Стандарты мсфо ias. Отчетность по мсфо: особенности применения. Кто занимается разработкой мсфо

Международные стандарты финансовой отчетности пришли к нам в 2012 г., но и сегодня в организациях постоянно возникает вопрос, каким образом оформлять отчетность в соответствии с МСФО. В связи с этим поможем разобраться в основах стандартизации, составим на примере промышленного предприятия консолидированную отчетность и представим ее отличия от привычной бухгалтерской отчетности.

МСФО: СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И СОСТАВ

Международные стандарты стали разрабатывать с 1973 г., чтобы создать унифицированные принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности в разных странах. В Россию международные стандарты в полной мере пришли только в 2012 г. с принятием Приказа Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Основное отличие российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) от международных заключается в том, что МСФО — это не свод требований и законов, а рекомендательные предписания с рядом требований к структуре финансовой отчетности .

Важный момент: применение МСФО не отменяет РСБУ.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой ) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 ) «О бухгалтерском учете ».

Зачастую у специалистов организаций возникают сложности с разграничением МСФО/IAS и МСФО/IFRS (International Accounting Standards) и МСФО/IFRS (International Financial Reporting Standards). До 2001 года стандарты носили название IAS, а после 01.04.2001 появилось название IFRS, так что оба стандарта объединяются понятием «МСФО».

Иногда бухгалтеры для простоты восприятия называют IAS стандартами по ведению бухгалтерского учета, а IFRS — стандартами по подготовке финансовой отчетности.

Кто должен применять МСФО на территории Российской Федерации

Федеральным законом № 208-ФЗ раскрыта сфера применения международных стандартов, которая распространяется на:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Документы МСФО состоят из:

  • Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
  • Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
  • разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО ;
  • разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).

Состав международных стандартов финансовой отчетности (IFRS)

МСФО (IFRS ) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности »

Цель стандарта — обеспечить, чтобы первая составляемая организацией финансовая отчетность по МСФО и ее промежуточные финансовые отчеты за часть периода, охватываемого этой финансовой отчетностью, содержали высококачественную информацию, которая:

  • является прозрачной для пользователей и сопоставимой по всем представленным периодам;
  • представляет собой необходимую отправную точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
  • может быть подготовлена с затратами, которые не превышают получаемых от нее выгод.

Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО.

Организация должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении по МСФО по состоянию на дату перехода на МСФО, создав таким образом стартовую точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

МСФО (IFRS ) 2 «Выплаты на основе акций »

Цель стандарта — установить порядок составления финансовой отчетности для организации, осуществляющей операции по выплатам на основе акций. Данный стандарт требует от организации отражать в составе прибыли или убытка и в отчете о финансовом положении влияния операций по выплатам на основе акций, включая расходы, связанные с операциями, при которых работникам предоставляются опционы на акции.

МСФО (IFRS ) 3 «Объединения бизнесов »

Объединение бизнесов — операция или иное событие, при котором приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами. Операции, которые иногда упоминаются как «настоящие слияния» или «слияния равных», также являются объединением бизнесов.

Цель данного стандарта — повысить уместность, надежность и сопоставимость информации об объединении бизнесов и его последствиях, которую отчитывающаяся организация представляет в своей финансовой отчетности. Чтобы достичь этой цели, МСФО (IFRS) 3 устанавливает принципы и требования в отношении того, как приобретатель:

  • признает и оценивает в своей финансовой отчетности идентифицируемые приобретенные активы, принятые обязательства и любую неконтролирующую долю участия в объекте приобретения;
  • признает и оценивает гудвилл (актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнесов, которые не идентифицируются и не признаются отдельно), приобретенный при объединении бизнесов, или прибыль от выгодной покупки;
  • определяет, какую раскрыть информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия объединения бизнесов.

МСФО (IFRS ) 4 «Договоры страхования »

Цель стандарта — установить порядок отражения договоров страхования в финансовой отчетности организации, заключающей такие договоры в качестве страховщика (сторона, обязанная по договору страхования выплатить компенсацию в случае наступления страхового случая), который будет действовать до того момента, пока совет не закончит вторую фазу своего проекта по договорам страхования. В частности, стандарт требует:

  • ограниченных усовершенствований порядка учета страховщиками договоров страхования;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет суммы, отраженные в финансовой отчетности страховщика в отношении договоров страхования, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и неопределенность возникновения будущих денежных потоков по договорам страхования.

МСФО (IFRS ) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность »

Цель настоящего стандарта — определить порядок учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности. В частности, стандарт требует:

  • оценивать активы, предназначенные для продажи, по наименьшей стоимости из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, и прекращать начисление амортизации по таким активам;
  • представлять активы, предназначенные для продажи, отдельно в отчете о финансовом положении, а результаты прекращенной деятельности — отдельно в отчете о совокупном доходе.

Прекращенная деятельность — это компонент организации, который либо уже выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи и представляет собой отдельное крупное направление деятельности или географический район, в котором осуществляется деятельность.

МСФО (IFRS ) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых »

Цель стандарта IFRS 6 — определить порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. В частности, стандарт требует:

  • ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;
  • от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии сМСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

МСФО (IFRS ) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации »

Цель стандарта — установить требования к организациям по раскрытию в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:

  • влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации;
  • характер и размер рисков, которым организация подвержена в течение периода и на дату окончания отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом организация управляет этими рисками.

МСФО (IFRS ) 8 «Операционные сегменты »

Организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет организация, и экономической среды, в которой она действует.

