Стрелочный перевод 1 11. Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в любую другую − теория, примеры и решения

Стрелочные переводы бывают: одиночные, двойные и перекрёстные.

1. Одиночные служат для разветвления одного пути на два.

а) одиночный обыкновенный правый,

б) одиночный обыкновенный левый

в) одиночный симметричный – оба пути кривые направлены в разные стороны под одинаковыми углами.

г) несимметричные односторонние – оба пути направлены в одну сторону

д) несимметричные разносторонние – оба пути направлены в разные стороны под разными углами.

Глухое пересечение Перекрёстный стрелочный перевод

Устройство стрелочного перевода

Стрелка состоит из двух рамных рельсов 9, двух остряков 4, стрелочной тяги 2, переводного механизма10, переводной кривой 5, контррельсов 6,сердечника 7, опорных, упорных и крепежных деталей.


Основной характеристикой перевода являются его тип и марка. Тип перевода определяется типом рельсов, из которых он изготовлен (Р-50, Р-65, Р-75).

Маркой крестовины называется отношение ширины сердечника в хвосте крестовины к длине сердечника.

На железных дорогах укладывают обыкновенные стрелочные переводы марок 1/9; 1/11; 1/6; 1/8; 1/4,5; 1/18; 1/22. Чем выше знаменатель, тем более пологая стрелка и больше скорость движения. Типы рельс Р-50, Р-65, Р-75

Скорости, допускаемые на боковые пути станции. (ПТЭ прил. № 6 п.90)

Скорости движения поездов по перегонам и станциям устанавливаются начальником дороги (Н) и предусматриваются в графике движения поездов.

· 1/22 – скорость не более 120км/ч.

· 1/18 – скорость не более 80км/ч

· 1/11 - скорость не более 40км/ч

· 1/11 - скорость не более 50км/ч, по переводам с крестовиной из рельсов марки Р65

· 1/11 - скорость не более 70км/ч, по симметричным стрелочным переводам

· 1/9 - скорость не более 25км/ч для пассажирских поездов.

Наибольшее применение получили переводы марок 1/9, 1/11.

Рамные рельсы изготавливают из обычных рельсов, как правило, стандартной длины 12,5 м - при марках 1/9, 1/11, при марках 1/18 - 25 м.

Остряки изготавливают из остряковых рельсов ОР50, ОР65, ОР75 пониженной на 40 мм высоты. Пониженная высота остряков принята для того, чтобы не ослаблять подошву рамного рельса, к которому прижимается остряк.

Стрелочные переводы на Ж.Д. путях ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ должны иметь крестовины следующих марок:

Для пропуска поездов пассажирского движения :

Ø на главных и приемо-отправочных Ж.Д. путях, по которым происходит движение пассажирских поездов, - не круче 1/11 ,

Ø перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных - не круче 1/9 ;

Ø стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути перевода, могут иметь крестовины марки 1/9 .

Впредь до переустройства, в исключительных случаях , допускается движение пассажирских поездов на боковой путь по стрелочным переводам марки 1/9.

Для пропуска поездов грузового движения :

Ø на приемо-отправочных Ж.Д. путях - не круче 1/9,

Ø симметричных крестовин - не круче 1/6;

ü на прочих железнодорожных путях - не круче 1/8,

ü симметричных крестовин - не круче 1/4,5.

(ПТЭ прил. 9 (ИСД), гл. II, пп. 21-22)

На скоростных и высокоскоростных линиях должны эксплуатироваться стрелочные переводы с гибкими остряками и крестовиной с подвижным сердечником с подуклонкой по всей длине перевода.

На скоростных линиях допускается эксплуатация стрелочных переводов с гибкими остряками и крестовиной с подвижным сердечником без подуклонки рельсовых нитей.

Стрелочные переводы, по которым осуществляется пропуск пассажирских поездов со скоростью от 140 до 250 км/ч включительно, оборудуются внешними замыкателями остряков и подвижных сердечников, стационарными устройствами очистки от снега и льда.

