Таблица концепции определения сущности экономической безопасности. Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью. Список использованной литературы

Макаров И.Н.

к.э.н., доцент

доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Липецкий филиал Ходякова О.Э. студент направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Липецкий филиал

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА,

РЕГИОНА, СТРАНЫ Аннотация: статья посвящена анализу категории «экономическая безопасность», теоретически и методологических аспектов ее формирования, исследован генезис формирования представлений о национальной экономической безопасности в России. Отдельно внимание уделяется системным и инфраструктурным аспектам формирования экономической безопасности хозяйствующего субъекта, региона, страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, инфраструктура, реформы, дефиниция.

PhD Econ., associate professor associate professor «Economy, management and marketing» Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk branch Hodyakova O.E. student of the direction ofpreparation «Thepublic and municipal administration» Financial University under the Government of the Russian Federation,

ECONOMIC SAFETY: THE THEORY, METHODOLOGY AND THE MAIN ASPECTS IN FUNCTIONING OF THE ACCOUNTING ENTITY,

THE REGION, COUNTRY

Annotation: the article analyzes the «economic security» category, theoretical and methodological aspects of its formation, investigated the genesis of the formation of ideas about the national economic security in Russia. Special attention is paid to the system and infrastructural aspects of the formation of the economic security of the business entity, region, country.

Keywords: economic security, region, infrastructure, reforms, definition.

Вопросам экономической безопасности в нашей стране стало уделяться внимание с началом рыночных реформ и формирования новой России. Изначально данный вопрос относился, главным образом, к сфере академического изучения, однако в 1995 году в Совете Федерации Российской Федерации прошли первые слушания, посвященные вопросу национальной экономической безопасности, а 29 апреля 1996 года указом Президента России Б.Н. Ельцина №608 была утверждена «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». Данный указ определяет основные группы максимально «вероятных угроз: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформация российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности» .

В настоящее время при рассмотрении теоретико-методологических аспектов экономической безопасности необходимо различать западный подход и отечественный подход. Как отмечает М.Д. Кузьмин, «западные ученые понимали экономическую безопасность в связи с национальными интересами, наличием военной и экономической угрозы извне» .

При этом, «уже в первой половине ХХ века западные ученые рассматривали такие составляющие экономической безопасности как энергетическая и продовольственная безопасность, технологическое лидерство, обеспеченность ресурсами и «стратегическими запасами»» .

В свою очередь, «российские исследователи связывают экономическую безопасность с защищенностью жизненно важных интересов и способностью удовлетворять потребности общества. Экономическая безопасность рассматривается в связи с угрозами, рисками и опасностями, затрагивающими отношения товарообмена .

При рассмотрении генезиса термина «экономическая безопасность» обращает на себя внимание тот факт, что «если в западных странах уже с начала XX века общепринятым был термин «национальная безопасность», в нашей стране данное понятие появилось лишь в 1990-х годах. В СССР идеология и законодательство тоталитарного общества исходило из примата интересов государства над интересами нации (государственной безопасности над национальной)» .

В процессе анализа содержания дефиниции «экономическая безопасность» мы, прежде всего, отталкивались от положений «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», согласно которым, «состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями... обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз» .

Ниже, на рисунке 1 изображен генезис формирования представлений о национальной экономической безопасности в России по выводам Н. Агадуллина.

Р а з в и т и я

1881 г. 1922 г. 1934 г.

Рис. 1. Генезис представлений о национальной экономической безопасности в России (в соответствии с выводами Н.Ф. Агадуллина)

При анализе термина «экономическая безопасность», «большинство исследователей в своих определениях раскрывают сущность экономической безопасности, в первую очередь, как определенное состояние экономики. Или как состояние устойчивости экономики (мы предлагаем рассматривать экономическую систему) к воздействию дестабилизирующих факторов» .

Таблица 1. Матрица представлений о безопасности

\ Безопасность Эковдми-ческая^ч жизни и деятельности государственная национальная

микро- способность отдельного субъекта экономической деятельности противостоять опасностям для существования право каждого субъекта экономической деятельности, охраняемое государственной властью защищенность каждого субъекта экономической деятельности (безопасность личности, предприятий) как основа безопасности нации

макро- инфраструктурная и информационная обеспеченность для нормального функционирования и развития всей экономической сферы защита системы общественных экономических отношений посредством государственного контроля, регулирования (органами государственной власти), воздействия (налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешней политики и т.п.), поддержки и наказания институциональное обеспечение и защита единой системы национальной экономической безопасности (государство, законы, общественные организации выступают как гаранты экономических свобод, способствуют улучшению национальной экономики)

В частности, в соответствии с выводами В. Тамбовцева, «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» . При этом, «большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость требует ее развития. Если экономика не развивается, то возможность выживания резко сокращается. Устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности» .

К аналогичным выводам приходит и Н. Агадуллин: «устойчивость экономики отражает прочность, стабильность и надежность ее элементов и связей внутри системы, способность выдержать внутренние и внешние «нагрузки». Однако если экономика не развивается, то в стране возможен

устойчивый экономический и системный кризис, застой и стагнация, а значит, у системы резко сокращается возможность выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам» . Далее, идет продолжение - «экономическая безопасность - это долгосрочное состояние устойчивости экономической системы, способность к экономическому развитию, которое обеспечивает возможность удовлетворения и расширения потребностей субъектов экономической деятельности, способность поддерживать достойный уровень и условия жизни» . В качестве итога автором делается вывод: «национальная экономическая безопасность - это долгосрочное состояние устойчивости национальной экономики к проявлению внешних и внутренних угроз суверенитету страны, её независимости, способности к экономическому развитию, которое обеспечивает возможность удовлетворения и расширения потребностей общества» .

Если обратиться к работе В. Водяновой, то можно отметить, что наряду с категориями «экономическая безопасность» и «национальная экономическая безопасность» вводится категория «экономическая безопасность системы».

Согласно выводам В. Водяновой, «ключевыми понятиями в теории экономической безопасности являются понятия объектов экономической безопасности, субъектов экономической безопасности, угроз экономической безопасности, показателей экономической безопасности, пороговых значений экономической безопасности, мер по обеспечению экономической безопасности» .

Если разложить все составляющие экономической безопасности (провести декомпозицию), то, согласно выводам Агадуллина, мы получим следующую картину (рис. 2).

версии Н.Агадуллина

На основе изложенного материала можно сделать ряд промежуточных выводов:

1. Экономическая безопасность включает статическую и динамическую составляющие. При этом статическая составляющая связана с возможностью предотвращения и противостояния угрозам, а динамическая составляющая включает аспекты устойчивости системы и обеспечения возможностей развития.

2. Поскольку экономическая безопасность выступает в качестве комплексной характеристики социально-экономической системы она

включает системные, институциональные, инфраструктурные и ресурсные аспекты. Соответственно, отмеченные аспекты должны учитываться при разработке методологии анализа проблем данного исследования (рис. 3).

