«Стратегия Кудрина» предлагает гражданам софинансировать экономический прорыв. Кудрин обнародовал программу развития россии на семь лет вперед Кудрин стратегия развития экономики

Альтернатива – безнадежное отставание от развитого мира

Председатель ЦСР Алексей Кудрин готов предложить рецепт для решения проблем здравоохранения и образования

Образование и здравоохранение станут новыми драйверами экономического роста России, обещает «стратегия Кудрина». Их развитие потребует софинансирования со стороны граждан. В противном случае России грозит безнадежное отставание от развитого мира, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина.

Согласно стратегии, в XXI веке перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 году станут одними из главных драйверов роста экономики России. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан».

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг - значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор: либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 году должно возрасти с 3,3% до 4,3% ВВП, образования - с 3,6% до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в десять раз с 0,1% до 1%, экспорт медицинских услуг - с 0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до 3,6 млрд долларов к 2024 году.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Глава Центра стратегических разработок намерен бороться с социальными функциями государства

Война экономических стратегий в России подходит к концу. На президентские выборы кандидат от партии власти должен будет пойти с четкой программой хотя бы до 2024-25 годов. И фаворитом в этой гонке является программа Центра стратегических разработок (ЦСР), возглавляемого бывшим министром финансов Алексеем Кудриным .

Растянутый шок

«Стратегия-2035» – один из основных кандидатов на роль нашей экономической библии ближайших 15–20 лет. Альтернативные программы готовят Борис Титов со своей «Партией роста» Столыпинского клуба (во власти их лоббирует советник президента Сергей Глазьев ) и, возможно, глава Минэкономразвития Максим Орешкин , которого Bloomberg недавно возвел в «любимцы Путина ».

Корни программы ЦСР растут из классических стратегий «шоковой терапии», которые применялись в Восточной Европе в конце 1980-х годов. Нет сомнений, что будь у Кудрина разрешение на «шок», он бы начал именно с него. Но хотя соответствующие реформы ему пришлось растянуть во времени (президент категорически против «резких движений» в этой сфере), суть их точно такая же: новая приватизация, повсеместное внедрение платных услуг, подъем пенсионного возраста, сокращение военного бюджета, принудительное расслоение общества.

И хотя еще ни одна стратегия в России последней четверти века не была выполнена хотя бы наполовину, даже начало реформ может стать решающим поворотным пунктом: есть изменения, которые невозможно откатить без смены власти – и хорошо, если мирной. К ним, безусловно, относится и ряд пунктов программы Кудрина, например, приватизация – продать народное имущество легко, вернуть трудно.

Но самым опасным пунктом плана является жесткое разделение общества на имеющих доступ к качественным социальным услугам и такого доступа лишенных. Сословное расслоение формируется веками, а разрушается почти всегда с большой кровью.

Рост государственных расходов на образование и здравоохранение (до 10,9% ВВП к 2024 году), по мысли Алексея Кудрина, должен сопровождаться постоянным ростом доли платных услуг (до 1,7% ВВП). То есть государство из системы справедливого распределения жизненных благ становится инвестором, который создает инфраструктуру (медицинскую или образовательную), чтобы потом на ней зарабатывать. Например, подразумевается создание некоей ОМС-2, фактически – аналога нынешней ДМС, но с лукавым названием. Число услуг в базовой ОМС будет радикально сокращено, а ОМС-2 будет соответствовать примерно нынешней системе обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что работающие граждане и без того отдают немалую долю доходов по этой статье.

ВШЭ одобряет

Эту стратегию активно поддерживает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов , которому свойственно договаривать недосказанное Кудриным. Несмотря на очевидное и долгое падение доходов населения, он, основываясь на неких опросах своей ВШЭ, любит подчеркивать: россияне готовы платить за дополнительные услуги в сфере образования и здравоохранения (31% граждан готов отдавать 5% своих доходов дополнительно). Мы прекрасно знаем, как делаются у нас опросы, но вымогательство этих пяти процентов Кузьминов готов заложить в многолетнюю программу социального развития. Если, конечно, постепенный переход к феодализму в XXI веке можно назвать развитием.