На Ж.Д. путях НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ допускается использование стрелочных переводов с крестовинами следующих марок:

ü на главных и приемо-отправочных - не круче 1/9,

ü симметричных крестовин - не круче 1/6;

Ø на прочих - не круче 1/7,

Ø симметричных крестовин - не круче 1/4,5;

· на подгорочных путях - не круче 1/9,

· симметричных - не круче 1/6.

Перед остряками всех противошерстных стрелочных переводов на главных железнодорожных путяхобщего пользования должны быть уложены отбойные брусья .

Нецентрализованные стрелки на ЖД путях общего пользования , оборудуются стрелочными контрольными замками если они :

1. Расположены на ЖД путях, по которым производится прием и отправление поездов, а также охранные;

2. Ведут на ЖД пути, выделенные для стоянки вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ);

3. Ведут на ЖД пути, предназначенные для стоянки восстановительных и пожарных поездов;

4. Ведут в предохранительные и улавливающие тупики;

5. Ведут на ЖД пути, выделенные для отстоя вагонов-дефектоскопов, путеизмерительных вагонов, железнодорожно-строительных машин.

На ЖД путях НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ контрольными стрелочными замками оборудуются нецентрализованные стрелки:

Ø Ведущие к главным и приемоотправочным железнодорожным путям общего пользования;

Ø Ведущие в предохранительные и улавливающие тупики;

Ø Примыканий к главным железнодорожным путям на перегонах.

Тема 6:Неисправности стрелочных переводов. (ПТЭ прил. № 1 п.15)

1. Разъединение стрелочных остряков при изломе стрелочной тяги, выпадении или изломе болтов.


2. Отставание остряка от рамного рельса на 4мм и более, измеряемое против первой тяги.

3.
Выкрашивание остряка при котором создаётся опасность набегания гребня и в любых случаях:

Ø 200мм на главных путях;

Ø 300мм на приемоотправочных путях;

Ø 400мм на прочих станционных.

С помощю этого онлайн калькулятора можно перевести целые и дробные числа из одной системы счисления в другую. Дается подробное решение с пояснениями. Для перевода введите исходное число, задайте основание сисемы счисления исходного числа, задайте основание системы счисления, в которую нужно перевести число и нажмите на кнопку "Перевести". Теоретическую часть и численные примеры смотрите ниже.

Результат уже получен!

Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в любую другую − теория, примеры и решения

Существуют позиционные и не позиционные системы счисления. Арабская система счисления, которым мы пользуемся в повседневной жизни, является позиционной, а римская − нет. В позиционных системах счисления позиция числа однозначно определяет величину числа. Рассмотрим это на примере числа 6372 в десятичном системе счисления. Пронумеруем это число справа налево начиная с нуля:

Тогда число 6372 можно представить в следующем виде:

6372=6000+300+70+2 =6·10 3 +3·10 2 +7·10 1 +2·10 0 .

Число 10 определяет систему счисления (в данном случае это 10). В качестве степеней взяты значения позиции данного числа.

Рассмотрим вещественное десятичное число 1287.923. Пронумеруем его начиная с нуля позиции числа от десятичной точки влево и вправо:

Тогда число 1287.923 можно представить в виде:

1287.923 =1000+200+80 +7+0.9+0.02+0.003 = 1·10 3 +2·10 2 +8·10 1 +7·10 0 +9·10 -1 +2·10 -2 +3·10 -3 .

В общем случае формулу можно представить в следующем виде:

Ц n ·s n +Ц n-1 ·s n-1 +...+Ц 1 ·s 1 +Ц 0 ·s 0 +Д -1 ·s -1 +Д -2 ·s -2 +...+Д -k ·s -k

где Ц n -целое число в позиции n , Д -k - дробное число в позиции (-k), s - система счисления.

Несколько слов о системах счисления.Число в десятичной системе счисления состоит из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9}, в восьмеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7}, в двоичной системе счисления - из множества цифр {0,1}, в шестнадцатеричной системе счисления - из множества цифр {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F}, где A,B,C,D,E,F соответствуют числам 10,11,12,13,14,15.В таблице Таб.1 представлены числа в разных системах счисления.