Рис. 3. Основные аспекты системы экономической безопасности страны, региона, хозяйствующего субъекта

Разброс существующих точек зрения относительно категории экономической безопасности требует уточнения ее содержания с учетом специфика данного исследования. Считаем для того, чтобы раскрыть содержание, уточнить его, необходимо выделить принципы анализа этого сложного социально-экономического явления. Из выше приведенных

1) с позиции рассмотрения экономической безопасности как совокупности экономических институтов, находящихся в определенном состоянии - то есть с использованием методологии институционального подхода;

2) исходя из принципов системного подхода - в данном случае «экономическая безопасность» будет характеризовать определенное состояние системы, обеспечивающее ее функциональность, динамическую стабильность и потенциал развития;

3) с точки зрения согласования и обеспечения возможности реализации национальных интересов (государства) и интересов представителей частного сектора экономики;

4) с позиции ресурсного похода - наличия необходимых ресурсов для обеспечения функционирования и развития национальной социально-экономической системы и системы обеспечения экономической безопасности как ее структурно-функциональной подсистемы;

5) исходя из необходимости формирования соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей безопасное функционирование и потенциал развития социально-экономической системы.

Соответственно, учитывая выявленную сложность и многоаспектность обеспечения экономической безопасности, при рассмотрении его содержания и особенностей с целью максимального полного и всестороннего исследования данного социально-экономического явления необходимо опираться на принципы и методологию системного, ресурсного и институционального подходов, а также принцип согласования общественных и частных интересов.

Остановимся подробнее на инфраструктурных, институциональных и системных аспектах обеспечения экономической безопасности.

Необходимость обеспечения развития национального промышленно-

производственного комплекса в качестве базисной составляющей национальной промышленности в рамках современной социально-экономической системы должна рассматриваться с учетом потребностей основных потенциальных потребителей услуг национальной инфраструктуры, в качестве которых выступают предприятия отраслей промышленности, торговли и иных сфер хозяйствования, а также население, и социально-экономической потребности в обеспечении условий для повышения потенциала экономического роста, в первую очередь, промышленно-производственного характера.

Это, в свою очередь, определяет необходимость анализа проблем обеспечения экономической безопасности в контексте инфраструктурной составляющей в сфере энергетической инфраструктуры в разрезе следующих аспектов (рис. 4):

1. Обеспечения достаточности инфраструктурных услуг для существующих и потенциальных потребителей данных услуг в зоне осуществления хозяйственной или иной деятельности, а также проживания населения.

2. Обеспечение инфраструктурной безопасности.

Первая составляющая связывается, прежде всего, с действующими потребителями и с обеспечением возможностей для беспрепятственного развития экономики в рамках отдельных территорий (муниципалитетов, стран, регионов, макрорегионов).

Вторая составляющая в большей мере связывается с надежностью и бесперебойностью обеспечения действующих потребителей, особенно потребителей, функционирование которых имеет существенное социальное (больницы) или военно-стратегическое (объекты, связанные с обеспечением национальной безопасности) значение.

Переходя непосредственно к ситуации, складывающейся в сфере инфраструктурного обеспечения экономической безопасности и экономического развития России, следует отметить, что в качестве основных

проблем отечественной инфраструктуры транспорта и энергетики в настоящее время выступают:

1. Неспособность поставщиков инфраструктурных услуг (в первую очередь, инфраструктуры железнодорожного транспорта и энергетики) обеспечить адекватный современным потребностям уровень мощности, надежности поставок и обеспечить необходимое количество подключений к сетям.

2. Необходимость поиска альтернативных государственным источников инвестиций для осуществления модернизации сетевой инфраструктуры и увеличения мощности инфраструктурных объектов в условиях жесткой ограниченности ресурсов.

3. Недостаточная эффективность функционирования предприятий энергетического и транспортного секторов экономики (главным образом, по финансовым результатам деятельности).

Соответственно, в качестве опекаемых благ, производство которых должно осуществляться в сфере инфраструктуры, как составляющей национальной социально-экономической системы, имеющих принципиальное значение для обеспечения устойчивости ее функционирования и возможностей развития, попадающих в сферу экономической безопасности, следует выделить:

1. Обеспечение возможности подключения к транспортным и энергораспределительным сетям и инфраструктурным объектам большего количества потребителей, чем это возможно в настоящее время в целях эффективного обеспечения экономического развития страны.

2. Обеспечение более высокого надежности и бесперебойности функционирования энергетической и транспортной сетевой инфраструктуры и инфраструктурных объектов.

Список литературы

1. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)». Раздел 2. Утверждена 29 апреля 1996 года указом Первого Президента России Б.Н. №608.

2. Агадуллин, Н.Ф. Национальная экономическая безопасность как категория экономической теории: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Текст] / Н.Ф. Агадуллин // Уфа, 2007. - 22 с.

3. Водянова, В.В. Разработка институциональных механизмов обеспечения экономической безопасности на основе динамического моделирования сложных социально-экономических систем: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук [Текст] / В.В. Водянова // М., 2010. - 46 с.

4. Кузьмин, М.Д. «Безопасность» и «Экономическая безопасность» как категории социального познания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук [Текст] / М.Д. Кузьмин // Тюмень, 2014. - 23 с.

5. Макаров, И.Н. Анализ основных тенденций развития рынка грузоперевозок и грузовой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст] / И.Н. Макаров, О.А. Макаров // Успехи современной науки. - 2015. - № 1. - С. 43-47.

6. Макаров, И.Н. Роль и значение железнодорожного транспорта в хозяйственной системе Российской Федерации [Текст] / И.Н. Макаров, О.А. Макаров // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 14. - С. 2271-2284.

7. Макаров, И.Н. Эффективность рынка электроэнергетики как фактор экономического развития России [Текст] / И.Н. Макаров, О.А. Макаров // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 16. - С. 2651-2662.

8. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления [Текст] / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. - М.: Юнити-Дана, 2009. -С. 295 с.

УДК 519.8:681.518

методика оценки экономическом безопасности региона

а. В. иВАноВ, соискатель кафедры экономики и финансов Б-таП: and_rey2002@bk. ги Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений

В статье представлен обзор подходов к оценке уровня экономической безопасности региона, выявлены их достоинства и недостатки. Предложена авторская методика оценки экономической безопасности региона на основе системы показателей. Представлены результаты апробации указанной методики на примере Челябинской области.

Ключевые слова: экономическая безопасность, региональная экономика, методика оценки, система показателей, мониторинг уровня экономической безопасности региона.

Экономическая безопасность является производной от понятия «национальная безопасность», которая, в свою очередь, есть защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.) .

Экономическая безопасность региона (ЭБР) - это способность территории обеспечить устойчивость и поступательность развития территории в условиях экономической самостоятельности и интеграции с экономикой Российской Федерации при возможном воздействии неблагоприятных факторов (угроз безопасности), способность сохранять иммунитет к действию угроз, ослаблять и нейтрализовывать их действие .

Проблема оценки и мониторинга уровня экономической безопасности региона заключается не в отсутствии достаточного числа подходов и

концепций, а в том, что существует большое число предложенных моделей в рамках различных аспектов функционирования современной экономики. В самом общем виде мониторинг экономической безопасности можно построить либо на основе комплексной оценки либо отдать приоритет какой-либо из составляющих экономической безопасности и рассмотреть ее более детально.