Основной тезис «кудринцев», на котором строится их планирование: экономика у нас нормальная, но мешает всевластие силовиков и привилегированных бизнесменов. Достаточно усмирить «чайкинских» и «сечинских» и жизнь в России наладится. Безусловно, бизнес у нас «кошмарят» почем зря, что приводит к оттоку инициативных людей за рубеж или во «внутреннюю эмиграцию», и бороться с этим надо. Но корень проблемы – в другом.

Стране плохо, производство ничтожное, денег нет, констатируют кудринцы – и никто нас не вытянет, кроме нас самих. В этом Алексей Леонидович совершенно прав – он лишь забывает уточнить, куда ушли деньги «сытых нулевых», кто был тогда, например, министром финансов, настоявшим на создании в США российских суверенных фондов. Но он же, в конце концов, экономист, а не прокурор, он устремлен в будущее, а не роется в грехах прошлого.

Повторение пройденного

Именно Кудрин причастен к построению полностью зависимой от углеводородов экономики, именно он на посту министра финансов ничего не сделал для диверсификации доходов, для вложения сверхприбылей середины 2000-х в реальное производство. Мы точно уверены, что он готов действовать по-другому? Других экономистов у нас правда нет? Мы так и будем вслед за супругой Кузьминова Эльвирой Набиуллиной считать низкую инфляцию главным залогом благоденствия? Сохраняя малую денежную массу (40% ВВП – почти в три раза меньше, чем в Китае), Кудрин не сможет обеспечить бизнесу доступность дешевых «длинных» кредитов, а значит, экономика будет задыхаться без инструмента обмена. Ты делаешь прекрасные табуретки, я изготавливаю отличную плитку, но мы не можем купить товар друг у друга, потому что Центробанк держит активы в США, благодаря чему рублей элементарно не хватает для самых простых процедур. Так и впрямь на биткойны недолго перейти – или на, казалось бы, хорошо забытый бартер.

Бросается в глаза тот факт, что 56-летний экс-министр настроен не только утвердить свою программу, но и возглавить процесс ее выполнения. Именно этим, и ничем иным, можно объяснить подчеркнуто низкие темпы роста, заложенные в Стратегию: Кудрин готовится к превышению планов, он не хочет, чтобы его ловили на прожектерстве и невыполненных обещаниях. Он анонсирует выход на 4,2% роста лишь к 2035 году – при таких темпах остальной мир уйдет далеко вперед.

Стратегия-2035 реалистична, ее действительно можно выполнить. Вот только высок риск, что на выходе мы получим отсталое сословное общество. Оно нам точно нужно?

Стратегии развития страны по основным направлениям – это неэффективный управленческий подход, уверен глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

В мае правительство должно представить президенту восьмилетний план действий. Тогда же Алексей Кудрин покажет президенту свою новую концепцию. Накануне знаменательных событий россияне ловят каждое слово министров в надежде увидеть свет в конце затяжного кризиса. Но ловят, похоже, зря. Конструктивных рецептов услышать от министров на прошедшем в Красноярске Экономическом форуме не удалось. Отличались чиновники лишь некоторыми шокирующими перлами. Минпромторг собрался «выталкивать» предприятия на внешний рынок, введя для них план по экспорту. Прозвучали советы - отбирать партбилеты у не справившихся. А в Минэкономразвития (МЭР) хотят отказаться от внятных стратегий, заменив их коротким «живым документом». Эксперты удивлены подобными инициативами министров и считают, что проблемы страны происходят как раз потому, что у нас нет действенной стратегии.

На Красноярском экономическом форуме чиновники озвучили сенсационные предложения. В отсутствие премьера и президента министры разговорились и попали в горизонтальную реальность, где они не просто сидят за общим столом и отчитываются каждый за себя перед начальником. Во-первых, было отмечено, что сейчас в России уникальная ситуация: никогда в стране одновременно не готовилось столько стратегий развития экономики, каждая из которых претендует на свое место в президентской программе-2018 (вероятно, имеется в виду, что нынешний заказчик этих стратегий – президент Владимир Путин – использует их в своей предвыборной аргументации во время выборов нового президента в 2018 году).