Таблица 1
Система счисления
10 2 8 16
0 0 0 0
1 1 1 1
2 10 2 2
3 11 3 3
4 100 4 4
5 101 5 5
6 110 6 6
7 111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10 1010 12 A
11 1011 13 B
12 1100 14 C
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Для перевода чисел с одной системы счисления в другую, проще всего сначала перевести число в десятичную систему счисления, а затем, из десятичной системы счисления перевести в требуемую систему счисления.

Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную систему счисления

С помощью формулы (1) можно перевести числа из любой системы счисления в десятичную систему счисления.

Пример 1. Переводить число 1011101.001 из двоичной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:

1 ·2 6 +0 ·2 5 +1 ·2 4 +1 ·2 3 +1 ·2 2 +0 ·2 1 +1 ·2 0 +0 ·2 -1 +0 ·2 -2 +1 ·2 -3 =64+16+8+4+1+1/8=93.125

Пример 2. Переводить число 1011101.001 из восьмеричной системы счисления (СС) в десятичную СС. Решение:

Пример 3 . Переводить число AB572.CDF из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную СС. Решение:

Здесь A -заменен на 10, B - на 11, C - на 12, F - на 15.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления

Для перевода чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления нужно переводить отдельно целую часть числа и дробную часть числа.

Целую часть числа переводится из десятичной СС в другую систему счисления - последовательным делением целой части числа на основание системы счисления (для двоичной СС - на 2, для 8-ичной СС - на 8, для 16-ичной - на 16 и т.д.) до получения целого остатка, меньше, чем основание СС.

Пример 4 . Переведем число 159 из десятичной СС в двоичную СС:

159 2
158 79 2
1 78 39 2
1 38 19 2
1 18 9 2
1 8 4 2
1 4 2 2
0 2 1
0

Как видно из Рис. 1, число 159 при делении на 2 дает частное 79 и остаток 1. Далее число 79 при делении на 2 дает частное 39 и остаток 1 и т.д. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в двоичной СС: 10011111 . Следовательно можно записать:

159 10 =10011111 2 .

Пример 5 . Переведем число 615 из десятичной СС в восьмеричную СС.

615 8
608 76 8
7 72 9 8
4 8 1
1

При приведении числа из десятичной СС в восьмеричную СС, нужно последовательно делить число на 8, пока не получится целый остаток меньшее, чем 8. В результате построив число из остатков деления (справа налево) получим число в восьмеричной СС: 1147 (см. Рис. 2). Следовательно можно записать:

615 10 =1147 8 .

Пример 6 . Переведем число 19673 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.

19673 16
19664 1229 16
9 1216 76 16
13 64 4
12

Как видно из рисунка Рис.3, последовательным делением числа 19673 на 16 получили остатки 4, 12, 13, 9. В шестнадцатеричной системе счисления числе 12 соответствует С, числе 13 - D. Следовательно наше шестнадцатеричное число - это 4CD9.

Для перевода правильных десятичных дробей (вещественное число с нулевой целой частью) в систему счисления с основанием s необходимо данное число последовательно умножить на s до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль, или же не получим требуемое количество разрядов. Если при умножении получится число с целой частью, отличное от нуля, то эту целую часть не учитывать (они последовательно зачисливаются в результат).

Рассмотрим вышеизложенное на примерах.

Пример 7 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в двоичную СС.

0.214
x 2
0 0.428
x 2
0 0.856
x 2
1 0.712
x 2
1 0.424
x 2
0 0.848
x 2
1 0.696
x 2
1 0.392

Как видно из Рис.4, число 0.214 последовательно умножается на 2. Если в результате умножения получится число с целой частью, отличное от нуля, то целая часть записывается отдельно (слева от числа), а число записывается с нулевой целой частью. Если же при умножении получиться число с нулевой целой частью, то слева от нее записывается нуль. Процесс умножения продолжается до тех пор, пока в дробной части не получится чистый нуль или же не получим требуемое количество разрядов. Записывая жирные числа (Рис.4) сверху вниз получим требуемое число в двоичной системе счисления: 0.0011011 .

Следовательно можно записать:

0.214 10 =0.0011011 2 .

Пример 8 . Переведем число 0.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС.

0.125
x 2
0 0.25
x 2
0 0.5
x 2
1 0.0

Для приведения числа 0.125 из десятичной СС в двоичную, данное число последовательно умножается на 2. В третьем этапе получилось 0. Следовательно, получился следующий результат:

0.125 10 =0.001 2 .

