Технический надзор в строительстве градостроительный кодекс. Строительный контроль: что это такое и кто его проводит. Виды работ в рамках строительного контроля и требования к его проведению


Вернуться назад на

В Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.

Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).

Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО).

Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.

Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.

Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).

Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).

Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.

Проанализируем судебную практику.

В деле N А60-7214 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.

Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).

Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение N ВАС-10699).

Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 - 50 000 руб.

Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468
"О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

(млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

(процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

(человек)

1,72. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, ...

Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)

от 30 до 50

от 50 до 70

от 70 до 90

от 90 до 125

от 125 до 150

от 150 до 200

от 200 до 300

от 300 до 400

от 400 до 500

от 500 до 600

от 600 до 750

от 750 до 900


Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н=0,04193*С/С,

где:

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Электронный текст документа

Помогите, пожалуйста, разобраться с функциями Заказчика и Организации, осуществляющий функции строительного контроля (ст. 53 ГрК РФ) (Исполнитель), по Контракту (44-ФЗ) с заказчиком:- какими НПА регламентируется полный перечень действий и документов, которые должен осуществлять в рамках строй.контроля Исполнитель?- выдавать Подрядчику, осуществляющему строительство объекта, тех.решения "в производство работ" обязан Заказчик или Исполнитель?- вправе ли Исполнитель по доверенности от Заказчика подписывать КС-2 и КС-3 по Контракту подряда (по которому Исполнитель ведёт строй.контроль)?

Ответ

Полномочия исполнителя в рамках осуществления строительного контроля раскрываются в Положения, утв. .

Строительный контроль, осуществляемый лицом, привлеченным заказчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в т.ч.:

Проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

Проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

Совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Выдавать подрядчику, осуществляющему строительство объекта, технические решения «в производство работ» должен заказчик работ, поскольку данные функции не входят в предмет строительного контроля. Хотя в договоре между исполнителем и заказчиком, стороны могут предусмотреть более расширенные полномочия.

Исполнитель по доверенности от заказчика может подписывать акты КС-2 и КС-3 по контракту подряда (см. « »).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

«Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ, которые стороны предусмотрели в . При этом он не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика (). Определенные права и обязанности в ходе такого контроля и надзора есть как у , так и у .

Какие права и обязанности есть у заказчика при осуществлении контроля и надзора

Взаимоотношения заказчика и подрядчика в рамках договора строительного подряда регулируются положениями двух кодексов: Гражданского (ГК РФ) и Градостроительного (ГрК РФ). При этом ГК РФ наделяет заказчика определенными правами по контролю и надзору за выполнением работ, а ГрК РФ возлагает на него конкретные обязанности по так называемому строительному контролю.

Какие права по контролю и надзору предоставляет заказчику Гражданский кодекс РФ

Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда, а именно за:

  • ходом и качеством выполняемых работ. Это означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ;
  • соблюдением сроков выполнения (графика) работ. Заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку и т. д.;
  • качеством предоставленных подрядчиком материалов. Заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.;
  • правильностью использования подрядчиком этих материалов. Для того чтобы осуществлять эту форму контроля, заказчику нужно обладать необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов.

Разница заключается в следующем.

Обязанности, возложенные на заказчика Градостроительным кодексом РФ, касаются вопросов безопасности как процесса строительства, так и использования построенного объекта. Иначе говоря, это требования, в соблюдении которых заинтересовано общество в целом. Поэтому, если заказчик не будет осуществлять такой строительный контроль, его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со КоАП РФ. Она предусматривает значительные штрафы, а в случае повторного нарушения - даже административное приостановление деятельности.*

Дела о таких административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (). Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (). В случае необходимости применения наказания в виде административного приостановления деятельности рассмотрение дела производится судьей арбитражного суда ( , КоАП РФ).

Чтобы оспорить постановление о привлечении к административной ответственности, нужно доказать, что на самом деле заказчик надлежащим образом осуществлял строительный контроль. Для этого стоит использовать, например, переписку с подрядчиком, а также соответствующие записи в журнале работ.

Пример из практики: суд признал незаконным постановление органа строительного надзора, поскольку заказчик доказал факт выполнения контроля за строительством

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по статьи 9.4 КоАП РФ.