Минэкономразвития готовит план повышения темпов экономического роста до 2025 года, Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина работает над программой стратегического развития России на период 2018–2024 годов. Параллельно Столыпинский клуб, возглавляемый бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, разрабатывает свою «Стратегию роста». Есть еще проект стратегии от Торгово-промышленной палаты.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин и экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин впервые сошлись в прямой дискуссии на Красноярском экономическом форуме. Они признали, что их стратегии конкурируют между собой, однако именно эта конкуренция, мол, и должна обеспечить в итоге высокое качество работы и идей. Правда, оказалось, что конкуренция эта на уровне междусобойчика, материалы и идеи из одной стратегии свободно перетекают в другую. «Многие сотрудники МЭР работают в рабочих группах ЦСР, мы пользуемся и смотрим те материалы, которые нарабатывают коллеги. Мы в некоторой степени ведем параллельную работу, и это хорошо, потому что когда две фабрики идей, то общий пул идей, из которых потом можно будет собрать единое целое, становится гораздо больше и гораздо качественнее», – сказал Орешкин.

Впрочем, даже перерождение системы управления не станет гарантией, что стратегия ускорения роста будет реализована. Для начала ее надо просто понять, а, судя по спорам во время форума, ее не понимает не только бизнес, но и сами члены правительства.

«Я ничего не понимаю: в чем у правительства России экономическая повестка до 2025 года?» – спрашивал министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

И вот тогда Орешкин сделал, пожалуй, самое сенсационное, заявление – он предложил вообще отказаться от существующего формата стратегий развития России. «Стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход», – заявил глава МЭР. Вместо этого он предложил некий план, при подготовке принципов внедрения которого реализуются новые управленческие подходы, связанные с тем, что «план сам по себе должен быть «живым документом», – сказал Орешкин. Он пояснил, что будет некая стартовая версия плана, «но она будет постоянно жить, реагировать на изменения внешних условий, смотреть, как экономика реагирует на эти изменения, и иметь обратную связь». Он добавил, что к осени уже будут протестированы принципы нового подхода к управлению, которые впоследствии будут предлагаться на уровень правительства.

По мнению главы Минэкономразвития, важно выработать и правильные управленческие механизмы внедрения плана в жизнь. Один из таких механизмов неожиданно для многих предложил все тот же Абызов. Он призвал возродить в системе госорганов советскую практику ответственности за результат, когда чиновника исключали из КПСС и увольняли с работы за невыполненное важное поручение. «Ответственность за результат в культуре российского госуправления отсутствует как класс уже многие десятилетия. В советское время все было четко и понятно, была ответственность за результат: не сдал завод вовремя – партбилет на стол, уволен! Мы потеряли эту систему с 1990-ми годами. Ее необходимо возродить», – сказал Абызов.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поддержал предложение, но предложил не рубить повинные головы чиновников за первую ошибку. «Конечно, не должно быть права на вторую и третью ошибки. Это перебор. Но на одну ошибку уж точно должно быть право», – сказал Дворкович.

Вспомнить времена СССР заставили идеи чиновников о директивном планировании экспорта. «Мы должны выталкивать наши предприятия на экспорт. Одно из предложений Минэкономразвития – обязать участников программ господдержки системно экспортировать продукцию. По ряду инструментов мы уже это делаем», – объявил на форуме замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

Об эффективности работы чиновничества привел конкретные цифры Алексей Кудрин. «Количество совещаний и поручений – как президентских, так и правительственных – за последние шесть лет выросло на 50%, но экономика не ускорилась за этот период», – сказал Кудрин. По его словам, ЦСР провел оценку качества системы госуправления, в ходе которой выяснилось, что лишь 38% государственных служащих занимаются своими прямыми функциональными обязанностями. «В остальных случаях они занимаются каким-то тушением пожаров, имею в виду авралы, выполнение хаотичных поручений, которые идут от конкретной ситуации», – заявил глава ЦСР.