Пример 9 . Переведем число 0.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС.

0.214
x 16
3 0.424
x 16
6 0.784
x 16
12 0.544
x 16
8 0.704
x 16
11 0.264
x 16
4 0.224

Следуя примерам 4 и 5 получаем числа 3, 6, 12, 8, 11, 4. Но в шестнадцатеричной СС числам 12 и 11 соответствуют числа C и B. Следовательно имеем:

0.214 10 =0.36C8B4 16 .

Пример 10 . Переведем число 0.512 из десятичной системы счисления в восьмеричную СС.

0.512
x 8
4 0.096
x 8
0 0.768
x 8
6 0.144
x 8
1 0.152
x 8
1 0.216
x 8
1 0.728

Получили:

0.512 10 =0.406111 8 .

Пример 11 . Переведем число 159.125 из десятичной системы счисления в двоичную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 4) и дробную часть числа (Пример 8). Далее объединяя эти результаты получим:

159.125 10 =10011111.001 2 .

Пример 12 . Переведем число 19673.214 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную СС. Для этого переведем отдельно целую часть числа (Пример 6) и дробную часть числа (Пример 9). Далее объединяя эти результаты получим.

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

Урок 13
§11.1-11.4. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

11.1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

Для перевода целого десятичного числа в систему счисления с основанием q следует:

1) последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, равное нулю;
2) полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие алфавиту новой системы счисления;
3) составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Рассмотрим примеры перевода целых десятичных чисел в 2-ичную, 8-ричную и 16-ричную системы счисления.

Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 22 оканчивается на 4.

Поскольку запись числа в системе счисления с основанием q заканчивается на 4, остаток от деления числа 22 на q равен 4: 22 mod q = 4 1) . Следовательно, 18 mod q = 0. Это верно для q ∈ {18, 9, 6, 3, 2, 1}.

1) Операция mod - вычисление остатка от целочисленного деления.


Так как в новой системе счисления запись числа оканчивается на 4, то q > 4. Следовательно, условию задачи удовлетворяют основания: 18, 9 и 6.

Как правило, для соединения путей должны применять наиболее простые по устройству стрелочные переводы. Однако различные условия эксплуатации были причиной того, что на сети железных дорог появились стрелочные переводы, отличающиеся по конструкции и имеющие разные очертания в плане.

Имеются три основных типа стрелочных переводов :

  • одиночные;
  • двойные;
  • перекрестные.

1) Одиночные стрелочные переводы соединяют два пути в один. Они в свою очередь подразделяются на:

  • обыкновенные, у которых один путь прямой, а второй ответвляется вправо или влево (правосторонний или левосторонний перевод);
  • симметричные и несимметричные - криволинейные.

2) изготавливаются по индивидуальным проектам для соединения трех путей в один в особо стесненных местах.

3) Перекрестные стрелочные переводы представляют собой комбинацию из одного правостороннего и одного левостороннего переводов.

Теперь давайте рассмотрим более подробно каждый из типов стрелочного перевода.

(рис. 1) применяют при отклонении бокового пути от прямолинейного основного пути. Такие переводы, как правило, укладывают на главных и приемо-отправочных путях и они имеют наибольшее распространение на сети железных дорог (составляют 95% общего числа стрелочных переводов на станционных путях всех категорий);

Рис. 1 - Обыкновенный одиночный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11

Несимметричный - криволинейный стрелочный перевод (рис. 2) применяют в стесненных условиях проектирования, когда отклонение двух соединяемых путей от основного прямолинейного направления в одну сторону нельзя осуществить обыкновенным переводом, может быть односторонним и разносторонним;

Рис. 2 - Одиночные не симметричные стрелочные переводы: а - односторонний; б - разносторонний