Для определения уровня экономической безопасности региона в настоящее время используются различные методы, а именно:

Методы, основанные на определении и мониторинге основных макроэкономических показателей и сравнении их с пороговыми значениями, а также использовании индикативного анализа;

Метод экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз;

Методы, основанные на использовании относительных темповых показателей по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменений;

Методы математического аппарата, в том числе многомерного статистического анализа, теории игр с природой и др.;

Методы, основанные на использовании экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение материального ущерба. Однако используемые методы имеют определенные ограничения, в частности:

1) определение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать

комплексную оценку состояния экономики страны, является проблематичным;

2) субъективность экспертных оценок;

3) необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы;

4) трудоемкость и неоднозначность вычислительных процедур, а также сложность в четкой идентификации угрозы и ущерба .

По мнению автора, следует поддержать мнение российских исследователей экономической безопасности о том, что при разработке системы мониторинга экономической безопасности и оценки состояния региона целесообразно определиться, какая эффективность будет положена в основу анализа: ресурсная или целевая.

Для субъектов, принимающих решения, актуальной задачей является целевая эффективность. Регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и др.

Однако социально-экономическая система региона имеет сложную внутреннюю структуру, в состав которой входят подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера. Это в свою очередь повышает актуальность оценки ресурсной эффективности.

В существующих методиках оценки экономической безопасности региона представлены три основные группы показателей, которые основаны:

1) на наличии единого показателя (чаще представляют собой относительные значения в расчете на душу населения);

3) на определении ущерба (интегральная компромиссная оценка уровня социально-экономической безопасности региона).

Кроме этого, необходимы показатели не только исследуемого региона, но также средние общероссийские значения данных показателей и, по возможности, средние значения по федеральному округу, к которому относится исследуемый регион.

1) стабильности функционирования и развития региона;

2) стабильности функционирования и развития регионального рынка капитала и страхования;

3) уровня экономической безопасности и устойчивости совокупности предприятий, функционирующих на территории региона;

УПРАВЛЕНИЕ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Обеспечение выполнения функций социально-экономической системы -региона в требуемых объемах, сроки и с минимальными затратами Повышение уровня и качества жизни населения за счет повышения эффективности региональной экономики

инструменты

объект управления

Региональная социально-экономическая политика, реализуемая с помощью программных мероприятий

Стратегическое планирование

Региональный маркетинг

Региональный социально-экономический комплекс _и его подразделения_

предмет управления

источники ресурсов

признаки

эффективш

управления

механизм обеспечения

Отношения между субъектами хозяйствования и органами управления по поводу оптимизации использования ресурсов в целях решения проблем функционирования и развития региона

Трудовые, материальные, финансовые, информационные ресурсы

Структурно-логическая схема исследования проблем экономической безопасности региона как инструмента обеспечения его социально-экономического развития

региональная экономика: теория и практика

4) уровня экономической безопасности совокупности индивидуумов, проживающих на данной ^ территории.

Структурно-логическая схема исследования ^ проблем экономической безопасности региона как инструмента обеспечения его социально-экономического развития представлена на рисунке.

При этом только гарантия устойчивого развития всех элементов данной системы позволит судить об уровне экономической безопасности региона.

Результаты апробации методики на примере о Челябинской области в период 2005-2009 гг. пред- 5 ставлены в табл. 2. §

Балльная оценка показателей определяется на основе представленных в табл. 1 критериев. «

Взвешенная оценка показателей определяется 5й произведением балла по каждому показателю на у § его вес. Ц 5

Оценка составляющей показателей определя- § о

ется суммой оценок частных показателей блока ^

(например, оценка блока 1 = ЕОценок 1.1___1.12). я л

Таким образом, Челябинская область харак- s ч теризуется значениями интегрального показателя g от 2 до 3. Уровень ее экономической безопасности 2 я

выше среднего, однако необходимо отметить су- S я

щественное его сокращение в 2009 г., что связано с g

кризисными тенденциями в экономике. На сокраще- ^

ние интегрального показателя ЭБР отрицательное § ^

влияние оказали результаты оценки группы обще- &

региональных показателей, показателей совокуп- g

ности предприятий региона, а также показателей, 50

характеризующих региональный рынок труда. ¡g

Таким образом, представленная методика оцен- «

ки уровня экономической безопасности региона, g

реализованная с применением Microsoft Excel, ^

включает следующие этапы:

1) выборка и внесение в программу абсолютных значений статических показателей за 2005-2009 гг.;

2) расчет индексов роста показателей (каждый последующий год к предыдущему) - динамический показатель за данный период;

3) разработка критериев оценки статических и динамического показателей по трехбалльной шкале на основе сопоставления со средним по РФ уровнем показателей;

4) количественная (балльная) оценка показателей в соответствии с системой критериев;

Комментарий 1. Общерегиональные показатели ВРП (добавленная стоимость) должен возрастать быстрее объемов промышленного производства Степень изношенности основных фондов должна сокращаться С позиции экономической безопасности регионы должны стремиться к максимизации экспорта при минимизации импорта Объемы промышленного производства должны расти Объемы производства сельскохозяйственной продукции должны расти Оборот розничной торговли на душу населения должен возрастать Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, должно увеличиваться

Критерии оценки 3 балла Л V й а î s Л Л Л Л Л

2 балла | г г г г г г г г г г г г г г

1 балл V Л V V V V V

Показатель Индекс роста ВРП /индекс роста промышленного производства Индекс степени износа основных фондов | Соотношение экспорта и импорта в совокупности со странами ближнего зарубежья и СНГ Индекс промышленного производства в долях единицы Индексы производства продукции сельского хозяйства Динамика оборота розничной торговли на душу населения, в долях единицы Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки

№ пункта -

РЕгионлльнляэкономика: теория и практика

1 балл 2 балла 3 балла

1.8 Выбросы к улавливанию загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников > 1 ~ 1 < 1 и^ гшп Выбросы по сравнению с улавливаемыми объемами загрязняющих атмосферу веществ должны сокращаться. Это повышает экологическую безопасность

1.9 Объем оборотной и последовательно используемой воды к объему использования свежей воды < 1 ~ 1 > 1 и -^тах Объем оборотной и последовательно используемой воды к объему использования свежей воды должен возрастать. Это повышает экологическую безопасность

1.10 Объем сбора загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к объему использования свежей воды < 1 ~ 1 > 1 и -^тах Объем сбора загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к объему использования свежей воды должен возрастать. Это повышает экологическую безопасность

1.11 Фактическое конечное потребление домашних хозяйств к ВРП региона > 1 < 1 ~ 1 Фактическое конечное потребление домашних хозяйств к ВРП региона должно быть стабильным

1.12 Индекс роста отношения валового накопления основного капитала к ВРП < 1 ~ 1 > 1 Валовое накопление основного капитала к ВРП должно возрастать

2.1 Индекс роста отношения кредитных организаций региона к кредитным организациям РФ < 1 ~ 1 >