Как известно, закон обратной силы не имеет, поэтому безнаказанными останутся те чиновники, кто не выполнил Стратегию-2020, впрочем, ее на всякий случай официально и не утверждали. Майские указы тоже уже нереально выполнить, и кто понесет за это ответственность, кто положит партбилет «Единой России» на стол? Неясно также, что стало с планом «модернизации» экономики. Вот на днях Дмитрий Медведев отчитывался о работе перед Госдумой и представил планы на будущее. Если раньше, еще в должности президента, Медведев говорил о концепции «четырех «И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции, то теперь количество приоритетов развития сократилось до трех, а сами они поменялись: человеческий капитал, инфраструктура и безопасность. Как пишут блогеры, институты, инновации и инвестиции выпали из мейнстрима: инновации стали немодными, инвестиции невозможными, а институты неэффективными. Кстати, Орешкин тоже предложил свою троицу. По его мнению, российской экономике для дальнейшего развития необходимы три «П»: понятность, прозрачность и предсказуемость. На что тут же получил кучу вариантов в соцсетях, которые предлагают, например, обратить внимание на три «К»: кумовство, коррупцию, казнокрадство.

Как бы предвидя такие предложения, Кудрин отметил, что стратегия ЦСР в большей степени затрагивает сферы, которые не слишком широко отражены в плане Минэкономразвития. Среди них он назвал геополитические риски, реформу судебной системы, работу с правоохранительными органами и оценку преступности.

Программа ускорения роста Минэкономразвития предполагает 10 ключевых направлений для развития. Это в том числе налоговая политика, поддержка экспорта, формирование предсказуемых условий на макро- и микроэкономическом уровнях для бизнеса.

Однако резкое заявление Орешкина о кардинальном изменении в подходах к подготовке стратегий не осталось незамеченным в политической и бизнес-среде. На него, в частности, отреагировал бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Тут налицо подмена понятий. Стратегия – это направление, смысл, ценности. Без направления никаких живых документов быть не может, может быть только суета. Алгоритм такой: сначала стратегия, в ее развитие – проекты, поддержанные «дорожными картами». Вот «дорожные карты» как раз и должны быть живыми, реагировать на меняющуюся ситуацию. А стратегии на то и стратегии, что они определяют главные цели, принципы и направления реформ. И меняться они не могут», – написал Титов на своей странице в Facebook.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев солидаризируется с бизнес-омбудсменом. «Это категорически неправильно. Стратегия – это основополагающий документ, который описывает принципиальные вещи, без знания которых непонятно куда зайдешь, – сказал он «НГ». – На недавнем Совете при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждалась необходимость структурных изменений. В частности, чтобы решить проблему повышения производительности труда, глава МЭР предложил… создавать центры компетенции. А вот если бы рассматривать этот вопрос в рамках стратегии, то надо было бы учесть все факторы, влияющие на эту проблему: технические, технологические, факторы подготовленности кадров и их мотивации… На мой взгляд, сегодняшние проблемы страны происходят именно потому, что у нас нет действующей действенной стратегии», – сказал Николаев.

Группа экспертов под руководством Алексея Кудрина завершила работу над предложениями по стратегии развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об основных приоритетах новой стратегии, о доверии к властям, о том, где найти деньги для финансирования реформ в образовании и здравоохранении, и о том, какие профессии будут востребованы через шесть лет, Кудрин рассказал в интервью ТАСС.

Вы вместе с экспертами работали над предложениями по стратегии развития для следующего политического цикла. Готовы ли эти предложения?

Предложения экспертов готовы в полном объеме. Мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики. По согласованию с администрацией мы представим его президенту лично, это должно произойти в мае.

- Это произойдет на совещании Экспертной группы или в каком-то другом формате?

Это будет совещание у президента, кого он еще на него пригласит, мне трудно сказать, но на этом совещании он лично будет знакомиться с нашими предложениями.

- До этого совещания публиковать ваши предложения вы не планируете?

Более того, мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики, потому что речь идет о стратегии президента, и сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе. Стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. Она должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов. Стратегия - это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит.

Вложения в человеческий капитал

- Что может являться объединяющим фактором для разных социальных групп?

Стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов. Главные приоритеты - люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, - достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Мы проанализировали все возможности России по наращиванию темпов роста в нынешних условиях в ближайшие шесть лет. Это очень сложная задача, но она решаема. Ее можно решить, если мы проведем ряд структурных реформ. Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определенных изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать. Самый главный вызов, который стоит перед страной, - это рост производительности на основе новых технологий. За шесть лет все изменения, которые произойдут в мире в отраслях, в профессиях, еще не покажутся столь грандиозными. Но по истечении шести лет мы увидим существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава. С другой стороны, это также будет период вложений в человека. Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег. В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня.