По мнению Главгосстройнадзора МО, заказчиком не осуществлялся контроль за выполнением работ, а именно: монтаж металлоконструкций проводился без наличия сертификатов качества, основание футбольного поля выполнено песком, не соответствующим требованиям ГОСТ, протокол по проверке коэффициента уплотнения основания отсутствует, результаты по прочности бетона ж/б настила трибун отсутствуют, нарушены требования статьи 53 Градостроительного кодекса РФ (норма, устанавливающая обязанность проводить контроль за выполнением работ).

Суд посчитал доводы Главгосстройнадзора МО необоснованными и удовлетворил иск заказчика, указав следующее: «Заказчик осуществляет систематический контроль за строительством стадиона, подтверждением тому является переписка с подрядчиком и записи в журнале работ раздел 5 «Замечания контролирующих органов и служб», сделанных законным представителем заказчика (руководителем группы технического надзора)». Суд учел и то, что заказчик проводил проверки исполнения договора генерального подряда на строительство стадиона и, обнаружив существенные нарушения, принял все возможные меры по приостановлению его строительства. Кроме того, суд учел, что заказчик после принятых мер обращался в устной форме с предоставлением всех компрометирующих документов к начальнику территориального отдела Главгосстройнадзора Московской области с просьбой принять более жесткие меры к подрядной организации ( , оставлено без изменения ).

В свою очередь права, предоставленные Гражданским кодексом РФ, касаются коммерческих интересов самого заказчика (они позволяют ему обеспечить, чтобы не нарушались сроки и стоимость строительства).

В отличие от контроля надзор за строительством - это, прежде всего, контроль за соответствием стоимости строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий или объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам ( , утвержденного ). Если заказчик не воспользуется своими правами, которыми его наделяет статьи 748 ГК РФ, у него наступят иные негативные последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику (). Причем речь идет об обязанности заказчика заявить о них на любой стадии выполнения работ, включая приемку. Если он этого не сделает, то потеряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Пример из практики: суд отказал заказчику в иске к подрядчику по причине того, что заказчик при осуществлении контроля как в ходе работ, так и при их приемке не заявил своих замечаний

Подрядчик и заказчик заключили договор подряда, по условиям которого подрядчик обязался выполнить своим оборудованием работу по устройству свайного фундамента.

Во исполнение принятых обязательств подрядчик выполнил работы по погружению свай в грунт и передал результат работ заказчику по актам приемки выполненных работ, а заказчик подписал указанные документы и оплатил выполненные работы.

Заказчик принял подрядные работы и подписал акты приемки выполненных работ без замечаний. Впоследствии он обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, образовавшегося в результате переплаты по договору подряда.

Как установил суд, «заказчик, имеющий право осуществлять в силу статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, при выполнении работ не заявлял о несоблюдении подрядчиком глубины погружения свай, поэтому с учетом положений пункта 2 упомянутой нормы права заказчик лишился права ссылаться на недостатки, обнаруженные им впоследствии». Суд учел также то обстоятельство, что заказчик не представил доказательства того, что при приемке выполненных работ он был лишен возможности изучить журнал работ, содержащий информацию об объемах проводимых подрядчиком работ».

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заказчик не представил доказательств выполнения ответчиком работ по договору подряда с недостатками ().

Однако некоторые суды указывают на то, что контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика. Причем имеется в виду не строительный контроль, обязанность по осуществлению которого установлена ГрК РФ, а контроль и надзор, установленный ГК РФ. Исходя из этого, в спорах о качестве выполненных работ они не принимают во внимание доводы подрядчика о том, что заказчик не заявил о недостатках в ходе осуществления контроля и надзора за выполнением работ.

Пример из практики: суд не принял во внимание тот факт, что заказчик не обнаружил недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, и удовлетворил требование подрядчика о взыскании задолженности по договору только частично

Подрядчик обратился в суд с иском к заказчику о взыскании задолженности за предоставленные услуги по договорам подряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ по строительству многоэтажного жилого дома.

Заказчик в суде первой инстанции заявил возражения относительно качества выполненных истцом подрядных работ, для обоснования возражений просил назначить судебно-строительную экспертизу. Назначенный судом эксперт пришел к выводу о нарушении подрядчиком требований технических норм и правил при производстве строительных работ и об устранимости данных недостатков.