2.2 Индекс роста отношения филиалов кредитных организаций в регионе к филиалам кредитных организаций в РФ < 1 ~ 1 > 1 Рост показателя свидетельствует о росте финансовой независимости субъектов хозяйствования и физических лиц региона и повышении конкуренции среди кредитных организаций за потребителя их продуктов

2.3 Индекс отношения кредитов к депозитам в руб. по физическим лицам > 1 ~ 1 < 1 Показатель «кредиты/депозиты в руб. по физическим лицам» должен сокращаться, что будет свидетельствовать о росте финансовой независимости физических лиц региона

2.4 Индекс отношения кредитов к депозитам в руб. по юридическим лицам < 1 ~ 1 > 1 Показатель «кредиты/депозиты в руб. по юридическим лицам» должен быть больше 1 и расти, поскольку депозиты для организации - низкодоходный актив, а кредиты - средство увеличения объемов деятельности и прибыли

2.5 Индекс отношения кредитов к депозитам в валюте по физическим лицам > 1 ~ 1 < 1 Показатель «кредиты/депозит в валюте по физическим лицам» должен сокращаться, что свидетельствует о росте финансовой независимости физических лиц региона

2.6 Индекс отношения кредитов к депозитам в валюте по юридическим лицам < 1 ~ 1 > 1 Показатель «кредиты/депозиты в валюте по юридическим лицам» должен быть больше 1 и расти, поскольку депозиты для организации - низкодоходный актив, а кредиты - средство увеличения объемов деятельности и прибыли

2.7 Выплаты по договорам страхования/ страховые премии > 1 ~ 1 < 1 Выплаты по договорам страхования не должны превышать страховые премии, что будет свидетельствовать о стабильности работы страховых организаций

2.8 Доходы/расходы консолидированных бюджетов региона < 1 ~ 1 > 1 Доходы консолидированных бюджетов региона должны превышать его расходы. Бездефицитный бюджет - залог финансовой безопасности региона

1=1 ■та о о»

№ Показатель Критерии оценки Комментарий

пункта 1 балл 2 балла 3 балла

3.1 Коэффициент автономии, % <40 40-50 >50 Коэффициент автономии должен превышать 50 %, т. е. собственного капитала в составе финансовых источников должно быть больше, чем заемного для обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов

Индекс роста коэффициента автономии < 1 ~ 1 > 1 Коэффициент автономии для обеспечения финансовой устойчивости в динамике должен возрастать

3.2 Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными средствами, % <0 0 >0 Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными средствами с позиции финансовой устойчивости должен быть больше нуля

Индекс роста коэффициента обеспечен- < 1 (<0 ~ 1 > 1 или < 0 Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборот-

ности собственными материальными с + на -) (с - на +) ными средствами в динамике должен расти

оборотными средствами

3.3 Рентабельность активов, % <СР ~СР >СР Рентабельность активов должна превышать ставку рефинансирования ("СР), результаты функционирования реального сектора экономики должны опережать инфляцию

Индекс роста рентабельности активов < 1 ~ 1 > 1 Рентабельность активов в динамике должна возрастать

3.4 Коэффициент текущей ликвидности < 1 1-1,2 > 1,2 Коэффициент текущей ликвидности с позиции обеспечения платежеспособности должен быть не менее 1,2

Индекс роста коэффициента текущей < 1 ~ 1 > 1 Коэффициент текущей ликвидности в динамике должен возрастать

ликвидности

3.5 Рентабельность оборота (проданных товаров), % <1 А. инф 4. инф >1 Д. инф Рентабельность оборота должна превышать темп инфляции

Индекс роста рентабельности оборота < 1 ~ 1 > 1 Рентабельность оборота в динамике должна расти

3.6 Коэффициент самоокупаемости < 1 ~ 1 > 1 Коэффициент самоокупаемости должен быть больше единицы (выручка должна покрывать затраты и формировать прибыль)

Индекс роста коэффициента < 1 ~ 1 > 1 Коэффициент самоокупаемости в динамике должен возрастать

самоокупаемости

3.7 Индекс роста коэффициента деловой активности < 1 ~ 1 > 1 Коэффициент деловой активности в динамике должен возрастать

3.8 Норма прибыли (чистая прибыль/ выручка), % <0 0 >0 Норма прибыли должна быть положительной

Индекс роста нормы прибыли < 1 ~ 1 > 1 Норма прибыли в динамике должна возрастать

3.9 Реинвестиции к приросту (снижению) капитала < 1 ~ 1 > 1(< 0 при сокращении капитала) С позиции финансовой устойчивости реинвестиции должны обеспечивать прирост капитала и погашение ранее взятых обязательств

Индекс роста отношения реинвестиций к < 1 (<0 ~ 1 > 1 (<0 Показатель отношения реинвестиций и прироста капитала должен

приросту капитала с - на + при сокращении показателя) с - на +) расти в динамике

1=1 ■в о о»

№ пункта Показатель Критерии оценки Комментарий

1 балл 2 балла 3 балла

3.10 Соотношение дебиторской задолженности/кредиторской задолженности < 1 ~ 1 > 1 С позиции платежеспособности объем дебиторской задолженности должен покрывать кредиторскую задолженность

Индекс роста соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей < 1 ~ 1 > 1 С позиции платежеспособности показатель отношения дебиторской и кредиторской задолженностей должен возрастать

3.11 По отрасли специализации: индекс производства < 100 ~ 100 > 100 Индекс производства по отрасли специализации (экономическому виду деятельности, характеризующемуся максимальной долей в ВРП) региона должен возрастать

4.1 Индекс роста отношения численности населения к площади территории < 1 > 1 ~ 1 С позиции обеспечения экономической безопасности численность территории должна быть стабильной

4.2 Соотношение мужчин и женщин >РФ ^РФ <РФ С учетом страновых и демографических особенностей оценка показателей проводится в сравнении со средним по РФ уровнем (см. табл. 2, разд. 4)

4.3 Экономически активное население/население >РФ ^РФ <РФ

4.4 Численность занятых в экономике/экономически активное население <РФ ^РФ >РФ

4.5 Уровень безработицы, в % >РФ ^РФ <РФ

4.6 Динамика среднедушевых доходов населения <РФ ^РФ >РФ

4.7 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % >РФ ^РФ <РФ

4.8 Соотношение среднедушевых денежных доходов к потребительским расходам (на душу населения) <РФ ^РФ >РФ

4.9 Число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения >РФ ^РФ <РФ

С1> ВС Я м

Таблица 2

Оценка уровня экономической безопасности Челябинской области в период 2005-2009 гг.