- На что должны быть потрачены эти средства?

Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования.

Вы здесь не видите риска глубокого социального расслоения между теми, кто будет учиться в элитарных университетах и многопрофильных колледжах?

Во-первых, мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. Сегодня уже есть продвинутые колледжи, созданные крупными компаниями, где люди обучаются самым современным профессиям. Этот опыт мы предлагаем развить. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. В Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, где я являюсь председателем попечительского совета, мы такую работу с компаниями уже проводим. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать.

Какие структурные реформы вы предлагаете в образовании? Сохранятся ли существующие институты - министерства, исследовательские учреждения, Академия наук?

Безусловно, мы анализировали качество этих институтов, школ, университетов, их способность поддерживать уровень образования. Приведу такой важный пример, который мы проанализировали: сейчас 25% наших выпускников не могут сдать международный тест на функциональную грамотность. Получается, что, борясь за большую численность населения, мы при этом имеем очень низкий образовательный потенциал. Четверть школьников не могут выполнить задание в рамках базовых навыков, которые дает школа. Эта проблема есть во всех странах, но в развитых странах это от 5% до 8%, а у нас - 25%. То есть мы теряем свой потенциал в сфере образования.

- Почему так происходит? Может, у них задания легче?

Задания у них усложняются, но там немного другому учат, там другие методы образования. В других странах стараются развивать критическое мышление, социальные практики и проектный подход. Студент или школьник должен сам сделать несколько проектов, самостоятельно придумать каждый проект и обеспечить всеми необходимыми компонентами. Он должен стать полностью самостоятельным в своей проектной работе. Сейчас в мире востребованы те, кто самостоятельно готов решать поставленные задачи. Это меняет менталитет граждан, развивает способность стать более самостоятельным, креативным. В большинстве ведущих университетов мира есть жесткие требования к развитию критического мышления. Это очень развивается на дебатах в школах и университетах, там обязательно спорить с преподавателями. Мой факультет в Петербургском университете как раз обладает этими методиками в России. Я бы хотел сказать про еще одну программу - принципиальное изменение обучения и переподготовки взрослого населения. Сейчас один из пяти взрослых учится, а нам нужно, чтобы учился каждый второй. Нам также нужно увеличить предложение такого обучения на рынке. Обучение после университета должно стать непрерывным. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Это должна быть постоянная практика, когда ты каждый год берешь курсы на две-три недели, при помощи предприятия или за свои деньги и в свое свободное время, и приобретаешь новые, более современные компетенции в информатике, управлении и переговорах.

Какие профессии в течение шести лет могут исчезнуть? Например, многие говорят, что скоро исчезнет профессия бухгалтера.

Через шесть лет она не исчезнет, но многие расчеты будут становиться все более автоматизированными. Когда-нибудь уже не придется вручную считать баланс предприятий. Даже налоги будут считать роботы, и мы уберем целую сферу проблем в области начисления налогов и взыскания штрафов.

- А какие профессии, наоборот, будут востребованы?

В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснемся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. И если я сказал, что в 2024 году в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, то значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить. Многие другие страны это уже осознали и такие ключевые показатели эффективности в сфере подготовки специалистов программирования для любых отраслей уже себе поставили.

Увеличение продолжительности жизни

- Кроме образования, какие еще вложения в человека предполагают ваши предложения?

Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте. Детская смертность у нас раза в три выше, чем в соседней Финляндии.

Вы сказали про увеличение продолжительности жизни. В этой связи насколько должен увеличиться средний возраст россиянина?

Средний общий возраст увеличится до 76 лет, а сейчас у нас 71,4.

Вы сказали, что ваши предложения предполагают увеличение финансирования образования до 0,8% ВВП. Насколько будут увеличены расходы на здравоохранение? По каким еще направлениям вы предлагаете увеличить финансирование?

На 0,7% ВВП тоже за шесть лет. На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП.

- А за счет чего вы предлагаете увеличить расходы?

Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов.