МСФО (IFRS ) 10 «Консолидированная финансовая отчетность »

Целью настоящего стандарта является определение принципов представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности в тех случаях, когда организация контролирует одну или несколько других организаций.

МСФО (IFRS ) 11 «Совместное предпринимательство »

Цель данного стандарта — установить принципы подготовки и представления финансовой отчетности организаций, участвующих в предпринимательской деятельности, которая контролируется совместно (то есть в совместном предпринимательстве).

МСФО (IFRS ) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях »

Целью настоящего стандарта является установление требования к организации о раскрытии информации, которая позволяет пользователям ее финансовой отчетности оценить:

  • характер ее участия в других организациях и связанные с ним риски;
  • влияние такого участия на ее финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки.

МСФО (IFRS ) 13 «Оценка справедливой стоимости »

Справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут существовать наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств рыночные сделки или рыночная информация отсутствуют. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна и та же — определить цену, по которой проводилась бы обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Состав Международных стандартов финансовой отчетности (IAS)

МСФО (IAS ) 1 «Представление финансовой отчетности »

Настоящий стандарт устанавливает основы представления финансовой отчетности общего назначения, чтобы обеспечить сопоставимость финансовой отчетности организации с ее финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других организаций. В настоящем стандарте излагаются общие требования по представлению финансовой отчетности, указания по ее структуре и минимальные требования к ее содержанию.

Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:

  • отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;
  • отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств за период;
  • примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;
  • сравнительную информацию за предшествующий период;
  • отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Организация может использовать для этих отчетов наименования, отличные от принятых в настоящем стандарте. Например, может быть использовано название «Отчет о совокупном доходе» вместо названия «Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе».

МСФО (IAS) 2 «Запасы »

Цель стандарта — определить порядок учета запасов. Основным вопросом при учете запасов является определение суммы затрат, которая признается в качестве актива и переносится на будущие периоды до признания соответствующей выручки.

Стандарт содержит указания по определению первоначальной стоимости и ее последующему признанию в качестве расходов, включая любое списание до чистой возможной цены продажи. Он также содержит указания относительно формул расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы.

В соответствии с IAS 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене реализации без расходов на продажу.

К СВЕДЕНИЮ

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016), такой метод отсутствует.

МСФО (IAS ) 7 «Отчет о движении денежных средств »

Цель настоящего стандарта заключается в требовании предоставления информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств организации в форме отчета о движении денежных средств, в котором денежные потоки за период классифицируются как потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

МСФО (IAS ) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки »

Цель данного стандарта — установить критерии выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок.

Стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других организаций.

МСФО (IAS ) 10 «События после отчетного периода »

Цель стандарта — определить случаи, когда организация должна корректировать показатели финансовой отчетности с учетом событий после отчетного периода.

Стандарт содержит требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий, произошедших после отчетной даты.

Событиями после отчетной даты считаются такие события, которые имеют место в период между отчетной датой утверждения финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 11 «Договоры на строительство »

Цель настоящего стандарта — установить порядок учета выручки и затрат, связанных с договорами на строительство. В связи с характером деятельности, осуществляемой по договорам на строительство, дата начала такой деятельности и дата ее завершения, как правило, приходятся на разные отчетные периоды. Таким образом, основной задачей учета договоров на строительство является распределение выручки и затрат, связанных с договором, по отчетным периодам, в которых проводятся строительные работы.

МСФО (IAS ) 12 «Налоги на прибыль »

Цель данного стандарта — определить порядок учета налогов на прибыль. Главный вопрос учета налогов на прибыль заключается в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия:

  • будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаны в отчете о финансовом положении организации;
  • операций и других событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS ) 16 «Основные средства »

Цель стандарта — определить порядок учета основных средств, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях организации в основные средства и об изменениях в таких инвестициях.

Главные вопросы в учете основных средств:

  • признание активов;
  • определение балансовой стоимости активов;
  • амортизация;
  • убытки от обесценения.

Основные средства — это материальные активы, которые:

  • отвечают требованиям признания активов;
  • предназначены для использования в производстве, выполнения работ, оказания услуг, для сдачи в аренду, для административных целей;
  • предполагается использовать в течение более чем одного периода.

МСФО (IAS ) 17 «Аренда »

Целью настоящего стандарта является определение надлежащей учетной политики и состава информации, подлежащей раскрытию, в отношении договоров аренды для арендаторов и арендодателей.

МСФО (IAS ) 18 «Выручка »

Цель стандарта — определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов операций и событий.

Основной вопрос при учете выручки — определить момент, когда ее необходимо признавать. Выручка признается, когда поступление будущих экономических выгод в организацию является вероятным и эти выгоды можно надежно оценить. Настоящий стандарт определяет условия, при которых будут удовлетворяться эти критерии и, следовательно, будет признана выручка. Настоящий стандарт также предусматривает практические рекомендации по применению указанных критериев.

Согласно РСБУ доход можно показать только в случае перехода права собственности на товары, для МСФО это не определяющий фактор. Что касается расходов, то для МСФО в отличие от РСБУ не обязательно документально подтверждать затраты.

МСФО (IAS ) 19 «Вознаграждения работникам »

Настоящий стандарт устанавливает правила учета и раскрытия организацией информации о вознаграждениях работникам. Цель стандарта состоит в установлении таких правил. МСФО 19 требует от организации признавать:

  • обязательство в том случае, когда работник оказал услугу в обмен на вознаграждение, подлежащее выплате в будущем;
  • расход в том случае, когда организация использует экономическую выгоду, возникающую в результате оказания услуги работником в обмен за вознаграждение.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Данный стандарт должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и о других формах государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 к государственным субсидиям относится правительственная помощь в форме передачи определенным компаниям ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем условий, связанных с предоставлением субсидий.

