешность измерений находится в пределах 2%. Проверять их нужно раз в два года.

Более сложны теплосчетчики, поскольку ими фиксируют не только расходы жидкости. Учитывают температуру теплоносителя. На отоплении отражают потребление тепловой энергии, разность давления и температур в прямом и обратном трубопроводах. На этих системах устанавливают контроллеры подачи тепла в теплообменники. Ими вручную или автоматически регулируют расходы в зависимости от необходимой температуры воздуха в помещении.

Приборам учета необходима память, в которой хранятся среднечасовые параметры работы за 30 суток и суточные данные за год. Погрешность от счетов по расходу жидкости не должна превышать 2%, по количеству тепловой энергии - 4%, а межповерочный интервал- 2 года.

Экономическое и правовое стимулирование - одно из условий эффективного управления процессами ресурсосбережения.

Здесь только отмечается, что несовершенство правовых актов приводит к отсутствию в муниципалитетах городов финансовых возможностей ремонта и замены устаревшего оборудования. Поэтому в стране ежегодно перекладывают в 10 раз меньше систем, чем требуется из условий естественного износа. Примерно в такой же пропорции реконструируют ЦТП. Все это отрицательно влияет на природную среду обитания. Однако ее действенная охрана возможна только при условии модернизации коммунального хозяйства городов.

Проблемы охраны окружающей среды и ресурсосбережения тесно увязаны между собой. Повышенные расходы воды в городском хозяйстве влекут за собой нарушение экологического баланса в гидросфере. Увеличиваются и объемы жидких отходов канализации, попадающих не только в водоемы, но отрицательно действующие на литосферу.

Обработка горячей воды, как и выработка электроэнергии, требует возведения ТЭЦ. Они же засоряют атмосферу газообразными веществами и сажей. Таким образом, ресурсосберегающие мероприятия двойственны. Их осуществление дает социальный эффект удешевления услуг городского хозяйства, уменьшает трудоемкость работ. С другой стороны, эти мероприятия носят природоохранный характер, так как с их помощью можно достичь уменьшения экологического риска эксплуатации городских территориальных образований.


с 8 по 10 августа 2012 года

БЕЛГОРОД
ВК «Белэкспоцентр», ул.Победы, д.147а

Организаторы:

  • Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области;
  • Департамент экономического развития Белгородской области;
  • Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области;
  • Белгородская торгово-промышленная палата.

Выставка проводится при содействии:

  • Администрации г. Белгорода;
  • Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.

Основной целью выставки являются:

  • Расширение торгово-экономических связей, развитие инновационной деятельности, создание конкурентоспособной продукции;
  • Привлечение специалистов ТЭК и сферы ЖКХ для обмена мнениями, опытом и информацией о потребностях рынка;
  • Обеспечение условий для заключения взаимовыгодных договоров между товаропроизводителями и потребителями.

Основные тематические разделы выставки:

  • Производство, передача, распределение электроэнергии;
  • Энергетическое, электротехническое и светотехническое оборудование;
  • Электроустановочные изделия, электротехнические материалы;
  • Котельное и вспомогательное оборудование;
  • Трубы и трубопроводная арматура;
  • Насосы и компрессоры;
  • Энерго-, газо-, ресурсосберегающие технологии, оборудование и материалы;
  • Контрольно-измерительное и регулирующее оборудование;
  • Приборы и системы учета и регулирования потребления тепла, воды, электроэнергии и газа;
  • Системы отопления, вентиляции, кондиционирования, газификации. Сантехническое оборудование;
  • Водоподготовка. Водоочистка. Водоотведение;
  • Оборудование для водоснабжения и канализации;
  • Оборудование и аксессуары для индустрии бассейнов, бань, саун, фонтанов, аквапарков;
  • Технологии безопасности промышленных объектов.
  • Огнезащита. Пожаротушение.
  • Системы и средства связи;
  • Технологии и оборудование для повторного использования, утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • Экологический контроль.

Информация о выставке:

Сегодня Белгородская область - это регион с развитым строительно - промышленным комплексом, входящий в первую десятку российских регионов по инвестиционной привлекательности; один из самых благоустроенных регионов в России. По темпам жилищного строительства и обеспеченности населения жильем область относится к одной из наиболее передовых в стране, по вводу жилья на душу населения устойчиво входит в первую пятерку субъектов РФ. Ежегодно в Белгородской области вводится в эксплуатацию более 1 млн. кв. м общей жилой площади, в том числе 80% составляет индивидуальное жилье.

В регионе широко развиты горнодобывающая и металлургическая промышленность, производство стройматериалов, а также ряд других энергоемких отраслей промышленности.

В настоящее время в регионе реализуется Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Белгородской области на 2010-2015 годы и целевые показатели на период до 2020 года». Программа направлена на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоёмкости валового регионального продукта, повышение активности в сфере энергосбережения в различных отраслях экономики области.

Одной из важнейших целей программы является модернизация регионального теплосетевого комплекса области. В целом, во всех отраслях должен быть запущен механизм стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности, реализации типовых энергосберегающих проектов, способствующих деятельности хозяйствующих субъектов и населения по повышению энергоэффективности и развитию культуры энергосбережения. В рамках программы будет создана целостная система управления повышением энергоэффективности, планируется масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в промышленности, строительном комплексе, аграрном секторе, бюджетной сфере, а также создание и развитие промышленности энергосберегающих материалов. В числе программных мероприятий - сокращение потребления тепловой и электрической энергии в жилищно-коммунальном секторе и сверхнормативных потерь при производстве и передаче энергоресурсов потребителю.

В области продолжается реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и Долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011 - 2015 годах», утвержденной Постановлением правительства Белгородской области № 97-пп от 14.03.2011г.

Участие в специализированной выставке «Энергетика. Ресурсосбережение. Экология» дает реальную возможность для экспонентов продемонстрировать свою продукцию, технологии и услуги, изучить спрос и возможности рынка Белгородской области и соседних регионов, найти деловых партнеров, обменяться знаниями и опытом между специалистами отрасли.

Приняв участие в выставке «Современный город - Энергетика. Ресурсосбережение. Экология», Вы сможете найти новые рынки сбыта, поставщиков и потенциальных клиентов, заключить контракты, поддержать имидж своей фирмы, установить или укрепить контакты с представителями государственных структур.

Начало: 08.08.2012
Страница выставки:

Похожие статьи