С учетом того, что работы были выполнены с недостатками, суд удовлетворил иск подрядчика частично. При этом суд указал: довод подрядчика «о том, что ответчик не вправе ссылаться на явные недостатки в выполненных работах в силу пункта 2 статьи 748 ГК РФ, так как должен был обнаружить данные недостатки при осуществлении контроля и надзора за выполнением подрядных работ, не может быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 1 статьи 748 ГК РФ контроль и надзор заказчика за выполнением подрядных работ является правом, а не обязанностью заказчика» ().

Довод, указанный в последнем примере, заказчику стоит использовать, если он обнаружил недостатки в результате работ не в ходе осуществления контроля и надзора, а по окончании их выполнения, например . Тогда довод подрядчика о том, что недостатки заказчик должен был обнаружить в ходе контроля и надзора, становится неправомерным, поскольку понудить заказчика к осуществлению такого контроля нельзя.

Если же заказчик проводил конкретные мероприятия по контролю за работами (например, проверку глубины погружения свай) и не выявил никаких недостатков, а тем более впоследствии еще и подписал акты сдачи-приемки работ, то подрядчик сможет использовать аргумент о том, что заказчик в ходе проведения контроля не заявлял о недостатках (например, на проверке глубины погружения свай, которая имела место такого-то числа с составлением такого-то акта проверки) и, соответственно, не может на них ссылаться в силу статьи 748 Гражданского кодекса РФ.

Что может предпринять заказчик в рамках контроля за выполнением работ по договору строительного подряда

1. Контроль за ходом и качеством выполняемых работ означает, например, то, что заказчик вправе направить своего представителя, который будет отслеживать исполнение подрядчиком своих обязательств по договору, знакомиться с параметрами работ, производить для этого аудиозапись, видео- и фотосъемку объекта, его части, оборудования, материалов, документов. Заказчик вправе делать замечания, задавать вопросы подрядчику о темпах выполнения работы, о степени соответствия уже выполненной части работы проекту.

2. Контроль за соблюдением сроков выполнения (графика) работ означает, например, что заказчик вправе следить за сроками выполнения работ, направлять письменные предупреждения о нарушении сроков выполнения отдельных этапов работ, требовать выплаты установленной в договоре неустойки за просрочку.

3. Контроль за качеством предоставленных подрядчиком материалов означает, что заказчик вправе контролировать соответствие предоставленных подрядчиком материалов тем, что указаны в смете, следить за сроком их годности, подлинностью производителя и т. д.

4. Контроль за правильностью использования подрядчиком материалов подразумевает, что заказчик обладает необходимыми познаниями. Такими познаниями может обладать генеральный подрядчик. В остальных случаях заказчик, не обладающий специальными познаниями, может следить, например, за правильностью складирования, хранения, перевозки материалов, а также за тем, чтобы с материалом работал только квалифицированный персонал подрядчика, который имеет профессиональные познания, позволяющие правильно использовать материал. Для этого заказчик вправе потребовать от подрядчика подтверждение квалификации соответствующего персонала (дипломы, аттестаты, свидетельства об окончании курсов и т. д.).

Более подробно перечисленные полномочия заказчика раскрываются в Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного . Этот документ является подзаконным актом, обязательным для сторон договора строительного подряда в соответствии с статьи 53 ГрК РФ. Согласно данному документу, для того, чтобы контролировать действия подрядчика, заказчик вправе проводить следующие мероприятия:

а) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов. Под входным контролем понимается проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства;

б) проверять выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверять полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) освидетельствовать совместно с подрядчиком скрытые работы и проводить промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверять совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) проводить иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.*

Что можно потребовать от подрядчика в рамках контроля и надзора за выполнением работ

Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Такое правило установлено в статьи 748 Гражданского кодекса РФ. Однако, если такие указания являются отступлением от условий договора и заказчику об этом известно, подрядчик, исполнивший работы по таким указаниям, освобождается от ответственности за некачественно выполненную работу.

Пример из практики: суд отказал заказчику в удовлетворении иска к подрядчику на том основании, что спорные работы были согласованы заказчиком и не противоречили условиям договора

Заказчик предъявил иск к подрядчику о взыскании убытков, возникших в связи с ненадлежащим выполнением обязательств по договорам на выполнение работ по строительству железнодорожной линии.

Основной претензией заказчика выступила некачественно собранная путевая решетка из старогодних рельсов.

Помимо описанных выше особенностей строительного подряда, применяются и общие нормы о договоре подряда. В частности, о пределах вмешательства заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика см. ».

<…>

2.ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от

<…>

«Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



Похожие статьи