Смягчение бюджетного правила

- Какие еще меры вы предлагаете для обеспечения увеличения расходов на здравоохранение и образование?

Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП.

Вы предлагаете Минфину отказаться от цели достижения дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП за три года?

Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. Когда мы были на пике нефтяных цен, я говорил, что иметь дефицит выше 1% ВВП опасно, так как если цена на нефть резко падает, то дефицит сразу же может достичь 5%, как это было в 2009 году. Но если мы исходим из цены на нефть $45 за баррель, то падение не может быть большим. Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках - при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно.

- Вы же были всегда сторонником жестких правил при расходовании бюджетных средств. Вы меняете эту позицию?

Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны. В чем-то проигрываем, в чем-то выигрываем. Но больше выигрываем. Во-вторых, если мы не вложимся в инфраструктуру, образование, здравоохранение, то мы не сможем перейти к современной модели экономики. Если мы потеряем эти шесть лет, то нам, скорее всего, догнать трудно будет. Как ни странно, сейчас мы подошли к черте, когда очередные шесть лет становятся важнейшими, решающими в промышленной революции. Она началась. Если мы еще затянем свое участие в ней, то Россия рискует утратить роль технологической державы.

Что предусматривают ваши предложения для того, чтобы российская промышленность была участником цепочек создания новых технологий?

Справедливый вопрос. Во-первых, нам нужно научиться использовать технологии, созданные другими, создать условия для обмена технологиями и привлечения инвестиций в уже созданные технологии, которые поднимают производительность труда в разы. Во-вторых, создать условия для того, чтобы мы сами создавали такие технологии, чтобы каждое предприятие само искало новые возможности для использования как привлеченных, так и новых технологий. Но инновации - это не только технологии. Инновации - это также новые решения в управлении и организации труда. Грубо говоря, тот же 3D-принтер меняет структуру завода и всей системы управления. Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных. Когда я говорю про инновации и технологии, я также имею в виду новые технологии управления, и здесь Россия имеет очень хороший потенциал. Например, есть российская компания, которая создала абсолютно новую инновационную модель управления производством новой модели Airbus в Европе. Таких технологий управления нет больше нигде в мире.

- Какая часть ваших предложений посвящена цифровой экономике?

Мы считаем, что все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году.

Где хранить сбережения

Вы говорите о бюджетном правиле при цене на нефть в $45 за баррель нефти. Вы стали более оптимистично смотреть на цену на нефть?

Нет, мой прогноз сохранился: цена на нефть будет двигаться в диапазоне $40–60 за баррель в ближайшие четыре-пять лет. Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учетом всех рисков это разумный компромисс для бюджета. Один из вопросов заключается не только в расходах бюджета, а в том, что мы даем на рынок больше валюты, это означает, что на рынке будет на 0,5% ВВП больше валюты. Но влияние этой валюты на курс рубля не такое большое. Проблема не в том, что рубль переукреплен. Главное, чтобы не было большой волатильности цен на нефть и курса рубля. Основная проблема - это волатильность, конечно, а не сам уровень.

То есть вы не согласны с тем, что к концу года рубль ослабнет до 68 рублей за доллар, как говорит Минэкономразвития? Каков ваш прогноз?

При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет.

Сейчас все активно обсуждают новый инструмент - ОФЗ для населения. Например, Герман Греф облигации уже купил. А вы?

Я пока не предполагал участвовать в таком размещении. Но я считаю, что это нормальный инструмент для тех, кто может вложиться больше, чем на три года. Ставка выше, чем по банковскому вкладу. При максимальном размещении на три года главный положительный эффект наступает ближе к концу третьего года, так как ставка по купону нарастает. Весь эффект можно получить, если ты дошел до конца. ОФЗ для населения - это не сверхважные объемы для погашения дефицита бюджета, но это элемент политики развития нового рынка, и с этой точки зрения это правильно. Это также повышение финансовой грамотности населения, которое будет в дальнейшем стимулировать население активнее присутствовать на рынке инвестиций.

- В чем хранить сбережения сейчас с учетом курса рубля и цен на нефть?

Я и раньше говорил о простой модели - в долларах, евро и рублях в одинаковой степени. Хотя сегодня я бы дополнил - и в государственных облигациях.