К СВЕДЕНИЮ

Аналогом стандарта IAS 20 в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

МСФО (IAS ) 21 «Влияние изменений валютных курсов »

Организация может осуществлять валютные операции двумя способами: заключать сделки, выраженные в иностранных валютах, или владеть иностранными подразделениями. Кроме того, организация может представлять свою финансовую отчетность в иностранной валюте.

Цель настоящего стандарта — определить, каким образом следует отражать операции в иностранной валюте и показатели иностранного подразделения в финансовой отчетности организации и как пересчитывать финансовую отчетность в валюту представления.

МСФО (IAS ) 23 «Затраты по заимствования м »

Затраты по заимствованиям, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива. Прочие затраты по заимствованиям признаются в качестве расходов.

МСФО (IAS ) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах »

Цель стандарта — обеспечить раскрытие в финансовой отчетности информации, необходимой для того, чтобы обратить внимание на возможность влияния на финансовое положение, прибыль или убыток организации факта существования связанных сторон, а также операций и остатков по операциям, включая договорные обязательства по будущим операциям с такими сторонами.

МСФО (IAS ) 27 «Отдельная финансовая отчетность »

Цель настоящего стандарта — установить правила учета и раскрытия информации в отношении инвестиций в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации при подготовке организацией отдельной финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия »

Цель данного стандарта — определить правила учета инвестиций в ассоциированные организации и требования по применению метода долевого участия при учете инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Ассоциированной организацией признается организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.

МСФО (IAS ) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике »

В условиях гиперинфляционной экономики представление результатов деятельности и финансового положения организации в местной валюте без пересчета не является полезным. Деньги теряют покупательную способность с такой скоростью, что сопоставление сумм от операций и прочих событий, произошедших в разное время, даже в пределах одного отчетного периода, вводит в заблуждение.

МСФО (IAS ) 32 «Финансовые инструменты: представление »

Цель стандарта — установить принципы, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или собственного капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств.

Стандарт нацелен на более глубокое понимание пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств организации.

В соответствии с финансовым инструментом является любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

МСФО (IAS ) 33 «Прибыль на акцию »

Цель настоящего стандарта — установить принципы определения и представления информации о прибыли на акцию, чтобы облегчить сравнение результатов деятельности различных организаций за один отчетный период или одной организации за различные отчетные периоды.

МСФО (IAS ) 34 «Промежуточная финансовая отчетность »

Цель стандарта — определить минимальное содержание промежуточного финансового отчета и установить принципы признания и оценки в полной или сокращенной финансовой отчетности за промежуточный период.

МСФО (IAS ) 36 «Обесценение активов »

Цель данного стандарта — определить порядок, который организация должна применять при учете активов, чтобы их балансовая стоимость не превышала возмещаемую сумму.

МСФО (IAS ) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы »

Цель настоящего стандарта — обеспечить, чтобы к оценочным обязательствам, условным обязательствам и условным активам применялись надлежащие критерии признания и база оценки, чтобы в примечаниях к финансовой отчетности раскрывалась достаточная информация, позволяющая пользователям понять их характер, распределение во времени и величину.

МСФО (IAS ) 38 «Нематериальные активы »

Настоящий стандарт требует, чтобы организация признавала нематериальный актив только тогда, когда выполняются определенные критерии. Стандарт также устанавливает порядок оценки балансовой стоимости нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Цель данного стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров покупки или продажи нефинансовых статей.

В стандарте определено такое понятие, как хеджируемая статья , которая является либо активом, либо обязательством или твердым соглашением, в связи с которыми организация подвергается риску изменений справедливой стоимости или будущих денежных потоков. Хеджирование финансовых инструментов заключается в частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджированных (защищаемых) статей финансовых инструментов.

МСФО (IAS ) 40 «Инвестиционная недвижимость »

Цель стандарта — установить порядок учета инвестиционной недвижимости и соответствующие требования к раскрытию информации.

Настоящий стандарт должен применяться организациями ко всем типам финансовых инструментов при признании, оценке и раскрытии информации в отношении инвестиционной недвижимости.

Инвестиционной недвижимостью является имущество (земля или здание), находящееся в распоряжении собственника или арендатора по договору финансовой аренды с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или поставках товаров или услуг либо для административных целей, а также для продажи в ходе обычной деятельности.

МСФО (IAS ) 41 «Сельское хозяйство »

Цель стандарта — установить порядок учета, представления финансовой отчетности и требования к раскрытию информации о сельскохозяйственной деятельности.

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации .

Рассмотрим пример составления и анализа консолидированной отчетности по стандартам МСФО на примере предприятия АО «Альфа», которое контролирует деятельность двух предприятий — АО «Бета» и АО «Гамма», занимающихся производством и обслуживанием агрегатов и запасных частей для автомобилей.

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (отчет о совокупном доходе) (табл. 1) схож с отчетом о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности по РСБУ.

Таблица 1. Консолидированный отчет о совокупном доходе за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Себестоимость реализации

Валовая прибыль

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

Формирование резерва под обесценение основных средств, гудвилла и нематериальных активов

Прочие операционные доходы/расходы, нетто

Операционная прибыль

Финансовые доходы/расходы, нетто

Положительные/отрицательные курсовые разницы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль за отчетный период

Кроме такого вида консолидированного отчета, можно представить более детальную информацию по некоторым статьям, например по выручке от реализации (табл. 2).