(рис. 3) применяют при разветвлении основного прямолинейного пути на два, например, на территории локомотивного и вагонного хозяйств, грузовых дворов, а также при проектировании сортировочных парков. Допускается также укладывать симметричные стрелочные переводы при переустройстве станций в стесненных местах, когда необходимо максимально сократить горловину приемо-отправочных парков. Применение симметричных переводов позволяет сократить длину соединений вследствие того, что эти переводы благодаря меньшему углу поворота на переводной кривой могут иметь при радиусе переводной кривой той же величины, что и в обыкновенном переводе, меньшую длину этой кривой, более крутую марку крестовины и вследствие этого меньшую ее длину. Длина симметричного перевода по сравнению с обыкновенным короче примерно на 8- 11 м;

Рис. 3 - Симметричный стрелочный перевод типа Р50 марки 1/6

Двойной симметричный и несимметричный стрелочный перевод разветвляет основной путь на три направления и его применяют в особо стесненных местах станции, когда последовательная укладка двух обыкновенных переводов невозможна (рис. 4);

Рис. 4 - Двойные стрелочные переводы: а - несимметричный односторонний; б - несимметричный разносторонний; в - симметричный

Двойной перекрестный перевод (рис. 5) дает возможность при пересечении путей переходить с одного пути на другой в обоих направлениях движения. Он имеет восемь остряков (1- 8) и четыре крестовины, из которых две острые (9) и две тупые (10). По каждому перекрестному переводу подвижной состав может следовать по шести маршрутам в двух направлениях, так как он заменяет собой два обыкновенных стрелочных перевода (рис. 6), уложенных навстречу друг другу, но длина его значительно меньше их суммарной длины. Перекрестные стрелочные переводы сокращают длину горловин и уменьшают количество кривых с изменяющимися направлениями кривизны на маршрутах приема и отправления поездов. Однако из-за сложности конструкций они требуют более тщательного ухода и ограничения скорости движения. Укладывают такие переводы в стесненных условиях на приемо-отправочных и прочих путях, а также при устройстве прямых ходов, пересекающих несколько путей, на крупных станциях для укорочения маневровых передвижений. На линиях, где предусматривается безостановочный пропуск поездов, укладывать вновь на главных путях станций перекрестные стрелочные переводы допускается лишь в том случае, если это не вызывает ограничения установленных скоростей движения.

Рис. 5 - Двойной перекрестный стрелочный перевод

Рис. 6 - Возможное пересечение двух путей с помощью двух обыкновенных переводов

Рассмотренные выше отдельные типы стрелочных переводов могут различаться по типам рельсов на путях, соединительных и примыкающих к переводу, Р75, Р65, Р50 и Р43 и маркам крестовин 1/22, 1/18, 1/11, 1/9 и 1/6. Марки крестовин и типы стрелочных переводов на главных путях принимают в зависимости от предусматриваемых скоростей движения поездов на линии.

Стрелочные переводы марки 1/11 укладывают: на приемо-отправочных пассажирских путях; на главных путях, где пассажирские поезда могут проходить на боковой путь; на главных путях при устройстве диспетчерских съездов, а также при устройстве развязок маршрутов движения грузовых и пассажирских поездов при подходах к узлам.

Стрелочные переводы марки 1/9 укладывают: на главных путях, если движение пассажирских поездов по таким переводам проходит только по прямому направлению; на приемо-отправочных путях для грузового движения.

Стрелочные переводы марки 1/8 находят применение на прочих станционных путях.

Симметричные стрелочные переводы марки 1/6 могут укладываться на прочих станционных путях. Наибольшее применение они имеют при проектировании сортировочных парков и должны более широко использоваться на территории локомотивного, вагонного и других хозяйств. Эти стрелочные переводы допускается применять и на приемо-отправочных путях для грузового движения.

Симметричные стрелочные переводы марки 1/4,5 применяют на прочих станционных путях в особо стесненных условиях, например, при вводе путей в производственные здания и склады.

Для безостановочного движения поездов по боковому пути на линиях проектируют стрелочные переводы пологих марок. В РФ принята марка 1/18, при которой допускается скорость движения на боковой путь до 80 км/ч, и марка 1/22 с допускаемой скоростью не более 120 км/ч. При движении по прямому пути со скоростями свыше 120 км/ч применяют стрелочные переводы марки 1/11 специальной конструкции. (более подробно смотрите в ПТЭ)

Стрелочные переводы на главных путях станций, разъездов и обгонных пунктов должны соответствовать типу рельсов примыкающих путей и позволять поездам следовать по прямому направлению с той же скоростью, что и на прилегающих перегонах. На других путях однотипными должны быть стрелка, крестовина, соединительные пути между ними и по одному звену рельсов с обеих сторон перевода. Рельсы, примыкающие к новым стрелочным переводам, должны быть также новыми и того же типа, а к укладываемым старогодным переводам - старогодные того же типа и с таким же износом.