1. Общерегиональные показатели

1.1 Индекс роста ВРП /индекс роста промышленного производства 0,876 0,865 0,873 0,834 0,943 1 1 1 1 1 0,083 0,083 0,083 0,083 0,083 0,083

1.2 Индекс степени износа основных фондов 1,045 0,983 1,007 0,974 0,993 1 3 2 3 2 0,083 0,083 0,250 0,167 0,250 0,167

1.3 Соотношение экспорта и импорта в совокупности со странами ближнего зарубежья и СНГ 3,155 3,178 2,555 3,183 1,896 3 3 3 3 3 0,083 0,250 0,250 0,250 0,250 0,250

№ пункта Показатель Значение показателей Балльная оценка показателей Вес* Взвешенная оценка показателей

2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009

1.4 Индекс промышленного производства в долях единицы 1,053 1,105 1,125 0,963 0,801 3 3 3 1 1 0,083 0,250 0,250 0,250 0,083 0,083

1.5 Индексы производства продукции сельского хозяйства 1,281 1,146 0,99 1,018 1,026 3 3 2 3 3 0,083 0,250 0,250 0,167 0,250 0,250

1.6 Динамика оборота розничной торговли на душу населения, в долях единицы 1,414 1,359 1,270 1,356 1,022 3 3 3 3 3 0,083 0,250 0,250 0,250 0,250 0,250

1.7 Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки 0,930 1,050 1,238 0,942 0,959 1 3 3 1 1 0,083 0,083 0,250 0,250 0,083 0,083

1.8 Выбросы к улавливанию загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников 0,202 0,185 0,190 0,361 0,194 3 3 3 3 3 0,083 0,250 0,250 0,250 0,250 0,250

1.9 Объем оборотной и последовательно используемой воды к объему использования свежей воды 10,338 11,297 11,909 12,283 12,322 3 3 3 3 3 0,083 0,250 0,250 0,250 0,250 0,250

1.10 Объем сбора загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к объему использования свежей воды 0,829 0,831 0,858 1,009 1,010 1 1 1 2 2 0,083 0,083 0,083 0,083 0,167 0,167

1.11 Фактическое конечное потребление домашних хозяйств к ВРИ региона 0,671 0,705 0,680 0,772 0,926 2 2 2 2 2 0,083 0,167 0,167 0,167 0,167 0,167

1.12 Валовое накопление основного капитала к ВРИ 0,209 0,201 0,218 0,262 0,255 2 1 3 3 1 0,083 0,167 0,083 0,250 0,250 0,083

Индекс роста отношения валового накопления основного капитала к ВРИ 1,001 0,961 1,085 1,202 0,974

Оценка составляющей «Общерегиональные показатели» 1,000 2,167 2,417 2,417 2,333 2,083

2. Региональный рынок капитала и страхования

2.1 Кредитные организации региона / кредитные организации (КО) РФ 0,0096 0,0101 0,0097 0,0099 0,0104 3 3 1 3 3 0,125 0,375 0,375 0,125 0,375 0,375

Индекс роста отношения кредитных организаций региона к кредитным организациям РФ 1,131 1,054 0,959 1,025 1,047

2.2 Филиалы КО в регионе/ филиалы КО в РФ 0,0328 0,0323 0,0339 0,0343 0,0330 2 1 3 3 1 0,125 0,250 0,125 0,375 0,375 0,125

Индекс роста отношения филиалов КО в регионе к филиалам КО в РФ 0,992 0,986 1,048 1,013 0,962

2.3 Кредиты/депозит в рублях по физическим лицам 0,707 0,875 1,102 1,451 0,971 1 1 1 1 3 0,125 0,125 0,125 0,125 0,125 0,375

Индекс отношения кредитов к депозитам в рублях по физическим лицам 1,118 1,238 1,259 1,317 0,669

1=1 ■в о о»

2.4 Кредиты/депозиты в рублях по юридическим лицам 10,706 8,435 11,256 7,662 7,932 1 1 3 1 3 0,125 0,125 0,125 0,375 0,125 0,375

Индекс отношения кредитов к депозитам 0,323 0,788 1,334 0,681 1,035

в рублях по юридическим лицам

2.5 Кредит/депозит в валюте по физическим лицам 0,103 0,281 0,460 0,234 0,152 1 1 1 3 3 0,125 0,125 0,125 0,125 0,375 0,375

Индекс отношения кредитов к депозитам 1,455 2,722 1,638 0,508 0,651

в валюте по физическим лицам

2.6 Кредиты/депозиты в валюте по юридическим лицам 44,918 131,7 36,550 1,629 1,376 3 3 1 1 1 0,125 0,375 0,375 0,125 0,125 0,125

Индекс отношения кредитов к депозитам 9,680 2,932 0,278 0,045 0,844

в валюте по юридическим лицам

2.7 Выплаты по договорам страхования/ страховые премии 0,595 0,773 0,893 0,905 0,944 3 3 3 3 3 0,125 0,375 0,375 0,375 0,375 0,375

2.8 Доходы /расходы консолидированных бюджетов региона 0,987 1,131 1,084 0,947 0,947 1 3 3 1 1 0,125 0,125 0,375 0,375 0,125 0,125

Оценка составляющей «Региональный рынок капитала и страхования» 1,000 1,875 2,000 2,000 2,000 2,250

3. Совокупность предприятий региона

3.1 Коэффициент автономии, % 48,1 46,9 43,9 45,2 46,3 2 2 2 2 2 0,045 0,091 0,091 0,091 0,091 0,091

3.1 Индекс роста коэффициента автономии 0,994 0,975 0,936 1,030 1,024 1 1 1 3 3 0,045 0,045 0,045 0,045 0,136 0,136

3.2 Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными средствами, % 3,8 2 -5,8 4 -2,4 3 3 1 3 1 0,045 0,136 0,136 0,045 0,136 0,045

3.2 Индекс роста коэффициента обеспеченности собственными материальными оборотными средствами 0,442 0,526 -2,900 -0,690 -0,600 1 1 1 3 1 0,045 0,045 0,045 0,045 0,136 0,045

3.3 Рентабельность активов, % 11,5 14 14,1 5,5 3,9 1 3 3 1 1 0,045 0,045 0,136 0,136 0,045 0,045

Ставка рефинансирования 13 12-»11 10,5 10,5-» 13 13-> 8,75

Индекс роста рентабельности активов 0,935 1,217 1,007 0,390 0,709 1 3 2 1 1 0,045 0,045 0,136 0,091 0,045 0,045

3.4 Коэффициент текущей ликвидности 1,317 1,347 1,231 1,399 1,409 3 3 3 3 3 0,045 0,136 0,136 0,136 0,136 0,136

Индекс роста коэффициента текущей 1,023 1,023 0,914 1,136 1,007 3 3 1 3 2 0,045 0,136 0,136 0,045 0,136 0,091

ликвидности

3.5 Рентабельность оборота (проданных товаров), % 10,6 11,9 11,6 10,3 6,8 2 3 2 1 1 0,045 0,091 0,136 0,091 0,045 0,045

Индекс инфляции 10,9 9 11,9 13,3 8,1

Индекс роста рентабельности оборота 0,822 1,123 0,975 0,888 0,660 1 3 1 1 1 0,045 0,045 0,136 0,045 0,045 0,045

1=1 ■та о о»

№ Значение показателей Балльная оценка Взвешенная оценка

пун- Показатель показателей Вес* показателей

кта 2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009

3.6 Коэффициент самоокупаемости 1,081 1,096 1,109 1,042 1,041 3 3 3 3 3 0,045 0,136 0,136 0,136 0,136 0,136