Таблица 2. Анализ выручки за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Выручка

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Из представленного анализа видно, что по всем рассмотренным видам деятельности у предприятий наблюдается рост выручки, за исключением АО «Гамма» в части ремонта автомобильных агрегатов. Такое падение произошло за счет того, что по проценту готовности одного договора АО «Гамма» основная выручка была признана в отчетности 2015 г.

Отчет о финансовом положении очень похож на бухгалтерский баланс по РСБУ. Согласно нормативным данным отчет о финансовом положении по МСФО должен включать статьи, представляющие следующие величины :

  • основные средства;
  • инвестиционная недвижимость;
  • нематериальные активы;
  • финансовые активы;
  • инвестиции, учитываемые с использованием метода долевого участия;
  • биологические активы;
  • запасы;
  • торговая и прочая дебиторская задолженность;
  • денежные средства и эквиваленты денежных средств;
  • общая сумма активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и активов, включенных в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • торговая и прочая кредиторская задолженность;
  • оценочные обязательства;
  • финансовые обязательства;
  • обязательства и активы по текущему налогу, как определено в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как определено в МСФО (IAS) 12;
  • обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  • неконтролирующие доли участия, представленные в составе собственного капитала;
  • выпущенный капитал и резервы, относимые к собственникам материнской организации.

Организация должна представлять дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги в отчете о финансовом положении , когда такое представление уместно для понимания ее финансового состояния.

Рассмотрим пример оформления отчета о финансовом положении АО «Альфа» (табл. 3).

Таблица 3. Отчет о финансовом положении, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

Изменение

тыс. руб.

Активы, всего

Основные средства

Нематериальные активы

Дебиторская задолженность

Авансы выданные

Прочие активы и инвестиции в прочие организации

Дебиторская задолженность по налогам и сборам

Денежные средства и краткосрочные депозиты

Отложенные налоговые активы

Собственный капитал, всего

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

Обязательства, всего

Кредиты и займы

Обязательства по финансовой аренде, пенсионным планам

Отложенные налоговые обязательства и прочие резервы

Кредиторская задолженность

Авансы полученные

Задолженность по налогам и сборам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Форма бухгалтерского баланса по РСБУ четко прописана в Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в то время как форма отчета о финансовом положении по МСФО отсутствует (имеется только ряд правил и статей, которые должны быть отображены в отчете).

Сумма активов (293 491 тыс. руб.) должна быть равна сумме пассивов (собственный капитал + обязательства = 293 491 тыс. руб.) аналогично оформлению бухгалтерского баланса.

На этапе составления консолидированной отчетности принято рассчитывать показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) (табл. 4).

Таблица 4. Расчет показателя EBITDA, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г., %

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Итого EBITDA

Этот показатель в последнее время особенно полюбился инвесторам и кредиторам. Такой показатель можно рассчитать только в случае, если предприятие ведет учет согласно стандартам МСФО. Нашими стандартами расчет данного показателя не предусмотрен, но все же формулу расчета для российской практики немного адаптировали, и EBITDA в таком случае будет равняться сумме прибыли от реализации и амортизационных отчислений.

Немаловажным является расчет коэффициента отношения долга к EBITDA (К од ), который отражает способность предприятия отвечать по своим обязательствам, характеризуя его платежеспособность:

К од = Обязательства / EBITDA.

К од 2015 = 220 794 тыс. руб. / 69 145 тыс. руб. = 3,19;

К од 2016 = 157 435 тыс. руб. / 54 352 тыс. руб. = 2,90.

Чем выше этот показатель, тем больше проблем у предприятия с долговыми обязательствами и тем меньше у него возможности погасить эти обязательства за счет собственной прибыли.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассмотрев особенности составления консолидированной финансовой отчетности, стоит отметить сходства с российской бухгалтерской отчетностью. В рассмотренном примере компания «Альфа» контролирует деятельность нескольких предприятий, которые формируют свою индивидуальную отчетность. Далее она составляет консолидированную отчетность, объединяя данные подведомственных ей предприятий. При этом учетные политики всех предприятий должны быть сходны в основных вопросах.

Чаще всего на практике так называемые управляющие компании спускают подведомственным им предприятиям свою редакцию учетной политики, на основании которой «дочки» должны скорректировать собственную редакцию.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

2016-04-20 33

МСФО 2016 в России: что изменилось и кто должен применять?

Введение МСФО в России в 2016 году имеет длинную предысторию. Малейшая поправка к стандарту может привести к глобальным изменениям в бухгалтерской системе. Только на первый взгляд кажется, что в бухгалтерском учете все незыблемо. Но именно он отражает функционирование бизнеса и требует к себе повышенного внимания. Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н были снова введены международные стандарты финансовой отчетности (здесь перечень стандартов МСФО 2016). Приказ зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2016 года и с его помощью введено 40 МСФО и 26 разъяснений МСФО. Ряд приказов Минфина России утратили силу, среди которых от 25 ноября 2011 года № 160н, от 18 июля 2012 года № 106н, от 31 октября 2012 года № 143н, от 24 декабря 2013 года № 135н. Эти изменения в МСФО 2016 необходимо принять к сведению, чтобы грамотно и эффективно составлять финансовую отчетность без значительных временных задержек и дополнительных трат.

Кто должен применять МСФО с 2016 года?

Список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

  • кредитные компании;
  • страховые организации;
  • юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;
  • юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности.
  • с 2014 года в список входят организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.
  • с 2015 года список пополнили управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;
  • открытые акционерные общества (ОАО), ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством.