При электрической тяге, автоблокировке или электрической централизации металлические элементы стрелочных переводов должны быть изолированы от подрельсового и подстрелочного основания. Деревянные переводные брусья, например, пропитывают масляными токонепроводящими антисептиками, а между железобетонными плитами или брусьями и рельсами помещают электроизолирующие прокладки. Балластный слой под стрелочными переводами должен быть щебеночным или асбестовым с необходимыми водоотводами.

Пересечения и соединения рельсов чаще всего снабжены специальными устройствами, которые лежат на железобетонных или деревянных переводных брусьях, отличающихся по длине от любых шпал, а в остальном им аналогичных. Это стрелочные переводы, существующие для того, чтобы изменять путь поезда, переведя его ход с одной железнодорожной ветки на другую.

Классификация

Места переводов при пересечении или соединении рельсов можно классифицировать по расположению и по количеству, по типу рельсов, по конструкции и маркам крестовин. Это могут быть одиночные стрелочные переводы, а также перекрёстные, глухие пересечения, съезды, стрелочные улицы и сплетения путей, если рассматривать с точки зрения количества и расположения. Обыкновенные стрелки состоят из двух рельсов (рамных), двух комплектов корневого устройства, двух остряков, одного комплекта самого переводного механизма, стрелочных тяг, упорных и опорных устройств, а также более мелких деталей.

Стрелочные переводы отличаются друг от друга и рамными рельсами, и остряками, и конструкциями переводных устройств, и креплениями рамных рельсов. Могут быть и разнообразные второстепенные отличия: поперечные связи между рамными рельсами и остряками, конструкция упорного устройства, также различными могут быть и специальные стрелочные подкладки. Устройство стрелочного перевода теснейшим образом связано с размерами колёсных пар и конструкцией подвижного состава.

Стальная ось колёсной пары наглухо держит колёса с направляющими гребнями, чтобы исключить сход вагона с рельсов. Все элементы стрелочного перевода рассчитаны на взаимодействие с определённых размеров колёсными парами.

Подразделения

Переходит на другой путь подвижной состав посредством специального устройства, которое пересекает и соединяет пути по верхнему их строению. Пересечение путей осуществляется глухими пересечениями, а соединить их помогают стрелочные переводы. Таким образом создаются соединения, которые называются стрелочными съездами и улицами. Типы стрелочных переводов:

  • одиночные;
  • двойные;
  • перекрёстные.

Одиночные подразделяются, в свою очередь, на:

  • обыкновенные;
  • симметричные;
  • несимметричные.

Также соединяющий два пути перевод может быть лево- и правосторонним, и применяется в том случае, если боковой путь отклоняется в какую-либо сторону от прямолинейного. Это самый распространённый вид перевода.

Состав

Основные стрелочные переводы состоят из собственно стрелки, крестовины с контррельсами, соединительной части, которая расположена между ними, и переводных брусьев. Стрелку составляют два рамных рельса, переводной механизм и два остряка, с помощью которых подвижной состав меняет направление на боковой или на прямой путь.

Остряки соединяются поперечными тягами, которые подводят нужный плотно к рамному рельсу, а другой одновременно отодвигается от параллельного рамного рельса как раз на то расстояние, которое необходимо для прохода гребней колёс. Неисправности стрелочного перевода практически всегда приводят к аварии. Например, при изломе сердечника, повреждении усовика или контррельса пользоваться стрелкой категорически воспрещено.

Функции

Все типы стрелочных переводов переводят остряки по-разному, но принцип всегда один. Специальные стрелочные приводы осуществляют этот переход через одну тягу, но если стрелочный перевод пологий - с длинными остряками, то через две и более тяги.