Индекс роста коэффициента 0,980 1,013 1,012 0,940 0,999 1 3 3 1 2 0,045 0,045 0,136 0,136 0,045 0,091

самоокупаемости

3.7 Коэффициент деловой активности 1,406 1,601 1,569 1,403 0,943 3 3 1 1 1 0,091 0,273 0,273 0,091 0,091 0,091

Индекс роста коэффициента деловой 1,124 1,138 0,980 0,894 0,672

активности

3.8 Норма прибыли, % 6,0 7,0 8,0 2,9 3,0 3 3 3 3 3 0,045 0,136 0,136 0,136 0,136 0,136

Индекс роста нормы прибыли 0,812 1,179 1,140 0,357 1,067 1 3 3 1 3 0,045 0,045 0,136 0,136 0,045 0,136

3.9 Реинвестиции к приросту (снижению) капитала -33,43 1,029 0,526 1,421 -58,96 3 3 1 3 3 0,045 0,136 0,136 0,045 0,136 0,136

Индекс роста отношения реинвестиций -36,94 -0,031 0,511 2,703 -41,5 3 1 1 3 3 0,045 0,136 0,045 0,045 0,136 0,136

к приросту капитала

3.10 Соотношение дебиторской задолженности /кредиторской задолженности 0,818 0,833 0,906 0,963 0,995 1 1 1 1 1 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045 0,045

Индекс роста соотношения дебиторской 1,121 1,018 1,087 1,063 1,033 3 3 3 3 3 0,045 0,136 0,136 0,136 0,136 0,136

и кредиторской задолженностей

3.11 По сфере специализации: индекс производства 106,8 111,2 113,4 96,2 79,2 3 3 3 1 1 0,091 0,273 0,273 0,273 0,091 0,091

Оценка составляющей «Совокупность предприятий региона» 1,000 2,182 2,591 1,955 1,955 1,864

4. Региональный рынок труда (население)

4.1 Индекс роста отношения численности населения к площади 0,994 0,996 0,998 0,999 1,000 1 1 1 1 2 0,111 0,111 0,111 0,111 0,111 0,222

4.2 Соотношение мужчин и женщин 1,174 1,176 1,177 1,178 1,179 3 3 3 3 3 0,111 0,333 0,333 0,333 0,333 0,333

Тот же показатель по РФ 1,158 1,16 1,161 1,162 1,162

4.3 Экономически активное население/население 0,514 0,519 0,498 0,535 0,537 2 3 3 2 1 0,111 0,222 0,333 0,333 0,222 0,111

Тот же показатель по РФ 0,514 0,521 0,529 0,534 0,533

4.4 Численность занятых в экономике/экономически активное население региона 0,922 0,922 0,964 0,904 0,872 3 3 3 2 1 0,111 0,333 0,333 0,333 0,222 0,111

Тот же показатель по РФ 0,910 0,906 0,905 0,904 0,892

4.5 Уровень безработицы в регионе, % 8,1 8,6 5,2 5,4 5,1 3 3 3 3 3 0,111 0,333 0,333 0,333 0,333 0,333

Тот же показатель по РФ 9,4 10,6 7,8 7,2 7,2

4.6 Динамика среднедушевых доходов населения в регионе 1,355 1,319 1,235 1,319 1,077 3 3 2 3 1 0,111 0,333 0,333 0,222 0,333 0,111

Тот же показатель по РФ 1,266 1,257 1,236 1,186 1,138

1=1 ■в о о»

ю <и а н о к и я

ö 8 £ § и о

5) определение веса показателей внутри блока показателей (показатели приняты равновесными, однако их вес дифференцирован согласно числу показателей внутри блока. Каждый из четырех блоков показателей наделен весом в 25 % от общей оценки);

6) взвешенная оценка значения показателей путем умножения балла на вес показателя;

7) определение итоговой оценки показателя путем суммирования оценок.

В целях сравнительной оценки уровня экономической безопасности регионов составляется их рейтинг путем сортировки значений оценки уровня экономической безопасности по критерию уменьшения значений (начиная с максимального и заканчивая минимальным значениями).

Отбор групп регионов по критерию значения оценки уровня экономической безопасности первоначально предлагается проводить с использованием шкалы:

От 1 до 1,999 баллов - регионы с уровнем

экономической безопасности ниже среднего;

От 2 до 3 баллов - регионы с уровнем экономической безопасности выше среднего.

В продолжение научного исследования указанная шкала может быть уточнена, причем совокупность регионов страны целесообразно разделить на три или более групп. Согласно рангу регионов перспективным направлением становится разработка дифференцированных управленческих воздействий, связанных с закреплением или наращиванием уровня экономической безопасности для регионов каждого типа.

Список литературы

1. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации (вторая редакция) / под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург, 2001.

2. Экономическая и национальная безопасность: учеб. для вузов / под ред. Е. А. Олейникова. М., 2005.

3. Яшин С.Н., Пузов Е.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3. С. 31-36.

региональная экономика: теория и практика

Для того, чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. «Желательное» состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности .

В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение.

Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В. Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» .

В. А. Савин считает, что «экономическая безопасность» представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности .

По Л. И. Абалкину «экономическая безопасность» - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику .

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах .

Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Элементы экономической безопасности можно представить на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Элементы экономической безопасности

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями «развитие» и «устойчивость».

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам .

Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки».

Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции.

Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки :

1) ресурсного потенциала и возможностей его развития;

2) уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;

3) конкурентоспособности экономики;

4) целостности территории и экономического пространства;

5) суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели :

Экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

Характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

Характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

Качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности :

Предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

Предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;

Предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами :

Геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;

Экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;

Ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;

Приоритетами экономической политики государства в отношении детерминант обеспечивающими конкурентные преимущества отраслей и предприятий национальной экономики;

Приоритетами экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных стандартов качества жизни населения страны;

Параметрами отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;

Перечисленные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности. Каждая из угроз представляет определенную степень опасности для страны, что, в свою очередь, предопределяет приоритеты противодействия этим угрозам. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности представлены в таблице 1.1. экономический безопасность челябинск

Таблица 1.1 - Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности

Внешние угрозы

Внутренние угрозы

1 Угрозы, обусловленные геополитическим положением страны (агрессия, военно-политические конфликты, терроризм и т. п.)

1 Угрозы, обусловленные нерациональной экономической политикой государства в отношении социальной сферы, вызывающей высокий уровень бедности, криминализации и социальной напряженности в обществе

2 Угрозы, обусловленные экономической экспансией доминирующих экономик и доминирующих военно-политических союзов

2 Угрозы, обусловленные нерациональной отраслевой и региональной структурой ВВП

3 Угрозы, обусловленные импортной интервенцией на внутренние рынки стратегически важных товаров и услуг

2 3 Угрозы, обусловленные несовершенством институциональной среды в отношении экологии и нерациональной экономической политикой в отношении экстерналий, возникающих в процессе экономической деятельности.