Итак, список организаций, которые должны совершить переход на МСФО в России в 2016 году немного дополнен. Напомним, что из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские компании были введены в список ради повышения контроля государством их деятельности и защиты интересов некомпетентных инвесторов.

Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности

Изменения МСФО 2016 внесло Министерство Финансов Российской Федерации в 2015 году, когда выпустило приказ №9 за 21 января “О введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”. Этот приказ также приводит в действие силу стандарта МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями и прекращение действия стандартов МСФО (IAS) 18 “Выручка”, МСФО (IAS) 11 “Договоры на строительство”, а также разъяснений: Разъяснения ПКР (SIC) 31 “Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 “Программы лояльности клиентов”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 “Передача активов от клиентов”. Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года, но на добровольных основах может быть использован и раньше.

Приказ №133н от 26 августа 2015 года “О введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации” приводит в действие новую редакцию стандарта МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Стандарт является обязательным к применению с 01 января 2018 года, но также может применяться досрочно.

Соответственно приказу №79н от 19 мая 2015 года “О введении документа международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” в силу вступают поправки для МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность”. Изменения дают возможность признавать в отдельной финансовой отчетности инвестиции в дочерние, ассоциированные или совместные предприятия через долевое участие. Поправки обязательны к применению с 1 января 2016 года.

Соответственно приказа №109н от 13 июля 2015 года “О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” вступают в силу поправки о нововведениях в принципах применения исключений из требований о консолидации. Они относятся к стандартам МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия”, МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.

Поправки к МСФО (IFRS) 10 объясняют, что “промежуточным материнским предприятиям” предоставляется исключение из требования о подготовке консолидированной финансовой отчетности. Исключения применяются в случае, если инвестиционная (материнская) компания оценивает дочерние предприятия по справедливой стоимости. Комании получают право на исключение при соответствии другим требованиям МСФО (IFRS) 10. В силу вступают поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», относительно разъяснений о существенности и объединении данных, представлении промежуточных итоговых сумм, строении финотчетности и раскрытии данных об учетной политике.

Минфин РФ в 2015 году выпустило приказ №91н от 11 июня 2015 года «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации». В соответствии с ним в действие вступают ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014гг. Они касаются стандартов МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Доработка стандарта МСФО (IFRS) 5 разъясняет, что перенесение актива или выбывающей группы из категории “предназначенные для продажи” в “предназначенные для распределения” и наоборот не есть изменениями плана продажи или распределения и не должны отражаться в учете. То есть их необязательно восстанавливать в финансовой отчетности только из-за того, что способ их выбытия был изменен. Усовершенствованый стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», обязывает предприятие раскрыть информацию о характере соглашения, если передает финансовый актив третьей стороне в условиях, не позволяющих прекратить признание этого актива. Информация должна содержать степень продолжающегося участия в активе и риски, которым подвергается отчитывающееся предприятие.

Перечисленные изменения в МСФО с 2016 года вступят в силу или могут применяться на добровольной основе. Так или иначе, чтобы готовить отчетность соответственно МСФО, необходимо провести подготовительные работы, если компания попала под действие ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Организация подготовки отчетности

Если ваша организация обязана представлять финансовую отчетность соответственно МСФО, то необходимо, чтобы этот участок работы выполнял квалифицированные специалисты. Они должны пройти соответствующую подготовку и иметь не только знания, но и практические навыки по применению МСФО.

При переходе организации на МСФО необходимо решить:

  • кто будет выполнять подготовку отчетности - подрядчик или штатный специалист?
  • необходим целый регулярный отдел по работе с МСФО или лучше обратиться к сторонним исполнителям?
  • как отразятся данные отчетности по МСФО на работе компании, на что обратить пристальное внимание?
  • какие данные обязательны к публикации?
  • кто будет отвечать за проверку отчетности по МСФО?

Выбор специалиста, ответственного за отчетность по МСФО зависит от профессионализма персонала и уровня его загруженности. Стоит отметить, что штат можно пополнить сторонним специалистом, либо подготовить из существующих кандидатов, что будет более целесообразно в плане рационального использования ресурсов компании. Изучение международных стандартов финансовой отчетности под руководством маркера АССА позволит специалисту получить крепкие практические знания и навыки и подтвердить их дипломом АССА DipIFR (rus) . Если повышать квалификацию специалистов за счет компании, стоит выбирать курсы, программа которых нацелена на актуальные тенденции применения МСФО в России в 2016 и их практическое применение, а не только на теоретическую подготовку.

Сотрудники гораздо лучше разбираются в специфике деятельности компании и могут уделить максимум времени своей профильной работе. Приглашенные специалисты более опытны, но их работа в организации будет поверхностна и с применением шаблонных методов. Перед представлением и публикацией отчетности по МСФО необходимо получить аудиторское заключение. Аудиторы тщательно проверяют ее и предоставляют заключение и профессиональную оценку. Если нет никаких замечаний и корректировок, то будут соблюдены установленные сроки подачи финансовой отчетности по МСФО.

Подготовка первой отчетности по МСФО

Первой финансовой отчетностью по МСФО считается первая годовая финансовая отчетность организации в которой были использованы Международные стандарты финансовой отчетности и включено заявление о ее соответствии МСФО.

Организации, которые перешли на международные стандарты, представили первую отчетность в апреле 2016 года, согласно п. 7 ст. 4 ФЗ №208-ФЗ. В связи с этим они должны были заранее подготовить специалистов соответствующей квалификации для подготовки отчетности по МСФО и раскрытия ее содержания.