Запирающим устройством остряки фиксируются в новом положении, и плотное прилегание их им же и контролируется. Толстый конец остряка называют корнем, а тонкий - остриём. Крепление корня и обеспечивает все повороты остряков по плоскости, а также соединяет их с примыкающими рельсами.

Терминология

Крестовину составляют два усовика, сердечник и желоба, именно она отвечает за пересечение рельсовых головок гребнем колёс, а контррельсы одновременно направляют эти гребни в нужные желоба, чтобы колёсная пара гладко прошла крестовину.

У крестовины есть даже собственный математический центр - в точке пересечения рабочих граней на сердечнике. Самое узкое её место называется горлом крестовины, которое находится между усовиками. А угол между рабочими гранями сердечника - углом крестовины. Так проектируется основной стрелочный перевод, схема которого представлена на иллюстрации ниже.

Крестовина

Самый важный из параметров - марка крестовины. Железные дороги России широко применяют усиленную конструкцию стрелочного перевода - с литой, марки 1.11, крестовиной и гибкими остряками. Эти проекты стрелочных переводов гарантируют продвижение поездов на прямых отрезках пути с огромной скоростью - до ста шестидесяти километров в час.

При отклонении составов от главного пути применяют стрелки пологой марки 1.18, и тогда скорость движения всё равно высока - восемьдесят километров в час. Неисправности стрелочного перевода при таком стремительном движении поезда могут привести к очень тяжёлым последствиям. "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом достигает двухсот километров в час по прямому пути, там всюду стоят стрелки с крестовиной марки 1.11. Особенность такой крестовины - подвижной гибкий сердечник. В рабочих положениях он прилегает очень плотно к нужной грани усовика.

Съезды

Это тоже весьма распространённое устройство соединения путей. Съезды различаются в зависимости от расположения путей:

  • сокращённые;
  • перекрёстные;
  • обыкновенные.

Обычный съезд - два одиночных стрелочных перевода и соединительный путь, который укладывается между корнями крестовин. Перекрёстный, значит двойной съезд, имеющий четыре стрелочных перевода и одно глухое пересечение между корнями крестовин. Такая конструкция применяется, когда не позволяет длина участка обустроить два одиночных съезда, стеснённые условия заставляют применять иной конструкции стрелочный перевод. Схема прилагается в статье.

Если перевод с одного пути на другой не нужен, а пути пересекаются, устраивают перекрёстный съезд с глухими пересечениями под острым или прямым углом. На железнодорожных магистралях широко распространены такие съезды под острым углом, где применяются крестовины марок 2.11 и 2.9. Такие пересечения содержат четыре крестовины с контррельсами - две тупые, две острые. Прямоугольные пересечения всегда с одинаковыми крестовинами.

Стрелочная улица

Последовательно расположенные стрелочные переводы с одного пути на параллельные делают этот тернистый путь стрелочной улицей. Так, подвижной состав можно переместить на любой из этих соединённых путей. Если группа путей имеет одно назначение, то стрелочные улицы объединены в парки. Они тоже бывают разных видов, это зависит от расположения их самих и основного пути, а также от угла наклона.

  • Простейшие стрелочные улицы, если имеются большие расстояния между осями (более семи метров) путей, обычно очень длинные. Из-за этого для примыкания станционных путей делается сокращённое соединение. Схемы могут быть всевозможными, даже принципиально разными. Хороши такие улицы тем, что прекрасно просматриваются, их удобно обслуживать. Недостаток один - занимают много места, а если количество путей велико, то длина возрастает весьма значительно. Применяются по большей части в небольших парках отправления и приёма, до пяти путей.
  • Сокращённые стрелочные улицы покороче, но они неудобны в манёвре на путях с обратными кривыми. Применяют такие улицы на угольных складах, на базах, в крупных грузовых дворах, на промышленных площадках.
  • Стрелочная улица под двойным углом крестовины сокращает длину стрелочной зоны, удобна для маневрового рейса, хорошо видны дальние стрелки. Применяется там, где более пяти путей. Это горловины приёмо-отправочных парков, на сортировках при отсутствии горки.
  • Неконцентрическая веерная стрелочная улица при укладке с постоянным радиусом всех кривых увеличивает междупутья на головном участке парка, объёмы земляных работ при укладке такой улицы чрезвычайно велики. В этом случае можно увеличить радиусы кривых, однако необходимо внимательно следить за междупутьями, чтобы все параметры соответствовали допуску.