В сфере экономик угрозы носят комплексный характер и обусловлены: сокращением ВВП; снижением инвестиционной, инновационной активности; снижением научно-технического потенциала; стагнацией аграрного сектора; разбалансированием банковской системы; ростом внешнего и внутреннего долга; преобладанием в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих; преобладанием в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости и медикаменты .

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы.

Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

В настоящее время в экономической литературе в качестве метода определения критериев выделяют индикативный подход , то есть использование различных индикаторов. Индикаторы представляют собой пороговые (предельные) значения различных показателей деятельности социально-экономической системы .

За пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, коррупции. Однако, по мнению ряда экономистов, важны не сами индикаторы, а их динамика. Поскольку лишь динамика отражает соотношение показателей и пороговых значений, обозначая перемены развития системы.

В этом случае оценка экономической безопасности осуществляется методом сравнения фактических показателей (абсолютных и относительных) деятельности с индикаторами.

Существенным недостатком данного подхода является сложность определения точности, достоверности индикаторов, отсутствие исчерпывающих методических рекомендаций для определения индикаторов, которые учитывали бы специфику социально-экономической системы.

Так, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ зафиксировано, что для ее реализации должны быть разработаны количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, что дает право полагать использование индикативного подхода для оценки экономической безопасности РФ.

Между тем, разработка методологии построения предельно критических показателей очень сложна. Это, прежде всего, связано со сложностью российской статистики, достоверность и надежность которой часто вызывает нарекания. Так, Федеральный орган государственной статистики РФ не исчисляет дефлятор ВВП, а правительство оперирует собственными оценками этого трудоемкого показателя. Определение предельных пороговых значений грешит субъективизмом и эклектикой. В качестве порогов берутся данные по отдельным (или группе) развитым странам, а также по самой РФ в лучшие ее времена, либо оценки различных авторов.

В начале 2000 г. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН было предложено из всей совокупности показателей, оценивающих экономическую безопасность использовать 150, которые можно назвать индикаторами, исходя из следующих трех их отличительных свойств:

Они количественно отражают угрозы экономической безопасности;

Обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэто-му большей способностью предупреждать общество, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической си-туации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;


Взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.

Впоследствии Центром были сформированыуже 4 группы пороговых значе-ний:

1) макроэкономических, отражающих главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемых на правительственном уровне;

2) рас-крывающих и дополняющих эти главные черты и утверждаемых Минэконом-развития России;

3) функционального и отраслевого уровня, утверждаемых со-ответствующими министерствами;

4) экономической безопасности регионов.

Рассмотрим примерный перечень индикаторов и их пороговых значений, разработанных экспертами Совета безопасности РФ и используемых для оценки экономической безопасности в Российской Федерации.

Таблица 1.1 - Перечень индикаторов состояния экономики, по которым устанавливаются пороговые значениян/p>

Показатель Пороговое значение
1. Способность экономики к устойчивому развитию
1. Объем ВВП в целом, млрд. руб. 6 000
2. Валовый сбор зерна, млн. т.
3. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, %
4. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %
5. Доля в промышленном производстве машиностроения, %
6. Доля в ВВП инвестиций в основной капитал, %
7. Затраты на оборону, в % к ВВП
8. Затраты на научные исследования, в % к ВВП
9. Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение), %
10. Отношение прироста разведанных запасов полезных ископаемых к объему их добычи, %
2. Социальная сфера
1. Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %
2. Продолжительность жизни населения, лет
3. Отношение доходов 10 % самых высокодоходных групп населения к доходам 10 % самых низкодоходных групп населения, %
4. Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. человек), тыс.
5. Расходы на образование, в % к ВВП
6. Уровень безработицы в % к ЭАН по методологии МОТ, %
7. Отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму, %
8. Отношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму, %
9. Доля в ВВП на культуру, % 0,5
10. Доля в ВВП на здравоохранение, % 1,0
11. Доля в ВВП за образование, 5 1,5
12. Соотношение банковского процента по вкладам населения и темпа инфляции, %
13. Дифференциация субъектов РФ по величине прожиточного минимума, % 1,5
3. Устойчивость финансовой системы
1. Уровень инфляции за год, %
2. Объем внутреннего долга, в % к ВВП за сопоставимый период времени
3. Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, в % к налоговым поступлениям бюджета
4. Доля расходов на обслуживание государственного долга, в % от общего объема расходов федерального бюджета
5. Объем внешнего долга, в % к ВВП
6. Доля внешних заимствований в покрытии дефицита бюджета, %
7. Дефицит бюджета, в % к ВВП
8. Объем иностранной валюты по отношению к рублевой массе в национальной валюте, %
9. Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей, %
10. Объем золотовалютных резервов, млрд. долл.
11. Уровень монетизации, в % к ВВП
4. Внешняя торговля
1. Доля товарных ресурсов поступивших по импорту в общем объеме товарных ресурсов, %, в том числе:
- продовольственных товаров
- продукции химической и нефтехимической промышленности
- продукции легкой промышленности
- машин и оборудования, из них
- металлорежущих станков
- кузнечно-прессовых машин
- сельскохозяйственной техники
2. Доля экспорта в общем объеме добычи и производства продукции, %, в том числе:
- топливно-энергетических ресурсов, из них:
- нефти
- продукции цветной и черной металлургии
- рыбной продукции
3. Сальдо внешней торговли, млрд. долл.
4. Доля импорта во внутреннем потреблении, % : - в том числе продовольствие, %

Примечание : большинство пороговых значений определено на основании совместных оценок групп экспертов.

Источник: Экономическая безопасность России (тенденции, методология , организация) / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Институт экономики РАН. 2000.

Кроме того, разработаны и представлены предельно критические значения, являющиеся границами безопасности развития российского общества. Сопоставляя приведенные в табл. 1.2 данные с фактическим положением дел, можно прогнозировать вероятные последствия.

Таблица 1.2 - Предельно критические значения - границы безопасности развития российского общества