Для составления первой финансовой отчетности по МСФО в РФ должен применяться МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"

Этот МСФО должен обеспечивать полную и качественную информацию как первой так и промежуточной финансовой отчетности, которая:

  • прозрачна для пользователей и сопоставима по всем предоставленным периодам;
  • готовится с затратами, не превышающими выгоды от ее составления;
  • является отправной точкой для ведения учета в соответствии с МСФО.

Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:

  • составить формы отчетности, соответственно международным стандартам;
  • принять содержание пояснений и раскрытий;
  • создать трансформационные и консолидированные таблицы;
  • собрать информацию для входящего баланса;
  • проверить все показатели отчетности на соответствие национальным стандартам и МСФО.

Первое применение МСФО должно быть соотнесено с актуальными стандартами, которые вступили в силу на отчетную дату.

В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:

  1. Признать активы и обязательства по правилам МСФО.
  2. Привести к списанию и не признавать активами и обязательствами, если это не разрешают международные стандарты.
  3. Выполнить новую классификацию статей соответственно с МСФО.
  4. Сделать оценку активов и обязательств по МСФО.

Правила представления отчетности по МСФО

Годовую консолидированную отчетность по МСФО в Росии в 2016 году, как и в прошлых, представляют на рассмотрение акционерам, учредителям, генеральным директорам или собственникам имущества компании. Также все организации утвержденного Законом №208-ФЗ списка обязаны подавать годовую отчетность в ЦБ России. Ее предоставляют в электронном формате, подкрепив усиленной квалифицированной электронной подписью.

Годовую консолидированную отчетность по МСФО необходимо представить до проведения общего собрания высших органов управления организацией, не позднее 120 дней по завершении календарного периода, за который была подготовлена данная отчетность.

Необходимость вести отчетность по МСФО 2016 году вынуждает компании пересматривать способ составления бухгалтерского и налогового учета, а также дальнейшего планирования бизнеса. Вместе с тем, компании повышают требования к профессиональному уровню персонала. Частые изменения национального законодательства и внесение правок в международные стандарты финансовой отчетности вынуждают их искать на рынке труда профессионалов, которые свободно ориентируются в МСФО. Высокую квалификацию таких специалистов подтверждает международный диплом АССА DipIFR (rus).

  1. Excel для бухгалтера: 5 полезных примеров использования таблиц Эксель

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это набор международных стандартов бухгалтерского учета, в которых указывается, как конкретные виды операций и другие события должны отражаться в финансовой отчетности. МСФО публикуются Советом по международным стандартам финансовой отчетности, и они точно определяют, как бухгалтеры должны вести и презентовать счета. МСФО были созданы для того, чтобы иметь «общий язык» бухгалтерского учета, потому что стандарты бизнеса и ведение учета могут отличаться как от компании к компании, так и от страны к стране.

Целью МСФО является поддержание стабильности и прозрачности в финансовом мире. Это позволяет предприятиям и индивидуальным инвесторам принимать квалифицированные финансовые решения, поскольку они могут точно видеть, что происходит с компанией, в которую они хотят инвестировать.

МСФО являются стандартными во многих частях мира, включая Европейский Союз и многие страны Азии и Южной Америки, но не в Соединенных Штатах. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в процессе принятия решения о принятии стандартов в Америке. Страны, которые больше всего выигрывают от стандартов, - это те, которые ведут международный бизнес и инвестируют в него. Эксперты предполагают, что глобальное внедрение МСФО позволит сэкономить деньги на альтернативных сравнительных издержках, а также позволит более свободно передавать информацию.

В странах, которые приняли МСФО, как компаниям, так и инвесторам, выгодно использовать эту систему, поскольку инвесторы с большей вероятностью вкладывают деньги в компанию, если деловая практика компании прозрачна. Кроме того, стоимость инвестиций при этом обычно ниже. Компании, которые ведут международный бизнес, больше всего выигрывают от МСФО.

Стандарты МСФО

Ниже приведен список действующих стандартов МСФО:

Концептуальные основы финансовой отчетности
МСФО/IAS 1 Представление финансовой отчетности
МСФО/IAS 2 Запасы
МСФО/IAS 7
МСФО/IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО/IAS 10 События после окончания отчётного периода
МСФО/IAS 12 Налоги на прибыль
МСФО/IAS 16 Основные средства
МСФО/IAS 17 Аренда
МСФО/IAS 19 Вознаграждения работникам
МСФО/IAS 20 Учёт государственных субсидий, раскрытие информации о государственной помощи
МСФО/IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО/IAS 23 Затраты по займам
МСФО/IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО/IAS 26 Учёт и отчетность по пенсионным планам
МСФО/IAS 27 Отдельная финансовая отчетность
МСФО/IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО/IAS 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО/IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО/IAS 33 Прибыль на акцию
МСФО/IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО/IAS 36 Обесценение активов
МСФО/IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО/IAS 38 Нематериальные активы
МСФО/IAS 40 Инвестиционное имущество
МСФО/IAS 41 Сельское хозяйство
МСФО/IFRS 1 Первое применение МСФО
МСФО/IFRS 2 Платёж, основанный на акциях
МСФО/IFRS 3 Объединения бизнеса
МСФО/IFRS 4 Договоры страхования
МСФО/IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность
МСФО/IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО/IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО/IFRS 8 Операционные сегменты
МСФО/IFRS 9 Финансовые инструменты
МСФО/IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность
МСФО/IFRS 11 Совместная деятельность
МСФО/IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО/IFRS 13 Оценка справедливой стоимости
МСФО/IFRS 14 Счета отложенных тарифных разниц
МСФО/IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями
SICs/IFRICs Постановления об интерпретации стандартов
МСФО для малых и средних предприятий

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

МСФО охватывают широкий спектр учетных операций. Существуют определенные аспекты деловой практики, для которых МСФО устанавливают обязательные правила. Основы МСФО – это элементы финансовой отчетности, принципы МСФО и виды основных отчетов.

Элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы.

Принципы МСФО

Основополагающие Принципы МСФО:

  • принцип начисления. В соответствии с этим принципом события отражаются в том периоде, когда они произошли, независимо от движения денежных средств.
  • принцип непрерывности деятельности, который подразумевает, что компания продолжит работу в ближайшем будущем, и у руководства нет ни планов, ни необходимости сворачивать деятельность.

Отчетность в соответствии с МСФО должна содержать 4 отчета:

Отчет о финансовом положении : он также называется балансом. МСФО влияют на то, как взаимосвязаны между собой компоненты баланса.

Отчет о совокупном доходе : это может быть одна форма, или ее можно разделить на отчет о прибылях и убытках мсфо и отчет о прочих доходах, включая имущество и оборудование.

Отчет об изменениях капитала : также известен как отчет о нераспределенной прибыли. Он отражает изменения в прибыли за данный финансовый период.

Отчет о движении денежных средств : в этом отчете суммируются финансовые транзакции компании за данный период, при этом денежные потоки разделяются на потоки по операционной деятельности, инвестициям и финансированию. Рекомендации по данному отчету содержатся в МСФО 7.

В дополнение к этим базовым отчетам, компания также должна представить приложения со сводкой своей учетной политики. Полный отчет часто рассматривается в сравнении с предыдущим отчетом, чтобы показать изменения в прибыли и убытках. Материнская компания должна создавать отдельные отчеты для каждой из своих дочерних компаний, а также консолидированную финансовую отчетность МСФО.

Сравнение стандартов МСФО и американских стандартов (GAAP)

Существуют различия между МСФО и общепринятыми стандартами бухгалтерского учета других стран, которые влияют на расчет финансового соотношения. Например, МСФО не так строги при определении выручки и позволяют компаниям быстрее сообщать о доходах, поэтому, следовательно, баланс в рамках этой системы может показывать более высокий поток доходов. МСФО также имеют другие требования к расходам: например, если компания тратит деньги на разработку или инвестиции на будущее, она не обязательно должна показывать их как расход (т.е. их можно капитализировать).

Еще одна разница между МСФО и ГААП заключается в определении порядка учета запасов. Есть два способа отслеживать запасы: FIFO и LIFO. FIFO означает, что самая последняя единица запасов остается непроданной до продажи предыдущих запасов. LIFO означает, что самая последняя единица запасов будет продана первой. МСФО запрещают LIFO, в то время как американские и другие стандарты позволяют участникам свободно их использовать.

История МСФО

МСФО возникли в Европейском союзе с намерением распространить их на всем континенте. Идея быстро распространилась по всему миру, поскольку «общий язык» финансовой отчетности позволил расширить связи по всему миру. Соединенные Штаты еще не приняли МСФО, так как многие рассматривают американские ОПБУ как «золотой стандарт». Однако, поскольку МСФО становятся более глобальной нормой, ситуация может измениться, если SEC примет решение о том, что МСФО подходят для американской инвестиционной практики.

В настоящее время около 120 стран используют МСФО, и 90 из них требуют, чтобы отчетность компаний полностью была представлена в соответствии с требованиями МСФО.

МСФО поддерживаются Фондом МСФО. Миссия Фонда МСФО (IFRS) - «обеспечить прозрачность, подотчетность и эффективность на финансовых рынках по всему миру». Фонд МСФО (IFRS) не только обеспечивает и контролирует стандарты финансовой отчетности, но также делает различные предложения и рекомендации тем, кто отклоняется от практических рекомендаций.

Целью перехода на МСФО является максимальное упрощение международных сопоставлений. Это сложно, потому что каждая страна имеет свой собственный набор правил. Например, US GAAP отличаются от канадских GAAP. Синхронизация стандартов бухгалтерского учета во всем мире является непрерывным процессом в международном сообществе бухгалтерского учета.

Трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Один из основных методов подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО – это трансформация.

Основные этапы трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО:

  • Разработка учетной политики;
  • Выбор функциональной валюты и валюты представления;
  • Расчет начальных балансов;
  • Разработка модели трансформации;
  • Оценка корпоративной структуры компании с целью определения дочерних, ассоциированных, аффилированных и совместных предприятий, включенных в бухгалтерский учет;
  • Определение особенностей бизнеса компании и сбор информации, необходимой для расчета корректировок трансформации;
  • Перегруппировка и реклассификация финансовых отчетов по национальным стандартам до МСФО.

Автоматизация МСФО

Трансформацию финансовой отчетности МСФО на практике сложно представить без ее автоматизации. Существуют различные программы на платформе 1С, которые позволяют автоматизировать данный процесс. Одним из таких решений является «WA:Финансист». В нашем решении существует возможность транслировать данные бухгалтерского учета, осуществлять мэппинг на счета плана счетов МСФО, делать различные корректировки и реклассификации, осуществлять элиминацию внутригрупповых оборотов при консолидации отчетности. Кроме того, настроены 4 основных отчета МСФО:

Фрагмент Отчета о финансовом положении МСФО в «WA: Финансист»: закладка мсфо «Основные средства».


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: мсфо: учет и отчетность, основные стандарты.

МСФО (международный стандарт финансовой отчетности) или IFRS (International Financial Reporting Standards), также IAS (International Accounting Standards) - это набор документов (стандартов и их интерпретаций), регулирующих порядок составления финансовой отчетности предприятия. В соответствии с МСФО в такую отчетность должны включаться унифицированные сведения, необходимые внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении организации.