Зима

Железнодорожному транспорту и его бесперебойной работе в зимних условиях нужна надёжная защита от снега и своевременная очистка стрелочного перевода на каждом участке пути. Средства и способы борьбы с последствиями метелей и снегопадов зависят от общей интенсивности осадков. Лучшая защита - лесополосы на всём протяжении трудных участков, которые насаждаются параллельно железной дороге. Также используются передвижные щиты, стационарные железобетонные заборы (особенно в черте города). На станциях со снегопадами борются снегоуборочные поезда и машины СМ-2М, СМ-4М и так далее до модели СМ-7М. Перегоны разгребают снегоочистители СДП-М2, если же заносы очень велики, то используются роторные и фрезерные машины.

Стрелочные переводы имеют свои специальные механизмы - это стационарные пневматические устройства для обдувки. У них дистанционное управление. Также применяют газо- и электрообогревательные устройства.

Песок

В районах пустынь и полупустынь предусматривается защита путей и стрелочных переводов от заносов песком. Прилегающие к железной дороге участки закрепляют с помощью растительности, покрывают битумом, суглинком или суспензией с полимерами. Ещё один выход - строить защитные сооружения.

Первый способ наиболее эффективен. Лучше всего с песчаными заносами борются деревья - саксаул, лох, акация, черкез и другие, но неплохи и кустарники - селюга, джузгун, гребенщик. Трава тоже бывает для этой цели полезна, поэтому на протяжении всего пути по пустыне выращиваются песчаный овёс, селин, елякилад, чагер и другие травы, способные выжить в данном климате. Искусственная защита малоэффективна и применяется в основном как временная мера.

Возможные неисправности

Запрещается эксплуатация стрелочных переводов при следующих неисправностях:

  1. Если стрелочные остряки разъединены с тягами.
  2. Если остряк отстаёт от рамного рельса более чем на четыре миллиметра.
  3. Если остряк раскрошился до степени опасности набегания гребня.
  4. Если остряк понизился на два миллиметра и более относительно рамного рельса.
  5. Если случился излом рамного рельса или остряка.
  6. Если рамные рельсы и остряки получили вертикальный износ.

Неисправность второго пункта опасна в противошерстном направлении, четвёртого пункта - в пошерстном, остальные - в любом движении.

Если крестовина стрелочного перевода без подвижного сердечника, для неё характерны и другие неисправности, при которых эксплуатация механизма запрещена:

  1. Если случился излом контррельса, усовика или сердечника.
  2. Если сердечник или усовик достигли вертикального износа.
  3. Если расстояние между гранями сердечника крестовины и головки контррельса меньшее 1472 миллиметров.
  4. Если расстояние между гранями усовика и головки контррельса более 1435 миллиметров.
  5. Если контррельсовый болт получил разрыв.

Неисправности первого и второго пунктов грозят сходом состава, третьего и пятого - контррельс не удержит колёсную пару, четвёртого - колесо будет зажато между усовиком и контррельсом.

Переводной механизм

Переводными механизмами, включёнными в централизацию автоматических или ручного действия устройств, стрелки переводятся в другое положение. Широко применяется централизация электрическая. Ручное управление - у механизма, представляющего собой простое рычажное устройство с противовесом-балансиром. Переводной механизм устанавливают в вертикальное положение, соответствующее среднему положению остряков внутри пространства между рамных рельсов.

Перевод остряков в другое положение осуществляется посредством специальных переводных устройств, чаще включаемых в электрическую централизацию, но существует ещё и ручное управление. Электроприводы могут быть различных конструкций - как врезные, так и неврезные. Применяются приводы СПГ и СП, которые имеют нераздельный ход, две контрольные линейки и один шибер, посредством которого замыкаются контрольные контакты, в то время как линейки контролируют остряки, поскольку перемещаются с ними вместе. Если остряк до рамного рельса не доходит, переброс ножевого рычага не осуществляется.



Похожие статьи