Показатель Предельно критические значения в мировой практике Источник данных Вероятные социально-политические и экономические последствия
Сфера экономики
1. Уровень падения ВВП, % 30-40 Официальная мировая статистика: данные о падении ВВП США в период великой депрессии Деиндустриализация экономики
2. Доля импортных продуктов питания, % Данные международной федерации агропроизводителей Стратегическая зависимость жизнедеятельности страны от экспорта
3. Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, % Колониально-сырьевая структура экономики
4. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, % 10-15 Обобщенное значение показателя развитых стран Технологическое отставание экономики
5. Доля от ВВП государственных ассигнований на науку, % Независимая газета, 1995, 2 февраля Разрушение интеллектуального потенциала
Социальная сфера
6. Соотношение доходов 10 % самых богатых и 10 % самых бедных групп населения 10:1 Обобщенное значение показателя развитых стран Антагонизация социальной структуры
7. Доля населения, живущего на пороге бедности, % Обобщенное значение показателя развитых стран Люмпенизация населения
8. Соотношение минимальной и средней заработной платы 1:3 Обобщенное значение показателя развитых стран Деквалификация и пауперизация рабочей силы
9. Уровень безработицы, % 8-10 Обобщенное значение показателя развитых стран Рост социально обездоленных категорий населения
Демографическая ситуация
10. Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) Расчетное значение коэффициента при нулевой депопуляции Интенсивная депопуляция, вымирание населения страны
11. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,14-2,15 Значение коэффициента, необходимого для простого воспроизводства Отсутствие простого замещения поколений
12. Средняя продолжительность жизни населения, лет 75-79 Данные ООН по развитым странам Ухудшение здоровья населения
13. Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения), % Данные Федеральной службы государственной статистики (среднемировое значение) Старение населения
Экологическая ситуация
14. Суммарное поступление от экологических платежей (в % от ВНП) Данные Организации экономического содействия и развития (по Германии) Низкий уровень экологического контроля
Девиантное поведение
15. Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. человек) 5-6 тыс. Данные академии МВД Криминализация общества
16. Уровень потребления алкоголя, л 8 л абсолютного алкоголя на человека в год Данные всемирной организации здравоохранения Физическая деградация населения
17. Число суицидов на 1000 жителей Данные Российского Федерального научно-методического суицидного центра Психическая деградация населения
18. Уровень распространения психологической патологии на 1000 жителей Данные Минздрава РФ Психологическая деградация населения
19. Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы, % Данные М. Доган, представленные в статье «Легитимность режимов и кризис доверия» (см. Социологические исследования 1994 г. № 6, с. 151) Делигитимация власти
20. Уровень доверия населения к центральным органам власти, % 20-25 Данные аналитического центра АСПИ РАН Отчуждение власти от народа

На основе анализа современной литературы, посвященной проблемам экономической безопасности, агрегировано можно выделить следующие методы оценки и измерения уровня экономической безопасности:

2. Метод анализа и обработки сценария предполагает на основе анализа динамики развития социально-экономической системы разработку научно обоснованных прогнозовдальнейшего развития и принятия определенных решений в конкретных областях управленческой деятельности.

Сценарий является некоторой относительной, условной оценкой возможного развития системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития. Которые чаще всего принципиально непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос: «Что может быть, если условия развития системы сложатся так… ?». Как известно, ничего другого о будущем любой системы узнать нельзя, и в этом смысле сценарий отражает прогностические возможности науки.

3. Метод экспертных оценок предполагает при оценке экономической безопасности использование мнения специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

4. Теоретико-игровые методы . Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. Совещание проходит за несколько сеансов игры - обычно 10-12. На первом сеансе все участники вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания.

Если данный вариант по отношению к заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вводят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффективности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение).

5. Математические методы (метод теории нечетких систем и др.)

6. Метод, основанный на расчете средневзвешенных значений по каждой группе индикаторов (с учетом ранжирования стран по методологии Всемирного банка: высоко, средне и слаборазвитые). Суть данного метода заключается в том, что определяются значения параметров для конкретной страны и выделяются показатели: «лидирующие», «совпадающие», «отстающие» по отношению к среднемировым величинам. Полученные результаты объединяются в группы с различным уровнем отклонений от стандартов.

I группа объединяет показатели, имеющие отклонения от среднемировых значений от 0 до 10% (приемлемый уровень безопасности).

II группа объединяет показатели, имеющие отклонения от среднемировых значений от 10 до 25 % (критическая ситуация в экономике).

III группа объединяет показатели с отклонениями от 25 % до 50 % (экономический кризис).

IV группа - показатели с отклонением величин свыше 50 % (экономическая катастрофа).

7. Использование интегрального показателя уровня экономической безопасности (индекса экономической безопасности) . Индекс является композитным, отражает гармоничное развитие социально-экономической системы, охватывает во взаимосвязи все сферы экономики (социальную, финансовую, внешнеэкономическую и др.)

Рассмотренные критерии и методики позволяют,с одной стороны, оценить степень изученности данной проблемы, с другой - сделать вывод оботсутствии наиболее полного, достоверного метода оценки экономической безопасности в современных условиях.

Существует также система функциональных критериев обеспечения экономической безопасностис использованием интегрального показателя экономической безопасности. В соответствии с этим подходом определяются угрозы и степень негативного их влияния на уровень экономической безопасности, а также выделяются ряд функциональных целей экономической безопасности, к которым относят:

Финансовую устойчивость, независимость страны в целом;

Уровень инновационного развития страны, ее ресурсный, технологический потенциалы;

Правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов и др.

В частности, Булавко В.Г. выделяет критериальные показатели экономической безопасности по различным сферам экономики:

Производственная сфера на макроэкономическом уровне;

Энергетическая сфера;

Научно-техническая сфера;

Финансовая сфера;

Социальная сфера;

Внешнеэкономическая сфера;

Инвестиционная сфера;

Продовольственная сфера;

Экологическая сфера;

Сфера совершенствования правопорядка;

Сфере правового регулирования.

Рассчитав сводные показатели степени кризисности в каждой из сфер экономики, Булавко В.Г. на основании полученных данных осуществляет комплексную оценку безопасности в экономической сфере по формуле:

где - нормализованная оценка степени кризисности ситуации; N - количество сфер; - коэффициент, бальная оценка.

В условиях, когда нормализованная оценка какой-либо сферы , то она может заменяться значением , что предполагает ситуацию, в которой конкретная величина показателя не будет иметь большего значения и оценка по экономической безопасности не подвергнется искажению со стороны одной сферы.

Значения показателя в виде балльных оценок определяются на основе диапазона данных (таблица 1.3), определенных исходя их характера ситуации при определении степени кризисности в сфере экономической безопасности.

Таблица 1.3 - Возможные диапазоны бальных оценок ситуации, используемые в качестве стандартных показателей при определении степени кризисности в сфере экономической безопасности

Нормализованная оценка степени кризисности ситуации по экономической безопасности в целом сопоставляется с соответствующими пороговыми значениями, которые в свою очередь, определяются как среднеарифметические величины пороговых нормализованных значений степени кризисности ситуации в разрезе сфер по формуле:

Также в современной литературе, посвященной обеспечению экономической выделяют методику рейтинговой оценки стран (регионов) по состоянию экономической безопасности , которая основана на расчете интегрального показателя экономической безопасности , определяемого по формуле:

где - отклонение стандартизированных значений показателей от некоторого эталона.

Минимальное значение свидетельствует о наилучшем состоянии экономической безопасности.

В качестве показателей в данной методике могут применяться следующие:

Состояние банковской сферы региона;

Состояние расчетно-платежной системы;

Уровень доходов населения;

Финансово-экономические показатели деятельности предприятий;

Бюджетная система, ВВП и пр.

Разработке и совершенствованию методики статистической оценки экономической безопасности регионов посвящены работы Олейникова Е.А., Бурцева В.В. и др. Сущность разработанного ими метода заключается в формировании системы статистических показателей исследования уровня экономической безопасности, характеризующей основные звенья экономической системы.

Далее проводится анализ динамики экономической безопасности по годам на основе системы статистических показателей. Затем формируются интегральные показатели экономической безопасности по разработанной системе показателей, и, как итог, получение на их основе обобщенных и детализированных оценок экономической безопасности.



Похожие статьи