Особенностью международного стандарта МФСО является то, что он основан на принципах, а не на жестко закрепленных правилах (как, например, ). Это сделано затем, чтобы при составлении отчетов бухгалтера следовали бы принципу, а не искали бы лазейки в заранее закрепленных положениях и нормах. В настоящее время международные стандарты финансовой отчетности приняты как основополагающие всего лишь в нескольких странах Европы, однако для тех компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, МСФО в этих странах обязателен. В других странах IAS остается скорее пожеланием, чем правилом. Например, в США применяется собственный стандарт US GAAP, однако к 2014 году планируется полный переход на МСФО. Уже сейчас если ценные бумаги организации вращаются на международных биржах, то следование международному стандарту становится практически обязательным.

МСФО и ПБУ в России, особенности внедрения

В России о международном стандарте отчётности известно с 1998 года. Разработана программа реформирования отечественных положений о бухгалтерском учете с учетом этих стандартов. В частности, с 2005 года все банки обязаны готовить отчетность в соответствии с нормами МСФО. В 2011 году в России принято решение о признании международных стандартов бухгалтерской отчетности (постановление правительства № 107 от 25.02.2011). Более того, финансисты всерьез задумываются о полном переходе с ПБУ на МСФО - правда, законодательное закрепление этого возможно только после адаптации каждого документа для российской действительности.

Пока же ситуация с международными стандартами складывается двоякая: с одной стороны, существует постановление о признании по МСФО, с другой, никто не отменял формы в соответствии с ПБУ. Получается, что организации никто не запрещает вести учет и составлять отчеты по международному стандарту, но если при проверке не будет какого-либо документа, подготовленного по правилам ПБУ, то ей не поздоровится. Поэтому сейчас бухгалтера предприятий не очень-то рвутся перейти на новую систему, но чтобы их не считали консерваторами, придумали такую вещь: проводить внутренний аудит в соответствии со стандартами МСФО, но отчетность для проверяющих из налоговой инспекции готовить по-старому, по ПБУ. Одним словом, большинство отдает дань моде - международным финансовым стандартам, но в реальной работе пользуются отечественными.

Отчетность организации в соответствии с МСФО

Насколько трудно перейти на новую систему и готовить отчетность по международному стандарту учета? Скажем сразу: либо это потребует радикальной переработки действующего налогового кодекса, либо внедрение IAS и IFRS так и останется благим пожеланием. Дело в том, что в стандарте имеются определения, значительно отличающиеся от принятых в настоящее время, и адаптировать их, не исказив исходного смысла - дело совсем не простое. Для оценки «степени бедствия» приведем документы, входящие в международные стандарты финансовой отчётности.

Структура и состав международных стандартов отчётности

МСФО состоит из четырех групп стандартов: две из них, IAS и IFRS, представляют собственно стандарты, а две других, IFRIC и SIC - это толкование понятий и инструкции по применению стандартов. Первым появился IAS, новые стандарты выпускаются под аббревиатурой IFRS. Ниже приведен , действующих в настоящее время (2012 год):

Международные стандарты IAS

  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Stocks)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Cash Flow Statements)
  • IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчетного периода (Events After the Balance Sheet Date)
  • IAS 11 Договоры на строительство (Construction Contracts)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 18 Выручка (Revenue)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность (Consolidated and Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия (Investments in Associates)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве (Financial Reporting of Interests in Joint Ventures)
  • IAS 32 Финансовые инструменты - представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение (Finansial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

Стандарты отчетности IFRS

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
  • IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)

Пояснения к стандартам IFRIC

  • IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members" Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды (Determining whether an Arrangement contains a Lease)
  • IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации (Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке - отходы электротехнического и электронного оборудования (Liabilities arising from Participating in a Specific Market - Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 (Scope of IFRS 2)
  • IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов (Reassessment of Embedded Derivatives)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 11 IFRS 2 - Операции с акциями группы и казначейскими акциями (IFRS 2 - Group and Treasury Share Transactions)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 13 Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programmes)
  • IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 - The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости (Agreements for the Construction of Real Estate)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 18 Получение активов от клиентов (Transfers of Assets from Customers)

Приложение к стандарту SIC

  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance - No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 12 Консолидация: организации специального назначения (Consolidation - Special Purpose Entities)
  • SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей (Jointly Controlled Entities - Non-Monetary Contributions by Venturers)
  • SIC 15 Операционная аренда. Стимулы (Operating Leases - Incentives)
  • SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации (Income Taxes - Recovery of Revalued Non-Depreciable Assets)
  • SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров (Income Taxes - Changes in the Tax Status of an Entity of its Shareholders)
  • SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды (Evaluating the Substance of Transactions Involving the Legal Form of a Lease)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги (Revenue - Barter Transactions Involving Advertising Services)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets - Web Site Costs)

Остальные номера, не вошедшие в этот список, не действуют по каким-либо причинам (отменены, переработаны, включены в други и т.п.). Из этого списка становится ясно, какие финансовые стандарты заложены в основу МСФО, и как что называется по-английски.

Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее. Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ . Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них. Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы";
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 "Договоры на строительство";
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства";
  9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 "Аренда";
  10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка";
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
  12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
  13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
  14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" ;
  15. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
  16. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов";
  24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы";
  26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
  27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
  28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
  29. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
  30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
  31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
  32. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования";
  33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
  35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
  36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
  37. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
  38. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
  39. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  40. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой. Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют "Красная книга". В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года. Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

Похожие статьи