Реформа судов и госуправления

- Какие реформы предполагаются в сфере государственного управления?

Я уже сказал про технологии, про человека, его новые возможности и модели образования, но еще одна важная сфера - это государственное управление. Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится.

- Предполагается ли сокращение государственного аппарата в ваших предложениях?

Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы.

- Какие реформы силовых структур вы предлагаете?

В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить. Большая работа, проведенная по криминальной статистике, уже доложена президенту. Мы тоже участвовали в экспертизе и работе по этому направлению. Сейчас мы будем более объективно видеть работу правоохранительных органов, что позволит нам более эффективно реагировать на ситуации в криминальном мире и понимать криминогенную обстановку. Например, согласно обследованию, которое мы провели, половина граждан не обращается в правоохранительные органы по поводу преступлений, которые в отношении них совершаются. Конечно, это не самые тяжкие преступления, но половина граждан примерно не обращается. Из тех, кто обращается, а это около 7 миллионов человек, только в 2 миллионах случаев возбуждаются уголовные дела. Я думаю, что в случае, если с нашими выводами согласятся, у нас есть перечень мер, которые нужно принять, чтобы ситуацию выправить.
- Будет ли в ваших предложениях отдельный политический блок?

В реализации всех этих мер есть вопрос доверия. На наш взгляд, реализация этих предложений существенно поднимет доверие к власти и проводимой политике. Если стратегия наталкивается на недоверие, то многие ее предложения не окажутся воспринятыми или будут встречены с непониманием. Если же стратегия будет представлена как взаимосвязанная система мер, которая с первых же шагов будет неукоснительно исполняться, то доверие будет нарастать буквально по месяцам. Но это не специальный блок, это необходимое условие исполнения всей стратегии.

- Каким вы видите главный результат от реализации ваших предложений?

Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза. Это амбициозные задачи.

Беседовали Лана Самарина и Глеб Брянский

При использовании текста, либо его части, активная ссылка на обязательна.

Москва, 3 мая - "Вести.Экономика". Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным завершил подготовку экономической стратегии развития стран. Что она из себя представляет и какие моменты важно отметить?

Прежде всего нужно отметить, что саму стратегию общественности не представили, конкретики нет. По словам Кудрина, стратегия будет представлена лично президенту в конце мая, а пока господин Кудрин ограничился общими фразами.

Из того, что было сказано, можно сделать вывод, что основные приоритеты - человеческий капитал, технологии и госуправление.

Алексей Кудрин

"Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег".

Человеческий капитал - действительно важный фактор. Любой успешный бизнесмен знает, насколько ценны сотрудники. Другой вопрос, что инвестиции в человека - это долгосрочный процесс и вряд ли он сможет дать эффект в среднесрочной перспективе.

Глава ЦСР также призывает уделить особое внимание технологиям, он уверен, что потребуется большое количество работников IT-сектора, чтобы повести цифровизацию экономики РФ. Собственно, эта профессия и будет больше всего востребована.

Кроме того, Алексей Кудрин предлагает смягчить бюджетное правило.

Алексей Кудрин

"Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП".

В ЦСР уверены, что при выполнении программы рост будет накапливаться с 2018 г. В следующем году рост составит около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 г. вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза.

Стоит отметить, намного раньше, причем публично, появилась другая экономическая стратегия - "Стратегия Роста" , подготовленная большим количеством экспертов под руководством Бориса Титова.

Вот как на своей странице в Facebook заявления Кудрина прокомментировал сам Титов:

Борис Титов

"Начала развеиваться (хоть и слабо) пелена над стратегией ЦСР. И судя по тому, что развеялось, Кудрин меняет взгляды. Теперь он за умеренно мягкую денежно-кредитную политику, умеренное снижение курса рубля. В общем, надо пригласить Алексея Леонидовича в Столыпинский клуб. Правда во всем остальном стратегия ЦСР (по описанию, конечно) – это розовые облака. Красивые слова – образование, технологии, человеческий капитал и никакой конкретики. А конкретика в этом вопросе может быть одна: создать реальные условия для развития несырьевого бизнеса. Кредиты, стимулирующие налоги и тарифы, снятие административного пресса. Тогда и будет рост - экономики, уровня и качества жизни, всей страны".



Похожие статьи